Буквы для кубиков своими руками

Мастер-класс для педагогов «Речевые кубики»

Мария Копцева
Мастер-класс для педагогов «Речевые кубики»

Учитель-логопед: Копцева. М. А

Мастер-класс для педагогов на тему: «Речевые кубики»

Актуальность:

Пособие «Речевые кубики» является средством обучения и воспитания в области «Речевое развитие» программы «Вдохновение». Данное пособие можно отнести к средству альтернативной коммуникации в системе работы с неговорящими детьми. Что такое средства альтернативной коммуникации – это все неголосовые (невербальные) системы коммуникации (жесты, пиктограммы, предметные символы и т. д). Таким образом, использование кубиков может применяться в практике как с неговорящими детьми для вызывания речи, так и с дошкольниками для становления грамматического строя речи, совершенствования фонематического слуха, развития их творческих способностей (словотворчества, расширения словарного запаса, развития связной речи и повышения уровня коммуникативных навыков.

Оно является ключом для раскрытия потенциала детей дошкольного и школьного возраста. Использование речевых кубиков возможно, как в изолированном виде, так и с опорой на наглядный материал, а также они могут служить дополнением к другим дидактическим пособиям и играм.

Цель:

Расширение представлений специалистов об нестандартном и многообразном использовании пособия «Речевые кубики» и повышение профессионального уровня педагогов.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с дидактическим пособием «Речевые кубики»;

2. Рассказать о преимуществах использования речевых кубиков в ходе практики;

3. Расширить представления о положительном влиянии данного пособия на развитии ребенка в целом и совершенствовании всех сторон речи детей;

4. Показать неограниченные возможности применения кубиков и их функционального назначения в ходе занятий и в непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Оборудование:

Картинный материал, раздаточный материал, речевые кубики.

Познакомимся с ними поближе. В наборе 10 кубиков четырех цветов: красные, синие, зеленые, оранжевые. Кубики выполнены из мягкого материала, они достаточно крупных размеров, поэтому с ними можно работать сидя за столом, на полу, их можно вытаскивать из мешочка или перебрасывать друг-другу. На гранях кубиков – условные изображения, которые задают определенную смысловую и речевую направленность.

Смысловая направленность(7 кубиков):

1. Семья (возраст, пол);

3. Незнакомцы (персонажи из незнакомого мира);

4. Время суток и погода;

5. Место действия;

6. Волшебные предметы;

Речевая направленность: все кубики отражают разные части речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия); из них 3 кубика (оранжевые) обозначают:

8. Пространственные предлоги;

10. Выразительность речи.

1.«Речевые кубики» – наглядный материал, удачно и просто сочетающий в себе игру, речь и общение, а также богатую содержательную основу для них. Главная их задача в том, чтобы ребенок заговорил – и заговорил легко и выразительно, грамотно и с удовольствием.

«Речевые кубики» предназначены для игр и упражнений по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Пройдя все этапы работы с кубиками — от расширения и активизации словаря до артистических опытов — вы вместе с детьми подойдете к главной цели: будете легко придумывать истории и связно и выразительно их излагать, научитесь внимательно слушать собеседника и вести диалог, научитесь фантазировать и самовыражаться.

Данное пособие сопровождается руководством для педагогов и родителей, в котором имеются предложенные автором речевые игры и различные варианты использования речевых кубиков. Мы же решили показать свое видение на включение речевых кубиков в ход комплексного занятия по теме «Семья». Герои нашего занятия будут учиться понимать друг — друга без слов, разговаривать по телефону, путешествовать, узнавать новое о сказочных персонажах и даже колдовать.

2. Первое, с чего мы начнем – это формирование познавательного интереса у детей, активизация внимания и включение воспитанников в познавательную деятельность.

Используем кубик — «Время суток и погода». На гранях кубика имеются 6 пиктограмм: Солнце, Луна, Радуга, Снег, Дождь, Гроза. Этот кубик можно использовать для проведения подвижно-речевых игр, например, «Посмотри на небо, что ты видишь.» солнце – дети поднимают ручку, луна — все спят, радуга – все прыгают, гроза — все прячутся, топают ногами, и так далее по усмотрению педагога.

Для формирования познавательного интереса и активизации внимания, мы предлагаем детям отгадать загадки о погоде и частях суток, чтобы собрать части пазла и узнать, кто живет в доме. (Слайд 5)

Загадки: Бродит одиноко Если плачу – не беда, Загремел на

Огненное око. Вместо слез течет вода. Сотрясается весь

Всюду, где бывает, Я такой плакучий Я зажмурила

Взглядом согревает. Из-за серой тучи. Что на улице?

(солнце) (дождь) (гроза)[/i]

Подразумевается, что с детьми заранее велась работа по дифференциации (определению) признаков определенных погодных явлений, поэтому по мере отгадывания загадок педагог вручает детям детали пазла. Либо, если это интерактивная форма занятия, мы видим, что как только дети отгадали все загадки на экране складывается пазл с изображением наших главных героев занятия. (Слайд 6)

Кубик «Семья» легко совмещается со всеми кубиками. С неговорящими детьми может быть организована работа по вызыванию речи, закреплению лексического значения слов, развитию фонематического слуха, имитации движений, формированию указательного жеста и т. д. Также, на логопедических занятиях мы можем организовать проведение артикуляционной или дыхательной гимнастики вместе с членами семьи.

Читайте также:  Ароматный скраб своими руками

Старших дошкольников мы просим подкинуть кубик и рассказать, кого они видят на грани кубика, где находится и чем занимается этот член семьи, глядя на сюжетную картину.

Например, Это мама. Мама сидит на стуле. Мама играет на пианино.

Здесь же ведется работа по формированию обобщающих понятий. Педагог задает вопрос: «Как назвать всех этих людей на картине одним словом?» (семья).

А теперь начинаются самая интересная часть — педагог рассказывает детям, что каждый член семьи приготовил для них свое увлекательное задание. Например, спрашивает: «Ребята, а кого вы еще видите на картине кроме людей?». Мы говорим, что котик по кличке Том хочет поиграть в прятки. Задача детей, используя кубик «Пространственные предлоги» объяснить где находится кот, относительно шкафа и подобрать подходящую грань кубика. Все схемы сначала «прочитываются» вместе со взрослым. (Слайд 7)

Например, Том спрятался за шкафом. Том спрятался в шкафу и т. д.

Далее обращаем внимание детей на мальчика, играющего в кубики на ковре. Говорим, что он мечтает стать настоящим фокусником и придумал волшебные предметы для каждого из своих родных. Но они куда-то подевались, и он расстроился, давайте узнаем, какое у мальчика сегодня настроение. Игра называется «Лото», наша цель – это подбор пиктограммы на кубике «Эмоции» к аналогичному картинному материалу. Педагог просит найти подходящую грань кубика при показе картинок и сказать какое настроение у малыша. (Слайд 8)

Например, Мальчик грустит. Он грустный. Мальчик сердится. Он сердитый, злой и т. д.

Источник

Мастер-класс по изготовлению речевых кубиков.

Людмила Сергиенко
Мастер-класс по изготовлению речевых кубиков.

Для того, чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, чтобы помочь превратить монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, хочу поделиться идеей изготовления речевых кубиков.

Для работы нам понадобятся: плотный картон формата А4 белый или цветной, линейка, карандаш, клей, ножницы, скотч и картинки.

Сначала следует подобрать различные предметные картинки. Их можно вырезать из детских журналов, нарисовать или распечатать на цветном принтере.

Сделайте чертеж кубика. У меня он со сторонами 6 см (не забудьте начертить клапаны для склеивания). Каждую линию следует продублировать лезвием ножниц для более аккуратного сгиба, затем склейте все кубики.

На каждую сторону кубика приклейте картинку, т. е. понадобится по шесть картинок на каждый кубик.

Для более практичного применения кубиков желательно все стороны «заламинировать» скотчем. Такие кубики точно прослужат дольше обычных.

Мастер-класс по изготовлению валентинки День Святого Валентина- это день дружбы и любви. Все люди дарят друг другу свои улыбки и добрые пожелания. Все близкие, соседи, родственники.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста». Цель: повышение.

Мастер-класс на тему «Использование счетного материала из соединяющихся между собой кубиков в работе с дошкольниками» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Ягодка» Тутаевского муниципального района Подготовила: Журавлёва.

Мастер-класс по изготовлению фотоальбома Подарки, сделанные своими руками, имеют множество привилегий перед сувенирами, купленными в магазине, их главное преимущество — эксклюзивность.

Мастер-класс по изготовлению лэпбука Мастер – класс по изготовлению Лэпбука «Давайте жить дружно» Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Главное – как преподносить.

Мастер-класс по изготовлению сундучка Мастер- класс по изготовлению сундучка. Цель: использовать сундучок на занятиях в виде сюрпризного момента. При подготовке занятия по развитию.

Мастер класс по изготовлению экокормушек Печенюшки для пичужкиЧтобы приготовить вкусное печенье для птичек, мы с помощью родителей собрали разнообразный корм: семена подсолнуха,.

Мастер-класс. Современные формы работы с детьми раннего возраста по формированию общих речевых навыков. Проблема развития речи остаётся одной из актуальных тем, так как общение является необходимым условием формирования личности, её сознания.

Мастер-класс «Воспитание доброты и отзывчивости, совершенствование речевых умений у детей дошкольного возраста» Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Добрые руки рассказывают сказки» Воспитатель: Максимова.

Мастер-класс по изготовлению лошадки Для изготовления лошадки нам нужно: цветная бумага, рулончики от туалетной бумаги, шерстяные нитки, клей, ножницы, шаблон головы лошадки,.

Источник

Кубики Зайцева своими руками — онлайн игры для детей

Очень много молодых мам, озабоченных развитием своих малышей, спрашивают о том, что такое кубики Зайцева.
Кубики Зайцева — это уникальное пособие, разработанное Николаем Александровичем Зайцевым для обучения чтению маленьких детей. Николай Александрович выдвинул теорию о том, что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Эти усилия может явно ощутить любой человек, легко обхватив рукой шею под основанием челюсти и произнеся что-нибудь вслух. Как показала практика, детей действительно гораздо легче научить читать, используя слоги, а не буквы. Кубики Зайцева и отличаются тем ,что на их гранях написаны слоги.

Читайте также:  Автоматический запуск двигателя своими руками

У многих возникает вопрос о том, покупать кубики Зайцева или делать самим? Ведь готовые кубики стоят около 50 долларов, а их развертки, которые еще надо собрать, склеить, заполнить — около 30 долларов.
Елена Данилова посвятила этому вопросу одну из своих статей, в которой она опровергла целесообразность домашнего изготовления кубиков Зайцева. Еще бы: затраты на качественную бумагу, картон, чернила для принтера, время на поиски раскладок в Интернете или на создание кубиков в графических редакторах. Только подумаешь о все этих сложностях, и желание делать кубики своими руками пропадает.

Малышам

Запоминаем алфавит
Чем больше играете, тем
лучше запоминаете слова

Складовое чтение

Найди зашифрованное слово
Складывание букв в слова

Ускорение чтения

Обучаемся читать с легкостью
Беглое чтение

Однако сегодня я поведаю о своем опыте, и возможно, сумею переубедить вас, предложив новое решение в создании кубиков. Итак:

Я делаю кубики Зайцева сама. Не сделала еще, правда, но я и не тороплюсь, время у нас есть. Моей дочери два с половиной года, а я планировала начать с ней занятия с трех лет.
Как-то раз, допивая кефир из картонного пакета, я обратила внимание на его форму и подумала о том, что вот она — замечательная основа под кубики!
Месяц семья собирала литровые коробки из под молока и кефира с квадратным дном. Сначала коробки вором лежали у нас на балконе. Муж сказал мне: И я попробовала. И у меня получилось. Я стала клеить кубики. Не особо торопясь и напрягаясь. По 3-4 кубика в день. Выделила для них специальную коробку — из-под кукольного дома. К 20-му кубику я заслужила почетное звание юного кубодела, а к 45-му — кубных дел мастера

Как сделать слоговые кубики

Из одной литровой коробки у меня получалось два кубика.
В торговом центре Красная Площадь я закупила самоклеющейся бумаги — синего, голубого, зеленого, желтого, серого, деревянного — цветов. Бумага стоит 27 рублей за метр. Всего я ее набрала на 150 рублей.
Кстати, желтого цвета не было, я взяла натуральный золотой — отпадно смотрятся (но эта бумага подороже).
Затем заполняем кубики наполнителем — в золотые кладем монетки, в деревянные — написано, что надо колобашки, но я положила обрезки толстого картона, который остался от коробок молока. В железные — крышки от бутылок.

Затем оклеиваем кубик самоклеющейся пленкой. Мне казалось, что это самый легкий этап в создании кубиков. Ан нет! Кубики не идеально ровные и приходится тщательно вымерять миллиметры чтобы вырезать из ровный шаблон. Пыталась я вырезать и цельнокройные шаблончики, но потом пришла к выводу, что гораздо проще и удобнее вырезать два квадрата — верх и низ, а затем полоску, равную длине четырех квадратов — боковины.
Далее стал вопрос с буквами. Тут мне пришел на выручку любимый форум . На форуме я задала вопрос, не видели ли кто в продаже трафаретов с буквами, и девушка с ником Станислава (огромное ей спасибо) посоветовала мне обратиться в фирму, которая занимается резкой оракала. Стоимость изготовления букв: шрифт высотой 5 см, нарезка одного метра 180 рублей из их материала.
Естественно, я упростила себе жизнь и обратилась в эту фирму. Буквы вышли мне еще дешевле, так как самоклеящаяся пленка уже была закуплена. Осталось только оплатить работу.
Ну и , собственно, осталось эти буквы приклеить к кубикам, скачать таблицы для занятий и приступать.

Как играть в кубики

Если любите и пьете молоко, то кубики вам выдут практически бесплатно, а будут они и прочные и красивые.

Это заготовки под кубики. Чтобы их сделать вам понадобится карандаш, линейка, скотч и коробка из-под молока. Нижняя грань коробки — 7 см. Отмеряем по боковой грани 7 см. И отмечаем место сгиба. Затем сверху отмеряем еще где-то 3см. Вырезаем. Сгибаем. склеиваем кубик скотчем. То же самое проделываем с оставшейся частью коробки. Только с обеих сторон — сверху и снизу. таким образом у нас получится кубик с небольшим отверстием в одной из сторон. В это отверстие мы будем класть наполнитель, апотом заклеим его скотчем. Кстати, первые кубики я еще и степлером закрепляла. Но, ИМХО, это совсем не обязательно. Широкого скотча вполне достаточно.

А это, собственно кубики уже оклеенные самоклейкой. Я, правда ,их сделала пока немного, и еще руку не набила Думаю, к 20-му кубику будут лучше получаться

Отрывки из книги Зайцева М. А. «Письмо. Чтение. Счет» (с пояснениями Э.Беловой)

1. По цвету: «золотой»- желтый, «железный» — серый, «деревянный» — светло-коричневый, белый.

По сочетанию цветов: «железно-золотой» .

По одно-двубуквенным складам с буквами трех цветов.

Голубого — Г — для гласных, Синего — С — для согласных, Зеленого — З — для твердого и мягкого знаков.

Читайте также:  Варианты дачных дорожек своими руками

2. По объему: кубики большие и маленькие, большие двойные (склеенные друг с другом) и маленькие двойные.

3. По звучанию наполнителя при встряхивании: «золотые», «железные», «дерерянные», «железно-деревянные», отсутствие звука.

5 см. (Мы не делали разделение на маленькие и большие, кто хочет легко можно сделать в WORD).

Сами кубики:

1. «Большой золотой»: А-О-У-Ы-Э с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняется обрезками консервной жести (IMXO можно монетками).

2. «Маленький золотой»: Я-Ё-Ю-И-Е с голубыми буквами на желтом фоне меньшего размера, чем 1. Заполняется как 1, но меньшим количеством наполнителя.

3. «Большие железно-золотые»:

Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ (два кубика),

В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ (два кубика),

М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ (два кубика),

Однобуквенные склады располагаются на гранях серого «железного» цвета, двубуквенные на «железно-золотых» гранях (например, в складе «МА» «М» синего цвета на сером фоне, «А» голубого цвета на желтом фоне, грань фоном как бы разделена пополам).

Каждый кубик заполняется 6 крышечками от бутылок, издающих «железные» звуки.

4. «Большой двойной железно-золотой»: Ж-ЖЬ-ЖА-ЖЁ-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ, склеенный из двух кубиков т.о., что на больших плоскостях образовавшихся блоков размещаются по-разному пишущиеся, но одинаково произносимые Ж и ЖЬ, ЖЁ и ЖО. Каждый из кубиков заполняется как 3.

5. «Маленькие железно-золотые»:

Склады с мягкими знаками размещаются на серых, «железных» гранях, остальные — на «железно-золотых». Каждый кубик заполняется 4-мя крышечками.

6. «Маленький весь железный»: Й-Й-Й-Й-Й-Й. Заполняется 8-ми крышечками, чтобы кубик отличался не только внешне, но и внутренне, по звучанию и весу.

7. «Большие деревянно-золотые»:

П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ (два кубика),

К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ (два кубика),

Однобуквенные склады располагаются на «деревянных» гранях (коричневых), остальные на «деревянно-золотых». В кубик закладывается деревяшка диаметром 2,5 см и 1,5 см толщиной. «Что там внутри ?» — «Деревяшки !» Можно положить и 7 колобашечек по 2 см из прутиковдиаметром около 1 см.

8. «Большие двойные деревянно-золотые»:

склеенные из двух кубиков (по деревяшке в каждом) т.о., что по-разному пишущиеся, но одинаково произносимые Ш-ШЬ, ШЁ-ШО, ЦИ-ЦЫ оказываются в одной плоскости на больших гранях.

9. «Маленькие деревянно-золотые»:

ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ (два кубика),

В каждый кубик вкладывается деревяшка диаметром примерно 2 см и чуть больше сантиметра толчиной или 5 колобашечек. Склады с мягкими знаками — на «деревянных» гранях, остальные — на «деревянно-золотых».

10. «Маленькие двойные деревянно-золотые»:

склеенных из двух кубиков (по деревяшке или пять колобашечек в каждом) таким образом, что по-разному звучащие, но одинаково произносимые Ч-ЧЬ, ЧЁ-ЧО, Щ-ЩЬ, ЩЁ-ЩО оказываются в одной плоскости.

11. «Большой деревянно-железный»: БЪ-ВЪ-ДЪ-ЗЪ-ТЪ-СЪ с двумя железками и деревяшкой (4 колобашечками) внутри.

Есть еще четыре склада с твердыми знаками: ЖЪ — межъевропейский; HЪ — конъюктивит, конъюктура; РЪ — контръярус; ХЪ — сверхъестественный. Понятно, что при обучении чтению последниии четыремя складами можно пренебречь.

12. «Маленький беленький» со знаками препинания: точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаками, черточкой и знаком ударения. Плотно набейте кубик нарезанной бумагой.

Считайте, что кубики собраны правильно, если удается поделить их на 12 сортов с завязанными глазами.

Таблицы и кубики одновременно все предъявляйте.

Низ букв в кубиках помечен белой полоской.

В таблицах чтения 1 и 2 склады раскрашиваются как в кубиках.

Игры с кубиками и таблицами (несколько примеров)

Как тебя зовут ? Где твое имя ? КА-ТЯ.

Составим из кубиков, пропишем указкой по таблицам МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-Ш-КА .

Какое слово тебе написать?

Чего хочешь покушать, можно приготовить обед: ЩИ, КА-ША, РЫ-БА .

Сбегать в магазин и купить ПЕ-ЧЕ-НЬ-Е.

Можно устроить зоопарк.

Озвучить выбранный склад.

Озвучить выбранный кубик (поворачивать и проговаривать надо быстро).

Какую песенку тебе спеть? (по табл.1) Таблица 1 по звонкости и глухости. А-О-. Я-Ё-. Б! БА-БО БЬ! БЯ-БЁ. При озвучивании больших квадратиков ребята встают на носочки, маленьких — приседают. Г! ГА-ГО. (стоя), ГЬ! ГЯ. (присев).

Какую песенку тебе спеть (по табл. 2)? Таблица 2 по твердости и мягкости. Первая колонка не поется, а проговаривается. Дальше по колонкам. После Н-Р тук-тук-тук -стучим указкой, ребята хлопают и прыгают. После НЬ-РЬ тюк-тюк-тюк — стучим уазкой, ребята хлопают в пол-ладошки и прыгают на одной ножке. Так по всей таблице.

Методика Зайцева обучению счету.

Зеленая таблица:

  • Посчитать, переводя указку по клеткам и громко называя числа
  • Считать по десяткам : 0,10,20.
  • «Сколько тебе лет. » «А мне знаете сколько лет» .
  • «А какой номер у твоего дома?» (А у меня — 115)
  • «Кто знает, где 67 . » «У тебя 48, а надо 67 ! «
  • «Папе 34, а маме 27. На сколько лет папа старше мамы»
  • Отсчитывая по клеткам от 27 до 34
  • сложение десятки по вертикали вниз, единицы по горизонтали вправо
  • вычитание десятки по вертикали вверх, единицы по горизонтали влево

В общем напридумывать можно много всего.

Красная таблица:

(правда у Зайцева таблица красно-белая, а у нас принтер ЧБ)

Помогает научиться считать двойками, тройками . Знакомит с четностью-нечетностью (черные-четные, нечерные-нечетные). Все простые числа нечетные (столбики пустые — ни на что не делится).

Ну и таблица Пифагора + обычная таблица умножения.

Источник

Оцените статью