Как сделать флейту (свирель) своими руками
Для изготовления нам понадобятся:
• Деревянная трубочка (тростниковая, бамбуковая, камышовая и др.)
• Кусочек дерева или пробка
• Сверла на 2; 4,2 и 6 мм и что-то, чем можно сверлить (шуроповерт, дрель, гравер)
• Надфиль
• Полотно для ножовки по металлу
Первым делом необходимо выбрать тело свирели. Подойдет любая полая трубка, будь то тростник, камыш или сантехническая ПВХ труба. Я нашел у себя отличную бамбуковую трубку.
Она не совсем круглая, внутренние диаметры 23 и 25 мм. Я отпилил 400 мм, такой длины будет флейта. Хотя нужно было отпилить 300 мм, я как обычно все перепутал.
С одного конца делаем вплотную два отверстия, границы которых должны располагаться на расстоянии 40 мм от края. Сначала я наметил отверстия сверлом на 2 мм, а потом рассверлил сверлом на 4,2 мм. Далее надфилем делаем отверстие прямоугольным, с длиной 5 мм и шириной 7 мм. И стачиваем одну сторону окошка под углом 30-45 градусов, все тем же надфилем. Это отверстие свистка. От остроты и гладкости скоса будет зависеть качество звука.
Далее делаем шесть игровых отверстий-клапанов (разметка была ранее). Первое отверстие будет в 60 мм от нижнего конца флейты, остальные с шагом 20 мм. Опять делаем отверстия сверлом 2 мм и рассверливаем сверлом на 6 мм. В обще, такие сверла подошли именно мне. Принцип настройки такой: чем больше отверстие, тем выше звук, поэтому рассверливать можно начинать с 4 мм. Главное не переборщить, ведь уменьшить отверстие уже не получится. Рассверливать нужно начинать с нижнего отверстия. При помощи тюнера настроим свирель в натуральном мажоре. Просверливаем нижнее и дуем, настраиваем по тюнеру, потом сверлим второе. Второе отверстие отстраивается при открытом первом и так далее. Должен получиться следующий ряд нот: ля диез, ля, соль, фа, ре диез, ре, до.
Все отверстия зашлифовываем наждачной бумагой, но очень мелкой, чтобы не повредить природную окраску бамбука. [/center]
Теперь, с того конца, где сделали отверстие под свисток, необходимо сделать скос. С края вниз отступаем 4-5 мм, и влево 40 мм. Скос делаем полотном для ножовки по металлу.
Втулку я сделал слишком маленькой. Она должна туго входить во флейту и надежно там сидеть. Пришлось проклеить термоклеем все пробелы. Саму втулку я промазал клеем ПВА, прежде чем вставлять во флейту.
На этом изготовление свирели заканчивается. Уже можно получить первые звуки. Опять же, это идеальный вариант для обучения. Так как хорошая свирель стоит не мало, не путать с блокфлейтой. А у нашей самодельной флейты приемлемое звучание, а процесс изготовления занял полчаса. Инструмент можно украсить на свой вкус, но у меня бамбук и так смотрится хорошо.
Источник
Мастерим дудочку своими руками
Когда-то давно чуть ли не каждый мальчишка умел мастерить простейшие музыкальные инструменты своими руками: ударные из аптечных склянок, голосовые — из обычного гребешка для волос и духовые из повсеместно растущих растений. Вспомним, как можно сделать различные дудочки своими руками?
Какие только музыкальные инструменты не мастерили люди своими руками: петрофоны (ударный инструмент из камней), свирели из аптечных пузырьков, ударные из чайных стаканов и бумажных трубок, барабаны из обтянутых кожей горшков, ну и конечно же, всевозможные дудочки и свирели.
Искусство изготовления этих инструментов постепенно забывается, поэтому оставим здесь несколько рецептов для памяти:
Обыкновенная дудочка
Просто построенная дудочка с легкостью может быть использована как в сольном варианте, так и в целом оркестре самодельных инструментов. Для изготовления такой дудочки нужно найти прямую. ровную палочку длиной в 20—30 см и диаметром в 2-3 см. Лучше всего подходит палочка из бузины, так как в ней мягкая сердцевина, которую нетрудно удалить толстой проволокой.
Если же попалась палочка, в которой мягкая сердцевина занимает лишь небольшое пространство, а большую часть занимает твердая древесина, отверстие трубки расширяют тонким металлическим стержнем, раскаленным на огне.
На одном из концов трубки, отступая примерно на 2-3 см от края, прорезают большое овальное отверстие, какое бывает обычно у свистков. Из дерева вырезают небольшой цилиндрик длиной в 2-3 см (толщину этой заготовки нужно рассчитать так, чтобы он туго входил в трубку, а длину его нужно взять такой, чтобы нижний край его приходился как раз над отверстием).
Источник
Окарина. Создание и настройка: как сделать флейту своими руками
Окарина — духовой музыкальный инструмент, род флейты с закрытым объемом, свистковым устройством и несколькими отверстиями для изменения тона. Простейшие свистковые флейты изготавливали из крупных семян, орехов, раковин моллюсков, костей и даже овощей, например, тыквы. Древнейшая разновидность окарины — китайский керамический инструмент сюнь, самые ранние известные сюни относятся к IV тысячелетию до нашей эры.
Игровых отверстий обычно бывает от четырех до десяти. Они могут располагаться в свободном порядке, главное, чтобы удобно было играть. У окарин существует два вида аппликатур:
Последовательная – гамма играется путем последовательного открывания отверстий, каждое из которых имеет свой тон.
Перекрестная или английская, когда ноты извлекаются различным сочетанием закрытых и открытых отверстий.
В классической английской окарине четыре игровых отверстия, и она воспроизводит ряд звуков в пределах октавы.
Именно такой инструмент мы с вами сейчас и попытаемся сделать, а материалом нам послужит небольшое яблоневое полено.
Найдены возможные дубликаты
Рукодельники
31K постов 47.2K подписчика
Правила сообщества
В сообществе запрещена торговля, обсуждение цен, ссылки на страницы с продажами, контакты автора в комментариях. Обязательна информация о материалах и инструментах в текстовом виде.
1. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно.
2. В публикациях используйте четкие и красивые фотографии.
3. Автор поста с тегом [моё] может оставить ссылку на свой профиль, группу или канал на других источниках, при условии, что ссылки (активные и не активные) не ведут на прямые продажи. Допускается не больше четырёх ссылок и только в конце поста (п. 8.5 основных правил).
-ссылки рекламного характера/спам;
-ссылки, ведущие на магазины с указанием стоимости товара/услуги;
-ссылки, ведущие на призывы, покупки, продажи, подписки, репосты, голосование и тому подобное.
(нарушение основных правил сайта, п.8.1 и п. 8.2).
При переходе по ссылке запрещено наличие активных (кликабельных) ссылок, ведущих на вышеперечисленное в п.3, содержание таких ключевых слов как «товар», «услуга», «купить», «продам», «в наличии», «под заказ» и т.п.
3.1 Размещение контактов автора (самим автором или другими пользователями) в комментариях запрещено и подлежит удалению (п. 9.1 и 9.3 основных правил).
4. Обязательным для авторов является наличие технических характеристик изделия в публикациях (материалы, техники, авторские приемы, размеры, времязатраты и прочее) в текстовом виде.
Также помечайте свою работу тегом «Рукоделие с процессом» или «Рукоделие без процесса».
5. Пост-видео, пост-фото без текстового описания переносится в общую ленту. Даже если в видео показан подробный процесс изготовления, делайте краткое описание для тех, у кого нет возможности/желания смотреть видео.
Администрация оставляет за собой право решать, насколько описание соответствует п. 5.
6. Посты с нарушениями без предупреждения переносятся в общую ленту.
За неоднократные нарушения автор получает бан.
Автор может размещать новую публикацию в сообществе, не допуская полученных ранее замечаний.
Звук у деревянной получился реально ближе к обычной флейте. Керамические по другому звучат.
Или вообще из огромной ягоды.
Двухголосовая окарина
Когда я только начинал делать окарины, то довольно сразу обнаружил что есть и двухкамерные. И это было что-то. Слушая звучание такой окарины. это просто так не передать словами. Нужно это слышать. Пока что изделие сырое. Впереди будет ждать сушка и обжиг.
Обжиг окарин
Всех приветствую!
Немного расскажу о технологическом процессе. А именно об обжиге.
После того, как изделие прошло сушку. Оно зачищается, замывается и подготавливается к термической обработке.
Температура устанавливается от предназначения керамической массы. В моем случае это каменная керамическая масса. Ее максимум 1100 C⁰. Выдерживаю на протяжении 1,5-2 часа. Изделие сушится при 200 C⁰. И дальше прибавляю по 200 C⁰ до 1000.
И если нет хлопков. то ура! Изделие выжило.
Увы. И такое бывает. ☝️
Как сделать простую свирель
Давненько я тут не появлялся. Многие спрашивали про процесс изготовления флейт. Вот как раз сегодня я о нем немного расскажу. Сразу оговорюсь — тонкостей настройки здесь не будет. Я покажу как сделать самый простой вариант. Настройки флейты в обеих октавах довольно кропотливый процесс. Описывать его в небольшом DIY гайде нет смысла.
Итак, начнем. Сначала нам потребуется заготовка. В данном случае мне заказали флейту из бука. Скажу честно — бук я не очень люблю. Больше подходит клен, почти все виды фруктовых деревьев, граб, и конечно король деревянных духовых — самшит (но больно уж он дорогой для самоделки)))
Пилим заготовку длиной 300 мм и 30х30 мм в поперечном сечении. Для флейты в тональности Ре второй октавы — это оптимально на мой взгляд.
Для сверления я использую переточенные под другой угол сверла по металлу.
Такие сверла (сверла Левиса):
не люблю, потому что слишком они агрессивно вгрызаются в дерево, сложно контролировать процесс сверления.
Для того, что просверлить более-менее ровно лучше использовать направляющий бросок длиной 10 см, который просверливаете на сверлильном станке. Если такового нет, то просто на глаз стараемся держать сверло ровно. Я перепробовал много разных способов — чаще всего ровное отверстие — это результат везения. На большой длине сверло уводит.
В данном случае мне хватило запаса по толщине. Вы не поверите, но отклонение сверла от центральной оси в самом начале составило всего 34 минуты (кто не понял, это чуть больше половины градуса). Уловить такую разницу на глаз почти невозможно, поэтому берите заготовку потолще.
Для токарной обработки потребуется выточить сначала заглушки. Иногда их советуют делать коническими. Тут кроется большущий косяк. Конические заглушки приведут к растрескиванию заготовок. Поэтому делаем цилиндрические. Диаметр должен быть равен внутреннему диаметру канала. Если получилось чуть меньше — не страшно, вас выручить немного малярного скотча))))Волшебная вещь, почти как синяя изолента)))
Получилась деревянная трубка.
Следом идет самый сложный этап — превращение этой трубки в флейту.
Первым делом необходимо вырезать свисток. Сначала прорезаем окно лабиума. В данном случае оно должны быть 4х8 или 4х9. Сильно длинным делать его не стоит (2 октава инструмента будет с большой погрешностью, если вообще получится).Однако и меньше не стоит (первую октаву, особенно самые низкие ноты будет очень сложно взять).
Я рекомендую сначала прорезать не на всю длину (т.е. не на 4 мм, а на 2-3), когда будете формировать острие лабиума, окно увеличится само собой. После прорезания окна, вырезаем стамеской канал , в который будем дуть. И только после этого канала делаем острие лабиума.
Для пыжа я беру лиственницу. За несколько лет использования она показала себя очень хорошо — она не деформируется под длительным воздействием дыхания, что нам и требуется. Часто еще берут кедр, но я его не использовал, поэтому не знаю, как он себя ведет.
Для пыжа берем заготовку 13х13 мм и отрезаем от нее кусок длиной 20 мм. После этого придаем ей форму цилиндра. Можно сразу обточить на токарном станке, можно вручную, стамеской. На пыже формируется полочка, которая должна быть с наклоном в сторону губ исполнителя. В районе окна лабиума канал должен быть не более 2 мм, а лучше меньше. При этому острие лабиума должно быть выше пыжа где-то на 0,1-0,2 мм.
После того, как получили базовую ноту, в нашем случае Ре второй октавы (D5), использую наш расчет:
сверлим игровые отверстия. Отверстия сверлятся последовательно, после каждого проверяется по тюннеру, если есть отклонения (проверяются обе октавы), то инструмент настраивается.
Возможны 2 варианта:
1. Если нота звучит ниже, чем надо. В таком случае берем надфиль (если погрешность небольшая) или бормашинку (если погрешность значительная) и делаем игровое отверстие овальным, обрабатывая его со стороны ближе к лабиуму. Делаем это до тех пор, пока не получим приемлемого качества (об это ниже).
2. Если нот звучит выше, чем надо. В таком случае делаем новую флейту:))) А если серьезно, то если погрешность незначительна, то это можно исправить с помощью пчелиного воска, нанеся немного на сторону отверстия ближе закрытому концу флейты (лабиуму). При этом надфилем слегка растачиваем противоположную сторону отверстия. Если же погрешность велика, то исправить это невозможно. Как вариант вырезать из того же дерева пробку, заткнуть отверстие и просверлить новое, немного сместив его к открытому краю.
Теперь о качестве. Для недорогих флейт я считаю приемлемым качество звучания с погрешностью 10-15 центов. Почему именно такое, да потому что эту погрешность можно нивелировать исполнительским мастерством. Главный момент заключается в том, чтобы погрешность была одинаковой для всех нот, тогда инструмент будет звучать гармонично. Большая погрешность недопустима. Инструменты, которые в обеих октавах настраиваются с идеальной или близкой к идеальной точностью стоят обычно существенно дороже, т.к. требуют времени для настройки.
Теперь о финишной обработке
Канал ствола обрабатывается льняной олифой. Я рекомендую новую деревянную флейту периодически обрабатывать льняной олифой (только натуральной) в течение первого месяца. После уже необязательно.
Снаружи я обрабатываю спиртовым раствором смолы (смола может быть любая). А после полирую с восковой полиролью (готовлю сам из пчелиного воска и льняного масла).
Вот что в итоге у нас получилось
И еще один вопрос, который частенько задают — как я дезинфицирую флейты перед отправкой заказчику. Все просто — спирт наше все:)))
В завершении прикладываю обе части видео, где я постарался показать поподробнее. Если остались вопросы — пишите в комментах.
Источник