Реальность или самообман: тюнинг автозвука за пять минут
Случайно обнаруженные энтузиастом-любителем автозвука скрытые функции жидкости, известной под названием «реставратор покрышек», позволяют радикально улучшить звучание недорогой автоакустики, взбодрить пожилые динамики, чуть ли не дав вторую жизнь! Так, во всяком случае, утверждают адепты популярной в народе «теории пропитки подвесов»… Что же это — полезный лайфхак с моментальным результатом или массовое самовнушение?
Н аш портал, конечно, старается рассказывать своим читателям в первую очередь о проверенных и подтвержденных технологиях применительно к автомобильной сфере, однако некоторые вещи на грани науки и суеверий становятся настолько популярными в автомире, что их известность выходит широко за пределы трёпа в соцсетях и гаражах. «Методика улучшения звука автомобильных аудиосистем за пять минут» как раз из числа таких вещей. Пусть каждый найдет в этой истории что-то свое: профессионал – шанс улыбнуться, любитель приложить руки – повод поковыряться с машиной в выходной, любопытный – пищу для ума. Итак, поехали!
Изобретатель из Саранска
Автор нашумевшей в интернете технологии пропитки подвесов динамиков жидкостью для реставрации шин – Игорь Бобров из Саранска, известный на популярной автомобильной блог-платформе DRIVE2 как IGOR311.
– Я электронщик по образованию, в свое время долго работал на саранском заводе точных приборов. Сейчас занимаюсь торговлей аудиокомпонентами и консультированием в сфере звука – рассказал «Колесам» Игорь.
– Лет десять назад мне в руки попал флакон «реставратора шин» марки Doctor Wax, которым я попробовал обрабатывать различные резиновые детали своего автомобиля. Работало средство очень хорошо: увеличивался срок жизни резинок подвесов глушителя, сайлентблоков и подушек стабилизатора поперечной устойчивости, разрушающихся от соли и температуры. Я уж не говорю про то, уплотнители дверей стали прилегать лучше. В итоге возник интерес попробовать улучшить помощью этого же состава характеристики подвесов каких-то старых динамиков. Эффект был просто ошеломительный – через пять минут после нанесения состава кисточкой на подвес диффузора звучание большинства динамиков улучшалось так, что это заметно любому человеку, а не только «аудиофилу с тренированными ушами»!
– Собственно, ключевая суть технологии – возврат динамикам заводских характеристик – продолжает Игорь.
– Я в свое время регулярно посещал ежегодные Hi-Fi-Show в Москве, где общался с представителями известных зарубежных компаний-производителей аудио: DLS, Jamo и т.п. И они не скрывали, как быстро подвес нового динамика теряет эластичность. Полгода – и характеристики уже не те, что сразу после конвейера. Инженеры об этом факте знают, пытаются при проектировании его учитывать, чтобы компенсировать старение, но получается лишь отчасти… А вот «реставратор шин» справляется с этим отлично, он смягчает подвес и предотвращает дальнейшее высыхание на годы! На тех же Hi-Fi-Show я многим производителям высококачественной акустики не раз предлагал проверить эффект пропитки. Большинство, конечно, пальцем у виска крутили, но кое-кто соглашался и был приятно шокирован: буквально через пять минут после пропитки акустика начинала звучать заметно лучше. Раз за разом переключали провода с обработанной на необработанную колонки, и отличие в пользу обработанной была налицо!
По словам Игоря Боброва, убедившись в явном положительном эффекте, он неоднократно обращался и в российское представительство компании-производителя «реставратора шин», предлагая им за умеренное вознаграждение свою идею – воспользоваться обнаруженным «пасхальным яйцом» и начать под своей же маркой продавать эту же жидкость еще и в небольшой фасовке с кисточкой. Но не как реставратор шин, а как специализированное средство для реставрации и улучшения акустики. В представительстве Игоря внимательно выслушали, пообещали передать информацию в зарубежный офис, на чем все благополучно и заглохло…
Результаты мнимые или реальные?
Игорь Бобров уже без малого десять лет пропагандирует в интернете технологию пропитки подвесов жидкостью для защиты и реставрации шин, подчеркивая, что не имеет с этого ни копейки. За это время его совету последовали сотни, если не тысячи людей, обработав динамики автомобильных и домашних аудиосистем.
Вот типичные отзывы новообращенных адептов технологии:
- «…я обалдел! В своей старушке «каденсы» обмазал, жёсткий каденсовский бас стал бархатистым, глубоким, звук стал этажным, слойным! Теперь нутром чувствую низы, средние и верха. А хотел менять колонки. Спасибо. »
- «…обработал автомобильные динамики Morel Tempo 6 – звук стал на порядок сочнее. »
- «…я пробовал на старых советских динамиках 25ГД-26Б, добился понижения резонансной частоты с 46 Гц до 32 Гц…»
Впрочем, мало кто проводит измерения параметров динамика до и после обработки. Например, таких, как резонансная частота, добротность, амплитудно-частотная характеристика. Почти все испробовавшие «технологию» оценивают результат субъективно, на слух.
Дело в том, что и сам Игорь нарочито пренебрегает числовыми данными и замерами, утверждая, что «все слышно ушами». «Берите и делайте – все же просто и недорого, хватит трепать языком в интернете!» – так, в общих чертах, выглядит его позиция. Однако сторонники научного подхода возмущаются, и их можно понять…
Глубокого и всестороннего исследования технологии мы в редакции «Колес» не проводили, однако, чтобы составить собственное впечатление, проделали все же два несложных теста – субъективный и объективный. Объективный – измерение резонансной частоты динамика до и после пропитки подвеса. Субъективный – прослушивание обработанной с помощью пропитки акустики – также до и после. Собственно, именно субъективный метод и пропагандирует автор идеи. «Вы все услышите своими ушами, это гораздо лучше измерений и полученных в результате сухих цифр!» — утверждает Игорь Бобров.
Итак, объективный метод. Берем 4-оммный автомобильный 13-сантиметровый динамик из разряда дешевеньких, и проводим его измерение. Выясняем параметры Тилля-Смолла, применив распространенную среди любителей поковыряться с акустикой программу AudioTester. Резонансная частота динамика оказалась равной 96 Гц. И ни она, ни прочие параметры после пропитки, увы, не изменились… Быть может, материал подвеса нашего дешевенького динамика оказался из тех, что не подвержены воздействию «реставратора шин»?
Субъективный метод тоже опробовали. Обработали динамик довольно неплохо звучавшего в прошлом, а сегодня «списанного на пенсию» домашнего музыкального центра Philips производства середины 90-х годов. Не заметить результат было бы трудно: мы промазали подвес одной колонки из пары, и слушали результат, оперативно переключая звук с обработанной на не обработанную, и обратно. Увы, изменений отметить не удалось…
Мнение эксперта
Мы попросили эксперта в области автомобильного и домашнего аудио прокомментировать чудодейственное снадобье и «тюнинг звука за 5 минут». Наш консультант, используя свой богатый опыт, высказался достаточно развернуто:
– Начнем издалека. Нередко бывает, что динамик потенциально хорош, но корпус не позволяет ему выдать максимум своего качества звучания. К примеру, у большинства домашних полочных акустических систем, даже от брендов с солидной репутацией, слишком низко настроен фазоинвертор, что улучшает глубину баса, но радикально ухудшает его четкость и собранность. Чистый маркетинг: более глубокий бас услышит каждый, а точность и четкость при меньшей глубине баса оценят далеко не все .
Если акустическое оформление динамика не оптимально, его можно улучшить, изменив характеристики корпуса. Но, как ни странно, допустимо подойти к той же задаче с другой стороны: изменить параметры не корпуса, а самого динамика. Например, воздействием на центрирующую шайбу (оказывающую наибольшее влияние на характеристику колебаний подвижной системы динамика) или тот же подвес (который влияет, но в гораздо меньшей степени, нежели шайба).
Однако пропитка подвесов, о которой идет речь выше, проводится исключительно с целью их размягчения и рекомендуется всем подряд, невзирая на тип динамиков и их оформление, что недопустимо. Ибо совершенно неверно считать, что в любом динамике надо стремиться к максимальному увеличению эластичности шайбы и подвеса!
Нередко бывает, что нужно совершенно обратное. Вот опять же пример . Автомобильные НЧ/СЧ-динамики Dynaudio всем хороши, кроме одного – у них вялый мидбас в объеме автомобильной двери, который чаще всего составляет не менее 28-30 литров. Вялость мидбаса – реакция на неоптимальный, избыточный объем. Но опытным любителям автозвука известно, что от этой проблемы легко избавиться, если установить динамик в корпус 15-17 литров. Можно внутри двери изготовить корпус заданного объема, но никто из инсталляторов этого не любит. Гораздо проще пропитать центрирующую шайбу динамика с целью увеличения её жесткости, и если это сделать грамотно, то у динамика появится нужная скорость и четкость при работе на объем двери.
Возвращаясь к конкретному примеру использования «волшебной жидкости», которой пропитывают подвесы с целью увеличения их эластичности, надо отметить, что размягчение подвеса влечет за собой увеличение эквивалентного объема Vas и уменьшение резонансной частоты Fs. То есть, из трех главных параметров любого динамика мы меняем (причем, бесконтрольно) два, а что уж произойдет с третьим (полная добротность Qts), и вовсе никто не знает.
Да, не исключено, что таким образом удастся попасть пальцем в небо и случайным образом улучшить звучание изначально неоптимальной системы. Если подвес изначально вообще дубовый, то у динамика и чувствительность станет выше, отчего он запоет громче. От подвеса также требуется эффективное демпфирование, то есть гашение резонансов, и если, опять-таки случайно, демпфирующие качества подвеса в результате пропитки улучшатся, то звучание станет чище.
Но как поведет себя обработанный подвес на сильном морозе, либо в жару? Не станет ли слишком мягкий подвес прихлопывать уже на средней громкости и что с ним будет при работе на большой громкости? Риск получить ухудшение конечного результата при воздействии на параметры вслепую крайне велик.
Источник
Колонки в авто своими руками
Многих автовладельцев не устраивает штатная акустика. Поэтому перед ними встаёт вопрос о замене колонок и магнитолы. Автомобильная акустика обладает разными характеристиками, от которых зависит их стоимость. Однако, её можно собрать самостоятельно.
Из чего можно сделать колонки в авто
Прежде чем приступать к сборке акустики, необходимо определиться с тем, из чего она будет изготовлена, её размерами и местом установки.
Для изготовления самодельных колонок подойдут следующие материалы:
ДСП. Самый доступный материал, приобрести который не составит труда. Стоимость также вполне доступна. Готовая конструкция не будет искажать звук, а так как материал имеет небольшой вес, акустика будет достаточно лёгкой.
- Дерево. Использовать можно древесину любых пород, однако, лучше всего подойдёт сосна или дуб. Они создают хорошее звучание и имеют привлекательный внешний вид.
- Ножовка.
- Динамики необходимого диаметра и с нужными характеристиками.
- Кольца для фиксации.
- Синтетический пух.
Как сделать колонки своими руками для авто
Когда приготовлены все необходимые материалы, нужно определиться с размерами будущей конструкции и произвести замеры.
СПРАВКА. Если колонки размещаются в багажнике оптимальным вариантом является размер 30 см. При монтаже акустики на полку, расположенную за задними сидениями, динамиков длиной 15 см вполне хватит.
Сборка происходит следующим образом:
- Из приготовленного материала с помощью ножовки необходимо вырезать все детали.
- В центре заготовок выпилить отверстия, соответствующие диагонали динамиков.
- Кольца нужно приклеить к деталям конструкции.
- Внутри корпуса следует сделать несколько перегородок, которые будут фиксировать фазоинвертор.
- Сделать несколько разъёмов для клемм.
- Все детали необходимо соединить и зафиксировать с помощью саморезов или клея.
- Внутрь изделия поместить пух.
- Готовый динамик установить на подготовленное место.
Чтобы изделие приняло законченный вид, его можно покрыть лаком или краской. Если хочется придать большей оригинальности детали можно выполнять из разного материала.
Собрать колонки своими руками достаточно просто. Стоимость таких изделий будет существенно ниже, чем у готовых магазинных вариантов.
Источник
Автозвук для начинающих. Как собрать правильную систему.
Все мы рано или поздно начинаем увлекаться чем то новым и автозвук может стать одним из твоих новых увлечений. Если ты новичок в автозвуке то эта статья как раз для тебя.
Итак, с чего же начать? Если ты еще не побежал выбирать себе сабвуфер то бери ручку и записывай. Начинать нужно не с выбора компонентов для своей аудиосистемы, а с конфигурации. То есть если ты не хочешь потратить деньги на ветер, заранее продумай из каких компонентов будет состоять твоя аудио система и как они будут подключены между собой. И сегодня я расскажу вам какие конфигурации являются правильными. Советовать какие либо фирмы или модели я не буду, только схемы вашей будущей системы. Будем начинать с самых простых и постепенно продвигаться к более сложным и дорогим.
Предположим, что тратить большие деньги на хорошую аудио систему вы не хотите, но звучание штатных динамиков вас не устраивает, либо их вообще нет. В таких случаях лучше всего начать с виброизоляции передних дверей.
Многие пренебрегают виброизоляцией, считая что это не обязательно или что это для громких систем с массивом динамиков. На самом деле даже в бюджетной системе хорошая виброизоляция значительно улучшает качество звука.
После чего установить двух компонентную акустику в качестве фронта.
Не о каком тыле в таких системах не может быть и речи, это стерео система, и дальнейшее развитие такой системы это добавление сабвуферного звена. Активного или пассивного с усилителем, это уже зависит от ваших финансовых возможностей.
Пассивный в итоге будет лучше, но необходимо изготавливать корпус и покупать отдельный усилитель (моноблок). Это сложнее и дороже.
Активный дешевле и проще в установке, но по качеству и громкости хуже.
Еще один вариант бюджетной системы где используется один четырехканальный усилитель который работает и на фронт и на саб.
Плюсы такой системы в том, что нужен только один усилитель для усиления и фронта и саба. Минус в том что четырёхканальные усилители не на столько мощные как сабвуферные моноблоки, чтобы справиться с серьезным динамиком, поэтому сабик придется выбирать попроще.
Следующий тип модификации аудиосистемы может, так сказать, стать результатом эволюции предыдущего. Четырехканальный усилитель переезжает в этом случае работать полностью на фронтальную акустику поканально, а на сабвуфер добавляется свой отдельный усилитель.
Обязательным, в такой системе я считаю, наличие процессорного головного устройства, для правильной настройки всей системы, но возможны варианты подключения и без процессорного головного устройства, для этого понадобятся развитые фильтры усилителя, либо пассивные кроссоверы с возможностью биампинга (подключение отдельного канала для каждого динамика). Благо процессорные аппараты сейчас стали достаточно доступны, поэтому я бы со вторым вариантом не заморачивался.
К плюсам несомненно можно отнести широкие возможности настройки и в результате этого более высокое качество звучания, по сравнению с предыдущими вариантами.
Из минусов пожалуй только цена. Если вы можете себе позволить несколько усилителей, саб и не самое бюджетное головное устройство, то придерживайтесь этой схемы, не прогадаете.
И наконец моя самая любимая и сложная конфигурация. Это трехполосный фронт + сабвуфер. Тут все то же самое, что я описывал в предыдущем варианте, только роль среднечастотника выделена отдельным динамикам на дополнительной третьей полосе. А мидбасы в свою очередь отвечают только за нч диапазон.
Для такой системы нам уже понадобится не менее семи каналов усиления и столько же полноценных каналов процессора. А это уже говорит о том, что нужно серьезное головное устройство по типу 99 пионера, либо отдельный полноценный процессор с таким же количеством выходов.
Из плюсов еще более гибкая настройка системы, в результате возможность добиться максимально качественного звучания.
Минусы, думаю, всем понятны. Потратиться на такую систему готов далеко не каждый любитель послушать качественную музыку в автомобиле.
Все эти системы могут использоваться как в громких системах (SPL), так и в системах нацеленных на качество звучания (SQ). За тем исключением, что в громких системах количество динамиков может быть больше двух (4,6 и более эстрадных сч на одной полосе). Но сути и принципа схем это не меняет.
Как вы заметили, не в одной конфигурации не присутствует тыловая акустика, потому что речь только о стерео системах.
Есть еще более сложные, мультимедийные системы, которые на порядок дороже и сложнее, да и головные устройства способные выдать на выходе многоканальный звук, можно посчитать на пальцах одной руки. Поэтому их мы рассматривать не будем. Те, кто дошли до уровня многоканальных систем в автомобиле и вряд ли они дочитали статью до этого момента.
Так что если у вас стерео головное устройство, а таких 99,99%, сотрите слово тыл и все что с этим связано из своей памяти, и пользуйтесь теми конфигурациями, которые я постарался максимально кратко и понятно вам описать.
Источник