Буран снегоход своими руками чертежи

Содержание
  1. Гусеница снегохода буран чертеж
  2. Как сделать снегоход самостоятельно
  3. Рулевая колонка
  4. Амортизаторы
  5. Двигатель
  6. Гусеница
  7. Ведущий вал и привод
  8. Тормоза
  9. Как собрать снегоход
  10. Нужно ли получать права на самодельный снегоход и регистрировать его
  11. Простой снегоход за одни выходные
  12. Снегоход буран чертежи рамы с размерами. Делаем снегоход своими руками — проще не бывает! Расчёт и сборка гусеницы
  13. Снегоход своими руками можно сделать по одной из концепций
  14. На пневматиках
  15. Классическая конструкция
  16. Использование ведущего колеса
  17. Аэросани
  18. Как сделать самодельный снегоход своими руками: схема, фото и устройство
  19. Гусеницы для самодельного снегохода
  20. На фото этапы изготовления снегохода по приведенным выше схемам-чертежам:
  21. Устройство снегохода
  22. Подбор двигателя
  23. Рама и кузов
  24. Система привода
  25. Расчёт и сборка гусеницы
  26. Подготовка ленты
  27. Ходовая часть
  28. Рулевая и лыжи
  29. Устройство мостов
  30. Подбор двигателя
  31. Нюансы конструкции
  32. Снегоход на колесном или гусеничном ходу
  33. Подготовительные работы
  34. Основные этапы работы
  35. Крепление прицепа и дополнительные элементы
  36. Техника безопасности

Гусеница снегохода буран чертеж

Снегоход неизмеримо полезен на зимней охоте, а в некоторых регионах большую часть года можно передвигаться только на гусеничном транспорте. Серийные снегоходы дороги и доступны далеко не всем, а многие из запчастей, из которых можно смастерить снегоход, найдутся в обычном гараже, поэтому можно попробовать сделать снегоход своими руками.

Как сделать снегоход самостоятельно

Для начала нужно выяснить некоторые базовые принципы конструкции снегохода. Итоговый результат скорее всего будет сильно отличаться от найденных в Интернете схем, так как вы будете использовать то, что есть под рукой, пытаясь обойтись минимумом покупок. Но конструкция примерно одинакова у серийных и самодельных снегоходов: это ведомая и ведущая часть. Ведомая часть — это в первую очередь жесткая рама с сиденьем для водителя и пассажира. На ней располагаются рычаги управления, рама на шарнирах прикреплена к полозьям лыж. Чаще всего в самодельных конструкциях используется схема, похожая на схему серийных «Буранов»: две лыжи спереди и одна гусеница сзади; Ведущая часть — это двигатель и коробка передач, с помощью привода соединенные с гусеницей.

Перед тем, как собирать снегоход обязательно нарисуйте хотя бы в общих чертах схему расположения основных частей. Это поможет сэкономить время: вы сразу увидите, как можно скомпоновать имеющиеся у вас запчасти, что нужно докупить, что можно сделать из подручных материалов. Лучше, если чертежи ведомой и ведущей части и основных узлов снегохода будут нарисованы отдельно. Где можно найти и как сделать основные узлы снегохода

Для начала определитесь, какие полезные запчасти можно найти в вашем гараже или взять у знакомых. Они составят основу конструкции снегохода, поэтому большинство выложенных в Сеть схем можно использовать только как ориентир. Но вот несколько общих советов, как подобрать или изготовить основные части машины:

Лучше всего брать мотоциклетные рамные трубы, хотя подойдут и водопроводные нужного диаметра — прочность рассчитывайте с запасом. Также часть рамы можно сварить из металлических уголков. Чем легче будет снегоход, тем лучше он будет передвигаться по рыхлому снегу, но безопасностью пренебрегать не стоит. Сначала все части нужно закрепить точечной сваркой, затем — неразрывным сварочным швом. Для этого Вам понадобится сварочный аппарат, если для изготовления рамы используются трубы — трубогиб. На готовый каркас привариваются кронштейны для крепления двигателя, сиденья, рулевой колонки/

Рулевая колонка

Чаще всего заимствуется от мотоцикла, мопеда или снегохода, но можно изготовить ее и самостоятельно. Самая простая конструкция — велосипедного типа, к рулевой колонке приваривается поперечина из трубы для крепления на шарнирах полозьев. Колонка руля должна быть присоединена к продольной и поперечной тягам, позволяющим управлять лыжами.

Лыжи для снегохода можно изготовить из фанеры или труб большого диаметра или позаимствовать со старой техники. Хороший и дешевый донор для лыж — обычный детский снегоход. Втулки поворота для лыж можно изготовить и без подшипников, это очень простая система.

Амортизаторы

Для передних лыж лучше взять от мотоцикла или мопеда. В легких моделях без них можно и обойтись. Также можно исключить необходимость в амортизаторах, если передняя и задняя части снегохода соединены шарнирно, а не жесткой рамой.

Двигатель

Оптимальная мощность двигателя для снегохода — в пределах 6-30 л.с., подойдет любой двигатель от легкого мотоцикла, мопеда или мотоблока. В последнем случае можно использовать летом двигатель на мотоблоке, а зимой ставить его на снегоход.

Гусеница

Гусеница для снегохода может быть самодельная или взятая от «Бурана». Устройство самодельной гусеницы очень простое: она приводится в движение несколькими колесами внутри, например, можно взять 3-4 колеса от садовой техники. Сама гусеница изготавливается из распиленных пластиковых труб диаметром 40 мм, они послужат в роли грунтозацепов.

Готовые грунтозацепы крепятся болтами к транспортерной ленте. Чем шире будет гусеница, тем лучше снегоход будет держаться на рыхлом снегу, но тем хуже становится управляемость. Ширина гусеницы также зависит от итоговой массы снегохода: для тяжелых машин нужны более широкие гусеницы.

Ведущий вал и привод

Изготовление ведущего вала лучше доверить токарю, вам в любом случае понадобятся донорские части от серийного снегохода — ведущие звездочки, подшипники. Привод для снегохода проще взять от мотоцикла.

Топливный бак — канистра на 2-3 литра с отстойником от мопеда или мотоцикла; Сиденье можно взять от любой техники, подходящей мебели или сделать самостоятельно, имея немного набивочного материала и прочной обивки.

Тормоза

При небольшой мощности двигателя тормоза Вам не понадобятся, достаточно снизить обороты двигателя, чтобы снегоход остановился: большинство самодельных моделей не развивают скорость выше 15 км/ч.

От того, какие запчасти для снегохода Вы нашли, будет сильно зависеть его конструкция. Устройство большинства самодельных снегоходов повторяют устройство «Бурана» — одна гусеница сзади, две лыжи спереди и двигатель впереди снегохода, это позволяет распределить вес самой машины и ее пассажиров равномерно. Но среди любительских моделей попадаются снегоходы и с задним, и с центральным расположением двигателя. В этом случае следует уделить большое внимание вопросу устойчивости снегохода.

Как собрать снегоход

Имея на руках все необходимые запчасти и чертежи, можно приступать к сбору снегохода. В целом работа по изготовлению машины займет несколько недель, поэтому начинать ее стоит задолго до первого выезда на охоту. Первый этап — планирование и поиск подходящих запчастей. Сложные узлы лучше заказать у профессионального токаря, если у Вас нет нужного оборудования или опыта работы; Сварка рамы — это может сделать даже любитель, главное взять прочный материал; Соберите гусеничный блок; Раму нужно соединить с гусеничным блоком и двигателем; Далее собирается рулевая колонка, подсоединяются органы управления; Кузов, рама и лыжи, если они изготовлены из дерева, нужно покрыть эмалью Итоговый результат должен пройти испытания на безопасной территории с близкими к максимальным грузами. Успешно завершив этот этап, можно ехать на охоту.

Очень облегчит сборку, если у Вас будет донорское транспортное средство, с которого можно снять большую часть узлов для будущего снегохода. На эту роль больше всего подходит старый снегоход, мотоцикл (в этом случае можно даже не переделывать раму), мотоблок, мотобуксировщик или даже бензопила (правда, снегоход получится очень маломощный).

Нужно ли получать права на самодельный снегоход и регистрировать его

Первый вопрос относится к разряду практически неразрешимых. Теоретически самодельное средство можно сертифицировать в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, для этого оно должно соответствовать ряду требований и иметь всю необходимую техническую документацию. Снегоход должен пройти испытание и сертификацию всех основных узлов. На практике у желающих получить технический паспорт на самодельный снегоход возникает огромное количество проблем, процедура займет не один месяц, если вообще принесет положительный результат.

При малейшем несоответствии техническим стандартам снегоход не может быть сертифицирован, а если Вы не собираете свою машину из готовых частей серийных снегоходов, а делаете большую часть узлов самостоятельно, на сертификацию снегохода придется потратить много времени и денег — дешевле купить серийную модель.

Ездить на таком снегоходе нельзя, а перевозить его до места охоты или отдыха обязательно следует на прицепе. Но здесь возникает еще одна проблема: в случае остановки сотрудником ГИБДД Вам нужно будет подтвердить право собственности на снегоход. Для этого подойдет любая накладная или квитанция. Требовать от Вас предъявить документы, удостоверяющие право на управление снегоходом, никто не должен, пока Вы не будете остановлены за рулем транспортного средства. Поэтому при проектировании снегохода учитывайте, что для его перевозки понадобится прицеп.

Большинство самодельных моделей для охоты или отдыха подпадают по категорию транспортных средств, для управления которыми права не нужны. Если характеристики снегохода предполагают наличие у водителя прав, это права категории А1 или А.

Собрать снегоход для охоты или отдыха вполне реально, а если у Вас есть мотоцикл или мопед, который можно использовать в качестве донора для основных узлов, то изготовление обойдется совсем недорого. Но следует иметь в виду, что готовую машину будет крайне сложно легализовать, поэтому ее использование придется ограничить труднодоступной для сотрудников ГИБДД местностью.

Простой снегоход за одни выходные

Этак как движок собирался использовать 6-10л/с , а масса снегохода должна быть небольшая , от подлинней гусеницы для снегоходов слету категорично категорически отказался . Собирался сделать сам гусеницу длинной около 4 метров и шириной 50см., но приобрести пригодного размера транспортерную ленту никоим образом никак не смог , пришлось сделать гусеницу короче длинной около 2,7м. ширина гусеницы вышла 47см. Для изготовления гусеницы сделал кондуктор при помощи которого перьевым сверлом делал отверстия в транспортерной ленте.

В магазине приобрел четыре колесика от тележки с подшипниками, две мягкие звезды от БУРАНА, и два 205 подшипника для ведущего вала, пластиковую трубу диаметром 40мм. длинной 8метров, все остальное для постройки снегохода у меня нашлось в сарае, квадратная труба 25Х25мм, от старого офисного стола для рамы, обрезки уголков, водопроводные сгоны и муфты.

Сделал чертежи для токаря и через неделю для меня сделали нужные детали. Процесс сборки ясен по фотографиям все очень просто, а принцип работы будущего снегохода примерно такой по твердой поверхности (укатанные дорожки) снегоход двигается на колесах, лыжа, которая находиться внутри гусеницы не касается троков, только своими боками не дает гусеницы сместиться в сторону, тем самым не возникает дополнительной нагрузки и износа траков без смазывания траков снегом, а в рыхлом снегу упор происходит на лыжу.

За первый выходной сделал гусеницу и ведущий вал, за крепил его на раме, так как валы для колес сделать токарь не успел.

Поворот лыж сделал очень просто, к поперечной балки рамы приварил водопроводные муфты, в них вворачиваются сгоны с креплением для лыж и рулевой тяги. По поему все очень просто и надежно, ни каких втулок и токарных работ только наличие солидола и долгий срок службы обеспечен, а выворачивая и вворачивая сгон можно регулировать высоту стойки лыжи.

Крепление передних колес без регулировки, крепление за дних колес сделано подвижно перемещая ось происходит натяжка гусеницы.

Рулевая тяга сплошная и не регулируется (это временный вариант )

Регулировка цепи, смещением двигателя.

СМОТРИТЕ ФОТО (ПРИ НАЖАТИИ НА ФОТО ОНИ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ)

Вот что у меня получилось, к сожалению пока не успел установить опорную лыжу во внутрь гусеницы, но уже катался правда сейчас на поверхности снега наст и выводы делать рано, но даже без опорной лыжи траки держат снегоход и не срываются в букс, что хорошо видно на фотографиях, результатом пока доволен, конструкция получилась очень легкая. Раму обре за ть пока не стал, хочу проверить как короткая гусеница поведет себя в глубоком и рыхлом снегу, расстояние между лыж можно уменьшить, а двигатель хочу поставить с вариатором 125см3 от скутера, или 150см3 с за дней скоростью от квадроцикла, ну конечно разумеется поработать над ди за йном, но это уже наверно к будущей зиме, хотя как знать.

Источник

Снегоход буран чертежи рамы с размерами. Делаем снегоход своими руками — проще не бывает! Расчёт и сборка гусеницы

Дай нашему человеку двигатель – и он смастерит из него мотоблок, трактор, катер или самодельный снегоход. Все зависит от климатической зоны, в которой проживает «Кулибин». А поскольку территория, где снежное покрытие лежит практически полгода, в нашей стране довольно обширна – вопрос «как сделать снегоход», достаточно актуален.

Самодельные снегоходы прошлого сезона – видео обзор.

Существую даже модели, разработанные народными умельцами и затем выпускающиеся мелкосерийными партиями.

Важно! Все предложенные в материале конструкции, не являются средством передвижения с точки зрения Закона. На них можно перемещаться на свой страх и риск по безлюдным заснеженным просторам, а вовсе не по дорогам, включая зимники.

Снегоход своими руками можно сделать по одной из концепций

На пневматиках

По сути – это мини-трактор с оригинальными колесами. За счет большой площади контакта с поверхностью, преодолевает даже рыхлый снег. Делается, как правило, из мотоцикла или мотоблока.

Важно! Не путайте этот транспорт с плавающими вездеходами на аналогичных колесах. В снегоходах иное соотношение общей массы, и плавучести пневматических колес.

Классическая конструкция

С ведущей гусеницей и рулевой лыжей (лыжами). Проект, проверенный годами, сложность представляет изготовление самой гусеницы. Средство передвижения получается универсальным, легко перемещается по любым дорогам, включая пересеченную местность. В некоторых случаях, самоделка превосходит многие промышленные образцы.

Использование ведущего колеса

В данном случае колес с грунтозацепами. По такому принципу работает колесный пароход. Преимущество конструкции – относительная простота изготовления. Недостаток – недостаточное сцепление с поверхностью движителя, возможны пробуксовки на тяжелом рельефе. Такие модели неплохо получаются из мопедов и мотоциклов, давая вторую жизнь «донорам».

Читайте также:  Как сделать зарядку для шуруповерта своими руками

Аэросани

Самый простой с точки зрения реализации, самодельный снегоход. Достаточно поставить тележку на опорные лыжи, и установить тяговый винт на любой подходящий мотор. Кроме некоторых сложностей, связанных с техникой изготовления ведущего винта – больше проблем в постройке нет. Недостаток – такая конструкция перемещается лишь по относительно ровной поверхности. Еще одна проблема – при небольшой мощности мотора, затруднено движение против ветра.

По типу донора, или применению различных типов двигателя, самодельные снегоходы делятся на следующие типы:

  • Использование мотора от бензопилы. Малая мощность не позволяет перемещать на таком транспортном средстве большой вес. Поэтому снегоходы из бензопилы, как правило, одноместные;
  • Мопед или мотоцикл. Достаточно простой в изготовлении проект. Двигатель рассчитан на определенную нагрузку, остается лишь переделать ведущий элемент и заменить переднее колесо на лыжу;
  • Снегоход из мотоблока. Конструкция достаточно сложная, но по надежности практически не уступает заводской. Двигатель рассчитан на продолжительную работу под нагрузкой, в комплекте есть редуктор, что расширяет возможности средства передвижения. К тому же, силовую установку можно снимать на летний сезон, и использовать мотоблок по назначению;
  • Снегоход своими руками на базе автомобиля или, с использованием мотора от легкового авто. Достаточно редкий тип самоделок, для изготовления требуется профессиональное оборудование и сложные инженерные расчеты. Но снегоходы, изготовленные на базе авто, отличаются высоким комфортом, безопасностью и надежностью.

В многих регионах России зимой единственным средством передвижения является снегоход. Однако во времена финансового кризиса не все могут позволить себе приобрести дорогую технику. Почему бы не вспомнить о возможностях самодельного конструктора с универсальной моторной установкой «УМУ», который позволит сделать снегоход своими руками.

Наш снегоход состоит из двух частей. Первая — ведомая — опирается на полозья в виде лыж с сиденьем для водителя. Вторая — ведущая — состоит из моторной установки «УМУ» с колесным приводом. Обе части снегохода соединены вертикальным шарниром, что позволяет им принимать различные угловые положения относительно друг друга.

Ведомая часть включает в себя несущую раму с сиденьем водителя и рычагами управления. Она шарнирно опирается на скобы полозьев. С поворотной стойкой несущая рама скреплена жестко.

Полозья представляют собой пару широких деревянных лыж, параллельно соединенных между собой. В средней части каждой лыжи установлены скобы шарнирных соединений.

В конструкции рамы предусмотрены места крепления съемной платформы для ног, оснащенной тормозными педалями.

Рычаги управления снегоходом соединяются единой втулкой и фиксируются винтами под сиденьем водителя.

На рукоятки рычагов надеты резиновые наконечники. Правая рукоятка снабжена тросовым механизмом регулировки газа от серийного мотоцикла.

Рулевые тяги придется изготовить самим. Подойдут тонкостенные стальные трубки диаметром 16…18 мм. На их концах необходимо установить соединительные шарниры, способные работать в двух угловых плоскостях.

Во второй части снегохода установлен ведущий мост с самодельными колесами низкого давления. Лучшее решение — применить пневмокамеры от автомобилей; в накачанном состоянии их наружный диаметр примерно равен 80 мм.

Изготавливать несущую раму (см. рис. 2) ведомой части снегохода лучше всего из стальной тонкостенной трубы диаметром 40 мм. Согнуть трубу такого диаметра без специального приспособления сложно, поэтому поворотную стойку рамы в нижней ее части придется на сварке собрать из двух прямых кусков. Если все же есть возможность качественно согнуть трубу, не нарушив ее сечение в месте изгиба, то советуем с этой операции начинать изготовление ведомой рамы.

Рис. 2. Конструкция несущей рамы
1 — поворотная стойка, 2 — опорная балка, 3 — втулка оси рычагов, А — размеры центральной части, Б — общий вид несущей рамы.

Ножовкой по металлу нарежьте остальные трубчатые заготовки. Места соединений опилите полукруглым напильником. Положите поворотную стойку с загнутым (или приваренным) концом на ровную горизонтальную поверхность (бетонный пол) и прихватите газо- или электросваркой сопрягаемые детали. Убедитесь, что все прихваченные детали рамы находятся строго в одной плоскости. Для этого простучите молотком трубу по всей длине. Только после этой операции соедините сваркой все детали между собой.

Следующий шаг — изготовление фланцев и обкладок опорной балки. Один из готовых фланцев приварите к торцу опорной балки, соблюдая перпендикулярность к оси трубы. Наденьте две обкладки на балку и приварите второй фланец к противоположному торцу, соблюдая соосность отверстий в обоих фланцах. Для установки опорной балки на несущую раму прихватите сваркой обкладки с двух ее сторон, как показано на рисунке 2.

Убедитесь, что балка относительно плоскости рамы прихвачена перпендикулярно.

После этого приварите обкладки. Убедитесь, что балка свободно перемещается вдоль своей оси и одновременно вращается в обкладках. Передвигая балку вдоль оси, подберите такое положение, чтобы расстояние от обкладок до фланцев было одинаковым как слева, так и справа. Отметьте это положение рисками.

Теперь согласно рисунку 2 выставите угол фланца так, чтобы свободные отверстия смотрели строго вниз. Еще раз проверьте положение рисок и прихватите сваркой трубу балки к обкладке. Проведите окончательную регулировку и только после этого приварите шов начисто.

Для установки втулки оси рычагов подробного описания не требуется. Куда сложнее установить кронштейны поворотной оси, к этой работе отнеситесь предельно внимательно, ведь здесь требуется выдержать максимальную точность в соосности отверстий между собой, а также расположении плоскости центров этих отверстий с центром поворотной стойки и осью среднего отрезка рамы.

Сборку рамы завершает присоединение сваркой кронштейнов сиденья и косынок жесткости.

Для лыжной пары (см. рис. 3) вам потребуется сделать две одинаковые распорки, два одинаковых кронштейна с осями и собственно пару лыж.

Рис. 3. Общий вид лыжной пары

Рис. 4. Детали управления

1 — левый рычаг управления, 2 — крепление рычага управления, 3 — втулка рычага, 4 — концевые детали шарнира (8 шт.), 5 — центральные детали шарнира (4 шт.)

Что касается распорок, то их придется вырезать из отрезков трубы диаметром 22 мм. К ним приварите уголки из листовой стали толщиной 3 мм. Кронштейны придется согнуть из той же стали, а оси — выточить на токарном станке.

Лыжи лучше всего изготовить самостоятельно из листов 3-мм фанеры в 9 или 10 слоев. Лучший клей — эпоксидная смола. Сушку проводите на оправке с применением мощных струбцин. Подробнее об этой операции можете почитать в «Левше» № 12 за 1997 г. (статья «По снегу, как по асфальту»).

Рычаги и тяги управления (см. рис. 4) просты по конструкции, даже несмотря на то, что в процессе их изготовления потребуются сварочные и токарные работы. Большое внимание уделите точности выполнения шарнирных тяг. Все люфты устраните по возможности при сборке.

Изготовление платформы для ног, педалей тормоза и сиденья тоже подробно описывать не будем — их конструкция понятна из рисунка 5.

Для соединения ведомой части снегохода с ведущей необходима поворотная ось. Сделайте ее из отрезка стальной трубы диаметром 22 мм и длиной 140 мм. С одного конца приварите квадратный фланец из листовой стали, а на другом конце просверлите отверстие для стопора торцевой шайбы. Точные размеры оси, фланца и торцевой шайбы вы найдете на стр. 10 в «Левше» № 4 за 2008 г. — нижняя часть универсального руля.

Кстати, из этого же номера журнала используйте конструкцию ведущего моста, взяв ее за основу в своем снегоходе, заменив лишь фланцы, показанные на рисунке 6.

Рис. 5. Устройство платформы для ног

1 — педаль тормоза, 2 — трос привода тормоза, 3 — платформа, 4 — кронштейн платформы, 5 — тормозной рычаг.

Рис. 6. Колесный фланец

Для окончательной сборки снегохода придется немного доработать кронштейн подножки микромотоцикла (см. «Левшу» № 9 за 2008 г.), который используется для крепления поворотных тяг снегохода. Доработка кронштейна показана у нас на рисунке 7.

Рис. 7. Соединение поворотных тяг

1 — поворотная тяга, 2 — шарнир, 3 — стопорное отверстие М-6 (2 шт.), 4 — косынка жесткости

Для самого просто самодельно снегохода потребуется старый мопед, сварка и немного металлолома, для создания рамы снгохода.

Как видно из фотографии основная переделка — это установка лыжи вместо переднего колеса и изготовление седушки с опорой на лыжи.

Лыжи лучше приобрести готовые, все таки лыжи — это основа снегохода, но если не получиться, то можно и изготовить самостоятельно из дюрали. Только учите, дюраль обычной сваркой не вариться, нужен аргон. Тот кто утверждает, что дюраль не вариться — не прав. Аргонно-дуговой сваркой можно легко сварить дюраль не нарушая ее почности.

Крепление мотора так же переделывается под более широкую базу снегохода. Здесь можно обойтись обычными металлическими уголками и дуговой сваркой.
Ведущее колесо с грунтозацепами так же легко изготовить самостоятельно. Передача вращения от мотора к колесу — цепная. Не пытайтесь делать огромные грунтозацепы, если в момент дачи полного газа под грунтозацеп самодельного снегохода попадет мерзлый грунт, то существует большая вероятность, что цепь порвется.

Глушитель можно изготовить своими руками. Особых качеств по снижению шума можно не добиваться, раскатывая по тайге стрекотом двигателя самодельного снегохода медведя вы все равно не разбудите, а прочие зверье поостережется связываться с грохочущим чудом.

Мопедовский пускач переделывается на ручной старт. Все равно в валенках запустить дергая заводной рычаг ногой невозможно.

Ящик сваренный под седушку на самодельном снегоходе хорошо использовать под хранение ключей и запчастей. Но лучше в такой бардачек снегохода сделанного своими руками положить бутылку водки. На случай если порвете цепь. Без водки на морозе туго, а с водкой жить можно.

Как видите — сделать снегоход своими руками в гараже достаточно просто. Остается только пожелать удачи самодельщикам, которые любят кататься по снежным равнинам нашей Родины на самодельных снегоходах!

Как сделать самодельный снегоход своими руками: схема, фото и устройство

Такой самодельный снегоход был сделан за несколько недель своими руками в собственном гараже. Устройство его как видим очень простое, и будет вполне по силам множеству домашних мастеров.

Несколько лет назад я смастерил для своей девятилетней дочки снегоход с самодельной гусеницей из транспортерной ленты и пластмассовых водопроводных труб в качестве грунтозацепов. Сначала у меня были сомнения в надёжности такой гусеницы и в том, как поведут себя пластмассовые детали на морозе. Но за время двухлетней зимней эксплуатации поломок и сильного износа труб не произошло. Это и вдохновило меня на создание лёгкого снегохода для себя с такой же самодельной гусеницей.

На фото вверху самодельный гусеничный снегоход — вверху одноместный а внизу двухместный вариант.

Прекрасно понимая, что чем меньше масса снегохода и чем больше опорная площадь гусеницы, тем лучше будет его проходимость по рыхлому и глубокому снегу, я попытался сделать конструкцию максимально лёгкой.

Принцип работы снегохода очень прост (рис. 1). Внутри гусеницы установлены четыре колеса, которые при движении катятся по транспортёрной ленте, на которой закреплены грунтозацепы. А привод гусеницы от мотора осуществляется цепью через ведомый вал специальными ведущими звездочками. Их я взял от снегохода «Буран».

С двигателем от обычного мотоблока с автоматическим сцеплением мощностью всего 6 лошадиных сил быстро не разгонишься. Ездить на снегоходе я собирался не по укатанным дорожкам, а по рыхлому снегу, поэтому отказался от мягкой подвески гусеницы и лыж для снижения массы снегохода и упрощения всей конструкции.

Гусеницы для самодельного снегохода

Сначала изготовил гусеницу. Пластмассовую водопроводную трубу сечением 40 мм нарезал на заготовки для грунтозацепов длиной по 470 мм. Затем каждую заготовку распилил циркуляркой вдоль на две равные части.

При помощи приспособления, показанного на рис. 2, дисковой пилой по дереву резал вдоль пластмассовые трубы для грунтозацепов.

Рисунок 1.Чертеж схема самодельного снегохода

Грунтозацепы прикрепил к транспортёрной ленте двумя мебельными болтами 6 мм с большой полукруглой шляпкой. При изготовлении гусеницы очень важно выдержать одинаковые расстояние между грунтозацепами, иначе они будут «набегать» на зубцы ведущих звёздочек и гусеница начнёт проскакивать и сползать с катков.

Рисунок 2. Приспособление резки пластмассовых труб:
1. деревянный брусок;
2. пластмассовая труба;
3. металлический уголок.

Для сверления в транспортерной ленте отверстий под крепежные болты 6 мм сделал кондуктор. Отверстия в ленте сверлил сверлом по дереву со специальной заточкой.

Используя такой кондуктор, в транспортёрной ленте можно сверлить сразу 6 отверстий для крепления трёх грунтозацепов гусеницы.

В магазине я приобрёл четыре надувных резиновых колеса от садовой тележки, две ведущие звёздочки от снегохода «Буран» и два закрытых подшипника №205 для ведущего вала гусеницы.

Изготовить ведущий вал гусеницы и опоры для подшипников я попросил токаря. Раму снегохода сделал сам из квадратных труб 25×25 мм.

Так как оси шарниров поворота лыж и руля находятся на одной линии и в одной плоскости, можно использовать неразрезную рулевую тягу без шаровых наконечников.

Втулки поворота лыж делаются легко. К передней поперечной балке рамы я приварил водопроводные муфты с внутренней резьбой 3/4 дюйма. В них ввернул патрубки с наружной резьбой, к которым сваркой прикрепил сошки рулевой тяги и стойки лыж.

Я рекомендую использовать лыжи от детского снегоката «Аргомак». Они легче и эластичнее, но на них необходимо установить уголки для крепления к поворотной стойке снегохода и металлический подрез снизу — для лучшего управления снегоходом при движении по насту или укатанному снегу.

Читайте также:  Как сделать телегу для цветов своими руками

Регулировка натяжения цепи происходит за счёт смещения двигателя.

Управлять снегоходом очень просто. При увеличении оборотов двигателя ручкой газа, расположенной на руле, происходит включение автоматического центробежного сцепления и снегоход начинает движение. Так как расчётная скорость снегохода — невелика(всего около 10-15 км/ч) и зависит от плотности снега, то тормозами снегоход не оборудован. Достаточно уменьшить обороты двигателя и снегоход останавливается.

Поделюсь несколькими советами, которые при повторении этой конструкции могут оказаться полезными

1. Трубу для траков я разрезал вдоль ручной циркулярной пилой по дереву сначала с одной стороны, потом — с другой. Так получается ровней, нежели сразу резать обе стенки. Удобней обрабатывать небольшие заготовки. Если сразу разрезать вдоль длинную трубу, то в этом случае пластмасса будет плавиться и диск пилы зажмёт.

2. Гусеницы можно делать любой ширины. И каждый конструктор вправе выбрать то, что для него удобнее: сделать широкую, но короткую гусеницу или узкую и длинную. Только помните, что с большой гусеницей снегоход будет плохо управляться и двигатель нагружается больше, а с маленькой в рыхлом глубоком снегу он может проваливаться.

3. На некоторых моих фото видно, что внутри гусеницы установлены пластмассовые «бочонки». Это — направляющие упоры для склиза, которые должны препятствовать сползанию гусеницы с катков. Но в процессе эксплуатации снегохода гусеница и без склиза не сползала с катков, поэтому «бочонки» можно не устанавливать, что уменьшит массу снегохода.

4. В конце зимы я полностью разобрал снегоход, чтобы определить его вес. Вес его отдельных узлов оказался таким:

  • гусеница — 9 кг;
  • ведущий вал в сборе — 7 кг;
  • две пары колёс с осями — 9 кг;
  • двигатель и руль — 25 кг; пара лыж —5 кг;
  • рама— 15 кг;
  • двухместное сиденье со стойками — 6 кг.

Итого всё вместе весит 76 кг.

Вес некоторых деталей можно и ещё уменьшить. Тем не менее весовой показатель для снегохода с гусеницей такого размера вполне удовлетворительный.

Геометрические размеры моего снегохода следующие: длина рамы снегохода — 2 м; расстояние между осями опорных колес (катков) — 107 см; ширина гусеницы — 47 см. Шаг грунтозацепов гусеницы зависит от толщины транспортёрной ленты и его надо подобрать опытным путём (у меня получилось 93 мм).

Точных размеров и чертежей деталей снегохода не привожу, так как каждый, кто соберётся повторить конструкцию, будет ориентироваться на те детали и комплектующие, которые сможет приобрести или изготовить самостоятельно.

На фото этапы изготовления снегохода по приведенным выше схемам-чертежам:

  1. Заготовки грунтозацепов будущей гусеницы.
  2. Специальная ведущая звёздочка от снегохода “Буран”.
  3. Самодельный ведущий вал гусеницы с установленными звёздочками для цепи и гусеницы.
  4. Кондуктор для сверления отверстий в транспортерной ленте.
  5. Опорные катки гусеницы с осями и кронштейнами крепления к раме снегохода.
  6. Привод от двигателя ведущего вала гусеницы осуществляется цепью от мотоцикла.
  7. Рама снегохода с ведущим валом и опорными катками гусеницы.
  8. Механизм управления поворотом лыж.
  9. На этот снегоход я поставил пластмассовые лыжи от детских китайских санок. Но пластмасса, из которой они изготовлены, оказалась очень хрупкой и к концу зимы одна из лыж поломалась.
  10. Лыжи от снегоката “Аргомак” с установленным подрезом (коньком) и крепёжными уголками для установки на снегоход.
  11. Втулки поворота лыж. Всё очень просто: никаких подшипников. Необходимо только наносить смазку на резьбу, и долгий срок службы обеспечен. Кроме того, вворачивая или выворачивая патрубки, можно изменять клиренс снегохода.
  12. Ось передних колёс (катков гусеницы) прикреплена к раме неподвижно, а ось задних колёс-катков, вращая болт, можно перемещать для регулирования натяжения гусеницы.

Рыбаки, охотники и любители зимних видов спорта используют снегоходы для проезда к лучшим местам отдыха. Даже недорогие модели такой техники стоят около сотни тысяч рублей, чаще — больше. Желающие сэкономить могут собрать самодельный снегоход на гусеницах в условиях обычной гаражной мастерской. Стоимость деталей для постройки не превышает 40 тысяч рублей.

Устройство снегохода

Самодельные снегоходы устраиваются на гусеничном ходу. Гусеницы приводятся в движение двигателем внутреннего сгорания, установленным на жёсткой металлической раме. Поддерживаются в рабочем положении колёсами и специальными роликами. Основные варианты исполнения:

  • С цельной либо переломной рамой.
  • С жёсткой либо амортизированной подвеской.
  • С двигателем от мотоблока либо от мотоколяски.

Для рулевого управления используются короткие лыжи. Лёгкие снегоходы (массой до 100 кг), рассчитанные на движение с максимальной скоростью до 15 км/ч, не требуют обязательного оснащения тормозной системой. Они легко останавливаются при падении оборотов двигателя. Сделать самодельный снегоход на гусеницах можно по алгоритму:

  1. Подбор двигателя, расчёт рамы и ходовой части.
  2. Сборка рамы точечной сваркой.
  3. Устройство рулевого управления.
  4. Установка двигателя в проектное положение на временное крепление.
  5. Проверка конструкции на устойчивость к опрокидыванию.
  6. При успешной проверке — капитальная сварка рамы, установка двигателя.
  7. Установка приводной системы, мостов.
  8. Сборка и установка гусениц.
  9. Монтаж деталей кузова.

После этого проводят финальные испытания. Если снегоход едет нормально и не опрокидывается, то его загоняют в гараж и разбирают. Раму очищают от ржавчины, окрашивают в 2 слоя, производят финишную отделку остальных элементов, после чего собирают своими руками самодельный снегоход на гусеницах.

Подбор двигателя

Применяются бензиновые двигатели для мотоблоков или мотоколясок. Обороты двигателя управляются ручкой газа, вынесенной на рукоятку руля. Чтобы сделать самодельный снегоход на гусеничном ходу своими руками, проще всего использовать готовые двигатели малого объёма для мотоблоков с предустановленными:

  • Топливным баком.
  • Системой зажигания.
  • Понижающим редуктором с числом 1:2.
  • Центробежным сцеплением, автоматически срабатывающим при повышении оборотов.

Мощность этих моторов не превышает 10 лошадиных сил, зато они удобны в установке: мастеру не нужно отдельно собирать систему зажигания, подводить топливные патрубки, настраивать сцепление и т. д. На рынке представлены разные варианты:

Марка Модель Мощность, л. с. Объём, см3 Масса, кг Примерная цена, тыс. руб.
Kipor KG160S 4,1 163 15,5 20−25
Sadko GE- 200 R 6,5 196 15,7 15−20
Lifan 168 FD-R 5,5 196 18,0 15−20
Zongshen ZS168FB4 6,5 196 16,0 10−15
Nomad NT200R 6,5 196 20,1 10−15
Brait BR-177F-2R 9,0 270 30,0 10−15
Honda GX — 270 9,0 270 25,0 45−50

Если нет возможности приобрести готовый двигатель от мотоблока, то можно воспользоваться двигателем от мотоколяски. Такие движки мощней на 10−15 лошадиных сил, но требуют самостоятельной сборки. Система включает:

  • Двигатель.
  • Сцепление.
  • Редуктор.
  • Бензобак (объёмом 5−10 литров).
  • Глушитель.
  • Генератор.
  • Коммутатор и катушку электронного зажигания.

Часть элементов подойдёт от старых мотоциклов («Минск», «Восток», «Ява», «Урал»). Бензобак располагают как можно ближе к карбюратору, чтобы сократить длину патрубков.

Рама и кузов

Перед работой рекомендуется составить чертёж рамы. Конструкцию сваривают из трубы квадратного сечения 25 x 25 мм с толщиной стенки 2 мм. При полезной нагрузке свыше 150 кг размер сечения увеличивают до 30 х 25 мм. Погрузочную площадь и элементы кузова обшивают фанерой. Сидения подбираются с гидрофобным покрытием.

В центре переломной рамы располагают шарнир, допускающий вращение вокруг вертикальной оси. Максимальный угол поворота ограничивают, вваривая металлические пластины. Передняя половина используется для рулевого управления, а двигатель ставят на задней полураме.

Цельную раму сваривают в виде прямоугольника, внутри которого располагают мосты и гусеницы. Двигатель размещают спереди на специальной площадке, жёстко приваренной к остальной раме. В обоих случаях мотор ставится в поперечном направлении (вал выходит на торец).

Система привода

На выходной вал двигателя устанавливается ведущая звёздочка небольшого диаметра. С него крутящий момент через цепь передаётся на ведомый вал, располагаемый под сидением двигателя. На ведомом валу находятся:

  • Ведомая звёздочка большого диаметра.
  • Зубчатые колёса, приводящие в движение гусеницы.
  • Направляющие для гусениц.

Ведомый вал крепится на раме с помощью подшипников. Зубчатые колёса толкают траки, приводя гусеницы в движение. Цепь и звёздочки снимаются с одного устройства. На роль донора подходят старые мотоциклы, снегоходы («Буран»). Зубчатые колёса для траков снимаются только с другой гусеничной техники.

Направляющие ролики вращаются вместе с валом, крепятся рядом с зубчатыми колёсами и служат для натяжения ленты. Выполняются из дерева или пластмассы, на торцах имеют слой мягкой резины. Резина предотвращает повреждения гусеницы. Такие ролики легко изготовить самостоятельно, закрепив окантовку мебельным степлером.

Расчёт и сборка гусеницы

Гусеница представляет собой ленту, на внешней поверхности которой закреплены траки. Траки — это жёсткие грунтозацепы, установленные по всей длине гусениц. Варианты исполнения гусениц:

  • Из транспортной ленты толщиной 3 мм.
  • Из автомобильной покрышки.
  • Из клиновых ремней.
  • Готовые гусеницы заводского изготовления.

Конвейерную ленту необходимо закольцовывать. Её прочности достаточно только для лёгких снегоходов с двигателями не мощней 10 л. с. Автомобильные покрышки прочней ленты, они подойдут для мощных моторов. Цельные покрышки не нужно закольцовывать, поэтому вероятность разрыва минимальна. Покрышку нужной длины подобрать сложней, чем ленту.

Готовые гусеницы снимаются с другой аналогичной техники (снегоходы «Буран», «Шерхан»). На них с завода устанавливаются грунтозацепы. Изделия не годятся для использования с маломощными моторами от мотоблоков. Самодельные снегоходы из «бурановских» гусениц должны иметь зубчатые колёса от одного и того же «донора».

Размер гусеницы подбирается по требуемым ездовым характеристикам: чем больше ширина, тем ниже управляемость, но выше проходимость. Минимальная площадь пятна контакта от снегохода (лыж и гусениц) должна быть такой, чтобы давление от снаряжённого транспорта не превышало 0,4 кг/см 2 поверхности. В лёгких снегоходах используют конвейерную ленту шириной 300 мм, разрезанную вдоль на 2 полоски по 150 мм.

Подготовка ленты

Траки крепятся на самодельные гусеницы болтами М6 с широкой шляпкой. Болты фиксируют гайкой, используют шайбу и гровер. Перед креплением в ленте и траках просверливают лидирующие отверстия диаметром 6 мм. При сверлении используют кондуктор и свёрла по дереву со специальной заточкой.

Конвейерную ленту также закольцовывают болтами М6. Для этого края ленты накладываются друг на друга с перехлёстом 3−5 см, соединение содержит 1−2 ряда болтов. Для гусеницы шириной 150 мм выдерживают следующие расстояния:

  • От края ленты 15−20 мм.
  • Между болтами на траках 100−120 мм.
  • Между болтами при кольцевании 25−30 мм.

Всего на один трак уходит по 2 болта, на один соединения ленты — 5−10 болтов в зависимости от числа рядов. При использовании автомобильных покрышек оставляют только беговую дорожку, а боковины удаляют обувным ножом.

Траки выполняются из полиэтиленовой трубы диаметром 40 мм с толщиной стенки 5 мм, распиленной пополам в продольном направлении. Целый участок грунтозацепа прилегает к ленте. В лёгких снегоходах один трак соединяет гусеничную пару. При ширине гусениц 150 мм длина трака составляет 450−500 мм.

Грунтозацепы нарезают с помощью дисковой пилы по дереву. Используют специальный станок с двумя направляющими (металлической и деревянной), жёстко зафиксированными на неподвижной столешнице. Стенки труб распиливаются по очереди.

Расстояние между траками зависит от параметров зубчатых колёс на приводном валу. Обычно составляет 5−7 см. Заданное расстояние выдерживается с погрешностью не более 3 мм. В противном случае работа привода нарушается: грунтозацепы «набегают» на зубья ведущих колёс, гусеница начинает проскакивать и слетать с катков.

Ходовая часть

Лёгкие снегоходы, предназначенные для катания по рыхлому снегу, оснащаются шарнирной подвеской из удлинённой гайки М16. Это лёгкая конструкция с простым устройством, не обеспечивающая комфортных ездовых характеристик самоделки.

Снегоходы на гусеницах, предназначенные для проезда по укатанному снегу, должны предусматривать амортизаторы (от мотоцикла или мопеда). Амортизаторы устанавливаются в местах крепления лыж и мостов к раме. Ход подвески подбирают таким, чтобы движущиеся элементы не касались кузова снегохода во время работы.

Рулевая и лыжи

Рулевое управление выводится на две фронтальные лыжи по схеме, конструктивно схожей с подвеской. Выполняется из шпильки с резьбой, установленной в удлинённой гайке М16, жёстко приваренной к раме. Используется руль от мопеда или мотоцикла («Минск»).

Всего в конструкции используется 3 пластиковые лыжи от детского самоката (либо самодельные из фанеры толщиной 3 мм). Пара фронтальных лыж применяется для руления. Используются лыжи длиной до 1 метра, при необходимости усиливаются стальной трубой и пластиной.

Третья лыжа опорная, служит для поддержания ленты в рабочем состоянии. Она короче остальных, размещается между мостами (по центру). К опорной лыже крепится Т-образная балка, жёстко приваренная к раме. Сверху балки — свободно вращающиеся ролики для гусениц. Установка такой конструкции не нужна, если гусеница не провисает.

Устройство мостов

Мосты размещаются под погрузочной площадкой. На один мост уходит 2 надувных колеса от садовой тележки и металлический стержень. Колёса свободно вращаются и не имеют привода. В снегоходах, построенных на базе моторов от мотоблоков, колёса накачивают наполовину. К внешним торцам колёс привариваются фиксаторы, с помощью которых мосты крепятся к раме.

Передний мост неподвижен, его фиксаторы жёстко привариваются к раме. Задний мост должен свободно передвигаться вдоль рамы, поскольку служит для натяжения гусеницы. Его фиксаторы предусматривают фрикционные затяжки из болтов М10, закрепляющие мост в рабочее положение.

Чтобы техника не простаивала в зимнее время, можно сделать снегоход из мотоблока своими руками. При наличии минимальных навыков владения инструментом это совсем несложно. Обратная переделка по окончании холодов не займет много времени. Это позволит использовать мотоблок для хозяйственных работ круглый год.

Подбор двигателя

Силовой агрегат должен иметь тягово-сцепное устройство с ручной системой управления. Можно использовать мотор от мотоблока Нева.

На его основе можно сделать снегоход для транспортировки грузов и перевозки 1 или 2 пассажиров. Мощность такого устройства составит 6-7 лошадиных сил. Снегоходная приставка к мотоблоку поможет увеличить грузоподъемность.

Читайте также:  Громоотвод частного дома своими руками схема

Основные достоинства такого устройства:

  • доступная цена;
  • силовой агрегат японского производства;
  • 4-тактный 1-цилиндровый двигатель;
  • система воздушного охлаждения;
  • возможность использовать бензин в качестве горючего.

Мотоблок Нева имеет 8 модификаций. Возможная мощность составляет от 6 до 8 лошадиных сил. Имеется цепной переключающий редуктор для 4 возможных скоростей. Топливный бак в зависимости от конкретной модели имеет объем от 3 до 5 л. Мощность двигателя позволит перевозить несколько человек и груз.

Нюансы конструкции

Основные элементы конструкции снегохода составляет ведомая и ведущая часть. Ведомая часть включает в себя амортизаторы, рулевую колонку, полозья.

Основные составляющие ведущей части — это силовой агрегат, рама, привод.

Основные схемы и чертежи можно найти в специальной литературе. На основе готового проекта необходимо сделать эскиз и картонный макет будущего устройства. Первоначально следует определиться с вариантами использования снегохода. Это поможет подкорректировать чертеж и определить элементы, которые необходимо приобрести, а также те, что можно изготовить своими руками.

Коробку передач и двигатель нужно установить на ведущей части будущего снегохода. Предварительно нужно определить, на каком ходу готовое устройство будет двигаться — гусеничном или колесном. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы.

Снегоход на колесном или гусеничном ходу

Снегоход из мотоблока проще всего сделать на колесном ходу. Для этого понадобятся только специальные колеса и (при желании) прицеп небольшого размера. Снегоход на колесном ходу обладает большей маневренностью. Колеса, установленные сзади, имеют относительно малый удельный вес. Чтобы агрегат не буксовал на рыхлом снегу, потребуется дополнительно установить специальные цепи.

Колеса для снегохода можно сделать из камер от грузовых автомобилей. В спущенном виде их надевают на колеса мотоблока и обматывают цепями, концы которых нужно закрепить, камеры накачать насосом.

Другой вариант — надеть на колеса мотоблока и прицепа металлические обручи по 1 на каждое колесо. Необходимые габариты определяются размером колес. Диаметр обруча должен быть немного меньше, а ширина — в 2-3 раза больше, чем у колес.

Чтобы улучшить сцепление с поверхностью и устойчивость снегохода на обручи (с тыльной стороны), нужно приварить по 5 или 6 пластин из металла. Необходимая толщина — 25 мм. Получится имитация грунтозацепов. Надевать подготовленные обручи нужно на спущенные камеры, которые после накачивания плотно прижмутся к ним.

Снегоход на гусеничном ходу — это устройство более сложной конструкции. Фактически это снегоходная гусеничная приставка к мотоблоку, работающая на основном моторе. Подобные самоделки получаются устойчивые, надежные, с высокой проходимостью. В регионах с обильным снежным покровом такой снегоход будет просто незаменим в зимнее время.

Гусеницы для мотоблока своими руками сделать несложно. Для этого можно использовать такие подручные материалы, как:

  • трубы водопроводные;
  • цепи мотоциклетные;
  • ленты конвейерные.

Чтобы лента на гусеницах дольше оставалась в рабочем состоянии, ее края необходимо предварительно прошить леской. Стежки нужно делать через каждые 10 мм. Чтобы замкнуть ленту в кольцо, нужно аккуратно сшить края.

Снегоход на гусеничном ходу не будет буксовать даже в очень глубоком и рыхлом снегу. Однако при высокой проходимости маневренность у него будет заметно ниже, ведь мотоблок на гусеницах значительно тяжелее. Вес ходовой части снегохода на гусеничном ходу будет до 30 кг.

Подготовительные работы

Самодельный снегоход из мотоблока можно будет использовать для хозяйственных работ, туристических прогулок, спортивных занятий. После определения варианта использования основную схему нужно будет немного подкорректировать.

Чтобы сделать снегоход из мотоблока своими руками, необходимо приготовить следующие инструменты и материалы:

  • аппарат для ручной сварки;
  • специальную маску и рукавицы;
  • болгарку;
  • ножовку по металлу;
  • комплект напильников;
  • трубогиб;
  • трубы рамные, например, от мотоцикла;
  • кронштейны, хомуты и другой крепеж;
  • мелкие детали;
  • мотор.

Чтобы сэкономить средства, многие запчасти и детали для снегохода можно изготовить самостоятельно или использовать составляющие от другой техники. Решая вопрос о том, как сделать снегоход из мотоблока, можно воспользоваться советами знакомых, имеющих подобный опыт, специальную литературу. Готовые схемы, чертежи, фотографии и видеоролики позволят лучше представить себе конструкцию снегохода и основные моменты его создания.

Основные этапы работы

Вначале нужно сделать форму. Для этого рамные или водопроводные трубы изгибаются трубогибом в нужном варианте. Для предварительного соединения используется сварка точечным способом. Это позволит выявить и устранить допущенные ошибки.

Окончательно нужно закрыть стыки неразрывным единым швом. К готовой раме приварить кронштейны. На них устанавливается:

  • силовой двигатель;
  • полозья;
  • рулевая конка;
  • сиденья.

Под сиденье для снегохода можно приспособить старое мебельное кресло или стул. Другой вариант — снять готовое сиденье со старого мотоцикла. При желании можно сделать 2 или 3 посадочных места.

Удобное рулевое управление для снегохода получится из руля от старого велосипеда, мопеда и другой техники. Можно изготовить руль самостоятельно из куска гнутой трубы.

Крепление прицепа и дополнительные элементы

Двухколесный одноосный мотоблок можно сделать 4-колесным и 2-осным при помощи небольшого прицепа. Его нужно намертво приварить к раме мотоблока.

Вначале к концу дышла нужно приварить металлический брусок длиной примерно 0,5 м. Он крепится в точке соединения прицепа и мотоблока параллельно основной оси.

Отступив от края на 6 см, сверлится по 1 отверстию с каждой стороны бруска. Добавочное крепление обеспечат хомуты из металла, их нужно накинуть на ось мотоблока и скрепить болтами и контргайками, к которым предварительно приваривается крестовина. Болт при этом пропускается через отверстия в крестовине и в хомуте.

Подобное сложное крепление будет надежным фиксатором для прицепа и всей конструкции в целом. Это уменьшит маневренность снегохода, но увеличит его устойчивость.

В качестве места для пассажиров можно использовать старые, но еще крепкие сани. Их легко присоединить к мотоблоку своими руками. Для перевозки багажа сани можно прикрепить к задней части сварной рамы.

Лыжи под полозья для снегохода лучше использовать деревянные. У пластмассовых сцепление заметно хуже. К рулевой колонке их крепят специальными шарнирами. На лыжи необходимо установить подрезы. Для этого можно использовать металлический прут сечением 8 мм.

Амортизаторы на снегоход устанавливаются обязательно — это обеспечит комфорт во время езды. Какие амортизаторы будут установлены (новые или снятые со старого мотоцикла) нужно определить заранее. Можно установить рычажные с мотоцикла. Это позволит сделать правильную конструкцию.

Техника безопасности

Готовый снегоход необходимо вначале опробовать на ровной местности. Пассажиров и грузы можно начинать перевозить только после успешных испытаний. Снегоход — это транспортное средство. Он может двигаться со скоростью до 70 км/ч, поэтому основные правила передвижения следует обязательно соблюдать, чтобы не попасть в аварию

С особой осторожностью следует ездить на незнакомых открытых пространствах или в лесу, особенно по свежевыпавшему снегу. Большие скорости в этом случае развивать не следует. Оптимальный вариант — не более 30 км/ч.

Готовясь к поездке на снегоходе, необходимо надеть защитный шлем и специальный костюм. Обычный ватник и валенки лучше не использовать. Очень опасно ездить на самодельном снегоходе по водоемам, покрытым льдом. Это очень опасно, даже если самодельное устройство в полном порядке.

Подавляющее большинство снегоходов в настоящее время изготовлено по схеме «две лыжи впереди/одна гусеница сзади». При такой схеме снегоход опирается на три точки, расположенные треугольником. Прежде всего такая схема обладает оптимальной устойчивостью. Одногусеничная схема позволяет создавать эффективные снегоходы для самых разных целей. Конструкция одногусеничного снегохода является залогом относительно низкого веса, правильного распределения масс, ремонтной доступности всех основных узлов.

При проектировании таких снегоходов конструкторам предоставлены несколько основных инструментов, которые определяют баланс качеств снегохода:

Ширина гусеницы — уменьшение ширины гусеницы способствует повышению управляемости и маневренности, снижает зависимость снегохода от продольных неровностей. Увеличение — улучшает проходимость. В настоящий момент большинство одногусеничных снегоходов выпускается со стандартной шириной гусеницы в 15 дюймов (381 мм), либо с широкой гусеницей (она же — widetrak) шириной в 20 дюймов (508 мм). В последнее время становится популярной сверхширокая гусеница — 24 дюйма (610 мм). Использование сверхширокой гусеницы позволяет вплотную приблизиться по проходимости к двухгусеничным снегоходам.

Широкие гусеницы до последнего времени были уделом утилитарных снегоходов. Но в последнее время на рынке появились промежуточные модели — сочетающие комфорт туристических снегоходов с наличием широкой, а то и сверхширокой, гусеницы.

  • длина гусеницы — уменьшение длины гусеницы способствует повышению управляемости и маневренности. Увеличение — улучшает проходимость. В технических данных снегоходов всегда приводится длина ее полной окружности, как правило это 3000-4000 мм. Опорная поверхность гусеницы не превышает трети этой длины.
  • развесовка — то есть, распределение полной массы снегохода между лыжами и гусеницей. Увеличение доли нагрузки, приходящейся на лыжи — повышает управляемость. По этому пути идут при конструировании кроссовых и туристических моделей, для которых проходимость по глубокому снегу является вторичным качеством. Увеличение нагрузки на гусеницу в совокупности с увеличением ее размера смещает приоритет в сторону проходимости.

Масса снегохода в первую очередь зависит от его типа. Вес большинства утилитарных и туристических снегоходов — около 300 кг. Спортивные — кроссовые и горные весят 200—250 кг.

В последние годы конструкторы стали уделять повышенное внимание снижению массы. Многие новые модели разработаны «с чистого листа», в них воплощаются самые современные технические решения, в том числе широко используются легкие материалы, из конструкции исключаются некоторые узлы, оптимизируется вся конструкция, широко используются возможности использования более легких элементов конструкции по причине снижения нагрузки на них.

Существенное снижение массы позволяет предложить новый продукт:

  • повышается проходимость снегохода без принесения в жертву других качеств;
  • открываются новые возможности для активного управления — вес водителя позволяет гораздо сильней влиять на более легкий снегоход;
  • подъем снегохода вручную при его вытаскивании уже не требует предельного напряжения сил.

Колея лыж у большинства современных снегоходов зависит скорее от конструкции подвески. Для моделей со свечной подвеской она составляет около 950 мм, для моделей с рычажной — около 1050 мм. Эти величины являются инженерным компромиссом, так как на каждом типе снегохода есть факторы ограничивающие ее чрезмерное уменьшение или увеличение. По общему правилу, увеличение колеи улучшает устойчивость и управляемость снегохода. Но вместе с тем, и ограничивает возможность активного управления снегоходом — водителю становится сложней наклонять снегоход собственным весом при прохождении поворотов, при движении поперек склонов. На многих моделях есть возможность регулировки колеи в зависимости от предпочтений владельца.

Так как при одногусеничной схеме все три точки опоры существенно разнесены по углам треугольника, это позволяет оснащать снегоход длинноходными эффективными подвесками.

При том, что формально у двухгусеничных снегоходов тоже три точки — одна лыжа впереди и две гусеницы сзади — физика их движения существенно отличается от таковой у одногусеничных снегоходов.

Две гусеницы располагаются параллельно, с минимальным расстоянием между ними — которое необходимо для установки редуктора и крепления подвески. При использовании гусениц шириной 15 дюймов (381 мм), общая ширина движителя составляет около 850 мм. Это позволяет создавать узкие снегоходы (ширина «Бурана» — 900 мм).

Установка на них именно двух гусениц, а не одной соответствующей ширины, вызвана скорей технологическими и компоновочными требованиями. Кроме того, в период разработки двухгусеничных снегоходов, гусеницы считались заменяемым элементом. Заменить одну узкую гусеницу при ее повреждении проще и дешевле, чем широкую.

У двухгусеничных снегоходов особенный баланс качеств, связанных с устойчивостью, а именно:

  • он заметно чувствительней одногусеничных снегоходов к продольным неровностям. На нем очень затруднено движение вдоль склона. Широкая опорная поверхность не позволяет водителю эффективно влиять на его устойчивость смещением собственного веса;
  • относительно узкая ширина опорной части дает ему преимущество в определенных случаях. Например, при движении по засыпанной снегом грунтовой дороге, что зачастую затруднено на снегоходах с двумя лыжами, которые теряют устойчивость, проваливаясь одной из лыж в колею;
  • при недостаточной ширине ровной опорной поверхности (например, на перекрестках колейных дорог), двухгусеничный снегоход наоборот, может сильно заваливаться.

Именно специфическая валкость не позволяет использовать на двухгусеничных снегоходах длинноходные подвески гусениц — в противном случае, при поперечном наклоне, крен будет только усиливаться. Применяемые подвески расчитаны на амортизацию мелких неровностей.

Так как площадь гусеницы несет подавляющую часть нагрузки и имеет многоточечную подвеску, рулевая лыжа не имеет постоянной нагрузки. Результат этого — нелинейная, большей частью низкая, управляемость. Она сильно зависит от большого количества факторов, определяющих насколько лыжа выступает ниже плоскости гусеницы (размещение нагрузки, состояние подвески гусеницы, состояние подвески лыжи и ряда других), а также от профиля дороги.

О выпуске в настоящий момент кем-то из иностранных производителей моделей с двумя гусеницами — неизвестно. Снегоход Alpina Sherpa и снегомобиль BRP Ski-Doo Elite рассматриваются ниже отдельно — ряд характеристик не позволяют отнести их к классическим двухгусеничным снегоходам.

На нашем рынке в настоящий момент двухгусеничные снегоходы представлены двумя отечественными моделями:

Кроме того, большая часть «самодельщиков» строит свои снегоходы по двухгусеничной схеме, либо с одной опорной гусеницей соответствующей ширины.

Основные преимущества двухгусеничных снегоходов:

  • двухгусеничная конструкция по определению обеспечивает максимальную опорную поверхность и, соответственно, минимальное удельное давление. Это позволяет им демонстрировать исключительную проходимость по глубокому снегу;
  • малая ширина;
  • наличие одной лыжи по центру в сочетании с клиновидной носовой частью позволяет куда свободней ездить по лесу, пробираться между деревьями — так как исключена проблемная для одногусеничных снегоходов ситуация, когда дерево попадает между двух лыж.

Эти качества делают двухгусеничные снегоходы очень привлекательными для тех, кому приходится много ездить в таежных условиях.

Источник

Оцените статью