Консультация для воспитателей «Учите ребенка сочинять сказки»
наталья филипьева
Консультация для воспитателей «Учите ребенка сочинять сказки»
«Учите ребенка сочинять сказки»
С раннего детства дети с интересом слушают русские народные сказки, сказки Ш. Перро, братьев Гримм и т. д. Трудно детство ребенка представить без сказок. Сказки ребенку читают родители, бабушки, дедушки. Сказки малыш смотрит по телевизору. Но вот сочинять сказки родители своего ребенка не учат. А ведь можно сочинять сказку между делом, на ходу. Даже когда руки заняты, голова-то свободна для творчества. И ребенок с удовольствием поучаствует в сочинительстве, незаметно пополнит свой словарный запас, поупражняется в искусстве рассказчика. В процессе создания сказки происходит знакомство с родным языком, обогащается словарный запас, проявляя себя в этом творчестве, ребенок утверждает свои способности, познает себя. «Сказка – это радость мышления; и создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению» (В. А. Сухомлинский). Сказки можно сочинять разные, совершенно о чем угодно, даже о том, что вокруг нас. Детям, которые не посещали детский сад, подобные упражнения необходимы. Так как в школе такие дети в последствие испытывают трудности в написании сочинений. Ребенку можно предложить изменить концовку сказки. Например, в сказке «Три медведя», девочка не убегает в страхе домой от медведей, а наоборот медведи рады приходу девочки. Такой вид сказки развивает умение логически завершать свой рассказ, обогащает словарь, развивает воображение малыша. После создания нескольких таких концовок, ребенок сам, без помощи взрослого способен на сочинительство. Дети с удовольствием любят сочинять сказки о своих игрушках. Такие сказки запоминаются детям надолго.Например: «Жил-был серый зайка. Он был маленький, пушистый, с длинными ушами, глазки как бусинки. Скучно стало зайке, и он решил по лесу погулять. Идет по дорожке песенки поет, а тут, откуда ни возьмись рыжая лиса. Хотела лиса поймать зайчишку. Да не тут-то было! Подпрыгнул зайчишка и дал такого стрекача, что только пятки засверкали. Молодец зайчишка, убежал от лисы». После этого спросить ребенка, про какие игрушки он хотел бы придумать сказку. Предложить нарисовать рисунок к сказке. Попросить малыша рассказать сказку об игрушках родным или друзьям. Сочинив несколько сказок, малыш уже сам обращает внимание на особенности внешнего вида игрушек (форма, цвет, материал). Сочиняя сказку можно прилечь 2-3 человек (взрослых, это не только не испортит сказку, а наоборот, ребенок увидит, что действия происходят поэтапно). «Что за прелесть эти сказки!»— восклицал А. С Пушкин В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствия и сострадание, заряжаются положительной энергией, получают знания о мире и учатся жить. Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребнка, обогащает его эмоции, дат прекрасные образы литературного языка. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается? Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя. Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла. Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу. Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям. Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать. Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Ребенок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности.Например: жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей. Постарайтесь понять эмоциональную проблему малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. И ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации. Сочиняя и рассказывая малышу сказку, обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно ребенку.
Как помочь старшим дошкольникам научиться сочинять сказки? Вы знаете,что наши воспитанники тоже умеют сочинять необыкновенные, интересные сказки? Главное им помочь и направить их рассуждения в правильное.
Календарно-тематическое планирование по индивидуальному направлению «Учимся сочинять сказки» План кружковой работы «Мечтатели» Направление — Коммуникативное, речевое. Пояснение — Художественная литература, развитие речи. Руководитель.
Консультация для родителей воспитателей на тему: «Сенсорное развитие ребенка: игры для детей от 1 до 3 лет» Консультация для родителей воспитателей на тему: «Сенсорное развитие ребенка: игры для детей от 1 до 3 лет» Органы чувств – это единственный.
Консультация для воспитателей «Формирование творческой личности ребенка» Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности. Творческая деятельность и развитие творческих.
Консультация для воспитателей «Чему учат сказки и потешки» Консультация для воспитателей «Чему учат сказки и потешки» Главная их роль – раннее овладение речью. Известно, что рифмованные слова запоминаются.
Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка» «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В жизни ребенка игра занимает большое место. Она развивает его личность,.
Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №90» Консультация для воспитателей.
Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Мария Киреева Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр.
Консультация для воспитателей «Какие нужны игры для формирования личности ребенка?» Игра ребенка имеет свои особенности. Ее эмоциональная сторона часто определяется отношениями между членами семьи. Эти отношения вызывают.
Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.
Источник
Сказки сочиняют дети
Наталья Ивановна Суханова
Сказки сочиняют дети
Сказки – прекрасное средство воспитания детей. Мудрость народных сказок и художественное слово писателей глубоко проникают в нежную душу ребенка и дают там великолепные ростки любви, добра, красоты. Сказки не учат плохому. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Сказки позволяют развивать творческие способности, т. е. способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.
В старшем дошкольном возрасте многие ребята проявляют интерес к сочинительству сказок. Это прекрасное упражнение для развития фантазии и творческого воображения, которые столь важны для общего развития ребенка. Основой для собственных волшебных историй являются народные и литературные сказки.
Когда ребенок сочиняет сказку, это должно быть осмысленно, он должен понимать, для чего и зачем ее рассказывает. Ведь правильная детская сказка должна не только развлекать, но и учить ребенка чему-то доброму и хорошему.
Эти сказки придумали дети подготовительной к школе группы.
Осенний единорог
Жил-был единорог. Он был золотистого цвета и жил в осеннем лесу. Единорог очень любил поваляться в разноцветных листьях и обожал есть грибы. Однажды в лесу случился пожар, единорогу пришлось покинуть родной лес и искать новый. Долго он блуждал по земле. Наконец-то он услышал от ласточки, что есть добрый, волшебный лес сказок и там живет лесник, который очень любит животных, цветы, деревья. Единорог побрел в поисках этого чудесного леса. И вот, в один прекрасный день единорог вошел в этот лес и увидел маленькую избушку. Из нее вышел лесник со своими друзьями – лесными жителями.
— Откуда ты взялся и кто ты такой? — спросил лесник.
Единорог все объяснил: кто он такой и что с ним случилось.
— Я, наверное, не смогу жить в вашем лесу, он весь зеленый. А мой лес – разноцветный, осенний, — сказал печально единорог.
— Не беспокойся. Ты сможешь жить в нашем лесу. Посмотри сколько вокруг тебя друзей. Ты знаешь, ведь наш лес бывает и белый, и зеленый, и желтый. Он разноцветный, потому что к нам приходят в гости все времена года. Ты родился осенью и привык жить только в осеннем лесу. А лес красивый во все времена года. Скоро наступит осень, и ты увидишь наш лес в разных красках, — объяснил лесник.
— Спасибо, что вы мне все рассказали и помогли, вы такие добрые,- радостно воскликнул единорог.
И наш осенний единорог остался жить навсегда в этом волшебном лесу.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Придумали эту сказку: Семен О.,
Тимоша К., Степа С.,
Полина Г. и Владик Г.
Волшебные листья
Жили-были три брата в маленькой деревне. У них очень болела мама. Они не знали, как ей помочь. Однажды мимо их деревни проходил старичок. Он узнал об их горе и сказал, что надо собрать по одному осеннему листочку от всех деревьев на земле и сделать отвар.
И пошли братья в поисках листьев. Мама их ждала с надеждой и очень волновалась.
Старший брат пошел в березовую рощу, потому что она была рядом. Средний – в дубовый лес, он был возле соседней деревни. А младший брат пошел по свету искать такой лес, где росли бы разные деревья.
Старший сын вернулся к вечеру и принес только березовые листья. Средний сын вернулся ночью, в руках он держал только дубовые листья. А младшего сына не было очень долго.
Он шел несколько дней и ночей, пока ему на пути не встретилась старушка. Это была фея Осени. На плече у нее сидела маленькая птичка. Младший брат поклонился ей и рассказал о своем горе. Фея Осени его сразу узнала, потому что видела его на огороде, как он работал и помогал маме. А старшие братья в это время играли и веселились.
Фея Осени решила ему помочь и попросила птичку отвести мальчика в осенний лес, где растут разные деревья: клены, ели, тополя, березы, осины и другие.
Младший брат собрал много – много разных осенних листьев и принес их домой. Он сделал отвар и напоил маму. Она сразу же стала здоровой и поблагодарила младшего сына. А старший и средний брат стояли в стороне с опущенными головами.
Придумали эту сказку: Руслан Ч,
Диана В., Катя К., Никита Б.,
Алена К. и Света Л.
МЕДОВАЯ МЫШКА
Жили — были Лиса и Мышь. Они жили очень дружно и обожали играть (в свободное время) в жмурки. Они играли и вдвоем, и когда к ним приходили гости.
Однажды к ним пришел Медведь и принес в подарок бочонок меда. И вот когда они напились чая, Мышка предложила поиграть. Ее выбрали водящей и завязали глаза. Лиса и Медведь по очереди звонили в колокольчик. И вот, когда Лиса позвонила недалеко от бочонка с медом, Мышка кинулась к колокольчику, споткнулась и упала прямо в бочонок с медом.
Лиса вытащила свою подружку за хвост. Кое – как Лиса с Медведем отмыли Мышку от меда.
И с тех самых пор все стали звать ее не просто Мышкой, а Медовой Мышкой. Все лето вокруг нее летали пчелы и бабочки.
Придумали эту сказку: Полина Г.,
Диана В., Алена К.,
Руслан Ч., Степа С.
Чему учат сказки?
Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Но так как добрых людей больше, то удача на их стороне.
Сказка учит любить родителей – тот, кто выполняет поручения родителей в сказках, всегда почитаем у родителей.
Сказка формирует положительный образ – доброго, умного, верного своему слову, сильного.
Сказки учат не бояться трудностей. Главные герои не бояться работы, какой бы тяжелой она не была.
Сказка учит – не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ не остаться без друга – это помогать ему в нужный момент.
Сказка учит, что не все всегда получается с первого раза. Смелость и упорство вознаграждаются победой.
Сказка всегда содержит скрытую мораль: не обманывай, не жадничай и не предавай.
Главное, чему учит сказка – добро всегда возвращается добром.
Творите, выдумывайте, пробуйте!
«Дети Ленинграда — дети победы». Сценарий праздника для старших дошкольников Дети входят в зал под фонограмму песни «День Победы» (Муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.) Ведущая: 9 мая 1945 года закончилась война,.
Фотоотчет досуга «Дети играют всегда, дети любят играть!» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени Подготовила воспитатель Полковникова Надежда.
«Сказки любят все на свете». Сценарий драматизации сказки «Теремок» в средней группе МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №6» Драматизация сказки «Теремок» в средней группе..
Интерпретация сказки с помощью музыкальных инструментов на примере сказки «Теремок» Для привлечения детей раннего возраста к восприятию сказок воспитатель использует различные методы, одним из которых может быть метод интерпретации.
Литературная викторина «Мы знаем сказки» в средней группе в рамках недели «В гостях у сказки» Задачи: Закрепить знание детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, создать радостное.
Сценарий сказки на новый лад по мотивам сказки А. С. Пушкина «Царевна-лягушка» Сказка на современный лад, по мотивам сказки А. С. Пушкина «Царевна лягушка» Как в одном далеком царстве, В достославном государстве, На.
Проект «Добрые сказки и стихи». Музыкальная театрализация сказки «Репка на новый лад» Музыкальная театрализация сказки «Репка на новый лад»Текст сказки «Репка на новый лад» Декорации: домик (в бассейне, заборчик, пенёк.
Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.
Сценарий экологической сказки «Как дети Землю спасали» КАК ДЕТИ ЗЕМЛЮ СПАСАЛИ Цель: обратить внимание дошкольников на проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Ход мероприятия Автор:Жили.
Современные дети больше не верят в сказки СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ БОЛЬШЕ НЕ ВЕРЯТ В СКАЗКИ И ДЕДА МОРОЗА? Расставаться с детством, с его атрибутами, привилегиями, символами всегда сложно.
Источник