- Сплит-система плохо охлаждает: диагностика кондиционера, исправление неполадок
- Диагностика оборудования: действительно ли сплит-система неисправна?
- Собственноручное исправление неполадок
- Неверные настройки
- Засор фильтров внутреннего блока
- Загрязнение радиатора внешнего блока
- Низкое или нестабильное напряжение в электросети
- Ситуации, в которых решение проблемы под силу только специалисту
- Испарение или утечка фреона
- Засор капиллярного трубопровода
- Поломка переключающего клапана
- Ремонтируем кондиционер самостоятельно: диагностика и устранение неисправностей
- Система автоматической диагностики неисправностей
- Последовательность диагностики
- Кондиционер не включается
- Прибор отключается, проработав 5–10 минут
- Капает конденсат из внутреннего блока. Устранение протечек
- Неприятный запах
- Нестандартные звуки
- Неэффективная работа
- Очистка внутреннего блока (видео-инструкция)
- Чистка или замена фильтра
- Как разобрать кондиционер
- Видео: Разборка и чистка сплит-системы
- Как снять кондиционер
- Ремонт радиатора своими руками
- Проверка работоспособности компрессора
- Какие неполадки не подлежат ремонту
Сплит-система плохо охлаждает: диагностика кондиционера, исправление неполадок
Несмотря на то, что на сегодня многие сплит-системы могут работать в качестве обогревателя, в основном их используют для охлаждения помещений в летний период. Поэтому при наступлении жары люди часто сталкиваются с такой проблемой: кондиционер включен, а воздух не охлаждается.
Диагностика оборудования: действительно ли сплит-система неисправна?
Перед тем, как приступить к поиску проблем в работе устройства, стоит убедиться, что высокая температура не связана с внешними факторами, которые не зависят от техники:
- Период работы. В жаркую пору поскорее хочется, чтобы в комнате стало не так душно, поэтому легко забыть о том, что для того, чтобы охладить помещение, кондиционеру нужно от 10 до 20 минут. Время, за которое в комнате станет прохладно, зависит от таких факторов, как размер помещения, температура снаружи и внутри дома, мощность оборудования;
- Соответствие мощности техники и размера комнаты. Выбирая устройство важно учитывать его производительность в отношении помещения, в котором оно будет установлено. Этим правилом часто пренебрегают, приобретая для большой комнаты технику, рассчитанную на охлаждение небольшого помещения. Притом несоответствие мощности нередко становится заметно не сразу, а только при наступлении особенно жарких дней;
- Отсутствие изолированности. Оборудованию не удастся снизить температуру до низких значений, если в комнате есть приток теплого воздуха с улицы. Открытые окна и двери, а также работающие вентиляционные системы возлагают на устройство непосильную задачу — едва оно успевает охладить воздух, как тот заменяется новым, теплым;
- Препятствия на пути воздушных масс. Шторы или жалюзи, частично задвинутые на сплит-систему и мебель, стоящая рядом ней, могут нарушать циркуляцию воздушных масс в помещении, как итог предотвращая его охлаждение.
Убедившись, что ничто из внешних факторов не оказывает влияние на то, что в комнате не становится прохладно, стоит приступить к диагностике. Проводится она очень просто: стоит взять термометр и измерить температуру воздуха на входе и выходе из устройства.
Нормальной разницей между температурами на входе и выходе устройства являются значения от 7 до 15°С. В ситуациях, когда разрыв между ними меньше заявленных цифр, стоит искать причину неисправности в самом оборудовании.
Собственноручное исправление неполадок
К счастью, с рядом неисправностей можно справиться самостоятельно, не прибегая к помощи мастера по ремонту.
Неверные настройки
Если техника плохо охлаждает комнату, это может быть связано с двумя причинами:
- В настройках оборудования установлена высокая температура. Для того, чтобы помещение быстро наполнилось прохладой, стоит выбрать самую низкую, а затем установить комфортную.
- В параметрах выбрана опция вентилятора. Этот режим отвечает за циркуляцию воздушных масс и никак не влияет на его температуру. В этой ситуации нужно поставить режим охлаждения.
Засор фильтров внутреннего блока
Пошаговые действия по очистке фильтров внутреннего блока.
Для засора фильтров внутреннего блока характерна низкая степень охлаждения воздушных масс. В том числе можно заметить, как устройство начинает подтекать или обмерзать. Это связано с тем, чем пыль, шерсть и волосы склонны скапливаться на пластинах теплообменника, ввиду чего радиатор недостаточно хорошо отдает холод.
Решение: заняться очисткой фильтров. Для этого нужно снять крышку блока, вынуть фильтры и промыть их под струей холодной воды. О том, как правильно снять крышку, можно прочесть в заводской инструкции.
Загрязнение радиатора внешнего блока
Для загрязнения радиатора внешнего блока помимо слабого охлаждения характерна периодическая остановка компрессора. Эта неисправность вызвана воздействием факторов извне: пыль и тополиный пух замедляют вращение вентилятора. Ввиду этого снижается теплообмен между конденсатором и уличным воздухом, а вместе с ним убывает способность сплит-системы снижать температуру воздуха дома или в офисе.
Решение: заняться чисткой внешнего блока. Для этого подойдет парогенератор. Однако если такой техники нет — не страшно, можно воспользоваться обычной щеткой.
Низкое или нестабильное напряжение в электросети
Если внешний блок устройства постоянно то включается, то выключается с периодичностью в 2-3 минуты, это означает, что напряжение в электросети нестабильное или слишком низкое. Как итог возникает перегрев обмотки ротора и последующее отключение мотора по тепловому реле.
Решение: установка реле контроля напряжения, в дополнение к нему можно поставить электростабилизатор.
Ситуации, в которых решение проблемы под силу только специалисту
К сожалению, не все неполадки, возникающие во время эксплуатации кондиционеров, можно решить самостоятельно. В некоторых ситуациях помощь мастера по ремонту просто необходима.
Испарение или утечка фреона
Если происходит нарушение целостности системы, фреон стремительно испаряется.
Фреон — вещество, за счет которого климатическое оборудование охлаждает воздух. Даже если целостность системы не нарушена, в норме он испаряется из кондиционеров до 7% в год. Не исключено, что за несколько лет без техобслуживания сплит-система потеряла большое количество фреона.
После нарушение целостности системы кондиционер начинает дуть теплым воздухом, а затем и вовсе перестает включаться.
Решение: в случае с естественным испарением специалист проводит дозаправку фреоном. Если произошла разгерметизация системы, мастер находит место поломки, устраняет течь, и также проводит дозаправку фреоном.
Засор капиллярного трубопровода
Из-за засора капиллярного трубопровода возникает разница давлений на входе и выходе капиллярной трубки. Как итог фреон испаряется, отдавая холод еще до того, как поступит в испаритель. Охлаждающая способность падает, компрессор предпринимает попытки компенсировать это своей непрерывной работой.
Решение: в зависимости от степени загрязнения капиллярной трубки, ее либо очищают при помощи продувки или растворителей, либо заменяют на новую.
Поломка переключающего клапана
Переключающий клапан контролирует работу климатических режимов. Если техника перестала охлаждать помещение, значит, он не может переключиться на режим охлаждения.
Решение: замена клапана. Также возможен ремонт, после которого оборудование начинает работать только на охлаждение. Это намного дешевле замены и выгодно для тех, кому не нужна функция обогрева.
Источник
Ремонтируем кондиционер самостоятельно: диагностика и устранение неисправностей
Добавил(а): Валерия Полякова 17 июня
Климатическая техника создаёт в доме комфортную атмосферу, и делает его более уютным. Но иногда она ломается в неподходящее время, например, летом или когда гарантия уже закончилась. Некоторые неисправности кондиционера легко устраняются своими руками. Но перед тем как взяться за дело, надо ответить себе на два вопроса. Во-первых, обладаете ли вы достаточными техническими знаниями об устройстве таких агрегатов; во-вторых, что вызвало поломку. Если с первым пунктом все в порядке, переходим ко второму. Причины выхода из строя сплит-системы можно условно разделить на три группы: заводской брак, некачественный монтаж и неправильная эксплуатация. Поэтому так важно определить, можно ли починить кондиционер самостоятельно, или придётся обращаться в сервисный центр.
Система автоматической диагностики неисправностей
Первым делом надо убедиться, что кондиционер действительно сломался. К счастью, в современных моделях о большей части проблем вас оповестят надписи на дисплее или мигания цветных индикаторов. Открыв инструкцию, легко расшифровать, где именно произошёл сбой. Подробная информация о кодах передаётся только авторизованным сервисным центрам, но основные данные доступны и обычным пользователям.
Обычно лампочка мигает запрограммированное количество раз исходя из выявленной ошибки. Коды стандартных неисправностей (количество сигналов сенсора):
Мигает 1 раз – не функционирует терморезистор внутреннего блока. 2 — не работает терморезистор наружного блока. 3 — агрегат работает одновременно на охлаждение, и на обогрев. 4 — защита от перегрузки выключена. 5 — возможно, неисправен кабель и схема обмена информацией между блоками. 6 — электропотребление превысило норму (надо проверить силовые транзисторы). 7 — повысилось напряжение во внешнем блоке. 8 — неисправен двигатель вентилятора. 9 — не работает ходовой клапан. 10 — терморезистор вышел из строя, и не контролирует температуру корпуса компрессора.
Перед эксплуатацией следует внимательно изучить инструкцию по управлению климатическим оборудованием
Если кондиционер не включается, и при этом не горят светодиоды, то, скорее всего, вышла из строя печатная плата управления. Мигание всех светодиодов означает, что из-за скачка напряжения произошёл сбой программных установок платы управления, и её нужно перепрограммировать.
У каждой модели существует собственный код программных настроек, но он тоже известен только уполномоченным сервисным центрам. Можно найти коды ошибок в интернете по названию бренда и попытаться перепрограммировать плату самостоятельно.
Последовательность диагностики
Перед началом любых ремонтных или профилактических работ следует осуществить детальную диагностику климатической системы, выявить причину неполадки, оценить предстоящие трудозатраты и стоимость необходимых комплектующих или вспомогательных средств. Грамотная проверка избавит от ошибочных выводов, многократного, дорогого и долгосрочного восстановления работоспособности агрегата.
Последовательность диагностики включает в себя проверку:
- Наличия механических повреждений;
- Креплений блоков;
- Зажимов контактных соединений его электрооборудования;
- Состояния воздушных фильтров;
- Режима охлаждения / обогрева;
- Индикации режимов;
- Функционирования механических жалюзи;
- Температуры воздуха на выходе из испарителя;
- Давления в системе всасывания / нагнетания;
- Герметичности всех соединений и дренажной системы.
Кондиционер не включается
Какая бы ни была марка или модель устройства, причины будут одни и те же:
- Электрическая часть. Или кондиционер не подключён к питанию, или у него вышла из строя плата управления, или разорвана связь между блоками.
- Сломан пульт управления или приёмный модуль на внутреннем блоке.
При выходе из строя приемного модуля блок не реагирует на сигналы с пульта
Прибор отключается, проработав 5–10 минут
Причин тому существует несколько:
- помещение уже охлаждено до заданной температуры;
- активирован режим «осушение»;
- компрессор перегревается;
- неисправна плата управления;
- вышло из строя защитное реле.
Разберём, почему возможен перегрев компрессора. В первую очередь проверяем, не забит ли грязью радиатор внешнего блока. Это мешает нормальному отводу тепла, компрессор начинает перегреваться и система его отключает. Профилактическая чистка — это первое, что следует сделать в данной ситуации.
Если кондиционер недавно заправляли хладагентом, то вполне мог нарушиться баланс в контурах испарителя и конденсатора, поэтому компрессор стал работать с перегрузкой. После измерения давления рекомендуется стравливание излишков хладагента.
Не исключена поломка вентилятора охлаждения внешнего блока (скорость вращения ниже заданных в минуту оборотов). Также перегрев возможен из-за засорения капиллярных трубок во время монтажа. Вероятно, понадобится замена одной из них. Причиной может быть засорение фильтра-осушителя из-за его загрязнения. Если это так, то фильтр надо также заменить.
Капает конденсат из внутреннего блока. Устранение протечек
В летний период часто переполняется ёмкость для сбора конденсата. Чтобы из неё не капало, надо чаще сливать накопившуюся там воду. Если причина в обмерзании теплообменника, то его можно утеплить любым теплоизоляционным материалом. При протечках в местах крепления патрубков обязательно зажимаются гайки, а стыки обрабатываются герметиком. Не стоит прилагать больших усилий при затягивании гаек, чтобы не сорвать резьбу!
Возможно, забита сливная трубка между поддоном и местом слива. Необходимо обесточить кондиционер, подождать 10 минут, потом отсоединить пластиковую трубку, и прочистить её вручную (продуванием или с помощью тонкой проволочки). Это самая распространённая причина появления воды. Но есть и другие, например:
- неправильный монтаж дренажной системы (она слишком длинная, плохо закреплена, шланг задран вверх);
- механические повреждения корпуса, лотка дренажа или других внутренних агрегатов.
При поломке дренажного насоса его нужно или заменить или починить. Поднятый шланг следует выгнуть под нужным углом, чтобы вода капала вниз. Если подозревается утечка фреона, см. параграф «Кондиционер запускается, но работает неэффективно».
При засорении сливной трубки из внутреннего блока начинает капать вода
Неприятный запах
Существует несколько причин, когда из кондиционера появляется затхлый или неприятный химический «аромат». Рассмотрим основные из них:
- Запах горелого свидетельствует о возгорании проводки. В данной ситуации нужно сразу обесточить агрегат и вызвать специалиста.
- Пахнет пластиком. Обычно это значит, что сплит-система сделана из дешёвых некачественных материалов. Этот запах трудно ликвидировать даже с помощью специалистов.
- Агрегат «благоухает» сыростью или плесенью. Это означает, что внутри образовались колонии болезнетворных бактерий или грибков. Чтобы их уничтожить, надо приобрести любое аптечное антигрибковое средство, развести его в воде и обработать все внутренние детали.
Не забываейте чистить внутренние фильтры, иначе они становятся рассадниками бактерий
Нестандартные звуки
Чтобы определить причину «неправильного» звучания сплит-системы, надо обладать опытом мастера. Но это доступно и обычному пользователю.
- Неравномерный шум при работе внешнего блока. Он возникает, если вовремя не очистить его от загрязнений. Особенно это заметно, если пыль и грязь неравномерно осела на лопастях вентилятора. Они становятся несбалансированными и характерный гул обеспечен. Иногда шум появляется после повреждения одной из лопастей. Чтобы избавиться от него, следует почистить вентилятор внешнего блока или заменить.
- Клацанье. В этом случае или неправильно работает автоматика, или она срабатывает из-за неисправности внутренних деталей.
- Бульканье. Такие звуки не всегда означают поломку, но и пренебрегать ими нельзя. Например, иногда, при попадании воздуха в дренажную трубку, кондиционер начинает булькать из-за не слившегося конденсата. Решение: выпрямление трубки под нужным углом. Бульканье появляется при завоздушивании системы — когда на место фреона поступает воздух.
- Хлюпанье. Этот звук характерен для нормально функционирующего кондиционера. Причиной повышенного шума иногда является некачественное закрепление частей и блоков агрегата. Для его ликвидации надо плотно затянуть все соединения и крепежи конструктивных элементов системы и трубок. Наружный блок выравнивается по горизонтали, а провисшие петли скрепляются между собой.
Неэффективная работа
Это одна из самых распространённых неисправностей, особенно заметная в жаркое время года. Кондиционер потребляет электроэнергию, но при этом не обеспечивает необходимый температурный режим. Возможные причины низкой эффективности:
- Засорение воздушных фильтров. Они выглядят как небольшая плоская или барабанного типа сетка под передней панелью агрегата, и именно через неё в кондиционер попадает воздух. Фильтры собирают всю пыль в доме и предохраняют от неё радиатор внутреннего блока. Очистить их довольно просто — снять и промыть под проточной водой, потом высушить и поставить назад. Процедуру проделывают раз в две — три недели, а если пыли и копоти много, то ещё чаще. Иначе скорость обдува радиатора снизится, и он перестанет обеспечивать нужную температуру. Нарушение режима функционирования охладительной системы, в свою очередь, приведёт к обмерзанию медных трубопроводов. После отключения намёрзший лёд растает и из кондиционера закапает вода. В случае сильного засорения фильтров, грязь проникнет и в дренажную систему, а вода потечёт чуть ли не ручьями. И очистить все это безобразие можно будет только с использованием сильнодействующей химии. Важно! Максимальное количество промывок фильтра — 6–8 раз! Потом он теряет свои эксплуатационные качества.
Так выглядит очень запущенный воздушный фильтр
Очистка внутреннего блока (видео-инструкция)
Чистка или замена фильтра
Фильтры в кондиционерах подразделяются на два вида:
- Фильтры грубой очистки — присутствуют во всех моделях и служат для защиты «органов» кондиционера от грязи и пыли. Они расположены под лицевой панелью и выглядят как мелкоячеистая сетка из пластика. Есть два способа их очистки: пылесосом с помощью поднятия передней панели либо снятием самого фильтра и самостоятельной промывкой под водой. Не забудьте после процедуры полностью высушить его.
Недосушенный фильтр может стать причиной дальнейшей поломки всего кондиционера
Как разобрать кондиционер
Разборка любого блока проходит по одной и той же схеме, поэтому этот способ является универсальным. Сначала запасаемся такими инструментами:
- отвёртками всех типов;
- шестигранниками;
- паяльником;
- средством для чистки.
Основные составляющие внутреннего блока
Для простой чистки внутреннего блока снимать его со стены необязательно. Пошаговая инструкция:
- Первым делом прибор обесточивается.
- Сначала снимается внешняя панель. Под ней находятся два болтика, закрытые предохранителем, и их надо развинтить.
- После отщёлкиваем две защёлки и снимаем каркас. Верхняя панель обычно загрязнена и её надо помыть.
- Необходимо вытащить лопасть, которая направляет воздушные массы, и снять с задвижек нижнюю панель внутреннего блока.
- После чего отсоединяются провода (чтобы не напутать, лучше подробно зарисовать их расположение).
- Потом отжимаются скобы и вынимается сам корпус электроблока и трансформатора.
- Чтобы демонтировать слив и выводной шланг, выжимается три несущих крепежа.
- Затем откручиваются несущие болты электронного двигателя, аккуратно приподнимается радиатор, и снимается моторная опора.
- После этого вынимаются лопасти и движок, располагающийся в специальной ячейке. Чтобы радиатор случайно не упал, его можно поставить на место.
- Затем необходимо снять тепловой замок, который находится на крепительном болтике фрикционного колеса с ободом электродвигателя. Это достаточно сложно! Чтобы избежать непредвиденного сгорания резиновой детали, передающей энергию, с помощью тонкого паяльника нужно осуществить нагревание болтовой головки, пробуя открутить её в процессе пайки. После аккуратного отделения лопастей от моторной части, пыльные и плесневелые детали очищаются специальным средством.
Видео: Разборка и чистка сплит-системы
Как снять кондиционер
Для отключения первым делом прекращается подача рабочей жидкости, кондиционер выключается и из него сливается уже залитая жидкость. После этого нужно отключить агрегат от сети и выключить слив. Затем снимаются трубки, подающие жидкость, и кондиционер окончательно убирается со стены. Более подробно об этом процессе можно почитать в статье «Как демонтировать кондиционер своими руками: инструкция, видео».
Ремонт радиатора своими руками
Для этого понадобится:
- мощный паяльник (не менее 250 Вт);
- припой;
- канифоль;
- железные опилки;
- криолит;
- сернокислый натрий;
- два активатора для флюса — хлористый литий и поваренная соль.
Ремонт радиатора своими руками — дело ответственное и непростое
Для начала кондиционер демонтируется и обесточивается. Потом приподнимается крышка, снимаются фильтры и поверх радиатора наливается около полутора литров воды. Если она не вылилась через дренажную трубку, значит, имеет место внутреннее протекание.
После определения локации протечки, она высушивается, очищается и обезжиривается. В случае с медным радиатором, после обработки флюсом накладывается олово, прогревается, и можно приступать к пайке.
Для проверки целостности в радиатор снова наливается вода.
Если он алюминиевый, то на зачищенную, обезжиренную и сухую (!) поверхность накладывается железноканифольное вещество, а часть, где будет пайка, натирается раскалённым паяльником. Когда канифоль начнёт растекаться, деталь крепится в зоне пайки припоем из олова и свинца, с добавлением железных опилок.
Проверка работоспособности компрессора
Замена фильтров, устранение течи или дозаправка кондиционера — это первые шаги при утечке хладагента, потемнении изоляции или масла. Но иногда этих мер недостаточно, и нужна более тщательная диагностика компрессора. И по её результатам может оказаться, что компрессору нужен более серьёзный ремонт. Для этого существует экспресс-диагностика масла. Чтобы сделать пробу, понадобится пробирка, шланг и ёмкость для жидкости. Далее следует поступать так:
- выключить агрегат;
- подождать, пока масло стечёт по стенкам трубопровода;
- шланг с краном подсоединить к сервисному порту, а свободный конец опустить в подготовленную ёмкость;
- открыть кран и собрать масло;
- дать маслу отстояться и перелить его в пробирку.
Если масло потемнело и имеет запах гари, то компрессор перегревался. Причинами могли быть: утечка хладагента, засорение внешнего блока, ухудшение обдува вентилятором, отсутствие зимнего комплекта.
Зеленоватый цвет говорит о наличии в масле солей меди. Это значит, что во фреоновый контур попала влага. Опасность состоит в том, что она никак не проявляет себя, а потом компрессор отказывает. Ремонт компрессора и замена масла производятся исключительно в сервисном центре.
Какие неполадки не подлежат ремонту
Если речь идёт о чистке фильтров или обычной профилактике, то это нетрудная задача для любого пользователя. Но в случае серьёзных неполадок, когда нужна замена деталей или проверка их на специальных стендах, ремонт своими руками будет неуместен и даже опасен!
В сервисный центр придётся обратиться, если необходимы:
- Замена компрессора;
- Устранение утечки хладагента или его заправка;
- Ремонт или замена электронных модулей;
- Замена масла;
- Вакуумирование системы.
- Замена термоизоляции и другие сложные манипуляции, которые невозможно произвести на дому.
Теперь вы знаете, как диагностировать кондиционер, устранить многие из неполадок и предупредить возникновение проблем с климатическим устройством. Починка своими руками – это не только экономия средств, но и удовлетворение от получения новых умений и знаний.
Источник