Бурятские национальные костюмы своими руками

Мастер-класс «Изготовление куклы в национальном бурятском костюме»

Лариса Белькова
Мастер-класс «Изготовление куклы в национальном бурятском костюме»

В преддверии празднования замечательного праздника Сагаалган, наш дружный коллектив принялся за изготовление кукол в национальных костюмах. Было решено, что куклы будут высотой не ниже 60 см и разного пола. Кто то делает мальчиков, кто то девочек, но техника исполнения должна быть одной, так как по замыслу, наши куколки должны объединиться в один хоровод и исполнить бурятский национальный танец Ёхор. Работа закипела и вот «родились» наши куколки. Предлагаю мастер-класс моего мальчика, как делала его я. Основание тела- это конус из целого листа ватмана. Голова — папье-маше.

Обклеивала обычный мяч клеем ПВА.

Основание и «голова» были скреплены так же, в технике папье-маше.

Начинается самое интересное — наряд нашей куколки. Конус обклеиваем тканью с характерным национальным мотивом и украшаем тесьмой.

По такому же принципу делаем руки- два конуса одного размера обклеиваем тканью и приклеиваем к основанию.

Приступаем к шапочке. Шьем конус из ткани в тон одежды

Из ватмана делаем основание шапочки с отворотом

Украшаем шапочку любым мехом (старые меховые шапки, мех от капюшонов можно использовать)

Я немного завысила шапочку, не очень красиво смотрелась, больше было похоже на колпак Петрушки

В итоге шапку я сделала другую. И вот мой «мальчик» готов к выходу в свет!

Забыла сфотографировать как «рисовалось» лицо. Грунтовать можно любой краской- гуашью, водоэмульсионкой. Прическу обозначила черной краской. Наверно было бы лучше придать лицу естественный бежевый оттенок. Так же в планах сделать в такой же технике куклу в национальном русском костюме, где уже учту все недоработки.

Приехав в наш детский сад мальчик нашел себе подругу, где теперь вместе приветствуют детишек.

Урок технологии «Фартук в национальном костюме Ставропольского края» Фартук в национальном костюме Ставропольского края. Цели урока: Обучающая: расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала.

Изготовление куклы-ангела из бисера и бусин. Мастер-класс Пятак Алёна Изготовление куклы-ангела из бисера и бусин. МАСТЕР-КЛАСС Ангел из бисера и бусин МАСТЕР-КЛАСС по теме Изготовление куклы-ангела.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Кукла в национальном костюме» Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе. «Кукла в национальном костюме» Цель: познакомить детей с русским национальным костюмом,.

Куклы из бабушкиного сундука. Мастер-класс по изготовлению народной игровой куклы «Утешница» Мастер-класс Предназначен мастер-класс для проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста, для ознакомления детей со старинной.

Мастер-класс для родителей «Изготовление русской народной куклы «Убоженька» (фотоотчет) Цель: Привитие интереса и любви к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества. Задачи: 1. Познакомить с.

Мастер-класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Мастер — класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Цель данного мероприятия: Изготовление.

Мастер-класс по изготовлению платковой куклы в чувашском костюме Танцы с игрушками, шарами, лентами и пр. всегда интересны и зрителям, и. особенно, детям. Дошкольники с большим удовольствием исполняют.

Мастер-класс по росписи деревянной куклы-качалки в национальном костюме для педагогов Мастер-класс по росписи деревянной куклы-качалки в национальном костюме для педагогов[/b] Дата проведения: 26.10.2016 г. Время: 10.30.

Мастер-класс с родителями «Изготовление куклы-оберега «Северная берегиня» Цель: Создать традиционную народную куклу-оберег для дома «Северная берегиня» Берегини – это традиционные славянские куклы-обереги. Главная.

Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме» «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» – Народная мудрость Без прошлого нет будущего. Каждый человек с «материнским молоком» впитывает.

Источник

Бурятские национальные костюмы своими руками

Республиканская газета «Традиция» запись закреплена

Как правильно сшить бурятское платье?

С каждым годом интерес к бурятскому народному костюму растет. Женское и мужское верхнее платье (тэрлик, дэгэл), головные уборы и другие предметы гардероба стало модным шить на заказ. Но оказывается мало — просто заказать национальное платье в ателье, нужно, как минимум, знать свою племенную принадлежность. При всем единообразии одежды бурят у каждого племени были свои отличительные детали в покрое и эти отличия важно соблюдать и сегодня. Иначе национальная одежда может потерять свою уникальность, а вместе с тем и глубокий смысл.

Читайте также:  Идеи картин для дома своими руками

Первые сведения об одежде бурят встречаются в записях-донесениях служилых людей, казаков — первопроходцев в 17 веке. Традиционная одежда бурят была очень функциональной, она защищала от холода и жары, ее было удобно носить в повседневной жизни и при длительных походах верхом на лошади. Она играла важную роль и при совершении обрядов и представляла социальный статус владельца. Национальный костюм буряты носили вплоть до первых лет советской власти.

Как пишет Раиса Бадмаева, автор книги «Бурятский национальный костюм», решающую роль в преобразовании бурятского костюма сыграли коллективизация сельского хозяйства и переход бывших кочевников и полукочевников к оседлости. Конечно, национальную одежду носили и в советское время, но в основном люди в возрасте.
Национальный колорит одежде придает ее покрой. К примеру, покрой верхнего платья бурят Забайкалья и Предбайкалья во многом отличался.

В Забайкалье традиционно применялся центрально-азиатский покрой. «Забайкальские буряты шили одежду по крою китайского типа периода Маньчжурской империи. В такой одежде глубокий запах левой полы заходит на правую с застежкой у плеча, горловины и сбоку на талии», — рассказывает Любовь Левитина, хранитель коллекций «Быт. Этнография. Декоративно-прикладное искусство» Музея истории Бурятии им М.Н. Хангалова.

Линия запаха на груди энгэр у всех племен отделывалась по-разному. Так, у хори-бурят была ступенчатая нашивка. Обычно для ее отделки использовались красный, черный и сине-голубой цвета. Красный символизировал стихию огня, черный – землю и полоса голубого цвета – синее небо. Энгэр прослеживается у многих народов Западной Сибири и Дальнего Востока. Он встречается не только в костюмах хори-бурят, эхиритов и булагатов, но и у алтайских народов, якутов.

— Такой элемент в одежде, по всей вероятности, появился, когда наши народы кочевали по ту сторону Байкала и соприкасались там с культурой киргизов, алтайцев, якутов, — отмечает Любовь Филипповна. — Возможно, появление энгэра было также связано с климатическими условиями, потому что у кочевников езда верхом была каждодневной и необходимой. В холодное время года важно было держать в тепле область груди, и эта нашивка, первоначально меховая, дополнительно ее согревала, а позже оформилась в декоративный элемент одежды с отделкой кусочками разноцветных тканей.

Родоплеменные особенности больше всего сохранились в женском костюме. Например, в женской одежде разных племен отличалось оформление рукава. Обязательным было наличие буфов. Широкие основания в наплечной части стягивали в густую сборку, таким образом, формировали буфы. У сонголов и хори-бурят буфы были пышными, у сартулов и хонгодоров они были не ярко выраженными.

— Как-то Раисе Дашиевне Бадмаевой, исследователю бурятского костюма, задали вопрос о происхождении буфов. Она ответила, что, скорее всего, такая форма рукава пошла еще издревле, когда одежда шилась из шкур животных. И, очевидно, рукав шили из шкуры, снятой с ноги животного. Та часть шкуры, которая расширялась к бедру, просто собиралась в мелкую складку. И вот отсюда и сохранилась традиция такого пышного рукава, — поделилась Раиса Бадмаева.

В память о тех временах, когда одежда шилась из шкур животных, у некоторых племен остались манжеты, их так и называют туруу – копыта, копытообразные манжеты. Они есть в костюмах хори-бурят, цонголов. Туруу обычно имел жесткую основу, за счет чего держал форму и пришивался на живую нитку — иногда его меняли, чистили, обновляли.

Еще одна особенность заключается в длине рукава. У хонгодоров, как и у монгольских народов, был очень длинный рукав. Им полностью закрывалась ладонь, такой длинный рукав защищал руки от холода.

Открытый воротник забывается

Самая распространенная ошибка в национальных костюмах, сшитых в наше время, связана с формой воротника. У бурят принято использовать воротник-стойку, но при этом у разных племен используются различные формы ворота. К примеру, у цонголов, сартулов и хонгодоров воротники были глухо закрытыми, а края были выполнены под углом. У хори-бурят, наоборот, ворот был открытым, а края были пологими. Кстати, эта форма воротника сегодня встречается редко.

Читайте также:  Автомагнитола для дачи своими руками

— Сейчас отошли от этих традиций, ворот сделали глухим, и такая особенность в одежде хори-бурят исчезает, ее надо сохранить, и образцы для этого есть. Ведь одежда это паспорт человека. По ней можно было определить, какого рода и племени человек», — подчеркнула Любовь Филипповна.

Нарядная линия талии

В женской одежде декорировалась и линия талии, у некоторых племен линия талии, где сшивается нижняя часть – юбка с верхней частью – лифом, была широкой и богато отделывалась декоративными элементами. У хори-бурят линия талии была совершенно прямая и низкая. Спереди эта линия всегда украшалась ручной расшивкой, тесьмой. У цонголов эта линия была дугообразной, и украшалась как спереди, так и сзади. Это делалось, потому что у цонгольских женщин безрукавка (ее носили только замужние женщины) была короткой. Из-за чего линия талии была видна, и ее необходимо было украсить.

Обязательно на линии талии должен был присутствовать красный цвет, он выполнял охранную функцию: отпугивал злых духов.

Большое значение в бурятском костюме имеет цвет. До начала 20 века в Забайкалье хори-буряты, цонголы, сартулы, хонгодоры отдавали предпочтение синему цвету — символу голубого вечного неба. По большей части, одежду шили из тканей именно синих цветов.

Как видим, в национальной одежде бурят большое внимание уделялось отдельным элементам. Благодаря одежде, можно было с легкостью понять, кто перед вами — девушка или замужняя женщина, относится ли она к хори-бурятам или цонголам или к какому-нибудь другому племени. Эта функция в одежде была важной для наших предков, и ее необходимо сохранить и передать другим поколениям.

Как надевать национальную одежду

По воззрениям бурят, монголов, правая сторона одежды является сакральной. С правой стороны вовнутрь входит в тело здоровье, богатство, благодать, выходит – с левой стороны. Правой рукой подается и берется все, левая рука — отдающая.

Правила существовали при надевании рукава халата. Мужчины первым надевали левый рукав, затем – правый, женщины – наоборот. Это объясняли тем, что мужчина, заходя в юрту, идет по левой стороне на правую, а женщина — по правой стороне на левую. Этот обычай строго соблюдали во время свадебных церемоний.

Источник

Национальный костюм бурятов

Буряты – народ, который издревле живёт в суровых условиях Сибири возле озёра Байкал. Это скотоводы-кочевники и охотники. Длинная морозная зима и короткое прохладное лето обусловили возникновение фасонов тёплой одежды, которые должны быть удобными на перегонах скота и его выпасе. В таких нарядах комфортно в жару и в холод.

История появления костюма

Известно, что эта народность ещё во времена палеолита населяла Прибайкалье. Но первое описание национального бурятского костюма относится к XVII веку. Один из купцов, направляясь в Китай с русским посольством, описал быт бурятского народа и его костюмы. Изучением их возникновения, покроя и особенностей учёные занялись лишь в начале XIX века.

На одежду бурят оказали влияние другие культуры. С течением времени у народности стали появляться хлопчатобумажные и шелковые ткани из Китая и Средней Азии.

Виды костюмов

Костюм должен был согреть всадника-пастуха и не помешать управляться со стадом. Суровые зимы требуют тёплой одежды. Поэтому в традиционных нарядах присутствовали два варианта: зимний и летний. Мужчины носили халаты, которые обязательно подпоясывались шелковыми кушаками или кожаными ремнями с украшением из серебра и камней.

Халаты для зимы и для лета различались лишь материалом выполнения, всё остальное одинаково. Покрой был простым, но имел интересные элементы, присущие одежде этого народа:

  • воротник стоячий, халат свободный, позволяющий совершать разнообразные движения;
  • рукава могли быть цельнокроеными для защиты от непогоды;
  • конусовидная манжета в холодное время отворачивалась, защищая руку. Она обычно расшивалась шерстяными или шелковыми нитками. По узору можно было определить достаток скотовода и примерное количество голов в стаде;
  • полы халата должны были защищать ноги всадника от холода, а в случае необходимости – служить ему постелью на кочевье.

Особенности фасонов

Мужские халаты имели прямой крой с рукавом реглан. Носили их всегда под пояс. Детские халаты шились так же. Фасоны были идентичны как для мальчиков, так и для девочек. Когда девочка превращалась в девушку, крой дэгэла усложнялся и напоминал соединённую швом кофту с юбкой.

Читайте также:  Гусеничный вездеход своими руками поворотный механизм

Материалы для пошива

Скотоводы-кочевники не имели других материалов к пошиву одежды, кроме шкур убитых животных. Использовались овчина, кожа и шерсть, мех пушных зверей – лисы, песца, соболя, норки. Позже у других народов стали покупаться шелковые, бархатные, хлопчатобумажные ткани, а к традиционным украшениям добавились драгоценные камни, золото, серебро.

Главный элемент национальной одежды – халат. Зимний (дэгэл) шили из овчины, использовали бархатную отделку. Халат для летних будней (тэрлинг) был лёгким, хлопчатобумажным, а праздничный – шелковым.

Какие цвета в приоритете?

Любимым цветом любого бурята был синий. Это цвета халата и шапки. Он символизирует бесконечность неба. Но были и другие цвета дэгэла – коричневый, бордовый, зелёный. Цветные полосы энгера (четырёхугольного борта дэгэла) тоже несли смысловую нагрузку. Например, чёрным обозначали плодородие земли, красным – энергию жизни и огня. Первая полоса сверху могла быть только белой или золотой.

Украшения к костюму

Женщины достаточно затейливо украшали себя. На руках было множество колец, они носились на каждом из пальцев, кроме среднего, а иногда и по несколько штук на одном. Браслеты на каждой руке, серьги, нагрудные украшения из многих рядов бус, серебряных медальонов, оберегов.

Также со стороны висков прикреплялись подвески из бусин разных размеров и цветов. Они могли быть очень длинными и спускаться до груди. Часто ободок на шапке или подвеска имели серебряные элементы. Косы помещались в специальные футляры для сохранения магической силы женских волос.

Мужчины дополняли свой костюм ножом (хутага) и огнивом (хэтэ). С течением времени они стали только лишь декоративными элементами, утратив свою утилитарность. Рукоять ножа и сами ножны украшали элементы чеканки с участием серебра и самоцветов. Огниво помещалось в небольшую кожаную сумочку с кресалом на дне. Пластинки из серебра с затейливыми рисунками украшали его.

Обувь

Бурятская обувь – унты из жеребячьей кожи или сапоги с носками, заострёнными вверх, наподобие турецких фасонов. Эта обувь шилась как мужчин, так и женщин. В ней удобно, она гигиеничная и практичная. Сверху она украшалась с помощью вышивки или швов контрастных нитей с контурами узоров. Сапоги для зимы утеплялись мехом овчины или диких животных. Обувь для лета вязалась из конских волос и прикреплялась к подошве из кожи.

Головные уборы

Традиционно мужчины и женщины у бурят носили шапки. Они отличались принадлежностью к разным родам, но были очень интересны и разнообразны. Среди форм выделяются следующие:

  1. Колпак с меховой оторочкой нижнего края;
  2. Шапки-ушанки из длинноворсового меха – лисьего или песцового;
  3. Конус с высокой тульей. Каждая шапка заканчивалась острой верхушкой, украшенной навершием из серебра и красными кистями. Края были отогнутыми. Тулья у женских шапок расшивалась узорами из бусин, ленточками, серебром.

Все головные уборы выполнялись в синем цвете. Каждый из элементов нёс смысловую нагрузку.

Мужской, женский, детский – особенности

Основой костюма служил халат, а под него мужчины надевали кожаные или суконные штаны и хлопчатобумажную рубаху. От ненастья защищала саба (верхняя одежда типа шинели), надетая поверх дэгэла. Если становилось очень холодно, на помощь приходила даха (свободная верхняя одежда с меховым наружным слоем).

Когда девушка выходила замуж, её нарядом становились рубаха, штаны и халат. Обязательным элементом костюма была безрукавка, без неё и без головного убора ни одна бурятка не имела права показаться среди мужчин. Безрукавка была длинной или короткой, это зависело от рода и статуса женщины. По краям жилетка всегда была украшена орнаментальной вышивкой, пришивались ленточки.

Современный национальный костюм бурят

Бурятский народный костюм вдохновил отечественных кутюрье на создание модных коллекций с народным колоритом. В современной одежде сохранились самые интересные детали кроя рукавов и трапециевидный силуэт. Много внимания уделяется также созданию головных уборов с разными вариантами длины и формы навершия.

Не обойдены вниманием узоры сложных орнаментов, конструкции декоративных элементов, украшения из серебра. В современных костюмах пользуется успехом стилизация под дэгэл разных фасонов. Вечерние наряды, верхняя одежда шьются с учётом оригинального кроя рукава, воротника, энгера – четырёхугольного борта дэгэла.

Стилизованная национальная обувь – угги, унты, меховые сапоги – перекочевали в гардеробы модников по всему миру. Популярны головные уборы из меха песца, лисы, чернобурки.

Источник

Оцените статью