- DIY: личный проект «неправильной» двухполосной акустики
- Полочная акустика своими руками
- Количество полос
- Выбор динамиков
- Активные / пассивные?
- Расчет размеров корпуса
- Материал корпуса
- Конструкция и дизайн корпуса
- Инструменты
- Распил
- Сборка корпуса
- Отделка
- Финальный монтаж
- Испытания
- Калькуляция по материалам
- В заключении
DIY: личный проект «неправильной» двухполосной акустики
Высокая верность звуковоспроизведения за относительно небольшие деньги, на мой взгляд, доступна. Это вполне реально при самостоятельном изготовлении акустики и Hi-Fi компонентов. Сейчас в продаже представлен большой ассортимент высококачественных динамических головок и комплектующих, которые можно приобрести дистанционно, что является безусловным преимуществом в нашей огромной стране.
Своим опытом я хотел бы показать, что получить настоящий Hi-Fi за гораздо меньшие деньги, если сравнивать с покупкой иностранных брендов, вполне реально. Завлекая на этот тернистый путь, вынужден предупредить о возможных разочарованиях и неоправданных ожиданиях на первых этапах. Сам через все это проходил.
Причина таких разочарований, как правило, кроется не в предмете построения, а в окружении: источник, усиление, размещение в комнате — все эти факторы существенно влияют на слышимый результат. Кто-то, возможно, не согласится с моей позицией — и это нормально, для меня же главное — неравнодушие увлеченных людей. К тому же, я всегда открыт к конструктивной критике.
Этот довольно необычный проект я считаю «неправильным». Всегда полагал, что для получения правильного звука на средних частотах динамик должен иметь диффузор не более 140 мм в диаметре, если мерить по подвесу. Но ведь раньше существовали очень хорошо звучащие акустические системы с вуфером на 8 дюймов, например, Snell Type J /II или Audio Note AN-J. Поэтому решил попробовать сделать двухполоску с головкой на 8 дюймов. НЧ головка SEAS H1288-08 (CA22RNX) самая доступная в этом размере, а Morel Classic Advanced Tweeter CAT 308 мне очень нравится: считаю весьма удачным соотношение цена/качество у этой ВЧ-головки.
Что еще из «неправильного»? Фазоинвертор настроен несколько ниже, чем нужно, впрочем, исходя из моего опыта, это было сделано сознательно. Расположен фазоинвертор сзади, что накладывает ограничение на дистанцию до стены. Очень интересно было бы вывести его вниз, но для такого решения нужны специальные стойки. На лицевую панель фазоинвертор в двухполоске не ставлю — будет слышно его влияние на звук.
Сам размер акустики также вписывается в определение «неправильное», поскольку больше полочников и меньше напольников. По размеру это все же полочная акустика, но обычные стойки к ней не подходят, поэтому сделал временные небольшой высоты. Оклеивать стенки внутри не стал (что тоже не совсем правильно), а решил снаружи поклеить пробковое полотно. Для подавления стоячей волны внутри разметил три куска синтепона размером 0,5*0,2 м и толщиной 30 мм: один снизу в виде буквы «U», второй — вдоль задней стенки и третий сверху в виде буквы «П». В итоге и получился вот такой проект:
Корпус сделал из МДФ/ЛДСП следующих размеров: ширина — 240 мм, глубина — 330 мм, высота — 530 мм. Толщина стенок — 22 мм, передняя панель из двух слоев общей толщиной 38 мм. Фазоинвертор 190 мм диаметром 70 мм. Частота настройки 37 Гц.
Фильтр получился второго порядка. Катушки на воздушном сердечнике. L1 — Mundorf Air-Core MCoil L140. Нужной мне индуктивности в модельном ряду Mundorf нет, поэтому я брал немного больше и отмотал чуть медного провода с нее, чтобы снизить параметр до нужного значения. Если это сложно — можно поискать у других производителей нужную индуктивность или немного уменьшить диаметр провода на катушке, но менее 1 мм не советую. L2 — Mundorf Air-Core MCoil L100. Конденсаторы С1 — MKP Mundorf MCap на 400В. С2 — MKP MKP Jantzen Cross Cap на 6,2 мкФ, можно 4,7 мкВ +1,5 мкФ. У меня прибор показал 6,3 мкФ, поэтому и на схеме так указано. Все детали перед установкой я проверяю LC-метром. Резисторы MOX Jantzen на 10W. Детали закреплены стяжками на панельке из ХДФ толщиной 3 мм, можно использовать фанерку толщиной 3-5 мм или даже ДВП 4 мм.
Бюджет. Головки примерно 20–22 тыс. рублей, фильтр от 2 до 5 тыс. рублей, кабель примерно 3 м. — 1,5-3 тыс. рублей, терминал 400–1600 рублей (у меня были по 120р/шт). Фазоинвертор из магазина автоакустики100р/шт. Итого на детали 24–40 тыс. рублей.
Корпус, пожалуй, — самое дорогое и дешевое одновременно, в зависимости от возможностей и требований. Самодельный может обойтись в 2 тыс. рублей, а если заказывать промышленный в шпоне/лаке, то 30–40 тыс. рублей. В итоге акустика выходит от 26 до 80 тыс. рублей.
Замер в 1 м по оси ВЧ-головки. Сглаживание — 1/24 октавы
Размещение акустики задумано так, чтобы ВЧ-головки были чуть ниже ушей, поэтому подставки именно небольшой высоты. Это уже вопрос предпочтений, можно не только пробовать с разной высотой, но и делать небольшой наклон от слушателя.
Импеданс
Корпус оклеен листовой пробкой на клей «Момент-столяр». Есть в продаже пробка полотном и в листах. Пробка покрыта самодельной мастикой. Давно хотел что-то из натуральных материалов и вот наконец решил попробовать.
Рецепт, как приготовить восковую мастику в домашних условиях: берем 2 части воска, 1 часть канифоли, желательно истолченной для более быстрого процесса приготовления и 4 части скипидара. На водяной бане расплавляем воск в эмалированной емкости, добавляем канифоль (имейте в виду, что она довольно долго плавится). После растворения воска и канифоли в однородную массу постепенно добавляем скипидар. Внимание! Использовать открытый огонь нельзя — воспламенение гарантировано. Поскольку пары скипидара очень летучи, лучше использовать электрическую плиту и вытяжку.
Снимаем все с водяной бани, переливаем в емкость и даем составу остыть. Мастика становится густой и пастообразной, а если взять ее в руку — она начинает размягчаться под воздействием температуры тела. Я обильно наносил мастику кистью, излишки снимал тоже кистью. Выглядит все это на данном этапе не очень эстетично.
Сразу после нанесения прогревал феном, поверхность преображалась. Мастика начинала плавиться и «проваливалась» в пробковое полотно — поверхность получалась матовая с благородным оттенком. Через несколько дней скипидар улетучился и поверхность стала прочной. Наносить можно несколько слоев, я сделал три. Из недостатков — очень сильный запах, что в домашних условиях может быть сложно переносимо, поэтому нужно заранее подумать о возможности ее хранения до тех пор, пока запах не исчезнет.
Акустика вышла с довольно хорошей чувствительностью, примерно в 89 дБ. В 16 кв.м., она комфортно звучала с одноваттным ламповым усилителем на 6П14П, плюс имелся небольшой запас по громкости. К достоинствам можно отнести способность играть на малой громкости, что важно для вечернего прослушивания.
Больше всего боялся неудачной стыковки головок. Забегая вперед, скажу, что опасения оказались напрасными. Стыковка произошла на удивление удачно. Ведь именно за средние частоты SEAS H1288 пользуется «нелюбовью» среди самодельщиков. Тем интересней было попробовать его звучание. Корзина у головки литая, диффузор из бумаги с пропиткой каким-то составом только с лицевой стороны, пылезащитный колпак из мягкого материала, возможно ткань с пропиткой — конструкция вызывает уважение. Возможно, что в течение времени производитель дорабатывал эту головку, и теперь я соглашусь с заявленной Seas рекомендацией играть до 3кГц. Частота раздела примерно 3кГц. Узнаваемый почерк 308 мореля сохранился и хорошо слышен, особенно это проявляется на композициях Эллы Фицджеральд. Morel 308 — вч головка с текстильным куполом с пропиткой, имеет заднюю камеру и лицевую панель из алюминия. Эта головка в разных модификациях выпускается уже очень давно и очень популярна у самодельщиков. К достоинствам АС следует отнести простую конструкцию фильтра и отсутствие режекторных цепей, которые исправляют неравномерность АЧХ головок, последний момент заслуга самих головок без всплесков и провалов их амплитудно-частотной характеристики. Звучание акустики оказалось на очень приличном уровне. Сцена глубокая, ширина выходит далеко за пределы расстановки акустики, необычно услышать появление звуков из-за спины. Акустика отчетливо показывает смену компонентов в тракте. Очень хорошо слышна смена усиления, особенно на басу. С Atoll бас был очень быстр, с лампой казался немного ватным. Выставление акустики строго на слушателя не обязательно. Поворот на 5-10 градусов практически не меняет сцену. Я с этим уже сталкивался именно с Morel, возможно, это —заслуга формы купола вч головки, и она выступает вперед головки, а не утоплена в лицевую панель.
Проводил на компонентах: Atoll CD 80SE-2, Atoll PR 100SE, Atoll AM 100 SE
Привожу неполный список композиции, которые слушал.
the hot club of san francisco — nature boy — очень нравится саксофон в этой композиции.
Dave Brubeck- take five — красивая композиция с широкой сценой
Nothing Else Matters Instrumental Version Apocalyptica — большой динамический диапазон, энергетика — мурашки по коже!
Голос Ella Fitzgerald меня просто завораживает: Misty и еще не удержался Bewitched, Bothered, and Bewildered
Petrovitch and Bluesmakers — нравится композиция эффектом присутствия в зале, хорошо передается объем, место, слышны слушатели. Концовка просто восхитительна!
В обозначенном бюджете получилась акустика очень приличного уровня, которая укажет на особенности тракта, способна показать всю красоту и недостатки музыкального материала.
Надеюсь, мой опыт будет полезен.
Вот решил еще видео добавить
Источник
Полочная акустика своими руками
Однажды я задумал собрать себе качественную акустику для озвучивания небольшой комнаты, а также для использования в качестве мониторов ближнего поля при работе со звуком на компе (хобби). Главное требование — адекватное звучание по отношению к источнику. Не чтобы «низы колбасило» или «тарелочки звенели», а именно адекватное естественное звучание. Итак, собираем качественные «полочники».
Количество полос
В теории идеальная система – однополосная. Но, как и все идеальное, такой системы не существует в природе. Да, есть очень качественные широкополосные динамики у того же «Визатона», но почему-то все известные производители делают двухполосные полочные системы. А когда речь идет о напольном варианте, то и 3 полосы — не редкость. Тут вопрос особо не стоял – классический двухполосный вариант: НЧ и ВЧ.
Выбор динамиков
Основное требование, предъявляемое к динамикам – оптимальное соотношение цена / качество. Т.е. это не должны быть «дешевки» по 500р., но и не умопомрачительный «хай-енд» за $1000. К тому же я не торопился. Мысль собрать собственными руками «полочники» пришла достаточно давно, и я заблаговременно закинул удочку моему хорошему знакомому, «больному» звуком, с которым мы на эту тему давно постоянно и плодотворно общаемся.
Первыми появились ВЧ — Vifa XT19SD-00/04 ring-rad. Это высококачественные 4-омные «пищали», достаточно популярные среди аудиофилов. Планировались для одного комплекта, но по каким-то причинам не пошли и в оказались в моем комплекте.
Вторыми подоспели НЧ. Ими оказались очень приличные мидбасы из комплекта Soundstream Exact 5.3. Вот здесь про них можно немного почитать. Случилось так, что «пищалки» при монтаже сгорели, а одинокие вуферы оказались сами по себе не нужны. 4-омные 5,5″ мидбасы, закрепленные в литой корзине из алюминия, были незамедлительно приобретены.
Теперь, когда динамики есть, можно приступить к созданию акустики.
Активные / пассивные?
У каждого варианта свои плюсы и минусы. Во-первых, нужно учитывать компактность самих колонок и связанные с этим сложности в компоновке в условиях ограниченного пространства. А монтировать снаружи нет смысла. Во-вторых, отдельные модули как самостоятельные компоненты можно комбинировать в дальнейшем, а также проще ремонтировать в случае чего. Ну и в-третьих, активные колонки – это достаточно дорого. Т.к. если делать приличный усилитель (а бывает и по одному в каждый корпус), то он получится дороже самой акустики. К тому же у меня уже был усилитель. Но в любом случая я за схему – пассивная акустика + усилитель, она более универсальна.
Расчет размеров корпуса
С динамиками определились, теперь необходимо понять, какой корпус для них оптимален. Размеры считаются исходя из характеристик звучания НЧ-динамика. На сайте производителя рекомендации отсутствуют, т.к. динамик предназначался прежде всего для автозвука. Держать специальную аппаратуру для этих целей нет никакого смысла, если только это не ваша работа. Поэтому на помощь приходит толковый чувак со специальным стендом. В результате лабораторных испытаний получаем расчетный размер корпуса 310 х 210 х 270 мм. В процессе замеров также были посчитаны параметры фазоинвертора.
Кстати, многие производители на своих сайтах публикуют рекомендуемые размеры корпуса для динамиков. Когда такая информация есть, логично воспользоваться ей, но в данном случае такими данными я не располагал, поэтому пришлось заняться лабораторными исследованиями.
Материал корпуса
На мой взгляд, наиболее оптимальным материалом для корпуса является МДФ. Он акустически нейтрален, а также чуть лучше по эксплуатационным характеристикам, чем ДСП. Фанера также хороша, но найти качественную фанеру непросто, и она дороже и сложнее в обработке. В качестве исходного материала для корпуса был выбран 22мм лист МДФ. В принципе стандартных 18-20мм вполне достаточно, но я решил сделать немного с запасом. Жесткость лишней не бывает.
Конструкция и дизайн корпуса
Один из самых важных этапов. Прежде чем ехать за МДФ, советую определиться с конструкцией, чтобы сразу попросить продавца распилить лист по частям, а на нормальной точке продаж всегда есть хорошие станки с точным и ровным распилом. В домашних условиях такой рез получить сложно.
Итак, дизайн. Колонки должны смотреться как минимум не хуже «промышленных», чтобы не было ощущения клуба очумелых ручек. Мы ведь делаем не только качественную, но и красивую акустику. Вообще красивых, интересных и при этом конструктивно несложных акустических систем практически нет. Красивую акустику делает итальянская Sonus Faber, потрясающие по красоте – Magico Mini. Но все они сделаны с применением точных станков, которых дома по определению нет. Как вариант, можно заказать корпуса хорошему «краснодеревщику» с руками и ЧПУ. Такая работа обойдется в зависимости от того, где и что вы заказываете, от 10 000р. до 30 000р. вместе с материалами. Если специалист хороший, то колонки будут выглядеть не хуже, а то и лучше «магазинных». В данном случае я решил, что все полностью буду делать сам. Поэтому смотрим на вещи реально и делаем конструкцию безо всяких скосов, фигурных выпиливаний и т.д. Т.е. это будет параллелепипед. Расчетные размеры дают достаточно приятную пропорцию, а пропорция в дизайне – это уже полдела.
В чем проектировать? Я хоть и связан с дизайном по роду деятельности, но 3D-пакеты знаю, мягко говоря, поверхностно. При этом программа должна быть в большей степени инженерной, чем рендерной. Специализированные «Кады» для этой цели тяжеловаты и излишни. Выход был достаточно быстро найден – фриварный SketchUp более чем подходит для этой цели. Он настолько прост и интуитивно понятен, что был полностью освоен примерно за час. Он может главное: быстро создавать любые фигуры, проставлять размеры, использовать простые текстуры. Считаю, что такая программа идеально подходит для «домашних» целей. В ней легко можно, например, спроектировать кухню или даже небольшой дом.
Вот конструкция корпуса:
Конструкция простая. Шесть стенок, склеиваемые друг с другом. Спереди 2 выреза под динамики. Сзади 2 выреза: под фазоинвертор и под клеммник. Прямоугольником 120х80 обозначено место под кроссовер. Внутри фазоинвертор представляет собой еще одну стенку в ширину внутреннего пространства, прикрепленную перпендикулярно под вырезом:
Исходя из чертежа, вырисовывается схема распила листа:
Как будем отделывать корпус? Обклейка пленкой сразу исключилась – акустика должна выглядеть прилично. Как вариант рассматривалась покраска. Отказался от этой идеи, т.к. такие колонки впишутся далеко не в каждый интерьер (по крайней мере в текущий не вписывались). Хочется большей универсальности. В этом плане натуральный шпон больше подходит. Но полностью обклеенная шпоном акустика смотрится скучновато. Поиск комбинированного решения:
В целом варианты — неплохие по внешнему виду, но чисто конструктивно вызывают сложности. В результате было решено боковые стенки отделать шпоном ясеня, а остальные 4 стенки обтянуть по окружности кожей, точнее качественным автомобильным кожзамом. Пищаль красива сама по себе, а вот НЧ-динамик имеет на фронтальной стороне корпуса конструктивную накладку, которая будет смотреться не очень красиво. Поэтому было решено изготовить для него дополнительную декоративную накладку (кольцо), которое будет прижимать его к корпусу, а заодно придаст красоты самой колонке. С конструкцией и дизайном определились.
Инструменты
Прежде чем перейти к следующему этапу, обозначу, какие основные инструменты нужны для работы:
— Циркулярка.
— Электролобзик.
— Дрель.
— Фрезер.
— Шлиф-машина.
— Прямые руки.
Без этого набора лучше заказать корпуса хорошему мастеру.
Распил
Итак, распиливаем бюджет лист МДФ. Я уже писал, что лучше распиливать на специальных станках – это недорого, а получается точно. Но т.к. я решил корпус делать сам от и до, то для чистоты эксперимента распиливал сам ручной циркуляркой, а небольшие куски лобзиком с направляющей. Как и предполагалось идеального реза не получилось. После реза, пары стенок (левая-правая, передняя-задняя и т.д.) устанавливаются парой, подгоняются шлиф-машиной и/или электрорубанком и проверяются на перпендикулярность угольником. А в дальнейшем при сборке финально подгоняются после склейки. Потеря 2-3 мм несущественна. Но все-таки рекомендую распиливать сразу «на базе», сэкономите кучу времени.
Сборка корпуса
Стенки склеиваются ПВА и стягиваются шурупами. Вначале склеиваем корпус без передней стенки.
Далее пилим лобзиком отверстие фазоинвертора.
Теперь отверстие для клемника, а также фаску для того, чтобы его «утопить». Изначально по проекту клемник предполагалось разместить внизу. Но в процессе стало понятно, что монтировать кроссовер в центре через отверстие для вуфера будет не очень удобно, поэтому переместил дырку под клемник выше, а место под кроссовер – ниже.
Перед тем, как «приделать крышку», необходимо обклеить внутренности виброизоляционным материалом.
Можно закрывать коробку.
Теперь один из очень ответственных этапов – вырез отверстий под динамики на фронтальной панели. Я уже говорил, что идеальная акустическая система – это однополосная. Почему? Потому что распространение звука идет из одного источника до слушателя без рассогласования по времени из-за разницы (мизерной) в расстоянии, которая есть при использовании многополосной системы. Поэтому динамики лучше всего располагать как можно ближе друг к другу. Так звуковая картинка получается «плотнее». Рассчитываем отверстия так, что расстояние между краями динамиков будет примерно 1 см. Отверстия пилятся лобзиком с круговой направляющей.
Динамики должны быть утоплены. Прикладываем динамики и по их краю очерчиваем диаметр для снятия фаски. Глубину фаски мерим по накладке каждого динамика. Фаска снималась ручным фрезером. Глубина реза выставлялась по упору. Направляющие никакие не использовались, аккуратно вкруговую снимался слой за слоем до линии. Для «пищали» дополнительно выпилено два «уха» под клеммы.
После того, как фаски сняты, прикладываем клеммник и динамики, после чего просверливаем тоненьким сверлышком отверстия под будущие саморезы. Без них, во-первых, может «распереть» сам МДФ при вкручивании шурупов, во-вторых, при финальном монтаже динамики сложнее будет ровно поставить. Очень долго думал, каким образом выставлять относительно друг друга динамики, пришел к такой схеме:
Дырки от шурупов на внешних поверхностях необходимо заделать перед финальной отделкой. Я использовал эпоксидку. Чтобы не ждать, пока одна поверхность затвердеет, заклеивал каждую поверхность скотчем и принимался за следующую. Когда эпоксидка высохла, прошелся шлиф-машиной.
Отделка
Шпон остался с каких-то древних времен, поэтому покупать не пришлось. Листы были не широкие, поэтому подбиралась пара листов, скреплялась скотчем и клеилась к корпусу. Вначале одна сторона, потом другая.
Шпон нужно защитить. Я покрыл его прозрачным яхтным лаком.
Теперь нужно обтянуть корпус кожзамом. Вариантов как это сделать – много. Я решил сделать следующим образом. Отрезается полоса на 20 мм больше ширины корпуса и немного длиннее окружности корпуса. С каждой стороны подгибается на 10 мм, подгиб приклеивается на «спецклей 88». Потом на этот же клей полоса клеится по окружности на корпус. Сначала низ (частично), потом задняя стенка, потом верхняя, потом передняя и снова нижняя. На последнем этапе перед клейкой полоса подрезается по месту и наклеивается встык. Я клеил все стороны за раз, т.е. не ждал, пока каждая сторона высохнет. После каждой стороны я делал небольшую паузу (клей прихватывает достаточно быстро), и принимался за следующую.
После того, как все просохло, осторожно разрезается и заклеивается внутрь кожа на отверстии фазоинвертора.
Если очень хочется, потом фазик можно как-то облагородить.
Потом прорезаются отверстия на клеммнике, «вуфере» и «пищалке». Кожа на клеммнике и ВЧ будет утапливаться вниз, поэтому диаметр выреза можно оставить меньше на 5-10 мм. Кожа на НЧ будет прижиматься декоративным кольцом, поэтому нужно подрезать так, чтобы ее не было видно.
Финальный монтаж
Первым делом монтируем кроссовер. Кросс – самопальный, на хорошей элементной базе. Используются катушки с воздушным сердечником, пленочные конденсаторы на пищалку и МОХ-резисторы. Сам я его не паял, а заказал толковым ребятам.
Кстати, многие производители грешат тем, что в даже достаточно недешевую акустику порой ставят не очень хорошие кроссы. В интернете можно на эту тему найти много «распотрошенных» систем. Перед тем как монтировать кросс, нужно припаять три пары проводочков: для клеммника, НЧ и ВЧ. Получалось, что монтировать придется прямо на пластину с виброизоляцией. Посчитал, что она лишняя и демонтировал ее. Теперь можно прикручивать. В качестве подложки использовал кусок упаковочной пленки из-под какого-то девайса.
Теперь припаиваем нужную пару проводочков к клеммнику и фиксируем его на корпусе. Клеммник и динамики прикручиваются декоративными черными саморезами с головкой под «звездочку». Подобными саморезами прикручена накладка на «пищали», поэтому логично было бы использовать такие же и для остального. Задняя стенка готова.
Перед тем, как монтировать динамики, необходимо задемпфировать корпус специальным синтепоном. Для этих целей была использована «вата» фирмы Visaton. Синтепон клеится по окружности по стенкам.
С какого динамика начинать в принципе без разницы. Я начал с пищали. Припаиваем соответствующую пару проводочков от кросса, вставляем динамик и прикручиваем шурупами. Готово.
Мидбасс необходимо как бы подсунуть под кожу, а сверху придавить декоративным кольцом. Припаиваем оставшуюся пару проводочков и монтируем динамик.
Все? Все. Прикручиваем к клеммнику акустический кабель и начинаем испытания.
Испытания
Тест системы производился в следующих конфигурациях:
1. Ресивер Sherwood VR-758R + акустика.
2. Компьютер + Unicorn (USB-ЦАП) + Самопальный стерео-усилитель + акустика.
3. Компьютер + E-mu 0204 (USB-ЦАП) + Sherwood VR-758R + акустика.
Немного о самих конфигурациях. Я лично считаю, что на данный момент идеальный вариант домашнего муз-центра это: комп + USB-ЦАП + усилитель + акустика. Звук в цифре без искажений снимается через USB и поступает на качественный ЦАП, с которого передается на качественный усилитель и после на акустику. В такой цепочке количество искажений минимально. Кроме того, вы можете использовать совершенно разные фонограммы: 44000/16, 48000/24, 96000/24 и т.д. Все ограничено возможностями драйвера и ЦАПа. Ресиверы в этом плане менее гибкий и заранее морально устаревший вариант. Размер современных винчестеров позволяет хранить на них практически всю медиатеку. А тенденции к подписке на Интернет-контент могут и этот вариант упразднить, хотя это не ближайшее время и далеко не для всех подойдет.
Скажу сразу, что во всех трех конфигурациях акустика звучала прекрасно. Я, честно говоря, даже не ожидал. Вот некоторые субъективные аспекты.
1. Адекватный и естественный звук. Что записано, то и воспроизводится. Нет перекосов ни в какую сторону. Как я и хотел.
2. Большая чувствительность к исходному материалу. Все огрехи звукозаписи, если они есть, хорошо слышно. Качественно смикшированные треки слушаются отлично.
3. Хорошо читаемые для таких размеров басы. Конечно, органную музыку на полочниках в полной мере не оценишь (ее вообще на акустике сложно оценить), но большинство материала «переваривает» без проблем. Большего от таких малышек ожидать трудно.
4. Очень хорошая проработка деталей. Слышно каждый инструмент. Даже при насыщенной звуковой картинке и приличной громкости звук не съезжает в кашу (усилитель здесь играет не последнюю роль).
5. Хочется сделать погромче 😉 Т.е. акустика не орет, а ровно играет. Хотя тут тоже не малая заслуга самого усилителя, т.к. при увеличении нагрузки хороший усилитель сохраняет линейность.
6. От долгого прослушивания не болит голова. У меня лично это частенько случается, а тут целый день играет и хоть бы что.
7. Опасения на счет некорректной панорамы и сильной зависимости звучания от положения слушателя не подтвердились. Насколько мне известно, у автомобильной акустики специфическая фазировка звука из-за особенностей расположения динамиков в салоне. А именно про этот комплект я читал, что мидбасы у него в этом плане более универсальные. Что собственно и подтвердилось. Можно сидеть в центре перед колонками, можно встать рядом боком к ним — звук отличный. Зависимость есть, но очень небольшая.
Что касается самих конфигураций, то наиболее качественного звука удалось добиться при второй конфигурации.
Во-первых, использовался очень качественный ЦАП Unicorn. Здесь можно про него почитать.
Во-вторых, «самопальный усилитель» — это ноу-хау одного толкового тольяттинского «звукаря». Вот он в красивом небольшом алюминиевом корпусе:
А вот «распотрошенный»:
В двух словах, удалось найти схемотехническое решение, при котором усилитель при изменении громкости сохраняет свои характеристики, т.е. не искажает звучание при любой (конструктивно допустимой) громкости. Очень многие усилители (даже очень дорогие) страдают этим. Было удивительно слушать, как такой усилитель оживлял многие акустические системы, т.е. заставлял их звучать так они должны звучать. К слову по такой схеме переделывались и некоторые промышленные усилители (в частности довольно неплохой и сам по себе Xindak), и у них открывалось «второе дыхание».
Сравнивали акустику с чем-то другим, спросите вы? Да, например с ProAC Studio 110 – это достаточно качественная полочная акустика, вот немного про них. Сравнили, поняли, что звучат точно не хуже. У «проаков» возможно чуть меньшая зависимость звука от положения слушателя из-за специфического размещения инвертора и «пищалки», там как-то они хитро все это рассчитывали. А в остальном абсолютно ничуть не хуже, даже мне лично мои самоделки больше понравились, но это спишем на субъективизм 😉 Еще одевал наушники (достаточно неплохие Koss) и сравнивал по панораме, верхам и низам. Абсолютно идентичное звучание. Даже по низам. В общем, восторг полный.
Калькуляция по материалам
СЧ/НЧ динамики (пара): 3 000р.
ВЧ динамики (пара): 3 000р.
Кроссовер (пара): 3 000р.
Синтепон: 160р.
Терминал (клеммник): 700р.
Шурупы: 80р.
Лист МДФ, 22мм: 2 750р.
Скотч: 30р.
ПВА: 120р.
Спецклей 88: 120р.
Виброизоляция: 200р.
Фигурное кольцо-накладка: 500р.
Кабель:500р.
Итого: 14 160р.
Некоторые материалы были или достались безвоздмездно, здесь соответственно не учтены.
В заключении
В любом более-менее сложном устройстве или законченной функциональной системе важно абсолютно все. Когда речь идет о музыкальной системе, то на конечный результат влияет большое количество факторов:
— Качество фонограммы.
— Устройство для воспроизведения фонограммы.
— Цифро-аналоговый преобразователь.
— Усилитель сигнала.
— Провода.
— Динамики, установленные в корпусе акустической системы.
— Правильно рассчитанные под динамики и качественно собранные корпуса.
— Схема и комплектуха для кроссовера.
Это основной, но не полный список.
Неверно считать, что главное — усилитель или главное — провода, или главное — динамики. Домашняя музыкальная система — это как оркестр. И если в этом оркестре кто-то будет плохо, а кто-то блестящее играть, то в целом получится — средне. Или, как говорилось в очень точном примере: если смешать бочку говна с бочкой повидла, то получится две бочки говна.
Есть и другая крайность. Хорошая система стоит баснословных денег. Значит каждый компонент должен стоить по полмиллиона. А фонограммы должны быть исключительно в Super Audio CD или на фирменных пластинках. Типа закрытое общество элитных аудиофилов. Фигня это все.
Я пришел к выводу, что собрать собственную относительно бюджетную систему, которая описывается одним словом «Звучит», вполне возможно. И если в качестве ЦАП или усилителя в силу особенностей лучше использовать реально существующие решения, которых сейчас очень много. То правильно сделанная (самостоятельно или под заказ) акустическая система, будет звучать лучше, чем за те же деньги приобретенная «фирменная». Сейчас практически все компоненты можно заказать в Интернете. Более того многие производители публикуют схемы корпусов для соответствующих динамиков. Существует масса программного обеспечения для расчета параметров корпусов. В сети множество специализированных форумов, а в офлайне есть люди с руками. Во всем быть специалистом конечно невозможно. Как и в любой области главное – знать общие принципы.
Статья не претендует на истину в последней инстанции, но, надеюсь, что мои мысли и мой опыт кому-нибудь еще пригодится.
Upd. В коментах многие спрашивают про усилитель. Если кому интересно, пишите в личку, я дам координаты.
Источник