- Как отремонтировать электропроводку автомобиля?
- Распространенные неисправности электрооборудования машины
- Как проверить проводку
- Используем мультиметр
- Проверяем напряжение
- Ищем короткое замыкание
- Проверяем качество заземления
- Проверяем целостность цепи
- Ремонт электропроводки автомобиля
- Замена проводки авто
- Методика проверки состояния электропроводки
- Первичный осмотр после покупки
- Новостройка
- Старое жилье
- Что еще важно знать
Как отремонтировать электропроводку автомобиля?
Неисправности проводки автомобиля приводят к серьезным проблемам при эксплуатации машины – от некорректной работы датчиков и устройств, бортового компьютера и автоматики до полного выхода из строя дорогостоящего электрооборудования. Помните, что короткое замыкание цепей бортовой сети может привести к возгоранию автомобиля. Поэтому неисправности электрооборудования и электрики следует устранять сразу же при их обнаружении – не стоит откладывать ремонтные работы «в долгий ящик».
Выполнить ремонт электропроводки автомобилей можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Основная трудность заключается в поиске неисправностей — обрывов, вышедших из строя реле, предохранителей и блоков, поломок отдельных элементов и устройств автоэлектрики.
Распространенные неисправности электрооборудования машины
К автоэлектрике относятся различные системы, детали, устройства и элементы транспортного средства — система зажигания, аккумулятор и генератор, цепи бортового компьютера, предохранители, датчики, блоки реле, различные электронные датчики, автосвет, а также автоэлектроника — климатическая система, аудиосистема, автоматика и системы безопасности. Необходимо учитывать особенности автомобильной электропроводки для того, чтобы оперативно найти и устранить неисправность в бортовой сети.
К часто встречающимся проблемам с электрооборудованием относятся:
- Выход из строя аккумулятора. Это может быть следствием недостаточной плотности электролита, повреждений корпуса с протечкой электролита, разрушения пластин, значительного окисления клемм аккумулятора.
- Поломки генератора — обрывы обмоток, проблемы с реле напряжения, выход из строя диодного моста, износ щеток, подшипника.
- Проблемы с системой зажигания. Речь идёт о неисправностях свечей, катушки зажигания, об обрыве цепи или окислении контактной группы.
- Деформации электропроводки — окисление в местах соединения (вводах, контактах, клеммах), обрывы, разрушение изоляции проводов, короткое замыкание проводки, нарушение целостности скруток.
- Выход из строя компонентов электроники. Имеются в виду неисправности различных электротехнических приборов в цепях, устройствах и электрооборудовании авто (проводники, диоды, предохранители, конденсаторы).
Как проверить проводку
Провести диагностику электрооборудования можно с помощью вольтметра, омметра или мультиметра, специальных диагностических стендов. Проводится и компьютерная диагностика, во время которой происходит считывание кодов ошибок и основных показателей бортовой сети машины. Для самостоятельной проверки цепей и поиска неисправностей электрики достаточно одного мультиметра или сигнальной лампы.
Используем мультиметр
Предохранители в бортовой сети считаются наиболее «слабым» звеном в плане долговечности. При нештатных ситуациях (например, при коротком замыкании) предохранительные элементы «берут удар на себя», защищая остальную электрику и электрооборудование машины. Предохранители восстановлению не подлежат и во время ремонта заменяются.
Проверяем напряжение
Перед тем, как проверить проводку в автомобиле, необходимо замерить напряжение электрической цепи между отдельными компонентами и электрооборудованием. Прозвонить можно так:
- Установить мультиметр в режим вольтметра.
- Подсоединить один щуп измерительного прибора к «минусу» аккумуляторной батарее либо к массе машины.
- Второй щуп подсоединить к подающему проводу цепи.
Если на дисплее прибора появляется определенное значение, то на данном участке цепи электрической схемы есть напряжение. Можно сравнить значения с требуемыми в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.
Ищем короткое замыкание
После измерения напряжения выполняют поиск короткого замыкания цепей. Для этого потребуются либо мультиметр, либо сигнальная лампа. Что касается лампы, то при исправной проводке и отсутствии замыкания она не должна загораться.
Замыкание проводки, как и отсутствие напряжения (нулевое или бесконечное сопротивление в электрической цепи), свидетельствует о неисправностях в одном из 2‐х компонентов:
- Потребителя — электрооборудования, устройств, предохранителей, блоков.
- Проводки — обрыв или замыкание проводов, плохие контакты проводки в месте соединения с потребителем.
Проверку на замыкание можно выполнить и в режиме вольтметра. Для этого на проверяемом участке необходимо извлечь все предохранители, подключить щуп к клеммам предохранительного элемента. Значение «0» на экране свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если при попытке пошевелить провода в цепи появляется напряжение, значит, замыкание вызвано именно проводкой, потребуется замена проводов.
Проверяем качество заземления
В автомобилях используется однопроводная схема электропроводки – это означает, что «минус» идет на массу (кузов) машины. Однако коррозия металлических деталей, их окисление и разрушение, «разбалтывание» приводят к нарушению заземления и, как следствие, к нарушению контактов бортовой цепи.
Проверка заземления, как и других элементов электрики авто, осуществляется с помощью мультиметра. Порядок действий следующий:
- Отключение АКБ.
- Подсоединение одного щупа мультиметра к кузову (металлическим деталям) машины.
- Подсоединение второго щупа к заземляющему элементу или месту соединения проводки.
Выведенное на экран прибора значение следует сравнить с заводскими данными (руководство по эксплуатации авто). Если значения сильно расходятся, то необходимо провести восстановление заземления — зачистить металл в месте соединения, проверить надежность крепления.
Проверяем целостность цепи
Соединение проводов в электрической цепи автомобилей — одно самых уязвимых мест во всей электрике машины. Помимо разрушения изоляции, нарушения целостности и обрывов в местах соединения здесь также нередко возникает окисление контактов. Определить дефекты можно не только с помощью измерительного прибора, но и визуально. Если целостность цепи нарушена именно в месте соединения, то потребуется пайка проводов с разъемами. В противном случае необходимо найти поврежденный участок, для чего понадобятся сигнальная лампа или мультиметр.
Ремонт электропроводки автомобиля
Прозвонку и восстановление электропроводки автомобиля можно выполнить самостоятельно или в автосервисе. После определения неисправных участков, где имеются повреждение проводов, замыкание или обрыв, осуществляют их пайку либо полную замену. Обычная скрутка с последующим обжимом является не полноценным ремонтом, а лишь временной мерой — учитывайте это, если у вас нет возможности припаять места обрывов.
Провода подбираются с такими же характеристиками, что и имеющиеся поврежденные (сопротивление, металл). Не следует устанавливать слишком длинные провода с «запасом», перекрученная открытая проводка под действием негативных факторов (перепады температур, влага, грязь) быстрее разрушается — это может привести к короткому замыканию цепи. При замене жгутов проводов с разъемами убедитесь, что контактные группы перед работами полностью зачищены от окисления.
Уязвимым элементом электрики авто также считаются монтажные блоки, расположенные в подкапотном пространстве. Из‐за разрушающего воздействия перепадов температур и влаги возможно нарушение защитного покрытия и последующих дефектов дорожек, разъемов для подключения жгутов проводов, реле, конденсаторов. Ремонт монтажных блоков, состоящих из монтажных плат, предохранителей и электротехнических компонентов, включает в себя пайку для восстановления дорожек и покрытие специальным защитным лаком, а также замену неисправных элементов и проводки, разъемов, зачистку контактных групп от загрязнений, окислений.
Замена проводки авто
При замене проводки в автомобиле обязательно отключают питание, в том числе отсоединяют и АКБ. Конечно же, это не мера предосторожности против удара током, а защита электрооборудования автомобиля от вероятного короткого замыкания, которое может возникнуть при проведении ремонтных работ.
Иногда замену можно выполнить за 10-15 минут – например, если повреждены провода питающей цепи «АКБ-генератор». Если же нарушена целостность проводки в салоне, есть проблемы с заземлением, короткое замыкание в цепи бортового компьютера, то работы отнимут гораздо больше времени. И главное здесь – не ошибиться, поскольку неправильное подключение проводов (например, при нарушении полярности) может вызвать короткое замыкание, повреждение дорогостоящего электрооборудования и даже возгорание. При отсутствии опыта в электротехнике и электромонтажных работах лучше обратиться в специализированный сервис за услугами автоэлектрика‐профессионала.
Источник
Методика проверки состояния электропроводки
Первичный осмотр после покупки
Если вы только купили дом либо квартиру, первым делом нужно проверить состояние проводки, т.к. даже малейшие неисправности могут в последующем привести к поражению электрическим током или возникновению пожара. В новом и старом доме технология ревизии будет отличаться, поэтому отдельно посмотрим оба способа. Сразу же обращаем ваше внимание на то, что перед проверкой электропроводки необходимо обязательно отключить электроэнергию в щитке. Работать под напряжением, особенно неопытным электрикам, категорически запрещается!
Новостройка
Проверить электропроводку в новостройке после монтажа чаще всего приходится после покупки, перед капитальным ремонтом – отделкой стен и расстановкой мебели. Важность этого мероприятия заключается в том, что если вы с самого начала не осмотрите кабельную линию, в будущем делать проверку проводки под натяжным потолком либо за гипсокартонными листами будет гораздо сложнее.
Первым делом вы должны рассчитать суммарную мощность электроприборов, которыми будете пользоваться, на основании чего рассчитать сечение кабеля по мощности и сравнить это значение с сечением уже проложенного в стенах проводника. Если сечение недостаточное, обязательно замените электрику, однако как показывает опыт, в новостройках таких проблем не возникает.
Следующий шаг – проверка состояния скрытой электропроводки. Изоляция не должна иметь повреждений, а все соединения проводов обязательно должны быть выполнены с помощью клеммников либо других соединителей (к примеру, колпачков СИЗ), но никак не посредством скруток. Скрутки делать запрещено, смотрите перечень разрешенных способов соединений в главе 2.1. ПУЭ п. 2.1.21. Также важно определить сечение кабеля и проверить номиналы розеток. На розеточную группу должны идти медные проводники, сечением не менее 2,5 мм 2 , номинал автоматического выключателя розеточных групп не должен быть больше номинального тока розеток, обычно это 16А.
Если все перечисленные выше требования удовлетворены, последнее что останется сделать – проверить проводку в квартире на нагрузку. Другими словами вам необходимо самому выполнить проверку правильность сборки распределительного щитка. При подключении всей техники и включении всех светильников в комнатах автоматы не должны срабатывать. Если выбивает автоматический выключатель, значит электропроводка не способна выдержать нагрузку от подключенных электроприборов, в результате чего придется выполнять замену автоматов, разделение электропроводки на группы и т.д. Если же автоматы в щитке не выключились после включения нагрузки, значит домашняя проводка правильная. Не помешает дополнительно проверить надежность подключения автоматов в щитке, а также сверку номиналов с нагрузкой, которая на них приходит.
Старое жилье
Сложнее проверить состояние электропроводки в старом доме либо квартире, особенно если вы только купили жилье и понятие не имеете о том, как выполнена разводка электрики по комнатам. Итак, ревизию электросети нужно выполнить по следующей методике:
- Найти все распределительные коробки по комнатам. Открыв крышку, вы сможете понять, каким кабелем выполнена скрытая разводка электрики: алюминиевым или медным, а также какое сечение проводов. Еще вы должны сразу проверить состояние изоляции – если проводка старая, даже малейший перегиб кабеля приведет к тому, что изолирующий слой начнет сыпаться либо трескаться. Такую электропроводку требуется безоговорочно менять. Правильной будет проверка сопротивления изоляции мегомметром (так сказать на пробой и утечку тока). Её сопротивление должно быть не меньше 0,5 МОм. Но такой прибор есть не у каждого, поэтому можете «для приличия» измерить сопротивление хотя бы мультиметром, хотя это сложно назвать нормальной проверкой. Если сопротивление изоляции плохое – будут происходить утечки, и может срабатывать УЗО, если вы будете модернизировать электрощит. Не менее важно сразу же осмотреть все соединения проводов – не должно быть повреждений и скруток, особенно алюминия с медью. При необходимости нужно сразу же вместо скруток соединить провода клеммными колодками. О том, как найти распределительную коробку в стене многоквартирного дома, мы подробно рассказывали в соответствующей статье.
- Проверить розетки и выключатели света. В розетках необходимо осмотреть целостность проводов, изоляции, а также определить номинал, на который они рассчитаны. Если к розеткам подведена трехжильная проводка, обязательно нужно определить, где фаза, где ноль и где заземление. Для этого понадобится мультиметр либо индикаторная отвертка, а саму технологию определения фазы и нуля мы предоставили в соответствующей статье. После того как вы определите, где заземляющий проводник, необходимо проверить заземление в розетке. Об этом мы тоже подробно рассказали. Еще очень важный момент – если розетка установлена в металлический подрозетник, лучше заменить его на более современный, пластиковый. Что касается выключателей света, их нужно самому разобрать и убедиться, что на разрыв идет фазный провод, а не нулевой. Если до этого горе-электрик подвел на разрыв ноль, придется переделать подключение, т.к. такой вариант небезопасный – даже при замене лампочки в люстре вас может ударить током.
- Осмотрите вводной щиток. В нем должны быть установлены современные автоматы, а не пробки, которые использовались в далеком прошлом. Обязательно проверьте, чтобы на электропроводку в ванной комнате было установлено УЗО, которое защитит от поражения электричеством при пробое изоляции и утечке тока. При этом учтите, что установка УЗО в двухпроводной проводке (система TN-C) запрещена согласно ПУЭ п. 1.7.80 (см. Главу 1.7). Также проверьте качество всех подключений и сечение вводного кабеля. Если сечение недостаточное, замените кабель на более подходящий.
- Когда все самые важные узлы будут проанализированы, останется проверить старую проводку на нагрузку, как мы описывали выше. Как показывает опыт, в старых частных домах и квартирах без замены электрики не обойтись, но какое-то время можно и подождать (к примеру, до ремонта), просто не включать сразу много мощных электроприборов.
Следует еще рассказать о специальном приборе, с помощью которого можно проверить правильность электромонтажа — мегаомметре:
Вот и вся технология проверки старой и новой домашней проводки. Как вы видите, сделать ревизию не очень сложно, однако время на это уйдет достаточно! Обращаем ваше внимание на то, что в своем доме или квартире нужно проверять состояние электропроводки примерно раз в год. Все, что от вас требуется — подтягивать винтики на зажимах проводов, а также визуально смотреть, нет ли подгоревшей изоляции.
Что еще важно знать
Иногда недостаточно просто проверить электрику и самому заменить все несоответствующие элементы проводки. Иногда, к примеру, после затопления квартиры, нужно выполнить проверку сети на наличие короткого замыкания. Для этого лучше всего использовать специальный тестер – мультиметр. О том, как найти короткое замыкание, мы достаточно подробно рассказали в соответствующей статье.
Также хотелось бы отдельно отметить, что во время ревизии электропроводки нужно обращать внимание на удобство расположения розеток и выключателей, потому что после ремонта переставлять их будет не совсем логично. Вроде бы простой момент, но многие его упускают.
Вот и все, что хотелось рассказать вам о том, как проверить проводку в квартире и доме своими руками. Надеемся, что предоставленная методика была для вас понятной и полезной. Не забываем ставить оценку статьи и делиться информацией с друзьями!
Будет полезно прочитать:
Источник