Изготовление бумаги своими руками
Изобретение бумаги и многочисленные способы её использования определили пути развития цивилизации [Из книги Иэн Сэксом “Бумага”]
Мы давно хотели написать о том, как своими руками, дома, сделать лист бумаги для письма, рисования или для поделок. В этом году внучки подарили мне на день рожденья замечательные поделки из бумаги, которую они изготовили дома. А до этого они знакомились с производством бумаги в музее.
Так что речь пойдёт об изготовлении бумаги своими руками в домашних условиях. Эту бумагу называют ещё “бумагой ручного черпания”.
Бумага только в девятнадцатом веке стала производиться с помощью машин в виде длинного полотна, наматываемого в рулон. А до изобретения бумагоделательной машины бумагу делали вручную, каждый лист по отдельности. Ручной отлив до сих пор распространён в ряде азиатских и латиноамериканских стран. При многих современных промышленных предприятиях, например, на бумажной фабрике в итальянском Фабриано , сохранились участки ручного отлива бумаги. Ручной отлив демонстрируется в ряде музеев бумажного производства, а в некоторых из них, посетителям предоставляют возможность самим сделать бумагу, а иногда и сделать из неё блокнотик или что-то напечатать на ней.
Хорошее оснащение имеют участки/лаборатории по изготовлению отливок в университетах, институтах лесотехнического профиля, готовящих специалистов — бумажников, исследовательские лаборатории и лаборатории отделов технического контроля на целлюлозно-бумажных предприятиях.
Изготовление бумаги своими руками может быть интересным занятием как для взрослых так и для детей. Это может быть интересно и познавательно в качестве занятия в детском саду или в школе. Изготовление бумаги поможет приоткрыть загадку получения этого, встречающегося в нашей жизни на каждом шагу материала. Будет способствовать пониманию детьми и технологических основ изготовления бумаги и важности организации регенерации бумаги после её использования.
Из бумаги, изготовленной своими руками можно сделать оригинальную, имиджевую бумагу для поздравлений, визиток, конвертов, писем и т.д.
Что требуется для изготовления бумаги ручного черпания?
Из чего делать бумагу?
Основное сырьё
- Для изготовления чистой, легко окрашиваемой бумаги хорошо подходят обычные бытовые бумажные салфетки. Такую бумагу можно отнести к чистоцеллюлозной по композиции.
- Вполне подходят старые газеты, рекламные листовки или любая печатная продукция на газетной бумаге. Эта бумага – иллюстрация переработки макулатуры.
- Не пригодна для изготовления: мелованная бумага, на такой бумаге выпускаются журналы мод, рекламные журналы, обёрточная бумага, бумага с покрытиями, например, фотобумага. Такая бумага плохо смачивается водой и трудно распадается на составляющие её волокна.
- Из бумаги предварительно надо удалить скрепки, пластмассовые включения, этикетки, куски клея.
Добавки в композицию
- Белый винный уксус для обесцвечивания некоторых включений, содержащихся в бумаге (это не обязательно).
- Красители. Может быть использован пищевой краситель или пигменты, в том числе в виде водорастворимых гуашевых красок. Смешивать цвета следует осторожно. Можно легко получить некрасивый грязно-коричневый цвет. При использовании цветных салфеток можно обойтись без добавления красителей. Цвет бумаги будет зависеть цвета исходных салфеток и соотношения цветных составляющих композиции.
- В продолжении придания бумаге декоративности можно попробовать использование мелких кусочков цветной бумаги, отрезков нитей или окрашенных волокон, блёсток, минеральных пигментов.
- Многие включения лучше вводить в уже приготовленную волокнистую массу, которая не будет подвергаться интенсивному механическому воздействию.
- Растительные добавки: семене, лепестки цветов, травинки, опилки. Такие добавки позволяют получить интересные эффекты для декоративной бумаги, предназначенной для праздничной упаковки, поздравлений и т. д.
Процесс изготовления
1. Измельчение бумажного сырья. Запечатанную бумагу (макулатуру) или салфетки нужно разорвать на кусочки величиной 3–5 см. Можно воспользоваться и шредером, но ширина полосок желательна более 5 мм. Это связано с тем, что подготовку волокон к изготовлению бумаги нужно провести в условиях максимального сохранения их длины для сохранения механической прочности бумаги.
2. Замачивание . Сухие кусочки бумаги заливают тёплой водой и выдерживают 1–4 часа для намокания и набухания волокон. Если волокна набухнут не достаточно, то при последующем механическом измельчении могут возникнуть трудности с дальнейшим измельчением кусочков бумаги.
3. Роспуск замоченного сырья (бумажники говорят, распустить) на достаточно мелкие элементы. С этой задачей хорошо справляется бытовой блендер. Полученная масса может быть использована для изготовления (отлива) листов бумаги или для введения добавок (смотрите раздел “добавки в композицию”). Часть включений, которые не обладают устойчивостью к механическим воздействиям, следует вводить в бумагу позднее, после того, как лист будет сформирован (отлит), перед сушкой.
4. Отлив листов. Отливаемые вручную листы бумажники называют отливками. Для отлива бумажная масса должна быть достаточно разбавлена и хорошо перемешана до получения однородной суспензии. Меньшая концентрация (1–2% сухого) способствует получению более равномерного листа. Перед отливом для увеличения прочности и повышения жёсткости листа в массу можно добавить при перемешивании 2–3% сваренного крахмального клейстера. Для тонирования или окрашивания добавить красители. Для получения декоративных эффектов ввести другие добавки.
Для отлива необходима сетка.
Возможно два исторически сложившегося способа отлива листов бумаги на сетке: с помощью “плавающего сита” и “черпающего сита”. В первом случае в разведённую однородную бумажную массу сетка вводится сбоку зачерпывающим движением и поднимается с массой для стекания воды. Во втором, расчётное количество однородной массы (в зависимости от получения желаемой толщины бумаги) вливается прямо на сетку и распределяется по её площади.
Можно пользоваться одной сеткой, натянутой на рамку, но удобнее работать с двумя рамками, одной рамкой с сеткой и второй без сетки, которая называется декелем. Декель (рамка без сетки меньшего размера) служит для формирования кромки листов. Он накладывается сверху на рамку с сеткой со стороны сетки, после выливания на сетку массы или после зачерпывания массы, снимается после того как основная вода стечёт и влажная отливка останется на сетке. В этом случае отливку легче укрывать съёмной тканью или укладывать отливку с сеткой на ткань. На рисунке сверху стрелкой показана рамка на поверхности которой натянута сетка.
Можно использовать сита, которые найдутся на кухне. Тут важно, если хотим получить листы, а не объёмную массу для поделок, чтобы сито сильно не прогибалось, выдерживало плоскостное состояние.
5. Отжим отливки на сетке и съём влажного листа с сетки. Влажная отливка требует осторожного обращения. Снимается она с помощью хорошо впитывающей ткани. Чем более влажная отливка на сетке, тем больше воды должна впитать съёмная ткань. Для удаления воды полезна и плотная плоская губка, которой можно осторожно надавливая на сетку, облегчить удаление воды из отливки. Впитывая воду, ткань силами поверхностного натяжения воды удерживает отливку, перетягивая её с сетки.
На рисунке снятая с сетки отливка. Для того, чтобы отделить отливку от сетки возможно, нужно будет перевернуть сетку приёмной тканью наверх и, снимая ткань вместе с бумагой, как бы наматывать её на приготовленную цилиндрическую скалку.
Возможен вариант сушки влажной отливки вместе с сеткой без съёма с сетки. В этом случае на бумаге хорошо воспроизведётся структура сетки. Но бумага при этом получается менее плотной, что, впрочем не всегда является недостатком. Кроме того, если сушить отливку на сетке не до конечной влажности, а снять с сетки влажной и досушить под давлением, зажимая её между двумя ровными поверхностями, то плотность её увеличится и гладкость тоже.
6. Прессование. После съёма с сетки, отливку для придания её форме большей устойчивости, нужно подвергнуть прессованию. Для этого её сверху и снизу прокладывают листами рисовальной или чертёжной бумаги (используются многократно после сушки) и надавливают, при отсутствии пресса, деревянным бруском. Прессование продолжает удаление влаги из отливки.
7. Сушка. Сушку, как отмечалось, можно начать не снимая отливку с сетки. Можно сушить отливки на воздухе. В этом случае сложнее сохранить их плоскостностное состояние. Лучше сушить после прессования.
Можно сушить на горячей поверхности (или горячей поверхностью) вместе с тканью или без неё. В домашних условиях проще всего воспользоваться утюгом. Отливку лучше сушить через ткань или бумагу.
После сушки отливки желательно откондиционировать — привести их влажность в равновесие с влажностью окружающей среды.
8. Обработка. После сушки бумага может ещё обрабатываться различным образом (эта стадия совсем не обязательна).
- Поверхностная обработка для снижения впитывания, увеличения прочности поверхности, в целом повышения прочности бумаги. Обработка производится крахмальными, поливинилспиртовыми, желатиновыми и другими суспензиями. В домашних условиях поверхностную обработку проводить не просто. Проще упрочняющие добавки вводить в бумажную массу до получения отливок.
- Механическая обработка. Возможно повышение гладкости бумаги помещением листов бумаги с влажностью 5–7% в глянцеватель или выглаживание утюгом.
Интересные результаты даёт тиснение деревянными или металлическими штампами с получением рельефного тиснения или получением имитации водяных знаков при рассматривании бумаги на просвет.
- Отметим возможность изготовления двухслойной бумаги. Отливая последовательно два слоя разного цвета и накладывая их один на другой. Слои совмещать лучше не до конца высушинными и высушивать окончательно после совмещения.
- Интересные декоративные возможности даёт изготовление бумаги с водяным знаком, видимым на просвет, или в отражённом свете. Для получения водяного знака на сетку для отлива бумаги (на этапе 4) нужно поместить (по возможности прикрепив к сетке) элементы или водонепроницаемые (например из медной или стальной проволоки), или менее проницаемые, чем сетка (из более плотных сеток, например).
В наших постах мы писали об истории бумажного производства и его перспективах.
В интернете не мало информации о том, как сделать бумагу самому. Есть ряд подходящих сайтов:
Изготовление бумаги своими руками: 3 комментария
Здравствуйте, я ищу производителей бумаги ручного черпания может быть вы сможете поделиться информацией? Мастерскими, ссылками, контактами?
Здравствуйте Наталья!
К сожалению, только сейчас увидел ваш вопрос.
И опять же сожалею, что не могу сообщить ничего в дополнение к тому, что вы найдёте в интернете по прямому запросу.
Производители бумаги ручного черпания в бумажной отрасли России мне не известны. Но такая бумага на рынке есть. Это видно в интернете.
Всего доброго. Удачи.
Источник
«Пушистые картинки». Мастер-класс «Нетрадиционная техника аппликации. Аппликация из ваты»
Дилара Хусаинова
«Пушистые картинки». Мастер-класс «Нетрадиционная техника аппликации. Аппликация из ваты»
Цель мастер-класса: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников.
• Познакомить педагогов с нетрадиционными видами аппликации,
• показать приемы и этапы выполнения аппликации,
• закрепить теоретические знания в практической деятельности.
Вид деятельности под названием «аппликация» известен давно. Испокон веков женщины в свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Желание женщин приукрасить себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке.
Сложно сказать, когда конкретно зародился тот или иной вид рукоделия, поскольку текстильные изделия тех времен почти не сохранились. Но можно точно сказать, что аппликация (или нашивание) различных лоскутов тканей, кожи и других материалов, а также наклеивание всевозможных материалов,таких как: крупы, семечки, вата, яичная скорлупа, любых природных материалов пришла к нам с Востока и из Византии.
Самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н. э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н. э. —200 год н. э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации.
У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов. Делали аппликации из бересты, войлока, ткани, кожи и бумаги.
С годами различные виды аппликаций видоизменились, следуя за своей эпохой, направлением моды и появлением современных материалов. Стали применяться различные красители и лаки, что позволило продлить жизнь изделиям.
Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) — создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.
Для аппликацииможно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, вату и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.
Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких занятий с детьми. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников.
Об этом же говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума.»
Аппликация — одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.
Итак, аппликация:
• Развивает художественное воображение и эстетический вкус.
• Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.
• Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно,если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.
• Помогает выучить цвета и формы.
• Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат,необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.
По тематике изображения аппликация подразделяется на:
По форме аппликация бывает :
Для ее изготовления используют самые различные материалы: бумага, ткани разнообразной фактуры (хлопок, шелк, бархат, кожа, мех, поролон, природные и бросовые материалы.
Виды аппликации:
аппликация из конфетти
аппликация из поролона
аппликация из песка и соли
аппликация из разных круп
аппликация из салфеток
аппликация из ваты.
Аппликация из ваты – прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков.
Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка.
Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется.
Также, можно приобрести цветную вату и ватные палочки и делать чудесные цветочные аппликации – розовая вата может послужить нам в качестве лепестков, жёлтая – как сердцевина растения, а вот палочки, как вы догадались, могут стать тычинками.
Лучше всего для аппликации использовать не только вату и краски, но и другие материалы – крупу, например, или бумагу – это поможет ребёнку усвоить свои тактильные ощущения, отличить твёрдое от мягкого.
Идеи для поделок из ваты.
Из ваты можно выложить следующие аппликации:
— пушистых цыплят – вату либо ватные диски нужно покрасит в жёлтый цвет, соорудить из бумаги клювики и глазки и приклеит к аппликации;
— пуделя – скатать белую вату в маленькие катышки и обклеивать заранее нарисованного на листе-основе пуделя, соорудить ему гриву и хвост кисточкой;
— зайчика – сначала нужно нарисовать зайчика, а после намазать нужное пространство клеем и заполнить мелко порванной ватой. Глазки и нос можно сделать из кусочков чёрной бумаги;
— зиму – коробка домика может быть выполнена из бумаги, но вот снег, заснеженная крыша и облака обязательно должны быть из белой ваты;
— вербу – кто не знает этого раноцветущего кустарника? А ещё все очень любят пушистые почки вербы. Сделать такую аппликацию легко – нужно из цветной бумаги вырезать вазу, нарисовать фломастером ветки, а ветки обклеить маленькими катышками продолговатой формы;
— барашек – нарисовать барашка на бумаге, глаза, нос, рот и уши раскрасить фломастерами, а вот «шевелюру» и «шубу» барашка нужно сделать из ваты. Копытца тоже можно просто нарисовать фломастерами;
— лебедя – это уже аппликация для детей постарше – либо взрослому нужно будет самостоятельно нарисовать контур лебедя на бумаге, чтобы ребёнок мог её заполнить. Глаз и клюв птицы лучше всего делать из бумаги;
— цветы – легко смогут сделать даже малыши. Нужно приклеит круглый ватный диск на бумагу, на серединку приклеить кружок из бумаги, а края ватного диска расслоить таким образом, чтобы получились лепестки. Такие цветы можно немного подкрасить краской любого цвета.
Итоговым этапом мастер-класса будет 2 творческих альбома. Вата-материал, который найдется в любом доме. Аппликация из ваты выполняется поверх рисунка-основы, рядом с текстом помещен готовый образец –подсказка, на которую можно ориентироваться, и гарантированно получаем красивый результат. Интересная история и красочные иллюстрации помогают привлечь внимание и удержать его, готовая аппликация выглядит очень эффектно и наглядно, что вызывает долговременный интерес к этому виду деятельности. Во время работы нам понадобится обычная вата и клей (ПВА или клеящий карандаш). Клеем намазываем кусочек картинки, а потом приложить сверху вату, чтобы она прилипла.
После работы мы можем соединить Ваши странички в альбомы. В своей работе Вы можете воспользоваться предложенными буклетами и нашими совместно созданными альбомами.
Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание» Идея проведения мастер-класса для воспитателей нашей территории (военного городка) по айрис — фолдингу у меня появилась после посещения.
Мастер-класс для педагогов «Обратная аппликация как средство развития творчества дошкольников» Цель мастер-класса: способствовать формированию у педагогов представления о нетрадиционной аппликативной технике – обратной аппликации.
Источник