- Нестандартное оборудование в системе здоровьесбережения в ДОУ
- Уголок здоровья в детском саду
- Оформление уголка здоровья
- Оформление уголков здоровья в зависимости от возраста
- Уголок здоровья в младшей группе
- Уголок здоровья в средней группе
- Уголок здоровья в старшей группе
- Уголок здоровья в подготовительной группе
Нестандартное оборудование в системе здоровьесбережения в ДОУ
Татьяна Авласцова
Нестандартное оборудование в системе здоровьесбережения в ДОУ
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитания привычки к здоровому образу жизни.
ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает разработанная нами система работы по применению здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования.
Здоровьесберегающие технологии с использованием нестандартного оборудования приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью, приобщают к регулярным занятиям физической культурой, входят в привычку самостоятельного применения в практической деятельности. Одной из главных задач дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитателю необходимо обучаться психолого – педагогическим технологиям, позволяющих ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
1. Формировать понимание необходимости заботится о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни
2. Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию
3. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
В детском саду используются следующие эффективные здоровьесберегающие технологии:
— бодрящая гимнастика после сна;
— профилактика и коррекция плоскостопия;
— гимнастика для глаз (профилактика нарушения зрения);
— утренняя гимнастика (разные варианты);
— досуги и развлечения;
— дни здоровья.
Все формы оздоровления носят развивающий характер, способствуют формированию здорового образа жизни детей, воспитывают бережное отношение к своему организму, обеспечивают своевременное развитие жизненно необходимых двигательных навыков, способностей, а так же психических и физических качеств ребенка.
Реализуя здоровьесберегающие технологи, в работе с детьми мы применяем нестандартное оборудование, изготовленное своими руками.
С применением нестандартного оборудования решаем задачи
физического развития,которые позволяют:
1. повышать интерес детей к выполнению основных видов движений и участие в играх;
2. способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
3. чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы,
стимулируя желание детей заниматься двигательной деятельностью;
4. повысить моторную плотность физкультурных занятий;
5. уточнять представления о форме предметов, положений частей, их
относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;
6. развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
При использовании нестандартного оборудования происходит обогащение знаний о мире предметов и их многофункциональности, развиваются умения ориентироваться в пространстве. Дошкольники приучаются применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности. У них пробуждается интерес к спортивным играм, занятиям, расширяются представления о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Предлагаю несколько примеров нестандартного оборудования, которое мы используем в своей работе.
Дорожка здоровья.
Цель: развитие внимания, координации движений, массаж стоп, разные виды ходьбы, профилактика плоскостопия, профилактика опорно-двигательного аппарата.
Цель: массаж спины, рук, ног, головы ребенка; развитие мелкой моторики, улучшение эмоционального настроя.
Цель: развитие ловкости рук, координации движений.
В дыхательной гимнастике используем «волшебные бутылочки»
Цель: развитие сильной направленной воздушной струи.
Упражнение «Снегопад» — дети дуют в одноразовые трубочки, пытаясь силой ветра поднять снежинки (пенопласт) в воздух.
Цель: развитие сильной направленной воздушной струи, мелкой моторики, координации движений кисти.
С ними можно работать в трех направлениях:
1. Развитие сильной направленной воздушной струи – дети дуют на дождик.
2. Развитие мелкой моторики – прокатывание основания (карандаша) «султанчика» между ладоней (до кончиков пальцев).
3. Синхронное или асинхронное вращение кистей с султанчиками в руках.
Цель: развитие координации движений, умения работать в команде.
Дети берут полотно (каждый игрок берет за свой угол, в середине полотна лежит мяч, а в каждом углу полотна свое отверстие. Детям необходимо выбрать цель, куда закатывать мяч и реализовать ее, сделать так, чтобы мяч угодил в нужную лунку.
Моталочка — это две небольшие палочки, которые между собой соединены веревочкой.
Цель: развитие ловкости рук, координации движений; умения работать на скорость.
Два игрока берут в руки моталочку (один ребенок держится за одну палочку, второй –за другую: в середине веревочки есть метка-узелок, по сигналу начинают накручивать веревочку (каждый на свою палочку). Кто первый придет к середине, тот победил.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования способствует оздоровлению дошкольников, улучшается общее состояние здоровья воспитанников. Дети более сознательно относятся к своему здоровью, учатся самостоятельно применять оздоровительные технологии в практической деятельности. При этом развиваются интегративные качества дошкольников и повышается уровень их физической подготовленности. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Нестандартное оборудование в нашей группе Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей страничке. Очень люблю свою работу,и большое внимание уделяю здоровью детей. Не без помощи родителей.
Нестандартное спортивное оборудование своими руками Для поддержания здоровья и активности детей в своей работе использую нестандартное спортивное оборудование. Нестандартное оборудование-это.
Нестандартное физкультурное оборудование «Бильбоке» От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.
Нестандартное физкультурное оборудование «Цветные карандаши» Назначение: для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Плоскостопие появляется из-за слабости мышц и связок ног. Профилактика.
Нестандартное оборудование для оформления младшей группы Пройдёт лето, и придёт время вновь оформлять группу к новому учебному году. Хочу поделиться своими наработками, которые может быть вызовут.
Нестандартное оборудование «Игры с камушками-голышами» Предлагаю вашему вниманию нестандартное применение речных камушков. Отобрать камушки – голыши разной величины, с гладкой поверхностью.
Нестандартное оборудование в первой младшей группе .
Нестандартное оборудование в детском саду Нестандартное оборудование в детском саду. Можно смело утверждать, что в нашей стране руками педагогов и родителей созданы уникальные варианты.
Нестандартное оборудование в физкультурный уголок Главной задачей физкультурного уголка является развитие у детей культуры движения, развитие разнообразности движений. Физкультурный уголок.
Нестандартное оборудование в группе «Особый ребенок» В 2016 году в рамках реализации программы «Доступная среда» в нашем детском саду приобретено специальное оборудование для детей с особыми.
Источник
Уголок здоровья в детском саду
Здоровый образ жизни включает в себя: личную гигиену, правильное питание, потребность в движении и занятиях спортом, положительный настрой на медицину. В каждой возрастной группе ДОУ должно быть специально организованное предметно-развивающее пространство, мотивирующее детей на здоровый образ жизни – уголок здоровья.
Оформление уголка здоровья
Уголок здоровья должен быть ярким, оригинальным и соответствующим возрасту. Можно выделить несколько главных компонентов:
- картинки и дидактические игры на темы «что такое хорошо», «полезно и вредно», последовательность действий, режим дня;
- материалы для сюжетно-ролевой игры «больница»;
- материалы для игры «семья»;
- книги о здоровом образе жизни.
Уголки здоровья должны располагаться таким образом, чтобы быть доступными и полезными в любое время: в раздевалке, групповой комнате, игровом уголке.
Оформление уголков здоровья в зависимости от возраста
Содержание уголков меняется в зависимости от возрастной группы. Но во всех группах должны быть:
- ростомер;
- ортопедические коврики;
- массажные мячики;
- массажные перчатки (ладошки);
- пособия для развития дыхания и коррекции зрения (бабочки и ватные шарики на нитках, дудочки, волшебные перышки и др.);
- материалы для коррекции настроения и вывода гнева: мешки-кричалки, подушка для жалоб и др.
Уголок здоровья в младшей группе
Для малышей нужно подбирать материалы, которые можно потрогать и рассмотреть:
- кукла-девочка, кукла-мальчик для изучения лица и одежды для девочек и мальчиков в сравнении;
- сюжетные картинки на темы: «Режим дня», «Полезно и вредно, «Семья», «Что умеем»;
- фигурки членов семьи: мальчиков и девочек, мам и пап, бабушек и дедушек.
- альбомы фотографий;
Особое место в уголке здоровья для малышей занимают дидактические игры, которые используются при условии организации взрослых: лото на липучках: «Моем руки», «Чистим зубы».
Первое появление дидактических материалов должно быть при непосредственном руководстве взрослого. Важно, чтобы дети усвоили алгоритм действий и только потом играли самостоятельно.
В игровом уголке должно иметься оборудование для режиссерской и сюжетно-ролевой игры «Семья», где дети воспроизводят режимные процессы: питание, сон и др.
Уголок здоровья в средней группе
Дети этого возраста любят играть и отличаются познавательной активностью. Поэтому основную долю материалов уголка здоровья должны составлять оборудование для игры:
- Игры на последовательность по типу теневого лото на липучках: «Раздевалка», «Столовая»,
- Игры по валеологии,
- Дидактические вырезные куклы для подбора одежды в разные времена года и др.
- Оборудование для игры в больницу; детские халаты и шапочки для врача из Игросити, наборы медицинских инструментов.
Кроме того, в свободном доступе детей должны быть:
- дидактические картинки на темы здорового образа жизни: «Режим дня», «я занимаюсь спортом», «Полезно и вредно»;
- дидактические картинки о первой помощи при небольших травмах: ушибах, царапинах;
- стенды для детей на темы: меню, режим дня, где вместо текста предлагаются картинки;
- песочницы для игр с песком;
- мелкие камешки и предметы для развития мелкой моторики руки и тактильных ощущений;
- книги для детей: детская энциклопедия для детей с красочными картинками; «Мойдодыр», К. Чуковский; «Уроки Мойдодыра», Г.В. Зайцев; «Познай себя сам».
Уголок здоровья в старшей группе
- дидактические игры: лото по валеологии, а также на темы «Магазин», «Вредно-полезно» «Полезные продукты»; игры-советы «как избежать неприятностей дома», «Здоровый малыш», игры-трансформеры «Удивительное лицо»;
- картинки и альбомы на разные темы: «Лекарственные растения», «Наш организм», «Помоги себе сам»;
- книги для детей: энциклопедии на тему «Здоровье», «С добрым утром», Г.Андросов, «От А до Я», Н.Б. Коростелев и др.
- оборудование для сюжетно-ролевой игры в больницу, включая материал для скорой медицинской помощи;
- оборудование для самообследования: сила, острота зрения, проверки осанки;
- предметы для оказания доступной первой помощи: вата, бинты, лейкопластырь;
- стенды и плакаты о строении тела человека, о профилактике разных болезней.
Уголок здоровья в подготовительной группе
В подготовительной группе детям можно предложить анатомические куклы, макет для оказания первой помощи, плакаты и стенды и болезнях и их профилактике.
Важное место для детей подготовительной группы имеет подготовка к школе, поэтому важно демонстрировать правила: «Собираем портфель», «Правильная осанка», «Я иду в школу» (безопасная дорога) и др.
Также используйте учебные фильмы и обычные мультфильмы о здоровом образе жизни:
- Мойдодыр
- Птичка Тари
- Про бегемота, который боялся прививок
- Королева зубная щетка
- Лесная история
- Митя и Микробус
- Федорино горе
- Неумойка
- Ох и Ах
- Серии «Смешарики» и др.
Светлана Садовникова, педагог-психолог
16.03.2021
Источник