Хочу собрать ламповый усилитель своими руками: с чего начать и куда двигаться?
Добрый день всем!
Хочу собрать своими руками ламповый усилитель.Уровень и опыт работы со схемотехникой: «купил паяльную станцию».Теоретические знания: ТОЭ в универе.
Цель: собрать ламповый усилитель, который обеспечит чистоту звука, высокую детализацию средних и высоких частот и распределение источников звука по панораме, чтобы создавалось ощущение, что кто-то играет на реальном инструменте сидя рядом с тобой в комнате.
Источник звука: виниловый проигрыватель AKAI (точную модель не помню, сейчас географически находится в другом месте). Нужно заменить головку звукоснимателя. Рассматривается как стартовый источник. В дальнейшем возможна покупка более качественного проигрывателя винила. Так же планируется покупка звуковой карты для компьютера. Выбор модели — отдельный вопрос, которым я пока не задавался.
АС: выделен бюджет $500-700 на хорошую б/у пару под это дело.
Информации очень много, в ней можно просто утонуть. Поэтому прошу вашего совета, с чего мне можно начать и куда двигаться.На каких лампах — кроме 6п3с — можно построить усилок. Несколько ссылок на схемы усилителей, которые смогут удовлетворить цель, описанную выше.
Учитывая наличие в системе проигрывателя винила, наверное, как я понимаю, есть смысл добавить фонокорректор. Отсюда возникает желание встроить его в корпус будущего усилителя. А так же предусилитель, желательно с темброблоком (все в том же корпусе). Это как я вижу то, что должно получится в итоге. Что я бы хотел, чтобы получилось в итоге.
Или имеет смысл вынести их (или вообще купить готовые) за пределы корпуса усилителя?
И еще: начать все с нуля (эта идея нравится больше) или купить тот же «Прибой»50-УМ-204С и доработать его? Хотя изначально, как я представляю, для моих нужд больше подойдет однотактный ламповый усилитель, верно? 😀
Так же отдельное спасибо за общие советы, которыми вы сможете поделиться с новичком.
Пожалуйста, помогите разобраться.Заранее благодарен!
Ответы
Но ведь усилитель «который обеспечит чистоту звука, высокую детализацию средних и высоких частот и распределение источников звука по панораме, чтобы создавалось ощущение, что кто-то играет на реальном инструменте сидя рядом с тобой в комнате» может быть не обязательно ламповый. И нет никаких гарантий, что ламповый усилитель, на изготовление который вы потратите свое время, силы и средства и далеко не факт, что сразу получится то, что надо и будет устраивать вас по звуку. Мне кажется лучше послушать готовые и выбрать устраивающий вас по звуку. Когда я был моложе, я мог позволить себе потратить год на изготовление усилителя: поиск железа и намотку трансформаторов (выходной перематывал трижды — есть нюансы), изготовление самой конструкции, а сейчас нет. Жизнь коротка, лучше я потрачу время на прослушивание музыки и просмотр фильмов. Я считаю, что ламповый усилитель — это не про звук, а про легенду. Характерная окраска звука, которую дают на 1-2 порядка большие гармонические и интермодуляционные искажения чем у современных транзисторных и ослабление четных гармоник высших частот, которое дает выходной трансформатор — фильтр низких частот. Высокий уровень фона, низкий КПД лампы, как следствие низкая выходная мощность и сильный нагрев и большое энергопотребление, со временем за счет потери эмиссии лампы уменьшают крутизну ВАХ, приводящую к уменьшению ее усиления и это неизбежно потребует замены ламп — это только основные недостатки лампы. Пришлось обслуживать профессиональную ламповую аппаратуру — это самая худшая техника, которую я видел в своей жизни. Проверял новые лампы на измерителе ламп: у них огромный разброс характеристик. Для того чтобы в двухтактный усилитель подобрать примерно 6 одинаковых ламп ( по 3 параллельно в каждом плече двухтактника ) пришлось ламп закупать в 3 раза больше чем необходимо на замену отработавших, остальные на выброс. При потере эмиссии раньше нормированного срока — ни одна лампа не отрабатывала заложенный в ее паспорте срок, пришлось их менять чаще — еще большее количество закупок ламп, всего в обслуживании было 24 аппарата — постоянные проблемы с лампами. В общем когда 23 года назад я заменил все из них на транзисторные — все мои проблемы исчезли: параметры никуда не уходят, 20 лет держатся как у новых при наладке, за эти годы от грозы в одном из устройств пробило пару транзисторов: их минутная перепайка, проверка параметров — даже подстройки характеристик не потребовалось — все как у нового устройства. В общем лампы — это зло.
В частности: некоторые о них мечтают, некоторые уже получают удовольствие. Это то, что продолжит работать после ядерной войны от генератора и согревать остывающую атмосферу:)
Когда я работал в телеателье и ремонтировал ламповые черно-белые телевизоры, то основные неисправности были выходы из строя ламп. Одна из частых неисправностей: потеря эмиссии падала крутизна ВАХ ламп и падало ее усиление ( на жаргоне телемастеров — лампы садились ) 6Ф1П в ПТК-11, в результате этого менее чем через год приходилось ее заменять и выбрасывать, иначе переставали работать ТВ каналы с низкими частотами несущих, у нас в городе 2-4. Ламповые усилители стоят дороже транзисторных и имеют на 2 порядка большее внутреннее сопротивление, чем транзисторные. Поэтому у них во столько же раз ниже демпфинг фактор. Это еще одна причина искажений звука, которые дают характерную окраску»теплый ламповый звук». Поскольку ламповые усилители имеют меньшую выходную мощность, для них приходится выбирать акустику с высокой отдачей, выбор которых не так велик и стоят они дороже остальных. Нельзя запретить мечтать и получать удовольствие от «теплых ламповых» искажений звука. Мне больше нравится слушать как можно более качественный звук с как можно меньшими искажениями с как можно менее окрашенным звуком и не иметь проблем с аппаратурой. Ну а кому нужны понты, кто готов за них заплатить и нравятся мифы и легенды — добро пожаловать. После ядерной войны наверное некому будет слушать музыку. А если во время взрыва транзисторный усилитель случайно будет выключен, то он этот ядерный взрыв переживет. Да кстати двумя постами выше разговор шел именно о 6П3С. Это одна из худших ламп, с которыми пришлось встречаться.
Мне больше нравится слушать как можно более качественный звук с как можно меньшими искажениями с как можно менее окрашенным звуком и не иметь проблем с аппаратурой.
Угу, качественная синусоида при работе на резистор. То-то ещё с 70х годов генерируется столько теорий объясняющих тот факт что эти чисто звучащие усилители звучат хуже )))
Я говорю не об этом — » качественная синусоида при работе на резистор». Вся акустика имеет реактивный импеданс: кроссовер имеет индуктивно/емкостно/активное сопротивление, головки громкоговорителей — активно/индуктивное. Так что ни один усилитель ни ламповый ни транзисторный не работает на резистор. Речь идет об искажениях лампового усилителя описанных выше, которые на 2 порядка выше транзисторного, выходном трансформаторе, как ФНЧ, дающим завал высоких частот особенно нечетных гармоник, низком демпфинг факторе, которые и дают приятные для уха некоторых «теплые ламповые» искажения звука. Хоть они и кажутся красивыми, тем не менее это все равно искажения, т.е. привносят в звук то, что в нем изначально не было. Мне нравится звук с минимум искажений, т.е. такой как он был записан.
Собрать ламповый усилитель, да еще с высокими требованиями к качеству звука за дешево невозможно! Не парьте себе и другим мозг, а купите готовый, например, вот такой Усилитель интегральный DYNAVOX VR-20 Black
А при желании проникнуть в суть ламповой техники, Вы сможете модернизировать аппарат, путем замены ряда радио элементов схемы на более качественные.
Спасибо за мнение. «Дешево» я там нигде не указывал. К тому же, это весьма относительное понятие. Я прекрасно понимаю, что многим из вас эта идея покажется наивной, глупой или просто смешной. Тем не менее, все с чего-то начинают. Я прекрасно понимаю, что это проект не на неделю или месяц. Но в этом и прелесть. Я хочу разобраться и, возможно, это будет моим хобби в дальнейшем.
эта идея покажется наивной, глупой или просто смешной
Отнюдь. Я вот Вам завидую, ибо я сам кондер от резюка могу только по форме отличить, а скорее по названию или по цвету. как говориться — академиев не кончал.
С другой стороны, на рынке представлено много очень и очень достойных ламповых усилителей, которые действительно можно дорабатывать в удовольствие, особенно Cary Audio и еще более особенно, если знать, что с ними делать)
Желание «собрать своими руками ламповый усилитель» хорошее. Только надо отдавать себе отчет, что это трудоемко и долго и такого вида, как у заводского дома на коленке не получить, если только не заказать корпус у тех, кто может сделать его качественно. Обычно такой вопрос задают те, кто никогда этим не занимался и этого не представляет. Сам когда то прошел этот путь и сейчас не вижу в этом никакого смысла. Дешевле и быстрее выбрать и купить готовый, включить и слушать. В крайнем случае если уж очень хочется купите набор для самостоятельной сборки на Алиэкспресс или где либо еще. Я лично не стал бы делать и этого. Недавно несколько дней назад уже отвечали этот вопрос, просмотрите вопросы здесь примерно в течение 1 месяца назад.
Сложность и трудоемкость меня не пугают, а, наоборот, являются причиной, по которой я хочу собрать его сам. По поводу корпуса — это не самое главное, что меня смущает) Заказать или доработать «донорский» корпус, наверное, не самая сложная часть проекта. Как мне кажется.
Собрать — в общем не трудно, если мало мальски привыкли работать руками. А вот настроить. для этого нужны знания, опыт и инструменты. Особенно с требованиями «который обеспечит чистоту звука, высокую детализацию средних и высоких частот и распределение источников звука по панораме, чтобы создавалось ощущение, что кто-то играет на реальном инструменте сидя рядом с тобой в комнате».
Накидали вам тут дерьма на вентилятор — не выгребешь.
Не слушайте никого — я не один десяток усилителей собрал высокой группы сложности и кучу заводских отслушал.
Все эти » каменюки» нынче проданы, розданы, разобраны, пара валяется в гараже и на чердаке.
А сердце успокоилось ламповым двухтактником.
И не верьте про окрас, страшные искажения, фон и прочую хрень: ничего этого в нормальном усилителе нет. А есть детальнейший звук, послезвучия каждой ноты, сцена, » воздух», натуральная передача голоса и аккуст. инструментов и желание слушать его часами без раздражения и усталости.
Акустика правда ему нужна чувствительная, с лёгкими бумажными динамиками, но таких много.
А начните с поиска книжки Борисов Юный радиолюбитель и сайта Аудиопортал ( форум любителей лампового звука) — там все от А до Я про лампы.
6п3с — очень хорошая лампочка. Главное — её правильно приготовить.
В ламповом усилитель бОльшая доля успеха — трансформатор. Самостоятельно своими руками без опыта его намотать вот прям нереально.
Знаю, сам мотал, на 3 раз нормально получилось.
У меня тоже было такое желание, но, хотя я и имею профильное образование, сам разрабатывать всё с нуля и не собирался — это реально сколько времени нужно потратить, которого как всегда нет? А цель была всего лишь получить ламповый усилитель и немножко поработать руками. Поэтому я выбрал готовый кит, но не китайский, а петербургский https://www.matyushin.com Очень доволен!
Потратите деньги (для хорошего усилителя нужны дорогие комплектующие и материалы), перелопатите кучу литературы, потеряете время, а в результате получится ерунда. Даже сделать простой силовой транс без ощутимого фона не просто. А там еще 2 выходных транса. Короче говоря, в соревновании с ведущими фирмами, наверняка проиграете. Скорее всего с разгромным счетом. Ищите другой вариант
начните с хорошего кита предварительного усилителя. вот например https://glass-ware.stores.yaho.
А я бы посоветовал для начала заказать с Али самый простой DIY или уже собранный ламповый усилитель. Типа однотактник на EL34. Будет стоить десятку (+/-). Прекрасная возможность с чего-то начать. Под это работающее устройство можно попробовать самому изготовить выходные трансформаторы — главную деталь ламповика. А можно просто пробовать в нем менять лампы, конденсаторы, оптимизировать схему питания. Масса возможностей для апгрейда и модификации.
А звучит он очень неплохо и в стоке, но на правильную акустику. Бумажные широкополосники с чувствительностью от 90 дБ.
После этого можно решать и по конструкции, и по лампам, и по нюансам изготовления. А так окунуться во все это разом — сложно.
Тоже хочу. И даже постепенно собираю. Кипил сломанный Амфитон для корпуса. Первый опыт оказался неуспешным, забуксовал с блоком питания. Сейчас делаю импульсный блок питания.
У меня 2 года назад тоже появилось желание сделать ламповый. Последний раз лампами занимался в середине шестидесятых. Мне повезло сын принес ламповый Контата-204. Достал из него усилитель, блок питания и динамик. Все соединил, подключил смартфон и послушал. Я был в восторге от звука. Все, что я раньше слушал ни в какое сравнение не идут. А вот дальше начались вопросы. Какой второй канал для стерео. Деталей для лампового никаких. Начал читать интернет-все, что касается ламповых усилителей. В результате сначала сделал на 6п14п и 6н2п (что было под рукой). Для перемотки выходных пришлось сделать намоточный станок с
электроприводом и счетчиком. Для просмотра АЧХ и настройки выписал с Али осциллограф и генератор. Потом пришло желание сделать на 6п6с и 6н9с. Искал все необходимое по всему советскому союзу. Нашел, сделал, настроил. Встроил в корпус Ресивера BBK. Очень хорошо в этот корпус вписались стрелочные приборы. Мне нравится. На все ушло почти 2 года и примерно 20 тыс.
Если Вы готовы на подобные затраты времени, труда — в путь.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Источник
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ СТАРОГО РАДИО
Добро пожаловать на наш новый форум
ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ делаем сами
Модератор: Gnat
ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ делаем сами
Сообщение Gnat » Вт май 08, 2012 8:46 pm
Открываю тему как самому сделать полностью хороший УНЧ ламповый для себя.Как измерить его характеристики отстроить.Начнём с однотакта в процессе изучим измерения на компе. Потому что без спектро анализатора невозможно увидеть характеристики.Очень мало у кого есть аналоговые приборы Генератор НЧ,Измеритель КНИ,Измеритель выхода,но есть у всех компьютеры. Вот его и задействуем. Пока идёт подготовка,скачайте вот этот комплекс измерительный.
http://shmelyoff.narod.ru/
Описание работы со СПЕКТРОАНАЛИЗАТОРОМ
http://rghost.ru/54003473
Без регистрации и проплаты ДЕМО режим.работает 15 секунд потом опять нужно жать кнопку ПУСК.
Либо вот так и будет нормально работать часами
Для запуска
Качаем образ виртуального диска (10 mb) Discrete_Acoustics_Lab.vhd https://yadi.sk/d/DfokKmB2yJVsm
и монтируем его в систему через винду или Winmount/Deamon Tools
запускаем зарегистрированную программу с него.
Для создания виртуального диска может программа понадобится.http://investxp.ru/blogs/spiker20/winmo . -portable/
Попытайтесь запустить на своём компе,попытайтесь понять,как двигаются шкалы,как читается меню. как работает осциллограф,как Селективный вольтметр и спектро анализатор работают. Для этого вам нужно будет изготовить или если есть заводские ,два шнура с джеками.На вход ЛИНЕ. и выход.
И НИ КАКОГО АУДИОФИЛЬСКОГО ТРЁПА И АУДИОДЕБИЛОВ СЛУХАЧЕЙ В ДАННОЙ ТЕМЕ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО, НЕТ НИ КАКОЙ ЭЗОТЕРИКИ И ЧЕГО ТО НЕИЗВЕДАННОГО ЧЕГО НЕЛЬЗЯ БЫ БЫЛО ИЗМЕРИТЬ . Всё поддаётся объяснению с точки зрения физических законов.
Тема разбухла до 600 страниц из них более 100 страниц удалил как флуд не относящийся к усилителю. Уже невозможно что либо найти нужное в теме,тем более слетал сервер и многие картинки исчезли. Поэтому здесь в первом сообщении выложу основное что необходимо при построении усилителя.Уже разбухла тема до 1500 страниц на 1 января 2018 года .
1) Шасси желательно железное. Детали ,лампы ,трасы желательно располагать так как схема нарисована. Вход впереди возле регулятора громкости,регулятор возле первой лампы,дальше выходные лампы,потом БП и ТВЗ и выходные клеммы. Это избавит вас от головной боли после запуска усилителя. Усилитель не возбудится и не будет фона.
Если есть возможность,БП с силовым трансформатором размещайте вверху а ТВЗ внизу в подвале. Шасси железное будет экраном между ними и не будет наводок магнитного поля с ТС на ТВЗ и в динамиках будет тишина в паузе а не фон 50 Гц. С которым замучаетесь бороться.
2) Основные схемы. Их не так много и они придуманы в начале прошлого века ,в расцвет ламповой техники и ничего нового изобрести нельзя и не нужно._По этим основным схемам выпускались десятилетия все усилители фирмами всего мира.
3) Одно тактный усилитель на выходе одна лампа. Усилитель без ОООС поэтому имеет повышенный КНИ и ИМД и имеет повышенное выходное сопротивление,что не есть хорошо.
_____________
Вводим ОООС с выходной обмотки ТВЗ в катод первой лампы. При этом все каскады усилителя охвачены ООС и ТВЗ в том числе,что способствует уменьшению КНИ и ИМД до 10 раз и улучшает АЧХ
Миф о хорошем звучании усилителя лампового однотактного на ТРИОДЕ на выходе и без ОООС кочует по сайтам уж 15 лет. Это заблуждение!! Триод охвачен внутренней ООС и поэтому прощает ошибки в выборе рабочих точек. Позволяет собрать усилитель и сапожнику и пирожнику без настройки. Но полностью проигрывает усилителю на пентоде или на лучевом тетроде,если эти усилители настроены по приборам. А откуда у сапожника и пирожника приборы и откуда он может знать как настраивать усилитель,вот и клепают они эти усилители на триодах,ДОХЛИКИ как я их называю,потому что триодный усилитель имеет в два — три раза меньшую мощность при применении одной и той же лампы на выходе (например КТ88 или 6П3С включенной триодом или лучевым тетродом) Смотрим таблицу какова МАКСИМАЛЬНАЯ выходная мощность однотакта на 6П3С в ТЕТРОДНОМ включении лампы = 6,5 ватта , а в ТРИОДНОМ включении лампы всего = 1,4 ватта.
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Теперь двух тактная схема. Это основная схема высоко качественных усилителей. Уделом одно тактных усилителей было применение их в приёмниках и телевизорах до 2го класса из за низкого качества воспроизведения звука одно тактными усилителями. Все усилители выпускаемые в мире фирмами,делались только двух тактными и только на пентодах и лучевых тетродах на выходе. Ставить можно любые лампы,схема неизменна .Хоть для 6П14П маленькой,хоть для ГУ50 или КТ88.
И любой усилитель требует настройки после того как вы его изготовите. Настраиваем по Спектроанализатору подбирая рабочие токи ламп по наименьшему КНИ и ИМД , именно этих ламп,стоящих в этом усилителе,нумеруем их,что б вынув не попутать,когда опять ставить будете. ЧЕМ БОЛЬШЕ ТОК ВЫХОДНЫХ ЛАМП — ТЕМ МЕНЬШЕ ИСКАЖЕНИЯ,ВЫСТАВЛЯЕМ ВСЕГДА МАКСИМАЛЬНЫЙ ТОК ВЫХОДНЫХ ЛАМП, ДО НАЧАЛА ПОКРАСНЕНИЯ АНОДОВ В ТЕМНОТЕ И НАЗАД ОТКАТЫВАЕМСЯ ПО ТОКУ НА 10-15%.При замене лампы опять настройка. Ведь для себя делаете. Ни один фирменный конвейерный усилитель не настроен,особенно если он на печатной плате смонтирован. Ни кто не будет ковырять печатную плату и подбирать номинал резистора,настраивая на наилучшее звучание и параметры. Примерно посчитали какие надо ставить резисторы и гонят усилители! Для себя любимого настраивайте усилители,порою день два можете затратить на настройку,но за то зазвучит на полную катушку усилитель ваш. Для этого есть у нас тема ИЗМЕРЕНИЯ.Измеряя параметры можем сравнивать и добиваться наименьших искажений. Вот смотрите поменяли всего лишь напряжение на экранных сетках выходных ламп с 300 вольт до 165 вольт и видим как изменились КНИ и ИМД.Изменением напряжения на экранных сетках мы изменили внутреннее сопротивление лампы выходной и вывели её работу в точку наименьших КНИ и наибольшей мощности для данного применённого ТВЗ с этим коэф. трансформации и этой нагрузкой 4 ом.
Это видно на графике ТЕТРОДА лампы любой,где кривая КНИ есть и кривая максимальной мощности.Изменяя отношение напряжения зкранной сетки к анодному напряжению,мы можем в 3-5 раз изменять внутреннее сопротивление ламп Тетродов и пентодов,тем самым точно согласуя лампы с нагрузкой и тем самым уменьшим КНИ и ИМД усилителя.
УСИЛИТЕЛИ ДВУХТАКТНЫЕ
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Это скачайте, Основное из темы собрано.
http://rghost.ru/54505126
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
КВОД-2 ИКОНА Аудиофилов описание http://www.keith-snook.info/quad-ii-val . ifier.html
Это полные рабочие схемы двухтактного усилителя. Ставим на выходе любые лампы. Строчные мощные 6П36С,6П45С,6П41С,6П44С , Г807 получаем усилитель 35-55 ватт , всё зависит от величины анодного напряжения. Или ставим 6П1П,6П14П,6П6С,6П3С, получаем усилитель 10-14 ватт. Усилители в классе А работают. ТВЗ данные в теме ТРАНСФОРМАТОРЫ 1я страница.Для двухтакта моноблока на 6П41С применяется ТС90 ТОР зд. ТОРЭЛ .
ОТРАБОТАННАЯ СХЕМА МОНОБЛОКА , ВВЕДЕНИЕМ ПОС МЫ МОЖЕМ ДО нуля Ом ПОНИЗИТЬ ВЫХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ УНЧ.
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
МОНОБЛОК НА ГУ50 Первая лампа 6Н9С или 6Н8С,резистор анодный разного номинала,усиление разное. ДАННЫЕ на схеме все.
Для двухтакта МОНОБЛОКА на ГУ50 по одной лампе в плече, для каждого моноблока ТС нужен 150-180 ватт железо мощностью , моточные данные 220вольт вторичка анодная на ток 0,4а / Смещение 40 вольт 0,03А/ 6,5 вольт 1А / 12,7в 2,5А /.
ТС для моноблока 4ХГУ50 железо 250ватт анодная обмотка / 220 в. 0,8а / 40 в. 0,03а / 12,8в 3а / 6,5в. 1а/ .
ТВЗ 200ватт если по две ГУ50 в каждом плече и анодное напряжение 800 вольт то мотаем /88 вит 0,8 / 1300 + 1300 вит 0,31-0,35мм / 44 и 44 вит. 0,8мм/ выходная мощность будет 80-100 ватт.
Если 600 вольт анодное ,то ТВЗ 200 120 вит 0,8 / 1300+1300 вит 0,31-0,35мм / 65 и 65 вит 0,8мм /
Если по одной ГУ50 в плече то мощность 50 ватт и данные в схеме даны ТВЗ. Это для работы в классе АВ-В для музыкантов.
При удвоении ламп в выходном каскаде,для согласования с нагрузкой в том же ТВЗ что и для двух ламп,мы должны в 1,41 раз увеличить количество витков во вторичке этого ТВЗ. Но это теоретически. Практически немного не так.Приходиться снова подбирать согласование изменяя витки вторички ТВЗ. При изменении анодного и экранного напряжения,тоже приходиться вновь подбирать количество витков вторички ТВЗ,но это для качественного УНЧ работающего в классе А. Для музыкантов и эстрадных УНЧ это не столь важно.
Для качественного воспроизведения усилитель в классе А должен работать и анодное не выше 400 вольт при токе лампы одной 80-90ма,выходная мощность 40 ватт. В классе А в ламповом усилителе выходная мощность всегда меньше чем мощность в классе АВ и всегда гораздо меньше мощности потребляемой выходным каскадом по анодному питанию от блока питания, но и качество звука выше.
ЭТО СХЕМА 100-120 ватт моноблока на ГУ50х4шт на выходе для музыкантов.
Это схема Эстрадного УНЧ для музыкантов Работает в классе АВ ,применён не симметричный ФИ ,первый триод работает с общим катодом,а второй триод с общей сеткой,поэтому ФИ имеет разное выходное напряжение по анодам лампы 6Н6П.
———————————————————————————————————————————————————————
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Усилитель настраиваем при мощности 25% от максимальной на наименьшие КНИ и ИМД. Максимальная мощность усилителя измеряется при 10% КНИ или начале ограничения вершинок синусоиды на экране осциллографа , измеряем среднеквадратичное напряжение на эквиваленте нагрузки, возводим в квадрат и делим на R эквивалента вашего. P=U²/R например Umax=10v. R=4om. Pmax= 10²/4= 25 ватт.
ВЫХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ УНЧ ИЗМЕРЯЕМ ВЫСТАВИВ НА ЭКВИВАЛЕНТЕ 2 вольта,ПОТОМ ОТКЛЮЧАЕМ ЭКВИВАЛЕНТ И СМОТРИМ НАСКОЛЬКО УВЕЛИЧИЛОСЬ НАПРЯЖЕНИЕ НА ВЫХОДЕ УНЧ , ПО ФОРМУЛЕ ВЫЧИСЛЯЕМ ВЫХОДНОЕ Rвых=[(Uхх/Uнагр)-1]×Rнагр
или по этой формуле Rвых=[(Uхх-Uнагр)/Uнагр]×Rнагр пример: [(3-2)/2]×8= 4ом.
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Драйверы УНЧ лампового лабораторные работы произвёл,сравнение какой лучше,какой меньше вносит искажений в сигнал усиливаемый,какой имеет большее усиление. Катодным резистором всегда выводим каскад в точку работы с наименьшими КНИ всего УНЧ. Не от фонаря берёт номинал резистора,тупо ставя тот что написано в схеме в интернете,книжке,а подбираем и при смене лампы опять подбираем по наименьшим КНИ. Каждая лампа одного и того же названия , требует свой номинал резистора при данном напряжении анодном.
ПРИМЕРНЫЙ МОНТАЖ УСИЛИТЕЛЯ ОДНОТАКТ 6П3С + 6Н9С
Если хотите поднять АЧХ на низких частотах,то включите последовательно с резистором ОООС конденсатор 0,5-1мкф . Если хотите поднять АЧХ на ВЧ частотах,зашунтируйте резистор 110 ом в катоде первого каскада,куда подходит резистор ОООС , конденсатором 0,3-0,8мкф.
В ВЫШЕ ПРИВЕДЁННОЙ СХЕМЕ ВСЕ ПОДСТРОЕЧНИКИ ПЕРВОГО КАСКАДА,ЗАМЕНИТЬ НА ПОСТОЯННЫЕ РЕЗИСТОРЫ ПОСЛЕ НАСТРОЙКИ. НИЖЕ ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ МОНТАЖА УСИЛИТЕЛЯ ДВУХТАКТА на ЛАМПАХ 6П3С,6П6С,6V6,КТ88,EL34.
Источник