- skl_m
- История в миниатюре
- Как сделать диораму своими руками?
- Проработка общего плана
- Сюжетная линия
- Сбор отдельных элементов
- Как сделать диораму из доступных материалов
- Как создать зимний ландшафт
- Подготовка моделей
- МоделистЪ — Путь к Мастерству Сборка моделей, окраска, везеринг. Технологии и секреты. Обзоры коробок, новости модельного мира.
- Технология диорам Часть 1
skl_m
История в миниатюре
В своих работах моделисты иногда обращаются к горной тематике. И здесь их, помимо обычной работы по склейке-покраске фигурок, ждёт две основные проблемы:
1. Правдоподобно показать действия людей в горах.
2. Изготовление имитации горного рельефа.
В принципе, учитывая то, что большинство никогда в горах не были, и тем более, никогда сами с рюкзаком по скалам не лазали, с этими пунктами можно особо не париться. Практика показывает, что почти любое качество исполнения «горной» композиции, всё равно будет принято зрителями на «ура». Но, для тех моделистов-мазохистов, кому интересно сделать не подставку с красивыми игрушечными солдатиками, а попытаться показать кусочек реальной жизни, этого мало. И вот для них-то и предназначен приведённый ниже материал.
Сразу поясню, что первый пункт здесь разбирать не буду.
Давайте сразу перейдём к изготовлению горного рельефа, а конкретнее – скал.
На сегодня самый популярный способ для создания в миниатюре горного антуража – это заливка гипса/алебастра в мятую фольгу.
Есть ещё вариант самостоятельно лепить камни. Но, как показывает практика, из этого ничего хорошего не получается. В лучшем случае у моделистов выходят какие-то круглы речные бульники. Но уж точно никак не фрагменты горной породы. Поэтому сразу перейдём к фольге.
Да, действительно, этим способом можно получить рельеф и фактуру наиболее приближенные к реальности, но…Только на первый взгляд! На самом деле, застывший в мятой фольге гипс похож в первую очередь (и во вторую, кстати, тоже) именно на застывший в фольге гипс. Горы он напоминает только в очень маленьком масштабе. Скажем так – на горный хребет в 1:1000 это вполне похоже. Но, никак не на 1:35.
Основные беды здесь две – отсутствие характерных особенностей горного рельефа, и сглаженные, округлённые поверхности «скал», практически полностью лишённые фактурности реальных камней. На мой взгляд это в лучшем случае похоже на застывшую вулканическую лаву.
Либо ещё одна ошибка – монотонная повторяемость рельефа. Что больше похоже на руины архитектурного сооружения, чем на настоящие горы.
Теперь давайте посмотрим, каким образом можно избавиться от этих недочётов.
Главная проблемы литья в фольгу – гладкая поверхность конечного продукта.
Чтобы избавиться от этого можно использовать наждачную бумагу разной зернистости, которую вставить фрагментами в форму из фольги. В результате готовая отливка получившихся скал фактурно станет более разнообразной.
Как ещё один вариант – можно в форму из фольги местами положить немного песка. Что тоже добавит получившейся поверхности разнообразия.
А чтобы сделать отливку сразу богаче оттенками, можно туда добавлять ещё и различные натуральные «красители» — сажу, золу, землю и т.д.
Но, и это не всё!
В завершении всё равно требуется обязательно вручную доводить всю поверхность до реалистичного вида – готовые отливки потом надо дорабатывать резцами, наждачной бумагой, надфилями и прочими подручными инструментами.
И ещё, кроме фактуры поверхности нужно большое внимание уделять самому рельефу – трещинам, сколам, и т.д.
В результате всех этих манипуляций может получиться интересный эффект, очень близко напоминающий реальные скалы.
Внизу привожу пример того, как это может выглядеть. Здесь ещё нет финишной отделки (покраски, имитации растительности и пр.). Но даже в таком виде, мне кажется, это смотрится гораздо интереснее.
(фигурка 1:35 егеря-гоблина от «Звезды» поставлена здесь просто для примера масштаба работы)
И ещё один вариант.
На самом деле, нюансов реалистичного показа гор гораздо больше. Но, даже сделав только то, о чём было сказано выше, внешний вид таких диорам можно значительно улучшить, постепенно уходя от игрушечных кукольных макетов к настоящим горам.
Источник
Как сделать диораму своими руками?
Благодаря наличию в продаже огромного количества специальных наборов и средств, самостоятельное создание диорамы доступно каждому, кто желает сконструировать собственный уникальный ландшафт. Нужно только запастись подходящими материалами и продумать концепцию.
Проработка общего плана
Чтобы сделать диораму для моделей, необходимо правильно провести ее планирование. Это касается небольшого наброска готовой сцены, а также важно прикинуть подходящий масштаб конструкции.
В процессе его подбора нужно помнить, что большой размер означает высокую стоимость моделей и материалов, используемых для построения. Кроме того, он подразумевает много работы. Например, если взять масштаб 1:72, то очертания лиц и небольшие детали в гардеробе персонажей останутся неразличимыми, поэтому их необязательно тщательно прорабатывать. Размер 1:35, напротив, предполагает кропотливую прорисовку всех деталей.
Сюжетная линия
Прежде чем начинать делать диораму, необходимо продумать, в чем будет заключаться действие. К примеру, изображение танка Т-34 на постаменте нельзя назвать сюжетом, а вот процесс вытаскивания боевой машины из болота и будет той самой интригой. Важно заранее подумать над темой будущей диорамы. Не стоит забывать, что она не является картинкой, поэтому ее должно быть хорошо видно с любой стороны. Нужно продумать основные акценты сюжета и действий, которые будут располагаться во всех направлениях.
Для моделей допустимо выбирать сопоставимый масштаб, то есть 1:72 и 1:76. Этот прием считается наиболее удобным, потому что порой тяжело найти модели подходящего размера. Сейчас практически невозможно приобрести исторические самолеты «железнодорожного» и «наземного» типа, масштаб которых составляет 1:87 и 1:35 соответственно.
Сбор отдельных элементов
После тщательной проработки общего плана диорамы можно переходить к подбору моделей из пластика. Обычно их собирают из отдельных деталей. Современные производители предлагают огромный выбор разнообразных персонажей, поэтому каждый найдет что-то подходящее для своей диорамы.
В самом начале следует подготовить подставку, которая станет основой всей конструкции и сюжетной линии. Если она будет изготовлена неправильно, это приведет к порче фигурок и техники.
Для того чтобы сделать диораму к солдатикам 40 мм, рекомендуется использовать короб из реек или многослойную фанеру. Лучше всего создавать тяжелое основание, чтобы в дальнейшем вся конструкция не перевернулась после неловкого движения или уборки.
Как сделать диораму из доступных материалов
Для возведения отдельных объектов рекомендуется отдавать предпочтение экструдированному пенополистиролу. Такой утеплитель производится плитами, размер которых достигает 0,5 м на 1,5 м. Его толщина порой доходит до 10 см. Приобрести материал можно не только в специализированном магазине, но и на строительном рынке.
Если говорить о его достоинствах, то прежде всего нужно выделить простоту обработки. Большую плиту легко порезать обычным ножом, а затем пройтись по ней наждачной бумагой. При помощи экструдированного пенополистирола можно сымитировать стену из кирпича, тротуар из брусчатки и многое другое. Одного такого листа хватит на большое количество деталей.
Доски рекомендуется заменить тонким шпоном, который легко найти в строительном магазине.
Как создать зимний ландшафт
Чтобы сделать новогоднюю диораму, можно воспользоваться любой праздничной атрибутикой. Подойдут миниатюрные игрушки, предназначенные для маленьких елочек. Основу конструкции по периметру можно украсить новогодней гирляндой. Снег легко сделать из соды, ваты, пенопласта.
Кирпичи рекомендуется лепить из полимерной глины, предназначенной для детского развития. Она застывает без посторонней помощи и бывает разнообразных оттенков. При желании можно смешать несколько видов, чтобы получился новый цвет. В изготовлении деталей нет ничего сложного. Сначала из глины надо сделать лепешку, а затем вырезать маленькие кирпичи. Поделки из такого материала способны значительно поменять внешний вид диорамы.
В создании конструкции просто невозможно обойтись без автомобильной шпаклевки. Она долго не застывает, поэтому материалу удастся придать любую форму. Самое лучшее применение – устранение дефектов в процессе обработки пенополистирола и создание маленьких объектов.
Если на диораме планируется расположить камень, корни и прочий мусор, то материал можно взять прямо с улицы. Также вполне подойдут уже готовые наборы.
Для внесения незначительных изменений в модели лучше применять циакрин и пищевую соду. Выполнение такой работы предполагает использование иголки. С ее помощью небольшое количество клея наносится на определенный участок, а сверху присыпается содой. Между двумя материалами моментально происходит реакция. Результатом будет образование крепкого конгломерата. Лишнее количество соды убирается простой кистью.
Подготовка моделей
После сборки любого элемента, предназначенного для размещения на диораме, важно провести его доработку. На многих предметах со временем становится заметен износ. К примеру, если техника принимала участие в боях, то на ее поверхности появляются следы от военных столкновений. Также важно нанести пятна на машины, то есть на них должны быть брызги из луж и кусочки грязи.
Достаточно часто модели из пластика после окончательной сборки значительно отличаются от оригинальной версии. Чтобы устранить все неточности, важно сравнить получившийся элемент с исходником, а затем внести необходимые поправки.
Модели людей чаще всего нуждаются в доработке. От масштаба зависит то, с какой тщательностью и старательностью придется прорабатывать каждую фигурку человека. Многие предпочитают одновременно приобретать разные комплекты, а затем собирать персонажа из нескольких исходников. Например, если в одной модели вам подходит только верхняя часть, ноги и туловище можно взять от другой. Конечно, все зависит от полета фантазии. Лучше всего собрать диорамного человека из большого количества мелких деталей, чтобы он имел отличия от исходной основы. Это поможет добиться оригинальности полученной конструкции.
Сделать диораму своими руками совсем несложно. Важно заранее продумать общий план, сюжет, композицию, а также позаботиться о подготовке моделей.
Источник
МоделистЪ — Путь к Мастерству Сборка моделей, окраска, везеринг. Технологии и секреты. Обзоры коробок, новости модельного мира.
Технология диорам Часть 1
Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.
С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник мире масштабного моделирования!
Диорама по своей сути является квитэссенцией модельного мастерства. И не только модельного строго говоря. Чтобы сделать хорошую диораму нужно обладать широким спектром теоретических знаний: от художественных до материаловедения.
Именно поэтому диорама дает наиболее масштабное удовольствие от работы. Как от процесса, так и от законченного результата.
Но как правильно строить диораму? С чего начинать построение композиции? На что нужно обращать внимание в первую очередь?
Обо всем этом можно узнать из учебного пособия «Технология диорам». Это Тамиевская книга, переведенная Оксаной Дубининой специально для журнала стендового моделизма «Стендмастер». Журнал насколько я понимаю, уже не издается. А жаль…
Хорошее было начинание. Но как и любое дело оно требует финансовых вложений. А их наверно и не нашлось.
Но как бы там ни было, уважаемые коллеги, я предлагаю вам ознакомиться с первой частью этого очень интересного учебного пособия.
Журнал: Стендмастер №1 |
Статья: Технология диорам |
Мир диорамы
Диорама — это мир, созданный великолепными, мастерски выполненными моделями.
Сначала диорама представляла собой изображение в перспективе, расположенное в ящике. Смотреть на нее можно было только с одной стороны. Это центр симметрии, взятый из панорамы, но ее можно рассматривать с любого угла, при условии нахождения в центре панорамы. К диорамам также можно отнести экспозиции чучел животных в музеях.
Современная диорама отличается от диорамы в ящике тем, что на нее можно смотреть с любой стороны. Поэтому при ее изготовлении нужно с большим реализмом делать все элементы, которые будут видны зрителю. К тому же при фото- или киносъемке этот принцип является залогом достоверности изображения.
Замысел диорамы
Когда речь идет об изготовлении диорамы, что является самым важным? Технология изготовления? Умение моделировать человеческие фигуры? А, может быть, это хорошее знание истории и накопленный фактический материал?
Разумеется, чем выше мастерство и больше знаний, тем совершеннее диорама. Однако нельзя не отдать должное и самому замыслу. Что может получиться при его осуществлении в ограниченном пространстве?
Вначале образ очень расплывчат и неясен, но когда он обретает определенные черты, для его осуществления необходимы всевозможные инструменты и материалы. Только при их помощи можно реализовать замысел и изготовить настоящие произведения искусства, способные удивлять. И, конечно же, не обойтись без исследований эпохи, воссозданной в моделях. Ведь только диорама с ее трехмерным пространством заключает в себе информацию, которую нельзя получить по плоским фотографиям и иллюстрациям.
План диорамы
Наверное, многие не знают, с чего начинать изготовление диорамы. Некоторые начинают воплощение замысла с готовых макетов, пытаясь построить диораму путем их комбинирования. Однако если присмотреться к превосходным произведениям в жанре диорамы, то становится понятно, что они выполнены путем тщательных расчетов.
Определение пространства, выбор транспортных средств, их размещение, мимика и жесты человеческих фигур, аксессуары, деревья, здания — все это тщательно подбирается для того, чтобы воссоздать законченную сцену, имеющую единый смысл.
Важно все существующие факторы привести во взаимное соответствие. Это можно сравнить с постановкой сцены в спектакле или фильме, и, наверное, это самый прекрасный момент в изготовлении диорамы.
Однако как же сделать эту постановку по-настоящему хорошей? Сначала составляется план. В первую очередь надо четко определить, что именно мы собираемся изготовить, зная при этом, что возможности, касающиеся времени, безграничны.
Эпоха? Место? Событие? Если уже есть эскиз, то мы имеем дело с конкретным решением, а если нет, то очень часто тему можно найти во время просмотра альбомов с фотографиями или сборника с накопленным материалом.
Итак, если тема найдена, то, начиная изготавливать диораму, важно придать законченную форму идее и сделать необходимые заметки и эскиз. Это и можно считать стартом в построении диорамы.
Для выполнения ориентировочной расстановки возьмем в качестве примера изготовления диорамы события на линии фронта во Франции в последние месяцы второй мировой войны. Здесь основной темой выступает «напряжение». Точно схватим изображение на эскизе и еще раз тщательно изучим незаконченную пока еще схему.
Это — начало операции.
Изготовление деталей диорамы
После того как определены тема и детали диорамы, необходимо решить, в каком пространстве она будет заключена. Для этого соединим все детали диорамы: здания из картона и транспорт, по мере необходимости меняя их местами. Нужно правильно ухватить плотность трехмерного пространства и расстояние, чтобы получилась конкретная композиция с четко обозначенной темой.
Важным моментом во встрече «Хорьха» и «Пантеры» является напряженность ситуации, передающая замысел диорамы. Для этого нужна минимальная поверхность под здания и деревья. Осуществляем все это на практике, расположив детали на пенопласте толщиной 8 см, как показано на фотографии 2. В общих чертах сделаем наклон поверхности так, чтобы корпуса «Хорь¬ха» и «Пантеры» наклонились навстречу друг другу. Резать пенопласт удобнее всего ножом с длинным гибким лезвием. На этом этапе примерьте машины к поверхности еще раз в полном соответствии с эскизом.
Покроем глиной пенопласт для создания поверхности земли. Пока покрытие не успело высохнуть, придадим поверхности земли нужную выразительность. Надавливая рукой на гусеницы и катки, делаем колею, как показано на фотографии 3. Но перед этим надо закончить с расположением катков «Пантеры». Когда детали подвески танка и автомобиля приведены в нужное положение, необходимо проверить, насколько хорошо все прилегает к земной поверхности.
Что касается хода подвески, то его нужно делать одновременно с устроением поверхности земли. Это делается наложением гусениц «Пантеры» на поверхность пенопласта, уже покрытого слоем глины. Собственный вес настоящего танка сорок пять тонн, и поэтому изрядное погружение гусениц в грунт выглядит очень естественно. Наложив глину, попробуйте установить машину еще раз. После этого пульверизатором разбрызгиваем воду и медленно сушим, во избежание трещин нужно следить, чтобы воды было не слишком много.
До полного высыхания глины набросайте сверху щебня. После ее затвердения, чтобы предохранить от возможного осыпания, необходимо воткнуть несколько булавок, отступив на несколько милли-метров от края пенопласта. Наждачной бумагой соскоблим лишнюю глину. Если с поверхностью земли закончено, то теперь самое время посадить покрашенные заранее траву и деревья. Трава сделана из распущенной веревки, порезанной на отрезки длиной около 1 см, как на фотографии 6.
Чтобы прикрепить траву к земной поверхности непосредственно на пенопласт налить клей, распределив его слой по поверхности. Проделав отверстия в пенопласте, пучками воткнем туда кусочки веревки. Затем верхний край травы можно постричь ножницами для более достоверного вида.
Что касается деревьев, то нужно подобрать корень настоящего дерева и в таком виде использовать. После прямого попадания снаряда деревья ломаются вместе с постройками. В соответствии с эскизом устанавливаем деревья, а вокруг корней подсыпаем земли, закрепляя все это клеем. Излишек земли удаляем воздухом из пульверизатора.
Конструирование «Пантеры»
Установив первоначальное положение «Пантеры» и «Хорьха» и определив план в целом, как показано на фотографии 1, можно начинать их доработку. Сначала это может вызвать ощущение дискомфорта, но надо снова и снова подгонять все детали транспортных средств и неровности поверхности друг к другу. Попытаемся сконструировать «Пантеру» в диораме с такой же достоверностью, как в музеях и на выставках.
Чтобы придать серьезное значение происходящему действию, в нашем случае хорошо бы внешний вид машин сделать потрепанным. Это придаст диораме исторический реализм. Корпуса машин покрываются камуфляжной краской последних месяцев второй мировой войны.
Схема сборки подвески «Пантеры» показана на рисунке внизу. Теперь перейдем к установке гусеницы. В местах естественных провисов надо прижать ее к каткам с помощью лески или булавок.
Вмятины на маске пушки, свидетельствующие о боевых повреждениях, можно сделать, надавив горячим ножом. Поверхность надо выполнить в металлическом цвете, сделав акцент на ржавчине красноватого цвета. Повреждения также получали и крылья танка, которые легко гнулись.
Чтобы получить нечто подобное листовой стали, нужно соскоблить ножом обратную сторону крыльев до толщины наждачной бумаги, нагрев сушильным прибором и согнув пальцами. Чтобы не было отпечатков пальцев, воспользуйтесь тонкими перчатками. Затем сделаем отверстия в выхлопных трубах с помощью сверла. Масляный нагар вокруг решетки мотора покажем с помощью красно-коричневой краски. В заключение покрасим катки в темно-желтый цвет.
Источник