Детский авангард своими руками

Авангард своими руками

Еврейский музей и центр толерантности совместно с Энциклопедией русского авангарда представляют программу творческих мастерских для всей семьи, посвященных игре в архитектуру и изобретательство русского авангарда. Мастерские будут проходить 5 и 6 января 2020 г. в формате открытых мастер-классов, интересных всем возрастам: от школьников и студентов до их дедушек и бабушек.

Авангардное искусство подарило миру множество идей и изобретений, а главное – показало, как дух свободы и творческого самовыражения способен объединять людей. Участники мастер-классов смогут попробовать себя в роли архитекторов и изобретателей, решающих нестандартные творческие задачи. Задания будут различаться по степени сложности и необходимым навыкам. В результате каждый сможет создать собственное неповторимое творение, работая над ним индивидуально или разделив эмоции с друзьями и близкими.

5 декабря (воскресенье).
«Архитектура авангарда. Новый город»
Поиграем с идеями «великих» и найдем с ними общий язык. Необычные задания помогут по-другому взглянуть на город, в котором мы живем и места, которые нам нравятся. Научимся смотреть глазами архитектора, возьмем на вооружение приемы, известные только посвященным. Придумаем проект и пройдем с ним по главным этапам реализации: от идеи до воплощения в макете. Мастер-класс ведут преподаватели архитектурной школы Драконопроект. Запись на мастер-класс https://www.jewish-museum.ru/events/arkhitektura-avangarda-novyy-gorod/.

6 декабря (понедельник).
«Изобретая авангард. Инженеры искусства»
Попробуем себя в роли инженеров и изобретателей с помощью конструкторов LEGO Education. Это не просто лего, которые мы все знаем и любим, а расширенные наборы деталей и электроники с почти неограниченными возможностями для творчества. Специально для этого мастер-класса опытнейшие преподаватели команды FUNbots придумали особые задания, связанные с изобретениями авангардистов. Они доступны и интересны самым разным возрастам. А для тех участников, кто захочет испытать себя, заготовлен апгрейд в виде продвинутого проектирования и создания своих собственных программируемых роботов. Запись на мастер-класс https://www.jewish-museum.ru/events/izobretaya-avangard-inzhenery-iskusstva/.

Мастер-классы проводятся в Еврейском музее и центре толерантности по адресу: ул. Образцова, 11, стр. 1А. Участие в мастер-классах бесплатное. Возраст участников от 9 лет и выше (дети младше 9 лет могут принимать участие совместно со взрослыми). Время проведения с 13:00 до 18:00 (присоединяться к мастер-классу можно в любое время до 17:00). Для того чтобы вам не пришлось ждать, пожалуйста, зарегистрируйтесь на интересующий вас мастер-класс и укажите планируемое время прихода. Если у вас возникли вопросы по участию, пишите на электронную почту: ec@jewish-museum.ru или уточняйте по телефону +7 495 645-05-50.

Изображения: / DIGITAL AVANTGARDE. Zorik Istomin

Источник

Методы преподавания искусства авангарда в детской изостудии

Содержимое публикации

Методы преподавания искусства авангарда в детской изостудии

Климова Анастасия Андреевна,

педагог дополнительного образования,

Произведения искусства авангарда в большинстве случаев

воспринимаются зрителями буквально. Возникают сложности и в преподавании

искусства первой трети XX века. Педагоги задаются вопросом, как научить

воспринимать и понимать произведения авангардистов, и стоит ли преподавать

искусство авангарда детям.

Французское слово «авангард»изначально обозначало военный отряд,

следующий перед основными силами. В 1853 году этим термином впервые

назвали общественное движение интеллигенции, стремившейся к обновлению

Реакцию взрослых людей, которую обычно вызывают произведения

искусства авангарда, можно сжато выразить так: «Это совсем не похоже на

реальность», «Так может каждый», «Это не понятно, но привлекает внимание».

Что же тогда могут думать дети, если им показывают живопись художников-

авангардистов без объяснения его сущностных характеристик?

В младшем школьном возрасте дети отвергают изображения, где

художники используют условные приёмы выразительности, искажают форму,

нарушают гармонию и композицию [2]. Поэтому преподавать технику

выполнения композиции в стиле авангардрекомендуется детям старшего

школьного возраста. Знакомство с профессиональным искусством предполагает

определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического

развития. Ученикам среднего и старшего школьного возраста уже доступно

Читайте также:  Как самому сделать чернитель резины своими руками

понимание терминов истории искусства, теоретических основ композиции,

средств выразительности, что поможет понять особенности стиля авангард.

Работа педагога в этой области заключается в том, чтобы совместить

найти правильный метод организации созидательной формы работы с группой

подростков, увлечь учащихся темой нового задания, применить инклюзивный метод работы с теми подростками, которые не вливаются в коллектив, любят работать отдельно.

Заниматься в изостудию дети приходят по своему желанию, поэтому проблемы с мотивацией к освоению живописных и графических техник

возникают не так часто. И всё же, как показывает опыт, дети самостоятельно

стремятся рисовать то, что легче всего можно изобразить, используют простую

Для преодоления стереотипных представлений о рисовании в изостудии

«Палитра» Дворца детского и юношеского творчества были проведены занятия

по ознакомлению с авангардной живописью. В форме беседы с вопросами и

ответами подростки узнали об истории авангардизма в искусстве, о том, что

искусство отражало революционный настрой всей Европы. В ходе беседы

ребята учатся объяснять свою точку зрения, что вызывает яркий

эмоциональный отклик. Появление авангардного искусства начиналось с

определенных предпосылок. Одна из них — изобретение фотографии, которая

взяла на себя реалистичное изображение предметов. Важную роль сыграла и

историческая ситуация в мире: первая мировая война и связанное с ней

желание «спрятаться» в искусстве от окружающей действительности. Эти

чувства в одной фразе выразил П. Клее: «Чем хуже мир, тем абстрактнее

Для объяснения общего своеобразия картин искусства авангарда в можно

рассмотреть картину Пабло Пикассо «Плачущая женщина». Стоит попросить

ребят представить плачущего человека. Когда человек плачет, он выражает

сильные эмоциональные переживания. Плачущий человек не привлекателен,

поэтому и картина, показывающая страдание и боль, не может быть красивой в

привычном понимании. Стоит обратить внимание на психологические

особенности восприятия изображения: ломаные линии, сочетания резко

противоположных цветов отталкивают зрителя, создают ощущение

Сложность написания этих картин заключается в поиске минимальных

средств выразительности, в поиске цветовых сочетаний, характере линий, пятен

и мазков. Поэтому в ходе беседы рекомендуется провести небольшой

сравнительный анализ средств выразительности, используемых художниками-

авангардистами и художниками-реалистами. Для более точного восприятия

педагогу следует выбирать картины, написанные в одной тематике. Сравнивать

искусство авангарда можно как с предшествующим ему искусством модерна,

так и с классическим искусством.

На занятиях в изостудии «Палитра» для сравнения ребятам были

предложены следующие произведения:

1. И. Крамской «Неутомимое горе» и П. Пикассо «Герника»

2. В. Хеда «Завтрак» и Х. Сутин «Ощипанный цыпленок»

3. Т. Жерико «Скачки в Эпсоме» и Д. Балла «Динамизм собачки на поводке».

В процессе беседы важно не навязывать ученикам готовые ответы, а

постепенно подводить к ним. Конечно, не на все вопросы, касающиеся

искусства авангарда, могут быть даны обстоятельные ответы. Далее следует

более подробный анализ особенностей отдельных направлений. К

рассмотрению можно рекомендовать такие направления как фовизм,

экспрессионизм, кубизм, лучизм. Рассмотрение подкрепляется наглядно —

иллюстративным материалом. Например:

— фовизм — А. Дерен «Портрет Матисса»; А. Матисс «Танец»; «Музыка»;

«Радость жизни»; «Красные рыбки»;

— экспрессионизм — К. Шмидт «Осенний пейзаж в Ольдсбурге»; Х. Сутин

«Ощипанный цыпленок»; Э. Шиле «Автопортрет»,

— кубизм — П. Пикассо «Фабрика»; «Натюрморт с плетеным стулом»; «Портрет

А. Воллара»; Ж. Брак «Рыбацкие лодки»; «Скрипка и подсвечник»;

— лучизм — М. Ларионов «Петух»; «Красно-синий лучизм».

Способность к воображению — основа любого творческого процесса. В

преподавании искусства авангарда особенно важной целью является не только

ознакомление с теоретической частью особенностей этого искусства, а именно

обучение детей мыслить творчески, нестандартно. Изучение картин, где

художниками — авангардистами применяются различные техники коллажа и

декоративной композиции, поможет учащимся по-иному взглянуть на техники

живописи и избавиться от некоторой шаблонности в выполнении собственных

творческих работ. Поэтому в самом начале практической работы

рекомендуется провести занятие по «рисованию музыки». Сначала следует

Читайте также:  Как оформить дачу дизайн своими руками

прослушать два или три музыкальных произведения разных направлений, а

затем нарисовать ассоциацию.

Также в усвоении материала важную роль играют практические задания

на создание творческой композиции с учетом средств выразительности

понравившихся направлений (не менее двух) с дальнейшим обсуждением работ

Главная цель любого учебного процесса — вызвать интерес у учащихся,

расширить их кругозор. На занятиях в различных студиях у детей

закладываются как навыки определенной деятельности: рисования, пения и др.,

так и культура поведения. У подростков особенно ярко выражено желание

выделяться, чем-то отличаться от других, привлекать внимание. Изучение

искусства авангарда может помочь раскрыть творческий потенциал, развить

оригинальность, умение творить самостоятельно. После проведенных занятий

по изучению авангардизма в изостудии «Палитра» многие учащиеся старались

использовать полученные знания в своих работах. Изучение различных

направлений помогает подросткам ориентироваться в современном искусстве.

Список использованной литературы

1. История авангардизма [Электронный ресурс]//allbest .-2000-2016.-режим

доступа: otherreferats.allbest.ru/culture/00055187_0.html (дата обращения

2. Образовательная среда как фактор социализации детей и подростков.

Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций [Электронный

ресурс]//dipland.ru .-2009-2016.-режим доступа:

3 (дата обращения 28.02.2016)

3. Рябинина Н.А. Роль педагога дополнительного образования в профилактике

девиантного поведения подростков.- Южно-Сахалинск.: Сахалинский

государственный университет. 2016 Материалы VIII Международной

студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный

Источник

Детский авангард своими руками

Сотрудник РГДБ Кирилл Захаров о «плохой супрематистке» Вере Ермолаевой и советском виммельбухе Алисы Порет.

В рамках проекта «Конструктивизм — детям» мне посчастливилось читать лекции о женщинах-иллюстраторах 1920–1930 годов. Кончено же, одни из самых притягательных героинь — Вера Ермолаева и Алиса Порет.

Ученица Малевича

Первое, что говорит о Ермолаевой каждый второй, — она «ученица Малевича». Это заблуждение стоит развеять. Конечно, они с Малевичем связаны, но Ермолаева была слишком деятельной, яркой, образованной и умелой, чтобы ходить в ученицах. Собственно, когда Малевич появился в Витебске, она занимала там руководящую должность, звалась «товарищем директора», и заменяла Шагала, когда тот уезжал в командировки. Так что «соратник», если угодно, «товарищ», но не «ученица».

Плохая супрематистка

Когда впервые видишь картинки Ермолаевой к детским книгам, при этом знаешь или подозреваешь о ее супрематических поисках, можно подумать, что здесь она из эксперимента шагнула в стихию простого, понятного, «милого» творчества. Можно даже решить, что она «плохая супрематистка». Ничуть: эти работы были возможны только после супрематизма, после работы в ГИНХУКе и тщательного изучения цвета. Первая многотиражная детская книжка — «Топ-топ-топ» (Николай Асеев, 1925) — вырастает из работы с Малевичем. Разноцветные автобусы словно парят в чистом пространстве улицы. В супрематических полотнах это было движением цветовых плоскостей в некоем чистом «космосе»; в книжке Асеева плоскости стали автобусами, но перекличка очевидна.

Разворот из книги «Топ-топ-топ». Опубликовано в книге «Русский музей представляет: Вера Ермолаева» / Альманах. Вып. 202. Санкт-Петербург: Palace Editions-Graficart, 2008.

Очень быстро Ермолаева отказалась от слишком очевидных отсылок, картинки стали прихотливее, изобретательнее, исследователи (конечно, имею в виду Антонину Заинчковскую) говорят о «плавных, тягучих контурах», но все равно — перед нами родственники супрематических плоскостей, участки, заполненные цветом. Ермолаева работает с ним поистине виртуозно, и немудрено. В супрематизме цвет имел ключевое значение, недаром Малевич употреблял термин «цветопись» — в противовес «живописи».

Иллюстрация из книги «Шарики». Предоставлена Российской государственной детской библиотекой

«Шарики» Евгения Шварца (1929) нарисованы всего тремя цветами. Не редкость — в то время художники часто пользовались ограниченным набором красок. Но далеко не все умели или хотели так играть с ними, как Ермолаева. Конструктивисты шагали скорее от «канонического» супрематизма, заполняли рисунки-чертежи монотонными цветами. Ермолаева же ищет и находит мельчайшие движения и намерения этих цветов, будто бы лепит из них реальность, вплотную подводя к своему уникальному методу, называвшемуся «живописно-пластическим реализмом».

Движение и статика

Обложка книги «10 фокусов Чудодеева» (1928), написанной Ильей Маршаком, исполнена статики. В сущности, это набор геометрических форм, заполненных цветами, что напоминает и о том же супрематизме, и о кубизме. А вот черно-белые иллюстрации Ермолаевой часто насыщены динамикой — таковы картинки к асеевской «Красношейке» (1927), которую она иллюстрировала вслед за Натаном Альтманом. Эта экспрессия идет из ее футуристического прошлого, когда она делала работы энергичные, местами даже брутальные.

Читайте также:  Как изготовить журнального столика своими руками

Фрагмент обложки книги «10 фокусов Чудодеева». Сайт raruss.ru

Удивительно, что на рисунках в книжках, посвященных движению — «Бегать. Прыгать» Введенского (1930) и «Купаться. Кататься» Шварца (1931) — все герои обездвижены. Даже девочка, прыгающая через веревочку, будто застыла в воздухе.

Иллюстрация из книги «Красношейка». Предоставлена Российской государственной детской библиотекой

Советский виммельбух

Имя Алисы Порет связано с двумя великими художниками: Петровым-Водкиным и Филоновым. Следы влияния обоих хорошо видны в ее детских книжках. Например, в книжке «Как победила революция» (Николай Заболоцкий, 1930) можно разглядеть и сферическую перспективу Петрова-Водкина, и построение мира из самостоятельных проработанных фрагментов, что отсылает к Филонову. Кстати, книжка очень похожа на виммельбух: на многих страницах такая же «точка зрения», да и вообще, это последовательная история про маленьких человечков. Правда, у Порет они не слишком индивидуальны, ее задача — изобразить массы.

Иллюстрация из книги «Как победила революция». С сайта Принстонского университета pudl.princeton.edu

Анекдоты про Хармса

Многое из того, что о Порет известно, мы знаем от нее самой. Она оставила записи, припоминала каждый чих, многое перепридумывала. Случалось, не один раз — ее дневник очень «литературный» и фантазийный. Нередко записи снабжались рисунками, что в какой-то степени напоминает сегодняшний фейсбук. Хармс сделал персонажем анекдотов Пушкина, Порет проделала ровно то же со своим окружением — Хармсом и Введенским. В советские годы ее воспоминания публиковали, и многое вызвало неодобрение у людей, когда-то Порет хорошо знавших. К примеру, у ее многолетней подруги Татьяны Глебовой.

В четыре руки

В конце двадцатых — начале тридцатых они были очень близки, даже рисовали вместе — «в четыре руки». По словам Порет, ее недолюбливал художник Владимир Лебедев, Глебову — какой-то другой редактор, и они веселились, стремясь обмануть всех на свете. Дообманывались до того, что теперь не всегда можно с уверенностью их книги атрибутировать. Например, в очень хорошем справочнике Сергея Хачатурова «Искусство книги в России 1910–1930 годов» некоторые работы Порет с осторожностью помещены в раздел «Совместно», хотя на обложке значится только ее фамилия.

«Дом в разрезе». Сайт, посвященный картине, domvrazreze.ru.

В четыре руки Порет и Глебова рисовали и «для взрослых». Так создана их знаменитая картина «Дом в разрезе», и еще одна — двойная «Люмпен-пролетариат / Тюрьма».

Все вертится

Все это, в общем, один круг, хотя и многоцветный. Есть фотография, на которой Ермолаева запечатлена с Порет, они участвуют в постановке, этаком живом «фильме», которые Алиса Ивановна и Глебова устраивали, созывая гостей. Во время войны, в эвакуации (к этому моменту отношения между подругами охладились) Глебова вышла замуж за художника Владимира Стерлигова, когда-то учившегося у Малевича, а позже входившего в ермолаевскую группу «живописно-пластического реализма». Стерилигов, кстати, был вместе с Ермолаевой арестован, но не был расстрелян, как она.

Читать и смотреть

Лучшие, самые обстоятельные и прекрасно иллюстрированные книги о Ермолаевой и Порет — каталоги Галереи Галеева. Еще издательство «Барбарис» выпустило дневники Алисы Ивановны, чуть ли не на днях опубликован второй том. Книжки дорогие, но того стоят — сделаны очень хорошо. К примеру, каталоги Галеева имеют огромное искусствоведческое, даже, быть может, историческое значение.

Увидеть книжки художников «живьем» можно на выставках. В прошлом году в трех библиотеках (РГДБ, РГБ и ВГБИЛ) прошла «Конструируя будущее», прямо сейчас в Галерее «На Шаболовке» идет увлекательная, очень профессионально сделанная «Конструктивизм — детям». К счастью, ее продлили до 12 марта — времени мало, но успеть можно.

Источник

Оцените статью