- Резные деревянные фигуры
- Декоративная анималистика
- Подготовка к созданию фигурок из дерева
- Инструменты для резьбы
- Выбор древесины
- Процесс изготовления резной фигурки
- Черновая обработка и выборка основной формы
- Чистовая отделка
- Ошкуривание и защитная обработка
- Фигурки животных из резного дерева
- Резные кошки из дерева
- Фигурка слона
- Обезьяна
- Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки (М. Д. Ильяев, 2011)
- Выбор материала
- Подбор материала
- С чего начинают?
- Детальная проработка
- Приступаем к резьбе
- Подготовительный этап
- Обработка дерева
- Морилка
- Морилка на практике
- Обрабатываем маслом
- Необходимый инструмент
- Когда не нужна морилка
- Рабочий процесс
- Заключительная обработка фигурки
Резные деревянные фигуры
Объемная скульптурная резьба по дереву считается самым сложным видом резного искусства. Декоративные резные фигурки из дерева своими руками создаются в несколько этапов, во время которых потребуются различные инструменты для резьбы, вдохновение и усидчивость.
Деревянные резные фигуры в экстерьере дома
Декоративная анималистика
Очень часто для создания скульптур резчики выбирают изображения животных. Создание фигурок животных из дерева увлекательное и благодатное занятие. Как прекрасны они в своем многообразии – изящные, мощные, спокойные или стремительные. Вдохновение для работы мастера ищут как в различных фото и рисунках, изображающих зверей, так и в наблюдении за интересующими экземплярами в зоопарках или зоологических музеях.
Наблюдение за поведением кошек, собак или других животных позволит лучше понять их строение и пластику. Они послужат натурой для создания эскиза для резьбы или серии фотоснимков. Не менее привлекательны для воплощения в резьбе образы птиц. Совы, куропатки, глухари и даже домашние куры прекрасно смотрятся в фигурках ручной работы, благодаря возможности эффектно прорисовать красоту оперения.
Пример различных резных фигурок ручной работы
Также стоит обратить внимание на изображения слонов. Массивный облик этого благородного животного можно воплотить в экзотических породах древесины. Конечно, в начале нужно правильно выбрать объект, чтобы не разочароваться в результате работы.
Не стоит сразу браться за сложные резные фигуры, ориентируясь на красивые фотографии летящей совы, диких кошек или прекрасных слонов, выточенных из красного дерева.
Практичность и правильный расчет своих сил – вот важные критерии выбора эскиза для создания резной фигурки своими руками. Рисунок для резьбы должен быть четким, с хорошо просматриваемыми деталями и желательно в профиль. Фотографии, зарисовки и наблюдения также важны – они предоставляют дополнительную информацию о строении животных.
Подготовка к созданию фигурок из дерева
После того как идея сформировалась и накоплено достаточно материала пришло время создания эскиза.
Процесс создания резных фигурок из дерева
Если вместе с фигуркой животного или птицы сложилась целая композиция ее также нужно детально прорисовать. Сложную фигуру желательно разобрать в пространстве со всех сторон. Эскиз переносится на кальку, а затем на деревянную заготовку.
На подготовительном этапе опытные резчики настоятельно рекомендуют не начинать работу сразу на дереве. В начале следует сделать модель, слепив ее из глины или пластилина. Вымеренная, тщательно продуманная лепная модель поможет не совершить ошибок, а работа будет выполнена гораздо быстрее и качественнее.
Инструменты для резьбы
Хотя резать дерево можно любым острым предметом с помощью специализированного инвентаря сделать красивую фигурку своими руками намного проще и приятнее. Для работы потребуются следующие инструменты для резьбы по дереву:
- Резак. Нож с коротким скошенным лезвием.
В зависимости от ширины режущей кромки может иметь самое разное назначение. Например, резак-топорик используется для грубой обработки дерева. Резцы с узкой кромкой до 16 мм прекрасно подходят для труднодоступных мест и вырезания мелких деталей.
- Богородский нож. Подходит практически для всех типов работ от грубой обработки до создания тонкой проработки. Прекрасно подходит для скульптурной резьбы.
- Нож-косяк. Для мастера практически универсальный нож. Лезвие косяка короткое и скошенное. Чаще всего используется для создания резного орнамента на плоской поверхности.
- Стамески загнутые. Используются для выборки фона и имеют разную ширину режущей кромки от 5 до 10 мм.
- Стамески полукруглые, плоские, угловые. Применяются для грубой зарубки, получения вогнутых деталей и углублений на поверхности изделия.
Набор стамесок для резьбы по дереву
Чтобы сделать деревянные фигурки своими руками также понадобятся следующие инструменты:
- дрель;
- ножовка;
- шлифовальная машинка;
- рашпили;
- киянка;
- наждачная бумага разной зернистости.
Выбор древесины
Резьба своими руками может производиться практически из любой древесины – бревна, склеенных досок, чурок, ветвей необычной формы, коряг и прочего. Например, для создания скульптур животных прекрасно подходят комли деревьев с корнями. А из разветвляющихся стволов получаются прекрасные деревянные фигурки кошек. Главное, чтобы материал был хорошо высушен и не имел дефектов в виде трещин, гнили или повреждений насекомыми.
Узор резных шахматных фигур
Умение эффективно использовать материал приходит с опытом, а для обучения подходят следующие мягкие породы древесины:
Деревянные заготовки из этих сортов режутся без лишних усилий и не затупляют инструменты. Есть и другие варианты материала, но сделать резьбу и обработать их будет сложнее:
- Дуб. Очень прочен и декоративен, но плохо поддается обработке из-за высокой плотности древесины.
- Клен. Имеет плотную структуру и устойчивость к сколам. Из клена можно сделать мелкие украшения и детали.
- Сосна. Имеет выраженный красивый рисунок, но склонна к сколам.
- Ель. Хуже сосны поддается резке, однако имеет более однородную структуру.
- Береза. Имеет колкую структуру, но зато хорошо поддается декоративной обработке, прекрасно полируется и принимает окраску.
Процесс изготовления резной фигурки
Для изготовления фигурки ручной резьбы нужно организовать комфортное рабочее место. Высота стола должна быть удобной, а освещение правильным. Чтобы обезопасить процесс работы, заготовку лучше зафиксировать на верстаке.
Черновая обработка и выборка основной формы
Готовый эскиз переноситься на деревянные заготовки. Необязательно переносить все детали рисунка, достаточно основных контуров. Самые большие участки, куда не попадает резьба, обрубаются. Однако не нужно спиливать все, чтобы заготовку было удобнее держать. Остальные части спиливаются после того, как статуэтка будет почти готова.
- Грубая обработка. Ножовкой или топориком заготовка обрабатывается до обобщенной геометрической фигуры, которая вскоре станет статуэткой кошки, совы, обезьяны или другого животного.
- Вывод на четыре грани. Вырезание контуров фигуры по четырем граням: боковой, фронтальной и тыльной. На этом этапе уже заметнее выделяются выступающие части статуэтки. Используются резцы с широким лезвием.
- Гранение на восемь граней. С квадратных контуров заготовки срезаются углы с учетом рельефа фигурки.
Периодически нужно сверяться с эскизом и проводить дополнительные линии простым карандашом, который меньше пачкает древесину и не въедается в ее структуру. Также на этом этапе окончательно формируется положение фигурки и ее динамика. Уже хорошо просматривается замысел художника, хотя округление и детализацию делать пока рано. Для работы лучше использовать более узкие стамески и резцы (нож-косяк и богородский нож).
Чистовая отделка
После формирования основных контуров переходят к округлению граней и оформлению мелких деталей, орнаментов и рельефов. Используются самые различные стамески, копьевидные резцы. Если на заготовке приходится рисовать, сделать это нужно аккуратно, иначе после деревянные поверхности очистить будет сложнее.
Чистовая отделка требует точности, поэтому режущий инструмент должен быть постоянно наточенным.
Лезвия затачиваются специальными брусками или наждачной бумагой максимальной зернистости. После этого инструменты правятся кожаным ремнем с применением хромосодержащих паст.
Резьба с детальной проработкой осуществляется следующим образом:
- На черновую заготовку наносятся линии деталей рисунка.
- Края элементов фигурки прорезают на нужную глубину ножом.
- Осуществляется резьба с постепенным выбиранием древесины стамеской или резцом.
- Сглаживаются грани и углы.
- Тщательно формируются углубления. Вначале они прорезаются, после формируются более аккуратные края.
- Если в фигуре предусмотрены сквозные отверстия – их высверливают дрелью, а после расширяют и оформляют резцами.
- Формируется резьба на гладких поверхностях статуэтки, создается повторяющийся рельеф (насечки, выборка).
Ошкуривание и защитная обработка
Шлифование фигурки производиться не всегда – это зависит от видения художника.
Резные фигурки готовые к шлифовке
Иногда чистовая резьба проводится после ошкуривания изделия. Только следует иметь в виду, что в таком случае инструмент будет затупляться быстрее. Для шлифования потребуется наждачная бумага и шлифовальная машина. Вначале используют бумагу с грубой абразивной поверхностью, постепенно переходя к более мелкой зернистости.
После ошкуривания следует покрыть готовую фигурку специальными составами, которые защитят дерево от внешних факторов и подчеркнут его природную красоту.
При этом главное не испортить изделие некачественными средствами или излишествами. Заключительная отделка деревянной фигурки может быть различной от простого покрытия лаком или морилкой, до придания изделию благородной старины с помощью разнообразных техник.
Фигурки животных из резного дерева
Животных изображают как в движении, так и в сидячей или лежачей позе.
Образ животного или птицы необязательно должен копироваться целиком и полностью. Такое доступно только художникам-профессионалам. Деревянные фигурки животных узнаваемы и в более простых формах.
Резные кошки из дерева
Изображение кошек в резьбе – это символ грации, красоты и независимости. Кошка может миролюбиво сидеть на задних лапах, готовиться к прыжку или лениво потягиваться. Статуэтки деревянных кошек украсят любой интерьер, принесут жизнерадостную и уютную нотку в помещение.
Есть поверье, что кошка с поднятым хвостом символизирует процветание. Кошка с котенком – счастливое материнство. Несколько кошек олицетворяют дружбу и любовь. Часто фигурки кошек имеют вытянутую форму. Такую изящную статуэтку своими руками сможет сделать даже начинающий мастер.
Главное тщательно проработать плавность линий и до блеска отшлифовать поделку. Темная морилка придаст изделию благородства.
Фигурка слона
Резные фигуры слонов – это символ, мудрости, благоразумия и мощи. В странах Азии и Африки слонов почитают как проницательных и благородных животных. Считается, что счастье приносят деревянные статуэтки слонов с поднятым хоботом. Хобот, свернутый в кольцо сулит удачное разрешение любых дел. Статуэтки слонов также считаются символом материального благополучия и достатка.
Для величественных фигурок слонов не жалко потратить ценную древесину: красное дерево, зебрано или венге. Хотя в этом случае без топора, широких стамесок и киянки тоже не обойтись.
Обезьяна
Очень интересным животным для резчика являются обезьяны, благодаря живой часто очень «человеческой» мимике. Обезьяны умные и ловкие животные особо почитаемые в странах востока. Популярные скульптурные композиции, связанные с обезьянами часто создаются в образе трех мудрых обезьян.
Статуэтка резной обезьяны из дерева
Одна из которых закрывает уши, чтоб не слышать зла, вторая накрывает руками глаза, чтобы не видеть зла и третья прижимает палец к губам, чтобы не говорить о зле.
Вырезание птиц своими руками из дерева лучше всего начинать с изготовления фигурки совы со сложенными крыльями. Компактное, немного угловатое тело совы легко воплотить в резьбе, имея под рукой прямоугольный брусок из дерева.
Самым сложным этапом работ будет вырезание торцевой части совы, где будут располагаться глаза и клюв птицы. По бокам расположатся крылья, а на спине совы нужно будет вырезать повторяющийся рельеф, имитирующий рисунок перьев, и красивая ночная птица украсит любой интерьер.
Источник
Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки (М. Д. Ильяев, 2011)
Резная миниатюра представляет собой объемную скульптуру размерами от 1 до 13 см. Делать это лучше при помощи специальных инструментов, хотя также можно использовать обычный нож для объемной резьбы. Конечно, это не очень удобно и достаточно затратно по времени.
Выбор материала
Для резных миниатюр вы можете использовать разные породы дерева, среди которых популярны следующие:
Вам повезло, если в руки к вам попадет лесной орех или лещина обыкновенная. Даже такие породы, как черный палисандр, самшит и эбен не следует сбрасывать со счетов, хотя резьбе они поддаются с трудом.
Именно твердые породы прощают резчику-новичку неточные движения, в то время как поделки из мягкой древесины можно запросто загубить любым небрежным резом.
Подбор материала
В соответствии с замыслом следует подбирать и дерево для работы. От его качества полностью зависит конечный результат, поэтому сразу исключите материалы с рыхлыми структурами и отдавайте предпочтение следующим вариантам:
- липа – один из лучших вариантов для начинающих мастеров, фигурки из дерева данной породы выполнить легче, благодаря мягкой структуре материала, отлично поддается обработке, часто используется для небольшой пластики и орнаментов;
- осина – схожа по основным характеристикам с липой, еще один хороший вариант для изготовления небольших фигурок;
- сосна – может слоиться, но, если расположить ее годичные кольца правильно, изделие будет выглядеть особенно эффектно;
- клен – отличается хорошей плотностью, обработать такую древесину немного сложнее, но из нее особо хорошо получаются миниатюрные фигурки животных, из дерева данной породы часто изготавливают шахматы;
- дуб – особенно хорош, плотная древесина плохо поддается обработке, но качественно отполированная и покрытая лаком смотрится привлекательно, изделия из данного материала отличаются высокой стоимостью.
Все эти породы дерева мягки в обработке, они не затупят инструмент и позволят изготовить изделие любой формы. Главное, что следует учитывать при выборе материала, – это его качество, он должен быть целым, сухим, не поврежденным гнилью и жуками.
С чего начинают?
Итак, материал подготовлен, инструмент наточен, а значит можно начинать резьбу. Первым делом в руки надо взять карандаш, а не нож. На листе бумаги следует набросать один или несколько эскизов фигурки. При этом не переусердствуйте и не проявляйте чрезмерные художественные таланты. Просто сделайте простые контурные наброски.
После выбора понравившегося варианта нужно снова взять в руки карандаш. На этот раз он потребуется для нанесения на заготовку контуров. Учтите, что делать этот при работе нужно будет неоднократно. Чтобы линии были лучше заметны, обведите их фломастером.
Детальная проработка
Когда на руках оказалась готовая форма, снова пригодятся эскиз и карандаш. Теперь на готовую болванку нужно нанести детальный рисунок. Исходя из него, начинается ювелирная работа резчика. Перед началом работы каждый мастер затачивает все инструменты. Заточка производится под внимательным оком мастера. На наждачном круге затачивается полотно с обеих сторон. При заточке лезвие опускается в воду, остужается, затем вынимается, дальше продолжается заточка с капелькой воды на самом кончике лезвия. Нужно внимательно следить за ней, так как когда она испаряется, это говорит о том, что лезвие вновь пора опускать в воду.
После делается доводка лезвия на алмазном круге или корундовом, при этом вал вращается в обратную сторону от инструмента. И, наконец, нужно править острие с помощью войлочного или кожаного круга, смазанного пастой ГОИ. Как можно увидеть на представленных в статье фото, фигурки из дерева своими руками можно обрабатывать как ножом, так и целым набором инструментов. По рисунку вырезается контур основы фигурки, затем детально прорабатывается стамесками и остальными резаками.
Приступаем к резьбе
В зависимости от степени сложности фигуры надо выбрать подходящий инструмент и начать работу. По контуру следует сделать срез. При необходимости снова нанесите контур и сделайте срез. Затем еще и еще, до тех пор, пока заготовка не примет нужную форму.
На следующем этапе надо начать постепенно вырезать мелкие детали. Если вы сомневаетесь в том, что вам удастся сделать это без предварительной разметки, не рискуйте, а снова используйте фломастер или карандаш, а затем продолжайте резать.
После прорезания всех деталей фигурки нужно слегка зачистить изделие наждачкой, а затем покрыть подсолнечным маслом или сварить в нем. Масло полимеризуется, и деревянная поверхность получит надежную защиту от грязи и влаги.
Подготовительный этап
Перед тем как вырезать из дерева фигурку, следует определиться с ее внешним видом. Идеи могут быть разными. Порой образ возникает после прочтения интересной книги, похода на фильм или выставку, а большое количество информации может привести к созданию собственной оригинальной идеи. Учитывается и вариант полного копирования уже созданных мастерами работ.
Идея требует создания эскиза. Его можно воплотить на бумаге в виде незамысловатых набросков. Рекомендуется учитывать размеры и четко намечать детали. Это значительно упростит процесс и позволит сделать его поэтапным. Уже опытные мастера начинают работу с непосредственной обработки дерева, изделие с простыми формами требует минимальной детализации и выполняется гораздо проще.
Обработка дерева
Завершенный вид деревянные фигурки обретут после тщательной обработки. Существуют разные способы, в зависимости от того, какой материал вы используете для покрытия дерева. Это могут быть:
Морилка
Береза, ель, липа, осина, клен и тополь нуждаются в дополнительной тонировке, поэтому лучше покрывать их морилкой. Отметим, что морилок существует очень много, начиная анилиновыми красителями, которые можно найти в продаже, и заканчивая средствами из аптечки – марганцовкой и йодом, разведенными в воде.
Рецептом приготовления морилки в домашних условиях очень много. Их можно запросто найти в руководствах и справочниках для плотников и столяров. Ниже мы рассмотрим примеры наиболее доступных из них.
Водную морилку можно сделать, налив в небольшую емкость (например, стаканчик от йогурта) воды дол половины, а затем добавив в него несколько капель йода. При помощи белой чистой бумаги и кисточки проверьте получившийся цвет. Если тон ненасыщенный, добавьте еще йода и добейтесь подходящего оттенка.
Один слой такой морилки придаст изделию медово-желтый цвет. Три-четыре слоя придадут поверхности оранжевый, охристый цвет. Таким же способом приготавливается коричневая морилка, но вместо йода используют марганцовку.
Для приготовления спиртовой морилки вам потребуется недорогой растворимый кофе. В стакан от йогурта насыпьте столовую ложку напитка и растворите его столовой ложкой кипятка. Долейте стаканчик спиртом до половины и тщательно перемешайте.
Такой морилкой вы можете покрывать объемную резьбу или доски с рельефами. Если вы покроете водной морилкой рельефную доску, у вас могут возникнуть проблемы: дерево иногда выгибается после просушки. Для возвращения материалу формы доску снова нужно смочить водой и перевернуть. Древесина выправится, но не перестарайтесь с водой. Обилие воды выгнет дерево в обратную сторону – учтите это.
Морилка на практике
Чтобы научиться использовать морилку, возьмите доску с рельефом и нанесите на нее первый слой средства. После высыхания морилки вы увидите, что в местах, где изделие было плохо обработано шкуркой или где остался нечистый рез, появились шероховатости. Такое явление называют поднятием ворса. Уберите его шкуркой или срежьте.
Нанесите еще один или несколько слоев морилки. Не смущайтесь – когда состав высохнет, морилка потеряет цвет. когда будете обрабатывать фигурку лаком или подсолнечным маслом, цвет восстановится.
Полностью подсохшее изделие покройте подсолнечным маслом. Оно может выявить ваши недоделки, но не пугайтесь. В местах нетщательной обработки поверхность может побелеть. Дошкурьте и дорежьте.
Подсолнечное масло не защищает изделие от влажности, поэтому покройте фигурку лакоми ли сварите в масле.
Лаки бывают разными:
Важно, чтобы состав был бесцветным. Магазинный лак, как правило, имеет густую консистенцию, похожую на кисель. Его следует разбавлять простым растворителем до водообразного состояния.
Для пентафталевого лака нужно использовать скипидар вместо растворителя, для нитролака ацетон. Существуют также особые растворители. Для определения, какой именно вам требуется, читайте этикетку на бутылке.
Небольшую фигурку вы можете окунуть в лак, а на большое изделие нанесите лак жесткой кисточкой или поролоновым тампоном. Не забывайте, что нитролак нельзя наносить тампоном, так как он просто растворится.
Обрабатываем маслом
В масле варят обычно твердые вязкие породе древесины:
Березовую сувель после варки получает коричневые разводы, отливающие золотом. Слива, сваренная в масле, становится похожа на черное дерево.
Варить фигурку в масле очень просто. Масло ставят на огонь и разогревается в течение пяти минут, а затем в него опускают поделку. Там она должна плавать до готовности. Если фигурок много, варите их отдельно друг от друга, меняя масло. В противном случае, масло может загореться и вызвать проблемы.
Продолжительность варки может быть различной – от 5 до 25 минут. Все зависит от того, чего вы хотите получить в результате. Важно придерживаться одного правила: чем дольше варите дерево, тем оно темнее станет. Лучше не засекайте время, а следите за изменением цвета. Получив нужный результат, вытащите фигурку и начните варить новую.
Сваренные фигурки снова обработайте наждачкой, доведя поверхность до блеска.
Необходимый инструмент
Перед тем как вырезать из дерева фигурку, необходимо подобрать качественный инструмент. Данный материал при желании можно обработать и при помощи обычного перочинного ножа. Но гораздо проще и приятней работать рядом специализированных приспособлений.
- Резак – это основной инструмент для всех работ, отличается скошенным коротким лезвием (36 градусов) и применяется для первоначальной грубой обработки.
- Косяк помогает сформировать нужного вида орнамент, подходит для работ на плоскостях, лезвие обычно скошено на 60 градусов.
- Стамески – здесь вариантов несколько, они могут быть угловыми, полукруглыми и плоскими, позволяют качественно обработать фигурки из дерева, создавая на них углубленный рельеф.
- Клепики – важный инструмент для труднодоступных мест, отличается острым окончанием, позволяющим проработать даже самые мелкие детали.
Помимо основного набора, стоит запастись шлифовальной машинкой, рашпилями, буравчиками, дрелью с рядом насадок и пилой. Все эти инструменты значительно облегчат работу и позволят воплотить в жизнь даже самую замысловатую идею.
Когда не нужна морилка
Существуют случаи, когда необходимости в использовании морилки нет:
- Если фигурка вырезана из ценной или красивой породы древесины. Например, кипарис можно лишь покрыть лаком. В крайнем случае, когда требуется более яркий тон, можете покрыть изделие маслом.
- Не наносите никаких покрытий на эбеновое черное дерево, так как вы испортите материал. Просто обработайте изделие, отполировав сухим хвощом.
Помните, что не нуждающиеся в морении поделки надо сразу обработать маслом, которое усилит цвет древесины и подчеркнет текстуру.
Рабочий процесс
Подготовив все необходимое, можно приступать к такому ответственному занятию, как резьба по дереву. Фигурки начинаем мастерить с изготовления черновой заготовки, при помощи карандаша наметьте основные части будущего изделия, обрежьте излишки, оставив лишь небольшой запас древесины по краям. Опытные мастера не снимают все излишки сразу, с ними удобней держать фигурку в нужном положении.
- В полученной простой фигуре делаем небольшие пропилы, это наметка для последующих работ (туловище, конечности, голова).
- Используя резак, начинаем формировать нужные части заготовок, плавно обрезая углы и с каждым разом снимая стружку все тоньше.
- Дополнительными резцами формируем все мелкие детали, добиваясь полного сходства с эскизом.
- Приступаем к тонкой резьбе, наносим контуры будущих элементов, качественно прорабатываем все углубления. Чем меньше будут фигурки из дерева, тем сложнее будет проработать на них мелкие детали, поэтому для начальных работ стоит подбирать более крупные и простые эскизы.
Уделите особое внимание этапу обработки, именно от него будет зависеть долговечность выполненного изделия. Тщательно отшлифуйте поделку мелкой наждачной бумагой, стараясь не смазать рельефность, нанесите морилку или другое средство для обработки дерева. Сверху фигурка покрывается лаком, защищающим ее от влаги.
Заключительная обработка фигурки
Фигурки из дерева, обработанные стамесками, не считаются законченными. Шероховатости и неровности остаются даже при самой тщательной обработке. Иногда при работе на изделии появляются трещины. Все это нужно зашпаклевать. Шпаклевку можно приготовить самостоятельно из мелких опилок и клея ПВА. Место заделывания нужно промазать олифой, подсушить примерно 6-8 часов, только после этого тщательно замазать трещины и оставить еще на сутки-двое. После этого сначала выровнять заделанные места, а уже затем шкуркой зачистить все изделие. При желании изделие можно обжечь с помощью газовой горелки или паяльной лампы.
В таком случае изделие приобретает теплые натуральные древесные оттенки. Можно использовать морилку или специальные текстурно-лаковые смеси, которые предохраняют древесину от поражения паразитами и агрессивной окружающей среды. Несколько слоев лака, распределенных и высушенных по технологии, предлагаемой его производителем, придадут благородный блеск изделию и позволят сохранить изделие как можно дольше.
Если сразу не получилось сделать задуманную фигурку, стоит снизить планку и начать с более простого. Мастерство постигается постепенно, от простого к сложному. Через некоторое время нужные навыки будут наработаны, и дело станет настоящим хобби.
Источник