- Приготовление даммарового, копалового и мастичного лака
- Изготовление даммарного лака
- Технологии, секреты, рецепты
- Имитация черного дерева (протрава).
- Имитации орехового дерева (протрава).
- Имитации розового дерева (протрава).
- Имитация дубового дерева (протрава).
- Имитация красного дерева (протрава).
- Имитация палисандрового дерева (протрава).
- Имитация серого клена (протрава).
- Даммарный лак для масляной живописи: состав, применение, время высыхания. Картины маслом на холсте
- Выгорание красок на солнце
- Для чего нужен даммарный лак?
- Наследие прошедших веков
- Эффект, достигаемый с помощью смоляных ингредиентов
- Изготовление лака своими руками
- Рецепт, доступный каждому
- Когда можно покрывать картину даммарным лаком?
- Как покрыть картину даммарным лаком?
- Ещё несколько советов
Приготовление даммарового, копалового и мастичного лака
Для предметов, окрашенных светлыми красками, и для картин употребляется
так называемый даммаровый (даммарный) лак. Готовится он следующим образом: берут 4 части даммаровой смолы, 5 частей скипидара и 1/4 часть выбеленного (без свинца) льняного масла. Эту смесь кипятят до полного растворения, после чего
процеживают сквозь тонкое металлическое сито, дают отстояться и сливают.
Для приготовления копалового лака смешивают 1 часть светлого мягкого
копала с 2 частями скипидара, а если хотят получить эластичный лак, то
добавляют еще 3% камфары. Затем этой смесью наполняют бутылку до 3/4 ,
закупоривают и ставят на солнце или держат в тепле, время от времени
взбалтывая. Когда смесь полностью растворится, ей дают отстояться, сливают и
фильтруют через вату. Если лак, приготовленный таким образом, окажется не
вполне прозрачным, то его следует прокипятить в бутылке в течение часа,
поместив бутылку в водяную баню.
Мастичный лак готовится следующим образом: на 12 частей очищенной,
хорошо промытой мастики берут 1,5 части чистого венецианского терпентина,
0,5 части камфары в порошке, 5 частей хорошо толченого стекла и 30 частей
очищенного скипидара. Смесь распускают в водяной бане, затем дают отстояться
и спустя сутки сливают и профильтровывают через вату.
Мастичный лак приготовляется на очищенном скипидаре и имеет применение и в качестве лака для живописи, и как покровный лак. .
Покрытие полов мастичным лаком завершает устройство полов. Эту операцию выполняют за два
www.bibliotekar.ru/oblicovka/69.htm
по свидетельствам своих учеников, пользовались мастичным лаком на высококачественном скипидаре
Мастичный лак может служить не только в качестве добавки. даммарный лак желтеет меньше, чем мастичный. .
В готовый лак. При отсутствии смол можно брать мастичный или даммарный покровные лаки. .
Мастичный или даммарный лак 200 г. Полимеризованное масло 20 г. Во избежание потемнения живописи и
Значительно лучше сохраняются белила, если их покрыть даммарным или мастичным лаком или тонким слоем
Источник
Изготовление даммарного лака
Лаки на основе вареного масла и смолы.
Средства для масляной живописи
Сафлоровое масло
Данный вид масла особенно эффективен в процессе перетирания белых пигментов. Как и в случае с маковым маслом, следует соблюдать осторожность при нанесении перекрывающих слоев краски.
Существует множество рецептур для приготовления вспомогательных средств для живописи, которые в разные времена пользовались или пользуются сейчас большой популярностью. Все они обладают различными характеристиками, но наиболее безопасный метод масляной живописи остается прежним — используйте краску непосредственно из тубы или разбавьте ее скипидаром, уайт-спиритом или лавандовым маслом. При необходимости вы можете применить небольшой объем полимеризированного масла, разбавленного скипидаром или уайт-спиритом, в качестве вспомогательного средства для живописи. Со временем появилось множество рецептов приготовления вспомогательных средств для живописи; среди них — лаки на основе масла тепловой обработки и смол.
Лаки на основе вареного масла и молы в настоящее время вышли из употребления в качестве средств для живописи, потому что обладают довольно темным цветом. Они изготавливались в процессе нагревания твердых, окаменелых смол (таких, как янтарь или копал) в комбинации с быстровысыхающим маслом — в пропорции приблизительно 3:1, что приводило к созданию густого лака, внешне напоминающего прозрачный мед. Состав обладал хорошими пленкообразующими характеристиками и был прочным, долговечным и глянцевым.
Лаки-растворители и экстракционные эфирные масла (живица)
Другие виды масляных лаков включают мягкие смолы, такие, как мастике или сосновая смола, в ореховом масле, которые используются для изготовления лаков более бледного цвета (vernice chiara); такой лак мог применяться в комбинации с синими и зелеными, на которые оказывал сильное воздействие красноватый тон лака vernice liquida («жидкий лак»). Данный вид лаков попрежнему сохранял тенденцию к потемнению.
Лаки на основе мягких смол, которые изготавливались в процессе растворения спирто-растворимых смол (таких, как мастике и позднее даммара) в терпентиновом дистилляте (пинене), приобрели широкую популярность в XVII веке. Художники часто смешивали их с высыхающими маслами для того, чтобы создать более быстровысыхающее вспомога-тельное средство для живописи, чем состав на основе высыхающего масла. Бальзамы или экстракционные эфирные масла (живица), такие, как венецианский терпентин, страсбургкий терпентин или копайский бальзам, широко использовались в комбинации с высыхающими маслами или смоляными/масляными средствами. Смоляные ингредиенты способствовали созданию в живописи ярких цветов и глубины благодаря своим высоким отражающим свойствам и прозрачности; кроме того, с их помощью улучшались рабочие характеристики красок и некоторые аспекты обращения с ней в процессе нанесении эффектных лессировок. Наиболее часто и широко применялся венецианский терпентин (его возможный заменитель — канадский бальзам).
Смола «даммары», которая сегодня доступна большинству художников, поставляется из Син-гапура в форме небольших, прозрачных брусков соломенного цвета, обычно покрытых белой, измельченной, порошковой смолой.
Для изготовления даммарного или мастичного лаков поместите смолу в старый чулок или муслиновый мешок и держите смолу в пинене в течение нескольких часов. Емкость с пиненом должна быть плотно закрыта. Смола постепенно растворяется, а присутствующие в ней примеси оседают на дне чулка или мешка. Профильтруйте лак куском чистой хлопчатобумажной или муслиновой ткани; после чего раствор плотностью готов к использованию. Пропорции должны составлять приблизительно 200-300 г даммары на 600 мл пинена. Если вы хотели бы использовать даммарный лак в смеси полиме-ризированного масла и скипидара, например, следует добавить только несколько капель во избежание проблем, связанных с растворимостью, которые были описаны выше.
Источник
Технологии, секреты, рецепты
Имитация черного дерева (протрава).
Гладко обструганное черное (эбеновое) дерево имеет чистый черный цвет без блеска и обладает столь мелким строением волокон, что последнее невозможно увидеть невооруженным глазом. Удельный вес этого дерева очень велик. Полируется черное дерево настолько хорошо, что отполированная поверхность е. Подробнее
Имитации орехового дерева (протрава).
Обыкновенное ореховое дерево имеет светло-бурый оттенок, который даже после полирования выглядит не очень красиво. Поэтому натуральному ореховому дереву следует придать более темный тон, что достигается обработкой раствором марганцовокислого калия. Как только дерево высохнет, этот раствор наносят втори. Подробнее
Имитации розового дерева (протрава).
Розовое дерево отличается темно-красными жилками. Для имитации этого дерева берется клен, как наиболее подходящий по своему строению. Кленовые дощечки или фанеры должны быть тщательно отшлифованы, прежде чем идти в обработку, так как только в этом случае они хорошо прокрашиваются.
1) Для имитации ро. Подробнее
Имитация дубового дерева (протрава).
Варят в течение часа смесь из 0,5 кг кассельской земли, 50 г поташа в 1 литре дождевой воды, затем полученный темный отвар процеживают через полотно и варят до сиропообразного состояния. После этого выливают ее в совершенно плоские ящики из жести (крышки из-под жестянки), дают затвердеть и измельчают при. Подробнее
Имитация красного дерева (протрава).
Предназначенное для протравы дерево должно быть хорошо высушено, а нанесение протравы лучше всего производить при помощи кисти, которая после каждого употребления должна быть тотчас вымыта и высушена. Очень красивую и прочную протраву готовят, смешивая в склянке 500 г тонко измельченного сандала, 30 . Подробнее
Имитация палисандрового дерева (протрава).
Палисандровое дерево имеет темно-бурую окраску с характерными красноватыми жилками. Так как ореховое дерево ближе всего к палисандровому, то для имитации последнего и берут ореховое, с другими сортами дерева не получается такой красивой подделки.
Ореховое дерево сначала шлифуют пемзой, а потом р. Подробнее
Имитация серого клена (протрава).
В качестве серой протравы для дерева хорошо использовать растворимую в воде прочную и легкую анилиновую краску нигрозин. Раствор 7 частей нигрозина в 1000 частях воды окрашивает дерево в красивый серебристо-серый цвет, который настолько прочен, что даже по прошествии двух лет нисколько не изменяется.
Источник
Даммарный лак для масляной живописи: состав, применение, время высыхания. Картины маслом на холсте
Лаки для масляной живописи по своему назначению делятся на 4 основные группы. К ним относятся: покрывные лаки, предназначенные для обработки поверхностей уже готовых картин, связующие – для укрепления живописного слоя, разжижающие – применяемые для разбавления красочной массы, и универсальные, имеющие многофункциональное назначение. Остановимся подробнее на особенностях покрывного даммарного лака, одного из самых востребованных и распространённых.
Выгорание красок на солнце
Известно, что недостатком большинства красителей как используемых в быту, так и применяемых в промышленном производстве, является их слабая устойчивость к воздействию солнечного света. Результатом этого являются выцветшие и поблёкшие ткани одежды, обои комнат, уличные баннеры и многие другие окружающие нас вещи. О них обычно говорят: «Выгорели на солнце».
Подобная же участь постигнет и картины маслом на холсте, если художник не позаботится о сохранности их первозданного вида. Традиционным методом, используемым с незапамятных времён, является покрытие уже готовых живописных произведений специальными лаками, способными уберечь их от воздействия солнечного света. Изобретены они давно, и их состав на протяжении веков много раз менялся и совершенствовался.
Для чего нужен даммарный лак?
В наши дни химическая промышленность предлагает живописцам широкий ассортимент средств защиты их произведений. Одним из самых распространённых среди них, как было сказано выше, является даммарный лак. Нанесённый тонким слоем, он после высыхания не только создаёт защитную плёнку, предохраняющую живописный слой от нежелательного воздействия ультрафиолетовых лучей солнечного спектра, но и придаёт общему колориту картины большую яркость и глубину. Кроме того, благодаря ему мелкие детали, изображённые на полотне, выглядят более чётко и фактурно.
Ещё одной важной особенностью даммарного лака является его способность противостоять воздействию влаги. Если картина будет храниться в помещении, где её содержание в воздухе повышено, то краска может начать отслаиваться от холста и отваливаться. Не менее пагубно воздействие на незащищённый живописный слой и чрезмерно низкой влажности помещений. В этом случае он может потрескаться и начать крошиться. Особенно этой опасности подвержены полотна, на которых краска нанесена густым, толстым слоем.
Кроме всего вышеперечисленного, картины маслом на холсте могут оказаться подвержены и таким негативным воздействиям, как резкий перепад температур, оседание пыли, а также попадание на их поверхность жидкостей и газов. Таким образом, покрытие готового живописного произведения даммарным или каким-либо иным защитным лаком является неотъемлемым звеном общего процесса создания картины.
Наследие прошедших веков
Основным компонентом, входящим в состав даммарного лака, является смола растительного происхождения, давшая ему своё название. Она относится к группе мягких, спирторастворимых смол, на основе которых изготовление лаков было освоено ещё в XVII веке. Известно, что художники часто использовали их не только для покрытия готовых работ, но и добавляли в масла, добиваясь тем самым скорейшего высыхания красок.
Из истории искусства известно, что многие мастера прошедших веков в работе использовали сделанные на основе мягких смол (и даммарной в том числе) бальзамы и эфирные масла (живицу). Наиболее известными среди них являются венецианский, а также страсбургский терпин и копайский бальзам. Все они давали положительный эффект при использовании с обычными высыхающими маслами.
Эффект, достигаемый с помощью смоляных ингредиентов
Давно было замечено, что смоляные ингредиенты, обладающие высокой прозрачностью и светоотражающими свойствами, способны придавать живописным произведениям дополнительную яркость и глубину. Кроме того, они в значительной степени улучшали рабочие характеристики масляных красок, открывая новые возможности при создании на полотне эффектных лассировок.
Под эти термином имеется в виду техника, при которой за счёт нанесения поверх основного цвета полупрозрачных красок достигается эффект глубоких цветовых переливов. Среди мастеров прошлого наибольшего совершенства в ней достигли такие корифеи живописи, как Веласкес, Тициан, Рембрант и Леонардо да Винчи.
Изготовление лака своими руками
Даммарный лак можно приобрести в магазинах, специализирующихся на товарах данного профиля. Одним из его неоспоримых достоинств как раз является доступность и дешевизна. Однако многие художники предпочитают изготавливать его своими руками, внося в стандартную технологию собственные новшества. Не касаясь их профессиональных секретов, рассмотрим лишь общепринятый вариант этого процесса.
Основным компонентом лака является смола даммары, поставляемая в Россию из Сингапура. Внешне она представляет собой небольшие прозрачные гранулы соломенного цвета, покрытые снаружи тонким слоем измельчённой порошкообразной субстанции.
Рецепт, доступный каждому
Предварительно размельчив смолу, её помещают в небольшой мешок из тонкой хлопчатобумажной ткани (вполне подойдёт, например, старый чулок), а затем на несколько часов опускают в раствор художественного скипидара. Важно учесть, что ёмкость со скипидаром должна в течение всего этого срока быть плотно закрытой.
Находясь в скипидаре, предварительно размельчённые гранулы растворяются, а все твёрдые примеси оседают на дне мешка. В результате получается раствор смолы даммара, который затем следует тщательно профильтровать через муслиновую или хлопчатобумажную ткань.
Немаловажную роль играет соотношение количества растворяемой смолы к объёму скипидара, поскольку от этого зависит концентрация готового продукта. Согласно общепринятым нормам, она составляет 600 мл скипидара на 300 г смолы, однако многие из тех, кто предпочитает собственноручно готовить раствор, создают пропорции компонентов исходя из личного опыта. В дальнейшем если в процессе нанесения лака на поверхность картины он окажется чрезмерно густым, его можно разбавить спиртом.
Когда можно покрывать картину даммарным лаком?
Этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку нарушения технологии, вызванные незнанием или халатностью, могут привести к повреждению, а в отдельных случаях и к гибели живописного произведения. Прежде всего, после завершения написания картины не следует торопиться, поскольку льняное масло, содержащееся в красках, должно успеть полимеризоваться, то есть, полностью высохнув, превратиться в твёрдый полимер. Сколько времени для этого требуется?
Ещё в недалёком прошлом было принято покрывать картины даммарным, а в равной степени и любым другим лаком не ранее чем через год после их завершения. В течение всего этого длительного времени полотна приходилось тщательно оберегать не только от пыли и грязи, но даже и от табачного дыма.
В наши дни художники пользуются красками, изготовленными на основе современных технологий, обеспечивающих им большую прочность и сокращающих срок высыхания. Ввиду этого минимальный промежуток времени между окончанием работы над картиной и её покрытием лаком сократился и составляет от одного до полутора месяцев.
Как покрыть картину даммарным лаком?
Основное правило заключается в том, что при нанесении лакового слоя не следует торопиться, так как при быстрых движениях кисть неизбежно захватывает воздух, на полотне остаются его микропузырьки, образующие мутные белесые полосы. Если это всё же произошло, рекомендуется удалить неудачно нанесённый слой лака при помощи разбавителя и затем повторить попытку.
После того как лакирование завершено, картину следует положить на ровную горизонтальную поверхность и в течение 10-15 мин. дать ещё жидкому лаку равномерно растечься и слегка затвердеть. Затем её вешают в помещении с хорошей вентиляцией. Время высыхания даммарного лака составляет 12 часов. Соответственно, в этот период картину лучше не трогать и предохранять от попадания на неё пыли.
Ещё несколько советов
Есть и ещё одна важная деталь, которая может ускользнуть от внимания начинающего художника, – это срок годности даммарного лака. Если его не изготавливать собственными руками, как о том рассказывалось в одном из предыдущих разделов нашей статьи, а покупать в магазине, то следует учесть, что по прошествии 3 лет со дня выпуска он в значительной степени теряет свои свойства.
В результате лаковый слой может не полностью высохнуть и поверхность на долгое время останется липкой. На ней будет оседать пыль, удалить которую не удастся. Чтобы избежать этой проблемы, надо следить за тем, чтобы приобретаемый лак был свежим, поскольку в художественном салоне он мог простоять сколь угодно долго. Старый лак можно добавлять в краску для достижения живописных эффектов, об одном из которых говорилось выше.
В завершение статьи следует упомянуть, во-первых, о том, что даммарный лак пожаро- и взрывоопасен, поэтому обращаться с ним следует, соблюдая необходимые в таких случаях меры предосторожности. И во-вторых, он имеет весьма отрицательное свойство со временем желтеть. Ввиду этого им не рекомендуется покрывать картины, выполненные в холодных тонах. Этот эффект показан на последнем фото.
Источник