- Самостоятельная сборка буржуйки на отработанном масле
- Здесь вы узнаете:
- Преимущества печей на отработке
- Выбираем чертёж
- Последовательность сборки
- Окончательная сборка
- Запуск буржуйки
- Работа на других видах топлива
- Как соорудить буржуйку на отработанном масле: инструкции в фотографиях и чертежах
- Принцип действия и преимущества такой печки
- Переделываем буржуйку для работы на отработке
- Универсальный вариант: дрова + отработка
- Несколько полезных советов напоследок
Самостоятельная сборка буржуйки на отработанном масле
Здесь вы узнаете:
Отработанное машинное масло является недорогим и популярным видом топлива. Оно используется для обогрева жилых и нежилых помещений посредством его сжигания в заводских или самодельных печах и котлах. В этом обзоре мы расскажем об одной из таких самоделок – это небольшая, но эффективная буржуйка на отработке. Отличаясь небольшими габаритами и простой конструкцией, она обеспечивает выработку большого количества тепла. В заключение мы поговорим о комбинированном агрегате, умеющем работать на отработке и дровах.
Преимущества печей на отработке
Сделать буржуйку на отработке своими руками очень легко. Для этого понадобятся навыки работы с металлом и сварочным аппаратом. Хороший мастер справится с ней буквально за один день. Именно простая конструкция и является главным преимуществом этого отопительного агрегата. Принцип действия рассматриваемой нами модели заключается в создании и последующем воспламенении горючей смеси из воздуха и паров отработанного масла.
Можно сказать, что буржуйка на месте работает по принципу пиролиза. Ведь выработка тепла производится в несколько шагов:
- Масло подогревается и сгорает в первой камере при невысокой температуре.
- Оставшиеся в выхлопе продукты сгорания догорают во второй камере сгорания, соединяющейся с первой с помощью трубки.
- Продукты сгорания отправляются в дымоходную трубу, в то время как полученное тепло направляется в обогреваемое помещение.
Масляная буржуйка, после того как она выйдет на рабочий режим, сжигает отработку настолько полно и эффективно, что никакого дыма из дымохода мы практически не увидим. Если вы ожидаете чёрной копоти, как от старого тепловоза, то ничего подобного здесь не будет – в рабочем режиме отсюда идёт лишь беловатый дымок, а в некоторых случаях не видно и его.
Буржуйка на отработке отличается высокой эффективностью. Отработанное масло сжигается здесь полностью и без остатка. За счёт этого внутренние поверхности и узлы долго остаются чистыми, не нуждаясь в частых очистках. Такие печи нередко используются для обогрева небольших мастерских, частных ремесленных цехов, гаражей. Неплохой навар в виде большого количества отработки получают те, кто занимается заменой масло в автомобилях.
Выбираем чертёж
Чертёж самой эффективной буржуйки на отработанном масле.
Разберёмся с деталями – перед нами печка, состоящая из трёх основных частей. Часть первая, самая нижняя, представляет собой ёмкость с небольшим отверстием для заливки горючего и розжига. Эта ёмкость играет две роли – выступает в качестве бака и работает как первичная камера сгорания. Крышка ёмкости служит ещё и своеобразным регулятором интенсивности сгорания.
Следующая часть – это трубка с отверстиями, привариваемая к нижней ёмкости. Отверстия служат для забора вторичного воздуха. Он смешивается с испаряющейся отработкой, в результате чего образуется горючая смесь, сгорающая с образованием высокотемпературного пламени. Когда буржуйка прогреется и выйдет на рабочий режим, труба будет буквально гудеть под напором огня. Окончательное сгорание происходит в верхней камере.
Верхняя камера нашей буржуйки по схеме круглая. Но ничто не мешает сделать её прямоугольной (как и нижнюю). Увеличив площадь верхней поверхности, можно организовать своеобразную варочную панель, чтобы можно было вскипятить чайник и согреться чашкой тёплого напитка. В верхней части второй камеры буржуйки мы видим небольшой патрубок – он служит для подключения дымохода. Вот и вся схема – простая и незатейливая.
Последовательность сборки
Буржуйка на отработанном масле порадует быстрой сборкой. Её можно сварить из остатков старого газового баллона или любой другой металлической ёмкости подходящего диаметра. Также возможна сборка из листового железа с предварительным раскроем, приданием ему нужной формы и сварки. Первая задача – соорудить первичную камеру сгорания. Её диаметр составляет 344 мм, высота – 115 мм. К нижней части приваривается герметичное днище.
Хорошо собранная буржуйка обеспечит хорошую теплоотдачу при достаточно скромном потреблении масла.
Сама печка устанавливается на металлические ножки любой конструкции. В нашем случае они изготавливаются из металлического уголка и имеют высоту 100 мм. Всего ножек четыре – буржуйка на масле (отработке) должна стоять на рабочей поверхности максимально устойчиво, так как внутри неё полыхает жидкое горючее.
Далее нам необходимо сделать крышку, плотно надевающуюся на основную часть первичного бака нашей буржуйки. Она не плоская – это кусок трубы диаметром 352 мм с приваренным к ней круглым листом аналогичного диаметра. В верхней части вырезаются два отверстия – одно диаметром 100 мм, служащее для приварки трубки с отверстиями, а второе диаметром 60 мм, служащее для заправки агрегата отработкой и регулировки подачи воздуха.
Следующая часть – вертикальная трубка высотой 360 мм и диаметром 100 мм. В ней необходимо просверлить 48 отверстий – 6 рядов по 8 отверстий в каждом, в своеобразном шахматном порядке. Первый ряд отстоит от нижней части трубы на 20 мм, последний – в 55 мм от верха. Диаметр отверстий для подачи в буржуйку вторичного воздуха составляет 9 мм. Здесь будет сгорать отработка, поэтому воздуха нужно много.
Следующий этап изготовления буржуйки на отработке – создание вторичной камеры. Её диаметр составляет 352 мм, для её постройки понадобятся две крышки, верхняя и нижняя. Делаем в обеих крышках отверстия диаметром 100 мм, но не в центре, а в 110 мм от центра (ближе к боковине). К верхней привариваем изнутри стальную перегородку длиной 330 мм и высотой 70 мм. Свариваем буржуйку для сжигания отработки в единое целое, следя за тем, чтобы отверстия в крышках находились не друг над другом, а на противоположных сторонах. К верхней крышке привариваем патрубок дымохода высотой 130 мм и диаметром 100 мм.
Окончательная сборка
У нас в руках три части нашей буржуйки:
- Первичная ёмкость со съёмной крышкой и отверстием для заливки отработки.
- Трубка с отверстиями для забора вторичного воздуха.
- Вторичная камера сгорания с патрубком под дымоход.
На окончательном этапе сборки свариваем между собой крышку первичной камеры сгорания (крышка должна оставаться съёмной), трубу с отверстиями и вторичную камеру. Теперь всё готово для проведения испытаний.
Запуск буржуйки
Теперь мы научимся топить буржуйку отработкой. Задача заключается в выводе печи на рабочий режим. Холодная отработка является горючим материалом, но она не способна дать высокотемпературное пламя. Поэтому её нужно разогреть. Устанавливаем буржуйку на добротное основание, подключаем к ней дымоход – его рекомендованная высота составляет 4-5 метров. Далее заливаем в неё отработку.
Не вздумайте использовать здесь бензин и другие агрессивно горящие жидкости – их воспламенение может привести к серьёзным ожогам и взрывам.
На следующем этапе нам потребуется керосин, служащий для ускорения процесса розжига. Он заливается поверх отработки в первую камеру. Керосин воспламеняется мягко, поэтому для наших целей он подходит. Также вы можете использовать жидкости для розжига угля для барбекю (медленно горящие).
Поджигаем нашу топливную смесь спичкой (лучше кинуть в бак горящую бумажку), регулируем подачу первичного воздуха. В вертикальной перфорированной трубе появится горящее пламя. Оно будет слегка рваным, так как буржуйка пока холодная. По мере прогрева пламя начнёт светлеть и гудеть – оно должно стать почти белым, с чуть желтоватым оттенком. Только в этом случае отработка отдаст максимум тепловой энергии.
Проводить дозаправку буржуйки отработкой на полном ходу категорически запрещено – дождитесь сгорания одной порции и только тогда заливайте следующую. Не можете терпеть – увеличьте объём первичной камеры. Если и этого недостаточно, приварите к первичной камере буржуйки патрубок для подключения металлического топливного шланга с регулировочным краником. Этот шланг соедините с подходящей топливной ёмкостью большого объёма. В этом случае буржуйка сможет гореть неограниченно долго.
- Регулярно прочищайте дымоход – от этого зависит стабильность сгорания отработки в буржуйке.
- Не используйте другие виды топлива (например, солярку).
- Устанавливайте буржуйку на прочное негорючее основание. Настоятельно рекомендуем сделать ножки с отверстиями под болты – закрепите первичную камеру во избежание её опрокидывания.
Кроме того, не держите рядом с буржуйкой ёмкости с легковоспламеняющимися жидкостями. Расстояние до ближайших стен не должно быть менее 50 см. Для увеличения эффективности рекомендуем оббить стенки оцинкованным железом для отражения потоков тепловой энергии в сторону помещения.
Работа на других видах топлива
Не нужно заморачиваться над точным соблюдением миллиметража – многие умельцы собирают буржуйки на отработке «на глаз», получая превосходные результаты.
В наших обзорах мы уже не раз публиковали схемы обычных дровяных буржуек, в том числе пиролизного типа. Они изготавливаются из листового железа или старых газовых баллонов. Будучи снабжёнными большими топками, они позволяют сжигать практически любые виды твёрдого топлива. Если постараться, можно изготовить универсальный отопительный аппарат – это печь на дровах и отработке.
Для этого потребуется горелка на отработке, представленная на рисунке ниже. Здесь мы видим всё ту же первичную камеру сгорания с подключённой к ней перфорированной вертикальной трубкой. Только окончательное дожигание будет происходить не во вторичной камере, а в камере дровяной буржуйки. Ваша задача – организовать на ней съёмную дверцу, чтобы можно было включить вместо неё представленную горелку.
Переделать буржуйку под отработку не представляет особого труда – просто воспользуйтесь опубликованными в нашем обзоре схемами и советами.
Источник
Как соорудить буржуйку на отработанном масле: инструкции в фотографиях и чертежах
Как обогреть неотапливаемый гараж в зимнее время? Самый простой ответ: сделать буржуйку. Этот агрегат имеет простую конструкцию и прекрасно работает на дровах, угле, опилках и т. п. Однако достаточное количество такого топлива у автомобилиста есть не всегда. А вот отработанное машинное масло обычно имеется. Для многих автолюбителей буржуйка на отработанном масле своими руками стала отличной альтернативой обычной дровяной печке. Впрочем, используют такую печь не только для гаражей.
Принцип действия и преимущества такой печки
Сгорание топлива в печи на отработанном масле происходит в два этапа. Сначала сгорает залитое в бак топливо. Образующиеся в результате этого газы смешиваются с воздухом. На втором этапе горит именно эта газово-воздушная смесь, поэтому буржуйка на отработке состоит из двух отделений.
Устройство печи на отработке включает две камеры сгорания, в одной из которых сгорает отработанное масло, а в другой — смесь масляных паров и воздуха
Первое отделение — это бак, в который наливают отработанное масло. Оно сгорает при относительно умеренной температуре. Выше размещается другое отделение, предназначенное для сгорания смешанных с воздухом продуктов, образовавшихся при горении отработки. Здесь процесс происходит при гораздо более высокой температуре, она может достигать 800 градусов.
Важным условием при сооружении буржуйки на отработке своими руками является обеспечение доступа воздуха в обе камеры сгорания. В нижнем баке для этого делают небольшое отверстие, которое служит для заливки топлива, а также для регулировки подачи воздуха. Отверстие закрывают специальной заслонкой. В верхнюю камеру вторичный воздух поступает обычно через небольшие отверстия (примерно 10 мм), которые просверлены в трубе, соединяющей бак и вторую камеру сгорания.
Читайте также, как можно соорудить печку-буржуйку для гаража и дачи, которую можно топить дровами, торфом или отходами: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/bani-i-garazh/pechka-burzhujka-svoimi-rukami.html.
Чтобы обеспечить доступ воздуха во вторую камеру сгорания буржуйки на отработке, необходимо сделать небольшие отверстия в трубе, соединяющей эту камеру и бак для масла
Возможность использовать почти бесплатное топливо из отработанного масла — не единственное достоинство такого агрегата. Благодаря высокой температуре горения печь на отработке обогревает помещение быстро и эффективно. Если устройство работает правильно, из него не выделяются ни неприятные запахи, ни опасные для здоровья людей вещества, поэтому с точки зрения экологии буржуйка на отработке считается совершенно безопасной.
Однако опасность может представлять использование в такой печке легковоспламеняющихся веществ, например, бензина, растворителя и т. п. Следует также помнить, что некоторые виды отработанного трансформаторного масла могут при нагревании выделять вредные для здоровья соединения.
Чертеж самой простой и популярной печки на отработанном масле (кликните для увеличения)
Пошаговое изготовление печки по чертежу, расположенному выше
Владельцы печей на отработке запасаются топливом в летний период. Для этого в гараже ставят емкость, в которую сливают отработанное масло. К зиме в ней накапливается вполне приличное количество топлива. Недорого или вовсе бесплатно отработанное масло можно получить в автомастерских, на СТО и т. п.
В нашей следующей статье вы найдёте инструкцию по изготовлению печи на отработке из газового баллона: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/documents/pech-na-otrabotke-svoimi-rukami.html.
Переделываем буржуйку для работы на отработке
Владельцы обычной буржуйки, решившие перейти на отопление отработанным маслом, могут внести в конструкцию уже имеющегося агрегата некоторые изменения. Выясняя, как переделать обычную буржуйку под отработку, следует учесть принципы работы этого агрегата, т. е. обеспечить камеру вторичного сгорания и доступ воздуха в обе камеры. Вот один из вариантов такой переделки:
-
- Сварить из листового железа бак для отработанного масла.
- Прорезать в печке отверстие для подачи воздуха.
- Установить задвижку, которая будет регулировать поступление воздуха в топливный бак.
- Вместо дымоходной трубы поставить трубу с отверстиями для воздуха.
- Сделать камеру вторичного сгорания со съемной верхней частью.
- Присоединить камеру вторичного сгорания к трубе с отверстиями.
- Установить дымоходную трубу.
Разумеется, поддувало обычной буржуйки при переходе на отработку должно быть закрыто, чтобы обеспечить правильную тягу. При желании поддувало и люк буржуйки, через который загружаются дрова или уголь, можно просто заварить. В этом случае масло будет подаваться в печь через вьюшку. Через это же отверстие осуществляют и розжиг масла. Однако, более удобным вариантом загрузки топлива, вероятно, будет возможность вынимать топливный бак из буржуйки. В этом случае имеет смысл подумать о создании универсальной печки, в которой используется отработанное масло или дрова.
На этой схеме наглядно продемонстрирован один из вариантов устройства буржуйки на отработке. Чем точнее соответствие готового агрегата рекомендациям инженеров, тем лучше будет работать печка
Универсальный вариант: дрова + отработка
Иногда обстоятельства диктуют необходимость использовать разные виды топлива. Для этого нет нужды держать в помещении сразу два агрегата. Существуют модели универсальных буржуек, способных легко переключаться с дров и угля на отработанное машинное масло. В следующем видеоролике подробно описано устройство и особенности эксплуатации такой модели.
Понять, как можно сделать универсальную буржуйку на отработке, не сложно. Нижний бак такой печки представляет собой обычную дровяную буржуйку с колосниками, отделением для сбора золы и дымоходом. В верху этого отделения устанавливают емкость для отработанного масла и делают вьюшку с заслонкой.
Модернизированное нижнее отделение соединяют с камерой вторичного сгорания специальной трубой, в которой предусмотрены отверстия для воздуха и возможность их при необходимости закрыть. Сверху выводится дымоходная труба.
Если нужно использовать такой агрегат в качестве буржуйки, нужно вынуть емкость для масла и закрыть вьюшку, а также отверстия на трубе. После этого в печке можно сжигать дрова, уголь, опилки и т. п. Чтобы перейти на отопление отработкой, действия совершают в обратном порядке:
- Устанавливают бак для масла.
- Открывают вьюшку.
- Открывают отверстия для поступления вторичного воздуха.
После этого в буржуйке можно использовать в качестве топлива отработанное машинное масло.
Чтобы работа такой буржуйки была безопасной, ее необходимо регулярно очищать. Для этого верхнюю часть вторичной камеры сгорания делают съемной. Ее очищают в доступных местах, а также производят обстукивание дымоходной трубы, чтобы удалить скопившуюся сажу. Помимо этого, следует регулярно удалять накопившуюся грязь из бака для масла.
Вам также может быть полезен материал об общих принципах работы печного оборудования на отработанном масле и правилах безопасности: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/alt_otoplenie/otoplenie-na-otrabotannom-masle.html.
Несколько полезных советов напоследок
При эксплуатации самодельной буржуйки на отработке, некоторые владельцы агрегата сталкиваются с рядом проблем. Например:
- нагрев помещения происходит неравномерно;
- отработка при горении бурлит и выплескивается из бака;
- появляется запах дыма;
- топливо сгорает слишком быстро и т. п.
Проблему неравномерного прогрева помещения, когда возле печки жарко, а в противоположном углу холодно, можно решить, присоединив к вторичной камере сгорания специальный «лабиринт». Из этого лабиринта выводят трубу, на которую ставят небольшой вентилятор. Такая конструкция позволяет направить струю горячего воздуха в любом подходящем направлении. Таким образом удалось повысить температуру воздуха в гараже до 15-20 градусов тепла при наружной температуре -35 градусов.
Если печь на отработке, сделанная своими руками, не прогревает помещение равномерно, к ней можно приделать специальный «лабиринт», который позволит правильно распределить тепло, подавая струю воздуха в нужном направлении
Во многом работа буржуйки на отработке зависит от правильной тяги и размеров агрегата. Поэтому рекомендуется не делать печь «на глазок», а воспользоваться точными чертежами и стараться соблюдать установленные размеры. Следует помнить, что чем выше емкость топливного бака, тем быстрее будет сгорать масло, т. е. увеличится его расход.
Чтобы отработка не шипела, не бурлила, а горела спокойно, необходимо использовать машинное масло, которое предварительно отстоялось, а не было слито пару часов назад. Кроме того, топливный бак рекомендуется наполнять не более, чем на две трети.
Источник