Дети которые забывают своими руками
Ребенок забыл ваше поручение, записать домашнее задание или зонтик в машине? Причины таких оплошностей многочисленны: иногда они могут свидетельствовать о серьезном заболевании, но в большинстве случаев проблема заключается в незрелости его нервной системы.
Мозг развивается неравномерно
Когнитивные способности, такие как внимание и память, развиваются постепенно: по мере взросления дети становятся более внимательными и сосредоточенными.
Рост мозга ребенка в раннем детстве (первые два-три года жизни) очень стремительный: его объем составляет от 25% до 75% от будущего объема мозга взрослого человека. Однако, не все его участки развиваются с той же скоростью, особенно те, которые отвечают за память.
Дети помнят частично
Одно интересное исследование, проведенное в Университете штата Огайо, показало, что у детей плохая эпизодическая память, которая, вдобавок, развивается преимущественно к 7 годам. Она включает в себя не только факты о каком-то событии, но время и место, где оно произошло.
То есть маленькие дети легко запоминают ситуации, в которых они побывали, но не могут сходу вспомнить их место во времени и пространстве.
В ходе эксперимента ученый работал с детьми 4−7 лет и попарно показывал им различные предметы, одни из которых находились внутри красного кукольного домика, другие — внутри синего.
Малыши должны были не только запомнить эти предметы, но и где именно они были показаны. В результате выяснилось, что дети без труда запомнили вещи, которые им демонстрировали, но забыли контекст (то, что их окружало: синий и красный домики).
Эти результаты говорят о том, что взрослым следует пересмотреть свои ожидания и требования в отношении детской памяти.
Например, ребенок может помнить, что занятия по рисованию и танцам в расписании стоят после обеда, но, скорее всего забудет, что они повторяются в это время еженедельно, каждый вторник. Чтобы вспомнить такие детали, нужна более сложная структура этого когнитивного процесса, которая разовьется только к 7 годам.
Мы должны учитывать, что память — не просто хранилище информации, которое работает в автоматическом режиме, а сложный процесс, на формирование которого требуется определенное время.
Мы можем помочь нашему мозгу в этот период: необходимо укреплять и тренировать свою способность запоминать различные предметы и их свойства во времени и пространстве. Поскольку дети не задумываются об этом, нужна инициатива и помощь взрослых.
В следующий раз, когда ваш малыш что-то забудет, не волнуйтесь, будьте терпеливы и просто помогите ребенку укрепить свою память, есть множество способов сделать это в увлекательной игровой форме.
Источник
Что делать, если ребенок часто все забывает
Доброго времени суток, дорогие читатели. В данной статье мы рассмотрим ситуации, когда малыш не помнит, что было недавно или забывает свои вещи, имена, людей, с которыми был знаком, ведет себя рассеяно. Вы узнаете, какие причины могут влиять на подобные явления, как помочь малышу в таком случае, какие упражнения являются эффективными.
Коротко о проблеме
Проблемы с концентрацией внимания все чаще отмечаются среди людей разных возрастов. Если у пожилых людей забывчивость — результат возрастных изменений, то в молодом возрасте зачастую — это последствие стрессов, напряженной работы, сбоев в гормональном фоне, переполненной событиями жизни. Если взрослый человек начинает жаловаться на проблемы с самочувствием, например, быструю утомляемость, невозможность сосредоточиться на одной поставленной задачи, то дети не рассказывают о своих ощущениях, они просто забывают во дворе игрушки, оставляют дома спортивную форму, в классе забывают забрать свой учебник. И когда эта забывчивость встречается редко, с низкой частотой, то все можно списать на наличие отвлекающего фактора, увлеченность каким-то делом. Когда же забывчивость носит постоянный характер, ребенок забывает имена, не узнает людей, то необходимо срочно обращаться к неврологу за консультацией, при необходимости сдавать анализы. В большинстве случаев забывчивость объясняется наличием у малыша синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Возможные причины
Задумываясь над тем, почему ребенок не помнит недавние события в своей жизни или забывает вещи, родителей интересуют возможные причины происходящего. Мы рассмотрим наиболее часто встречаемые варианты.
- Наличие неорганизованности. В ситуации, когда в жизни малыша отсутствует какой-либо распорядок, все события не поддаются контролю, неудивительно, что он теряет свои вещи или забывает что-то сделать.
- Ошибка родителей, которые выполняют все вместо ребенка. Они могут собирать игрушки, складывать портфель в школу, тем самым препятствуя развитию самостоятельности и организованности своего чада. Мама может думать, что ей проще самой все сделать, облегчив жизнь ребенку, предупредив возможную забывчивость того или иного предмета, например, учебника. Однако, этим поступком она приводит к тому, что рано или поздно малышу будет необходимо самостоятельно принять решение, и тогда он столкнется с рядом проблем.
- Забывчивость может являться формой пассивного протеста. Как правило, проявляется в семьях со строгим типом воспитания, когда от ребенка требуют больше, чем он может в силу своего возраста. При этом малыш может говорить о том, что забыл что-то сделать, а по факту он просто обманывает. В ситуации, когда ученик из раза в раз забывает спортивную форму, которую для него подготовили на самом видном месте, может скрываться нежелание ходить на уроки физической культуры. Например, ребенок может стесняться своей неловкости, неуклюжести, бояться высмеиваний одноклассников.
- Забывчивость может быть последствием испуга. Например, в ситуации, когда ребенку из раза в раз говорят о том, что нужно что-то сделать, переходя на крик или озвучивая просьбу в приказном тоне. Малыш слышит не то, о чем его просят, он только видит своих сердитых родителей, думает о том, что они его не любят.
- Вокруг много новых вещей. В ситуации, когда ребенок оказывается в окружении, где много игрушек, у него разбегаются глаза, ему хочется все потрогать, посмотреть, неудивительно, что, отвлекаясь на новый объект, забывает о том, с которым пришел. Например, в случае, когда малыш оказывается в песочнице, где другие детки играют со своими игрушками, он забывает о своих машинках, концентрируя все внимание на том, чем играют другие карапузы. Поэтому нередко в песочнице можно найти забытые игрушки.
- Неправильный подход родителей, когда они пытаются привить ребенку необходимость делиться с другими детьми, быть щедрым, не быть жадиной. В такой ситуации ребенок может привыкнуть к мысли, что у него нет ничего своего личного, что все его игрушки принадлежат и другим детям, со временем он перестает ценить то, что имеет, и начинает забывать свои вещи.
- Растерянность и забывчивость могут проявляться у ребенка, которого окружает своей излишней заботой мама или сразу несколько нянек (например, мама, тетя, бабушка). Своей опекой они не дают ребенку быть самостоятельным.
- Наличие большого количества своих вещей. В ситуации, когда ребенка постоянно заваливают новыми подарками, покупают множество одежды, обуви, он просто теряется в этом огромном разнообразии. Такой малыш не ценит свои вещи, не обращает внимания, в каком состоянии и где они находятся.
- Последствие недостаточного количества мыслительных тренировок. Возможно, вы мало занимаетесь с ребенком или не делайте с ним упражнения на тренировку памяти, которые рекомендуется проводить ежедневно.
- Проблемы с памятью могут возникнуть в ситуации, когда у ребенка отсутствует интерес или нет достаточной мотивации к выполнению какого-то дела. В таком случае вы можете отметить, что малыш с легкостью запоминает одни вещи и у него совершенно вылетают из головы другие события.
- Пример из близкого окружения. В ситуации, когда в семье есть рассеянный человек, не стоит удивляться, когда ребенок начинает копировать его поведение, пусть даже неосознанно. В таком случае важно начать с себя, измениться, и тогда, на вашем примере, ребенок тоже перестроится.
- Полное погружение. Ситуация, когда малыш полностью погружается в игру, мультфильм или общение с другим ребенком, забывая обо всем, что его окружает. Такая увлеченность приводит к тому, что карапуз потом не может вспомнить, о чем его просили, что происходило в тот момент, когда он был погружен, например, в мультфильм.
- Нехватка витаминов влияет на возникновение проблем с концентрацией внимания и памятью.
- Последствие психологической травмы. Стрессовое событие, например, развод родителей, смерть близкого человека, переезд в другой город, также могут приводить к возникновению растерянности и забывчивости.
- Забывчивость, проблемы с концентрацией внимания могут являться симптомом невроза, энцефалопатии и других недугов, диагностируемых неврологом. В такой ситуации не обойтись без медикаментозной терапии.
Был в моей жизни случай, который помню по сегодняшний день. В пятом классе я отправилась в школу, забыв дома рюкзак. Осознала, что пришла без него, уже в классе. Не помню, что предшествовало данному событию, как я могла быть такой забывчивой, но это был единичный случай, поэтому, если ваш малыш проявляет рассеянность, забывает свои вещи, это еще не показатель наличия патологии неврологического характера.
Упражнения на укрепление памяти и внимания
- Стимулировать двигательную память можно, прибегнув к активным играм с повторяющимися движениями. Например, скажите ребенку, чтоб он присел, затем встал, поднял вверх руки, попрыгал на одной ножке. При этом важно сначала продемонстрировать малышу, что он должен сделать, а потом попросить его повторить ваши действия.
- Для тренировки зрительной памяти можно прибегнуть к дорисовке не хватающих деталей на рисунке. Так малышу можно продемонстрировать какую-то картинку, а потом дать то же изображение, но с отсутствием определенных деталей, предложив дорисовать то, чего не хватает. Есть и другое задание: перед ребенком на столе кладут, например, пять предметов, после чего просят малыша закрыть глазки, за это время убирают один предмет и спрашивают, какой именно объект исчез.
- Для тренировки слуховой памяти можно произносить при ребенке до пяти слов, затем просить его повторить услышанное в той же последовательности.
- Тренируя долгосрочную память, расспрашивайте малыша о том, что с ним происходило на протяжении дня. Пусть ребенок рассказывает, чем он занимался с утра, чем в обед, что делал вечером. При этом Вы можете использовать наводящие подсказки по типу: «что ты ел в саду на завтрак».
- Хорошо оказывает воздействие на укрепление памяти чтение книг с последующим пересказом содержимого. Только необходимо отдавать предпочтение тем произведениям, которые написаны для детей, с использованием правильно составленных предложений. Также немаловажным является наличие красочных иллюстраций.
- Переписывание текстов оказывает благоприятное влияние на тренировку внимания. Давайте ребенку небольшие рассказы, которые необходимо будет вдумчиво переписывать в тетрадку. При этом важно, чтоб данное занятие было регулярным, а текст небольшим, чтоб ребенок не уставал. Сначала нужно, чтоб малыш прочитал вслух один абзац, а потом переписал его, проговаривая фразы или слова, затем повторил тоже со следующим абзацем. Так ребенок запоминает и правильность написания слов, и смысл текста.
- Учить стихи можно, начиная уже с трех лет. Сначала стоит подбирать легкие произведения, написанные специально для детей, с понятным для малыша сюжетом. Отличным вариантом являются стихотворения Агнии Барто. Вначале учите небольшие стихотворения, буквально из четырех строк, приступая к изучению новых стихов, повторяйте ранее изученные.
- Настольные игры такие, как шашки, шахматы, нарды и даже детское лото, благоприятно воздействуют на развитие внимания, также тренируют память ребенка.
Советы
- Создайте дневной распорядок. Если приучить ребенка к организованности, с этой целью можно использовать и таймер, и другие напоминалки, то у него начнут вырабатываться правильные привычки.
- Повышайте самооценку своего чада. Очень важно, чтоб малыш верил в свои силы. Недопустимо говорить ребенку, что он какой-то неполноценный, раз такой забывчивый.
- Позвольте малышу быть более самостоятельным, независимым от ваших напоминаний. Забывчивым может быть тот ребенок, родители которого проявляют гиперопеку, стараются все выполнять за него. Такой малыш не научится быть самоорганизованным, следовательно, всю жизнь будет что-то забывать. Ребенок должен понимать, что за свое бездействие или поступки он несет ответственность.
- Если являетесь родителям дошкольника, то можно позаботиться о расставлении меток на одежде, по которым ребенок будет узнавать свои вещи.
- Просите малыша, чтоб он перепроверял себя. Выполнив какое-то задание, рассказывал о том, что делал до этого момента.
- Позаботьтесь о наличии в жизни вашего карапуза, как физических нагрузок, так и ежедневных прогулок на свежем воздухе.
- Если малыш что-то потерял, не спешите сразу приобретать замену. В такой ситуации важно, чтоб ребенок успел понять, что произошло. Ощутив последствия своей забывчивости, в следующий раз он будет более внимательным к собственным вещам.
- Следите за тем, чтобы в комнате малыша всегда был порядок, все вещи лежали на своих местах, отсутствовали любые отвлекающие факторы. Приучайте ребенка к порядку. Рассказывайте малышу, что у каждой вещи должно быть ее личное место. Приучайте свое чадо вешать на место школьную форму после прихода домой, засовывать шапку в рукав.
- В ситуации со складыванием рюкзака в школу, на первых этапах, родители должны совместно со своим чадом собирать рюкзак, проговаривая, что они кладут, просить ребенка подать учебник, тетрадку, пенал. Не нужно делать работу малыша вместо него. Когда ребенок будет готов самостоятельно собирать свои вещи в школу, позвольте ему это делать. И даже если в первые дни окажется, что он забыл один учебник или даже дневник, это его опыт, и в следующий раз он будет более внимательно собираться в школу, чтоб не допустить былую ошибку.
- Отправляясь на прогулку с малышом, вы, наверняка, берете с собой несколько игрушек. Чтобы приучить ребенка не забывать свои вещи на детской площадке, выходя из дома, проговаривайте вслух, сколько игрушек вы берете с собой. Вернувшись домой, обязательно снова пересчитайте игрушки.
- Если у вашего ребенка недостаток витаминов, то необходимо обогатить его рацион орехами, овощами, рыбой, зеленью, бобовыми, фруктами, свести на нет жареную, острую, соленую и жирную пищу. При необходимости можно обратиться к врачу, который сможет определить, какого витамина в организме вашего ребенка не хватает, при необходимости назначит прием поливитаминного комплекса.
- Если подозреваете проблемы неврологического или психологического характера, обращайтесь за помощью к специалисту.
Если ребенок забывает свои вещи, действия, не помнит, где до этого был, не узнает людей, с которыми уже был знаком, то это тревожный звоночек, необходимо обратиться к специалисту для постановки точного диагноза, получения назначений по лечению. Если ваш малыш лишь изредка проявляет забывчивость, то самое время заняться тренировкой его концентрации внимания и памяти, ведь, скорее всего, в вашей ситуации речь не идет о патологии.
Источник