- «Волшебная палочка дирижёра». Конспект занятия в старшей группе
- Волшебная палочка дирижёра.
- Слайд №1.
- Эмоционально — психологический настрой на занятие.
- Мотивация учебной деятельности.
- Слайд №2.
- Слайд №3.
- Изучение нового материала.
- Слайд №4.
- Слайд №5.
- Слайд №6.
- Слайд №7.
- Слайд №8.
- Слайды №9-12.
- Слайд №13.
- Слайд №14.
- Слайд №15.
- Слайд №16.
- Слайд №17.
- Слайд №18-21.
- Слайд №22- 25.
- Слайд №26.
- Слайд №27
- Слайд №28.
- Слайд №29.
- Слайд №30-33.
- Слайд №34.
- Слайд №35.
- Вопросы для закрепления материала.
- Творческое задание.
- Слайд №36.
- Прикреплённые файлы:
- Как сделать деревянный футляр для дирижерской палочки
- Как изготовить саму дирижерскую палочку
«Волшебная палочка дирижёра». Конспект занятия в старшей группе
Потёмкина Оксана Николаевна
«Волшебная палочка дирижёра». Конспект занятия в старшей группе
Волшебная палочка дирижёра.
Цель: Сформировать представление об оркестре и роли дирижёра в нём.
Задачи:
Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, используя разнообразные виды музыкально — практической деятельности, развивать творческое мышление, внимание, память. Способствовать формированию духовной культуры, воспитанию коммуникативных качеств личности, интереса и уважения к музыкальной культуре.
Тип занятия: Путешествие.
Методы: По источнику получения знаний — словесный, наглядный, практический. По характеру познавательной деятельности — объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, частично — поисковый.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: ТСО, карточки, открытки, музыкальные инструменты, оркестровая партитура, таблица.
Ход занятия.
Слайд №1.
Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики.
Эмоционально — психологический настрой на занятие.
Музыкальный руководитель: — Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на занятии. Я рада вашим улыбкам. Сегодня нас ожидает много интересного.
Мотивация учебной деятельности.
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?
Дети: Да, это язык музыки.
Музыкальный руководитель: Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный, и этот музыкальный язык понятен всем другим народам без перевода.
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычное занятие, мы отправимся в музыкальный театр.
Слайд №2.
А в пути, как известно, всегда интереснее находиться с одним из лучших жанров музыки. А с каким именно вы попытайтесь отгадать.
Я — ваша подруга. Я — ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я? Ну, конечно же? Песня.
Чтобы отправиться в путь нужно спеть песню. И мы с вами сейчас разучим песню с которой весело шагать не только по просторам музыки, но и жизни.
Слайд №3.
Исполнение песни «Вместе весело шагать».
Изучение нового материала.
Музыкальный руководитель: Кто нам аккомпанировал, когда мы пели?
Дети: Много инструментов
Музыкальный руководитель: Правильно. Когда играет сразу много инструментов — это как называется?
Дети: Оркестр.
Слайд №4.
Музыкальный руководитель: Оркестр — это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Оркестры бывают. Симфонические.
Слайд №5.
Слайд №6.
Прослушивание «Духовой оркестр».
Оркестр народных инструментов.
Слайд №7.
Прослушивание «Народный оркестр».
Эстрадно-симфонический и джазовый.
Слайд №8.
Прослушивание «Джазовый оркестр».
Музыкальный руководитель: Ребята давайте проверим, как вы запомнили оркестры?
Проводится игра «Определи оркестр».
Слайды №9-12.
Музыкальный руководитель: Давайте послушаем «Концерт №1 для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского.
Слайд №13.
Прослушивание «Концерт №1 для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель:
Слайд №14.
А теперь, представим себе, что на сцену выходит симфонический оркестр. Музыканты занимают свои места. Музыка пока не звучит, но оркестр уже начался. Он начался давным-давно, и все в нём, начиная от постоянных мест оркестрантов до их костюмов, подчиняется правилам музыкальной игры. В оркестр входят от 25 до 100 музыкантов.
Первым выходит концертмейстер, самый главный музыкант оркестра. Дирижёры могут быть разные, но концертмейстер постоянный. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижёру.
После концерта дирижёр обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд.
Все музыканты — мужчины одеты в чёрные фраки (где ещё в наше время встретишь чёрный фрак, а женщины в красивых, строгих, чёрных платьях.
* Как вы думаете, почему ребята? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Да, если бы музыканты оркестра одевались «пёстро», каждый по-своему, то это отвлекало бы слушателей от музыки. Но вот музыканты расселись. Когда к оркестру выйдет дирижёр, ему не нужно будет отыскивать взглядом, где сидят скрипачи, а где трубачи, чтобы взмахом дирижёрской палочки подавать им разные команды. Во всём мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются? Давайте посмотрим.
Слайд №15.
* Оркестр делится на четыре группы.
Слайд №16.
Струнная группа инструментов — скрипка, альт, виолончель и контрабас. Эти инструменты называются струнные, т. к. звук у них извлекают при помощи удара по струнам.
Слайд №17.
Вторая группа — это духовые музыкальные инструменты. Духовыми их называют потому, что звук извлекают путём выдувания из них воздуха. Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.
* К деревянным духовым инструментам относятся — флейта, кларнет, фагот, гобой.
Слайд №18-21.
* К медным духовым инструментам относятся — валторна, труба, тромбон и туба.
Слайд №22- 25.
К третьей группе относятся ударные инструменты.
Слайд №26.
Это — барабаны, литавры, тарелки, треугольники, маракасы, бубны.
Слайд №27
В четвёртую группу входят рояль, арфа и челеста. Они являются особенными инструментами.
Слайд №28.
А вот полная картинка расположения инструментов оркестра.
Звучит фон настройки оркестра.
Музыкальный руководитель: Гобой играет ноту «ля» и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от «до» до «си». Наконец инструменты настроены, и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, таким образом, разогревая руки.
Но вот музыканты замолкают, и.
Кто не вежливый такой. Повернулся к нам спиной.
Стал размахивать руками. Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку. Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор. Знаем это? Дирижёр!
Слайд №29.
Все приветствуют входящего на сцену Дирижёра — руководителя оркестра.
Он идёт из глубины сцены. Через весь оркестр. В этом тоже есть особый смысл. Я не откуда-то со стороны, как бы говорит дирижёр, я выхожу к вам из глубины оркестра, я буду говорить с вами от имени всех этих музыкантов. Вот дирижёр повернулся лицом к оркестру и поднял дирижёрскую палочку. Напряжённая тишина воцарилась в зале. Мгновение — взмах руки дирижёра и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижёр посылает оркестру свою волю, своё настроение. Этим движением он «включает» музыку. Даже если дирижёр приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижёры, понятен всем музыкантам мира.
Ребята, может кто-нибудь из вас знает известных дирижёров мира? Ответы детей.
Давайте посмотрим на выдающихся русских дирижёров.
Слайд №30-33.
Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижёр знает партию каждого музыканта. Он смотрит в партитуру и следит за правильностью исполнения каждой партии.
Ребята, кто знает, что такое партитура? Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
Слайд №34.
Это такой сборник нот, где расписаны все партии.
Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижёра. Вы спросите: «А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?» Нет, это не так. Когда Маэстро (дирижёр) смотрит на музыкантов, они чувствуют его взглядом, хотя и смотрят в ноты. И оказывается, дирижёр управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом (мимикой).
Как вы думаете? А без дирижёра оркестр сможет играть? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Оркестр — это инструмент, а дирижёр на нём играет, как и все музыканты на своих инструментах. Дирижёр показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, где быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает всё так, как хочет дирижёр.
А мы с вами сейчас посмотрим видео, где показана работа разных дирижёров.
Просмотр видео «Марш Радецкого» Штраус — отец.
Музыкальный руководитель: Попробуем и мы с вами примерить фрак дирижёра?
Слайд №35.
Проводится игра «Примерим фрак дирижёра». Исполняется «Полька — пиццикато» И. Штраус.
Раздают ученикам разные инструменты, и выбирают дирижёра. Звучит фонограмма, дети играют на инструментах, управляет «оркестром» «дирижёр», по очереди.
Музыкальный руководитель: Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижёром. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!
Вопросы для закрепления материала.
1. Оркестр — это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
2. Дирижёр — это руководитель оркестра.
3. Концертмейстер — самый главный музыкант оркестра.
4. Партитура — это сборник нот.
Творческое задание.
Музыкальный руководитель:
Слайд №36.
Ребята я приготовила для вас музыкальные раскраски.
Музыкальный руководитель раздаёт детям раскраски.
Музыкальный руководитель: Любите музыку, и ваша жизнь наполнится счастьем. И тот, кто с песней по жизни шагает. Тот никогда и нигде не пропадёт.
А я прощаюсь с вами. До новых встреч!
Под музыку дети уходят из зала.
Прикреплённые файлы:
volshebnaja-palochka-dirizhyora_f5hfl.ppt | 9044 Кб |
«Волшебная палочка Деда Мороза». Новогодний праздник для подготовительной группы Действующие лица: Взрослые: Ведущая Дед Мороз – (мешок, мешок с подарками сани, волшебная палочка, игрушка Бармалей, игрушка зайчик, игрушка.
Конспект проведения культурной практики в форме театрализованной деятельности в старшей группе «Волшебная Вода» Цель: способствовать формированию у детей бережного отношения к природным ресурсам – воде. Задачи: — расширить знания детей о воде на примере.
Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Волшебная радуга» Цель: расширять и систематизировать представления детей о природном явлении радуга. Задачи: познакомить с «Чудесным экраном», развивать.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Волшебная ниточка» Цель: формирование интереса к народно-прикладному искусству, к окружающему миру людей, животных, предметов быта, необходимых человеку, ценностное.
Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему «Волшебная птица» Задачи: Обучающая: учить детей лепить птицу, используя знакомые приемы лепки: примазывание, скатывание, отщипывание, расплющивание. Развивающая:.
Конспект занятия по математике в старшей группе «Волшебная страна-математика» Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: «Волшебная страна-математика». Задачи. Образовательные: закрепить цифры, навыки.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебная страна Грамматика» Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебная страна Грамматика» Учитель-логопед Назмутдинова Л. Б. Цели: Поддерживать.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе №2 «Волшебная страна сказок» 1. Продолжать учить детей самостоятельно придумывать окончание сказки (продолжение сюжета, воображаемые действующие лица). Опираясь на тему,.
Конспект занятия в младшей группе «Волшебная вода» Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Вода и ее значение для детей» Программные задачи:.
Конспект занятия в средней группе «Волшебная табличка» Тема: «Волшебная табличка» Цель: 1. Закрепить приметы времен года: зимы и весны; учить узнавать их по мнемотаблицам. 2. Учить ориентироваться.
Источник
Как сделать деревянный футляр для дирижерской палочки
В коротком емком сюжете показано, как с помощью простых действий на токарном станке можно сделать красивый деревянный футляр, для требующей своего ухода, дирижерской палочки. Сначала нужно напилить два бруска размером 500x50x25 мм. Далее по центру полученных брусков фрезеруем канавки глубиной 2-3 мм. Склеиваем бруски, ровно совместив бороздки. Через 30-40 минут можно проделать отверстие, при этом не снимая струбцин. Для сверления применяется перьевое сверло диаметром 22 мм и удлинитель нужного размера.
Далее необходимо закрепить заготовку на столе. Сверлить, направляя сверло параллельно каналу в заготовке. Через каждые пройденных 3-4 см из отверстия следует вытряхивать опилки.
Теперь нужно сделать 2 пробки диаметром 22,5 мм. Пробки можно приклеить. Точим заготовку на токарном станке, доведя до диаметра 33 мм. Шлифуем. Обрезаем полученную трубку до нужного размера. Изготовить дно и пробку несложно, поэтому комментировать их изготовление нет необходимости.
Палочка и футляр готовы. Далее следует покраска.
Первый футляр довольно прост в изготовлении. В работе использовались сувель дуба и ясень. А второй, показанный на фото ниже – более трудоемкий в изготовлении футляр. Использовались сувель и кап березы, красное дерево и клен.
Как изготовить саму дирижерскую палочку
В заготовке справа сверлим отверстие на глубину 10 мм, диаметром 4 мм. Далее точим на станке ручку размером 65×20 мм. Хорошенько шлифуем. Необходимо использовать светлую древесину.
Теперь можно сделать рейку размерами 400x6x6 мм. Пропустить рейку сначала через плашку 8 мм, потом 6 мм. Получившийся стержень диаметром 5 мм зажимаем в токарный станок и доводим тонкий конец стержня до диаметра 2-2,5 мм. Обрезаем стержень до длины 33,5 см. Толстый конец стержня с помощью плашки М5 доводим до диаметра 4 мм, в длину 5 -10 мм. Тепрь склеиваем стержень с ручкой, проверив чтобы их оси совпали.
Покраску целесообразно проводить вместе с футляром. Изготовление футляра показано выше. А ниже – про создание палочки дирижера
Источник