Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
Анна Дудка
Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
Мастер – класс
«Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
Воспитатель МКДОУ №11
«Колосок» с. Дивное
Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.
— совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;
— в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию речи у дошкольников через дидактическую игру;
— развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;
— повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.
Пластиковые тарелки, картинки с изображением разных героев-людей, животных, цветная бумага, ножницы, клей, двусторонний скотч.
План проведения мастер-класса:
I этап. Приветствие. Вводное слово. Вхождение в тему.
II этап. Обоснование основных идей дидактических игр, актуальность их использования в работе воспитателя ДОУ.
III этап. Практический
Задание 1 — Игра «Карусель»
Задание 2 — Игра «Магазин»
Задание 3 — Словесная игра «На вопросы — не зевай, очень быстро отвечай!».
IV этап. Подведение итогов.
Ход работы:
I этап. Приветствие. Вводное слово.
— Добрый день, уважаемые коллеги!
— Меня зовут, Анна Петровна. Я работаю в детском саду № 11 «Колосок» с. Дивное.
— Для проведения мастер-класса мне нужны помощники — 4(5) человек.
— Уважаемые педагоги! Чтобы настроиться на работу, давайте поиграем. Я попрошу вас стать в круг.
— Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите её.
Если педагог — это сказочный герой, то какой ….
Если педагог — это цветок, то какой ….
Если педагог — это планета, то какая ….
Если педагог — это геометрическая фигура, то какая ….
Если педагог — это настроение, то какое…. .
— Замечательные ответы. С хорошим (радостным) настроением приступим к работе.
— Прошу вас пройти на места!
— Речевое развитие дошкольника — важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое развитие или социально-коммуникативное развитие.
— Как вы считаете, возможно ли, полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?
— Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.
II этап. Обоснование основных понятий «дидактическая игра», актуальность и использования её в работе педагога.
— На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речидетей существуют множество проблем:
— односложная, состоящая из простых предложений
— бедность речи
— несформированность грамматического строя
— бедная диалогическая речь
— трудности в построении монологов
— отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
— отсутствие навыков культуры речи
— Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра.
— Что такое дидактическая игра?
— Коллеги все правы.
Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.
Для речевого развития детей используются следующие виды дидактических игр:
1. Игры с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать, какие функции он может выполнять. Для демонстрации используют кукол, вещи из домашнего обихода, собранные на улице листья, камешки. С предметами необходимо взаимодействовать малышу – определить, что перед ним находится, разложить объекты по величине, форме, цвету и т. д. ;
2. Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);
3. В словесных играх – не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.
— Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать дидактические игры, которые я использую в работе со своими воспитанниками.
III этап. Практический.
Организация рабочего пространства
Игра «Карусель» по развитию речи с элементами ТРИЗ технологии — А сейчас я вас познакомлю с игрой «Карусель».
— Для игры нам нужно выбрать объект и стать по кругу.
— Выбираем любой объект (предмет, ставьте (кладите) его на середину.
— Цель игры: по признаку объекта задать вопрос и ответить на него.
Например: у меня признак лимона — температура.
Я задаю вопрос: «Лимон какой ты по цвету?»,и отвечаю: «Желтый».
— А теперь начнем играть:
— У меня признак (температура).
Вопрос: какой (называю объект) по признаку температура?- теплый (холодный)
С помощью такой игры можно быстро научить детей определять признак предмета и задавать вопросы. Нужно называть признак, задать вопрос, ответить. Закрепление имен признаков; умения задавать вопрос.
Предметы — объекты: яблоко, банан, лимон, киви, яблоко, груша.
Круг с, расположенными по краю 12 кругов для карточек признаков. 1 круг для объекта.
— А теперь я предлагаю вам присесть за столы и поиграть в ещё одну замечательную игру.
— Давайте отправимся в магазин за покупками.
— Магазин у нас волшебный. В нем продаются игрушки. Каждая игрушка имеет свою цену. Покупать мы их будем за деньги.
Цену вы должны угадать сами. Если название игрушки состоит из одного слога — игрушка стоит 1 рубль. Если слово состоит из двух слогов, оно будет 2 рубля. Если слово состоит из 3 слогов, оно будет стоить 3 рубля. Если из 4 слогов, оно будет стоить 4 рубля.
— Приятных вам покупок.
— Вам понравилась эта игра?
— Расскажите, что именно вам понравилось в этой игре?
— Вы справились, потому что были очень внимательными и финансово грамотными. Выбрать игрушку, определить количество слогов, назвать цену.
Учить делить слова на слоги. Развивать умение считать слоги и соотносить их с множествами. Развивать внимание и память.
Предметные картинки: мяч, юла, кубики, матрешки, мишка, кукла, скакалка.
Деньги (купюры с детскими картинками).
Словесная игра «На вопросы — не зевай, очень быстро отвечай!»
— Сейчас я предлагаю вам поиграть в словесную игру «На вопросы — не зевай, очень быстро отвечай!
— Иглы колкие торчат прямо с детства у. ежат.
— В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… ёрш.
— Через горы и леса в край родной летит … птица.
— Устают, наверно, скулы грызть орехи у …белки.
— Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый…петух.
— Звонко цокают подковы на копытах у …коня.
— Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это…мишка? белка.
— Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что…кит? корова.
— Кружевную паутину сплел искусно… Буратино? паук.
— Нарушая утром тишь, распевает в роще? соловей.
С помощью дидактической забавы, несложной и занимательной, процесс познания протекает гораздо быстрее и, что немаловажно, — веселее.
Любая игра она завораживает, и мы сами того не замечая погружаемся в мир детства. Быстро закончить предложение или ответить на вопрос. Отвечать на вопросы, подбирая нужные слова; воспитывать внимательность.
IV этап. Подведение итогов.
— Уважаемы коллеги! Наша встреча подошла к концу.
У меня к вам есть просьба: помогите мне составить архив мастер — класса.
— Назовите 3 момента мастер-класса, которые вам понравились больше всего.
— Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.
— Назовите 1 момент, который вызывает желание задать вопрос. В заключении мастер класса хочу поделиться своим опытом и дать вам памятки по использованию дидактических игр.
Коллеги, спасибо за помощь.
Спасибо за внимание!
Фотоотчет о методическом объединении «Изготовление дидактических пособий и использование их в проведении квестов» По техническим причинам был у меня достаточно длительный перерыв в публикациях, но теперь я спешу исправится). Тем более вчера провели.
Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.
Игра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольников Материал для игры:цветные картинки с изображением разных животных,слайды с движущимися животными. Игра проводится около стола. На столе разложены.
Использование CD дисков в творчестве и при изготовлении дидактических пособий Как часто мы привыкли выбрасывать всё то, что кажется нам ненужным и бесполезным. Речь пойдёт о старых CD дисках. Часто использую ненужные.
Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.
Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.
Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников. Тема «Время» Ход НОД. Загадываю детям загадку: Оно весь век бежит вперёд И никогда не устаёт. (Время) — Правильно отгадали, это время. Оно постоянно.
Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.
Источник
Дидактические игры своими руками по развитию речи
Яна Глебова
Дидактические игры своими руками по развитию речи
Воспитатель: Глебова Я. В
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Всем известно, что игры, оказывают общеразвивающие влияние на речь. В методике имеются различные дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, например помочь детям освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, способы образования слов (наименований детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина, действиям; рассказать о животном, об игрушке; составить сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Таким образом, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарную работу, развитие связной речи).
Дидактические игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными. Я решила сделать своими руками дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи.
Дидактическое пособие «Речевой трансформер»
Цель:[/i]обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Описание пособия: настольное дидактическое пособие является авторской разработкой, предназначено для детей старшего дошкольного возраста; состоит из основы-подставки и трёх сменных блоков, каждый блок содержит дидактическую игру. Пособие можно использовать в индивидуальной работе с детьми, а также в совместной и самостоятельной деятельности.
1-БЛОК: Дидактическая игра «Сочини свою сказку»
Цель: совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему «Однажды в лесу».
Описание игры: ребенок выбирает блок с изображением леса, устанавливает его на основе-подставке и фиксирует с помощью резинки. К игре прилагается конверт, в котором находятся картинки с изображением разных героев сказок, мультфильмов. Ему предлагается сочинить свою сказку на тему «Однажды в лесу», и на панно разместить несколько героев, менять персонажей можно в зависимости от развития сюжета. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.
2-БЛОК: Дидактическая игра: «Посмотри и расскажи историю»
Цель: совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
Описание игры: ребенок выбирает блок с изображением сюжетных картинок, устанавливает его на основе подставке и фиксирует с помощью резинки. В верхней и нижней части блока закреплены регуляторы движения бумажной пленки, красные стрелки показывают направления движения. Ребенок просматривает пять историй с последовательно развивающимся действием и составляет рассказы на выбор. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
3-БЛОК: Дидактическая игра «Волшебный шкафчик»
Цель: совершенствовать умение образовывать существительные с помощью суффикса ниц со значением вместилища
Описание игры: ребенок выбирает блок с изображением магазина, устанавливает его на основе-подставке и фиксирует с помощью резинки. К игре прилагаются предметные картинки: разные продукты, тележка для продуктов, мальчик, девочка.
Предложить ребенку «сходить в магазин за продуктами». Картинки с изображением продуктов сложить в тележку, назвать продукты составив предложения, например: «Я купил хлеб, я купила конфеты и т. д., отвезти тележку домой. Дома, купленные продукты положить в «Волшебный шкафчик», в котором живет частичка ниц и отгадать, как называется посуда, в которую необходимо сложить продукты. Ребенок складывает продукты в шкафчик и называет например: существительное сахар – с помощью суффикса ниц образовывает новое слово сахарница, и т. д. (сахарница, хлебница, конфетница, салатница, салфетница, перечница).
Дидактические игры по развитию речи своими руками Конспект Тема : «Дидактические игры по развитию речи своими руками» Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические.
Дидактические игры своими руками Воспитатель — профессия замечательная! В этой сфере работают творческие люди, которые если берутся,что -то делать,то у у них всё.
Дидактические игры своими руками Дидактические игры Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного.
Дидактические игры своими руками Книжка-самоделка. Помогает развивать тактильные ощущения. Книга изготовлена из фетра, дополнительно применялись разнообразные крючки,.
Дидактические игры своими руками Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. В процессе использования дидактических игр дети учатся.
Дидактические игры своими руками Игра — веселье, время провожденье — Так склонны взрослые порой, увы, считать. Но для детей весь смысл игры — ученье, Через игру мир новый.
Дидактические игры своими руками «Народные промыслы» Дидактические игры своими руками «Народные промыслы» Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию представлений о развивающих.
Фотоотчет «Дидактические игры и игры развивающего характера своими руками на тему «Знакомим детей с трудом взрослых» В нашем детском саду прошел смотр самодельных дидактических игр и игр развивающего характера на тему «Знакомим детей с трудом взрослых».
Фотоотчёт «Дидактические игры своими руками по математике» Фотоотчёт «Дидактические игры своими руками по математике» Добрый день, уважаемые коллеги! В очередной раз предлагаю Вашему вниманию развивающие.
Проект «Дидактические игры своими руками» Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время.
Источник