- Дефлектор ЦАГИ: что это такое, назначение, устройство, размеры, чертежи
- Что такое дефлектор ЦАГИ и для чего он нужен
- Устройство и принцип работы
- Достоинства и недостатки
- Расчет и чертежи
- Изготовление дефлектора ЦАГИ своими руками
- Что потребуется
- Проектные работы
- Подготовка шаблонов
- Последовательность сборки
- Что лучше дефлектор ЦАГИ или турбодефлектор
- Ни клуба дыма мимо: делаем дефлектор дымохода
- Необходимость установки дефлектора дымохода
- Принцип работы флюгарки
- Изготовление дефлекторов
- Дефлектор Григоровича
- Дефлектор-флюгер
- Видео: флюгер на дымоход своими руками
- Н-образный дефлектор
- Дефлектор ЦАГИ
- Видео: изготовление дефлектора ЦАГИ с подробностями
- Искрогаситель на дымоход
- Видео: сборка дефлектора-искрогасителя
- Монтаж дымника на кровле
- Нормы по ГОСТу
- Необходимые инструменты
- Крепление дефлектора
- Отзывы о дефлекторе на дымоходе
Дефлектор ЦАГИ: что это такое, назначение, устройство, размеры, чертежи
Для эффективного функционирования систем вентиляции и дымоотвода необходима стабильная естественная тяга. Только при этом условии будет происходить нормальная циркуляция воздуха и эффективное удаление продуктов сгорания. Для предотвращения попадания в вентиляционные и дымовые каналы посторонних предметов и осадков, а также защиты внутренней поверхности от сажи и жировых отложений, широко применяются дефлекторы.
Модификация дефлектора типа «ЦАГИ», является одной наиболее распространенных среди таких устройств. В данной статье будут рассмотрены особенности конструкции, принцип действия, плюсы и минусы данного устройства.
Что такое дефлектор ЦАГИ и для чего он нужен
Дефлектор «ЦАГИ» является разработкой Центрального аэрогидродинамического института, предназначенной для усиления естественной тяги, предупреждения обратной тяги и защиты от попадания влаги и посторонних предметов в вентиляционные шахты и дымоотводы.
Применение таких типа дефлекторов позволяет улучшить микроклимат в помещении за счет интенсивной циркуляции воздуха и способствует более полному сгоранию топлива.
Устройство и принцип работы
Дефлектор ЦАГИ получил широкое распространение благодаря эффективности и доступной стоимости. Конструкция дефлектора включает в себя следующие элементы:
- нижнюю обечайку, с помощью которой изделие прикрепляется к верхней части воздуховода или дымохода;
- диффузор, представляющий собой расширенный конус, расположенный между патрубком и колпаком;
- полый металлический цилиндр, являющийся наружной частью дефлектора;
- верхний конический колпак, предназначенный для защиты воздуховода от засорения посторонними предметами и неблагоприятных атмосферных воздействий;
- кронштейны крепления верхнего конуса;
- монтажные кронштейны.
Обычно дефлекторы ЦАГИ изготавливаются из оцинкованной или нержавеющей стали.
Принцип действия устройства основан на рассечении дефлектором воздушного потока, вследствие чего над оголовком воздуховода образуется область пониженного давления (разрежения). Благодаря этому, естественная тяга в вентиляционной системе увеличивается на 15-20%.
За счет усиления естественной тяги на 20-25% увеличивается КПД вентиляции и отопительных приборов. Сгорание топлива происходит с большей теплоотдачей, что позволяет уменьшить расход горючего и уменьшить выброс в атмосферу токсичных соединений. Что касается вентиляционных систем, то при использовании дефлектора ЦАГИ увеличивается интенсивность циркуляции воздуха.
Достоинства и недостатки
Как любое другое изделие, дефлектор ЦАГИ имеет свои плюсы и минусы. Целесообразность использования изделия обусловлена их соотношением. К преимуществам устройства относятся:
- надежная защита от попадания внутрь вентиляционных каналов и дымоотводов посторонних предметов, птиц и атмосферных воздействий;
- значительное увеличение срока службы оголовка вентиляционных каналов или дымоотводов. Это связано с тем, что наличие дефлектора замедляет процесс разрушения верхней части воздуховода, вызванный неблагоприятными атмосферными воздействиями;
- предупреждение появления обратной тяги даже при большом сечении вентиляционных магистралей и вентиляционных каналов;
- возможность самостоятельного изготовления. Благодаря простой конструкции и использованию доступных материалов, дефлектор типа ЦАГИ можно изготовить своими руками. Для этого не потребуются специальные инструменты и опыт работы жестянщиком.
Существенным недостатком является то, что при полном безветрии или слабой силе ветра такие дефлекторы могут создавать сопротивление естественной тяге. Кроме того, при сильном снижении температуры окружающей среды, возможно обледенение наружного цилиндра, что может привести к частичному или полному закупориванию воздуховодов.
Расчет и чертежи
Прежде приобрести заводской дефлектор или приступить к самостоятельному изготовлению устройства, нужно провести аэродинамический расчет и ознакомиться с чертежами существующих устройств.
Основным критерием при создании чертежа дефлектора является внутренний диаметр воздуховода (D). На рисунке приведены размеры элементов конструкции.
Размеры дефлектора ЦАГИ
- диаметр верхнего основания диффузора – 1,18-1,26D;
- диаметр наружного гольца – 1,8-2D;
- высота наружного кольца – 1-1,2D;
- расстояние от кольца до основания диффузора – 0,4-0,5D;
- высота – 1,4-1,7D;
- диаметр колпака – 1,3-1,5D.
При самостоятельном изготовлении дефлектора желательно руководствоваться приведенными в таблице рекомендациями СНиП.
Диаметр нижнего основания диффузора, мм
Диаметр верхнего основания диффузора, мм
Диаметр наружного цилиндра, мм
Диаметр нижнего основания конуса, мм
полная высота дефлектора, мм
Высота диффузора, мм
Высота конуса, мм
Высота цилиндра, мм
Изготовление дефлектора ЦАГИ своими руками
Учитывая относительную простоту конструкции изделия и доступность листовой оцинкованной стали, у многих владельцев частных домов возникает желание изготовить дефлектор ЦАГИ самостоятельно. Такая задача вполне по силам любому домашнему мастеру, достаточно иметь набор самых обычных инструментов и минимальные практические навыки в обработке листового металла.
Что потребуется
Чтобы изготовить в домашних условиях полноценный дефлектор потребуются:
- листовой металл 0,5-0,7 мм;
- ватман или плотный картон для изготовления шаблонов;
- маркер;
- линейка;
- циркуль;
- чертилка;
- пассатижи;
- два вида ножниц: обычные и для металла;
- электродрель или шуруповерт;
- сверла диаметром от 2 до 2,5 мм;
- специальный инструмент для установки заклепок.
Проектные работы
Прежде всего, следует измерить диаметр воздуховода и получить необходимое для дальнейшей разработки конструкции значение D. Далее, на основании приведенных выше соотношений, составить чертежи дефлектора ЦАГИ, соответствующего существующему диаметру воздуховода.
Поскольку размеры основных элементов конструкции остаются неизменными для конкретного диаметра дымохода или вентиляционного патрубка, для удобства расчетов эти значения приводятся в таблице.
Наружного кольца, мм
Высота внешнего кольца с колпаком, мм
Выпускной диаметр диффузора, мм
Диаметр зонта, мм
Высота крепления наружного кольца, мм
К составлению чертежей нужно подходить со всей ответственностью, поскольку от их точности будет зависеть эффективность работы дефлектора.
Подготовка шаблонов
При изготовлении шаблонов придется вспомнить краткий курс геометрии. Сложнее всего изготовить лекало диффузора, которое представляет собой развертку прямого усеченного конуса. Ниже приводится методика ее построения.
Лекало колпака является не чем иным, как разверткой конуса с верхним основанием диаметром 1,18-1,26D и нижним, соответствующим диаметру воздуховода D.
Длину образующей можно определить, используя теорему Пифагора. Здесь гипотенузой является искомая длина образующей, а катетами – радиус основания, равный 0,65-0,75D и высота колпака, которая равняется 0,24D.
Развертки цилиндрических деталей представляют собой прямоугольники, длина которых равна длине окружности, а ширина определяется из приведенных выше соотношений.
Важно! При построении шаблонов необходимо учитывать величину запаса, необходимого для скрепления разверток. Обычно она составляет 15-20 мм.
Последовательность сборки
Из готовых картонных шаблонов, при помощи скрепок или иным способом, собирают макет в масштабе 1:1 и контролируют совпадение его геометрических параметров заданными значениями. Изготовление макета дефлектора ЦАГИ полностью исключает возникновение нестыковок в процессе сборки.
Сборка изделия состоит из нескольких последовательных этапов.
- Лекала укладываются на металлический лист и обводятся по контуру маркером или фломастером.
- С помощью ножниц для металла раскраиваются отдельные заготовки.
- Используя пассатижи, внешние кромки подгибают на ширину 3-5 мм и плотно пристукиваются молотком. Это обеспечит элементам конструкции дополнительную жесткость.
- Вырезанным заготовкам внешней обечайки и входного цилиндра придается соответствующая форма, с таким расчетом, чтобы нахлест составлял 20-25 мм. После этого по центру накладки сверлятся отверстия диаметром 2-2,5 мм, в которые устанавливаются заклепки. Расстояние между заклепками зависит от габаритных размеров изделия и может составлять от 20 до 50 мм. При отсутствии необходимого инструмента заклепки можно заменить винтами соответствующего диаметра. По такой же технологии изготавливаются верхний колпак и диффузор.
- Следующим этапом является изготовление соединительных кронштейнов. Конструкцией предусмотрено наличие 3 креплений, однако для увеличения жесткости можно увеличить их число до четырех. Заготовка кронштейна представляет собой полосу, ширина которой составляет 30-35 мм, а длина – 200-300 мм. По всей длине заготовки с обеих сторон делается подвороти, размером 5 мм и плотно пристукивается молотком.
- Кронштейны крепятся к конусу с помощью заклепок или винтов на расстоянии 45-50 мм от его наружной кромки.
- После этого полосы отгибаются, и конический колпак соединяется с диффузором.
- Заготовки кронштейнов крепят к конусному колпаку и загибают под нужным углом.
- Зонтик с прикрепленными кронштейнами соединяется с диффузором, с помощью заклепок или винтами.
- Полученную конструкцию закрепляют в наружной обечайке с учетом имеющихся на чертеже размеров. После этого, сборку дефлектора можно считать законченной.
Что лучше дефлектор ЦАГИ или турбодефлектор
По сравнению с ЦАГИ ротационные дефлекторы обеспечивают большую тягу даже при одинаковых габаритах. Еще одним преимуществом турбодефлектора является высокая эффективность.
При одинаковых размерах выходного патрубка, размеры дефлектора ЦАГИ значительно больше размеров вращающихся устройств. При диаметре воздуховода от 100 до 150 мм эффективность работы обоих устройств приблизительно одинакова, однако при увеличении проходного до 200 мм и более, соотношение размеров резко изменяется в пользу турбодефлекторов. Они имеют меньшую массу и в несколько раз компактнее.
Большой вес и габариты дефлекторов существенно усложняют монтажные работы при диаметре воздуховода начиная от 600 мм. Для сравнения, вращающийся устройство для вентиляционного канала диаметром 600 мм составляет от 12 до 15 кг и вполне может быть установлен одним человеком. Дефлектор для такого же воздуховода будет весить около 40 кг, а для его установки потребуется два человека.
Несмотря на приведенные выше преимущества ротационных устройств, дефлекторы ЦАГИ получили более широкое распространение. Это связано с доступной стоимостью изделий и простотой конструкции. Кроме того, такие устройства нередко изготавливаются самостоятельно, что позволяет сэкономить значительные средства.
Дефлектор ЦАГИ широко используются как в промышленном, так и в гражданском строительстве. Разработанная в центральном аэрогидродинамическом институте конструкция, за долгие годы зарекомендовала себя как эффективное и простое в эксплуатации устройство. Кроме того, многие владельцы частных домов самостоятельно изготавливают такие дефлекторы. При правильных расчетах и аккуратном выполнении работ, качество самодельных вентиляционных устройств не уступает заводским аналогам.
Источник
Ни клуба дыма мимо: делаем дефлектор дымохода
На первый взгляд, дефлектор воспринимают как специальный колпак над дымовой трубой. А при обстоятельном рассмотрении его видят как короткую трубу, монтируемую на оголовок с зонтом. Дефлектор защищает верхнюю часть дымохода от сильных дуновений ветра и выполняет задачу архитектурного элемента. Альтернативные названия этого незаменимого устройства — флюгарка и дымник.
Необходимость установки дефлектора дымохода
На функционировании отопительного оборудования отражается то, как в системе циркулирует воздух и устраняется дым. Если эти механизмы не отлажены, то процесс сгорания топлива нарушается, угарный газ проникает в помещение и наносит серьёзный ущерб здоровью.
Каждая часть дымохода должна быть установлена правильно, в противном случае тяга будет плохой
Случается, что нормализовать работу печи или камина правильные параметры дымовой трубы, то есть сечение, высота и конфигурация не в состоянии. В такой ситуации и прибегают к дефлектору, устанавливаемому на верхнем участке дымоотвода.
По правилам канал для отведения дыма должен быть вертикальным и довольно прямым. Рекомендуемая высота трубы над уровнем конька кровли — менее 50 см.
На дефлектор возлагается важная миссия — выравнивать или усиливать тягу в отопительном оборудовании. Помощником устройства в этом деле выступает ветер, создающий пространство с разряжённым воздухом и выталкивающий в него продукты сгорания, которые не смогли выйти из дымового канала.
Дефлектору поручены и некоторые другие задачи, способствующие улучшению работы дымоотвода в целом. Приспособление блокирует доступ дождевой воды и снега в отопительное оборудование. Благодаря дефлектору печь функционирует без перебоев даже в ненастный день.
Принцип работы флюгарки
Функционирование дефлектора или флюгарки представляет собой следующий процесс:
- когда ветер дует в трубу сверху вниз, продукты сгорания топлива вытягивает нижнее кольцевое отверстие устройства;
- если потоки воздуха воздействуют снизу вверх, то газы выцеживает верхняя кольцевая прорезь;
- при дуновении ветра в горизонтальном направлении угарный газ и другие ненужные вещества высасывают сразу два отверстия.
Хуже всего флюгарка работает в ситуации устремления ветра снизу вверх. Это связано с тем, что зонтик отталкивает потоки воздуха и направляет их в сторону, обратную движению продуктов сгорания.
Чтобы дефлектор работал без сбоев, вне зависимости от направления ветра, зонтику устройства придают форму двух конусов, соединяемых основаниями. Нижнему конусу отведена определённая роль — отталкивать потоки воздуха и продуктов сгорания топлива, раздвигая их и устремляя к выходному отверстию трубы.
Изготовление дефлекторов
Дефлектор для дымовой трубы — это устройство, состоящее из трёх главных частей: нижнего цилиндра, верхнего стакана (диффузора) и конусообразного колпака (зонтика).
Нижний цилиндр производится из трубы, материалом для создания которой может служить асбест, металл или керамика. К этому элементу присоединяют верхний стакан, фиксируемый на трёх или четырёх стойках и увеличивающийся книзу. Над ним устанавливают колпак в форме конуса, иногда называемый зонтиком.
На верхнем участке и нижнего, и верхнего стакана создают кольцевые отбои. Они не дают ветру принимать вертикальное направление.
Флюгарку устанавливают особым образом, чтобы ветер, дующий в любую сторону, не создавал преград для выведения газов. Воздушные потоки должны способствовать высвобождению продуктов сгорания, притягиваемых верхним и нижним кольцами.
Диффузор и зонтик — это изделия, чаще всего сделанные из стали, покрытой цинком. Лучшим сырьём для создания этих деталей дефлектора служит качественная котельная сталь, ведь они функционируют в условиях переменной влажности, неожиданных перепадов температуры и высокого риска образования ржавчины.
По конструкции флюгарки разделяют на виды:
- дефлектор Григоровича;
- дефлектор-флюгер;
- Н-образный дефлектор;
- дефлектор ЦАГИ;
- искрогаситель.
Дефлектор Григоровича
Наиболее популярный тип дымника — это дефлектор Григоровича. Он отличается упрощённой конструкцией и поэтому без особого труда создаётся своими руками.
Нижний цилиндр дефлектора Григоровича включает в себя несколько патрубков. Кроме него, основными деталями флюгарки данного типа считаются верхний цилиндр, конусный элемент и два кронштейна для крепления изделия к дымовой трубе.
Дефлектор Григоровича разумнее создавать из жести и стали, покрытой цинком или созданной специально для изготовления котлов. Рекомендуемая толщина материала — 0,5 мм.
Несмотря на прекрасную способность дефлектора Григоровича усиливать тягу и защищать дымоход от проникновения посторонних предметов, у него обнаруживают один существенный недостаток — плохую работу в условиях низового ветра.
Дефлектор Григоровича изготавливают поэтапно:
- Подготавливают инструменты (рулетка, линейка, фломастер, картон, ножницы по металлу, дрель, свёрла и саморезы) и материалы (металлические листы и полосы).
- Определяют размеры устройства. Желая упростить расчёты, пользуются формулами соотношения параметров дефлектора. Согласно им, высота дефлектора — это 1,6 диаметра дымохода, ширина диффузора — в 1,2 раза больше диаметра дымового канала, а ширина колпака равняется двум диаметрам дымоотвода.
- На картонном листе составляют чертёж каждой детали. Получившиеся шаблоны вырезают и соединяют друг с другом, проверяя, соответствуют ли их размеры правильным параметрам.
- Удостоверившись в отсутствии ошибок, контуры всех картонных деталей обводят на металлических листах. Заготовки вырезают ножницами по металлу.
- Свернув одну из деталей, формируют цилиндр — корпус диффузора. По краям изделия просверливают два отверстия, куда вставляют саморезы.
Первым делом создают такую деталь, как корпус дефлектора
- По аналогии с изготовлением корпуса диффузора создают внешний цилиндр. Следом за ним делают колпак устройства, то есть сворачивают две металлические заготовки в конусы, а их края стыкуют.
- В верхнем конусе, который чуть больше нижнего, вырезают и загибают 6 лапок. К этому изделию кромками прикрепляют нижний конус, заранее оснащаемый лапками для соединения с диффузором.
Колпак дефлектора оснащают ножками, которые помугут ему соединиться с цилиндром устройства
- Изготовленный зонтик ножками сцепляют с внутренним цилиндром (диффузором). После этого его помещают во внешний цилиндр.
Дефлектор Григоровича имеет простую конструкцию
Дефлектор-флюгер
Дефлектор-флюгер собирают из таких деталей, как:
- полуцилиндр, служащий барьером для сильного ветра;
- крышка, преграждающая путь внутрь дымовой трубы различному сору;
- полотно, совершающее вращения, согласованные с направлением ветра;
- центральная ось, сообщающаяся с каждым элементом приспособления;
- подпятник, выполняющий задачу дополнительного фиксатора устройства на дымовом канале.
По сравнению с другими устройствами по выравниванию тяги, дефлектор-флюгер — это усовершенствованное приспособление. Оно функционирует по принципу паруса корабля. Дефлектор-флюгер отличается вращающимся корпусом, который приходит в движение под воздействием ветра.
Дефлектор-флюгер постоянно находится в движении, поэтому легко улучшает тягу
Изготовление дефлектора-флюгера представляет собой следующий процесс:
- Из металлических листов вырезают и формируют нижний и верхний цилиндры. К тому, что будет находиться внизу, на гайки и болты приделывают стойки. После этого к конструкции присоединяют верхний цилиндр, для закрепления которого берут хомут. На краях стоек, используя заклёпки, фиксируют обратный конус, тем самым получая основание под флюгер.
- От трубы диаметром 1,3 см отрезают фрагмент длиной 12,5 см — опору для флюгера. Один край трубы дополняют резьбой, необходимой для крепления. Внутрь изделия вставляют подшипник, а по бокам приваривают две полосы из стали, наклоняемые так же, как купол. Важно, чтобы пластины не стали препонами для движения конструкции по кругу.
Чтобы установить подшипник, на трубе необходимо выполнить резьбу
- Используя компас, устанавливают розу ветров — прутики из стали, на которых крепятся буквы. Вращающуюся конструкцию прикрывают колпачком, дабы преградить влаге путь в корпус.
- На резьбу трубы надевают крышку, изготовленную из стали и по виду напоминающую стрелу. К ней прикрепляют флажок с противовесом.
По сути, дефлектор-флюгер — это улучшенный вариант обычного устройства
Видео: флюгер на дымоход своими руками
Н-образный дефлектор
По форме Н-образный дефлектор повторяет очертания буквы. Устройство устанавливают особым образом: устье дымового канала стыкуют с патрубком такого же сечения, после чего к нему с правой и левой сторон присоединяют ещё две детали.
Преимуществами Н-образного дефлектора считают:
- функционирование устройства без защитного козырька, ведь устье дымовой трубы и так застраховано от попадания посторонних предметов включением в систему горизонтальных деталей;
- положительное влияние на тягу вне зависимости от того, куда дует ветер.
Н-образный дефлектор монтируют только на дымоходы предприятий или котельных, для работы которых необходимы значительные энергетические ресурсы. Поэтому в домашних условиях изготавливать его нецелесообразно.
Дефлектор ЦАГИ
Дымник или дефлектор ЦАГИ состоит из входного патрубка, диффузора, корпуса, зонтиков и крепёжных элементов. Цилиндр устройства может быть как круглым, так и прямоугольным. С целью застраховать дефлектор от сбоев в функционировании, он прикрепляется на расстоянии от 1 до 1,6 метра от кровельного покрытия.
Дефлектор ЦАГИ оснащается кольцом, которого нет в конструкции дефлектора Григоровича
К достоинствам дефлектора ЦАГИ относятся:
- страховка оголовка патрубка, выводящего дым, от порчи природными явлениями;
- оснащение цилиндрическим экраном, предотвращающим появление неправильной тяги даже в канале значительного сечения;
- возможность при изготовлении устройства воспользоваться более экономным вариантом материала (нержавеющую сталь можно поменять на пластик в месте выхода холодного газа).
Недостатками дефлектора ЦАГИ считаются:
- незащищённость дымового канала от дождевых капель и снега, что требует оснащения устройства специальным колпаком;
- сложный монтаж в зимний период, ведь в это время внутренние стенки устройства покрываются слоем льда, способным запечатать проходное сечение;
- сильная восприимчивость к направлению ветра (из-за абсолютно безветренной погоды или едва ощутимых дуновений дефлектор формирует сопротивление тяге).
Дефлектор ЦАГИ функционирует без проблем, когда дует сильный ветер. Устройство желательно монтировать как можно выше над крышей, потому что это положительно скажется на процессе улучшения тяги.
Дефлектор ЦАГИ устроен так, чтобы усиливать тягу при сильном ветре
Дефлектор ЦАГИ создают, выполняя следующие действия:
- Проводя расчёты параметров устройства, составляют чертёж. В этом деле опираются на диаметр дымохода (d). Во время проектирования дефлектора пользуются соотношениями размеров: параметр широкого участка диффузора — 1,25 d, диаметр кольцевой части — 2 d, высота кольца — 1,2 d, промежуток от нижней кромки кольца до суженого участка диффузора — d/2, высота диффузора — d/2 + 1,2 d, а ширина зонтика — 1,4 d.
Размеры всех частей дефлектора ЦАГИ определяют, опираясь на диаметр дымового канала
- Для диффузора, входного патрубка, кольца и зонтика изготавливают картонные лекала. Созданные детали обязательно измеряют, ведь в случае искажения размеров устройство не удастся легко собрать, и оно будет работать неэффективно. Во избежание ошибок параметры шаблонов определяют, основываясь на диаметре дымохода, высоте диффузора и диаметре широкой области диффузора. Лекало для зонтика делают просто — рисуют круг диаметром 1,7 d и две черты радиуса, создавая между ними угол в 30 градусов.
- Нарисованные на картоне детали вырезают. На шаблоне зонтика делают дополнительный разрез — убирают лишнюю часть, которая заключена между двумя радиусными линиями.
Чтобы придать зонту конусообразную форму, из круга полагается вырезать лишнее
- Контуры каждого шаблона мелком или грифелем обводят на листе металла, не забывая оставлять 2 лишние сантиметра для образования нахлёста. Элементы дефлектора в развёрнутом состоянии вырезают ножницами по металлу. В дополнение к ним при помощи ножовки создают металлические пластины, которые послужат крепежами для деталей изделия.
- Подготовленные детали сгибают, придавая им определённую форму. В зонах соприкосновения кромок проделывают дырочки, необходимые для фиксации изделий заклёпками. Сделанные металлические элементы собирают в единую конструкцию.
Видео: изготовление дефлектора ЦАГИ с подробностями
Искрогаситель на дымоход
Устройство, называемое искрогасителем, состоит из следующих деталей:
- корпус (цилиндрическая труба);
- колпак (защитная крышка);
- сетка, гасящая искры.
Самое простое приспособление представляет собой запечатанную вверху трубу с дырочками в стенках.
В установке искрогасителя обычно нуждается печь, камин или котёл, куда загружают твёрдое топливо. Речь идёт о дровах или продуктах переработки древесины.
Искрогаситель характеризуется следующими достоинствами:
- оберегает кровлю от возгорания;
- создаёт барьер для мусора;
- предохраняет дымоход от проникновения птиц и плетения гнёзд.
К недостаткам устройства относят:
- гашение искр не на 100%, что особенно выражено при нормальной тяге;
- закупоривание дырочек сажей, из-за чего выход дыма из трубы затрудняется.
При изготовлении искрогасителя следует руководствоваться важным правилом: размеры ячейки не должны превышать 5 мм. Но делать дырочки устройства крошечными — это тоже неправильно, ведь газ из трубы не сможет вылетать легко.
Искрогаситель создают следующим образом:
- Определяют, каков диаметр дымового канала. Ориентируясь на полученный параметр, на картоне прорисовывают контуры каждого элемента приспособления. Шаблоны вырезают, прикладывают к металлическому листу и обводят мелком. Чтобы получить детали искрогасителя, действуют ножницами по металлу.
- Из металлических прутков толщиной от 1 до 6 мм делают сетку. Вместо них можно воспользоваться и куском уже изготовленной сетки.
Для изготовления искрогасителя можно взять уже готовую металлическую сетку
- Взяв сварочный аппарат, на деталях искрогасителя создают швы. Неровности убирают диском болгарки. Каждый элемент фиксируют заклёпками из стали и соединяют в необходимую конструкцию.
Металлическую сетку получится согнуть без усердий, если постучать по ней молотком. Такое необычное действие избавит металл от чрезмерного напряжения и сделает его послушным в плане изменения формы.
Искрогаситель можно совместить с дефлектором. С этой целью к его основанию полагается прикрепить козырёк, вырезанный из металла, определённым образом согнутый и зафиксированный заклёпками. Полученное изделие будет выглядеть как конус, диаметр которого чуть больше размера главной трубы.
Видео: сборка дефлектора-искрогасителя
Монтаж дымника на кровле
Существует два варианта установки дефлектора: присоединение непосредственно к дымовому каналу и монтаж на отрезок трубы, который позже надевается на дымоход. Второй метод считается наилучшим с точки зрения удобства и безопасности, ведь самый хлопотный этап работы выполняется на земле, а не на крыше.
Нормы по ГОСТу
Выдержки из действующих нормативных документов, касающихся установки дефлектора на трубу, информируют о следующем:
- любые насадки на дымовом канале требуется монтировать таким образом, чтобы они не блокировали путь продуктам сгорания топлива;
- на пологой кровле устье трубы полагается размещать выше ограждений;
Вокруг устья трубы должно быть свободное пространство
- на кровле со скатами оголовок дымоотвода необходимо располагать над коньком, если пространство между ними составляет менее полутора метров, или на уровне конька, когда промежуток от трубы до самой высокой точки крыши колеблется в пределах трёх метров;
- дефлектор запрещается монтировать на участке, где из-за соседних построек создаётся аэродинамическая тень;
- корпус устройства должен хорошо обдуваться независимо от направления ветра;
- вращающиеся дефлекторы не годятся для дымоходов печей, стоящих в домах, которые построены в местности с холодными зимами;
- монтаж круглого дефлектора на кирпичный дымоотвод подразумевает использование специальных переходных патрубков.
Необходимые инструменты
Чтобы установить дефлектор на дымовом канале, требуется найти некоторые инструменты и крепежи:
- электрическая дрель;
- рожковые ключи;
- резьбовые шпильки;
- гайки;
- хомуты;
- две лестницы (одна — для подъёма на крышу, а другая — для перемещения по кровле).
Кроме этого, для установки устройства на дымоотвод понадобится отрезок трубы. Его диаметр должен немного превышать размер дымового канала.
Крепление дефлектора
Дымник соединяют с трубой, выполняя определённые задачи:
- На подготовленном отрезке трубы в 10 см от кромки обозначают точки, где нужно просверлить отверстия под крепёжные элементы. Аналогичные пометки оставляют на широком участке диффузора.
- В отрезке трубы и диффузоре сверлом проделывают дырочки. Детали временно соединяют друг с другом, проверяя, совпадают ли верхние и нижние отверстия. Если этого не наблюдается, то изделия признают браком, ведь крепёжные элементы не удастся вставить ровно.
- В дырочки просовывают шпильки. С двух сторон, и на диффузоре, и на куске трубы, крепежи фиксируют гайками. Их закручивают равномерно, дабы уберечь изделие от деформации.
- С изготовленным устройством отправляются на крышу. Конструкцию надевают на дымовой канал и стягивают хомутами.
В случае монтажа дефлектора на кирпичный дымоход придётся вооружиться гвоздями и молотком
Действуя так, как написано выше, можно монтировать любое устройство, кроме дефлектора-флюгера, поскольку его конструкция довольно нестандартная.
В случае использования приспособления с розой ветров в дымовом канале сверлом создают 3 дырочки. Отверстия проделывают на одном уровне, чтобы чуть позже вставить в них болты. Эти крепёжные детали погружают в дырочки, когда в срез дымоотвода помещают кольцевую деталь дефлектора-флюгера. В подшипник в виде кольца вставляют ось, на неё поочерёдно нацепляют цилиндр, полотно устройства и колпак. Элементы дефлектора флюгера объединяют кронштейнами или заклёпками.
Отзывы о дефлекторе на дымоходе
Дефлектор защищает дымоход от задувания ветра и обратной тяги. Чем он тянуть то будет? Вы будете смеяться, но смысл дефлектора именно в поддержании стабильного восходящего потока при наличии ветра — то есть, появляется инжекционный эффект.
Дед Джедай
http://okolotok.ru/archive/index.php/t-22121.htm
Дефлектор для дымохода представляет собой вентиляционный прибор, предназначенный для выравнивания тяги при порывах ветра и недостаточной высоте трубы и защиты дымохода от атмосферных осадков. Запрещено использовать дефлектор для газовых и дизельных систем отопления. Для твёрдого топлива, я так понимаю, он в самый раз.
Mike08
http://okolotok.ru/archive/index.php/t-22121.html
Дефлектор — это штука для защиты от обратной тяги в ветер. Если, к примеру, дымоход в неудачном месте расположен. Если у Вас так, то поможет. Но лучше удлинить дымоход и оставить выход открытым. Любые колпаки-дымники-зонтики на трубе считаю злом, так как могут покрыться льдом и создать проблемы.
Andrey_3_1
https://forums.drom.ru/house/t1152160185.html
Дефлектор предназначен для увеличения и стабилизации тяги в дымоходе, а также защищает трубу дымохода от попадания атмосферных осадков и сильного бокового ветра. У меня печь-камин, сэндвич-дымоход Вулкан. Смонтировал дефлектор, он оправдал мои ожидания. С прочисткой неприятностей не вижу по причине того, что дефлектор закреплён лишь на хомут, без герметика. Хомут снял, дефлектор снял — труба открыта для прочистки.
Гость
http://kakremont.com/forum/threads
Дефлектор можно уверенно назвать полезным устройством, положительно влияющим на силу тяги в дымовой трубе и функционирование отопительного оборудования. Изготовить и подсоединить приспособление к трубе относительно просто, надо лишь быть «подкованным» в выборе вида дефлектора.
Источник