Датчик трима своими руками

Регулируем указатель триммера гидрооткидки подвесного мотора

Очень хорошо, когда гидрооткидка подвесного мотора дополнена соответствующим указателем на приборной панели лодки. И обидно, если его возможности не используются в полной мере — часто бывает, что стрелка перемещается в ограниченном диапазоне, останавливаясь при полностью опущенном моторе не в крайнем левом (или нижнем) положении, а где-то посередине шкалы. Между тем в большинстве случаев указатель поддается регулировке и его можно настроить «под себя».

Конечно, угол откидки этот прибор показывает довольно условно, но его точности вполне хватает не только для повседневной эксплуатации — например, его активно используют спортсмены во время марафонской кольцевой гонки «24 часа Санкт-Петербурга», в ходе которой кнопки триммера являются едва ли не более важным органом управления, чем рукоятка дросселя.

Устроен он довольно просто: датчик, укрепленный на неподвижной части подвески мотора, представляет собой обыкновенный реостат или потенциометр, а стрелочный указатель — это оформленный соответствующим образом амперметр или вольтметр. В общем, принцип примерно тот же, что у автомобильного или лодочного индикатора уровня топлива. Валик, посредством которого ползунок перемещается по сопротивлению, тем или иным образом связан с «ногой» мотора. На большей части импортных подвесников средней мощности датчик установлен внутри кронштейна, которым мотор крепится к лодке, а его подпружиненный «флажок» упирается в подвижную деталь подвески, поворачивая при ее откидке валик реостата (рис. 1).

Большинство указателей рассчитано только на диапазон «trim», позволяющий точно настроить угол откидки на ходу и, соответственно, ходовой дифферент. Для режима «tilt», в котором мотор полностью поднимается из воды, шкалы уже не хватает, но угол наклона мотора в этом случае нас особо не интересует.

В идеале требуется, чтобы при максимально поджатом к транцу дейдвуде мотора стрелка располагалась у крайнего левого (или, в зависимости от исполнения прибора, крайнего нижнего) положения шкалы. Именно так в большинстве случаев указатель настраивается заводом-изготовителем, но при этом не учитывается такой важный показатель, как положение транца, имеющего тот или иной обратный наклон — характеристика, заложенная производителем лодки, а не мотора.

При значительной величине обратного наклона нередко возникает необходимость принудительно ограничивать излишнее «занутрение» мотора, вызывающее рыскливость, ходовой крен и прочие неприятные явления — как правило, в подвеске большинства моторов мощностью до 100 л.с. для этого предусмотрен переставляемый упор. В результате датчику «кажется», что мотор откинут, хотя реально он поджат (рис 2). Стрелка перемещается к середине шкалы, но главное неудобство все же в том, что задолго до того, как мотор окажется в самом важном для водителя положении — откинутом для достижения максимальной скорости или преодоления мелководья — стрелка упирается в крайнее «верхнее» положение циферблата и, собственно, ничего не показывает.

Сам стрелочный прибор никак не регулируется, и настроить указатель можно только за счет датчика. На моторах некоторых фирм-производителей (в частности, «Mercury» и «Yamaha») такая возможность заранее предусмотрена.

Читайте также:  Детские костюмы цветов своими руками

Регулировка указателя осуществляется за счет разворота в ту или иную сторону корпуса датчика, крепежные отверстия которого имеют овальную форму. С первого раза угадать оптимальное положение, наверное, не удастся — подобраться к датчику можно лишь при полностью откинутом моторе. Придется действовать методом проб и ошибок: понемногу сдвигать его в ту или иную сторону и контр олировать положение стр елки, вновь опуская мотор. Если вы просто хотите поставить стрелку на «ноль» при полностью поджатом дейдвуде, это можно сделать и на берегу, но когда требуется, чтобы она указывала точно на какое-то из промежуточных делений циферблата в «скоростном» или «мелководном» режимах, без воды не обойтись, а выставлять мотор в нужное положение во время регулировки придется, например, при помощи линейки (рис. 3).

Кстати, имейте в виду, что показания прибора не должны быть догмой — при другой нагрузке или ином распределении груза в лодке выбранный угол триммирования может оказаться далеко не оптимальным. Подбирая положение стрелки для «мелководного» режима (мотор максимально откинут, но продолжает забирать воду для системы охлаждения), оставляйте солидный запас, поскольку перераспределение нагрузки способно поднять мотор из воды.

Все «Mercury» с гидрооткидкой оснащены практически одинаковыми датчиками, установленными внутри крепежного кронштейна (рис. 4). Единственное различие в том, что выпускаются они в двух «зеркальных» вариантах — «правом» и «левом» с разным направлением вращения валика, так что если вы приобретаете датчик отдельно, обязательно уточните, какой именно вариант исполнения требуется для вашего мотора. Если вместо аналогового (стрелочного) прибора используется многофункциональная цифровая система «SmartCraft», датчик заменяется на другой, имеющий те же посадочные места и тоже регулирующийся (рис. 5). Кстати, эта система позволяет настроить вид заменяющего стрелку контрольного «столбика» программными средствами, а также вывести его не только на основной экран, но и на дополнительный жидкокристаллический дисплей стрелочного тахометра (рис. 6).

«Mercury» использует аналоговые индикаторы одного типа, которые подходят как к двухтактным, так и к четырехтактным моторам всех годов выпуска независимо от того, какой датчик используется — «правый» или «левый». Отличаться они могут лишь внешним оформлением, что и отражает разница каталожных номеров.

Датчики моторов «Yamaha» средней мощности тоже установлены внутри крепежного кронштейна и имеют овальные крепежные отверстия. В отличие от «Mercury», валик реостата или потенциометра поворачивается посредством надетого на него «флажка» — такая система наиболее распространена на моторах прочих марок, например, «Suzuki» или «Honda» (рис. 1). Имейте в виду, что начиная с 2001 г. датчик и, соответственно, стрелочный указатель были изменены. Отличить их довольно просто — новый датчик подключается двумя проводами, а старый тремя. Кроме того, новый стрелочный индикатор имеет меньшую длину корпуса (рис. 7). Цифровой же индикатор с жидкокристаллическим дисплеем, совмещенный с тахометром или спидометром (рис. 8), подходит к обоим типам датчиков — в его задней части имеются микропереключатели, которые нужно выставить в соответствии с инструкцией.

Что же касается мощных моторов «Yamaha», то регулировать указатель триммера на них проще всего — датчик установлен непосредственно на оси откидки, и подобраться к нему можно при опущенном моторе непосредственно из кокпита. Достаточно ослабить винт крепежного хомута, подобрать необходимое положение стрелки при том или ином наклоне мотора, поворачивая датчик, и вновь затянуть крепление (рис. 9).

Читайте также:  Гусеничный вездеход с двигателем ока своими руками

Источник

контроль трима мотора

#1 РАЗРУШИТЕЛЬ ВИНТОВ

Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 568 сообщений
    • Из: Липецк
    • Судно: сарепта

    #2 CARS

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 779 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: Пластик

    привет всем, хочу поставить на свой мерк дачик трима

    Скажи а зачем он тьебе нужен? трим такой датчик что с приобретением опыта управления лодкой становится совершенно ненужным!
    самый лучший датчик это положение носа по отношению к воде во время движения, к томуже по жпс всегда видиш наилучшее положение трима, в лучшем положении у тебя скорость к твоей средне максимальной добовляет 2-3 км/ч буквально по чуть чуть, как это замечаеш значит ты в идеале.

    на счёт спидометра не знаю, он у меня только первый сезон и отработал, из за обрастания лодки канал забился и всё закончилось.
    Поэтому скорость всегда контролирую по жпс.

    Если есть желание что то поставить, поставь лучше транцевые плиты! лодку после этого не узнаеш!

    #3 РАЗРУШИТЕЛЬ ВИНТОВ

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 568 сообщений
    • Из: Липецк
    • Судно: сарепта

    Скажи а зачем он тьебе нужен? трим такой датчик что с приобретением опыта управления лодкой становится совершенно ненужным!
    самый лучший датчик это положение носа по отношению к воде во время движения, к томуже по жпс всегда видиш наилучшее положение трима, в лучшем положении у тебя скорость к твоей средне максимальной добовляет 2-3 км/ч буквально по чуть чуть, как это замечаеш значит ты в идеале.

    на счёт спидометра не знаю, он у меня только первый сезон и отработал, из за обрастания лодки канал забился и всё закончилось.
    Поэтому скорость всегда контролирую по жпс.

    Если есть желание что то поставить, поставь лучше транцевые плиты! лодку после этого не узнаеш!

    #4 sergic62

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 191 сообщений
    • Из: samara
    • Судно: ВОЛЖАНКА 51

    #5 CARS

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 779 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: Пластик

    Но плиты нужны регулируемые и с указателями положения, иначе толку мало или нет вообще

    #6 Yura62

  • Основной экипаж
  • 96 сообщений
    • Из: Russia

    #7 РАЗРУШИТЕЛЬ ВИНТОВ

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 568 сообщений
    • Из: Липецк
    • Судно: сарепта

    Всё правильно, лучше жпс купи недорогой или эхолот+ жпс.
    Плиты помогут при выходе на глис с большой нагрузкой, устранят крен, помогут при волне чтобы меньше долбило.
    Удовольствие дорогое.
    Но плиты нужны регулируемые и с указателями положения, иначе толку мало или нет вообще.
    Это личный опыт.
    А указатель трима это пустое.

    #8 sergic62

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 191 сообщений
    • Из: samara
    • Судно: ВОЛЖАНКА 51

    Здесь с Вами не соглашусь! Индикатор плит тоже что и тример, Вы же видете на какой борт у Вас крен! исходя из этого работаете той плитой чтобы его устранить. Без индикатора плит понять на какую кнопку давить сложности возникать не должны по скольку всё реально очень просто!

    #9 CARS

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 779 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: Пластик

    а про плиты не знаю, поплаваю сезон подумаю

    Не поставиш плиты, готовся по осени идти к костоправу! позвоночник упадёт в трусы, правдо если в том месте где ты ходиш бывает волна больше 0,5м.

    Читайте также:  Как обшить каминную топку своими руками

    Но плиты вещь очень нужная! они не только выровнят лодку к бокой волне, но и в тиш устранят боковой крен, от не правильной распределения массы на лодке.

    #10 CARS

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 779 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: Пластик

    А у Вас стоят рег. плиты?
    Помимо крена надо знать как они стоят относительно днища.

    Стоят, сам ставил. Американские фирма Беннет.

    На счёт положения по отношению к днищу проблем никогда не возникает! я всегда изначально держу плиты в положении 0 (плита установлена в продолжении дна

    лодки) если возникает крен (допустим на право) надо просто краткими нажатиями на кнопку правой плиты (плита при этом меняет угол по отношению к днищу лодки)

    добиться положения корпуса лодки в горизонт! Правый борт из-за сопротивления оказываемого опускаемой правой плитой будет подят.

    Поверьте сложностей здесь никаких нет! освоитесь в управлении плитами за час! в процесе хода лодки при изменении курса или пересадки пссажиров или перекладки

    груза, изменении ветра, волны надо делать корекцию положения плит к корпусу, по скольку из-за этого будет возникать крен на бортах лодки

    #11 Savage

  • Капитан
  • 12 303 сообщений
    • Из: Ленинград

    в магазине комплект стоит 3 тыр, что по моему перебор для реостата и приборчика аналогичному жигулевским указателям топлива. может кто знает сопротивление самого датчика трима? а еще хочу поставить спидометр а от еще 3 тыр,

    #12 sergic62

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 191 сообщений
    • Из: samara
    • Судно: ВОЛЖАНКА 51

    Стоят, сам ставил. Американские фирма Беннет.

    На счёт положения по отношению к днищу проблем никогда не возникает! я всегда изначально держу плиты в положении 0

    #13 CARS

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 779 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: Пластик

    А Вы как узнаёте что они в положении 0?? Бегаете назад и смотрите?

    Бегать никуда не надо!

    Достаточно посмотреть на нос лодки и так понятно как они стоят.

    Если Вы в первое время крен не видите из-за отсутствия навыка, то можно нажимать на обе клавыши плит к подъёму к верху, после этой процедуры они у Вас в верху (положение «0») и Вы можите двигать их дальше как Вам надо!

    #14 CARS

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 779 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: Пластик

    Сообщение отредактировал CARS: 20 января 2010 — 12:46

    #15 РАЗРУШИТЕЛЬ ВИНТОВ

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 568 сообщений
    • Из: Липецк
    • Судно: сарепта

    #16 CARS

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 779 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: Пластик

    вы мне лучше скажите какое давление воды в спидометре при скорости порядка 60кмч? а то плиты , инцепторы. дорого пока, может в след сезон.

    Про это не скажу!

    Воспльзуйтесь лучше советом в Сообщении #11

    #17 sergic62

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 191 сообщений
    • Из: samara
    • Судно: ВОЛЖАНКА 51

    #18 РАЗРУШИТЕЛЬ ВИНТОВ

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 568 сообщений
    • Из: Липецк
    • Судно: сарепта

    Ответить

    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

    Источник

    Оцените статью