Использование дидактических пособий изготовленных своими руками
Наталия
Использование дидактических пособий изготовленных своими руками
Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников.
Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.
Игра — один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр.
Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Поэтому,важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста, создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.
Понятие «дидактический материал»
Дидактический материал предназначен для осуществления познавательного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическим материалом формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников, социально-коммуникативного развития. Использование дидактических игр и пособий в работе с дошкольниками способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.Они помогают реализовать основные требования к развивающей предметно-пространственной среде:
насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;
трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
доступность – свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам
Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.
Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения.
Значимость дидактических материалов
Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.
Цели применения дидактическихматериалов могут быть следующими:
развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете,
величине, положении в пространстве);
создание положительного эмоционального настроя;
развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
развитие речевых навыков;
обучение счёту, грамоте.
Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников.
Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.
Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.
1. Предметно-образные пособия
В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:
Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).
Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп
2. Объёмно-образные пособия
Это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета. Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят:
Применение предметного дидактического материала на занятиях вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.
3. Знаковые дидактические пособия
Знаковые дидактические пособия делятся на:
а) Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям
запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким
пособиям относят:
предметные и сюжетные картинки,
б) Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.
Знаковый дидактическийматериал может быть оформлен как:
материал в картинках;
Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников
— раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника). Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников
демонстрационный материал (стенды, плакаты, презентации и т. д.).
Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.
Дидактический материал своими руками
Дидактические материалы вполне можно изготовить самостоятельно.
Процесс создания пособий включает ряд этапов:
1 — в создании наглядного материала является формулировка цели.
Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
2— это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический
3— продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.
4— подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в работе с дошкольниками,предъявляется ряд требований:
Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В учреждение поступают дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).
5— это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.
Фотоотчет о методическом объединении «Изготовление дидактических пособий и использование их в проведении квестов» По техническим причинам был у меня достаточно длительный перерыв в публикациях, но теперь я спешу исправится). Тем более вчера провели.
Использование CD дисков в творчестве и при изготовлении дидактических пособий Как часто мы привыкли выбрасывать всё то, что кажется нам ненужным и бесполезным. Речь пойдёт о старых CD дисках. Часто использую ненужные.
Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.
Изготовление дидактических игр своими руками. Игра «А рыбы в море плавают вот так!» Рыбка рыбку догоняла, Рыбка хвостиком виляла. Ткнулась в брюшко: «Догнала! Эй, подружка! Как дела»? Память является одним из основных.
Изготовление дидактических пособий своими руками. Венок «Расскажем детям о празднике Святки» Материал будет полезен воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования и родителям детей дошкольного возраста с целью.
Изготовление развивающих пособий своими руками. Игра «Разложи крышечки в свои стаканчики» Данный материал будет полезен воспитателям и заботливым родителям. Развитие сенсорики – основополагающая задача в воспитании детей младшего.
Изготовление развивающих пособий своими руками. Игрушка-забава «Бабочки летают в синих небесах» Бабочки летали В синих небесах. Весело порхали Стайкой в облаках. Дружно танцевали, Выводили па. Получалась полька- Ба-бо-чка! Савченко.
Изготовление развивающих пособий своими руками. Игры с пуговицами для развития памяти Эта публикация будет полезна воспитателям детских садов и родителям детей дошкольного возраста. Процесс зрительного запоминания проходит.
Изготовление тематических пособий своими руками. Лэпбук «Что за чудо в огороде!» Лэпбук – одна из форм организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей. Достоинства лэпбука: — помогает.
Конкурс игр изготовленных своими руками «Веселая сенсорика» (фотоотчет) Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Игра играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка, формировании его личности, а также.
Источник
Пособия и дидактические игры своими руками для детей 3–6 лет
Телушкова Александра Владимировна
Пособия и дидактические игры своими руками для детей 3–6 лет
Я предлагаю вам посмотреть какие игры и пособия можно сделать своими руками. Игра для ребёнка-дошкольника это жизнь, естественный процесс, без которого невозможно полноценное развитие личности. В игре ребёнок учится дружить, проигрывает ситуации из жизни, сочиняет сказки, придумывает интересные истории. Сейчас в магазинах достаточно разнообразных игрушек — умеющих разговаривать, повторяющих слова и предложения, поющих песенки, но эти игрушки носят недостаточно развивающий характер. Успех и достоинство развивающих игр, изготовленных «своими руками» в том, что они не требуют дорогостоящих материалов, их можно сделать из того, что всегда «под руками«. А дети очень любят играть в такие игры.
На сегодняшний день в интернете можно найти много игр, развивающих фантазию и воображение, сделанных своими руками.
Первое, что я могу вам предложить игра » Светофорыч». Утро начинается с настроения!
В игре развивается мелкая моторика и речь. Приходя в детский сад, ребёнок берет прищепку и прикрепляет её к светофору. Далее развивается беседа и мы уже знаем почему такое настроение, помогаем, если надо его поднять.
Макет » Домик в деревни». Это отличное пособие по ознакомлению детей с жизнью и бытом в деревне. Вместе с детьми можно устроить мини огород и наблюдать за развитием растений. Очень много можно придумать назначений этому макету. (домашние животные, растения, утварь, дикие животные, время года и т. д.) Любая фантазия реализуется на макете.
Развивающий коврик. Помогает развивать мелкую моторику рук, внимание, фантазию, освоить элементы плетения, застегивания и т. д. (использовала обыкновенный коврик, шнурки, застежки ленточки,кнопки. вязаные цветы, молния)
Пальчиковый театр — отлично развивает моторику, фантазию и речь. Я связала героев из остатка пряжи крючком. Дети с большим удовольствием играют.
» Весёлые варежки» (Сукно-плотный материал, цветная ткань,нитки,кусочек меха)
«Математический планшет» (ОСБи-фанера. цветные гвоздики и резиночки) Отличное пособие: геометрические фигуры, понятие выше-ниже, понятие длиннее- короче, развивает моторику, внимание, фантазию и т. д.)
Игра» Ателье» (из катрона выкройки, лоскутки- оверлоченные, альбом — моделирования)
Сшила пилотку и сумку для почтальона, фартук и пилотка для продавца.
Игра «Весёлые резиночки» (Цветные резинки, Ладошка-вырезана из фанеры,коробочка для резинок)
Отреставрировала детскую мебель (сняла лак и цветную роспись при помощи шкурки и покрасила)
Конечно есть ещё много предметов сделанные своими руками. Я обязательно поделюсь с вами, но это будет в следующий раз. Благодарю за просмотр! Надеюсь было интересно. С уважением Александра.
«Наши руки не для скуки» (дидактические пособия своими руками) Совсем недавно я зарегистрировалась на сайте МААМ. Нашла здесь много друзей-коллег, отзывы которых о выставленных мною публикациях придали.
Дидактические игры для детей 3–4 лет своими руками Дидактические игры для детей 3 — 4 лет своими руками Хочу предложить вашему вниманию игры для детей младшего возраста. Я их применяю,.
Дидактические игры для детей своими руками Дидактическая игра «Создай схему» Цель игры:развитие логического развития дошкольников. Материал:плоскостные геометрические фигуры, фломастеры,.
Дидактические игры и пособия для занятий своими руками Предлагаю Вашему вниманию подборку дидактических игр и пособий для занятий с детьми дошкольного возраста Эти игры были сделаны для итогового.
Дидактические пособия, сделанные своими руками ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ, СДЕЛАННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ Дидактические игры учат детей различать основные цвета, величину и форму предметов. У детей.
Дидактические пособия для развития речевого дыхания своими руками Уважаемые коллеги!Я хочу предложить вам дидактические пособия сделанные своими руками для развития речевого дыхания. Пособия используются.
Сенсорные дидактические игры своими руками для детей от 3 до 5 лет Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию.
Лэпбук «Семья». Дидактические пособия своими руками Лэпбук — это сделанная своими руками папка с различным набором материалов на определённую тему. Все материалы лэпбука находятся в кармашках,.
Мастер-класс «Универсальные дидактические пособия своими руками» Представленные пособия универсальны, потому что позволяют: • Развивать мелкую моторику рук детей (благодаря использованию массажных мячиков);.
Музыкальные дидактические игры и пособия своими руками МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК. ЭТА ПАПКА — ПЕРЕДВИЖКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. МАМОЧКИ И ПАПОЧКИ МОГУТ БРАТЬ ДИСКИ С НЕОБХОДИМЫМ ИМ МУЗЫКАЛЬНЫМ.
Источник