- Изготовление бумаги своими руками
- Что требуется для изготовления бумаги ручного черпания?
- Основное сырьё
- Добавки в композицию
- Процесс изготовления
- Изготовление бумаги своими руками: 3 комментария
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Статистика
- японские рукоделия — Бумага «ВАСИ» + МК по изготовлению «Васи»
Изготовление бумаги своими руками
Изобретение бумаги и многочисленные способы её использования определили пути развития цивилизации [Из книги Иэн Сэксом “Бумага”]
Мы давно хотели написать о том, как своими руками, дома, сделать лист бумаги для письма, рисования или для поделок. В этом году внучки подарили мне на день рожденья замечательные поделки из бумаги, которую они изготовили дома. А до этого они знакомились с производством бумаги в музее.
Так что речь пойдёт об изготовлении бумаги своими руками в домашних условиях. Эту бумагу называют ещё “бумагой ручного черпания”.
Бумага только в девятнадцатом веке стала производиться с помощью машин в виде длинного полотна, наматываемого в рулон. А до изобретения бумагоделательной машины бумагу делали вручную, каждый лист по отдельности. Ручной отлив до сих пор распространён в ряде азиатских и латиноамериканских стран. При многих современных промышленных предприятиях, например, на бумажной фабрике в итальянском Фабриано , сохранились участки ручного отлива бумаги. Ручной отлив демонстрируется в ряде музеев бумажного производства, а в некоторых из них, посетителям предоставляют возможность самим сделать бумагу, а иногда и сделать из неё блокнотик или что-то напечатать на ней.
Хорошее оснащение имеют участки/лаборатории по изготовлению отливок в университетах, институтах лесотехнического профиля, готовящих специалистов — бумажников, исследовательские лаборатории и лаборатории отделов технического контроля на целлюлозно-бумажных предприятиях.
Изготовление бумаги своими руками может быть интересным занятием как для взрослых так и для детей. Это может быть интересно и познавательно в качестве занятия в детском саду или в школе. Изготовление бумаги поможет приоткрыть загадку получения этого, встречающегося в нашей жизни на каждом шагу материала. Будет способствовать пониманию детьми и технологических основ изготовления бумаги и важности организации регенерации бумаги после её использования.
Из бумаги, изготовленной своими руками можно сделать оригинальную, имиджевую бумагу для поздравлений, визиток, конвертов, писем и т.д.
Что требуется для изготовления бумаги ручного черпания?
Из чего делать бумагу?
Основное сырьё
- Для изготовления чистой, легко окрашиваемой бумаги хорошо подходят обычные бытовые бумажные салфетки. Такую бумагу можно отнести к чистоцеллюлозной по композиции.
- Вполне подходят старые газеты, рекламные листовки или любая печатная продукция на газетной бумаге. Эта бумага – иллюстрация переработки макулатуры.
- Не пригодна для изготовления: мелованная бумага, на такой бумаге выпускаются журналы мод, рекламные журналы, обёрточная бумага, бумага с покрытиями, например, фотобумага. Такая бумага плохо смачивается водой и трудно распадается на составляющие её волокна.
- Из бумаги предварительно надо удалить скрепки, пластмассовые включения, этикетки, куски клея.
Добавки в композицию
- Белый винный уксус для обесцвечивания некоторых включений, содержащихся в бумаге (это не обязательно).
- Красители. Может быть использован пищевой краситель или пигменты, в том числе в виде водорастворимых гуашевых красок. Смешивать цвета следует осторожно. Можно легко получить некрасивый грязно-коричневый цвет. При использовании цветных салфеток можно обойтись без добавления красителей. Цвет бумаги будет зависеть цвета исходных салфеток и соотношения цветных составляющих композиции.
- В продолжении придания бумаге декоративности можно попробовать использование мелких кусочков цветной бумаги, отрезков нитей или окрашенных волокон, блёсток, минеральных пигментов.
- Многие включения лучше вводить в уже приготовленную волокнистую массу, которая не будет подвергаться интенсивному механическому воздействию.
- Растительные добавки: семене, лепестки цветов, травинки, опилки. Такие добавки позволяют получить интересные эффекты для декоративной бумаги, предназначенной для праздничной упаковки, поздравлений и т. д.
Процесс изготовления
1. Измельчение бумажного сырья. Запечатанную бумагу (макулатуру) или салфетки нужно разорвать на кусочки величиной 3–5 см. Можно воспользоваться и шредером, но ширина полосок желательна более 5 мм. Это связано с тем, что подготовку волокон к изготовлению бумаги нужно провести в условиях максимального сохранения их длины для сохранения механической прочности бумаги.
2. Замачивание . Сухие кусочки бумаги заливают тёплой водой и выдерживают 1–4 часа для намокания и набухания волокон. Если волокна набухнут не достаточно, то при последующем механическом измельчении могут возникнуть трудности с дальнейшим измельчением кусочков бумаги.
3. Роспуск замоченного сырья (бумажники говорят, распустить) на достаточно мелкие элементы. С этой задачей хорошо справляется бытовой блендер. Полученная масса может быть использована для изготовления (отлива) листов бумаги или для введения добавок (смотрите раздел “добавки в композицию”). Часть включений, которые не обладают устойчивостью к механическим воздействиям, следует вводить в бумагу позднее, после того, как лист будет сформирован (отлит), перед сушкой.
4. Отлив листов. Отливаемые вручную листы бумажники называют отливками. Для отлива бумажная масса должна быть достаточно разбавлена и хорошо перемешана до получения однородной суспензии. Меньшая концентрация (1–2% сухого) способствует получению более равномерного листа. Перед отливом для увеличения прочности и повышения жёсткости листа в массу можно добавить при перемешивании 2–3% сваренного крахмального клейстера. Для тонирования или окрашивания добавить красители. Для получения декоративных эффектов ввести другие добавки.
Для отлива необходима сетка.
Возможно два исторически сложившегося способа отлива листов бумаги на сетке: с помощью “плавающего сита” и “черпающего сита”. В первом случае в разведённую однородную бумажную массу сетка вводится сбоку зачерпывающим движением и поднимается с массой для стекания воды. Во втором, расчётное количество однородной массы (в зависимости от получения желаемой толщины бумаги) вливается прямо на сетку и распределяется по её площади.
Можно пользоваться одной сеткой, натянутой на рамку, но удобнее работать с двумя рамками, одной рамкой с сеткой и второй без сетки, которая называется декелем. Декель (рамка без сетки меньшего размера) служит для формирования кромки листов. Он накладывается сверху на рамку с сеткой со стороны сетки, после выливания на сетку массы или после зачерпывания массы, снимается после того как основная вода стечёт и влажная отливка останется на сетке. В этом случае отливку легче укрывать съёмной тканью или укладывать отливку с сеткой на ткань. На рисунке сверху стрелкой показана рамка на поверхности которой натянута сетка.
Можно использовать сита, которые найдутся на кухне. Тут важно, если хотим получить листы, а не объёмную массу для поделок, чтобы сито сильно не прогибалось, выдерживало плоскостное состояние.
5. Отжим отливки на сетке и съём влажного листа с сетки. Влажная отливка требует осторожного обращения. Снимается она с помощью хорошо впитывающей ткани. Чем более влажная отливка на сетке, тем больше воды должна впитать съёмная ткань. Для удаления воды полезна и плотная плоская губка, которой можно осторожно надавливая на сетку, облегчить удаление воды из отливки. Впитывая воду, ткань силами поверхностного натяжения воды удерживает отливку, перетягивая её с сетки.
На рисунке снятая с сетки отливка. Для того, чтобы отделить отливку от сетки возможно, нужно будет перевернуть сетку приёмной тканью наверх и, снимая ткань вместе с бумагой, как бы наматывать её на приготовленную цилиндрическую скалку.
Возможен вариант сушки влажной отливки вместе с сеткой без съёма с сетки. В этом случае на бумаге хорошо воспроизведётся структура сетки. Но бумага при этом получается менее плотной, что, впрочем не всегда является недостатком. Кроме того, если сушить отливку на сетке не до конечной влажности, а снять с сетки влажной и досушить под давлением, зажимая её между двумя ровными поверхностями, то плотность её увеличится и гладкость тоже.
6. Прессование. После съёма с сетки, отливку для придания её форме большей устойчивости, нужно подвергнуть прессованию. Для этого её сверху и снизу прокладывают листами рисовальной или чертёжной бумаги (используются многократно после сушки) и надавливают, при отсутствии пресса, деревянным бруском. Прессование продолжает удаление влаги из отливки.
7. Сушка. Сушку, как отмечалось, можно начать не снимая отливку с сетки. Можно сушить отливки на воздухе. В этом случае сложнее сохранить их плоскостностное состояние. Лучше сушить после прессования.
Можно сушить на горячей поверхности (или горячей поверхностью) вместе с тканью или без неё. В домашних условиях проще всего воспользоваться утюгом. Отливку лучше сушить через ткань или бумагу.
После сушки отливки желательно откондиционировать — привести их влажность в равновесие с влажностью окружающей среды.
8. Обработка. После сушки бумага может ещё обрабатываться различным образом (эта стадия совсем не обязательна).
- Поверхностная обработка для снижения впитывания, увеличения прочности поверхности, в целом повышения прочности бумаги. Обработка производится крахмальными, поливинилспиртовыми, желатиновыми и другими суспензиями. В домашних условиях поверхностную обработку проводить не просто. Проще упрочняющие добавки вводить в бумажную массу до получения отливок.
- Механическая обработка. Возможно повышение гладкости бумаги помещением листов бумаги с влажностью 5–7% в глянцеватель или выглаживание утюгом.
Интересные результаты даёт тиснение деревянными или металлическими штампами с получением рельефного тиснения или получением имитации водяных знаков при рассматривании бумаги на просвет.
- Отметим возможность изготовления двухслойной бумаги. Отливая последовательно два слоя разного цвета и накладывая их один на другой. Слои совмещать лучше не до конца высушинными и высушивать окончательно после совмещения.
- Интересные декоративные возможности даёт изготовление бумаги с водяным знаком, видимым на просвет, или в отражённом свете. Для получения водяного знака на сетку для отлива бумаги (на этапе 4) нужно поместить (по возможности прикрепив к сетке) элементы или водонепроницаемые (например из медной или стальной проволоки), или менее проницаемые, чем сетка (из более плотных сеток, например).
В наших постах мы писали об истории бумажного производства и его перспективах.
В интернете не мало информации о том, как сделать бумагу самому. Есть ряд подходящих сайтов:
Изготовление бумаги своими руками: 3 комментария
Здравствуйте, я ищу производителей бумаги ручного черпания может быть вы сможете поделиться информацией? Мастерскими, ссылками, контактами?
Здравствуйте Наталья!
К сожалению, только сейчас увидел ваш вопрос.
И опять же сожалею, что не могу сообщить ничего в дополнение к тому, что вы найдёте в интернете по прямому запросу.
Производители бумаги ручного черпания в бумажной отрасли России мне не известны. Но такая бумага на рынке есть. Это видно в интернете.
Всего доброго. Удачи.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- картины, картинки (322)
- Интересные и любимые художники. (266)
- Идея для рукоделия и МК. (261)
- Декупаж (141)
- Это интересно! (124)
- полезное (97)
- Шедевры ручной работы (91)
- Мои работы (89)
- Роспись стекла и прочего. (75)
- Point-to-point (37)
- кулинария (73)
- приятно познакомиться (60)
- Забавно, юмор (44)
- поздравлялки (43)
- Валяние, куклы, игрушки (25)
- Поэзия (15)
- Мудрое, притчи (14)
- Музыка (11)
- рецепты красоты (2)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
японские рукоделия — Бумага «ВАСИ» + МК по изготовлению «Васи»
Декоративные яйца
Яйца, оклеенные декоративной бумагой, по понятным причинам не являются в Японии пасхальным атрибутом. Это просто праздничное украшение, символизирующее, подобно многим другим, благо пожелание. Тем не менее, изготовление таких украшений все-таки приурочено к весне.
Основной «секрет» изготовления таких яиц — использование специальной декоративной бумаги, так называемой бумаги «Васи»(О бумаге смотри ниже), на которую вручную нанесены мастером рисунки. Процесс оклейки яйца довольно прост, но, тем не менее, требует определенного терпения и аккуратности:
1. Подготовить яйцо, освободив скорлупу от содержимого. Это делается через небольшие отверстия на концах скорлупы. Чтобы яйцо вылилось легче, желток надо проткнуть длинной иглой. Затем скорлупу надо тщательно прополоскать под струей воды и высушить.
2. Измерить «длину» яйца (т.е. расстояние между его концами) и отметить на декоративной бумаге (половину этой длины + 0.5 см).
3. Найти «ширину» яйца, т.е. просто обернуть его листом бумаги и отметить полученное расстояние.
4. Вырезать из декоративной бумаги прямоугольник с полученными в п.2, 3 длинами сторон. Сложить его посередине вдоль длинной стороны и сделать ряд надрезов по 1-1.5 см глубиной на стороне, противоположной сгибу. Срезать углы получившихся на краю полосок, чтобы избежать перекрытия слоев бумаги на концах яйца.
5. Вырезать маленькие кружочки бумаги и заклеить ими дырочки на концах скорлупы. Затем аккуратно оклеить все яйцо, тщательно разгладив складочки бумаги на концах. Если используется бумага с крупным узором и где-то произошел заметный сбой рисунка, можно исправить дело, наложив сверху «заплатку» из отдельно вырезанного элемента узора.
6. Готовое яйцо можно покрыть сверху слоем лака.
БУМАГА ВАСИ
ВАСИ традиционная японская бумага ручного изготовления. Производство бумаги началось в Китае в начале II в. Впервые в Японию ее привез корейский монах в 610 г., в то время как странам Запада пришлось ждать еще более 500 лет, чтобы овладеть искусством изготовления бумаги.
За несколько столетий, прошедших со времени первого знакомства, японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Японская бумага моментально приобрела популярность при императорском дворе в период Хэйан (794-1185). В те времена лучшие сорта японской бумаги по цене не уступали золоту. С тех пор такая бумага стала одним из наиболее популярных подарков.
Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что, впрочем, отнюдь не лишало ее прочности.
Сейчас японцы пользуются практически только бумагой западного образца, но до сих пор хранят в душе местечко для васи. Изготовлением такой бумаги занимаются несколько мастерских.
Васи в основном делают из волокон коры трёх кустарников: кодзо (бумажная шелковица), мицумата и гампи. Выбор растительного материала определяет тип бумаги. Васи хорошо известна своей прочностью, и самую прочную васи делают из бумажной шелковицы, хотя поверхность у неё и получается грубоватой. Бумага из мицумата не такая прочная, но у неё гладкая поверхность. Бумага из гампи и прочная, и гладкая.
Первый шаг в процессе изготовления бумаги это поместить кору в железный чан и 2-3 часа кипятить её на медленном огне. Когда вода закипает, в чан добавляют щелочи едкого натра или щёлока из растительного магериала чтобы избавиться от не волокнистых примесей в коре.
После того как кора достаточно про кипятится и станет мягкой, её тщательно промывают в воде, чтобы удалить щелочной осадок.
Потом вручную удаляют из коры все загрязнения и твёрдые частицы. Эта работа требует большого терпения, но работа того стоит, потому что качество готового изделия зависит от удаления всех частиц грязи и щелочного осадка.
Потом волокна коры бьют деревянной палкой, чтобы смягчить их. Когда образуется мягкая бесформенная масса, переходят к следующему шагу производственного процесса формирование из волокон листов бумаги.
В большом чане волокна перемешивают с водой. Чтобы мягкие волокна были равномерно взвешены в воде, добавляют нэрн (липкий раствор, получаемый из корней розы гибискус).
При выделке бумаги по методу нагаси-суки мастер использует большую форму, дно которой сделано из бамбуковой сетки. Обеими руками он помещает форму в чан, набирая в неё мягкую кашицу. Форму он двигает вперёд-назад, влево-вправо, пока волокна равномерным слоем не сплетутся с бамбуковыми ячейками.
Когда ремесленник почувствует, что толщина как раз такая, как нужно, он резким движением выбрасывает излишек водянистой кашицы и поднимает форму из чана. Этот этап процесса требует немалого мастерства.
Он спускает воду и расстилает бумагу на досках для просушки на солнце. Процесс завершён.
Сегодня бумага васи используется, в основном, для декоративных целей, в частности, для оригами.
Источник