- Брусья для ребенка с дцп своими руками
- Спортивная электронная библиотека
- Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
- Популярное
- Мир дзюдо
- Самозащита без оружия
- Охота — национальный охотничий журнал
- Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»
- Планета Баскетбол
- Гири. Спорт сильных и здоровых
- Автобиография
- Исповедь бывшего толстяка
- Бег с Лидьярдом
- Порядок рассмотрения обращений граждан в Департаменте физической культуры и спорта города Москвы и подведомственных ему организациях
- Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
- Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
- Как убивали омский волейбол
- Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
- Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
- Применение нового устройства-тренажёра «Комбинированные брусья» для обучения ДЦП-детей ходьбе на ногах
- Application of the new device-trainer «the combined bars» for teaching the cp-child to walking on foots
Брусья для ребенка с дцп своими руками
Форму протекания заболевания, должен определить детский невропатолог. По Л.О. Бадаляну ДЦП проявляется в спастической форме, в виде гемиплегии, диплегии, двусторонней гемиплегии, в дистонической или гипотонической формах.
По А.Ю. Ратнеру, ДЦП делится на спастический тетрапарез (двойная гемиплегия), спастический гемипарез (обе формы сопровождаются эпилепсией), мозжечковый синдром (мышечная гипотония), гиперкинезы (насильственные движения, мешающие ходьбе).
По К.А. Семеновой определяют спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую форму ДЦП, атонически-астатический синдром, гемипаретическую форму патологии.
Существует еще и рудиментарный вариант ДЦП: минимальные мозговые дисфункции—неврологические нарушения в виде вялости, быстрой утомляемости, возбудимости, неусидчивости, тиков, головных болей, а в более старшем возрасте нарушения проявляются низкой успеваемостью в школе из-за сложностей с усвоением новой информации. У таких детей бывают трудности в общении, нарушения сна.
В течение болезни по данным разных авторов различают от 3 до 4 периодов:
1) острый период, или ранняя стадия (7-14 дней, до 2-3 месяцев), когда заболевание проявляется в виде синдромов:
– синдрома нарушения мозгового кровообращения — имеют место стон, судороги, резкое возбуждение ребенка с пронзительным криком, нарушения дыхания;
– синдрома повышения внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионного) — родничок напряжен или выбухает, размеры головки быстро увеличиваются, могут быть судороги;
– судорожного синдрома — судороги бывают по нескольку раз в день;
– синдрома угнетения безусловных (врожденных) рефлексов — хватательного, автоматической походки и др. Формируются неправильные установки туловища и конечностей;
– диэнцефального синдрома — отмечаются малая прибавка в массе, задержка роста, нарушение сна, температуры;
2) восстановительный период:
– ранний восстановительный период (начальная хронически-резидуальная стадия) — начинается вслед за стиханием острых проявлений кровоизлияния в мозг. По мнению разных авторов, этот период продолжается от 2 до 5 месяцев. Именно в это время врач может определить форму ДЦП. Чаще она бывает смешанной и включает различные двигательные нарушения; б) поздний восстановительный период — длится до 1-2 лет;
3) период остаточных явлений, или конечная резидуальная стадия, — начинается с 2 лет и продолжается весь период детства и юношества. Дети 4-7 лет с сохранным интеллектом посещают логопедические группы детских садов (двигательные нарушения сочетаются с нарушениями речи). Занятия по ЛФК с методистом проводятся через день, все остальные дни ребенок занимается с родителями. Двухлетний ребенок с ДЦП может находиться в движении до 2,5ч. в день, в 3-7 лет — до 6ч.
Наша задача — как можно раньше выявить симптомы заболевания, а для этого существуют специальные тесты. Учитывая, что в период новорожденности у ребенка в норме тонус мышц повышен, определять изменения мышечного тонуса можно по косвенным признакам только с конца первого месяца: при повышенном тонусе ребенок из положения на животе не делает попыток поднять голову и установить ее по средней линии.
Лечебная физкультура является важнейшим фактором физической реабилитации больных ДЦП, развития их самообслуживания. Малогрупповые занятия ЛФК, игры, лечебная хореография, гидрокинезотерапия способствуют совершенствованию психомоторных функций ребенка, максимально приближают его к уровню сверстников.
Одним из важных средств реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является лечебная физкультура. Комплекс лечебной физкультуры состоит из выполнения физических упражнений (самостоятельно или при помощи взрослых), массажных процедур, закаливания и укрепления организма, активный образ жизни, рефлексотерапии, иглоукалывании, привлечения ребенка к легкой трудовой деятельности.
Цели ЛФК при ДЦП — развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах. Также в задачи ЛФК при ДЦП входит обучение детей бытовым навыкам, элементам трудовых процессов, самообслуживанию. Благодаря занятиям лечебной физкультурой, у ребенка вырабатываются новые навыки и правильные движения.
Лечебная физкультура при ДЦП преследует следующие задачи:
1) нормализация безусловно-рефлекторной основы становления произвольных движений;
2) развитие сенсомоторных возможностей больного на базе перестройки порочных компенсаций и стимуляции координированных функций анализаторных систем;
3) обучение жизненно необходимым двигательным навыкам и элементам спортивных упражнений на основе развития общей подвижности больного;
4) специальная разносторонняя тренировка координации движений.
Правильный охранительно-стимулирующий двигательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных систем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций.
Процесс занятий лечебной физкультурой должен быть теоретически обоснован, построен согласованно с другими методами лечения. Для выбора методик занятий необходимо предварительное тщательное обследование больного, детальное выяснение характера поражения, состояния суставов и мышечной системы, степень утраты функциональных возможностей и прогноз заболевания .
Поскольку физиологический смысл занятий лечебной физкультурой состоит в развитии новых условно-рефлекторных связей и механизмов в процессе коррекционной работы, одинаковое значение имеют как демонстрация, так и словесное объяснение комплекса физических упражнений. Основной формой их организации являются индивидуальные занятия. Необходимо производить периодическое определение изменений в состоянии функций с помощью специальных тестов, и, по возможности, физиологических исследований. Такие осмотры позволяют своевременно выявить необходимость изменения методики и одновременно отражают динамику функционального состояния больного, эффективность его лечения на каждом этапе.
Методика ЛФК при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.
Важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП обуславливается особенностями развития детского мозга, его пластичностью и способностью к компенсации нарушенных функций. Ранние занятия должны проводиться в самом раннем детстве, чем раньше, тем лучше, и должны способствовать восстановлению нарушенных функций, потому что замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития ребенка. Также занятия, проводимые с детьми, включают в себя артикуляционную гимнастику и логопедический массаж.
Перед началом занятий лечебной гимнастикой применяется криомассаж по В.И. Дубровскому для того, чтобы расслабить мышцы рук и ног. Для того, чтобы уменьшить гипертонус используется точечный массаж, сегментарный массаж, криомассаж и упражнения на растягивание. Также в комплекс ЛФК при ДЦП с успехом включается гидрокинезотерапия (аквааэробика), которая состоит из плавания, гимнастики и игр в воде. При этом температура воды должна быть не меньше 36-37 градусов. Упражнения проводятся по 15-20 минут. Курс — 20-30 процедур через день.
Большое значение имеют упражнения на расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц.
Для снятия гипертонуса мышц рекомендуется использовать упражнения на мяче: 1. И.П. — лежа на животе и боку, на спине. Покачивание ребенка. Также можно в этом положении проводить ему классический массаж.
2. И.П. — лежа на животе. Ребенок должен поднять и опустить руки, затем отвести их в стороны, попытаться расслабить и с силой опустить.
Примерный комплекс упражнений для детей с ДЦП в раннем возрасте: растягивания, специальные положения и укладки. Согнуть или разогнуть конечность, удерживая ее в таком положении не менее 5-8 секунд, затем провести поглаживание, разминание и потряхивание напряженных мышц до тех пор, пока они не расслабятся.
Укладки выполняются при помощи мешочков с теплым песком. Можно сделать криомассаж спазмированных мышц. Ребенок укладывается в позу, противоположную той, при которой возникает повышенный мышечный тонус (гипертонус), и это приводит к тому, что патологический двигательный стереотип постепенно разрушается, патологическая афферентация с рецепторных полей патологически активного рефлекса снижается, и нормализуется регуляция мышечного тонуса в покое и при произвольных движениях.
При обучении бытовым навыкам (самообслуживанию) широко используются такие виды деятельности, как занятия рисованием, письмом, также у ребенка вырабатываются умения держать ложку, вилку, карандаш, зубную щетку, умываться, причесывать волосы и т.д. В тренировки включают ходьбу по ровной поверхности, по ступенькам лестницы, передвижения в специальной коляске. У ребенка вырабатывается способность стоять между брусьями (для этого устанавливаются параллельные рейки на уровне тазобедренных суставов), ходить с преодолением препятствий (в виде препятствий используются кубики, мячи, палки и др. предметы). Что касается обучения ходьбе, то сначала следует провести массаж спазированных мышц. Также в занятия лечебной физкультурой при ДЦП необходимо включать упражнения на координацию движений, сохранение равновесия и нормализации подвижности в суставах. Упражнения выполняются в различных положениях — стоя, сидя, лежа. Также очень полезны упражнения с передвижением на четвереньках и на коленях, с их помощью устраняются тонические рефлексы. В освоении акта ходьбы это является важным этапом. Развитию координации способствуют упражнения, в которых задействованы руки и ноги. Эти упражнения выполняются на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами, а также с изменением ритма и темпа выполнения.
При наличии гипертонуса мышц быстрота движений, их координация резко снижаются. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению упражнений, необходимо сделать массаж (можно криомассаж), а также вибромассаж стоп. Когда придет время непосредственно приступить к упражнениям, то сначала следует выполнять более простые упражнения в медленном темпе, с малым числом повторений. Затем постепенно следует усложнять упражнения и ускорять ритм их выполнения. Упражнения выполняются на месте и в движении (например, ходьба, бег и пр.)
Таким образом, Правильный охранительно-стимулирующий двигательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных систем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций.
Источник
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Популярное
Мир дзюдо
Самозащита без оружия
Охота — национальный охотничий журнал
Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»
Планета Баскетбол
Гири. Спорт сильных и здоровых
Автобиография
Исповедь бывшего толстяка
Бег с Лидьярдом
Порядок рассмотрения обращений граждан в Департаменте физической культуры и спорта города Москвы и подведомственных ему организациях
Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Как убивали омский волейбол
Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
Применение нового устройства-тренажёра «Комбинированные брусья» для обучения ДЦП-детей ходьбе на ногах
Ключевые слова: тренажёр «Комбинированные брусья», онтогенетическая гимнастика, церебральный паралич.
Аннотация. Новое устройство-тренажёр «комбинированные брусья» (Патент RU 2264202 от 20.11.2005), для обучения ДЦП-детей ходьбе на ногах, позволяет, по сравнению с обычными гимнастическими брусьями, расширить тренировочные функциональные возможности, повысить в 1,5 раза скорость обучения, повысить результативность, безопасность и комфортность обучения, и при этом уменьшить его трудоёмкость и сложность
Application of the new device-trainer «the combined bars» for teaching the cp-child to walking on foots
Bykovskaja E. Y., PhD
Dr. Zhukovskii Y. G., Professor
I. M. Sechenov Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry RAS, St. Petersburg
Keywords: trainer «The combined bars», ontogenetic gymnastics, cerebral palsy.
Abstract. In comparison with usual gymnastic bars, the new device-trainer «The combined bars» (PatentRU 2264202 at 2005.11.20), for teaching the CP-child to walking on foots, allows to expand training functionalities, to raise in 1,5 times speed of teaching, to raise productivity, safety and comfort of training, and thus to reduce its labour input and complexity.
Жизнь ставит перед ДЦП-ребёнком те же задачи, что и перед здоровыми детьми. Но выполнить эти задачи больному ребёнку или намного сложнее, чем здоровым детям, или даже невозможно. У многих ДЦП-детей, помимо нарушений функций внутренних органов, оказываются не сформированными или недостаточно развитыми способности чувствовать, мыслить, творить, совершать движения и передвигаться (ползать на животе, на спине, на боку, на четвереньках; ходить на ногах). Поэтому всестороннему развитию ДЦП-детей надо обязательно помогать. В процессе обучении ДЦП-детей способам самостоятельного передвижения наиболее трудным является формирование навыков ходьбы на ногах.
При недостаточном развитии подвижности ног или полном отсутствии подвижности ног необходимо не только её развивать, но и интенсивно формировать навыки прямохождения. В свою очередь, для обеспечения прямохождения необходимо развивать процессы вертикализации головы и туловища тела ребёнка.
Развитие вертикализации последовательно включает следующие этапы:
1- подъем и удержание головы, в положении, когда линия рта параллельна полу;
- — сохранение опоры и равновесия в положении сидя;
- — сохранение опоры и равновесия в положении стоя;
- — передвижение с дополнительными средствами поддержки или опоры;
- — передвижение без дополнительных средств опоры, т. е. самостоятельно.
Третий, четвертый и пятый этапы вертикализации целесообразно развивать с использованием параллельных брусьев.
Известны детские параллельные гимнастические брусья [4] для коррекции последствий детского церебрального паралича путем формирования двигательных навыков ходьбы у ребёнка, с опорой на плечевые части обеих рук (подмышки), или на предплечья, или на кисти обеих рук. Такие брусья используется тренерами-педагогами на начальных этапах обучения ходьбе тех детей, которые не способны самостоятельно ходить.
Использование параллельных брусьев позволяет ребёнку:
- стоять в низких (опущенных) брусьях, опираясь сначала на две, а затем на одну руку (или на кисти рук, или на предплечья, или на подмышки);
- стоять в высоких (поднятых)
брусьях, держась поднятыми руками за жерди брусьев;
- стоять в брусьях или поперёк, или вдоль них;
- стоя распределять вес равномерно на верхние и нижние конечности;
- стоя держать спину ровно, не наклоняясь вперед или в стороны;
- стоя формировать реакции равновесия, включая балансирование тазом;
- развивать координацию, в том числе согласованные перемещения рук и ног при ходьбе;
- развивать умение ходить разными способами (вперёд, назад, боком, с поворотами и др.
В связи с особенностями диагнозов, обучение ДЦП-детей хождению должно проводиться по индивидуальным программам.
На начальном этапе обучения, для формирования у ДЦП-ребёнка правильного физиологического стереотипа ходьбы, необходимо фиксировать в физиологически правильном разогнутом положении коленные, голеностопные и локтевые суставы, а также шею и туловище, специальными ортопедическими приспособлениями:
- туторами, фиксирующими локтевые или коленные суставы;
- замковыми аппаратами (с фиксированной стопой) для ног;
- корсетом или корректором осанки для туловища;
- фиксирующим воротником для шеи.
Во время занятий ДЦП-ребёнка в параллельных брусьях, боязнь падения является дополнительной причиной развития его быстрого утомления. Это приводит к вынужденным остановкам ДЦП-ребёнка для отдыха. Недостатком обычных параллельных брусьев является сложность перевода ребёнка от упражнений на брусьях к сиденью для отдыха. Самостоятельно пройти от брусьев к сиденью для отдыха ДЦП-ребёнок не может и поэтому для него приходится оказывать физическую помощь со стороны двух тренеров-педагогов (по его сопровождению или переносу на руках). Оказание такой помощи осложняется тем, что при этом тренеры-педагоги должны подлезать под жерди брусьев и работать в согнутом состоянии, что иногда приводит к их падению на пол с ребёнком-пациентом. При этом значительно снижается моторная плотность урока, которая определяется суммой времени, затраченной тренером-педагогом и обучаемым ребёнком на выполнение педагогических задач. Это приводит к снижению эффективности воздействия физических упражнений на организм обучаемого ребёнка.
Для повышения эффективности, результативности, безопасности и комфортности обучения, а также для уменьшения его трудоёмкости и сложности, мы предложили использовать новое устройство-тренажёр «Комбинированные брусья» (Быковская и Жуковский, Патент RU 2264202 от 2 [2], в котором на основе параллельных брусьев, дополнительно закреплено кресло, предназначенное для отдыха пациента в перерывах между циклами физкультурных упражнений на брусьях.
Предлагаемое устройство представлено на рисунке, где: 1 — параллельные жерди; 2 — сиденье для отдыха пациента; 3 — колёса.
Рис. Устройство-тренажёр «Комбинированные брусья».
Устройство используют следующим способом.
Пациент начинает выполнять на параллельных брусьях заданные упражнения в ходьбе, с поддержкой за жерди брусьев 1, при необходимости отдыха пациент самостоятельно перемещается внутри брусьев к креслу-сиденью 2, садится в него и пристёгивается к нему страховочным ремнём (на рис. не показан); после отдыха пациент освобождается от страховочного ремня, и, опираясь руками на жерди брусьев 1, встаёт с кресла-сиденья на ноги и продолжает выполнять задание урока.
Методика
Экспериментальное исследование по выяснению сравнительной эффективности применения нового устройства-тренажёра «Комбинированные брусья» и обычных гимнастических брусьев, предназначенных для обучения детей ходьбе, проводили с ДЦП-детьми в возрасте от 25-ти до 36-ти месяцев. Для исследования выбрали 12 ДЦП-детей, не умеющих ходить на ногах, но умеющих самостоятельно стоять в туторах, с опорой спиной о стену. Выбранных детей распределили «вслепую» по 6 человек в две группы: в экспериментальную группу № 1 (где использовали новое устройство «Комбинированные брусья») и в контрольную группу № 2 (где использовали обычные гимнастические брусья, т. е. устройство-аналог). Занятия на брусьях проводили по 20 минут ежедневно, с использованием соответствующих упражнений по развитию навыков ходьбы из курса онтогенетической гимнастики [1]. Начальный курс занятий, с регистрацией основных результатов, составлял 10 дней, а полный курс составлял 60 дней.
Результаты исследования и их обсуждение
Для сравнительной оценки безопасности использования комбинированных и обычных брусьев, регистрировали у каждого ребёнка, в экспериментальной группе № 1 и в контрольной группе № 2, соответственно, количество совершённых им сбоев (потерь равновесия, спотыканий, падений и ударов о жерди брусьев) за 10 начальных занятий. В каждой группе количество сбоев суммировали для 6-ти человек и затем рассчитывали среднее количество сбоев для одного пациента за 10 занятий. Затем известным способом [3] рассчитывали доверительный интервал каждой средней величины, для оценки достоверности различия средних величин между двумя группами. Результаты измерений представлены в табл. 1.
Из данных табл. 1 следует, что в группе № 1 (где использовали новое устройство — комбинированные брусья) количество сбоев у обучающихся детей было в среднем в 2 раза меньше, чем в контрольной группе № 2 (где использовали обычные гимнастические брусья): 9,00: 3,67 = 2,45. Выявленное различие статистически достоверно, так как доверительные интервалы средних величин не перекрывают друг друга: 2,04-5,30 и 5,78-12,22, соответственно. Выявленный недостаток обычных брусьев обусловлен тем, что при их использовании ДЦП-ребёнку, при следованиях из брусьев к месту отдыха и обратно, приходится находиться не в состоянии покоя (как на сиденье в комбинированных брусьях), а участвовать в достаточно сложных для него двигательных перемещениях; это приводит к увеличению числа сбоев.
Для сравнительной оценки удобства использования тренером-педагогом комбинированных и обычных брусьев регистрировали для каждого ребёнка в группе № 1 и в группе № 2 количество сбоев, совершённых его тренерами-педагогами при проведении уроков: потери равновесия и спотыкания тренера-педагога, случайные удары о жерди или стойки брусьев, допущенные отклонения от правильной траектории перемещения ребёнка на пути от брусьев к креслу отдыха и обратно, нарушение согласованности движений между тренерами-педагогами (при их совместном перемещении ребёнка), вынужденные остановки тренера-педагога для смены или прекращения захватов при перемещении ребёнка, а также для сохранения собственного равновесия. Результаты измерений представлены в табл. 2.
Из данных табл. 2 следует, что в группе № 1 (где использовали новое устройство — комбинированные брусья) количество сбоев у тренеров-педагогов было статистически достоверно в 7 раз меньше, чем в контрольной группе № 2 (где использовали известное устройство — обычные брусья): 14,16: 2,00 = 7,08. Столь высокая разница объясняется тем, что при использовании комбинированных брусьев физическая загруженность тренера-педагога значительно меньше: необходима лишь страховка обучаемого ребёнка. Тогда как при использовании обычных брусьев тренеры-педагоги вынуждены, кроме того, выполнять значительную физическую нагрузку для перемещения ребёнка из брусьев к месту отдыха и обратно, причём с обеспечением необходимой согласованности в своих движениях.
Кроме того, проведенное исследование показало, что новое устройство — комбинированные брусья, по сравнению с обычными гимнастическими брусьями, позволяет за более короткие сроки обучить ДЦП-детей ходьбе на ногах (табл. 3).
Из данных табл. 3 следует, что средний срок необходимый для обучения ходьбе на ногах составляет: 20,17 ± 2,99 дней занятий — при использовании комбинированных брусьев (экспериментальная группа № 1), и 32,83 ± 8,65 дней занятий — при использовании обычных брусьев (контрольная группа № 2). Следовательно, новое устройство позволяет сократить срок обучения ДЦП-ребёнка ходьбе примерно в полтора раза (32,83: 20,17 = 1,63). Различие средних величин статистически достоверно, так как области их доверительных интервалов не перекрываются: 17,18-23,16 и 24,18-41,48, соответственно. Иными словами, комбинированные брусья позволяют достоверно повысить скорость обучения, по сравнению с обычными брусьями.
После завершения 60-дневного курса занятий-тренировок, для сравнительной оценки результативности обучения на комбинированных и обычных брусьях, регистрировали для каждого ребёнка в группе № 1 и в группе № 2, соответственно, скорость ходьбы. Измеряли время, сек, за которое ребёнок проходил (в туторах) дистанцию в 2 метра. Результаты измерений представлены в табл. 4.
Из данных табл. 4 следует, что в группе № 1 (где для обучения детей ходьбе использовали новое устройство — комбинированные брусья), по сравнению с контрольной группой № 2 (где использовали известное устройство — обычные брусья), дети научились ходить (в туторах) с достоверно более высокой средней скоростью, примерно в полтора раза: 19,67: 11,67 = 1,69. Иными словами, по результативности обучения комбинированные брусья превосходят обычные гимнастические брусья. Кроме того, комбинированные брусья более просты в использовании.
Необходимо также отметить, что комбинированные брусья, по сравнению с обычными брусьями, позволяют проводить обучение ДЦП-ребёнка ходьбе на ногах в более комфортных для него условиях. При возможности выбора из этих двух устройств дети всегда (во всех случаях, т. е. в 100%) отдавали предпочтение комбинированным брусьям, в котором они чувствуют себя более комфортно и более безопасно (более спокойно), так как в этом случае нет необходимости в небезопасных и неудобных перемещениях ребёнка от брусьев к месту отдыха и обратно.
Кроме того, комбинированные брусья обеспечивают более широкие функциональные возможности. Они дополнительно позволяют обучать и тренировать ребёнка: вставать различными способами со встроенного стула на ноги и обратно (садиться на стул), с опорой на жерди брусьев; с опорой руками на стул, лицом к стулу, опускаться на колени на настил и подниматься обратно; опираясь руками на стул, лицом к стулу, забираться на него, вставать на колени и спускаться обратно, и др.
В отличие от обычных брусьев, предлагаемые комбинированные брусья позволяют намного облегчить переход пациента от упражнений на брусьях к сиденью (креслу) для отдыха, сохранить больше сил пациента на тренировочные упражнения в ходьбе, повысить эффективность, результативность, безопасность и комфортность обучения, а также уменьшить его трудоёмкость и сложность. Для проведения обучения ДЦП-ребёнка ходьбе, с использованием предлагаемых комбинированных брусьев необходим лишь один тренер-терапевт, а не более, как при обычных брусьях. Иными словами, использование нового устройства вместо известного устройства-аналога позволяет уменьшить трудоёмкость обучения не менее чем в 2 раза только лишь за счёт уменьшения числа тренеров-педагогов. С учётом же сокращения срока обучения (в полтора раза) выигрыш в трудоёмкости превышает 3,5 раза. При этом безопасность для пациента не уменьшается, а возрастает (при выполнении простой страховки со стороны терапевта-тренера, т. е. без неоднократных перемещений пациента из брусьев и обратно, исключены случаи падения и ударов пациента об пол или о брусья). Пациент может чередовать упражнения на комбинированных брусьях и отдых в кресле-сиденье самостоятельно, без помощи тренера-терапевта, который ограничивается лишь наблюдением и страховкой.
Таблица 1. Количество сбоев у ДЦП-детей, при обучении ходьбе, в экспериментальной группе № 1 (где использовалось комбинированные брусья) и в контрольной группе № 2 (где использовались обычные брусья)
Группа детей | Количество сбоев у детей за 10 уроков | Сумма сбоев для шести детей | Среднее число сбоев для одного ребёнка | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
№ 1 | 2 | 5 | 4 | 2 | 3 | 6 | 22 | 3,67 ± 1,63 |
№ 2 | 6 | 14 | 8 | 7 | 12 | 7 | 54 | 9,00 ± 3,22 |
Таблица 2. Количество сбоев у тренеров-педагогов, при обучении ДЦП-детей ходьбе, в экспериментальной группе № 1 (где использовались комбинированные брусья и в контрольной группе № 2 (где использовались обычные брусья)
Группа детей | Количество сбоев у тренеров за 10 уроков | Сумма сбоев для шести детей | Среднее число сбоев для одного ребёнка | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
№ 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 3 | 2 | 12 | 2,00 ± 1,26 |
№ 2 | 19 | 15 | 14 | 9 | 18 | 10 | 85 | 14,16 ± 4,07 |
Таблица 3. Средний срок необходимый для обучения ДЦП-ребёнка ходьбе на ногах с использованием комбинированных брусьев (экспериментальная группа № 1) и обычных брусьев (контрольная группа № 2)
Группа детей | Количество уроков, необходимых для обучения ребёнка | Сумма уроков для шести детей | Среднее число уроков для одного ребёнка | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
№ 1 | 18 | 22 | 16 | 24 | 19 | 22 | 121 | 20,17 ± 2,99 |
№ 2 | 38 | 19 | 42 | 32 | 27 | 39 | 197 | 32,83 ± 8,65 |
Таблица 4. Скорость ходьбы ДЦП-детей, обученных ходьбе в экспериментальной группе № 1 (где использовались комбинированные брусья) и в контрольной группе № 2 (где использовались обычные брусья)
Группа детей | Среднее время для одного ребёнка | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
№ 1 | 12 | 7 | 14 | 10 | 15 | 12 | 11,67 ± 2,88 |
№ 2 | 19 | 16 | 18 | 25 | 18 | 22 | 19,67 ± 3,27 |
Заключение
Исследование показало, что разработанное нами устройство-тренажёр «Комбинированные брусья» (Патент RU 2264202 от 20.11.2005), для обучения ДЦП-детей ходьбе на ногах, позволяет, по сравнению с устройством-аналогом (обычными гимнастическими брусьями), расширить тренировочные функциональные возможности, повысить в 2 раза скорость обучения, повысить результативность, безопасность и комфортность обучения, и при этом уменьшить его трудоёмкость и сложность.
Литература
- Быковская Е. Ю., Быковский Т. В., Жуковская В. А., Жуковский Ю. Г. Онтогенетическая гимнастика (учебник для физиотерапевтов). / Орёл: Издательство «A. V. ». 2006. 144 с.
- Быковская Е. Ю., Жуковский Ю. Г. Патент RU 2264202 от 20.11.2005 (Бюл. № 9) на изобретение «Комбинированное устройство для физиотерапии детского церебрального паралича». По заявке № 2004105017 от 24.02.2004. МПК-7 А 61 Н 3/00.
- Кассандрова О. Н., Лебедев В. В. Обработка результатов наблюдений. / М.: Наука. 1970. 104 с.
- Каталог фирмы «Beka Hospitec», 2003; www.beka.ru
Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.
Источник