- МоделистЪ — Путь к Мастерству Сборка моделей, окраска, везеринг. Технологии и секреты. Обзоры коробок, новости модельного мира.
- Технология диорам Часть 1
- Инструменты и расходники моделиста. Модели/Диорамы. Часть 1
- Всех приветствую!
- Итак, начнём с инструментов
- Теперь немного затронем диорамы, а точнее из чего делают саму площадку
- А если вам нужно сделать склоны, неровную поверхностью, скалы и т.п. Как быть? Гипс высохнет быстрее, чем вы сделаете часть рельефа.
- Ладно, с гипсом разобрались, но нужна ведь форма! Куда нам заливать?
МоделистЪ — Путь к Мастерству Сборка моделей, окраска, везеринг. Технологии и секреты. Обзоры коробок, новости модельного мира.
Технология диорам Часть 1
Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.
С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник мире масштабного моделирования!
Диорама по своей сути является квитэссенцией модельного мастерства. И не только модельного строго говоря. Чтобы сделать хорошую диораму нужно обладать широким спектром теоретических знаний: от художественных до материаловедения.
Именно поэтому диорама дает наиболее масштабное удовольствие от работы. Как от процесса, так и от законченного результата.
Но как правильно строить диораму? С чего начинать построение композиции? На что нужно обращать внимание в первую очередь?
Обо всем этом можно узнать из учебного пособия «Технология диорам». Это Тамиевская книга, переведенная Оксаной Дубининой специально для журнала стендового моделизма «Стендмастер». Журнал насколько я понимаю, уже не издается. А жаль…
Хорошее было начинание. Но как и любое дело оно требует финансовых вложений. А их наверно и не нашлось.
Но как бы там ни было, уважаемые коллеги, я предлагаю вам ознакомиться с первой частью этого очень интересного учебного пособия.
Журнал: Стендмастер №1 |
Статья: Технология диорам |
Мир диорамы
Диорама — это мир, созданный великолепными, мастерски выполненными моделями.
Сначала диорама представляла собой изображение в перспективе, расположенное в ящике. Смотреть на нее можно было только с одной стороны. Это центр симметрии, взятый из панорамы, но ее можно рассматривать с любого угла, при условии нахождения в центре панорамы. К диорамам также можно отнести экспозиции чучел животных в музеях.
Современная диорама отличается от диорамы в ящике тем, что на нее можно смотреть с любой стороны. Поэтому при ее изготовлении нужно с большим реализмом делать все элементы, которые будут видны зрителю. К тому же при фото- или киносъемке этот принцип является залогом достоверности изображения.
Замысел диорамы
Когда речь идет об изготовлении диорамы, что является самым важным? Технология изготовления? Умение моделировать человеческие фигуры? А, может быть, это хорошее знание истории и накопленный фактический материал?
Разумеется, чем выше мастерство и больше знаний, тем совершеннее диорама. Однако нельзя не отдать должное и самому замыслу. Что может получиться при его осуществлении в ограниченном пространстве?
Вначале образ очень расплывчат и неясен, но когда он обретает определенные черты, для его осуществления необходимы всевозможные инструменты и материалы. Только при их помощи можно реализовать замысел и изготовить настоящие произведения искусства, способные удивлять. И, конечно же, не обойтись без исследований эпохи, воссозданной в моделях. Ведь только диорама с ее трехмерным пространством заключает в себе информацию, которую нельзя получить по плоским фотографиям и иллюстрациям.
План диорамы
Наверное, многие не знают, с чего начинать изготовление диорамы. Некоторые начинают воплощение замысла с готовых макетов, пытаясь построить диораму путем их комбинирования. Однако если присмотреться к превосходным произведениям в жанре диорамы, то становится понятно, что они выполнены путем тщательных расчетов.
Определение пространства, выбор транспортных средств, их размещение, мимика и жесты человеческих фигур, аксессуары, деревья, здания — все это тщательно подбирается для того, чтобы воссоздать законченную сцену, имеющую единый смысл.
Важно все существующие факторы привести во взаимное соответствие. Это можно сравнить с постановкой сцены в спектакле или фильме, и, наверное, это самый прекрасный момент в изготовлении диорамы.
Однако как же сделать эту постановку по-настоящему хорошей? Сначала составляется план. В первую очередь надо четко определить, что именно мы собираемся изготовить, зная при этом, что возможности, касающиеся времени, безграничны.
Эпоха? Место? Событие? Если уже есть эскиз, то мы имеем дело с конкретным решением, а если нет, то очень часто тему можно найти во время просмотра альбомов с фотографиями или сборника с накопленным материалом.
Итак, если тема найдена, то, начиная изготавливать диораму, важно придать законченную форму идее и сделать необходимые заметки и эскиз. Это и можно считать стартом в построении диорамы.
Для выполнения ориентировочной расстановки возьмем в качестве примера изготовления диорамы события на линии фронта во Франции в последние месяцы второй мировой войны. Здесь основной темой выступает «напряжение». Точно схватим изображение на эскизе и еще раз тщательно изучим незаконченную пока еще схему.
Это — начало операции.
Изготовление деталей диорамы
После того как определены тема и детали диорамы, необходимо решить, в каком пространстве она будет заключена. Для этого соединим все детали диорамы: здания из картона и транспорт, по мере необходимости меняя их местами. Нужно правильно ухватить плотность трехмерного пространства и расстояние, чтобы получилась конкретная композиция с четко обозначенной темой.
Важным моментом во встрече «Хорьха» и «Пантеры» является напряженность ситуации, передающая замысел диорамы. Для этого нужна минимальная поверхность под здания и деревья. Осуществляем все это на практике, расположив детали на пенопласте толщиной 8 см, как показано на фотографии 2. В общих чертах сделаем наклон поверхности так, чтобы корпуса «Хорь¬ха» и «Пантеры» наклонились навстречу друг другу. Резать пенопласт удобнее всего ножом с длинным гибким лезвием. На этом этапе примерьте машины к поверхности еще раз в полном соответствии с эскизом.
Покроем глиной пенопласт для создания поверхности земли. Пока покрытие не успело высохнуть, придадим поверхности земли нужную выразительность. Надавливая рукой на гусеницы и катки, делаем колею, как показано на фотографии 3. Но перед этим надо закончить с расположением катков «Пантеры». Когда детали подвески танка и автомобиля приведены в нужное положение, необходимо проверить, насколько хорошо все прилегает к земной поверхности.
Что касается хода подвески, то его нужно делать одновременно с устроением поверхности земли. Это делается наложением гусениц «Пантеры» на поверхность пенопласта, уже покрытого слоем глины. Собственный вес настоящего танка сорок пять тонн, и поэтому изрядное погружение гусениц в грунт выглядит очень естественно. Наложив глину, попробуйте установить машину еще раз. После этого пульверизатором разбрызгиваем воду и медленно сушим, во избежание трещин нужно следить, чтобы воды было не слишком много.
До полного высыхания глины набросайте сверху щебня. После ее затвердения, чтобы предохранить от возможного осыпания, необходимо воткнуть несколько булавок, отступив на несколько милли-метров от края пенопласта. Наждачной бумагой соскоблим лишнюю глину. Если с поверхностью земли закончено, то теперь самое время посадить покрашенные заранее траву и деревья. Трава сделана из распущенной веревки, порезанной на отрезки длиной около 1 см, как на фотографии 6.
Чтобы прикрепить траву к земной поверхности непосредственно на пенопласт налить клей, распределив его слой по поверхности. Проделав отверстия в пенопласте, пучками воткнем туда кусочки веревки. Затем верхний край травы можно постричь ножницами для более достоверного вида.
Что касается деревьев, то нужно подобрать корень настоящего дерева и в таком виде использовать. После прямого попадания снаряда деревья ломаются вместе с постройками. В соответствии с эскизом устанавливаем деревья, а вокруг корней подсыпаем земли, закрепляя все это клеем. Излишек земли удаляем воздухом из пульверизатора.
Конструирование «Пантеры»
Установив первоначальное положение «Пантеры» и «Хорьха» и определив план в целом, как показано на фотографии 1, можно начинать их доработку. Сначала это может вызвать ощущение дискомфорта, но надо снова и снова подгонять все детали транспортных средств и неровности поверхности друг к другу. Попытаемся сконструировать «Пантеру» в диораме с такой же достоверностью, как в музеях и на выставках.
Чтобы придать серьезное значение происходящему действию, в нашем случае хорошо бы внешний вид машин сделать потрепанным. Это придаст диораме исторический реализм. Корпуса машин покрываются камуфляжной краской последних месяцев второй мировой войны.
Схема сборки подвески «Пантеры» показана на рисунке внизу. Теперь перейдем к установке гусеницы. В местах естественных провисов надо прижать ее к каткам с помощью лески или булавок.
Вмятины на маске пушки, свидетельствующие о боевых повреждениях, можно сделать, надавив горячим ножом. Поверхность надо выполнить в металлическом цвете, сделав акцент на ржавчине красноватого цвета. Повреждения также получали и крылья танка, которые легко гнулись.
Чтобы получить нечто подобное листовой стали, нужно соскоблить ножом обратную сторону крыльев до толщины наждачной бумаги, нагрев сушильным прибором и согнув пальцами. Чтобы не было отпечатков пальцев, воспользуйтесь тонкими перчатками. Затем сделаем отверстия в выхлопных трубах с помощью сверла. Масляный нагар вокруг решетки мотора покажем с помощью красно-коричневой краски. В заключение покрасим катки в темно-желтый цвет.
Источник
Инструменты и расходники моделиста. Модели/Диорамы. Часть 1
Всех приветствую!
Решил начать рубрику об инструментах и расходниках, которые используют для постройки/покраски модели, в том числе ее доработок, а также при постройке диорам.
Начнем с начала:)
Кое-что будет повторяться — самые основные инструменты, но мы пойдём еще дальше:)
В каждой статье буду писать по несколько инструментов и расходных материалов, а также давать ссылки на маркет или на Али.
Итак, начнём с инструментов
Главный инструмент — это конечно же НОЖ с цанговым зажимом , без этого инструмента никуда.
Отрезать от литника, зачистить, срезать лишнее, использовать взамен пинцета, поддержать, придавить деталь или вставить иное лезвие, например зубчатое (для отпиливания)- универсальный инструмент.
Для примера ножи с маркета .
Можно заказать с АЛИ, там мб чуть дешевле, но придется ждать, тут каждый выбирает по удобству. Свои ножи брал на АЛИ.
Это самые простые и распространенные ножи, но есть еще много разновидностей тут каждый выбирает по удобстве и цене. Можно и за 5к купить цанговый нож:)
Следующий всеми используемый инструмент — бокорезы/кусачки. Всех их обзывают по-разному, но главное их используют для одной важной цели — откусить деталь от литника. Ими еще можно откусить лишнее, покромсать часть детали для вида разрушения. Использовать при постройке диорам, откусывать те же спички и другие подручные средства, которые могут попасться для постройки модели или диорамы.
Бокорезы с АЛИ ссылка тут и тут .
Теперь немного затронем диорамы, а точнее из чего делают саму площадку
Не беру в счёт готовые покупные подставки, пишу про то как делают это все сами.
Самый базовый состав всех диорам (чаще всего) — это гипс . Обычный строительный гипс. Мешок 5кг — 150-300р, этого мешка вам хватит на много диорам и ещё попрактиковаться.
Его свойства простые и самые нужные. Его плюс как и минус — он быстро сохнет, имеет достаточную прочность и относительно легкий.
Если вам нужна ровная площадка без каких либо сильных склонов — гипс ваше решение.
Пропорции все делают по-разному, не переживайте пробуйте свой состав — пожиже или погуще.
Могу дать лишь пару советов.
1) если делаете большую диораму, делайте пожиже, будет время выровнять площадку. Возможно для большой поверхности из-за быстрого высыхания гипс не подойдёт, чем заменить — об этом дальше. Если небольшая — погуще, но тут все индивидуально.
2) и главный совет, в ваш состав добавьте клея ПВА. Он предотвратит растрескивание гипса со временем. Количество? Все на глаз:)
ПВА любой, я использую столярный от момент.
А если вам нужно сделать склоны, неровную поверхностью, скалы и т.п. Как быть? Гипс высохнет быстрее, чем вы сделаете часть рельефа.
И тут приходит нам в помощь из того-же строительного магазина — гипсовая шпатлёвка .
Тот же гипс, но сохнет от получаса. Времени достаточно, чтобы спокойно придать нужную вам форму.
Цена того же мешка чуть дороже, на рублей 100 🙂
Свойства аналогичные гипсу, и также совет добавлять в состав клей ПВА, чтобы не было растрескивания от поверхностных и внутренних напряжений гипса, когда вода из него испарится.
Ладно, с гипсом разобрались, но нужна ведь форма! Куда нам заливать?
Тут уже важна ваша фантазия, можно использовать подручные средства — банки от майонеза или пластиковые банки от селедки. Если нужно что-то квадратное. Просто склеить из картона форму и проклеить обычных скотчем поверх, чтобы гипс не приклеился к картону.
Тут важна фантазия и понимание для какого масштаба вам нужна подставка. Возможно вы любите строить диорамы в 700 масштабе, так вам может пригодится обычная крышка от банки. Тут отталкивайтесь от масштаба и нужной вам площадки. (700 масштаб просто грубый пример)
Для постройки своих диорам, я использую ещё один материал. Для чего? Чтобы не заливать площадку гипса очень толстую, и чтобы сама площадка была немного легче.
Что это за материал? Обычный утеплитель, в данном случае — пеноплекс (PXS) он не крошится как обычный пенопласт, более плотный и такой же лёгкий, а главное режется очень хорошо.
Источник