Коррекционно-развивающие игровые пособия своими руками для работы с дошкольниками
Елена Подосёнова
Коррекционно-развивающие игровые пособия своими руками для работы с дошкольниками
Поведение детей – это именно то, на что чаще всего жалуются родители и воспитатели при обращении к психологу. Действительно, нарушение поведения причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков и порицаний. Он слышит бесконечные требования вести себя «хорошо», «правильно», «как полагается». Нередко к нему применяют моральные и физические наказания. Все это не только не способствует исправлению поведения, но еще больше ухудшает его и, в конечном счете, может привести к искаженному развитию личности.
Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений. К наиболее типичным для дошкольников вариантов неконструктивных форм поведения дошкольников относятся повышенная агрессивность, упрямство, обидчивость, демонстративность, противоречивость, эмоциональная неуравновешенность, гиперактивность и др. Необходимо отметить, что одной из наиболее частых проблем в детском коллективе является повышенная агрессивность детей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие.
В последнее время работа с детьми старших возрастных групп, с ярко выраженными поведенческими проблемами, стала оцениваться как малоэффективная, акцент сместился на решение задач интеллектуального характера. Поэтому актуально особое внимание уделять поведенческим проблемам дошкольника. Конечно, рост числа детей с нарушениями поведения определяет повышенный интерес специалистов к созданию и внедрению в практику эффективных терапевтических и коррекционных программ, методик, средств, методов и т. д., и это приносит свой результат, но если использовать ещё и материал нетрадиционного характера, то положительная динамика будет прослеживаться более явно. В процессе моей работы в этом направлении мною были созданы следующие дидактические материалы: «Разноцветный дождь», «Мирилка — извинилка», «Подушки — подружки», цель, которых преодоление негативных эмоций и неконструктивных форм поведения у старших дошкольников.
Задачи:
• Способствовать снижению мышечных зажимов, эмоционального напряжения, тревожности;
• Формировать навыки общения и контроля своего поведения у детей;
• Помочь детям в накоплении опыта положительного произвольного поведения и в усвоении детьми моральных норм и правил;
• Активизировать продуктивную коммуникацию в детском коллективе.
Считаю, что данные пособия, помогают в решении поставленных задач и способствуют достижению цели. А это в свою очередь, содействует благоприятному климату в детском коллективе, ведь комфортное психологическое состояние ребёнка определяет его поведение, которое характеризуется следующими признаками: он спокоен, весел, жизнерадостен, активно и охотно включается в детскую деятельность и общение, с удовольствием посещает детский сад. Когда окружающие с пониманием относятся к ребёнку, признают и не нарушают его прав, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости. А чтобы малышам жилось комфортно в нашем детском саду, чтобы их эмоциональное состояние было благополучным, мы – педагоги стараемся создать для этого все условия.
«Разноцветный дождь»
Разноцветный серпантин, закрепленный на подвесной горизонтальной основе. Ленты серпантина спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Разноцветные “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За “струями” можно спрятаться от внешнего мира. О чём думают ребята, когда находятся перед колоритом падающих лен, можно только догадываться. Но, когда я сама стою перед таким дождём, чувствую какой-то сладостный цветущий покой. Ощущение такое, как будто ты входишь в двери сказочного домика!
«Разноцветный дождь» — обычно используется, как оборудование сенсорных комнат, но мы — это нетрадиционное оборудование используем для детских игровых упражнений, как вид коррекционных технологий, для регулирования эмоциональных состояний ребенка.
Цель: снижение мышечных зажимов, эмоционального напряжения, тревожности, беспокойства, агрессивности, которое содействует работоспособности.
«Мирилка — извинилка»
Наглядное пособие представляет собой объёмный квадрат, обшитый из атласного, приятного на ощупь материала. В квадрате есть отверстия, куда дети просовывают свои руки. Внутри квадрата положен ватин, на котором может находиться любой небольшой предмет – сюрприз, ведь ребятишки любят находить спрятанные клады или, как они называют, сокровища. Испытывая дополнительно тактильные ощущения от сюрприза, дети не только забывают обиды, но и стараются поиграть с забавным сюрпризом. Так же в квадрате есть шторки, которые позволяют наблюдать за тем, что происходит внутри квадрата.
Возможности использования: «Мирилку-извинилку» располагают в доступном для детей месте. Подводят к ней поссорившихся ребят. Рассказывают, что между детьми случаются ссоры, однако мир всегда лучше. Когда много друзей и играть веселей. Можно использовать стихи, песенки, считалки о дружбе и примирении. Пример:
Жили – были я ли ты ли
Между нами вышел спор
Кто затеял позабыли,
А не дружим до сих пор.
Пусть игра на этот раз,
Помирить сумеет нас.
Обязательно необходимо, обратить внимание на счастливые лица деток в «мирилке-извенилке», как они крепко держатся за руки, они очень дорожат дружбой, рады совместным играм. Актуальность данного пособия в том, что его можно использовать в сложных конфликтных ситуациях для помощи детям. Пособие помогает в игровой форме примирить детей, урегулировать ситуацию в положительную сторону. Дает возможность закрепить правила общения. И приводит к достижению главной цели: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу и умение сотрудничать в детском коллективе.
Дети после ссоры часто произносят небольшие рифмованные стишки, так называемые мирилки, для того, чтобы помириться. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства. Я сделала подборку стишков – мирилок (приложение №1 ниже, которые дети с удовольствием запоминают и используют.
«Подушки-подружки»
Дидактическое пособие представляет собой две мягкие подушки, с доброжелательным обличием, оно побуждает ребенка к активной игровой, познавательной, творческой деятельности. Его можно использовать как самостоятельное, так и сюрпризно-игровой момент в организованном занятии.
Цель: профилактика и коррекция негативных форм в поведении дошкольника, снятие эмоционального напряжения.
Данное пособие позволяет решать следующие задачи: снять эмоциональное напряжение, преодолеть упрямство, выразить агрессию, снять негативные эмоции и т. д.
Варианты игровых действий, следующие:
1. «Выбиваем злость». Каждому участнику достается подушка. Он должен, усердно колотя руками, выплеснуть всю злость. Либо, играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.
2. «Отдохни». Предложить ребёнку лечь на подушку. Спросить, что чувствует ребенок, лёжа на мягкой, доброй подушке.
3. «Подружись». Дети стоят в кругу, а взрослый рассказывает, что две подушки, как две неразлучные подружки, любят радость, любят смех, любят дружбу и успех. И они хотят, чтобы дети тоже были дружными. Далее необходимо передавать подушки с разных направлений, в результате они встречаются. Когда подушка попадает в руки ребёнка, каждый высказывает ему о своём настроении, или ещё о чём-то (тему можно выбрать любую).
4. «Упрямая подушка».Расскажите малышу, что в нее вселились капризы и детские упрямки. Это именно они заставляют его порой вести себя плохо. Предложите ребенку прогнать их. Малыш должен очень сильно бить кулаками в подушку. Ваша задача его подбадривать. Когда ребенок начнет уставать, остановите его и предложите послушать, все ли капризы и упрямки ушли. Если он скажет, что нет, то игра продолжается. Если да, то похвалите его за то, что он смог их прогнать.
Профилактика плоскостопия Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц.
Согласие родителей на психологическое сопровождение воспитанника в образовательном учреждении МБДОУ «Промышленновский д/с №6» СОГЛАСИЕ родителей (опекунов) на психологическое сопровождение воспитанника в образовательном учреждении.
Источник
Разработка дидактического пособия из фетра для работы в психологическом уголке
Евгения Хованова
Разработка дидактического пособия из фетра для работы в психологическом уголке
Одно из моих хобби — это игрушки из фетра. Исходя из опыта работы с различными материалами фетр, на мой взгляд, является самым удачным для шитья игрушек. Он отлично держит форму, не капризен в использовании, нет необходимости обрабатывать края. К тому же — приятный на ощупь, а выбор цвета огромен.
Предлагаю вам посмотреть подборку игр для работы в психологическом уголке которые вы можете сделать своими руками из фетра.
Все эти игры уникальны, направлены на развитие эмоциональное развитие, развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, помогают улучшить эмоциональный фон, установить контакт с ребенком.
Из фетра мы можем сделать уголок эмоций в виде лиц, Такой уголок поможет научить детей разбираться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. Пока дети маленькие, мы учимся определять только 2 эмоции — весёлый и грустный, можно предложить ребенку изобразить ее с помощью мимики, голосовых интонаций. Как только дети освоили значение эмоций весёлый — грустный, мы добавляем сердитый — спокойный.
«Коврик настроения». Пиктограмма — смена лица. Все детали съемные, для удобства использования — на липучках. Ребенок может менять эмоции. Я показываю картинку, предлагаю ребенку узнать эмоцию, настроение, и вместе с ребенком мы составляем эту эмоцию на коврике. Другой вариант игры — посмотри какой он злой! Как сделать его добрым? Давай перевернем ему ротик — видишь, теперь он улыбается.
Пособия на тактильные ощущения отлично развивают мелкую моторику, дарят ребенку новые тактильные ощущения и помогают снять мышечное напряжение и успокоиться.
Тактильные мешочки с различными наполнителями — это могут быть крупы (горох, гречка, рис и др., шелуха, пенопласт. На мешочках изображены эмоции. Игра «веселая гусеница» — при её изготовлении использовала не только фетр, но и другие материалы — разные по фактуре. Дети трогают, ощущают мягкую, гладкую, шершавую, ребристую поверхность.
Игры с прищепками; Собери целое — развитие речи, общения, отвлечение ребенка от его грустных моментов, эмоциональная перестройка.
Книжка — загадка. Здесь используется наш любимый сюрпизный момент. Выполнение такой книжки не составит труда, она проста в исполнении. Книжку может сделать каждый родитель. Дайте задание родителям сделать по страничке для своего ребенка, соберите странички в книжку, и вы увидите сколько радостных эмоций это вызовет у ребенка — «моя мама сделала, родная. «.
Магнитный и пальчиковый театр из фетрового материала: помогает нам развивать мелкую моторику, улучшает эмоциональное состояние, обучает общению, развивает творческие способности детей, которые мы закладываем с раннего возраста.
Разрешите представить Вам мою «Книгу сказок»!
Сама книга состоит из одного разворота с фетровым основанием. Для сказок меняются только декорации. Деревья и дома — плоскостные и легко держатся в книге, а фигурки людей и зверей двойные, то есть с ними можно играть как плоскостными так и как пальчиковыми. А для «Теремка» есть отдельный домик!
Для детей я уже сшила вот такие сказки.
Как легко и доступно сшить игрушку из фетра, я вам покажу на примере пошива мышки для сказки «Репка»
Шаг 1 Сначала делаем выкройку на бумаге. Шаг 2 и 3 Затем переносим её на ткань и вырезаем. На одного сказочного героя понадобится две выкроенные основные (туловище) детали.
Шаг 4 Две детали необходимо сложить вдвойне лицевыми сторонами наружу.
Шаг 5 Сшиваем детали сверху. Нитки желательно подбирать по цвету (либо контрастные, швы также могут быть различными.
* Если вы хотите сшить животное, не забудьте сразу пришить ему уши и хвостик.
Шаг 6 Для завершения образа добавляем глазки, носик, усики, используя разную фурнитуру. Делаем глазки из бисера, брови и рот вышиваем нитками, или приклеиваем готовые детали.
Вот — Ваш герой готов!
Прикреплённые файлы:
razrabotka-didakticheskogo-posobija-iz-fetra-dlja-raboty-v-psihologicheskom-ugolke_85bsi.pptx | 5728,25 Кб |
Презентация многофункционального дидактического пособия «Логокороб» Название: «ЛОГОкороб» многофункциональное дидактическое пособие по развитию навыков практического употребления в речи лексико –грамматических.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Часы» Добрый вечер коллеги!Совсем недавно начался новый учебный год и как следствие новые увлекательные занятия. Хочется как и раньше привлекать.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дед Мороз» для развития речевого дыхания Мастер-класс: Дидактическое пособие «Дед Мороз! » для развития речевого дыхания. Дидактическое пособие «Дед Мороз!», предназначено для развития.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Грибы» Для изготовления дидактического пособия «Грибы» нам понадобится: пенопласт, простой карандаш, кисточка, гуашь, стакан с водой, резак, паркетный.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Мини-огород» для детей первой младшей группы В рамках конкурса познавательно-исследовательского проекта «Огород на подоконнике», целью которого являлось развитие у детей познавательных.
Мастер-класс по созданию дидактического пособия «Азбука дорожной безопасности» для детей дошкольного возраста Добрый вечер, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическое пособие «Азбука дорожной безопасности» данное пособие рассчитано.
Пособия из цветного фетра «Ёжики» для развития сенсорных способностей Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами идеей своего нового пособия из цветного фетра «Ёжики». Мы все с вами знаем насколько.
Презентация многофункционального дидактического пособия «Чудо-счет» Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «ФЭМП» Тема: «Количество и счет», «Ориентация в пространстве», «Величина» Цель:.
Развивающие дидактические пособия из цветного фетра для детей раннего возраста Хочу поделиться с вами своими новыми пособиями из цветного фетра. Ранний возраст очень интересный и познавательный, поэтому я стараюсь,.
Конспект занятия с использованием интерактивного дидактического мультимедийного пособия для детей старшей группы «Космос» Пояснительная записка по использованию электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия «Космос» в образовательном процессе.
Источник