Динамик для колонки своими руками

allowerdy

Зарубки на память

Большинство благих намерений заканчиваются благим матом

Хорошая акустика своими руками — дешево и просто, ч.6 динамики

Разработчики данных акустических систем рекомендовали приобрести определенный набор динамиков и смонтировать разделительный фильтр по следующей схеме:

Но пока я запрягал, прошло почти двадцать лет поэтому найти всё один к одному не получилось. Моих знаний хватало на то, чтобы понимать, что со времен товарища нашего Эдгара Вильчура, про которого все знают, что он запатентовал в далеком 1954 году закрытый ящик (но немногие знают , что патент по суду позже был аннулирован компаниями, не желавшими платить авторские сборы)ничего нового не придумали. Основная идея Вильчура была в том, что он предложил делать для закрытого ящика динамики с более мягким подвесом. Собственно и всё, остальное уже было придумано до него, только динамики делались большими (и до сих пор в сабах), а благодаря идее с мягким подвесом появилось большее число вариантов исполнения. Поэтому динамики подбирались в исполнении «для закрытого корпуса» с максимально близкими характеристиками, вот что получилось: (у них/у меня, красным цветом ухудшение параметров)

Купольная ВЧ головка, диаметр 104 мм, сопротивление 6 Ом, 2000 — 30000 Гц, 80 Ватт*, 91 дБ, FS 550 Гц
Динамик ВЧ SEAS H1149-06 (27TDC)
Купольная ВЧ головка, диаметр 104 мм, сопротивление 6 Ом, 2000 — 25000 Гц , 55 Ватт *, 90 дБ, FS 550 Гц

Динамик СЧ/НЧ Peerless CSC-176H (850112) (850110)
Диаметр 176 мм, бумажный диффузор, сопротивление 8 Ом, чувствительность 87 Дб, резонансная частота 42 Гц добротность: 0.50999999 ; 35-4000 Гц; Мощность 60 Вт* VAS:34,400002 — мягкость подвеса
Динамик СЧ / НЧ Peerless SDS 6.5″ 8 Ohm (830657)
Диаметр 175 мм, бумажный диффузор, сопротивление 8 Ом, чувствительность 88.5 дБ, резонансная частота 44.75 Гц, добротность 0.55 , 40 -4000 Гц, Мощность 60 Вт* VAS:30,77- мягкость подвеса

* про получившуюся мощность АС расскажу отдельно

Как видно из сравнения, ничто в мире аудиотехники с годами не становится лучше. скупая слеза потекла по небритой.

На самом деле всё не так плохо, набор динамиков обрезает верха в неслышимом диапазоне, система будет иметь незначительные потери в чувствительности, мощности и добротности. Самое досадное, конечно, что нижний диапазон подрезался с 35 Гц до 40 Гц, в закрытом ящике с низами туго, это будет заметно.

Заказ с Аудиомании пришёл быстро, всё было очень хорошо упаковано, в пленках, энергофлексе и картоне чтобы избежать повреждений при транспортировке, за это огромное спасибо.

Первое что удивило — это размеры комплектующих для фильтров, они были большими, пришлось искать большие платы для монтажа кроссоверов. Нашел от образцов отбойной доски для пациентов, разметил, насверлил отверстий под хомуты:

Элементы фильтра крепим хомутами

Далее сажаем на герметик, чтоб на века.

После чего ищем профессионального электрика,который умеет паять, он нам всё это дело спаивает. Но и тут я пошел свои путем, для удобства окончательной сборки все оконечные выходы с фильтров на «+» и «-» я посадил на ваги. Данный коннектор медный, самоподжимной, выдерживает большие токи и пр. Практически такие же зажимы идут у меня на усилителе для акустических кабелей (жутко неудобно втыкать провод).

Читайте также:  Как обрезинить металл своими руками

А к динамикам и терминала подсоединил провода через стандартные обжимные разъемы, что позволит в случае чего сделать быстрый демонтаж — монтаж. Кабель такой же как на акустике, витая пара ПУНГВ 2*1,5 мм

Собрал (точнее собрали, нас там 3 человека было) всё хозяйство в корпусе, встал вопрос, а чем крепить динамики. Пока закрепил обычными 11 мм черными саморезами

В Аудиомании есть более эстетичный вариант под головку торкс, но цена 6.80 руб. за штуку, а мне надо 40 шт. Есть более скромный вариант, за 145 руб./100 шт. + пересылка 140 руб. Закажу дорогие, красота требует средств. (Заодно и пластинку Таривердиева, чтобы за доставку 2 раза не платить)

Дома окончательно прошел все швы цветным акриловым герметиком для сокрытия всех дефектов и силиконовый сзади для полной герметизации корпуса.



На сим по финишной сборке всё. Цена вопроса составила 10982 руб. за динамики и терминалы, 4387 руб. за комплектующие фильтров, доставка бесплатная, так как свыше 10т.руб.
Часть 2. Какая же у них мощность?

Источник

Как сделать самому классную портативную акустику?

А зачем делать самому? Все же продаётся! — Спросите Вы меня.
Во-первых, это реализация своего творческого потенциала. Сделать собственный проект это занимательно, интересно и позволяет унять желание сделать что-то своими руками.
Во-вторых, крупноблочный DIY проект это не очень сложно, но позволяет получить изделие с уникальными характеристиками и авторским дизайном.
И, наконец, DIY проект портативной акустики может стать необычным, но полезным подарком.
Я сделал более двух десятков различных типов колонок, хочу поделится своим опытом.

Содержание

Пройдемся по каждому этапу изготовления DIY портативной акустики.

Выбор концепции и дизайна акустики

Сначала надо определится с размерным классом будущего изделия. Условно разделим портативную акустику на три класса: микро, мини и макси.

Микро — портативная акустика ближнего поля, формата небольшого радиоприемника. Такую даже можно сделать моно, все равно размер не даст получить нормальный стереозвук.
Мини — типовой формат, китайские покупные колонки как раз такого размера. Там обычно пара динамиков и пассивный излучатель.
И, наконец-то, макси формат. Размер на грани портативного. Для вечеринок большой компанией. Формат аудио чаще всего 2.1 (стерео с отдельным низкочастотным каналом).

Дизайн вещь индивидуальная! Тут есть место полету фантазии. Совет: необходим эскиз/чертеж/трехмерная модель будущего изделия, что бы прикинуть компоновку узлов и не ошибиться в размерах.

Выбор типа корпуса

Пожалуй, самая видовая и занимательная часть акустики — это корпус.
Рассмотрим несколько «рецептов» изготовления корпуса для DIY портативной акустики.

  • Фанера
  • Готовые «доноры»
  • Корпуса для РЭА
  • Профили
  • 3D печать и формовка
Фанера

Самый простой в обработке и легкодоступный материал — фанера. Как вариант: деревянный массив, ДСП или МДФ.

Читайте также:  Детские плюшевые пледы своими руками спицами

Минусы — это тяжесть и дополнительные работы по влагостойкости.

Кроме фанеры можно использовать текстолит (клеить эпоксидкой) и картон. Последний неплохо пропитать горячим лаком.

Вот мои поделки — под ретро радио из стеклотектолита и вариант корпуса из пропитанной картонной трубы:

Готовые «доноры»

Донором для портативной акустики может служить:

  • Чемоданы
  • Ящики для инструмента
  • Канистры
  • Аптечки
  • Кашпо
  • Кейсы от коньяка
  • И экзотические варианты, например, патронный ящик от пулемёта.

Рассмотрим как реализовывали это различные авторы:

Корпуса для РЭА

Можно использовать корпуса для РЭА. Это удобно: широкий выбор размеров, доступность. Корпуса чаще всего герметичные (с резиновым уплотнением).

Корпуса для РЭА есть пластиковые (чаще), алюминиевые (дороже) и комбинированные.

Пластиковые корпуса очень легко обрабатывать «на коленке». Нужен гравер, перьевое сверло, напильник.

При приложении рук получается вполне нарядно:

С алюминием, конечно, чуть сложнее, но не забываем при обработке добавлять смазку, хотя бы банальный WD-40.

Из алюминиевых корпусов мне очень понравился такой с торцевыми пластиковыми крышками (я купил):

Профили

В строительных супермаркетах сейчас продают много различных замкнутых профилей, как пластиковых для вентиляции и канализации, так и алюминиевых. Из них коже можно сделать корпус колонки, главное придумать и обыграть как сделать герметичные торцы.

Пластиковые корпуса нужно усиливать ребрами жесткости.

Вот мой мой пример корпуса из профиля:

3D печать и формовка

Повальное распространение 3D принтеров, печатающих пластиком, серьезно упростило жизнь самодельщикам. Теперь небольшие корпуса или элементы конструктива можно печатать из пластика. Без проблем можно реализовать сложные формы, вроде, лабиринтов.

Формовка — подразумевает собой классический приём: каркас, стеклоткань и эпоксидная смола. На финише шпатлёвка, шлифовка и окраска. Таким образом можно получить корпус весьма замысловатой формы.

Подбор динамиков и акустического оформления

Помните про размерный класс? Так вот, и динамики можно соотнести так же.

  • Микро — размер 3″ Там уже может быть использованы и две полосы, а так же сабвуферный басовый канал.

Для размера «мини» и «макси» желательно измерить параметры Тиля — Смолла для точного расчета объема и выбора акустического оформления. Я использую ПО bassbox 6 pro. Это позволит получить максимальную отдачу динамика на низких частотах.

Основные акустические оформления для портативной акустики:

  1. Закрытый ящик. Самый простой вариант, меньше риск ошибиться.
  2. Фазоинвертор. Тяжело настраивать без параметров динамика. В маленьких корпусах тяжело реализуем.
  3. Пассивный излучатель. Самый распространенный в портативных решениях вариант. Площадь излучателя должна быть больше или примерно равна площади динамика, а настройку рабочей частоты можно подкорректировать добавочной массой.

Но все это тема сложная и требующая отдельной статьи. Для портативной акустики можно опираться на данные производителя и от них выбирать объем оформления. А тип оформления рекомендую использовать пассивный излучатель, на нем сейчас 99% такой акустики и сделано.

Пожелания к динамикам для портативной акустики:

  • Желательно неодимовый магнит (мощнее, компактнее, эффективнее)
  • Желательно диффузор с защитой от влажности (пластик, полимер)
  • Резиновый широкий подвес (прочнее, долговечнее, больше ход динамика, глубже бас)
  • Лучше брать динамики 4 Ом, чем 8, так как усилитель выдаст на такую нагрузку больше мощности

Для защиты от внешних воздействий рекомендуется использовать защитные сетки (грили). Продаются они на Алиэкспресс любых размеров, состоят из пластикового фланца и мелкоячеистой металлической сетки.

Читайте также:  Как построить детский деревянный домик своими руками

Подборка предпочтительных моделей динамиков приведена в конце статьи.

Подбор усилителя

Основные пожелания к усилителю мощности в портативную акустику:

  • Высокий КПД, малое потребление от батареи (а это class D)
  • Компактный размер
  • Однополярное питание под аккумуляторы
  • Запас по искажениям и мощности
  • Способность работать в замкнутом пространстве без массивных радиаторов

Не малое значение в выборе имеет напряжение аккумулятора модели, от него и смотрим усилитель с максимальной эффективностью. В компактном устройстве надо стремится к максимальной отдаче и энергоэффективности.

Соответственно для размерных классов напряжения для питания усилителя:

Подборка предпочтительных моделей плат усилителей приведена в конце статьи.

Подбор источника сигнала

Тут нужно отталкиваться от своих предпочтений и что будет наиболее востребовано.

Просто линейный вход на усилитель, если нужно проводное подключение. Если источником будет только смартфон/планшет по Bluetooth или WiFi, то плата приемника беспроводного сигнала.

Если нужна универсальность (Bluetooth/FM радио/USB/карта SD и пульт ДУ) — то лучше выбрать mp3-модуль с нужным функционалом и подходящего размера.

Есть еще интересный современный вариант источника от Arylic — Up2Stream Mini V3 плата с поддержкой стриминговых сервисов и интернет радио. Входы: WiFi, Bluetooth 5.0 и линейный вход. Питание 5 В, размеры 55х45х12 мм. Управляется с мобильного приложения.

Рекомендую для крупных проектов использовать толковый MP3/FLAC-модуль TDM 157. Я делал на него подробный обзор.

Подборка остальных предпочтительных mp3-модулей приведена в конце статьи.

Выбор аккумулятора

Для носимой техники предпочтительнее литиевые аккумуляторы, чаще всего в форм-факторе цилиндров или плоских пакетов.

У многих есть в использовании аккумуляторы популярного формата 18650, можно их и применить.

Помимо аккумуляторов нужна плата зарядки, защиты и балансировки и желательно кейс (холдер) или рамки для набора нужной батареи.

Для крупных колонок зарядное устройство можно разместить внутри, а для зарядки использовать сетевой кабель.

Для морозостойкого исполнения бумбокса можно применить аккумуляторы формата LiFePO4.

Сборка изделия

Советы для финальной сборки портативной акустики:

  • Корпус акустики должен быть герметичен, щелей и лишних отверстий быть не должно.
  • В большом корпусе лучше разделить левый канал от правого перегородкой.
  • Динамики нужно стараться поставить дальше друг от друга.
  • Разборная конструкция практичнее склеенной.
  • Ручка или петелька для переноски добавят удобства использования.
  • Пайка проводов лучше чем скрутка, разъемы практичнее.

И еще важный момент, для развязки земляной петли (фона) при питании от одного аккумулятора и источника и усилителя, нужно запитать источник сигнала через преобразователь B1212. Это компактный DC-DC преобразователь 12 В, с гальванической развязкой и выходной мощностью 1 Вт. Фона гарантированно не будет.

Можно добавить «красоты» изделию:

  • Часы
  • Кнопку с подсветкой
  • Кольцевую RGB подсветку
  • Светодиодный фонарик
  • Стрелочный или цифровой индикатор уровня

Для наглядности и контроля батареи рекомендую поставить индикатор заряда аккумуляторов:

Если что-то не вместилось при компоновке, всегда можно навесить доп. оборудование в отдельном кейсе снаружи конструкции:

Заключение

Нельзя объять необъятное ©

В комментариях предлагайте свои идеи и делитесь своими конструкциями портативных колонок.

Спасибо за внимание. Творческих успехов и удачных конструкций!

Источник

Оцените статью