Детективы только своими руками

Как написать простейший детектив

Когда-то я сформулировала задачу примерно так:
«Для того, чтобы написать детектив, нужно, прежде всего, укокошить кого-нибудь. Желательно в первой или второй главе, максимум в третьей. А потом попробовать сообразить, кому и зачем это понадобилось».

В принципе – подход совершенно правильный, хотя многие почему-то уверены, что вначале нужно сочинить какую-нибудь заковыристую историю а-ля мадам Донцова с множеством фантастических совпадений, тайн и жгучих страстей. Ну, если нравится выпутываться из кучи несуразностей и натяжек, то можно. Если удастся сделать это – честь и хвала автору! Но уверяю вас, что для начала лучше всего соорудить историю простую, даже примитивную. И только потом… Но это будет потом.

Итак, вот – труп, вот несколько человек, которые могли бы поспособствовать его появлению… Стоп! На этом месте неплохо бы подумать, есть ли среди этой толпы тот, кем не жалко будет пожертвовать. Кто будет агнцем, то бишь убийцей? Ведь разоблачение убийцы – непременное условие детектива. Впрочем, убийцу можно разоблачать только в глазах читателей, поэтому им может быть и вполне обаятельный персонаж, которого удастся каким-то образом в финале вывести из-под разящего меча правосудия. Но тогда уже убитый должен быть редиской, ибо нехорошо, если один милый человек порешит другого милого человека исключительно для потехи публики.

Разобравшись с моральным обликом убийцы и жертвы, можно писать дальше. В большинстве случаев первая часть детектива – это разные нелепости, которые совершают персонажи под впечатлением преступления и в страхе быть в нем заподозренными. Тут можно не волноваться и давать волю воображению – любые завиральные мотивы, новые жертвы и катаклизмы отвлекут и развлекут читателя. Единственное условие – не забывать, кто убийца, и время от времени потихоньку подставлять его. Лучше всего так, чтобы читатель этого совершенно не замечал. Это нужно для того, чтобы, узнав правду, этот читатель мог хлопнуть себя ладонью по лбу и вскричать: «Эх, черт побери, как же я сам не сообразил, что войти в комнату к убитому в тапочках мог только педантичный немец! А немец-то у нас один!»

Над мотивом преступления особо можно не задумываться – персонажи, обретая собственные черты характера и биографию, подскажут вам их. Так что останется только выбрать – пришил ли муж жену из-за ревности, денег или адюльтера с садовником, или жена мужа по тем же причинам. С неродственниками поле для воображения ещё шире, тут прокатит даже память о детских проказах убиенного.

Наличие сыщика в детективе – вещь также обязательная. Но им может быть отнюдь не только профессионал. Куда лучше доверить эту роль совершенно неподходящему для неё персонажу – парализованной тетушке главного героя, его взбалмошной племяннице или рассеянному секретарю. После того, как вы решили, кто будет сыщиком, ваша миссия становится куда проще – ему самому придется шарить в пыльных чуланах и донимать остальных действующих лиц дурацкими вопросами. Своими выводами сыщик должен делиться с читателем посредством общения с кем-то – с невестой, с котом, с убийцей или с самим собой, если вас не пугают описания легких психических расстройств.

Итак. Есть убитый, есть убийца, есть сыщик, есть подозреваемы, есть мотив и способ убийства…
Ах да, про способ забыла…
В идеале, убивать нужно как-нибудь пооригинальнее. Именно на этом моменте потенциального автора детектива обычно переклинивает не на шутку. Ведь в детективной литературе использованы, кажется, уже все возможные способы отправления жертв в мир иной. Поэтому цианид в какао, фен в ванне и шампур в спине представляются сущим детским садом. Но как? Как убить? Несчастный автор начинает слоняться по квартире, пытаясь обнаружить предметы, которыми может воспользоваться убийца. Шумовка, маникюрный набор, замороженный котлеты – все было! Отчаявшись, он выходит на улицу, пугая прохожих диковатым взглядом и размышляя, можно ли забодать жертву бешеным быком в условиях мегаполиса или лучше переехать его асфальтоукладчиком.

Совет тут может быть только один – способ для первых детективных опытов лучше выбрать самый банальный – столовый нож, сброс с крыши или шесть пуль в голову — неважно. Лучше всего просто закрыть глаза и представить труп. И вы сразу поймете, что и как. На месте трупа начинающимся авторам обычно представляется самый ненавистный для них человек. Это нормально. Могу только посоветовать несколько изменить его внешность и биографические данные. Имя и фамилию поменять обязательно!

Так вот, возвращаемся к исходному:
Для того, чтобы написать детектив, нужно, прежде всего, укокошить кого-нибудь. Желательно в первой или второй главе, максимум в третьей. А потом попробовать сообразить, кому и зачем это понадобилось.
По-моему, это и есть самое главное.

Читайте также:  Бусины с буквами своими руками

Источник

Двадцать правил для написания детективов

Видео-версия

Текст

Детективный роман — это своего рода интеллектуальная игра. Больше того, это спортивное соревнование. И создаются детективные романы по строго определенным законам — пускай неписаным, но тем не менее обязательным. Каждый уважаемый, и уважающий себя сочинитель детективов неукоснительно соблюдает их. Итак, ниже сформулировано своего рода кредо детективщика, основанное отчасти на практическом опыте всех больших мастеров детективного жанра, а отчасти на подсказках голоса совести честного писателя. Вот оно:

1. Читатель должен иметь равные с сыщиком возможности для разгадки тайны преступления. Все ключи к разгадке должны быть ясно обозначены и описаны.

2. Читателя нельзя умышленно обманывать или вводить в заблуждение, кроме как в тех случаях, когда его вместе с сыщиком по всем правилам честной игры обманывает преступник.

3. В романе не должно быть любовной линии. Речь ведь идет о том, чтобы отдать преступника в руки правосудия, а не о том, чтобы соединить узами Гименея тоскующих влюбленных.

4. Ни сам сыщик, ни кто-либо из официальных расследователей не должен оказаться преступником. Это равносильно откровенному обману — все равно как если бы нам подсунули блестящую медяшку вместо золотой монеты. Мошенничество есть мошенничество.

5. Преступник должен быть обнаружен дедуктивным путем — с помощью логических умозаключений, а не благодаря случайности, совпадению или немотивированному признанию. Ведь, избирая этот последний способ разгадки тайны преступления, автор вполне сознательно направляет читателя по заведомо ложному следу, а когда тот возвращается с пустыми руками, преспокойно сообщает ему, что разгадка все время лежала у него, автора, в кармане. Такой автор ничем не лучше любителя примитивных розыгрышей.

6. В детективном романе должен быть детектив, а детектив только тогда детектив, когда он выслеживает и расследует. Его задача состоит в том, чтобы собрать улики, которые послужат ключом к разгадке и в конечном счете укажут на того, кто совершил это низкое преступление в первой главе. Детектив строит цепь своих умозаключений на основе анализа собранных улик, а иначе он уподобляется нерадивому школьнику, который, не решив задачу, списывает ответ из конца задачника.

7. Без трупа в детективном романе просто не обойтись, и чем натуралистичней этот труп, тем лучше. Только убийство делает роман достаточно интересным. Кто бы стал с волнением читать три сотни страниц, если бы речь шла о преступлении менее серьезном! В конце концов, читатель должен быть вознагражден за беспокойство и потраченную энергию.

8. Тайна преступления должна быть раскрыта сугубо материалистическим путем. Совершенно недопустимы такие способы установления истины, как ворожба, спиритические сеансы, чтение чужих мыслей, гадание с помощью магического кристалла и т. д. и т. п. У читателя есть какой-то шанс не уступить в сообразительности детективу, рассуждающему рационалистически, но, если он вынужден состязаться с духами потустороннего мира и гоняться за преступником в четвертом измерении, он обречен на поражение ab initio [с самого начала (лат.)] .

9. Должен быть только один детектив, то бишь только один главный герой дедукции, лишь один deus ex machina [Бог из машины (лат.), то есть неожиданно появляющееся (как боги в античных трагедиях) лицо, которое своим вмешательством распутывает положение, казавшееся безнадежным]. Мобилизовать для разгадки тайны преступления умы троих, четверых, а то и целого отряда сыщиков — значит не только рассеять читательское внимание и порвать прямую логическую нить, но и несправедливо поставить читателя в невыгодное положение. При наличии более чем одного детектива читатель не знает, с которым из них он состязается по части дедуктивных умозаключений. Это все равно что заставить читателя бежать наперегонки с эстафетной командой.

10. Преступником должен оказаться персонаж, игравший в романе более или менее заметную роль, то есть такой персонаж, который знаком и интересен читателю.

11. Автор не должен делать убийцей слугу. Это слишком легкое решение, избрать его — значит уклониться от трудностей. Преступник должен быть человеком с определенным достоинством — таким, который обычно не навлекает на себя подозрений.

12. Сколько бы ни совершалось в романе убийств, преступник должен быть только один. Конечно, преступник может иметь помощника или соучастника, оказывающего ему кое-какие услуги, но все бремя вины должно лежать на плечах одного человека. Надо предоставить читателю возможность сосредоточить весь пыл своего негодования на одной-единственной черной натуре.

13. В детективном романе неуместны тайные бандитские общества, всякие там каморры и мафии. Ведь захватывающее и по-настоящему красивое убийство будет непоправимо испорчено, если окажется, что вина ложится на целую преступную компанию. Разумеется, убийце в детективном романе следует дать надежду на спасение, но позволить ему прибегнуть к помощи тайного общества — это уже слишком. Ни один первоклассный, уважающий себя убийца не нуждается в подобном преимуществе.

Читайте также:  Грим рана своими руками

14. Способ убийства и средства раскрытия преступления должны отвечать критериям рациональности и научности. Иначе говоря, в roman policier недопустимо вводить псевдонаучные, гипотетические и чисто фантастические приспособления. Как только автор воспаряет на манер Жюля Верна в фантастические выси, он оказывается за пределами детективного жанра и резвится на неизведанных просторах жанра приключенческого.

15. В любой момент разгадка должна быть очевидной — при условии, что читателю хватит проницательности разгадать ее. Под этим я подразумеваю следующее: если читатель, добравшись до объяснения того, как было совершено преступление, перечитает книгу, он увидит, что разгадка, так сказать, лежала на поверхности, то есть все улики в действительности указывали на виновника, и, будь он, читатель, так же сообразителен, как детектив, он сумел бы раскрыть тайну самостоятельно задолго до последней главы. Нечего и говорить, что сообразительный читатель частенько именно так и раскрывает ее.

16. В детективном романе неуместны длинные описания, литературные отступления на побочные темы, изощренно тонкий анализ характеров и воссоздание атмосферы. Все эти вещи несущественны для повествования о преступлении и логическом его раскрытии. Они лишь задерживают действие и привносят элементы, не имеющие никакого отношения к главной цели, которая состоит в том, чтобы изложить задачу, проанализировать ее и довести до успешного решения. Разумеется, в роман следует ввести достаточно описаний и четко очерченных характеров, чтобы придать ему достоверность.

17. Вина за совершение преступления никогда не должна взваливаться в детективном романе на преступника-профессионала. Преступления, совершенные взломщиками или бандитами, расследуются управлениями полиции, а не писателями-детективщиками и блестящими сыщиками-любителями. По-настоящему захватывающее преступление — это преступление, совершенное столпом церкви или старой девой, известной благотворительницей.

18. Преступление в детективном романе не должно оказаться на поверку несчастным случаем или самоубийством. Завершить одиссею выслеживания подобным спадом напряжения — значит одурачить доверчивого и доброго читателя.

19. Все преступления в детективных романах должны совершаться по личным мотивам. Международные заговоры и военная политика являются достоянием совершенно другого литературного жанра — скажем, романов о секретных разведывательных службах. А детективный роман про убийство должен оставаться, как бы это выразиться, в уютных, домашних рамках. Он должен отражать повседневные переживания читателя и в известном смысле давать выход его собственным подавленным желаниям и эмоциям.

20. И наконец, еще один пункт для ровного счета: перечень некоторых приемов, которыми теперь не воспользуется ни один уважающий себя автор детективных романов. Они использовались слишком часто и хорошо известны всем истинным любителям литературных преступлений. Прибегнуть к ним — значит расписаться в своей писательской несостоятельности и в отсутствии оригинальности.

а) Опознание преступника по окурку, оставленному на месте преступления.
б) Устройство мнимого спиритического сеанса с целью напугать преступника и заставить его выдать себя.
в) Подделка отпечатков пальцев.
г) Мнимое алиби, обеспечиваемое при помощи манекена.
д) Собака, которая не лает и позволяет сделать в силу этого вывод, что вторгшийся человек не был незнакомцем.
е) Возложение под занавес вины за преступление на брата-близнеца или другого родственника, как две капли воды похожего на подозреваемого, но ни в чем не повинного человека.
ж) Шприц для подкожных инъекций и наркотик, подмешанный в вино.
з) Совершение убийства в запертой комнате уже после того, как в нее вломились полицейские.
и) Установление вины с помощью психологического теста на называние слов по свободной ассоциации.
к) Тайна кода или зашифрованного письма, в конце концов разгаданная сыщиком.

Перевод В.Воронина
Из сборника Как сделать детектив

Источник

Как написать детектив: рекомендации начинающим писателям (видео)

Детектив – один из самых востребованных жанров литературы. В его основе всегда лежит трудноразрешимая загадка, обычно – какое-нибудь преступление. Главный герой – полицейский, психолог-криминалист, сыщик-любитель, любопытная старушка и т.п. – распутывает эту загадку и находит злодея. Причем читатель может подключиться к расследованию и вместе со следователем строить версии, определять мотивы и вычислять преступника. Как написать детектив, который не затеряется на фоне других подобных книжек и захватит читающую публику? Советы начинающим авторам детективных историй – в материале KnigaStudio.ru.

Как написать гениальный детектив

Первое, с чего необходимо начать – решить, в каком ключе будет создана книга. Будет ли это классический детектив в стиле Агаты Кристи, или иронический, как у Дарьи Донцовой, а, может быть, детский – вроде тех, что выпускают Анна Устинова и Екатерина Вильмонт. Можно написать детектив-триллер, детектив-ужастик и даже детективную сказку. Само собой, аудитории этих произведений будут очень различаться. Учитывайте это перед тем, как взяться за перо.

Следующий важный шаг – придумать преступление. Это может быть таинственное убийство в запертой комнате, ограбление банка, похищение любимой собачки мультимиллиардера с целью получения выкупа или необъяснимая пропажа пирожков у любимой бабули главного героя – все что угодно.

Сюжетная основа

Преступление для книги не обязательно выбирать из числа тех, что нарушает Уголовный кодекс или этические нормы. Однако оно непременно должно нести какую-то тайну, создавать интригу. Вокруг этого события будет вращаться весь сюжет, поэтому злодеяние надо проработать очень тщательно.

Читайте также:  Воздушные рекуператоры своими руками

В отличие от читателя, вы будете знать, кто является злоумышленником. А значит – нужно скрупулезно продумать его мотивы, а также то, как он осуществил свой преступный замысел и как его разоблачить. Ответьте для себя на следующие вопросы:

  1. Почему ваш злодей совершил свое черное дело и как ему это удалось?
  2. Как будет вести себя преступник, чтобы избежать разоблачения (попытается сбежать, будет заметать следы и т.д.)?
  3. Какие улики и каким именно образом отыщет протагонист? Как он будет вести расследование?
  4. Кто войдет в число подозреваемых? Почему сыщик будет подозревать именно их?

Примите публику «поиграть»

Создатели качественных детективных романов и рассказов всегда включают читателей в свою игру. Зацепки, которые по ходу расследования получит главный герой, могут помочь тем, кто держит книгу в руках, найти отгадку раньше следователя.

Но аудитории должно быть интересно расследовать придуманное вами преступление. Ваша игра должна его затянуть, заставить поломать голову. Детективная история не должна быть слишком простой, предсказуемой и нарочитой. В ней должны отсутствовать несостыковки и натяжки, которые помогут следователю вывести злодея на чистую воду, однако при этом будут смотреться неубедительно и неорганично.

«Правильный» литературный сыщик всегда вычисляет негодяя благодаря своему уму и проницательности. Он логически анализирует полученные улики и зацепки, ведет слежку, устраивает допросы и т.д. Отгадка не приходит к нему волею случая – только путем упорной аналитической работы.

Главный герой-сыщик

Придуманный вами протагонист должен привлекать публику, быть живым и интересным. Он может быть со странностями или окажется обладателем неприятного характера. Но все его несимпатичные черты должны сглаживаться чем-то притягательным – эксцентричностью, остроумием, феноменальной памятью, любовью к котикам, в конце концов.

Если ваш герой – современный полицейский или частный детектив, желательно иметь представление хотя бы об азах этой профессии. Если действие разворачивается в царской России или в послевоенные годы, стоит ознакомиться с особенностями данной эпохи.

Ваш герой-сыщик наверняка будет внимателен к мельчайшим деталям. Еще большую к ним внимательность при написании книжки придется уделить и вам. В зависимости от того, как было совершено преступление в вашем произведении, вам предстоит разобраться в действии ядов, холодном оружии и т.д. С такой же старательностью нужно подойти к уликам, которые получит главный герой. Детали, в которых вы не очень хорошо разбираетесь, лучше совсем исключить.

Круг подозреваемых

Постарайтесь не переборщить с однообразными действующими лицами, в которых немудрено запутаться. Лучше создать несколько ярких образов, сочинить им захватывающее прошлое и мотивы совершить преступление. Сыщик и читатель будут знакомиться с персонажами и попытаются вычислить среди них злоумышленника.

Истинный злодей при этом не должен оставаться в тексте незамеченным. Он может оказаться лучшим другом героя-следователя, помогавшим вести расследование, или третьестепенным добродушным дедушкой, несколько раз беседовавшим с сыщиком. В любом случае внимание читателя должно за него зацепиться, а какие-то детали могут помочь выявить его истинную сущность.

Не делайте финал открытым, нелогичным, банальным

Концовкой детективного произведения всегда становится разгадка преступления или тайны, вокруг которой крутилось все действие. Писатель отвечает на главный вопрос – кто, как и почему совершил злодеяние – а также на вопросы, которые могли возникнуть у действующих лиц и читателя по ходу повествования.

Открытый финал в детективах – крайне редкое явление. Ведь отсутствие ответов оставит читателя, несколько дней увлеченно «играющего» в сыщика вместе с главным героем, неудовлетворенным. Даже если книга основана на реальной истории, которая не получила должного разрешения, авторы обычно предлагают свою версию разгадки.

Еще одна опасность для начинающего писателя – разочаровать аудиторию. Представьте, как публика сотни страниц ломает голову над разгадкой. А в итоге все объясняется роковой случайностью, стечением обстоятельств или внезапным появлением потусторонних сил, на которые до финальной главы не было даже намека. Лучше пусть убийцей окажется дворецкий, чем какой-нибудь барабашка, введенный в последний момент.

И все-таки банальной концовки рекомендуется избегать. Эффект неожиданности – один из важнейших элементов качественного детектива. Если вам удастся придумать твист в стиле «Убийства Роджера Экройда», можете считать себя новой Агатой Кристи.

Как написать детектив: пошаговая инструкция

Итак, чтобы написать книгу детектив, которая будет пользоваться успехом, нужно:

  1. Определиться с разновидностью жанра (классический детектив, политический, шпионский, фантастический и т.д.) и целевой аудиторией.
  2. Тщательно проработать преступление или некую загадку.
  3. Продумать, кем, как и почему было совершено преступление и как его можно раскрыть.
  4. Создать вокруг главного события – злодеяния или тайны – увлекательную и правдоподобную историю.
  5. Придумать интересного протагониста и ярких подозреваемых.
  6. Красиво и логично закончить произведение, избегая открытого финала.

О важных особенностях детективного жанра вы сможете узнать из этого видео:

Источник

Оцените статью