Бюджетная домашняя акустика своими руками

Содержание
  1. Как сделать самому классную портативную акустику?
  2. Содержание
  3. Выбор концепции и дизайна акустики
  4. Выбор типа корпуса
  5. Подбор динамиков и акустического оформления
  6. Подбор усилителя
  7. Подбор источника сигнала
  8. Выбор аккумулятора
  9. Сборка изделия
  10. Заключение
  11. Как собрать дешевую систему с винилом
  12. 10 лайфхаков: Hi-Fi для экономных
  13. Как собрать дешевую систему с винилом
  14. 10 лайфхаков: винил для экономных
  15. 1. Распределите бюджет, выделив 40% на акустику и не менее 25 – 30% на проигрыватель виниловых дисков
  16. 2. Выбирайте вертушку из номенклатуры проверенных брендов
  17. 3. Обратите внимание на колонки с большим размером диффузоров
  18. 4. Обеспечьте нормальное усиление
  19. 5. Смело экономьте на фонокорректоре
  20. 6. Тонарм – 9’ и не больше
  21. 7. Картридж – только ММ
  22. 8. Не забываем про аксессуары
  23. 9. Стойка должна быть тяжелой
  24. 10. Заземление и сетевые кабели – важная вещь
  25. Пример бюджетной системы с винилом
  26. Акустика – Magnat Signature 507
  27. Интегральный усилитель – Cambridge CXA60
  28. Фонокорректор – Pro-Ject PhonoBox S2
  29. Проигрыватель виниловых дисков – Thorens TD 202
  30. Щеточка для винила – Dynavox 2 in 1 Record Cleaning Set
  31. Стойка для аппаратуры – три полки, на заказ
  32. Два сетевых кабеля Supra LoRad 2.5 CS-EU по 1 м каждый

Как сделать самому классную портативную акустику?

А зачем делать самому? Все же продаётся! — Спросите Вы меня.
Во-первых, это реализация своего творческого потенциала. Сделать собственный проект это занимательно, интересно и позволяет унять желание сделать что-то своими руками.
Во-вторых, крупноблочный DIY проект это не очень сложно, но позволяет получить изделие с уникальными характеристиками и авторским дизайном.
И, наконец, DIY проект портативной акустики может стать необычным, но полезным подарком.
Я сделал более двух десятков различных типов колонок, хочу поделится своим опытом.

Содержание

Пройдемся по каждому этапу изготовления DIY портативной акустики.

Выбор концепции и дизайна акустики

Сначала надо определится с размерным классом будущего изделия. Условно разделим портативную акустику на три класса: микро, мини и макси.

Микро — портативная акустика ближнего поля, формата небольшого радиоприемника. Такую даже можно сделать моно, все равно размер не даст получить нормальный стереозвук.
Мини — типовой формат, китайские покупные колонки как раз такого размера. Там обычно пара динамиков и пассивный излучатель.
И, наконец-то, макси формат. Размер на грани портативного. Для вечеринок большой компанией. Формат аудио чаще всего 2.1 (стерео с отдельным низкочастотным каналом).

Дизайн вещь индивидуальная! Тут есть место полету фантазии. Совет: необходим эскиз/чертеж/трехмерная модель будущего изделия, что бы прикинуть компоновку узлов и не ошибиться в размерах.

Выбор типа корпуса

Пожалуй, самая видовая и занимательная часть акустики — это корпус.
Рассмотрим несколько «рецептов» изготовления корпуса для DIY портативной акустики.

  • Фанера
  • Готовые «доноры»
  • Корпуса для РЭА
  • Профили
  • 3D печать и формовка
Фанера

Самый простой в обработке и легкодоступный материал — фанера. Как вариант: деревянный массив, ДСП или МДФ.

Минусы — это тяжесть и дополнительные работы по влагостойкости.

Кроме фанеры можно использовать текстолит (клеить эпоксидкой) и картон. Последний неплохо пропитать горячим лаком.

Вот мои поделки — под ретро радио из стеклотектолита и вариант корпуса из пропитанной картонной трубы:

Готовые «доноры»

Донором для портативной акустики может служить:

  • Чемоданы
  • Ящики для инструмента
  • Канистры
  • Аптечки
  • Кашпо
  • Кейсы от коньяка
  • И экзотические варианты, например, патронный ящик от пулемёта.

Рассмотрим как реализовывали это различные авторы:

Корпуса для РЭА

Можно использовать корпуса для РЭА. Это удобно: широкий выбор размеров, доступность. Корпуса чаще всего герметичные (с резиновым уплотнением).

Корпуса для РЭА есть пластиковые (чаще), алюминиевые (дороже) и комбинированные.

Пластиковые корпуса очень легко обрабатывать «на коленке». Нужен гравер, перьевое сверло, напильник.

При приложении рук получается вполне нарядно:

Читайте также:  Делаем пруд во дворе своими руками

С алюминием, конечно, чуть сложнее, но не забываем при обработке добавлять смазку, хотя бы банальный WD-40.

Из алюминиевых корпусов мне очень понравился такой с торцевыми пластиковыми крышками (я купил):

Профили

В строительных супермаркетах сейчас продают много различных замкнутых профилей, как пластиковых для вентиляции и канализации, так и алюминиевых. Из них коже можно сделать корпус колонки, главное придумать и обыграть как сделать герметичные торцы.

Пластиковые корпуса нужно усиливать ребрами жесткости.

Вот мой мой пример корпуса из профиля:

3D печать и формовка

Повальное распространение 3D принтеров, печатающих пластиком, серьезно упростило жизнь самодельщикам. Теперь небольшие корпуса или элементы конструктива можно печатать из пластика. Без проблем можно реализовать сложные формы, вроде, лабиринтов.

Формовка — подразумевает собой классический приём: каркас, стеклоткань и эпоксидная смола. На финише шпатлёвка, шлифовка и окраска. Таким образом можно получить корпус весьма замысловатой формы.

Подбор динамиков и акустического оформления

Помните про размерный класс? Так вот, и динамики можно соотнести так же.

  • Микро — размер 3″ Там уже может быть использованы и две полосы, а так же сабвуферный басовый канал.

Для размера «мини» и «макси» желательно измерить параметры Тиля — Смолла для точного расчета объема и выбора акустического оформления. Я использую ПО bassbox 6 pro. Это позволит получить максимальную отдачу динамика на низких частотах.

Основные акустические оформления для портативной акустики:

  1. Закрытый ящик. Самый простой вариант, меньше риск ошибиться.
  2. Фазоинвертор. Тяжело настраивать без параметров динамика. В маленьких корпусах тяжело реализуем.
  3. Пассивный излучатель. Самый распространенный в портативных решениях вариант. Площадь излучателя должна быть больше или примерно равна площади динамика, а настройку рабочей частоты можно подкорректировать добавочной массой.

Но все это тема сложная и требующая отдельной статьи. Для портативной акустики можно опираться на данные производителя и от них выбирать объем оформления. А тип оформления рекомендую использовать пассивный излучатель, на нем сейчас 99% такой акустики и сделано.

Пожелания к динамикам для портативной акустики:

  • Желательно неодимовый магнит (мощнее, компактнее, эффективнее)
  • Желательно диффузор с защитой от влажности (пластик, полимер)
  • Резиновый широкий подвес (прочнее, долговечнее, больше ход динамика, глубже бас)
  • Лучше брать динамики 4 Ом, чем 8, так как усилитель выдаст на такую нагрузку больше мощности

Для защиты от внешних воздействий рекомендуется использовать защитные сетки (грили). Продаются они на Алиэкспресс любых размеров, состоят из пластикового фланца и мелкоячеистой металлической сетки.

Подборка предпочтительных моделей динамиков приведена в конце статьи.

Подбор усилителя

Основные пожелания к усилителю мощности в портативную акустику:

  • Высокий КПД, малое потребление от батареи (а это class D)
  • Компактный размер
  • Однополярное питание под аккумуляторы
  • Запас по искажениям и мощности
  • Способность работать в замкнутом пространстве без массивных радиаторов

Не малое значение в выборе имеет напряжение аккумулятора модели, от него и смотрим усилитель с максимальной эффективностью. В компактном устройстве надо стремится к максимальной отдаче и энергоэффективности.

Соответственно для размерных классов напряжения для питания усилителя:

Подборка предпочтительных моделей плат усилителей приведена в конце статьи.

Подбор источника сигнала

Тут нужно отталкиваться от своих предпочтений и что будет наиболее востребовано.

Просто линейный вход на усилитель, если нужно проводное подключение. Если источником будет только смартфон/планшет по Bluetooth или WiFi, то плата приемника беспроводного сигнала.

Если нужна универсальность (Bluetooth/FM радио/USB/карта SD и пульт ДУ) — то лучше выбрать mp3-модуль с нужным функционалом и подходящего размера.

Есть еще интересный современный вариант источника от Arylic — Up2Stream Mini V3 плата с поддержкой стриминговых сервисов и интернет радио. Входы: WiFi, Bluetooth 5.0 и линейный вход. Питание 5 В, размеры 55х45х12 мм. Управляется с мобильного приложения.

Читайте также:  Защитное стекло для смартфона своими руками

Рекомендую для крупных проектов использовать толковый MP3/FLAC-модуль TDM 157. Я делал на него подробный обзор.

Подборка остальных предпочтительных mp3-модулей приведена в конце статьи.

Выбор аккумулятора

Для носимой техники предпочтительнее литиевые аккумуляторы, чаще всего в форм-факторе цилиндров или плоских пакетов.

У многих есть в использовании аккумуляторы популярного формата 18650, можно их и применить.

Помимо аккумуляторов нужна плата зарядки, защиты и балансировки и желательно кейс (холдер) или рамки для набора нужной батареи.

Для крупных колонок зарядное устройство можно разместить внутри, а для зарядки использовать сетевой кабель.

Для морозостойкого исполнения бумбокса можно применить аккумуляторы формата LiFePO4.

Сборка изделия

Советы для финальной сборки портативной акустики:

  • Корпус акустики должен быть герметичен, щелей и лишних отверстий быть не должно.
  • В большом корпусе лучше разделить левый канал от правого перегородкой.
  • Динамики нужно стараться поставить дальше друг от друга.
  • Разборная конструкция практичнее склеенной.
  • Ручка или петелька для переноски добавят удобства использования.
  • Пайка проводов лучше чем скрутка, разъемы практичнее.

И еще важный момент, для развязки земляной петли (фона) при питании от одного аккумулятора и источника и усилителя, нужно запитать источник сигнала через преобразователь B1212. Это компактный DC-DC преобразователь 12 В, с гальванической развязкой и выходной мощностью 1 Вт. Фона гарантированно не будет.

Можно добавить «красоты» изделию:

  • Часы
  • Кнопку с подсветкой
  • Кольцевую RGB подсветку
  • Светодиодный фонарик
  • Стрелочный или цифровой индикатор уровня

Для наглядности и контроля батареи рекомендую поставить индикатор заряда аккумуляторов:

Если что-то не вместилось при компоновке, всегда можно навесить доп. оборудование в отдельном кейсе снаружи конструкции:

Заключение

Нельзя объять необъятное ©

В комментариях предлагайте свои идеи и делитесь своими конструкциями портативных колонок.

Спасибо за внимание. Творческих успехов и удачных конструкций!

Источник

Как собрать дешевую систему с винилом

10 лайфхаков: Hi-Fi для экономных

Как собрать дешевую систему с винилом

10 лайфхаков: винил для экономных

Мы уже отмечали, что за скромные деньги сегодня сложно построить полноценную систему Hi-Fi на базе проигрывателя виниловых пластинок. Да, тысяч в сто рублей «с нуля» вписаться сложно, но за вдвое большую сумму – уже реально. Данная статья описывает основные принципы создания такого комплекса и, в итоге, предлагает наглядный пример системы, которая не сделает дыру в домашнем бюджете и будет служить вам верой и правдой долгие годы. Итак, Hi-Fi для экономных – винил!

1. Распределите бюджет, выделив 40% на акустику и не менее 25 – 30% на проигрыватель виниловых дисков

«Стол» – самый долгоживущий элемент в системе, так что и выбирать его надо так, чтобы потом не было мучительно больно. Не слушайте тех, кто советует очень дешевые «пластиковые» вертушки, или говорит обратить внимание на диджейские проигрыватели. Все это не имеет никакого отношения к звуку.

2. Выбирайте вертушку из номенклатуры проверенных брендов

Только компании, выпускающие проигрыватели тысячами штук в год, могут гарантировать высокое качество, долговечность и стабильность характеристик. У бутиков характеристики нередко гуляют от экземпляра к экземпляру даже в одной партии, крупные фирмы же имеют многоступенчатые системы проверки продукции, да и инженерные мощности по разработке у них несоизмеримо выше.

3. Обратите внимание на колонки с большим размером диффузоров

Напольная акустика с крупными динамиками – то, что нужно для винила. Физику не обманешь, чем больше площадь излучения, тем «мясистее» звук.

4. Обеспечьте нормальное усиление

На этапе бюджетных «ножниц» нам придется идти на компромиссы. Но, аналоговый усилитель (забудьте про решения в D-классе, мы же строим аналоговую систему), работающий в классе АВ будет необходим – хорошо, что на современном рынке достаточно вариантов. Помните про КПД такой системы и не покупайте аппарат, имеющий энергопотребление менее 100 Вт – это самая важная характеристика любого мощника.

Читайте также:  Как декорировать спинку кровати своими руками

5. Смело экономьте на фонокорректоре

Иногда, в целях экономии бюджета, можно обойтись и встроенным в интегральный усилитель фонокорректором, но лучше, все же, подобрать недорогой внешний компактный вариант. Так вы на будущее получите возможность использования МС-картриджей.

6. Тонарм – 9’ и не больше

В данные бюджетные рамки мы не впишем длинные тонармы, так любимые поклонниками High End. И, зачастую, лучше будет взять вертушку уже с комплектным фирменным тонармом – таким образом можно избежать многих хлопот по установке «руки».

7. Картридж – только ММ

В данном ценовом диапазоне рассматриваем только ММ-головки, они обеспечат достаточно смачное и мощное звучание, позволят прочувствовать всю прелесть аналогового саунда. На будущее можно рассматривать вариант апгрейда на более детальные МС-картриджи.

8. Не забываем про аксессуары

Щеточка для винила и пылезащитная крышка для вертушки – то, без чего нельзя обойтись в любой системе. Если нет заводской комплектной крышки – на рынке есть достаточной фирм, работающих по плексигласу на заказ.

9. Стойка должна быть тяжелой

В обозначенном ценовом диапазоне мы не купим вертушку, которая борется с резонансами через высокую собственную массу. А значит, постамент для нашего проигрывателя должен быть исключительно стабильным. Стойку лучше сделать на заказ и засыпать свинцовой дробью.

10. Заземление и сетевые кабели – важная вещь

Обязательно проверьте работу заземляющей электрической линии в вашем помещении – если она не функционирует, есть риск столкнуться с фоном во время работы проигрывателя. Если все в порядке, обратите внимание на сетевые кабели – это первое, что стоит поменять в системе. Замена штатных вариантов на самые простые брендовые даст заметную прибавку в качестве.

Пример бюджетной системы с винилом

Акустика – Magnat Signature 507

Цена – 89 990 руб.

Крупногабаритные напольные АС. Новый ВЧ-модуль с двумя твитерами Fmax, 6,5″ СЧ-драйвер и пара 6,5″ басовиков – АЧХ от 23 Гц, то, что «доктор прописал».

Интегральный усилитель – Cambridge CXA60

Цена – 49 990 руб.

Целых 600 Вт энергопотребления – фантастика! Cambridge CXA60 – настоящий стальной кулак в бархатной перчатке. А еще у него «на борту» есть неплохой ЦАП (на базе чипа Wolfson WM8740), так что создаваемая система сгодится и для цифрового звука. После анонса обновления CXA61, о котором мы подробно рассказывали, уходящую модель можно купить по очень привлекательной цене.

Фонокорректор – Pro-Ject PhonoBox S2

Цена – 12 000 руб.

Фонокорректор Pro-Ject PhonoBox S2 работает и с ММ- и с МС-головками, имеет массу настроек, да и выполнен по схеме «двойное моно».

Проигрыватель виниловых дисков – Thorens TD 202

Цена – 59 500 руб.

Разработанный под руководством нового владельца компании Thorens Гюртера Куртена (Gunter Kürten), проигрыватель виниловых дисков Thorens TD 202 выполнен в концепции «plug and play». Он оснащается и тонармом, и ММ-картриджем Audio-Technica AT95E. Встроенный фонокорректор мы использовать не будем. Пылезащитная крышка идет в комплекте.

Щеточка для винила – Dynavox 2 in 1 Record Cleaning Set

Цена – 1 400 руб.

«Два в одном», антистатическая и бархатная щетки

Стойка для аппаратуры – три полки, на заказ

Цена – 12 000 руб.

Два сетевых кабеля Supra LoRad 2.5 CS-EU по 1 м каждый

Цена – 2 х 5 490 руб.

Вуаля, мы собрали достойную систему с винилом за 235 860 руб. Только акустика и электроника обойдутся в 211 480 руб. Замена головки со штатной на Ortofon 2M RED добавит еще 6 000 руб.

Источник

Оцените статью