- Диорама своими руками с самолетом
- Строим диорамы. Шаг за Шагом. Детали и аксессуары
- 6. Шаг за шагом. Слоновий вопрос
- 7. Детали и аксессуары
- Креативный мусор
- Брезентовые скатки, чехлы, одеяла, постель
- Простые самодельные аксессуары
- Работа с листовым полистиролом
- Самоделки из дерева
- Работа с медью
- Работа с эпоксидной шпаклевкой
- Коробки, ящики, тазы
- Мебель и рабочие места
- Литье своими руками
- Деталировка мебели и специальное оборудование
Диорама своими руками с самолетом
Всем привет!
Вкратце предыстория: недавно мать сбагрила мне последние мои вещи, которые остались, когда я съехал. Среди них оказались мои старые модельки в относительно скверном состоянии. Было их по воспоминаниям гораздо больше, но учитывая количество переездов, удивлен, что хоть эти дожили в таком состоянии. Выкидывать жалко, оставлять в таком состоянии — тоже. Решил восстановить — и сразу в диорамы.
Первым в дело пошел Ла-7. Не знаю чего производства моделька, помню, что продавалась она в пакете без коробки, и что вроде бы подписана была Ла-5. По крайней мере в детстве я считал, что это Ла-5. Моделька внешне вроде неплохая, геометрия похожая, а вот внутри все довольно просто: небольшая планка пола, штурвал (потерялся или не был приклеен как слишком мелкая и ненужная деталь), пилот и офисное кресло директора. Все. Других деталей в комплекте не помню, да и ставить их особо некуда. Клеил я ее клеем «Момент», раскрашивал черным маркером («краски — шибко дорого, сынок»), собирал вариант с закрытым шасси («ну зачем мне самолетик на земле, когда он должен летать?»). В процессе переездов и хранения потерялся винт. Зато почему-то сохранилось одно колесо. Итого нужно было все разобрать (с моментом это не сложно), почистить, сделать кабину, шасси и винт.
Начал с винта и второго колеса. Выбрал неправильный вариант. Винт решил выпилить из слоеной бумаги, как выпиливают деревянный пропеллер. В процессе понял, что с ПВА не получится — слишком мягкий материал. Также много времени было потрачено на колесо, которое я делал по той же технологии. А потом вдруг пришло осознание, что сохранившееся колесо слишком большое и вообще не от этого самолета
Колеса в итоге я вылепил из полимерной глины: просто скатал два одинаковых шарика, и чуть раздавил их линейкой. Лепил еще диски внутрь, но хорошего из этого ничего не вышло. А винт: выпилил из пластика лопасти, приклеил их к цилиндру и конусу из стержней к клеевому пистолету, а дальше мазал шпатлевкой по дереву. Вышел вполне достоверный винт, хоть и с кривоватой геометрией и толстоватыми лопастями. Итог для первого раза меня устроил. Ла-7 я собираюсь делать в меру поношенным и любые настоящие дефекты маскировать «миниатюрными». Собственно, модельке лет 25 уже — почему бы и нет?
Кабину делал из проволоки и пластика. Клеил в основном суперклеем. Как я уже говорил, в комплекте вместо кресла пилота шло огромное офисное кресло с высокой спинкой и без перил. Спинку срезал, сделал скругления с помощью шпатлевки пропитанной для надежности суперклеем. Пока вытачивал место под зад пилота гравером, ощущение было будто дырку в зубе бормашиной высверливаю. Приборы позади пилота сделал из проволоки.
В итоге кабина вышла довольно тесной. Перегородки надо было не выклеивать из проволоки, а скорее вытачивать в корпусе. Пилоту пришлось похудеть в плечах. Детали управления по стенкам толком не делал: на них места нет и их не видно. Только приборную панель, штурвал и прицел.
Ошибся в итоге с деревянными перилами. Они на самом деле выше — в части прозрачного пластика. Фонарь я разделил — кабина будет открыта, поэтому перила и рельсы я сделал из проволоки и наклеил сверху. Фонарь в результате распила дал небольшую трещину, но как я уже писал: любые дефекты — это «боевые царапины» модели, которые вполне вписываются в сюжет.
Внутренности под шасси также в модели особо не прорабатывались. Пространство под них пришлось также сооружать из пластика, спичек и шпатлевки. Ну и проволока на все детали.
На данный момент я покрасил модель в серо-голубой и темно-серый. Сначала хотел покрасить в зеленый/темно-зеленый. Нашел подходящие расцветки в и-нете (наверное, сканы из Техники-Молодежи). Даже нанес первый слой. А потом нашел информацию, что с 43-го все самолеты красились в серый цвет, и Ла-7 никак не мог быть зеленым.
Моделька получилась темной. За основу я брал мастер-акрил «Серо-голубой» от Звезды и домешивал к нему белый и черный, чтоб сделать более серым и светлым. Но вышло все равно темновато.
У меня будет несколько вопросов, с которыми, я надеюсь, мне тут помогут:
1. Обычно расцветка на готовых моделях светлее, чем у меня. Но там получаются цвета что-то типа светло-серый и голубой. А в инфе, которую я находил, цвета были такими, если не темнее. Также я находил несколько рисунков с таким цветовым решением. Так что пока я не совсем определился, что в итоге делать с цветом. В плане покрыть лаком и после пройтись масляной белой краской. Тем более по той же инфе, краска на самолетах была плохого качества и не держалась, так что самолет за несколько месяцев эксплуатации становился «почти белым». Может, потому его и на моделях изображают таким выцветшим, а с завода он должен быть вот такой?
2. Так же в диораме будет присутствовать джип Виллис. Сначала хотел положить ему на капот карту, будто летчик лично получил приказ и готовится к полету. Но потом прочитал, что движок Виллиса наших водителей «не устраивал», а движок в модели проработан, так что я решил изобразить будто один из солдат капот приоткрывает, чтобы что-то там подладить во время остановки. Второй за рулем, готов погазовать по сигналу. Офицер по-прежнему стоит рядом, держит в руках бинокль и смотрит прямиком в светлое безвоенное будущее. Ну или на самолет в небе. Еще будет медсестра, которая спрыгивает с джипа, придерживая берет. Подвезли.
Вопрос, собственно, какой: не перекрашивались ли американские джипы, и Виллис должен быть темно-оливковый? По фоткам, естественно, непонятно. Но на одной из них с явно советским составом на левом борту даже есть маркировка U.S.A. Так что, не уверен, но думаю, не рисовали ничего кроме номера.
3. Также на диораме будет пара техников. Один тащит в угол ящик — там небольшой склад из ящиков и канистр под деревом огороженный маскировочной сеткой. Или слишком неряшливое соседство даже для временного склада? Второй тянется руками за лопасть винта. Осуществлялся ли старт Ла-7 таким способом? Везде нахожу только копи-пасту, что на Ла-7 был пневмобалон для автозапуска. Хочется изобразить техника, но вот не знаю, насколько оно верно в итоге.
Источник
Строим диорамы. Шаг за Шагом. Детали и аксессуары
6. Шаг за шагом. Слоновий вопрос
Сюжет эксцентричной диорамы: «Меняю железного коня на живого». Кстати — пример органичного юмора. У экипажа «Элефанта» кончилось горючее: «Ало, камрад, чем ты лошадь заправляешь?» Дополнительная хохма заключается в том, что изначально планировалось сделать дорожный блок пост, на котором группа эсэсовцев тормозит повозку с пейзанами. Некисло сюжетец трансформировался в ходе тщательного планирования диорамы. Основа диорамы — модель самоходки «Элефант/Фердинанд» в масштабе 1:35 и конная повозка фирмы Эски в том же масштабе. Обе модели выполнены производителем великолепно — доработок почти не потребовалось.
7. Детали и аксессуары
Детали и аксессуары не только добавляют интереса диораме, но и позволяют лучше «держать» пространство. Они позволяют подчеркнуть размеры ключевых объектов.
Так что же такое «детали и аксессуары»? В случае авиационной диорамы детали и аксессуары ограничены хламом, типичным для самолетной стоянки: стремянки, тележки с проверочным оборудованием, ложементы для бомб и ракет, тягачи-буксировщики, бочки с горючим, инструменты, огнетушители, запчасти к самолетам. В случае исполнения диорамы с бронетехникой спектр аксессуаров можно расширять бесконечно: от запасных частей к танку до граненых стаканов.
Существует достаточное количество наборов аксессуаров, которые выпускаются крупными модельными фирмами и многочисленными мелкими производителями. Некоторые компании специализируются почти исключительно на аксессуарах. Энтузиасты бронетехники часто идут на каннибализацию фигурок солдат, зато «самолетчики» в качестве источника аксессуаров давно обратили свой взгляд на «железнодорожников». Многие аксессуары к моделям железных дорог масштаба «О» отлично находят применение в диорамах с участием самолетов в масштабе 1:48. Серия «НО» актуальна для исполнения диорам в масштабе 1:72.
Креативный мусор
Успокойтесь, речь идет совсем не о Немцове, Хакамаде и прочих из креативного совета партии СПС. Креативный мусор — это те предметы диорам, которые можно найти вне модельных магазинов (в том числе и в «креативном совете СПС», но точно — не Хакамада!). Не в модельных магазинах — это где? Где угодно: дома, на улице, в магазинах флористики и промтоваров, в сельпо. Креативный мусор — это ваша фантазия. У данного мусора есть одна особенность: вы спокойно проходите мимо брошенной на улице финтифлюшки, но через месяц-другой при воспроизведении предметного плана диорамы неожиданно понимаете, что без той самой финтифлюшки желаемого эффекта не получится. Мораль проста: выходите на улицу — берите с собой мешок и собирайте в него любой хлам. «Такие большие, но — вчера!»
Неисчерпаемым источником креативнейших аксессуаров являются кладовые радиолюбителей.
Брезентовые скатки, чехлы, одеяла, постель
Скатки делаются самым элементарным образом. Надо просто что-то скатать и закрепить в скатанном виде: салфетку, свинцовую или алюминиевую фольгу, раскатанную в блин эпоксидную шпаклевку. Если нет пока практики — начните с салфетки. Погрузите центр кусочка салфетки (салфетки, а не туалетной бумаги) размером 5×10 см в воду, удерживая его за короткие кромки. Выньте из воды и начните аккуратно скатывать салфетку. Скатка обрезается в размер по длине. Вырезанные из плотной бумаги ремни будут добавлены позже, когда скатка посохнет. Перед окраской просохшая скатка пропитывается растворителем. После окраски и просушки — тонируется обычными способами. Скатка приклеивается в нужное место клеем ПВА.
Салфетка является идеальным материалом для имитации любой материи: скатки, палатки, брезентовые носилки, чехлы, даже плащ-накидки на фигурках солдат. Намоченная и высохшая салфетка по фактуре очень напоминает хлопковую ткань. Толстую материю можно получить склеив салфетки в пакет, можно склеивать до десяти слоев. Салфетки перед окраской хорошо пропитывать клеем ПВА.
Простые самодельные аксессуары
Рано или поздно вы начнете изготавливать аксессуары самостоятельно. Не надо пугаться. Выполнить башню КДП для «самолетной» диорамы вместе с начинкой не сложнее, чем сделать скатку из салфетки. Начинать, конечно, следует с менее амбициозных вещей. Перед началом работы заготовьте все необходимые материалы: листовой полистирол, медную проволоку, дерево, эпоксидку. Пригодится может действительно все. Лучше заготовить ВСЕ сразу, чем искать в процессе работы.
Работа с листовым полистиролом
Масса людей собирает модели из пластмассы, но лишь немногие решаются на работу с листовым полистиролом. Листовой полистирол прост в обработке и легко режется, тонкий пластик очень просто сгибается, за счет из него можно выполнять разнообразные гнутые структуры. Подогретый пластик после остывания сохраняет форму, которая была ему придана в нагретом состоянии.
Резка листового полистирола — элементарна. Разметка выполняется чертилкой. Сильно прижатый к твердому плоскому основанию лист пластика отрезается по металлической линейке резачком. По шаблону аналогичным образом можно вырезать из листа криволинейные фигуры. Для резки толстого пластика требуется два-три прохода резаком, тонкого — достаточно одного; тонкий полистирол можно отрезать даже ножницами. Дырки легко высекаются пробойником. Пластик хорошо шлифуется наждаком.
Для склейки деталей из листового полистирола можно использовать любой модельный клей, равно как эпоксидка, цианкрилат и сопли. Зато ПВА держит листовой полистирол крайне плохо.
Нагретому полистиролу можно придать различную форму. Самый простой случай — вытянуть полоску с целью уменьшения ее толщины, а затем вырезать из полоски антенну. Нагревается полистирол феном или опусканием в кипяток на 5-10 с. Нагретую полоску можно обкрутить вокруг трубки подходящего диаметра. После остывания полоска сохранит форму и из нее можно нарезать кольца.
Листовой полистирол незаменим при вакуумформировании. В двух словах вакуумформирование заключается в выдавливании из размягченного нагревом пластика деталей по форме паунсона. Для качественного изготовления деталей таким методом нужен вакуумный насос. Специально для моделистов машины для вакуумформирования выпускает фирма Idea Development.
Окрашивается листовой полистирол так же как обычный модельный пластик.
Самоделки из дерева
Поделки из дерева — это классика, которая, однако, все реже и реже используется в моделестроении. Дерево требует значительных навыков и опыта. Болванки из дерева в качестве заготовок для элементов диорам действительно применяются редко, но рейки и полоски — достаточно часто. С тонким деревом проще работать, рейки можно гнуть, получая разнообразные конструкции. Для небольших деталей следует использовать твердые породы дерева с мелкопористой структурой. Наилучший материал — бальса, тем более, что найти рейки и полоски из бальсы — не самая большая проблема. Сей материал давно и прочно вошел в арсенал авиамоделистов.
Из бальсы хорошо изготавливать интерьеры помещений в строениях на диорамах: настил полов, мебель. Для этих же целей применяется фанера и шпон.
Работа с древесиной начинается с тщательной зачистки поверхности — необходимо начисто нивелировать характерную структуру древесины. Окончательно зачищенная деревянная заготовка покрывается лаком. Затем лак, после высыхания, зачищается. Процесс повторяется как минимум два раза. Перед окраской лаковая поверхность с усилием зачищается губкой из стальной проволоки, чтобы окончательно заделать поры древесины.
Резать тонкую древесину можно пилками для лобзика, заточенным под пилу бритвенным лезвием, острым ножом. Склеиваются торцы деревянных деталей или внахлест (под 90 град.), или в ус (торцы срезаны под 45 град). Последний способ предпочтительнее, но много сложнее в исполнении. Клеить древесину можно ПВА, эпоксидкой, столярным и казеиновым клеями. Цианкрилат не годится, если не брать в расчет специальные версии этого популярного во всем мире клея.
Окрашивается древесина обычными модельными красками. Никакой специальной подготовки перед окраской дерево не требует (если предварительно покрыто лаком).
Работа с медью
Медь — материал не менее популярный, чем листовой полистирол. Медь, как известно, относится к мягким металлам. Она хорошо зачищается и полируется, легко соединяется пайкой, положительно реагирует на цианкрилат и эпоксидку. Клеевое соединение менее прочное по сравнению с паяным. Изгибать медные детали удобнее после отжига: накаливания докрасна с последующим резким опусканием в холодную воду.
В любом случае работа с медными деталями начинается с зачистки: необходимо удалить пленку окисла, которая не позволит прочно соединить детали хоть пайкой, хоть склейкой. Паяются медные детали с использованием флюса — канифоли, аспирина или кислоты. Есть интересный метод пайки, который позволяет получить прочное и аккуратное соединение. Капельки припоя наносится по отдельности на стыки деталей. Затем детали складываются и прогреваются паяльником без припоя. Соединение происходит за счет припоя уже нанесенного на детали ранее. Работа с паяльником требует определенных навыков. Припоя надо наносить тютелька в тютельку, чтобы он не искажал форму сборочного узла и вместе с тем обеспечивал достаточную прочность соединения. Часто паяный шов после остывания приходится зачищать.
Самое сложное — пайка трех и боле деталей. Из-за прогрева, предварительно припаянные детали постоянно норовят отвалится. Сборочный узел желательно как-то зафиксировать в холодном состоянии еще до начала работы с паяльником. Это удается не всегда. Пайка всегда начинается с самых толстых элементов, поскольку они прогреваются медленнее мелких — есть вероятность, что не отваляться при фиксации мелочей.
Работа с эпоксидной шпаклевкой
Эпоксидная шпаклевка незаменима при заделке каверн на поверхности моделей, клеевых швов и т.д. Из эпоксидки удобно выполнять пуансоны для вакуумформирования. Вообще спектр применения эпоксидной шпаклевки исключительно широк: подушки сидений, парашюты в ранцах, конверсии фигурок. Эпоксидных шпаклевок в мире выпускается огромное количество — совсем не обязательно ограничивать свой выбор специальной модельной шпаклевкой. Можно поэкспериментировать, например, с автомобильными двухкомпонентными составами. Выбор материала — дело вкуса, в данном случае. Время отверждения шпаклевки зависит от марки, от 5 минут до двух часов. Сократить время полимеризации можно подогрев шпаклевку. Лепить что-нибудь из шпаклевки удобнее, когда процесс полимеризации еще не закончен, но шпаклевка уже перешла из текучей стадии. Шпаклевать же щели можно сразу после смешивания компонентов.
Коробки, ящики, тазы
Очень трудно сказать что-нибудь новое по поводу изготовления ящиков или коробок. Их несложно сделать хоть из пластика, хоть из дерева. Рисунок достаточно красноречиво иллюстрирует процесс изготовления ящика и короба. Есть всего лишь одна хитрость: никогда не обрезайте полоски, из которых склеивается ящик, строго в размер — обрезайте готовую сборочную единицу. Металлические короба делают из листового пластика, застежки и ручки к ним обычно берутся из наборов фототравления. Металлические ящики обычно бывают мятыми и покореженными. Повреждения стоит воспроизвести и на модельных коробах.
Мебель и рабочие места
Простейшая мебель выполняется точно так же как ящики. Имитация рабочих мест важна при изготовлении диорам с самолетными ангарами. Различные верстаки выполняются довольно просто. В реальности верстаки выполняют из листового железа, наваренного на каркас из металлических уголков или труб. Прежде чем приступить к изготовлению верстака, нужно найти прототип и выполнить хотя бы набросок. Прототип можно подсмотреть в ближайшем гараже (неплохая отмазка для автоугонщиков) или на фотографиях настоящих ангаров и авиамастерских.
Каркас верстака «на трубках» спаивается из толстой медной проволоки. В культурных мастерских верстаки иногда встречаются деревянные. В этом случае планки древесины имитируются шпоном или узкими полосками листового пластика. Лист железа на столешнице — бытовая фольга. Размеры столешницы с учетом масштаба — не более 10×20 см.
Верстаки с ящиками требуют более основательной подготовки и гораздо больших трудозатрат, но технологии — те же самые. Сложнее всего изготовить платформу для ремонта двигателя самолета. Большинство платформ имеют колесики. Колесики, как раз и не проблема: так для платформы в масштабе 1:48 подойдут хвостовые колеса от моделей самолетов в масштабе 1:72 или 1:144.
Литье своими руками
Профессиональные моделисты давно освоили литье. Расходные материалы найти труда не представляет. Сложнее найти модель, по которой будет изготовлена литьевая форма. Моделью может послужить деталь, нуждающаяся в «размножении», доработанные узлы из промышленных наборов, наконец — самоделка.
Отливка выполняется в состав RTV (room-temperature vulcanizing rubber). Состав выпускается фирмами General Electric и Dow Corning из Северо-Американских Соединенных Штатов. Существует большое количество марок RTV. Особенно хорош RTV-11 от Дженерал Электрик (в сермяжных условиях вместо RTV вполне можно использовать банальную эпоксидку). У этого состава нет нужды тщательно выдерживать пропорции смолы и отвердителя. Количество отвердителя влияет на время полимеризации (от 4 до 24 ч), а не прочность.
Первый шаг — изготовление литьевого ящика — опоки. Опока не позволяет RTV или эпоксидке растекаться. Опоку обычно делают из фанеры или плотного картона. Три стенки опоки должны отстоять от краев отливаемой детали примерно на 2 см, четвертая — на 3 см. К мастер — модели приделывается изогнутая медная проволочка. Проволочка приклеивается на середине высоты стенки опоки.
В опоку до половины заливается смешанный в нужной пропорции состав RTV. Когда состав наполовину полимеризуется, по углам формы ножом или стержнем вдавливаются четыре углубления. После полимеризации поверхность затвердевшего RTV смазывается вазелином. Опока доверху заполняется RTV. Отвердевшая литьевая форма легко разделяется на половинки, из которых вынимается мастер-модель. Опять смазываем форму вазелином и собираем. Зафиксировать половинки вместе можно изолентой, скотчем, проволокой. В отверстие, которое осталось от проволоки заливается эпоксидка. Собственно — весь процесс. На самом деле процесс таит немало подводных камней: даже небольшое смещение половинок формы может привести к браку, в толще литой детали остаются пузырьки воздуха. Пузырьки на поверхности литой детали приводят к образованию каверн, то есть — к браку. В общем — экспериментируйте.
Деталировка мебели и специальное оборудование
При воспроизведении интерьеров зданий приходится показывать изысканную мебель. Вытачивать ее из дерева — занятие многотрудное, отдельный вид моделизма.
Проще собрать из «креативного мусора». Как всегда основным источником креатива являются миниатюрные железные дороги. К примеру, поршни можно конвертировать в стойки вычурного стула. Седалище стула или кресла выполняется из эпоксидной шпаклевки. Широкое применение при изготовлении мебели находит фурнитура и детали миниатюрных зданий, которых так много у железнодорожников.
Диорамы с современными самолетами удачно дополняют тележки с проверочным оборудованием. Основа изготавливается самостоятельно из листового пластика, колеса можно подобрать среди моделей автомобильчиков, а мелочевку — где? Конечно у железнодорожников! Различные трубопроводы имитируются медной проволокой.
Источник