Авангард своими руками
Еврейский музей и центр толерантности совместно с Энциклопедией русского авангарда представляют программу творческих мастерских для всей семьи, посвященных игре в архитектуру и изобретательство русского авангарда. Мастерские будут проходить 5 и 6 января 2020 г. в формате открытых мастер-классов, интересных всем возрастам: от школьников и студентов до их дедушек и бабушек.
Авангардное искусство подарило миру множество идей и изобретений, а главное – показало, как дух свободы и творческого самовыражения способен объединять людей. Участники мастер-классов смогут попробовать себя в роли архитекторов и изобретателей, решающих нестандартные творческие задачи. Задания будут различаться по степени сложности и необходимым навыкам. В результате каждый сможет создать собственное неповторимое творение, работая над ним индивидуально или разделив эмоции с друзьями и близкими.
5 декабря (воскресенье).
«Архитектура авангарда. Новый город»
Поиграем с идеями «великих» и найдем с ними общий язык. Необычные задания помогут по-другому взглянуть на город, в котором мы живем и места, которые нам нравятся. Научимся смотреть глазами архитектора, возьмем на вооружение приемы, известные только посвященным. Придумаем проект и пройдем с ним по главным этапам реализации: от идеи до воплощения в макете. Мастер-класс ведут преподаватели архитектурной школы Драконопроект. Запись на мастер-класс https://www.jewish-museum.ru/events/arkhitektura-avangarda-novyy-gorod/.
6 декабря (понедельник).
«Изобретая авангард. Инженеры искусства»
Попробуем себя в роли инженеров и изобретателей с помощью конструкторов LEGO Education. Это не просто лего, которые мы все знаем и любим, а расширенные наборы деталей и электроники с почти неограниченными возможностями для творчества. Специально для этого мастер-класса опытнейшие преподаватели команды FUNbots придумали особые задания, связанные с изобретениями авангардистов. Они доступны и интересны самым разным возрастам. А для тех участников, кто захочет испытать себя, заготовлен апгрейд в виде продвинутого проектирования и создания своих собственных программируемых роботов. Запись на мастер-класс https://www.jewish-museum.ru/events/izobretaya-avangard-inzhenery-iskusstva/.
Мастер-классы проводятся в Еврейском музее и центре толерантности по адресу: ул. Образцова, 11, стр. 1А. Участие в мастер-классах бесплатное. Возраст участников от 9 лет и выше (дети младше 9 лет могут принимать участие совместно со взрослыми). Время проведения с 13:00 до 18:00 (присоединяться к мастер-классу можно в любое время до 17:00). Для того чтобы вам не пришлось ждать, пожалуйста, зарегистрируйтесь на интересующий вас мастер-класс и укажите планируемое время прихода. Если у вас возникли вопросы по участию, пишите на электронную почту: ec@jewish-museum.ru или уточняйте по телефону +7 495 645-05-50.
Изображения: / DIGITAL AVANTGARDE. Zorik Istomin
Источник
Методы преподавания искусства авангарда в детской изостудии
Содержимое публикации
Методы преподавания искусства авангарда в детской изостудии
Климова Анастасия Андреевна,
педагог дополнительного образования,
Произведения искусства авангарда в большинстве случаев
воспринимаются зрителями буквально. Возникают сложности и в преподавании
искусства первой трети XX века. Педагоги задаются вопросом, как научить
воспринимать и понимать произведения авангардистов, и стоит ли преподавать
искусство авангарда детям.
Французское слово «авангард»изначально обозначало военный отряд,
следующий перед основными силами. В 1853 году этим термином впервые
назвали общественное движение интеллигенции, стремившейся к обновлению
Реакцию взрослых людей, которую обычно вызывают произведения
искусства авангарда, можно сжато выразить так: «Это совсем не похоже на
реальность», «Так может каждый», «Это не понятно, но привлекает внимание».
Что же тогда могут думать дети, если им показывают живопись художников-
авангардистов без объяснения его сущностных характеристик?
В младшем школьном возрасте дети отвергают изображения, где
художники используют условные приёмы выразительности, искажают форму,
нарушают гармонию и композицию [2]. Поэтому преподавать технику
выполнения композиции в стиле авангардрекомендуется детям старшего
школьного возраста. Знакомство с профессиональным искусством предполагает
определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического
развития. Ученикам среднего и старшего школьного возраста уже доступно
понимание терминов истории искусства, теоретических основ композиции,
средств выразительности, что поможет понять особенности стиля авангард.
Работа педагога в этой области заключается в том, чтобы совместить
найти правильный метод организации созидательной формы работы с группой
подростков, увлечь учащихся темой нового задания, применить инклюзивный метод работы с теми подростками, которые не вливаются в коллектив, любят работать отдельно.
Заниматься в изостудию дети приходят по своему желанию, поэтому проблемы с мотивацией к освоению живописных и графических техник
возникают не так часто. И всё же, как показывает опыт, дети самостоятельно
стремятся рисовать то, что легче всего можно изобразить, используют простую
Для преодоления стереотипных представлений о рисовании в изостудии
«Палитра» Дворца детского и юношеского творчества были проведены занятия
по ознакомлению с авангардной живописью. В форме беседы с вопросами и
ответами подростки узнали об истории авангардизма в искусстве, о том, что
искусство отражало революционный настрой всей Европы. В ходе беседы
ребята учатся объяснять свою точку зрения, что вызывает яркий
эмоциональный отклик. Появление авангардного искусства начиналось с
определенных предпосылок. Одна из них — изобретение фотографии, которая
взяла на себя реалистичное изображение предметов. Важную роль сыграла и
историческая ситуация в мире: первая мировая война и связанное с ней
желание «спрятаться» в искусстве от окружающей действительности. Эти
чувства в одной фразе выразил П. Клее: «Чем хуже мир, тем абстрактнее
Для объяснения общего своеобразия картин искусства авангарда в можно
рассмотреть картину Пабло Пикассо «Плачущая женщина». Стоит попросить
ребят представить плачущего человека. Когда человек плачет, он выражает
сильные эмоциональные переживания. Плачущий человек не привлекателен,
поэтому и картина, показывающая страдание и боль, не может быть красивой в
привычном понимании. Стоит обратить внимание на психологические
особенности восприятия изображения: ломаные линии, сочетания резко
противоположных цветов отталкивают зрителя, создают ощущение
Сложность написания этих картин заключается в поиске минимальных
средств выразительности, в поиске цветовых сочетаний, характере линий, пятен
и мазков. Поэтому в ходе беседы рекомендуется провести небольшой
сравнительный анализ средств выразительности, используемых художниками-
авангардистами и художниками-реалистами. Для более точного восприятия
педагогу следует выбирать картины, написанные в одной тематике. Сравнивать
искусство авангарда можно как с предшествующим ему искусством модерна,
так и с классическим искусством.
На занятиях в изостудии «Палитра» для сравнения ребятам были
предложены следующие произведения:
1. И. Крамской «Неутомимое горе» и П. Пикассо «Герника»
2. В. Хеда «Завтрак» и Х. Сутин «Ощипанный цыпленок»
3. Т. Жерико «Скачки в Эпсоме» и Д. Балла «Динамизм собачки на поводке».
В процессе беседы важно не навязывать ученикам готовые ответы, а
постепенно подводить к ним. Конечно, не на все вопросы, касающиеся
искусства авангарда, могут быть даны обстоятельные ответы. Далее следует
более подробный анализ особенностей отдельных направлений. К
рассмотрению можно рекомендовать такие направления как фовизм,
экспрессионизм, кубизм, лучизм. Рассмотрение подкрепляется наглядно —
иллюстративным материалом. Например:
— фовизм — А. Дерен «Портрет Матисса»; А. Матисс «Танец»; «Музыка»;
«Радость жизни»; «Красные рыбки»;
— экспрессионизм — К. Шмидт «Осенний пейзаж в Ольдсбурге»; Х. Сутин
«Ощипанный цыпленок»; Э. Шиле «Автопортрет»,
— кубизм — П. Пикассо «Фабрика»; «Натюрморт с плетеным стулом»; «Портрет
А. Воллара»; Ж. Брак «Рыбацкие лодки»; «Скрипка и подсвечник»;
— лучизм — М. Ларионов «Петух»; «Красно-синий лучизм».
Способность к воображению — основа любого творческого процесса. В
преподавании искусства авангарда особенно важной целью является не только
ознакомление с теоретической частью особенностей этого искусства, а именно
обучение детей мыслить творчески, нестандартно. Изучение картин, где
художниками — авангардистами применяются различные техники коллажа и
декоративной композиции, поможет учащимся по-иному взглянуть на техники
живописи и избавиться от некоторой шаблонности в выполнении собственных
творческих работ. Поэтому в самом начале практической работы
рекомендуется провести занятие по «рисованию музыки». Сначала следует
прослушать два или три музыкальных произведения разных направлений, а
затем нарисовать ассоциацию.
Также в усвоении материала важную роль играют практические задания
на создание творческой композиции с учетом средств выразительности
понравившихся направлений (не менее двух) с дальнейшим обсуждением работ
Главная цель любого учебного процесса — вызвать интерес у учащихся,
расширить их кругозор. На занятиях в различных студиях у детей
закладываются как навыки определенной деятельности: рисования, пения и др.,
так и культура поведения. У подростков особенно ярко выражено желание
выделяться, чем-то отличаться от других, привлекать внимание. Изучение
искусства авангарда может помочь раскрыть творческий потенциал, развить
оригинальность, умение творить самостоятельно. После проведенных занятий
по изучению авангардизма в изостудии «Палитра» многие учащиеся старались
использовать полученные знания в своих работах. Изучение различных
направлений помогает подросткам ориентироваться в современном искусстве.
Список использованной литературы
1. История авангардизма [Электронный ресурс]//allbest .-2000-2016.-режим
доступа: otherreferats.allbest.ru/culture/00055187_0.html (дата обращения
2. Образовательная среда как фактор социализации детей и подростков.
Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций [Электронный
ресурс]//dipland.ru .-2009-2016.-режим доступа:
3 (дата обращения 28.02.2016)
3. Рябинина Н.А. Роль педагога дополнительного образования в профилактике
девиантного поведения подростков.- Южно-Сахалинск.: Сахалинский
государственный университет. 2016 Материалы VIII Международной
студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный
Источник
Детский авангард своими руками
Сотрудник РГДБ Кирилл Захаров о «плохой супрематистке» Вере Ермолаевой и советском виммельбухе Алисы Порет.
В рамках проекта «Конструктивизм — детям» мне посчастливилось читать лекции о женщинах-иллюстраторах 1920–1930 годов. Кончено же, одни из самых притягательных героинь — Вера Ермолаева и Алиса Порет.
Ученица Малевича
Первое, что говорит о Ермолаевой каждый второй, — она «ученица Малевича». Это заблуждение стоит развеять. Конечно, они с Малевичем связаны, но Ермолаева была слишком деятельной, яркой, образованной и умелой, чтобы ходить в ученицах. Собственно, когда Малевич появился в Витебске, она занимала там руководящую должность, звалась «товарищем директора», и заменяла Шагала, когда тот уезжал в командировки. Так что «соратник», если угодно, «товарищ», но не «ученица».
Плохая супрематистка
Когда впервые видишь картинки Ермолаевой к детским книгам, при этом знаешь или подозреваешь о ее супрематических поисках, можно подумать, что здесь она из эксперимента шагнула в стихию простого, понятного, «милого» творчества. Можно даже решить, что она «плохая супрематистка». Ничуть: эти работы были возможны только после супрематизма, после работы в ГИНХУКе и тщательного изучения цвета. Первая многотиражная детская книжка — «Топ-топ-топ» (Николай Асеев, 1925) — вырастает из работы с Малевичем. Разноцветные автобусы словно парят в чистом пространстве улицы. В супрематических полотнах это было движением цветовых плоскостей в некоем чистом «космосе»; в книжке Асеева плоскости стали автобусами, но перекличка очевидна.
Разворот из книги «Топ-топ-топ». Опубликовано в книге «Русский музей представляет: Вера Ермолаева» / Альманах. Вып. 202. Санкт-Петербург: Palace Editions-Graficart, 2008.
Очень быстро Ермолаева отказалась от слишком очевидных отсылок, картинки стали прихотливее, изобретательнее, исследователи (конечно, имею в виду Антонину Заинчковскую) говорят о «плавных, тягучих контурах», но все равно — перед нами родственники супрематических плоскостей, участки, заполненные цветом. Ермолаева работает с ним поистине виртуозно, и немудрено. В супрематизме цвет имел ключевое значение, недаром Малевич употреблял термин «цветопись» — в противовес «живописи».
Иллюстрация из книги «Шарики». Предоставлена Российской государственной детской библиотекой
«Шарики» Евгения Шварца (1929) нарисованы всего тремя цветами. Не редкость — в то время художники часто пользовались ограниченным набором красок. Но далеко не все умели или хотели так играть с ними, как Ермолаева. Конструктивисты шагали скорее от «канонического» супрематизма, заполняли рисунки-чертежи монотонными цветами. Ермолаева же ищет и находит мельчайшие движения и намерения этих цветов, будто бы лепит из них реальность, вплотную подводя к своему уникальному методу, называвшемуся «живописно-пластическим реализмом».
Движение и статика
Обложка книги «10 фокусов Чудодеева» (1928), написанной Ильей Маршаком, исполнена статики. В сущности, это набор геометрических форм, заполненных цветами, что напоминает и о том же супрематизме, и о кубизме. А вот черно-белые иллюстрации Ермолаевой часто насыщены динамикой — таковы картинки к асеевской «Красношейке» (1927), которую она иллюстрировала вслед за Натаном Альтманом. Эта экспрессия идет из ее футуристического прошлого, когда она делала работы энергичные, местами даже брутальные.
Фрагмент обложки книги «10 фокусов Чудодеева». Сайт raruss.ru
Удивительно, что на рисунках в книжках, посвященных движению — «Бегать. Прыгать» Введенского (1930) и «Купаться. Кататься» Шварца (1931) — все герои обездвижены. Даже девочка, прыгающая через веревочку, будто застыла в воздухе.
Иллюстрация из книги «Красношейка». Предоставлена Российской государственной детской библиотекой
Советский виммельбух
Имя Алисы Порет связано с двумя великими художниками: Петровым-Водкиным и Филоновым. Следы влияния обоих хорошо видны в ее детских книжках. Например, в книжке «Как победила революция» (Николай Заболоцкий, 1930) можно разглядеть и сферическую перспективу Петрова-Водкина, и построение мира из самостоятельных проработанных фрагментов, что отсылает к Филонову. Кстати, книжка очень похожа на виммельбух: на многих страницах такая же «точка зрения», да и вообще, это последовательная история про маленьких человечков. Правда, у Порет они не слишком индивидуальны, ее задача — изобразить массы.
Иллюстрация из книги «Как победила революция». С сайта Принстонского университета pudl.princeton.edu
Анекдоты про Хармса
Многое из того, что о Порет известно, мы знаем от нее самой. Она оставила записи, припоминала каждый чих, многое перепридумывала. Случалось, не один раз — ее дневник очень «литературный» и фантазийный. Нередко записи снабжались рисунками, что в какой-то степени напоминает сегодняшний фейсбук. Хармс сделал персонажем анекдотов Пушкина, Порет проделала ровно то же со своим окружением — Хармсом и Введенским. В советские годы ее воспоминания публиковали, и многое вызвало неодобрение у людей, когда-то Порет хорошо знавших. К примеру, у ее многолетней подруги Татьяны Глебовой.
В четыре руки
В конце двадцатых — начале тридцатых они были очень близки, даже рисовали вместе — «в четыре руки». По словам Порет, ее недолюбливал художник Владимир Лебедев, Глебову — какой-то другой редактор, и они веселились, стремясь обмануть всех на свете. Дообманывались до того, что теперь не всегда можно с уверенностью их книги атрибутировать. Например, в очень хорошем справочнике Сергея Хачатурова «Искусство книги в России 1910–1930 годов» некоторые работы Порет с осторожностью помещены в раздел «Совместно», хотя на обложке значится только ее фамилия.
«Дом в разрезе». Сайт, посвященный картине, domvrazreze.ru.
В четыре руки Порет и Глебова рисовали и «для взрослых». Так создана их знаменитая картина «Дом в разрезе», и еще одна — двойная «Люмпен-пролетариат / Тюрьма».
Все вертится
Все это, в общем, один круг, хотя и многоцветный. Есть фотография, на которой Ермолаева запечатлена с Порет, они участвуют в постановке, этаком живом «фильме», которые Алиса Ивановна и Глебова устраивали, созывая гостей. Во время войны, в эвакуации (к этому моменту отношения между подругами охладились) Глебова вышла замуж за художника Владимира Стерлигова, когда-то учившегося у Малевича, а позже входившего в ермолаевскую группу «живописно-пластического реализма». Стерилигов, кстати, был вместе с Ермолаевой арестован, но не был расстрелян, как она.
Читать и смотреть
Лучшие, самые обстоятельные и прекрасно иллюстрированные книги о Ермолаевой и Порет — каталоги Галереи Галеева. Еще издательство «Барбарис» выпустило дневники Алисы Ивановны, чуть ли не на днях опубликован второй том. Книжки дорогие, но того стоят — сделаны очень хорошо. К примеру, каталоги Галеева имеют огромное искусствоведческое, даже, быть может, историческое значение.
Увидеть книжки художников «живьем» можно на выставках. В прошлом году в трех библиотеках (РГДБ, РГБ и ВГБИЛ) прошла «Конструируя будущее», прямо сейчас в Галерее «На Шаболовке» идет увлекательная, очень профессионально сделанная «Конструктивизм — детям». К счастью, ее продлили до 12 марта — времени мало, но успеть можно.
Источник