Бурятский национальный костюм для девочки своими руками

Мастер-класс «Изготовление куклы в национальном бурятском костюме»

Лариса Белькова
Мастер-класс «Изготовление куклы в национальном бурятском костюме»

В преддверии празднования замечательного праздника Сагаалган, наш дружный коллектив принялся за изготовление кукол в национальных костюмах. Было решено, что куклы будут высотой не ниже 60 см и разного пола. Кто то делает мальчиков, кто то девочек, но техника исполнения должна быть одной, так как по замыслу, наши куколки должны объединиться в один хоровод и исполнить бурятский национальный танец Ёхор. Работа закипела и вот «родились» наши куколки. Предлагаю мастер-класс моего мальчика, как делала его я. Основание тела- это конус из целого листа ватмана. Голова — папье-маше.

Обклеивала обычный мяч клеем ПВА.

Основание и «голова» были скреплены так же, в технике папье-маше.

Начинается самое интересное — наряд нашей куколки. Конус обклеиваем тканью с характерным национальным мотивом и украшаем тесьмой.

По такому же принципу делаем руки- два конуса одного размера обклеиваем тканью и приклеиваем к основанию.

Приступаем к шапочке. Шьем конус из ткани в тон одежды

Из ватмана делаем основание шапочки с отворотом

Украшаем шапочку любым мехом (старые меховые шапки, мех от капюшонов можно использовать)

Я немного завысила шапочку, не очень красиво смотрелась, больше было похоже на колпак Петрушки

В итоге шапку я сделала другую. И вот мой «мальчик» готов к выходу в свет!

Забыла сфотографировать как «рисовалось» лицо. Грунтовать можно любой краской- гуашью, водоэмульсионкой. Прическу обозначила черной краской. Наверно было бы лучше придать лицу естественный бежевый оттенок. Так же в планах сделать в такой же технике куклу в национальном русском костюме, где уже учту все недоработки.

Приехав в наш детский сад мальчик нашел себе подругу, где теперь вместе приветствуют детишек.

Урок технологии «Фартук в национальном костюме Ставропольского края» Фартук в национальном костюме Ставропольского края. Цели урока: Обучающая: расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала.

Изготовление куклы-ангела из бисера и бусин. Мастер-класс Пятак Алёна Изготовление куклы-ангела из бисера и бусин. МАСТЕР-КЛАСС Ангел из бисера и бусин МАСТЕР-КЛАСС по теме Изготовление куклы-ангела.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Кукла в национальном костюме» Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе. «Кукла в национальном костюме» Цель: познакомить детей с русским национальным костюмом,.

Куклы из бабушкиного сундука. Мастер-класс по изготовлению народной игровой куклы «Утешница» Мастер-класс Предназначен мастер-класс для проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста, для ознакомления детей со старинной.

Мастер-класс для родителей «Изготовление русской народной куклы «Убоженька» (фотоотчет) Цель: Привитие интереса и любви к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества. Задачи: 1. Познакомить с.

Мастер-класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Мастер — класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Цель данного мероприятия: Изготовление.

Мастер-класс по изготовлению платковой куклы в чувашском костюме Танцы с игрушками, шарами, лентами и пр. всегда интересны и зрителям, и. особенно, детям. Дошкольники с большим удовольствием исполняют.

Мастер-класс по росписи деревянной куклы-качалки в национальном костюме для педагогов Мастер-класс по росписи деревянной куклы-качалки в национальном костюме для педагогов[/b] Дата проведения: 26.10.2016 г. Время: 10.30.

Мастер-класс с родителями «Изготовление куклы-оберега «Северная берегиня» Цель: Создать традиционную народную куклу-оберег для дома «Северная берегиня» Берегини – это традиционные славянские куклы-обереги. Главная.

Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме» «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» – Народная мудрость Без прошлого нет будущего. Каждый человек с «материнским молоком» впитывает.

Источник

Бурятский национальный костюм для девочки своими руками

Республиканская газета «Традиция» запись закреплена

Как правильно сшить бурятское платье?

С каждым годом интерес к бурятскому народному костюму растет. Женское и мужское верхнее платье (тэрлик, дэгэл), головные уборы и другие предметы гардероба стало модным шить на заказ. Но оказывается мало — просто заказать национальное платье в ателье, нужно, как минимум, знать свою племенную принадлежность. При всем единообразии одежды бурят у каждого племени были свои отличительные детали в покрое и эти отличия важно соблюдать и сегодня. Иначе национальная одежда может потерять свою уникальность, а вместе с тем и глубокий смысл.

Читайте также:  Как сделать домашнее отопление своими руками

Первые сведения об одежде бурят встречаются в записях-донесениях служилых людей, казаков — первопроходцев в 17 веке. Традиционная одежда бурят была очень функциональной, она защищала от холода и жары, ее было удобно носить в повседневной жизни и при длительных походах верхом на лошади. Она играла важную роль и при совершении обрядов и представляла социальный статус владельца. Национальный костюм буряты носили вплоть до первых лет советской власти.

Как пишет Раиса Бадмаева, автор книги «Бурятский национальный костюм», решающую роль в преобразовании бурятского костюма сыграли коллективизация сельского хозяйства и переход бывших кочевников и полукочевников к оседлости. Конечно, национальную одежду носили и в советское время, но в основном люди в возрасте.
Национальный колорит одежде придает ее покрой. К примеру, покрой верхнего платья бурят Забайкалья и Предбайкалья во многом отличался.

В Забайкалье традиционно применялся центрально-азиатский покрой. «Забайкальские буряты шили одежду по крою китайского типа периода Маньчжурской империи. В такой одежде глубокий запах левой полы заходит на правую с застежкой у плеча, горловины и сбоку на талии», — рассказывает Любовь Левитина, хранитель коллекций «Быт. Этнография. Декоративно-прикладное искусство» Музея истории Бурятии им М.Н. Хангалова.

Линия запаха на груди энгэр у всех племен отделывалась по-разному. Так, у хори-бурят была ступенчатая нашивка. Обычно для ее отделки использовались красный, черный и сине-голубой цвета. Красный символизировал стихию огня, черный – землю и полоса голубого цвета – синее небо. Энгэр прослеживается у многих народов Западной Сибири и Дальнего Востока. Он встречается не только в костюмах хори-бурят, эхиритов и булагатов, но и у алтайских народов, якутов.

— Такой элемент в одежде, по всей вероятности, появился, когда наши народы кочевали по ту сторону Байкала и соприкасались там с культурой киргизов, алтайцев, якутов, — отмечает Любовь Филипповна. — Возможно, появление энгэра было также связано с климатическими условиями, потому что у кочевников езда верхом была каждодневной и необходимой. В холодное время года важно было держать в тепле область груди, и эта нашивка, первоначально меховая, дополнительно ее согревала, а позже оформилась в декоративный элемент одежды с отделкой кусочками разноцветных тканей.

Родоплеменные особенности больше всего сохранились в женском костюме. Например, в женской одежде разных племен отличалось оформление рукава. Обязательным было наличие буфов. Широкие основания в наплечной части стягивали в густую сборку, таким образом, формировали буфы. У сонголов и хори-бурят буфы были пышными, у сартулов и хонгодоров они были не ярко выраженными.

— Как-то Раисе Дашиевне Бадмаевой, исследователю бурятского костюма, задали вопрос о происхождении буфов. Она ответила, что, скорее всего, такая форма рукава пошла еще издревле, когда одежда шилась из шкур животных. И, очевидно, рукав шили из шкуры, снятой с ноги животного. Та часть шкуры, которая расширялась к бедру, просто собиралась в мелкую складку. И вот отсюда и сохранилась традиция такого пышного рукава, — поделилась Раиса Бадмаева.

В память о тех временах, когда одежда шилась из шкур животных, у некоторых племен остались манжеты, их так и называют туруу – копыта, копытообразные манжеты. Они есть в костюмах хори-бурят, цонголов. Туруу обычно имел жесткую основу, за счет чего держал форму и пришивался на живую нитку — иногда его меняли, чистили, обновляли.

Еще одна особенность заключается в длине рукава. У хонгодоров, как и у монгольских народов, был очень длинный рукав. Им полностью закрывалась ладонь, такой длинный рукав защищал руки от холода.

Открытый воротник забывается

Самая распространенная ошибка в национальных костюмах, сшитых в наше время, связана с формой воротника. У бурят принято использовать воротник-стойку, но при этом у разных племен используются различные формы ворота. К примеру, у цонголов, сартулов и хонгодоров воротники были глухо закрытыми, а края были выполнены под углом. У хори-бурят, наоборот, ворот был открытым, а края были пологими. Кстати, эта форма воротника сегодня встречается редко.

Читайте также:  Как сделать переносной забор своими руками

— Сейчас отошли от этих традиций, ворот сделали глухим, и такая особенность в одежде хори-бурят исчезает, ее надо сохранить, и образцы для этого есть. Ведь одежда это паспорт человека. По ней можно было определить, какого рода и племени человек», — подчеркнула Любовь Филипповна.

Нарядная линия талии

В женской одежде декорировалась и линия талии, у некоторых племен линия талии, где сшивается нижняя часть – юбка с верхней частью – лифом, была широкой и богато отделывалась декоративными элементами. У хори-бурят линия талии была совершенно прямая и низкая. Спереди эта линия всегда украшалась ручной расшивкой, тесьмой. У цонголов эта линия была дугообразной, и украшалась как спереди, так и сзади. Это делалось, потому что у цонгольских женщин безрукавка (ее носили только замужние женщины) была короткой. Из-за чего линия талии была видна, и ее необходимо было украсить.

Обязательно на линии талии должен был присутствовать красный цвет, он выполнял охранную функцию: отпугивал злых духов.

Большое значение в бурятском костюме имеет цвет. До начала 20 века в Забайкалье хори-буряты, цонголы, сартулы, хонгодоры отдавали предпочтение синему цвету — символу голубого вечного неба. По большей части, одежду шили из тканей именно синих цветов.

Как видим, в национальной одежде бурят большое внимание уделялось отдельным элементам. Благодаря одежде, можно было с легкостью понять, кто перед вами — девушка или замужняя женщина, относится ли она к хори-бурятам или цонголам или к какому-нибудь другому племени. Эта функция в одежде была важной для наших предков, и ее необходимо сохранить и передать другим поколениям.

Как надевать национальную одежду

По воззрениям бурят, монголов, правая сторона одежды является сакральной. С правой стороны вовнутрь входит в тело здоровье, богатство, благодать, выходит – с левой стороны. Правой рукой подается и берется все, левая рука — отдающая.

Правила существовали при надевании рукава халата. Мужчины первым надевали левый рукав, затем – правый, женщины – наоборот. Это объясняли тем, что мужчина, заходя в юрту, идет по левой стороне на правую, а женщина — по правой стороне на левую. Этот обычай строго соблюдали во время свадебных церемоний.

Источник

Не умеем ни надевать, ни шить

Самые распространенные ошибки при ношении и шитье бурятской национальной одежды

В репортажах с Кавказа видно, что там почти все старые люди носят папахи. У нас большая редкость увидеть головной убор в национальном стиле на пенсионере. Что говорить о костюмах. Пожилые люди и монгольские туристы замечают, что наши люди в большинстве своем не умеют носить национальные костюмы. У многих они и сшиты неправильно.

Усугубляет ситуацию то, что многие надевают костюмы не своего племени. Особенно это касается мужских костюмов. Поэтому мы расскажем об основных ошибках в надевании и шитье бурятских мужских костюмов.

Общий крой

Вначале определимся с терминологией. Многие называют бурятский костюм халатом или дэгэлом. Он действительно напоминает распашной халат с глубоким запахом левой полы на правую. На самом деле дэгэл – это верхняя одежда, а собственно халат называется тэрлик.
При всей разнице костюмов по племенам бурятские тэрлики и дэгэлы в целом единообразны по покрою.

Левая пола халата запахивается поверх правой и фиксируется пуговицей или завязкой, расположенной ниже проймы правого рукава. Почему именно слева направо. Западные буряты сохранили шаманистские поверия о том, что на западе добрые боги, а на востоке – злые.

Ученые предполагают, что это и нашло отражение в запахе левой полы на правую. Застегивая одежду слева направо, человек закрывается от злых духов, а расстегивая, открывается доброму западу.

Читайте также:  Делаем макет здания своими руками

Такой крой одежды максимально адаптирован к нашим природно-климатическим условиям и кочевой жизни. Застегнутая сбоку одежда защитит грудь от ветра, особенно при быстрой езде. К тому же такой запах слева направо невероятно практичен, потому что создает из верхней части до пояса огромный карман. Очень удобно правой рукой класть и доставать вещи из-за пазухи. Из такой глубокой пазухи ничего не выпадет даже при самой быстрой скачке. В старину кочевники носили в таком кармане свои личные пиалы. Высокий стоячий воротник оберегает от болезней горла.

Обратите внимание и на цельный крой рукавов. Они длинные, и их манжеты напоминают копыта. Это не просто символ богатства кочевников — скот. Это своего рода варежки, в холода такие манжеты легко опустить, чтобы согреть руки.

Длина не выше и не ниже

Часто можно увидеть, как мужчины путаются в длинных полах тэрликов или дэгэлов или, наоборот, носят недопустимо короткие. Длина должна быть такой, чтобы закрывать ноги и при ходьбе, и при верховой езде. Это защищало ноги от мороза.

— В кочевых условиях такой распашной одеждой можно воспользоваться как временной постелью. На одной поле можно прилечь, а другой укрыться, – рассказывает ветеран труда Хэшэгто Раднаев — не зря еще бабушка учила нас, что неукрытый человек мерзнет и не высыпается.

Самая большая ошибка

Пояса и вовсе отдельная тема. Мужчину монголоязычные народы называют «бэhэтэй хун» – человек с поясом. Пояс – обязательный предмет одежды мужчины. Правильно завязанный широкий пояс должен плотно обхватывать тело. Такой кушак существенно утепляет область поясницы. Он удобен при частой верховой езде, при низких температурах воздуха оберегает от воспаления лёгких, радикулита.

Пояс для мужчины священен, через него категорически запрещено было перешагивать.

— Искусство повязывать пояс в Бурятии утеряно, – заметила наша гостья, монгольская журналистка Индра, – даже артисты повязывают пояса вкривь и вкось.

Пояс-кушак завязывают, обертывая спереди назад, складки должны распределяться по талии ровно. Существует два способа завязывания кушака: полностью завязывают кушак или завязывают так, что спадают по бокам два конца кушака. Повседневный кушак завязывают полностью.

Если не умеете завязывать пояс, удобнее купить или заказать кожаный пояс, украшенный серебром.

Не своего племени

Самая распространенная ошибка — надевание одежды не своего племени. Из-за того, что хори – самое крупное бурятское племя, его костюмы самые популярные. Многие эхириты и хонгодоры порой и не знают, как отличаются их костюмы.

— А ведь достаточно побывать в музее. Изучить крой и шитье одежды своих предков, – горестно вздыхает пенсионер Афанасий Хантаев.
Хори-костюм отличает особый лацкан энгэр — по правой стороне лифа дэгэла, начиная с воротника до подмышек. Верхняя полоса синего или белого цвета — это символ почитания вечного синего неба, как знак чистых и высоких помыслов человека. Средняя полоса черного цвета символизирует цвет плодородной земли. Нижняя полоса красного цвета трактуется как дорога, по которой уходит от человека зло.

Мужчины павлины

И даже если покрой и костюмы соблюдены правильно, поражает пестрота тканей.

— Я категорически против того, чтобы все шили эти яркие концертные наряды. Особенно странно на мужчинах смотрится обилие узоров, аляповатых сочетаний цветов. Это хорошо на сцене, на артистах. В повседневной жизни такие шелковые и парчовые наряды непрактичны.

Те, кто их носил, знает, как в них душно. Гораздо элегантнее выглядят тэрлики и дэгэлы спокойных синего, черного, коричневого цветов из более легких тканей, – считает швея Татьяна Цыбанова.

Действительно, концертные костюмы в национальном стиле в старину вряд ли пользовались бы таким успехом. На старинных фотографиях повседневная бурятская национальная мужская не столь яркая и вычурная, как сейчас.

Пожилые люди и сейчас неодобрительно относятся к тем, кто носит одежду жёлтого и красного цветов. Дело в том, что эти цвета в старину были установлены для лам еще первым хутухтой (перерожденцем) и главой буддийской церкви в Монголии Ундер-гэгэном Занибазаром в XVII веке.

Источник

Оцените статью