Кольчуга своими руками
Кольчуга относится к доспехам, которые сделаны из металлических колец, соединенных вместе в узор формирующий защитную сетку. Исторически этот вид доспехов использовался для защиты солдат на поле боя от рубящих и колющих ударов.
В дополнение к возможности защитить воина от острых предметов, кольчуга также полезна для защиты от электричества высокого напряжения. Многие люди, которые работают с высоковольтными устройствами, такими как катушки Тесла, используют кольчугу в качестве переносной клетки Фарадея.
Цепная вязка также широко используется в качестве декоративного элемента. Простая элегантность переплетенных колец идеально подходит для изготовления ювелирных изделий.
В данной статье мастер даст базовое введение в искусство создания кольчуги в её различных формах.
Шаг 1: Материалы
Единственный материал, который нужен для изготовления кольчуги, — это металлическая проволока. Тип проволоки, который нужен, зависит от конкретного применения. Кольчуга обычно изготавливается из стальной проволоки толщиной от 1,0 до 1,6 мм. Для рубашки кольчуги потребуется около 0,8 км проволоки. Вы можете купить большие катушки с проволокой в любом магазине, где продаются фехтовальные принадлежности. Если вы делаете украшения, вам понадобится более тонкая проволока с нереактивным покрытием. В большинстве ремесленных магазинов можно найти подходящую проволоку разных цветов.
Также понадобятся некоторые инструменты. Потребуется черенок, чтобы намотать на него проволоку. Также нужны кусачки, бокорезы или болторез, чтобы нарезать отдельные кольца. Затем, чтобы согнуть проволоку в окончательную форму, понадобятся две пары плоскогубцев.
Шаг 2: Наматывание колец
Кольца изготавливаются путем наматывания проволоки вокруг черенка. Затем пружина нарезается на отдельные кольца. Поэтому первое, что нужно сделать, это выбрать черенок для намотки проволоки. Диаметр черенка будет зависеть от размера колец. Кольчуга обычно изготавливается из проволоки диметром 1,2 мм. с кольцами размером около 9 мм. Имейте в виду, что готовые кольца будут немного больше, чем черенок.
Вы можете просверлить отверстие в черенке того же диаметра, что и проволока. Затем необходимо вставить один конец проволоки через отверстие, чтобы удерживать его на месте при намотке.
Чтобы удерживать черенок в устойчивом положении, можно сделать намоточную стойку, также можно использовать электродвигатель.
Если вы используете черенок диаметром 9 мм или меньше, то можно вставить его конец непосредственно в дрель. Это делает процесс намного быстрее и проще. Единственное, что остается сделать, это направить проволоку по мере ее наматывания в катушку.
Шаг 3: Разрезание колец
Теперь, когда в наличии есть намотанная проволока, нужно разрезать её на отдельные кольца. Если вы используете стальную проволоку, вероятнее всего придется использовать болторез.
Для более мягких проводов, таких как медь, золото или серебро, вы можете использовать простые ручные кусачки.
Шаг 4: Соединение колец
Существует три основных способа соединения колец. Их можно стыковать, клепать или сваривать.
Кольца можно легко согнуть с помощью плоскогубцев, чтобы соединить их друг с другом. Это, безусловно, самый быстрый и простой метод. Он наиболее часто используется.
Для изготовления заклепочных колец кольца обрезают так, чтобы два конца перекрывались. В перекрывающейся секции пробивается отверстие. Затем маленький кусочек проволоки вставляется в отверстие и забивается так, чтобы концы сгладили и зафиксировали его на месте. Этот метод дает очень прочные кольца, но требует очень много времени.
Сварные кольца нарезаются точно так же. Но после соединения кольца, концы свариваются вместе. Обычно это делается с помощью сварочного аппарата с импульсной дугой. Это делает кольца очень прочными. Это намного быстрее, чем изготовление клепаных колец, но требует покупки специального сварочного оборудования.
Шаг 5: Базовое «европейское» плетение
Теперь, когда у вас есть кольца, вам нужно связать их вместе в шаблон. Самая распространенная модель кольчужной брони называется «европейским» плетением. В этом стиле кольца выложены в два набора параллельных рядов, которые пересекают друг друга под небольшим углом. Каждое кольцо расположено под углом относительно других колец, к которым оно прикреплено. Это создает волнистую поверхность.
Базовая версия этого плетения — «Европейский 4 в 1». Плетение так называется потому, что каждое кольцо связано с четырьмя другими кольцами в противоположной ориентации. Чтобы собрать кольца, возьмите четыре закрытых кольца и соедините их с пятым кольцом. Затем положите его на стол так, чтобы все четыре кольца были в одинаковой ориентации (напротив центрального кольца). Затем положите еще два закрытых кольца рядом с ними в той же ориентации, что и первые четыре. Затем используйте другое кольцо, чтобы связать его с двумя концевыми кольцами, как показано на рисунке. Вы можете продолжить этот шаблон в обоих направлениях, пока не получите необходимое полотно кольчуги. Затем его можно превратить во что угодно.
Есть несколько других вариаций этого плетения. «Европейский 6 в 1» такой же, как «4 в 1», за исключением того, что каждое кольцо связано с шестью другими кольцами, а не только 4. «Кольцо короля» такое же, как «4 в 1», за исключением того, что каждое кольцо в схеме заменяется двумя кольцами.
Шаг 6: Базовое «японское» плетение
В «японском переплетении» один набор колец лежит ровно, и они соединены вторым набором колец, которые перпендикулярны первому набору. В «Японском 4 в 1» соединительные кольца установлены под углом 90 градусов друг к другу. В «Японском 6 в 1» соединительные кольца установлены под углом 60 градусов. В некоторых случаях соединительные кольца сделаны меньшего диаметра, чтобы сделать броню более плотной.
«Японская» кольчуга менее плотная и защищенная, чем «европейская» кольчуга. Это потому, что кольчуга редко была основной броней. Кольчуга часто использовалась, чтобы закрепить другую броню, такую как металлические пластины.
Шаг 7: Изготовление костюма из кольчужной брони
Чтобы сделать рубашку из кольчуги, начните с того, что сделайте полосу кольчуги, которая имеет ширину в несколько сантиметров и достаточно длинную, чтобы она обхватывала грудь в самой широкой точке. Линии, которые создаются рисунком, должны быть ориентированы вертикально. Это делает рубашку более гибкой и помогает предотвратить деформацию колец под весом рубашки.
Затем сделайте две другие полоски, которые будут соединяться с первой в качестве погон. Опять же, гребни кольчуги должны быть ориентированы вертикально. Соедините эти части в местах, которые соответствуют середине плеча.
Наденьте кольца на нижнюю часть первой полоски и продолжайте рисунок вниз до тех пор, пока нижняя часть не опустится на несколько сантиметров ниже вашего поясного ремня. Добавьте кольца сверху, чтобы получить желаемые отверстия для шеи и рук.
Изготовление рукава начинается с изготовления узора с каждой стороны. Как только рукава простираются на несколько сантиметров от края рубашки, добавьте кольца, чтобы соединить нижние края в трубу. Имейте в виду, что рукава должны быть довольно мешковатыми, чтобы удобней было надевать и снимать рубашку. Наконец, соедините внутренний край рукава.
Рекомендуется периодически примерять рубашку, чтобы убедиться, что она нуждается в каких-либо изменениях.
Чтобы сделать штаны, используйте ту же процедуру. Сделайте полоску, которая подходит к самой широкой части ваших бедер. Затем продолжите плетение до высоты пояса. Затем продолжите рисунок на несколько сантиметров ниже того места, где штаны разделяются на штанины. Затем сделайте две штанины и соедините их вместе сверху.
Шаг 8: Плетение для ювелирных изделий
Искусство изготовления кольчуги не ограничивается только изготовлением брони. Он также может быть использован для изготовления декоративных элементов, таких как украшения. Простейшими примерами являются цепные ожерелья и браслеты. Есть бесчисленное множество способов, которыми кольца можно сплести вместе, чтобы сделать красивые узоры. Вот несколько примеров, которые обычно используются для ожерелий и браслетов.
Цепная Коробка
Эта цепь сделана по схеме «европейский 4 в 1», сложена пополам и соединена с двух сторон.
Византийская цепь
В этой цепочке звенья соединяются в шаблон, похожий на цепочку блоков. Тем не менее, каждый раздел установлен в направлении, противоположном предыдущему, и они связаны прямыми связями.
Змеиная цепь
Змеиная цепь — это простая спираль. Добавляя кольца, вставьте их через центр двух из трех колец над ним и скрутите цепь в спираль.
Цепочка косы королевы
Эта цепь похожа на змеевидную цепь, за исключением того, что вместо непрерывного скручивания цепи в одном направлении, каждое дополнительное кольцо поворачивается в противоположном направлении. Это заставляет узор чередоваться вперед-назад, а не скручиваться в спираль.
Это всего лишь несколько примеров. Есть много других шаблонов, которые также можно использовать («Простой европейский», «Простой японский», «Королевская тесьма» и «Цветочная цепочка»). Можно создать свой собственный дизайн. Например, добавить звезды, кресты или кольцевые узлы. Попробуйте поэкспериментировать с различными шаблонами и посмотрите, что получится.
Также вы можете ознакомиться с видео:
Источник
Изготовление клепаной кольчуги
История
Кольчуга, Броня кольчатая (Mail, Chain mail, Double mail, Coat of Mail — мейл, шан мейл, коат оф мейл — не путать с почтой! ) — доспех из продетых друг в друга металлических колец. Известен со времен появления железа в Европе и на Ближнем Востоке. Дальний восток узнал его только в позднем средневековье. Полный кольчужный доспех, (включающий в себя рубашку с длинными рукавами и капюшоном, чулки, рукавицы или перчатки) называется Hauberk (хоуберк, обер) появился в 10 веке в 12 им пользовалось большинство Европейских рыцарей. Русские витязи обычно ограничивались только рубашкой, часто пренебрегая защитой рук и ног. В 14 веке популярность кольчуги начала спадать, но использовалась до конца 17 века, а в средней Азии использовалась до середины 19 в. На Руси и на Востоке в 10-14 веке поверх кольчуги надевали чешую или ламелляр. В Европе до появления бригантин поверх кольчуги иногда надевали коротенькую безрукавную кольчужку из таких же мелких колец как и основная кольчуга Haubergon (Хаубергон, хаубержон, обергон), получая двухслойную кольчатую защиту. В Европе также вплетали в кольчугу кожанные шнурки. Ламелляр или чешуя были на Западе большой редкостью.
Выкройки кольчуги
наверх
Кольчуга плетенная 4 в 1. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид выкройки кольчуги сверху | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кольчуга плетенная 6 в 1, или как говорят «двойного плетения» |
Теперь мы начнем процесс отжига. Это необходимо для размягдения стали. Жар изменит кристаллическую структуру металла, что сделает его менее жестким. Тогда прокалывать и расплющивать кольца станет намного легче. Без отжига можно также повредить инструменты. Есть несколько способов отжечь кольца. Пример — маленькая пропановая горелка, как ты видишь на фото. | |
Другой способ отжига такой : с помощью угольной печи. Я использую старую печь (кухонную плиту — прим. переводчика). Фото показывает, как именно. Стальное кольцо с четырьмя прутками, на которых находятся кольца. Я держу их в печи приблизительно 15 минут и оставляю медленно остывать. Недавно я использовал свой камин для отжига колец. |
Расплющивание и прокалывание колец
наверх
Возьми расплющиватель в руку ближе к толстому концу, и только там. Поставь его над кольцом на рабочей поверхности. Прижми инструмент к поверхности нажимая на его толстый конец. Возьми молоток и ударь несколько раз. Если это сделано правильно, инструмент не будет двигаться. Если неправильно, инструмент будет прыгать, когда ты бьешь молотком. Если это происходит, ты должен поработать над техникой удара. Расплющиватель совершенно не должен прыгать, иначе кольца не будут правильно расплющены. Надо следить, чтобы молоток четко бил по расплющивателю. |
Изготовление заклепок и клепка
наверх
Возьми проколотое кольцо и заклепку. Аккуратно вставь заклепку в отверстие. |
Теперь возьми клепальные клещи и аккуратно положи кольцо с заклепкой на глубокое отверстие. Нажми на клещи. Это загонит заклепку в отверстие. А здесь это показано под двумя различными углами. |
Вот так должен выглядеть результат: |
В конце концов начинается само клепание. Выступающую часть заклепки надо раздавить. А это делается мелким отверстием в клещах. Не используй грубую силу, по типу молотка. Только хорошего давления рукой будет достаточно. Выступающий треугольник должен быть полностью расплющен, оставляя маленькое возвышение или купол. |
Для формирования полотна кольца первого ряда лучше всего нанизать на кожаный шнурок, а второй ряд формировать против первого, а третий против второго параллельно первому. |
Воронение кольчуги
наверх
И последнее. Уход за кольчугой предполагает в основном недопущение ржавчины, так как уже появившуюся напасть изгонять затруднительно. Мне доводилось слышать, как кто-то советовал пользоваться старинным методом: положить кольчугу в бочку, насыпать туда пару лопат мелкого песка, налить уксуса, закупорить и раза три-четыре скатить с горы. Несомненно, железо при этом очистится в самых потаенных закоулках, только оставлять его после чистки в первозданном состоянии абсолютно немыслимо, поскольку оно немедленно заржавеет гораздо сильнее. Если уж вы решились на подобную экзекуцию, то, поразмявшись с бочкой досыта, промойте изделие чистой водой, а лучше — прокипятите его в легком растворе пищевой соды. Затем снова промойте, быстро высушите и немедленно законсервируйте по-горячему (используя паяльную лампу) натуральным воском или средством на основе его синтетического аналога, именуемым «Мовиль». Не столь радикально, однако гораздо удобнее (не нужно греть) пользоваться жидким аэрозольным импрегнирующим воском, предназначенным для обработки обуви.
Но совершенно замечательно применить старинное воронение льняным маслом. Нужно смазать изделие и потихоньку нагревать, пока масло не почернеет и не перестанет дымить. Повторить операцию два-три раза. Жирные кислоты при нагревании вступают в реакцию с окислами железа и им самим, образуя прочную защитную пленку черного цвета. А главное, вас будет ласкать сознание абсолютной традиционности происходящего, потому что именно так чаще всего воронили доспехи века и века назад.
наверх
Источники:
Хорев В. Н. Реконструкция старинного оружия / В. Н. Хорев. — Феникс, 2006. — 249, [ 1 ] с.: ил., [12] л. ил.
Mathew Barret. Weapons & Armour. Palladium Book, 2002
Источник