Датчик уровня охлаждающей жидкости своими руками

Датчик уровня антифриза своими руками

Одной из самых важных составляющих охладительной системы является датчик уровня охлаждающей жидкости. Чтобы не преуменьшать важность этой маленькой детали

Самодельный микроавтобус ГЛОРИЯ 1990, двигатель дизельный 3.0 л., 130 л. с., полный привод, автоматическая коробка передач — электроника

Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.

Система охлаждения двигателя

Любой водитель, как начинающий, так и опытный, прекрасно знает, что самый важный элемент любого автомобиля – это двигатель. Без двигателя ни один автомобиль не поедет. Так как мотор работает с горючими веществами, он подвержен выделению большого количества теплоты. Тепло, полученное от сгоревшего топлива, пагубно влияет на состояние механизмов двигателя и может привести к их преждевременному выходу из строя.

Для исключения перегрева двигателя, в них применяются замкнутые системы охлаждения, которые представляют собой систему патрубков и каналов. В этой системе перемещается охлаждающая жидкость, которая получает тепло от двигателя и охлаждается в радиаторе. После этого, она возвращается обратно в двигатель, и цикл продолжается на протяжении всей работы установки.

Для избавления от избыточного давления в системе охлаждения предусмотрен расширительный бачок. При увеличении температуры охлаждающей жидкости, давление, газ, полученный в результате избыточного давления, выходит через отверстие в расширительном бачке.

Второе назначение этого бачка заключается в контроле уровня охлаждающей жидкости. Именно в нем и устанавливается датчик уровня охлаждающей жидкости.

Вы не робот?

Мы зарегистрировали подозрительный траффик, исходящий из вашей сети.
С помощью этой страницы мы сможем определить, что запросы отправляете именно вы, а не робот.
Поставьте отметку, чтобы продолжить.

Если вдруг что-то пойдет не так, попробуйте другой вариант.

Новый емкостный датчик уровня охлаждающей жидкости ВТИЮ.3215 | НПК ТЕКО в Челябинске

Ёмкостный датчик ВТИЮ.3215 был разработан для контроля аварийного уровня жидкости с диэлектрической проницаемостью 80 (вода, тосол, антифриз) в автомобильной промышленности. Датчик успешно используется в отечественном автопроме вместо кондуктометрического датчика ДКУ1.М, традиционно применяемого для контроля уровня охлаждающей жидкости. ВТИЮ.3215 прекрасно зарекомендовал себя в российском климате при резких перепадах температур.

Кондуктометрические датчики со временем перестают реагировать на контролируемую жидкость из-за загрязнения электрода. Ёмкостный принцип работы датчика ВТИЮ.3215 исключает такой дефект. Таким образом, датчик сохраняет свою работоспособность на протяжении всего срока эксплуатации.

Датчик ВТИЮ.3215 имеет защищённую чувствительную поверхность выполненную из фторопласта. При погружении в контролируемую среду срабатывает пороговое устройство и формируется соответствующий выходной сигнал электронного ключа, который используется для коммутации электрических цепей и сигнализации.

Особые достоинства ВТИЮ.3215

  • широкий температурный диапазон -50°С…+120°С;
  • ток нагрузки 500 мА во всём диапазоне температур;
  • малогабаритный корпус;
  • полная герметичность со стороны чувствительной поверхности IP68;
  • универсальность применения за счет двух выходов: нормально замкнутый и нормально разомкнутый. В свою очередь, это позволяет настраивать систему контроля исправности датчика;
  • защита от ложных срабатываний при случайных колебаниях жидкости (по умолчанию 2 секунды*);
  • защита от выбросов по питанию в автомобильной сети;

* — может задаваться по заказу клиента при производстве.

Как должна работать лампочка охлаждающей жидкости

Как и большинство индикаторов на панели приборов, лампочка охлаждающей жидкости при верной работе агрегатов и отсутствии проблем с охлаждением ДВС, выключена при заведенном моторе.

Она должна загораться в момент старта двигателя, тем самым компьютерная система автомобиля сверяет наличие связи между температурными датчиками и лампочкой на панели приборов. Если лампочка после старта мотора спустя 2-5 секунд погасла, значит, система прошла диагностику, и никаких разрывов или проблем в цепи между индикатором и датчиками не обнаружено. В том случае, когда лампочка охлаждающей жидкости не загорается при старте двигателя, следует искать неисправность непосредственно в индикаторе. Не исключено, что лампочка (светодиод) перегорела.

Читайте также:  Демонтаж цезарь сателлит своими руками

Если после старта двигателя лампочка охлаждающей жидкости на панели приборов автомобиля продолжает гореть, значит, имеются проблемы с датчиком или цепью, и информация к индикатору не поступает. Также подобная индикация может сигнализировать о проблеме с одним или несколькими элементами системы охлаждения мотора.

Обратите внимание: Современные автомобили имеют продвинутую систему индикации на панели приборов, и лампочки могут работать в нескольких режимах. Производители автомобилей часто пользуются подобной возможностью для индикатора охлаждающей жидкости, и он загорается красным в момент перегрева или синим при излишнем охлаждении.

Общее положение

Ни для кого не секрет, что двигатель в любом автомобиле является главной частью его конструкции. При создании автомобиля инженеры учли все необходимые моменты, связанные с обеспечением безопасности и надежности всех элементов транспорта.

Одной из важных особенностей всей конструкции является датчик уровня охлаждающей жидкости.

Благодаря этой детали обеспечивается надежный контроль необходимого количества антифриза в системе расширителя. Принцип работы этой детали достаточно прост, так как простота конструкции является залогом надежности.

Внутри данной детали находится специальная обмотка, которая создает электромагнитное поле, вокруг данной обмотки закреплен круглый магнит (поплавок), который меняет сопротивление на выходе из обмотки. Такая система получила название «геркон». Главный блок управления следит за показателями данного сенсора и изменяет данные в случае того или иного сопротивления обмотки. Таким образом, происходит тщательный контроль уровня хладагента внутри системы.

Находится данный элемент внутри бачка расширителя, как правило, на дне его корпуса. В результате, когда жидкость превышает порог поплавка, датчик информирует блок управления о том, что уровень имеет положительный допуск. Если объем хладагента в бачке опускается ниже поплавка, датчик меняет сопротивление, тем самым, ЭБУ сообщает водителю о том, что уровень критический и следует восполнить запас антифриза. Такая схема является наиболее распространенной среди современных авто.

Внимание! Доливать антифриз нужно только на остывший двигатель, иначе велик риск повредить целостность системы.

Уровень хладагента необходимо проверять утром на полностью холодном двигателе, так как антифриз имеет свойство расширяться. Также нужно контролировать состояние электрических контактов на схеме, приходящих к данному сенсору. Велика вероятность того, что могут повредиться те или иные провода, с помощью которых датчик осуществляет контроль над уровнем антифриза. Что касается ремонта и восстановления данного агрегата, этот процесс невозможен. Технология производства данного элемента основана на полностью герметичном корпусе, который отливается в специальных формах, и его разборка полностью невозможна. К счастью, стоимость подобных деталей сведена к минимуму, и осуществить ее полноценную замену может практически каждый автовладелец.

Симптомы того, что нужна замена

Иногда водителям приходится менять тосол чаще того срока, который заявил производитель. Зачастую такое случается по двум причинам: из-за большого количества грязи в радиаторе и патрубках либо из-за плохих свойств самого антифриза (простыми словами — использования подделки). Замена тосола раньше срока требуется автомобилю в следующих случаях:

  • Изменение цвета охлаждающей жидкости. При этом, как правило, тосол мутнеет либо становится очень темным.
  • Разрушение элементов СОД. Это может быть пробоина в радиаторе или изношенные патрубки, повреждение которых повлекло за собой утечку охлаждающей жидкости.
  • Грядущий ремонт двигателя, требующий предварительного слива тосола из системы.

Устройство и принцип действия датчика ВАЗ

Датчик устанавливается в расширительном бачке и имеет следующую структуру. В его основе лежит специальный контакт – геркон. На языке электриков, геркон – это контакт, который помещен в герметичную оболочку. Он изготавливается из специального материала, имеющего ярко выраженные ферромагнитные свойства, чаще всего, в роли такого материала применяется пермаллоевая проволока. Также, это устройство имеет специальные пружинные контакты.

Читайте также:  Выкройка пошива тапочек своими руками

При повышении или понижении уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке, изменяется магнитное поле, пружинные контакты соприкасаются и замыкают электрическую цепь. При снижении уровня охлаждающей жидкости, напряженность магнитного поля геркона падает и под действием пружин контакты возвращаются в исходное положение. Таким образом, повышение или понижение уровня, замыкает специальные контакты, которые выполняют следующие функции в электрической цепи:

Независимо от функции, срабатывает цепь, которая включает специальную лампу на панели приборов. В настоящее время, данная лампа срабатывает при понижении уровня охлаждающей жидкости, то есть, контакты разомкнулись, включилась цепь лампы. А при их соприкосновении, цепь отключается и лампа гаснет.

Для чего нужен

Датчик температуры подключен к блоку управления двигателя (ЭБУ). Контроллер подает опорное напряжение (обычно 5 вольт) и постоянно отслеживает сигнал ДТОЖ.

Основываясь на этом сигнале, ЭБУ регулирует рабочие характеристики двигателя и включает вентиляторы радиатора, когда температура достигает определенного уровня.

Если сигнал от датчика отсутствует или находится вне ожидаемого диапазона, блок управления включает индикатор Check Engine и сохраняет соответствующий код неисправности в своей памяти.

Принцип работы и конструкция

Конструкция датчиков подобного типа зависит от его функциональности. Этот параметр влияет на тип устройства – он может быть либо сигнализирующим, либо измеряющим. Первые нужны для того, чтобы отследить конкретную точку наполнения емкости (например, максимум или минимум). Вторые же позволяют постоянно контролировать количество жидкости.

В основе принципа действия может также лежать электропроводность, гидростатика, электромагнетизм, акустика, оптика и др. Это главный параметр, который определяет сферу использования приборов.

А метод измерения может быть бесконтактным или контактным.

Стоит также отметить, что конструкция зависит от того, в какой сфере используется прибор. Нужно понимать, что измерение уровеня простой питьевой воды или горючего материала – это разные вещи.

Как проверить уровень охлаждающей жидкости?

Водители редко надеются на показания датчика. Опытные автолюбители контролируют уровень при помощи визуального осмотра расширительного бачка. Нормальный уровень охлаждающей жидкости при непрогретом моторе должен находиться между о и «min». В процессе повышения температуры до номинальных (рабочих) отметок допускается незначительное повышение уровня антифриза.

В процессе движения, если произошла утечка охлаждающей жидкости, водитель может об этом и не узнать. Ведь никто не будет останавливаться через определенные промежутки дороги, и осматривать расширительный бачок. В этом случае, датчик сделает всю работу за водителя.

Если произойдет утечка охлаждающей жидкости или понижение ее уровня, ниже минимальной отметки, датчик сработает и водитель, с помощью специальной лампы, узнает о необходимости остановиться и выяснить причину понижения уровня ОЖ. Таким образом, достигается своевременное оповещение и профилактика перегрева двигателя.

Индикатор уровня охлаждающей жидкости своими руками

Вряд ли кому-нибудь когда-нибудь приходило в голову запороть двигатель своего автомобиля. Согласитесь, вывести из строя двигатель совершенно несложно, способов более чем предостаточно. Классикой считается выход мотора из строя по причине незаметного ухода охлаждающей жидкости из системы охлаждения. Именно по этой причине большинство современных автомобилей агрегатируются не только датчиком температуры охлаждающей жидкости, но и датчиком уровня этой жидкости. Однако, это решение проблемы — спасение для тех, кто купил новое авто, а как же быть тем, чья машина лишена такого полезного недостающего «прибамбаса»? В своей сегодняшней статье я расскажу вам о том, как своими руками сделать датчик, который следил бы за уровнем охлаждающей жидкости.

Свое изобретение я испытал на своем ВАЗ-2104.

Принцип изобретения заключается в том, что при резком снижении уровня «Тосола» будет загораться лампочка на приборной панели.

Сразу успокою, каких-то супер переделок вам делать не придется.

Что вам понадобится для этого:

1. Расширительный бачок (ВАЗ-2110) с датчиком уровня жидкости;

2. Стандартный набор инструментов;

3. Модифицированный (самодельный) ремень крепления.

Итак, приступаем к установке расширительного бачка от «десятки» на «четверку».

Читайте также:  Бамбуковая стена своими руками

Бачок несколько отличается от родного «жигулевского» бачка, «десяточный» имеет три штуцера: два небольших сверху и один побольше — снизу. Один из этих отверстий следует заглушить, поскольку вам понадобится всего два из трех. Верхний шланг (пароотводящий, черного цвета, который связывает расширительный бачок с заливным отверстием радиатора) — от «Оки». На фото изображен доработанный вариант пробки радиатора без клапана, новая «самодельная» схема не предусматривает наличие этого клапана, поскольку его функцию будет выполнять пробка расширительного бачка, в которой имеются клапана.

Большой штуцер, находящийся в нижней части расширительного бачка, соедините с нижним штуцером бачка радиатора, при помощи штатного пластикового шланга автомобиля. Все вроде так, есть лишь одно но. Наш радиатор имеет пластмассовые бачки, следовательно, сечения штуцеров не подходят к «десяточному» расширительному бачку. Что мы имеем? Шланг рыжего цвета нормально стыкуется с нижним штуцером расширительного бачка, однако не подходит штуцеру, находящегося в нижней части бачка радиатора. При этом, шланг черного от «Оки» по сечению несколько маловат для верхнего штуцера радиатора.

Решить эту незадачу удалось посредством покупки специальных металлических штуцеров-переходников. Частично можно увидеть на фото заливной горловины переходник, который в «прошлой жизни» — «волговский» штуцер для прокачки тормозов, который избавлен от конусной части. При помощи напильника ему были укорочены грани, это делалось для того, чтобы пароотводящий шланг сел как можно плотнее. Слив жидкости из радиатора в плас я нарезал при помощи метчика резьбою М10х1. Внимание, данная операция требует исключительной осторожности и аккуратности, в случае трещин на пластике его придется паять, а это дополнительная, ненужная «головная боль», вероятнее всего утечки охлаждающей жидкости вам не избежать. Это также касается и нижнего штуцера радиатора, правда здесь пришлось применить несколько другую конструкцию: в плас я нарезал резьбу М12 и завернул прямой переходник (на этот раз от бензонасоса «Волги»), а после этого вкрутил в него — «угловой». Последний был доработан посредством аккуратного спиливания большой части резьбы, оставлен лишь небольшой поясок, что-то вроде «хампа», предотвращающего отскок рыжего шланга затянутого хомутом.

Важно!

Помните, что все резьбовые соединения перед подключением необходимо обработать герметиком. Монтаж пластикового шланга — дело непростое, иногда шланг очень жесткий, поэтому следует действовать осторожно. В некоторых случаях можно нагреть шланг, как бы то ни было будьте аккуратны, чтобы не сломать детали радиатора! Теперь соберите систему и залейте «Тосол», внимательно осмотрите все соединения на предмет герметичности и отсутствия подтеков. Все что осталось, это определиться с местом под лампочку-индикатор. Например, я не стал заморачиваться и решил использовать незадействованный индикатор пристегнутых ремней безопасности. Снял комбинацию приборов и обнаружил, что к необходимой мне лампочке идут два провода. Пришлось дополнить разъем двумя проводами, а один соединить с цепью зажигания (провод питания вольтметра), а второй вывел к датчику уровня «Тосола». Второй провод датчика подсоединил к «массе».

Схема вышла довольно тривиальной. Помните, что работа индикатора уровня охлаждающей жидкости будет такой же, как и у индикатора уровня топлива в баке: при резких ускорениях и неровностях он будет мигать. Чтобы убрать этот эффект рекомендую долить в бачок немного «Тосола».

Диагностика и ремонт

Проверить работоспособность датчика довольно просто. В большинстве случаев, система при его неисправности сразу же оповещает при помощи светового сигнала на приборной панели. Типичные признаки неисправности датчика температуры и уровня охлаждающей жидкости:

  1. Атипичное положение механического указателя или определенные коды при автоматическом контроле автомобиля;
  2. Перебои в работы двигателе на холостом ходу;
  3. Невозможность завести мотор;
  4. При работе горит радиатор;
  5. Громкие, необычные звуки двигателя при работе.

Емкостные датчики уровня жидкости расположены перед выходом на баке с топливом, иногда он стоит на его входе. Если вовремя не заметить неполадок в его работе, то машина начнет потреблять больше топлива, перегреваться, перестанет работать.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Источник

Оцените статью