- Деревянные дорожки своими руками
- Дерево — древнейший материал для строительства дорог
- Материалы для садовых дорожек
- Требования к деревоматериалам
- Варианты дорожек
- На опорах
- На лагах
- На грунте
- Насыпная тропинка
- Как сделать деревянные дорожки своими руками: вариант с опорами
- Разметка
- Установка опор
- Укладка лаг
- Устройство настила
- Заключение
- Мастер в доме
- Поиск по сайту
- Садовая дорожка в рулоне
Деревянные дорожки своими руками
Доступный способ создать вокруг себя уют и красоту — сделать деревянные дорожки на даче своими руками. Понадобится не так много — недорогие пиломатериалы, желание и несколько часов времени. Натуральный материал — это прекрасная альтернатива тяжелому бетону и тротуарной плитке, поэтому вашему саду будут обеспечены природная аура и аутентичность.
Дерево — древнейший материал для строительства дорог
Вплоть до 18-го века улицы крупных городов мостили досками, укладывая их по направлению движения и закрепляя на бревнах. По деревянным дорогам не только ходили люди, но и ездили груженые конные повозки. После того, как доски покрывались толстым слоем грязи, сверху добавлялся новый настил.
До сих пор фрагменты старинных мостовых находят при раскопках, и что самое интересное, они в достаточно хорошем состоянии. Это объясняется отсутствием доступа кислорода, при котором гниение дерева происходит особенно интенсивно. В земле древесина законсервировалась, поэтому спустя столько лет она все еще относительно крепкая.
Сегодня деревом дороги никто не застилает, а вот деревянные садовые дорожки на даче довольно распространены. Древесина доступна, легко пилится и сверлится, долго служит при условии качественной обработки от гниения.
Материалы для садовых дорожек
Есть породы деревьев, которые сами по себе устойчивы к гниению. Это кедр, лиственница, дуб, ясень, сосна обыкновенная. Они содержат большое количество смолистых веществ — естественных консервантов.
Менее стойкие пихта, бук, ель. Вяз и клен относятся к малостойким породам, а береза, осина, ольха и липа в естественном состоянии сгнивают очень быстро.
Увеличить срок жизни древесины даже при низкой стойкости к гниению помогает антисептирование и окрашивание водостойкими составами. Они уничтожают вредную микрофлору и создают водонепроницаемую пленку, соответственно, устраняют главные факторы порчи.
Для устройства садовых дорожек используются:
- брусья;
- доски;
- поперечные спилы стволов;
- бревна;
- горбыль;
- древесно-полимерный композит (ДПК).
Если дорожка временная, подойдет любое дерево. Для постоянных покрытий лучше использовать хорошо просушенный пиломатериал, желательно без обзола и остатков коры. Под ней прекрасно живут и размножаются вредные насекомые и микроорганизмы, а дерево за несколько месяцев может превратиться в труху.
Требования к деревоматериалам
Обязательное условие — изначально на поверхности не должно быть следов гниения, поскольку уже зараженную древесину вылечить никакими пропитками не удастся. Исключение составляет синева — грибное поражение синеватого цвета. Оно не разрушает структуру дерева, а избавиться от него можно специальными отбеливателями. Средство наносится на пятно на 25-55 минут в несколько слоев. После обработки синева обесцвечивается и исчезает.
Гораздо опаснее пятна черного, зеленого или красного цвета. Их нужно удалять как можно глубже, а затем использовать отбеливатели и пропитки.
Фотостарение — еще один опасный фактор для древесины. Солнечные лучи разрушают лигнин, который склеивает волокна, появляются трещины, а само дерево становится серым. Чтобы избежать этого, рекомендуется использовать пропитки для наружных работ с УФ-фильтром. Они защищают древесину от вредного излучения, сохраняют ее цвет и структуру.
Варианты дорожек
Деревянные покрытия выбирают те, кто ценит все натуральное и природное. На даче кругом трава и зелень, хочется ходить босиком. Но просто положить доски на землю — это очень спорный выход. Чтобы дорожка дольше служила, она должна быть защищена от сырости. Особенно это важно, если на участке высокий УГВ или вода кое-где застаивается.
На опорах
Этот вариант наиболее трудоемкий, но он подходит в том числе для низменных или болотистых мест. Доски приподняты, не соприкасаются с землей и хорошо проветриваются.
В качестве опор можно использовать:
- Винтовые сваи — устанавливаются в грунт с помощью ручного или механизированного бура. Сверху крепятся оголовки, на них укладываются лаги из бруса. На готовое основание можно настилать доски или ДПК.
- Бетонные или кирпичные столбики — вкапываются в землю, где предварительно грунт был заменен песком. На опоры укладываются куски гидроизоляции, чтобы древесина не отсыревала, затем лаги и доски.
- Бревна — погружаются вертикально в землю, но без замены грунта. Основание нужно обработать битумом на всю высоту заглубления, а пустоты залить жидкой глиной. Верх бревен выравнивается, крепятся балки и доски.
- Старые деревянные шпалы — укладываются поперек дорожки и выравниваются. Гидроизоляция абсолютно не требуется. За годы эксплуатации на железной дороге древесина настолько пропитались креозотом и маслом, что стала не хуже бетона.
Опоры должны быть достаточно мощными, чтобы выдерживать нагрузки от веса покрытия и пешеходов. Доски крепятся с зазором, который обеспечивает отведение осадков. Крепеж используется коррозионностойкий — оцинкованный или нержавеющий.
На лагах
Опорами в этом случае служат сами лаги — брусья или доски, уложенные на ребро. Они устанавливаются вдоль тропинки, а сверху крепится настил.
Лаги нужно обработать битумом или обернуть нижнюю часть рубероидом. Недостаток способа — подходит только для ровных участков. При перепадах высот придется делать прочное ступенчатое основание из грунта, что гораздо сложнее, чем установить и выровнять отдельные опоры.
На грунте
Если участок сухой и возвышенный, а почвы легкие и проницаемые, можно обойтись и без опор. Но это не значит, что в земле доски не будут гнить. Основание требуется подготовить:
- срезать слой почвы на глубину 30 см;
- постелить геотекстиль;
- насыпать сухой чистый песок, утрамбовать.
На эту ровную площадку можно уложить доски или спилы деревьев. Промежутки заполнить галькой, песком, керамзитом. Если дождь или талая вода будут заливать дорожку, они просочатся в грунт, а дерево постепенно высохнет.
При таком способе устройства покрытия древесину нужно обрабатывать от гниения очень тщательно. Даже лиственница и другие устойчивые к гнили породы при постоянном соприкосновении с землей быстро разрушаются. Пиломатериалы желательно пропитать в несколько слоев и хорошо просушить.
Насыпная тропинка
Многие дачники используют отходы переработки древесины в качестве мульчи. Опилки, измельченная кора или ветки, насыпанные слоем 10 см, отлично защищают от сорняков и сохраняют влагу.
Но эти же материалы можно использовать и для отсыпки садовой дорожки. По краям желательно сделать бордюры, чтобы опилки не разлетались, а по мере оседания подсыпать свежие.
Недостаток насыпной тропинки — мелкие частицы прилипают к обуви. Нужно быть готовым к тому, что вы их будете находить у себя в прихожей. Достоинство — природный материал быстро перегнивает и обогащает почву. Через некоторое время на месте тропинки можно будет разбить плодородную грядку.
Как сделать деревянные дорожки своими руками: вариант с опорами
Подготовить брусья и доски — отбраковать гнилые, зачистить, пропитать антисептиками. Если используются пиломатериалы б/у, предварительно удалить крепеж, снять старую краску, срезать шпунт (если есть).
Разметка
По периметру тропинки вбить в землю колышки, натянуть шнур или прочную нитку. На изгибах дорожки доски для настила придется укладывать по кривой линии, для чего нужно либо распиливать их на клинья, либо ставить с зазорами, которые могут получиться очень большими. Поэтому лучше заранее рассчитать траекторию и выбрать оптимальный вариант.
Установка опор
Для столбиков выкопать ямки глубиной 30 см. Грунт можно переместить на грядки, так как в верхнем слое почвы содержится больше всего полезных для растений веществ.
Насыпать в ямки песок, утрамбовать. Можно залить водой, чтобы песок стал максимально плотным.
Установить сверху бетонные блоки или сделать столбики из глиняного кирпича в 3-5 рядов. Силикатный кирпич использовать не рекомендуется — он боится влаги и быстро разрушается.
Желательно, чтобы опоры располагались парами — справа и слева. Блоки в каждой паре должны стоять в одном уровне. Если нужно сделать уклон, он устраивается по ходу движения между соседними парами.
Еще один вариант — опоры из монолитного бетона:
- Вкопать обрезки асбоцементных труб.
- Уложить внутрь куски арматуры.
- Залить в отверстие бетон, проштыковать, чтобы вышел воздух.
После затвердения бетона (2-3 дня), можно приступать к дальнейшему монтажу.
Для покрытия дорожек часто используются недорогая дюймовка (доска толщиной 25 мм), поэтому возможны прогибы и деформации. Если между опорами более 1 м, рекомендуется для жесткости установить промежуточный ряд столбов посередине.
Укладка лаг
Оптимальное сечение бруса для лаг — 50х100-100х100 мм. Можно взять две доски, установить их на ребро и срастить между собой гвоздями.
На бетонную или кирпичную опору положить гидроизоляцию из гидроизола, рубероида или толя, а сверху лаги. Они крепятся 3 способами:
- С помощью анкера, который вкручивается в опору через брус.
- На заранее забетонированные шпильки. Крепеж устанавливается в еще сырой раствор и там затвердевает. Брус насаживается на шпильку через просверленное отверстие и фиксируется гайкой с шайбой. Чтобы верх крепления не выступал на поверхность, он утапливается в расширении. Остаток шпильки обрезается.
- Уголками с перфорацией. Одна часть крепится к балке, другая к опоре.
Лаги также соединяются между собой. Используются накладки или скобы. Каркас должен получиться жестким, чтобы «не играл» при ходьбе по дорожке.
Устройство настила
Доски укладываются сверху на лаги и прибиваются гвоздями или прикручиваются саморезами. Чтобы промежутки были одинаковыми, между элементами вставляются прокладки — кусочки фанеры, пластика и т.д. Минимальный зазор — 4 мм. Он нужен как для отвода воды, так и компенсации деформаций дерева при колебаниях температуры и влажности.
Доски склонны к кручению, поэтому для прочной фиксации они крепятся к лагам 4-6 метизами (по 2-3 точки на каждую опору, в том числе промежуточную). Чтобы избежать растрескивания, от кромки нужно отступать не менее 3 диаметров крепежа.
После укладки всех досок отпилить выступающие края. Торцы и места креплений еще раз обработать пропиткой.
Террасная доска и ДПК крепятся на кляймеры — металлические скобы, где один конец фиксируется к лаге, а другой вводится в паз доски. Таким образом крепеж остается абсолютно незаметным.
Заключение
Благоустройство дачного участка — интересное и благодарное занятие, которое разнообразит труд на земле и предоставляет простор для творчества. С нашей инструкцией вы освоите технологию устройства деревянной дорожки пошагово и сможете реализовать свою фантазию, не затратив много времени и денег.
Источник
Мастер в доме
Поиск по сайту
Садовая дорожка в рулоне
Если на даче или в загородном доме остались после ремонта использованные грузовые поддоны, то вы можете найти им достойное, а главное полезное применение. На не оборудованном участке, после дождей, бывает сложно добраться до дома или машины не попав в грязь. Из поддонов, или любых других старых но ещё целых досок, мы сможем сделать себе раскладной тротуар.
Собственно деревянные тротуары делали с незапамятных времён. Главное отличие такого варианта, то что его можно раскатывать по необходимости и убирать в хорошую погоду.
Принцип сборки дорожки прост, на гибкую основу крепятся отрезки досок. Ширину тропинки и длину рулона вы сможете выбрать сами, только делать длинную дорожку цельной, кажется не слишком удобным. Если есть необходимость, то лучше собрать несколько таких изделий.
Крепить доски можно на два гибких тросика или на капроновые фалы. На фото сборка проведена с помощью двух пожарных рукавов, так же не новых, а уже забракованных по возрасту. Доски от разобранных грузовых палет, или по нашему поддонов. Ещё из этого материала можно сделать диван из поддонов.
Такую тропу можно использовать в течение всего дачного сезона, чтобы оборудовать проходы между грядками. Ведь дожди летом, во многих регионах, идут довольно часто.
Поддоны были не строительные, а более серьезные, дубовые. Их разобрали полностью, выдернули все гвозди и отторцевали по одному размеру.
Порода дерева не так важна, хотя конечно дуб или сибирская лиственница будут служить намного дольше. Они медленнее гниют во влажной среде.
На ровной площадке, или рабочем верстаке, раскладываем детали, с зазорами 20-30 мм. . Чтобы интервалы были одинаковыми, лучше не мерить их рулеткой, а взять рейку нужной ширины и вставлять при сборке между досками.
Не забывайте, чем ровнее интервалы, тем точнее будет скатываться
тропинка в рулон.
Раскатываем два отрезка пожарного шланга, отступив от краев дорожки 70-100 мм. . Прибить рукава можно и гвоздями, но надежнее закрепить их саморезами с пресс шайбой. В дуб даже саморезы идут тяжело, поэтому пришлось заранее рассверлить под них отверстия.
Такой деревянный тротуар легко скатывается в рулон и может храниться зимой в подсобном помещении. Кроме того, облегченный вариант настила вы сможете взять с собой в машину, чтобы использовать при необходимости. Я думаю это будет выглядеть круто, расстелить дорожку перед дамой, чтобы она смогла пройти не замочив ног!
Источник