- Как сделать бумагу своими руками. Ретро-рецепт
- Из чего делают бумагу
- Подготовительный этап изготовления бумаги
- Обработка бумажной массы
- Как сделать картон
- Как сделать папье-маше
- Изготовление бумаги своими руками
- Что требуется для изготовления бумаги ручного черпания?
- Основное сырьё
- Добавки в композицию
- Процесс изготовления
- Изготовление бумаги своими руками: 3 комментария
Как сделать бумагу своими руками. Ретро-рецепт
Издание 1885 года посвятило значительную часть своей книги рассказу о самостоятельном производстве бумаги.
Тогда, в далеком XIX веке это был дополнительный источник заработка и способ обрести новую профессию, новое ремесло. Ну а в наше время,
когда бумага представлена в широком ассортименте во всех канцелярских отделах магазинов, это будет отличным методом освоения новых творческих навыков.
Я говорю об этом серьезно: сделанная вручную бумага в настоящее время широко используется для изготовления авторских открыток, художественных панно и миниатюр. Одно только упоминание, что изделие целиком и полностью изготовлено ручным способом, повышает не только его стоимость, но и прибавляет уважения мастеру. Hand made сейчас в моде.
Из чего делают бумагу
Самым подходящим материалом для самодельной бумаги считается ветошь — пеньковая, льняная, хлопчатобумажная и даже полушелковая или полушерстяная. В общем, все те материалы, которые хорошо поддаются белению и последующему производству высококачественной бумаги: писчей, чертежной, рисовальной. Любая другая ветошь может использоваться для производства картона, обертки, обложек и папок для конторской документации.
Если домашнее бумажное производство хотя бы немного механизировано и позволяет размалывать на мелкие куски не только ветошь, то для изготовления бумаги может использоваться солома, сено, древесные стружки, сухие стебли растений, мох.
Подготовительный этап изготовления бумаги
Чтобы сделать белую бумагу, необходимо правильно подготовить ветошь, измельчив ее на волокна. Старое, ненужное тряпье разрезают на лоскуты, очищают его от мусора и пыли, после чего приступают к влажной обработке.
Небольшая «стирка» не только устраняет жирные пятна и трудновыводимую грязь, но и частично обесцвечивает сырье, делает его волокна более рыхлыми. Лучше всего справляется с этой задачей погружение ветоши в воду с щелоком — в наше время, думаю, не хуже это сделают и современные стиральные порошки.
После стирки тряпки мелко режут (чаще всего — с помощью механических приспособлений), и подвергают отбеливанию. Традиционно для этих целей используется хлорка: в виде хлорной извести или хлорного газа, пропущенного через воду. Затем сырье тщательно промывается и в конечном итоге приобретает вид кашицы желтоватого цвета.
Обработка бумажной массы
Чтобы избавиться от желтого оттенка, тряпичную массу слегка подсинивают небольшим количеством голубой краски: ультрамарином, индиго и т.д. Чтобы бумажная масса была более однородной и плотной, в массу добавляют клей. Нежелательно использовать клеевые составы, приготовленные на животной основе — впоследствии такая бумага становится ломкой, хрупкой и приобретает желтизну.
Чтобы получить традиционно-привычные нам листы бумаги, густую бумажную массу слегка разводят водой и разливают тонким слоем на ровной поверхности, после чего добиваются удаления излишков воды и загустения основы.
Проще всего убрать воду, если процедить массу через очень частое сито. В принципе, оставшуюся на сите массу уже можно оставлять для просушки, но замечено, что получившаяся таким образом бумага становится рыхлой, шероховатой и не очень крепкой.
Бумага с наилучшим качеством получается, если основную массу сначала процедить через крупное сито, на ячейках которого осядут посторонние примеси, затем в сосуд, куда стекла процеженная бумажная основа, погружают рамку с мелкой сеткой и крышкой. Рамку с тонким слоем будущей бумаги вынимают, приведя ее в вертикальное положение и дают стечь воде.
Далее рамку кладут на лоскут шерстяной ткани или сукна, переворачивают форму быстрым, но осторожным движением, чтобы лист сырой бумаги остался на этой ткани. Вместо шерсти или сукна можно использовать флис, старые простыни или полотенца — т.е. материалы, хорошо впитывающие влагу.
Предварительная сушка бумаги проходит под прессом — от этого не только влага быстрее испаряется, но и выравнивается, уплотняется и разглаживается текстура бумаги. Стопка сырых листов, лежащих на лоскутах ткани, подвергается равномерному воздействию любого тяжелого предмета. Чем тоньше должен быть лист бумаги, тем большее количество раз его подвергают воздействию пресса. Но важно помнить, что листы при прессовании могут слипаться, поэтому необходимо стопку периодически «тасовать», после чего вновь воздействовать давлением тяжелого предмета.
После этих манипуляций бумагу подвергают окончательной сушке. Самый простой способ — это извлечь листы из-под пресса и развесить их сушить на бельевой веревке. В зависимости от температуры помещения процесс сушки может занимать 2-3 дня.
Если листов не очень много, то для ускорения процесса сушки можно подкладывать под них впитывающий влагу материал — например, бумажные полотенца, и продолжать сушку под прессом, периодически меняя впитывающую основу.
В том случае, если на подготовительной стадии в тряпичную массу не добавлялся клеевой состав, то необходимо проклеить уже сухую бумагу, иначе она будет рыхлой, немного похожей на промокашку. Листы обмакивают в клей, после чего еще раз сушат.
Как сделать картон
Картон делают из того же материала, что и бумагу, но исключают стадию отбеливания. Кстати, для производства картона можно примешивать к ветоши и различные бумажные обрезки, мел, глину, солому, старые веревки и канаты.
Подготовка сырья осуществляется тем же способом, что и для бумажного производства, только на конечном этапе несколько листов бумаги склеиваются и подвергаются воздействию пресса.
Как сделать папье-маше
Как раньше, так и сейчас, папье-маше считается очень удобным материалом для изготовления детских игрушек, предметов интерьера и даже архитектурных деталей, предназначенных для внутреннего дизайна помещений.
Готовят папье-маше следующим образом: бумажные обрезки, макулатуру, картон и пр. разваривают в воде до получения густой тестообразной массы, отжимают ее и смешивают с раствором гуммиарабика или крахмала.
Весь состав тщательно вымешивают, чтобы бумага как следует пропиталась клеем, после чего массу выкладывают в форму, предварительно смазанную маслом, чтобы готовое изделие можно было легко вынуть. После того, как бумажная масса высохнет и застынет, изделие из папье-маше смазывают маслом и немного нагревают, чтобы масло впиталось. Далее изделие можно подвергать художественной обработке: раскрашиванию, нанесению орнамента, покрытию лаком и пр.
Если планируется изготовить из папье-маше сложную фигуру, то имеет смысл к бумажной массе добавить небольшое количество алебастра, глины или гипса, которые придают дополнительную пластичность.
В следующий раз мы продолжим изучать домашнее производство бумаги: нас ждет изготовление пергамента, толя, окрашивание бумаги, изготовление так называемой турецкой мраморной бумаги и др.
Источник
Изготовление бумаги своими руками
Изобретение бумаги и многочисленные способы её использования определили пути развития цивилизации [Из книги Иэн Сэксом “Бумага”]
Мы давно хотели написать о том, как своими руками, дома, сделать лист бумаги для письма, рисования или для поделок. В этом году внучки подарили мне на день рожденья замечательные поделки из бумаги, которую они изготовили дома. А до этого они знакомились с производством бумаги в музее.
Так что речь пойдёт об изготовлении бумаги своими руками в домашних условиях. Эту бумагу называют ещё “бумагой ручного черпания”.
Бумага только в девятнадцатом веке стала производиться с помощью машин в виде длинного полотна, наматываемого в рулон. А до изобретения бумагоделательной машины бумагу делали вручную, каждый лист по отдельности. Ручной отлив до сих пор распространён в ряде азиатских и латиноамериканских стран. При многих современных промышленных предприятиях, например, на бумажной фабрике в итальянском Фабриано , сохранились участки ручного отлива бумаги. Ручной отлив демонстрируется в ряде музеев бумажного производства, а в некоторых из них, посетителям предоставляют возможность самим сделать бумагу, а иногда и сделать из неё блокнотик или что-то напечатать на ней.
Хорошее оснащение имеют участки/лаборатории по изготовлению отливок в университетах, институтах лесотехнического профиля, готовящих специалистов — бумажников, исследовательские лаборатории и лаборатории отделов технического контроля на целлюлозно-бумажных предприятиях.
Изготовление бумаги своими руками может быть интересным занятием как для взрослых так и для детей. Это может быть интересно и познавательно в качестве занятия в детском саду или в школе. Изготовление бумаги поможет приоткрыть загадку получения этого, встречающегося в нашей жизни на каждом шагу материала. Будет способствовать пониманию детьми и технологических основ изготовления бумаги и важности организации регенерации бумаги после её использования.
Из бумаги, изготовленной своими руками можно сделать оригинальную, имиджевую бумагу для поздравлений, визиток, конвертов, писем и т.д.
Что требуется для изготовления бумаги ручного черпания?
Из чего делать бумагу?
Основное сырьё
- Для изготовления чистой, легко окрашиваемой бумаги хорошо подходят обычные бытовые бумажные салфетки. Такую бумагу можно отнести к чистоцеллюлозной по композиции.
- Вполне подходят старые газеты, рекламные листовки или любая печатная продукция на газетной бумаге. Эта бумага – иллюстрация переработки макулатуры.
- Не пригодна для изготовления: мелованная бумага, на такой бумаге выпускаются журналы мод, рекламные журналы, обёрточная бумага, бумага с покрытиями, например, фотобумага. Такая бумага плохо смачивается водой и трудно распадается на составляющие её волокна.
- Из бумаги предварительно надо удалить скрепки, пластмассовые включения, этикетки, куски клея.
Добавки в композицию
- Белый винный уксус для обесцвечивания некоторых включений, содержащихся в бумаге (это не обязательно).
- Красители. Может быть использован пищевой краситель или пигменты, в том числе в виде водорастворимых гуашевых красок. Смешивать цвета следует осторожно. Можно легко получить некрасивый грязно-коричневый цвет. При использовании цветных салфеток можно обойтись без добавления красителей. Цвет бумаги будет зависеть цвета исходных салфеток и соотношения цветных составляющих композиции.
- В продолжении придания бумаге декоративности можно попробовать использование мелких кусочков цветной бумаги, отрезков нитей или окрашенных волокон, блёсток, минеральных пигментов.
- Многие включения лучше вводить в уже приготовленную волокнистую массу, которая не будет подвергаться интенсивному механическому воздействию.
- Растительные добавки: семене, лепестки цветов, травинки, опилки. Такие добавки позволяют получить интересные эффекты для декоративной бумаги, предназначенной для праздничной упаковки, поздравлений и т. д.
Процесс изготовления
1. Измельчение бумажного сырья. Запечатанную бумагу (макулатуру) или салфетки нужно разорвать на кусочки величиной 3–5 см. Можно воспользоваться и шредером, но ширина полосок желательна более 5 мм. Это связано с тем, что подготовку волокон к изготовлению бумаги нужно провести в условиях максимального сохранения их длины для сохранения механической прочности бумаги.
2. Замачивание . Сухие кусочки бумаги заливают тёплой водой и выдерживают 1–4 часа для намокания и набухания волокон. Если волокна набухнут не достаточно, то при последующем механическом измельчении могут возникнуть трудности с дальнейшим измельчением кусочков бумаги.
3. Роспуск замоченного сырья (бумажники говорят, распустить) на достаточно мелкие элементы. С этой задачей хорошо справляется бытовой блендер. Полученная масса может быть использована для изготовления (отлива) листов бумаги или для введения добавок (смотрите раздел “добавки в композицию”). Часть включений, которые не обладают устойчивостью к механическим воздействиям, следует вводить в бумагу позднее, после того, как лист будет сформирован (отлит), перед сушкой.
4. Отлив листов. Отливаемые вручную листы бумажники называют отливками. Для отлива бумажная масса должна быть достаточно разбавлена и хорошо перемешана до получения однородной суспензии. Меньшая концентрация (1–2% сухого) способствует получению более равномерного листа. Перед отливом для увеличения прочности и повышения жёсткости листа в массу можно добавить при перемешивании 2–3% сваренного крахмального клейстера. Для тонирования или окрашивания добавить красители. Для получения декоративных эффектов ввести другие добавки.
Для отлива необходима сетка.
Возможно два исторически сложившегося способа отлива листов бумаги на сетке: с помощью “плавающего сита” и “черпающего сита”. В первом случае в разведённую однородную бумажную массу сетка вводится сбоку зачерпывающим движением и поднимается с массой для стекания воды. Во втором, расчётное количество однородной массы (в зависимости от получения желаемой толщины бумаги) вливается прямо на сетку и распределяется по её площади.
Можно пользоваться одной сеткой, натянутой на рамку, но удобнее работать с двумя рамками, одной рамкой с сеткой и второй без сетки, которая называется декелем. Декель (рамка без сетки меньшего размера) служит для формирования кромки листов. Он накладывается сверху на рамку с сеткой со стороны сетки, после выливания на сетку массы или после зачерпывания массы, снимается после того как основная вода стечёт и влажная отливка останется на сетке. В этом случае отливку легче укрывать съёмной тканью или укладывать отливку с сеткой на ткань. На рисунке сверху стрелкой показана рамка на поверхности которой натянута сетка.
Можно использовать сита, которые найдутся на кухне. Тут важно, если хотим получить листы, а не объёмную массу для поделок, чтобы сито сильно не прогибалось, выдерживало плоскостное состояние.
5. Отжим отливки на сетке и съём влажного листа с сетки. Влажная отливка требует осторожного обращения. Снимается она с помощью хорошо впитывающей ткани. Чем более влажная отливка на сетке, тем больше воды должна впитать съёмная ткань. Для удаления воды полезна и плотная плоская губка, которой можно осторожно надавливая на сетку, облегчить удаление воды из отливки. Впитывая воду, ткань силами поверхностного натяжения воды удерживает отливку, перетягивая её с сетки.
На рисунке снятая с сетки отливка. Для того, чтобы отделить отливку от сетки возможно, нужно будет перевернуть сетку приёмной тканью наверх и, снимая ткань вместе с бумагой, как бы наматывать её на приготовленную цилиндрическую скалку.
Возможен вариант сушки влажной отливки вместе с сеткой без съёма с сетки. В этом случае на бумаге хорошо воспроизведётся структура сетки. Но бумага при этом получается менее плотной, что, впрочем не всегда является недостатком. Кроме того, если сушить отливку на сетке не до конечной влажности, а снять с сетки влажной и досушить под давлением, зажимая её между двумя ровными поверхностями, то плотность её увеличится и гладкость тоже.
6. Прессование. После съёма с сетки, отливку для придания её форме большей устойчивости, нужно подвергнуть прессованию. Для этого её сверху и снизу прокладывают листами рисовальной или чертёжной бумаги (используются многократно после сушки) и надавливают, при отсутствии пресса, деревянным бруском. Прессование продолжает удаление влаги из отливки.
7. Сушка. Сушку, как отмечалось, можно начать не снимая отливку с сетки. Можно сушить отливки на воздухе. В этом случае сложнее сохранить их плоскостностное состояние. Лучше сушить после прессования.
Можно сушить на горячей поверхности (или горячей поверхностью) вместе с тканью или без неё. В домашних условиях проще всего воспользоваться утюгом. Отливку лучше сушить через ткань или бумагу.
После сушки отливки желательно откондиционировать — привести их влажность в равновесие с влажностью окружающей среды.
8. Обработка. После сушки бумага может ещё обрабатываться различным образом (эта стадия совсем не обязательна).
- Поверхностная обработка для снижения впитывания, увеличения прочности поверхности, в целом повышения прочности бумаги. Обработка производится крахмальными, поливинилспиртовыми, желатиновыми и другими суспензиями. В домашних условиях поверхностную обработку проводить не просто. Проще упрочняющие добавки вводить в бумажную массу до получения отливок.
- Механическая обработка. Возможно повышение гладкости бумаги помещением листов бумаги с влажностью 5–7% в глянцеватель или выглаживание утюгом.
Интересные результаты даёт тиснение деревянными или металлическими штампами с получением рельефного тиснения или получением имитации водяных знаков при рассматривании бумаги на просвет.
- Отметим возможность изготовления двухслойной бумаги. Отливая последовательно два слоя разного цвета и накладывая их один на другой. Слои совмещать лучше не до конца высушинными и высушивать окончательно после совмещения.
- Интересные декоративные возможности даёт изготовление бумаги с водяным знаком, видимым на просвет, или в отражённом свете. Для получения водяного знака на сетку для отлива бумаги (на этапе 4) нужно поместить (по возможности прикрепив к сетке) элементы или водонепроницаемые (например из медной или стальной проволоки), или менее проницаемые, чем сетка (из более плотных сеток, например).
В наших постах мы писали об истории бумажного производства и его перспективах.
В интернете не мало информации о том, как сделать бумагу самому. Есть ряд подходящих сайтов:
Изготовление бумаги своими руками: 3 комментария
Здравствуйте, я ищу производителей бумаги ручного черпания может быть вы сможете поделиться информацией? Мастерскими, ссылками, контактами?
Здравствуйте Наталья!
К сожалению, только сейчас увидел ваш вопрос.
И опять же сожалею, что не могу сообщить ничего в дополнение к тому, что вы найдёте в интернете по прямому запросу.
Производители бумаги ручного черпания в бумажной отрасли России мне не известны. Но такая бумага на рынке есть. Это видно в интернете.
Всего доброго. Удачи.
Источник