Диск нипкова своими руками

Диск Нипкова

Руководство для моделистов.

Б. Шефер «Самодельный телевизор» Детиздат, 1937 год, 34 стр. (10,9 мб. pdf)

При помощи этого механического устройства производилось сканирование изображения в первых механических телевизорах. Называется оно — диск Нипкова. Из книги вы узнаете как можно своими руками изготовить это интересное устройство. Диск Нипкова был изобретен в 1884 году, и назван по имени своего изобретателя.

Устройство диска таково — на вращающемся диске по окружности расположены отверстия, их количество может доходить до 200. Расстояние от оси вращения диска до каждого отверстия не одинаково и уменьшается от первого до последнего на диске, создавая своеобразную спираль по окружности, вокруг оси вращения диска. Общая длина спирали составляет один оборот диска.

Если представить, что диск вращается, то наблюдатель смотрящий перпендикулярно плоскости вращения диска, в отверстие будет видеть эффект построчного (сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от направления вращения) сканирования.

Диск Нипкова применяли для механического телевидения. Более подробно об этом устройстве вы сможете прочитать в книге. Там же вы найдете подробное описание, чертежи, рисунки и рекомендации по технологии изготовления.

Оглавление книги.

Передача и прием телевидения 3
Самодельный телевизор 11
Синхронный мотор 13
Диск Нипкова 20
Последние детали 24
Сборка телевизора 26
Радиоприемник для телевидения 31

Источник

Механический «телевизор»своими руками.Как сделать диск Нипкова

В 20х годах прошлого столетия было популярно механическое телевидение,можно даже встретить брошюры тех лет,где есть описание как изготовить механический телевизор.

Развертка изображения в мех.тв выполняется диском Нипкова.Диск имеет ряд отверстий,расположенных по спирали.Таким диском снимают изображение(«видеокамера») и с помощью диска смотрят это изображение(«телевизор»).При съемке изображения,предмет съемки сильно освещен.Перед объектом расположен вращающийся диск с отверстиями,а сзади диска фотоэлемент, который регистрирует этот свет.Напряжение фотоэлемента усиливается и подается на светодиод,который расположен перед вращающимся вторым диском.Светодиод модулирован,на «экране» вы увидите объект съемки.Каждое отверстие в диске при движении образует одну линию развертки с переменной яркостью,соответствующей яркости объекта.

Такой «телевизор»можно изготовить самим.Вырежьте из плотного листа бумаги круг,я прислонил тарелку и по ней отрезал.Диаметр примерно 25см но лучше 35 или где-то так.Найдите центр круга,прислоните транспортир и отметьте 32 точки через равные градусы,360:32=11.25 градуса.От центра и по точкам проведите прямые лучи,всего 32 луча.Далее от края диска отступаете 1см и отмечаете точку на одном луче,на другом луче точку отмечаете 1.1см,на другом 1.2см и так все 32 луча.В итоге от верхней точки до нижней расстояние 3.2см.В точках делаете отверстия примерно 2мм.

Круг зачернить чернилами,для жесткости приклеить сд диск.Для раскрутки диска понадобиться кулер с простейшим регулятором оборотов на одном транзисторе.

Светодиод,для проецирования взял мощностью 1-3Вт,сам светодиод для рассеивания света накрыт белым кусочком пластмассы.Он установлен снизу отверстий.Теперь при раскрутке диска,вы увидите 32 кадра и как по ним «пробегает»линия,как на старых телевизорах.

Источник

Видеоплеер из подручных материалов

Эта статья расскажет, как сделать видеоплеер из предметов, которые можно найти в кладовке любого айтишника. Ардуино, журнал Vogue, и дисплей от Нокиа 3310 можно оставить в покое — они нам не понадобятся. Наличие паяльника приветствуется, но можно обойтись и без него.

Судя по скорости развития технологий, лет через десять появится поколение, никогда не видевшее электронно-лучевых трубок. А между тем, история видео дисплеев начиналась с совершенно других устройств…

История

В 1884 году, за несколько лет до изобретения радио, немецкий студент Пауль Нипков (Paul Nipkow) запатентовал первую в мире систему телевидения. С электроникой в то время было неважно, поэтому для построения изображения применялся электромеханический подход: яркость пикселя задавалась электрической лампой, а его положение — механически, с помощью вращающегося диска. В диске делались отверстия, расположенные по спирали; таким образом, при вращении диска пролетающие по одному отверстия «сканировали» фиксированное поле зрения. И хотя сам изобретатель так никогда и не создал такую систему, вплоть до 1930-х годов диск Нипкова был популярен у других разработчиков телевидения.

На передающей стороне, за диском располагался фотоэлемент, оценивающий яркость каждой точки изображения. Сегнетовые фотодетекторы того времени имели низкую чувствительность, поэтому студию приходилось заливать ярким светом, а лица дикторов гримировать фиолетовой краской — лишь бы улучшить качество изображения. В другом варианте, источники и детекторы света менялись местами: за диском ставилась яркая дуговая лампа, и светящаяся точка затемнённую студию; отражённый свет улавливался набором фотоэлементов.

Телезрители, в свою очередь, смотрели сквозь диск Нипкова на неоновую лампу, яркость которой определялась переданными из студии показаниями фотоэлементов. Картинка получалась размером с почтовую марку, поэтому перед диском ставилась увеличивающая линза. Занятно, что данные изображения вмещались в звуковой спектр, и принимались самым обычным радиоприёмником. По сути, телевизор был простой приставкой, которую мог собрать деревенский радиолюбитель. Основной проблемой было раздобыть неонку — всё остальное, от разметки диска до намотки электродвигателя, делалось своими руками. (В особо запущенных случаях вместо электродвигателя ставилась рукоятка, которую телезритель должен был вращать со скоростью строго 50 об/мин.)

Разумеется, за прошедшие восемдесят лет технологии шагнули далеко вперёд, и никого не удивляют устройства вроде «3D HD дисплей с активной матрицей на органических светодиодах» (в 1930-х, между прочим, обычный человек понял бы только слово «органический»). С другой стороны, это означает, что современный инженер в куче старого хлама может найти хоть яркую «неонку» (светодиод), хоть прецизионный шаговый двигатель (в старом CD-ROM’е), — не говоря уже о лёгких и отлично сбалансированных компакт-дисках…

Сборка механического телевизора

Хотя наше устройство будет работать на записанных сигналах, и его уместнее называть видеоплеером, — тем не менее, его вполне можно использовать и для показа NBTV телепередач, вещаемых некоторыми радиолюбителями.

Нам понадобится четыре компонента:

  • Диск Нипкова
  • Двигатель для вращения диска
  • Регулируемый источник света
  • Источник видеосигнала
Диск Нипкова

В тридцатых годах диски делали из картона, тонкого алюминия, или вообще из бумажного кольца на проволочной рамке. Мы же воспользуемся прелестями прогресса и возьмём ненужный компакт-диск, благо их навалом. Если есть выбор, лучше взять диск с тёмной поверхностью — это улучшит контрастность изображения.

В прошлом веке разметка отверстий требовала большой аккуратности, умения управляться с транспортиром, и специального циркуля для вычерчивания спирали. Мы же разметим диск виртуально в графическом редакторе (например, Inkscape) и распечатаем готовый чертёж на принтере. Затем загибаем бумагу вдоль краёв напечатанной окружности (см. фото), и заворачиваем диск в получившийся бумажный конверт. Распечатанное изображение должно остаться снаружи, оно будет служить ориентиром для сверления. Счастливые обладатели приводов с поддержкой технологий LightScribe/LabelFlash могут распечатать маску с отверстиями прямо на поверхности диска.

Наконец, берём микродрель со сверлом 0.6–0.8 мм и сверлим диск согласно разметке. Нет микродрели? Не беда! Дело в том, что у CD-дисков (но не DVD!) алюминиевый слой с данными защищён только тонким слоем лака, так что их можно аккуратно процарапать острым металлическим предметом, например отвёрткой. Насквозь цапарать не нужно, подложка диска прозрачна.

Двигатель

Честно говоря, изначально эта статья задумывалась как способ хоть как-то использовать валяющийся без дела старый DVD-ROM: там и двигатель, и держатель диска удобный. Однако копание темы показало, что двигатель привода далеко не так прост, как хотелось бы: он и многофазный, и использует датчики Холла для обратной связи, и управляется специальной микросхемой. Поэтому эксперименты с приводом было решено оставить на будущее, а использовать что-то более простое и понятное: компьютерный вентилятор, он же кулер.

В роли кулера подвернулся USB-вентилятор знаменитой фирмы NoName. Приятным моментом стал куполовидный колпачок с лопастями: диаметр его основания был 22 мм, тогда как диаметр центрального отверстия компакт-диска — 15 мм. Если направить вентилятор вертикально вверх, то сверху, почти как на патефон, можно положить диск, и главное — он не срывается. Чтобы улучшить сцепление, во внутреннее отверстие диска была наклеена пара полосок двухстороннего скотча (см. фото). К сожалению, хлипкий моторчик явно не рассчитан на 15-граммовую нагрузку, поэтому за пару минут работы довольно сильно нагревается. С более крупным кулером такой проблемы быть не должно.

Внимание: несмотря на гладкую форму и небольшой вес, сорвавшийся диск может доставить некоторые неприятности. А если переборщить с мощностью двигателя — диск может лопнуть, и осколки придётся не только собирать по комнате, но, возможно, и выковыривать из тела. Так что консультируйтесь со здравым смыслом, — автор за возможные увечья ответственности не несёт.

Читайте также:  Как сделать фанерную лодку своими руками
Источник света

Как ни странно, в 2011 году неоновую лампу достать ничуть не легче, чем в 1930: их уже практически не используют. К счастью, нам вполне подойдёт один из светодиодов, которые можно найти в любом старом периферийном устройстве, от мышки до принтера.

К сожалению, напрямую в аудиовыход светодиод включить не получится: даже на максимальной громкости свечения, скорее всего, не будет. Поэтому придётся соорудить простейший усилитель на одном транзисторе (см. схему). Источником питания может быть либо пара обычных батареек (тогда резистор можно убрать), либо USB (красный провод — плюс, чёрный — минус; резистор от 500 Ом и меньше, подбирается по яркости). Транзистор — любой n-p-n типа.

Если транзистор выковырян из какого-то устройства, определить его тип и расположение выводов можно с помощью мультиметра: пробуйте разные комбинации выводов, пока прибор не покажет число в диапазоне 30–1000. Когда это произойдёт — по буквам рядом с выводами определите расположение ног транзистора.

Если длина выводов позволяет, схему можно выполнить на скрутках, хотя, конечно, для надёжности и эстетичности соединения лучше пропаять. В любом случае, оголённые выводы сто́ит стянуть термоусадкой или обернуть синей изолентой™ для придания долговечности.

В использовании светодиода вместо газовой лампы есть один негативный момент: свечение полупроводника «точечное», а нам нужно подсвечивать (по возможности равномерно) квадратик 15×15 мм. Проблема легко решается размещением над светодиодом полупрозрачной бумажки, на которую будет проецироваться пятно света.

В сборе оптическая часть выглядит так:

Инструмент «третья рука» очень удобен для фиксации всех компонентов в нужных положениях. Линза необязательна, она просто шла в комплекте. Вместо «третьей руки» можно воспользоваться окружающими предметами, клеем, или помощью коллег.

Источник видеосигнала

Самый доступный для айтишника генератор сигналов — звуковая карта компьютера. Ею мы и воспользуемся. Разумеется, никто не мешает затем записать сгенерированный файл на MP3-плеер и поспорить с друзьями, что ваш однокнопочный айпод может воспроизводить видео.

Для отладки системы я написал простенькую Java-программу, которая выводит на звуковую карту изображение 22 на 32 пикселя. Исходник можно взять на pastebin, а готовый аудиофайл — здесь.

Кроме того, существуют программы, позволяющие конвертировать видеофайлы в аудиосигналы, и наоборот, воспроизводить видео на основе аудиофайлов. Причём, благодаря стерео формату в одном аудиофайле можно записывать и изображение, и звуковую дорожку. Например, вот этот mp3-файл превращается в отрывок фильма «Девчата»:

Результат

Основная сложность при просмотре — синхронизация скорости вращения диска с поступающим видеосигналом. В тридцатых годах для этого использовались синхроимпульсы и специальные схемы. Любителям, впрочем, предлагался гораздо более простой и доступный способ: притормаживать диск рукой. Понятно, что получение устойчивого изображения таким способом требует определённого навыка…

Ну вот, теперь вы с полным правом можете сказать, что собрали телевизор на коленке.

Источник

Диск нипкова своими руками

Как мы собирали телевизор эпохи Сталина и остались живы

Фото © L!FE/Владимир Суворов

» src=»https://static.life.ru/posts/2016/10/918548/bc00a5fdae86fd190895530d8b420f16.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Два человека без всякого опыта в электротехнике пытались собрать телевизор по детской книге 1937 года, когда не было ни телеканалов, ни даже привычных экранов.

Это было чудовищной идеей с самого начала.

1 октября исполнилось 85 лет советскому телевещанию. Удивительно, что меньше века назад, в 1931 году, появилась технология, про которую уже сейчас можно презрительно говорить: «Ой, да я и не смотрю телевизор этот». Тогда вещание шло полчаса в день. Телевизоров никто не производил на заводах ещё минимум два года: это было всего лишь развлечение для радиолюбителей, которые делали аппараты руками. Никаких телеканалов, рекламы, сериалов: показывали что-то понятное. Например, кошку.

Телевизоры продолжали собирать дома почти всё десятилетие. Так, в 1937 году в серии «Библиотека юного конструктора» выходит брошюрка «Самодельный телевизор» за авторством Б. Шефера. Книжка не очень толстая, всего 33 страницы. И в ней подробно и скрупулёзно описывается, как и из чего можно сделать телевизор. Самый настоящий. Вокруг которого собирались всей семьёй радиолюбители в 30-е годы и смотрели на кошку.

Вообще вся серия книг «Библиотека юного конструктора» заражает детским эйфорическим энтузиазмом. С её помощью за 40 страниц столярничанья можно собрать что угодно: например, там есть руководство » Простейшая ветроэлектростанция КД — 2″. Хочется сесть и просто собирать. Поэтому сразу было решено, что мы за вечер сделаем телевизор и непременно покажем по нему художественный фильм «Безумный Макс. Дорога ярости» и клип PPAP.

Примерно так и выглядит известный мем на механическом телевизоре. Только намного хуже. Это изображение 30 на 30 точек.

Чего там делать, казалось бы? Нужно всего лишь внимательно прочитать 32 страницы, дословно выполнить указания Шефера, запустить — и готово.

Но брошюрку в итоге мы читали н есколько часов. Видимо, юные конструкторы тех лет превосходили сегодняшнее человечество абсолютно во всём, даже в чтении. А тут за дело взялись двое журналистов, вообще не имеющих никакого отношения ни к электротехнике, ни к телевидению, ни вообще к работе руками. Каждому из нас не больше 25 лет, всё, что мы умеем, — писать тексты, а один из нас, например, даже не может по линейке прямую линию провести.

В общем, изначально мы пытались понять, что именно нам делать. Здесь нужно пояснить, как вообще устроен телевизор времён 30-х годов. В нём, например, не было ничего похожего на квадратный экран. Фактически телевизор состоит из:

Такая технология называется диск Нипкова. Вкратце она работает так. Круг с дырками крутится мотором со скоростью, скажем, 750 оборотов в минуту. Сзади в такт мигает лампочка. Если лампочка в момент просвета через дырку не светила, то это чёрный цвет в изображении, если светила — белый, остальные варианты — 50 оттенков серого.

Так как человеческий глаз воспринимает окружающий мир с некоторой инерцией, то получившиеся «цвета» лампочки, просвечивающей сквозь дырки, он видит как линию из отдельных «пикселей». А дырки расположены по спирали, поэтому линий ещё и несколько. В результате, если к краю круга подставить лупу, а за кругом включить мигающую лампочку, видно малюсенькое изображение.

Почти сразу выяснилось, что сделать всё, как в книжке, у нас не получится (никто и не сомневался). Например, собирать самим моторчик не имело никакого смысла: вся инструкция была заточена на электрическую сеть Москвы 1937 года. Более того, в книжке предлагалось взять для него «жесть от старых консервных банок» (у нас не было даже новых банок), стягивать детали «штепсельным гнездом», что бы это ни значило. В общем, мы сразу поняли, что это не наш случай, и пошли в специализированный магазин.

Рассказывает Егор, который никогда не делал руками ничего сложнее, чем замена лампы в люстре:

— Для журналиста магазин радиодеталей — дивный новый мир. На стене висят титанические мотки проводов, изоляторов и других загадочных шнуров. Вокруг ходят пожухлые грустные мужчины и ищут нужные транзисторы в бесконечных стеллажах до потолка с неизвестными буквами на ящиках. За стеной находится отрада для посетителей — кафе «Припой» с паяльниками и пивом.

Я встал посередине магазина и мучительно осознал, что не знаю, как объяснить, что мне нужно. Спустя час сложнейшего разговора с продавцом, во время которого он безуспешно пытался обучить меня основам электротехники, мне удалось достать целый пакет каких-то клемм, проводов, батареек и несколько малюсеньких светодиодных лампочек.

В другом магазине, который находится в отдалённом районе без фонарей вообще, нашёлся миниатюрный моторчик. Дружелюбный консультант, радующийся, кажется, уже тому факту, что хоть кто-то до него доехал, рассказал, что такие моторчики целыми ящиками закупают неизвестные украинцы. Они делают из них игрушки: какие-то пистолеты с крутящимися элементами и так далее.

Наконец, мы решили начать собирать. Предвещался самый странный вечер пятницы в нашей жизни.

На первый взгляд, сделать диск Нипкова — самая простая задача. Но, разумеется, никаких простых задач перед нами в принципе не стояло, все они были сложными.

Если вас не убедит этот текст и вы захотите повторить наш тяжело давшийся жизненный опыт, то всё будет происходить так. У вас будет сбиваться циркуль, вам придётся стирать ластиком кривые круги и чертить их заново, а спина будет адски болеть.

Рассказывает Юлия, которая как раз умеет проводить по линейке прямую линию:

Я взяла ватман, нарисовала циркулем три окружности радиусом 7,5 см, 10,5 см и 13,5 см. После вырезала круг по периметру самой большой окружности. Далее началась самая кропотливая работа: между окружностями с радиусом 10,5 и 13,5 см нужно было начертить 30 окружностей на расстоянии 1 мм одна от другой. На восьмой окружности я поняла, для чего в комплекте с циркулем продаётся мини-точилка: для заточки грифеля.

Потом на линейке циркулем я отмерила 1,6 см и с его помощью на окружности радиусом 10,5 см сделала засечки. Так я поделила окружность на 30 равных частей. После этого по линеечке от центра через засечки я провела линии до последней окружности.

Далее ответственный момент: аккуратно иголкой циркуля по спирали я сделала отверстия на пересечении окружностей и линий. И вуаля — у меня получился диск Нипкова!

Наконец, требовалось собрать оставшуюся часть. Мы примотали оголённые проводки батарейного блока к лампочке и к моторчику, что было нетрудно даже для нас. Хотя всё висело на соплях и отваливалось. В сумме это заняло несколько часов.

Читайте также:  Изготовление свечей своими руками для продажи

Настал волнительный момент запуска. Мы выключили свет, загадали желание, раскрутили моторчик, на который накололи наш диск Нипкова, и подсветили сзади лампочкой. Под внимательным, испытующим взглядом редактора мы взглянули на получившееся изображение.

И увидели лампочку. Больше ничего.

Фото: © L!FE

Помощь пришла, откуда не ждали. Внезапно обнаружилось, что в стране есть другие люди, которые пытались собрать механический телевизор. В частности, существует целая подробная инструкция энтузиаста на технарском сайте. Она, к сожалению, также не идеальна: в ней есть такие сложные приколы, как «любой транзистор n-p-n типа» и электросхема по сборке усилителя. Но зато благодаря такому подходу мы поняли: наш телевизор наконец-то сможет показать что-то кроме лампочки.

Когда-то телепередачи нужно было получать по радио при помощи тёплого лампового приёмника. Даже двух: по одному транслировался звук, а другой «мигал» «неонкой». Теперь провернуть такое невозможно: те ламповые приёмники, которые описаны в книжке «Юный конструктор», стоят в музеях. Да и работать они не будут, потому что на волнах, которые они принимают, трансляций не ведётся.

Поэтому сегодняшние ретрорадиолюбители применяют самые современные технологии. Радио для передачи звука больше не нужно. Можно просто воткнуть в обычный аудиоразъём ноутбука провод и замкнуть его на лампочке. Более того, любое видео можно перевести с помощью специальной программы в аудиоформат и таким образом «промигать» на лампочке всё, что нужно.

Программу, кстати, разрабатывал член Ассоциации узкополосного телевидения (да, такая организация реально существует). То есть люди действительно собирают доисторические телевизоры, перекодируют для них фильмы и даже ведут друг для друга трансляции в Великобритании.

В недрах редакции Лайфа нашлись и резистор, и транзистор, и прочие детали, предназначение которых до сих пор остаётся для нас загадкой. Мы, в общем-то, наугад соединяли проволочки, торчащие из деталей, пока лампочка действительно не замигала в такт любимой песне PPAP.

Совершенно удивительно, что нам действительно удалось показать кино с помощью собственноручно созданного механического телевизора. Результат превзошёл все наши ожидания. Оказалось, качество изображения, которое можно получить с помощью круга, вырезанного из ватмана, и лампочки может быть намного лучше, чем на широкоформатном телевизоре. Самое удивительное, что технология предусматривает даже потрясающе яркие цвета! Смотрите сами:

Шутка. На самом деле у нас ничего не получилось.

Редакция благодарит Михаила Шапеченкова, Матвея Филиппова и Антона Панкратова за помощь в подготовке этого материала. Без вас мы бы даже этого не сделали.

Видеоплеер из подручных материалов

Эта статья расскажет, как сделать видеоплеер из предметов, которые можно найти в кладовке любого айтишника. Ардуино, журнал Vogue, и дисплей от Нокиа 3310 можно оставить в покое — они нам не понадобятся. Наличие паяльника приветствуется, но можно обойтись и без него.

Судя по скорости развития технологий, лет через десять появится поколение, никогда не видевшее электронно-лучевых трубок. А между тем, история видео дисплеев начиналась с совершенно других устройств…

История

В 1884 году, за несколько лет до изобретения радио, немецкий студент Пауль Нипков (Paul Nipkow) запатентовал первую в мире систему телевидения. С электроникой в то время было неважно, поэтому для построения изображения применялся электромеханический подход: яркость пикселя задавалась электрической лампой, а его положение — механически, с помощью вращающегося диска. В диске делались отверстия, расположенные по спирали; таким образом, при вращении диска пролетающие по одному отверстия «сканировали» фиксированное поле зрения. И хотя сам изобретатель так никогда и не создал такую систему, вплоть до 1930-х годов диск Нипкова был популярен у других разработчиков телевидения.

На передающей стороне, за диском располагался фотоэлемент, оценивающий яркость каждой точки изображения. Сегнетовые фотодетекторы того времени имели низкую чувствительность, поэтому студию приходилось заливать ярким светом, а лица дикторов гримировать фиолетовой краской — лишь бы улучшить качество изображения. В другом варианте, источники и детекторы света менялись местами: за диском ставилась яркая дуговая лампа, и светящаяся точка затемнённую студию; отражённый свет улавливался набором фотоэлементов.

Телезрители, в свою очередь, смотрели сквозь диск Нипкова на неоновую лампу, яркость которой определялась переданными из студии показаниями фотоэлементов. Картинка получалась размером с почтовую марку, поэтому перед диском ставилась увеличивающая линза. Занятно, что данные изображения вмещались в звуковой спектр, и принимались самым обычным радиоприёмником. По сути, телевизор был простой приставкой, которую мог собрать деревенский радиолюбитель. Основной проблемой было раздобыть неонку — всё остальное, от разметки диска до намотки электродвигателя, делалось своими руками. (В особо запущенных случаях вместо электродвигателя ставилась рукоятка, которую телезритель должен был вращать со скоростью строго 50 об/мин.)

Разумеется, за прошедшие восемдесят лет технологии шагнули далеко вперёд, и никого не удивляют устройства вроде «3D HD дисплей с активной матрицей на органических светодиодах» (в 1930-х, между прочим, обычный человек понял бы только слово «органический»). С другой стороны, это означает, что современный инженер в куче старого хлама может найти хоть яркую «неонку» (светодиод), хоть прецизионный шаговый двигатель (в старом CD-ROM’е), — не говоря уже о лёгких и отлично сбалансированных компакт-дисках…

Сборка механического телевизора

Хотя наше устройство будет работать на записанных сигналах, и его уместнее называть видеоплеером, — тем не менее, его вполне можно использовать и для показа NBTV телепередач, вещаемых некоторыми радиолюбителями.

Диск Нипкова

В тридцатых годах диски делали из картона, тонкого алюминия, или вообще из бумажного кольца на проволочной рамке. Мы же воспользуемся прелестями прогресса и возьмём ненужный компакт-диск, благо их навалом. Если есть выбор, лучше взять диск с тёмной поверхностью — это улучшит контрастность изображения.

В прошлом веке разметка отверстий требовала большой аккуратности, умения управляться с транспортиром, и специального циркуля для вычерчивания спирали. Мы же разметим диск виртуально в графическом редакторе (например, Inkscape) и распечатаем готовый чертёж на принтере. Затем загибаем бумагу вдоль краёв напечатанной окружности (см. фото), и заворачиваем диск в получившийся бумажный конверт. Распечатанное изображение должно остаться снаружи, оно будет служить ориентиром для сверления. Счастливые обладатели приводов с поддержкой технологий LightScribe/LabelFlash могут распечатать маску с отверстиями прямо на поверхности диска.

Наконец, берём микродрель со сверлом 0.6–0.8 мм и сверлим диск согласно разметке. Нет микродрели? Не беда! Дело в том, что у CD-дисков (но не DVD!) алюминиевый слой с данными защищён только тонким слоем лака, так что их можно аккуратно процарапать острым металлическим предметом, например отвёрткой. Насквозь цапарать не нужно, подложка диска прозрачна.

Двигатель

Честно говоря, изначально эта статья задумывалась как способ хоть как-то использовать валяющийся без дела старый DVD-ROM: там и двигатель, и держатель диска удобный. Однако копание темы показало, что двигатель привода далеко не так прост, как хотелось бы: он и многофазный, и использует датчики Холла для обратной связи, и управляется специальной микросхемой. Поэтому эксперименты с приводом было решено оставить на будущее, а использовать что-то более простое и понятное: компьютерный вентилятор, он же кулер.

В роли кулера подвернулся USB-вентилятор знаменитой фирмы NoName. Приятным моментом стал куполовидный колпачок с лопастями: диаметр его основания был 22 мм, тогда как диаметр центрального отверстия компакт-диска — 15 мм. Если направить вентилятор вертикально вверх, то сверху, почти как на патефон, можно положить диск, и главное — он не срывается. Чтобы улучшить сцепление, во внутреннее отверстие диска была наклеена пара полосок двухстороннего скотча (см. фото). К сожалению, хлипкий моторчик явно не рассчитан на 15-граммовую нагрузку, поэтому за пару минут работы довольно сильно нагревается. С более крупным кулером такой проблемы быть не должно.

Внимание: несмотря на гладкую форму и небольшой вес, сорвавшийся диск может доставить некоторые неприятности. А если переборщить с мощностью двигателя — диск может лопнуть, и осколки придётся не только собирать по комнате, но, возможно, и выковыривать из тела. Так что консультируйтесь со здравым смыслом, — автор за возможные увечья ответственности не несёт.

Источник света

Как ни странно, в 2011 году неоновую лампу достать ничуть не легче, чем в 1930: их уже практически не используют. К счастью, нам вполне подойдёт один из светодиодов, которые можно найти в любом старом периферийном устройстве, от мышки до принтера.

К сожалению, напрямую в аудиовыход светодиод включить не получится: даже на максимальной громкости свечения, скорее всего, не будет. Поэтому придётся соорудить простейший усилитель на одном транзисторе (см. схему). Источником питания может быть либо пара обычных батареек (тогда резистор можно убрать), либо USB (красный провод — плюс, чёрный — минус; резистор от 500 Ом и меньше, подбирается по яркости). Транзистор — любой n-p-n типа.

Читайте также:  Декоративные поверхности своими руками

Если транзистор выковырян из какого-то устройства, определить его тип и расположение выводов можно с помощью мультиметра: пробуйте разные комбинации выводов, пока прибор не покажет число в диапазоне 30–1000. Когда это произойдёт — по буквам рядом с выводами определите расположение ног транзистора.

Если длина выводов позволяет, схему можно выполнить на скрутках, хотя, конечно, для надёжности и эстетичности соединения лучше пропаять. В любом случае, оголённые выводы сто́ит стянуть термоусадкой или обернуть синей изолентой™ для придания долговечности.

В использовании светодиода вместо газовой лампы есть один негативный момент: свечение полупроводника «точечное», а нам нужно подсвечивать (по возможности равномерно) квадратик 15×15 мм. Проблема легко решается размещением над светодиодом полупрозрачной бумажки, на которую будет проецироваться пятно света.

В сборе оптическая часть выглядит так:

Инструмент «третья рука» очень удобен для фиксации всех компонентов в нужных положениях. Линза необязательна, она просто шла в комплекте. Вместо «третьей руки» можно воспользоваться окружающими предметами, клеем, или помощью коллег.

Источник видеосигнала

Самый доступный для айтишника генератор сигналов — звуковая карта компьютера. Ею мы и воспользуемся. Разумеется, никто не мешает затем записать сгенерированный файл на MP3-плеер и поспорить с друзьями, что ваш однокнопочный айпод может воспроизводить видео.

Для отладки системы я написал простенькую Java-программу, которая выводит на звуковую карту изображение 22 на 32 пикселя. Исходник можно взять на pastebin, а готовый аудиофайл — здесь.

Кроме того, существуют программы, позволяющие конвертировать видеофайлы в аудиосигналы, и наоборот, воспроизводить видео на основе аудиофайлов. Причём, благодаря стерео формату в одном аудиофайле можно записывать и изображение, и звуковую дорожку. Например, вот этот mp3-файл превращается в отрывок фильма «Девчата»:

Результат

Основная сложность при просмотре — синхронизация скорости вращения диска с поступающим видеосигналом. В тридцатых годах для этого использовались синхроимпульсы и специальные схемы. Любителям, впрочем, предлагался гораздо более простой и доступный способ: притормаживать диск рукой. Понятно, что получение устойчивого изображения таким способом требует определённого навыка…

Ну вот, теперь вы с полным правом можете сказать, что собрали телевизор на коленке.

Эксперимент.Механический телевизор своими руками.Диск Нипкова.

Показать панель управления

Комментарии • 70

Вот здесь я получил изображение:thexvid.com/video/hpMsW0TNok8/видео.html

Лайк за труды. По идее там надо закрыть весь диск за исключением этого 20мм окошка с обеих сторон диска. Второе как в коментах писали нужна оптическая система, плюс должна быть равномерно светящаяся поверхность размером с окошко.Ну и третье в том месте где был скачан файл, должна была быть указана частота вращения диска и количество отверстий на диске.

В фикс прайсе продаются фанарики с длинным светодиодом должен хорошо подойти для таких экспериментов

Если делать не диск, а барабан, то расположение отверстий будет аналогично витку резьбы. Достаточно одного растянутого на весь барабан (цилиндр) витка винтовой спирали с перфорацией по ходу. Возможны несколько витков, несколько источников света и так далее

раньше не было светодиодов.
лампочку надо было ставить.

Изложение ужасное. Следовало бы текст изначально написать.

Галактика Кин Дза Дза в спирале)

Надо больше оборотов диска

Как получится отпишись

Отойди от диска глянь на потолок

Объясняю ты смотришь на диск и нечего не увидешь, свет тебе в лицо светит и на лице твоём проицирует изображение! На стену смотри и простынь белую хотя бы повесь

Да,когда-то,в 50годы баловались подобными устройствами.Диск делали большего диаметра,вместо фотодиода использовали фотоэлемент, вся сложность была в синхронизации вращения обеих дисков. Поэтому оба двигателя,вращающие диски передатчика и приёмника получали питание от одного источника. В принципе была та же схема.

сделай генератор импульсов с регулировкой частоты(

нужен файл для настройки частоты вращения диска.
как в телевидении есть таблица настройки изображения.
за попытку плюс(501), первый раз слышу о таком телевидении.

интересненько. очень интересненько.

я думаю что фото Клемент ето камера для механического телевизора.

на фото елемент надо положыть прозрачный лист бумаги.

на свет идиот надо поставить кокойто мини лупу а на лупу прозрачный листок. бумаги

Фотоэлемент должен перерывать все отверстия!

бедные люди, им бы показали uhdtv они бы облезли

Надо раз в пять больше диск увеличить количество строк!

ГДЕ КУПИТ СВЕТОДИОД.

thexvid.com/video/xB3qBawTp5I/видео.html
фото элемент нужен. лампа каторая реагирует на СВЕТ!
1)ФОТОДИОД РЕАГИРУЕТ НА МЕРЦАНИЕ СВЕТА В ОТВЕРСТИЯХ И ПЕРЕДАЕТ ЕГО В ВИДЕ ( АЗБУКИ МОРЗЕ )
на другом устройстве точно таком и все (задам на перед)
2) после радио сигнала, за место Динамика прикручен Фотодиод и он ритмично передает колебания и после проицыруеться изображения! Если диски крутиться одновременно С ТАКОЙ ЖЕ СКОРОСТЬЮ ЧТО И НА ПЕРЕДАТЧИКЕ!

*У тебя сигнал не сенхронезирован. *

ТЕПЕРь я видел рак мозга. ну и зона

надеюсь специалисты не зафукают :). Артём, посмотрел Ваше видео и ещё несколько о этих ТВ., есть некая разница которая может помочь увидеть изображение. Итак: 1. отверстия и шаг между ними необходимо уменьшить до 0,5мм, а количство увеличить до 30шт., 2. между диском и светоизлучателем (здесь вопрос на счёт светодиода их тогда небыло, раньше справлялись обычными лампами накаливания ) внести тёмный экран с прорезанным окном по размеру кадра(по возможности как можно ближе к диску чтобы отсечь паразитное засвечивание других отврстий)., 3. после всего этого играться с оборотами диска. 1440 оборотов в минуту будет соответствовать 24кадрам в секунду (так что нужно знать с какой частотой кадров тогда передавалось изображение).

для начала нужно изготовить 2 совершенно одинаковых диска. для опыта посадить
их на одну ось, что бы убрать сложности с синхронизацией. между диском и свето(фото) диодом тоже должна быть линза.изображение из файла получить довольно сложно. проще для начала приёмник и передатчик в одном корпусе

Хоть и не получилось было очень интересно продолжай в таком же духе успехов, лайк и колокол от меня👍

Класное видео, попробую сделать подобное, ты продолжай эту тему, с меня лайк.

Надо синхронизировать по скорости и по фази.
По скорости вращения ето строчная синхронизация. Можно пропустит если сделат так что обое диски вертелись с одна скорость. Фазовая синхронизация ето кадровая. Можно попробоват настроит вручную, строчная очень важна. Подумайте об какойто стабилизатор скорости.
Лайк 🙂

тебе нужно синхронизировать вращения дисков

Должно быть так thexvid.com/video/LDdczClDGlY/видео.html

у меня есть даже книга советская где описаны принципы и конструкция механического тв

забавная штуковина, кому интересно, накидал ссылок по этой теме:
thexvid.com/video/xB3qBawTp5I/видео.html
thexvid.com/video/M58VizxB0yE/видео.html
thexvid.com/video/v8l8Tfoto94/видео.html
thexvid.com/video/emgRkwQxoNY/видео.html
thexvid.com/video/8GYGxEk0btA/видео.html
thexvid.com/video/92dN2G5-D4c/видео.html
thexvid.com/video/llP-uy2rzKE/видео.html
thexvid.com/video/v8l8Tfoto94/видео.html
thexvid.com/video/Ss5HU4traHg/видео.html
thexvid.com/video/7znSw—bD64/видео.html
ну и т.д. )

Интересный опыт. То что узоры были, это уже достижение при кустарном изготовлении. Спасибо.

что ж у тебя вражеский флаг то на стане??

идея офигенная, на самом деле. я лет 15 назад страдал механической разверткой на вращающемся призматическим зеркале. Хотел сделать лазерную бегущую строку. сложности с механикой и оптикой маленько заколебали, красиво линейно никак не получалось сделать. Но это было интересно 🙂
1.сразу вижу ошибку. нет оптической системы. нужна оптическая система, которая собирала бы свет проходящий через «точки» с кадра в одну точку на фотодиоде. линза должна быть сфокусирована на обьект сьемки, но через вращающийся диск. А у тебя фотодиод видит только одну или две строки, и то только в «центре экрана». ферштейн?
Ну и усилитель тока светодиода надо бы полинейнее делать.гораздо полинейнее. я бы сделал преобразователь тока в напряжение на операционнике, и не в режиме генерации фотодиода а в режиме проводимости под хорошим напряжением. И выходную напругу где то 10-50мв усиливал бы транзисторами на относительно линейных каскадах.
А при восстановлении изображения, светодиод светящий расходящимися лучами должен светить в линзу, в фокусе, чтобы лучи проходили через отверстия паралельно. И наверно еще матовый экран нужен по хорошему при восстановлении изображения
2. кроме частоты вращения, которая непременно должна совпадать, надо еще и фазу синхронизировать. Это можно сделать дыркой на отдельной дорожке. А лучше прорезью длинной. И расположить её МЕЖДУ кадрами. По фронту окончания засветки передавать в видеосигнале информацию о начале кадра. можно отдельно, а можно в том же видеосигнале, например на время засветки опуская уровень сигнала ниже пьедестала уровня черного.
Приемник должен синхронизировать свою развертку с передатчиком. гугли ФАПЧ.
не смотря на примитивную схему, к сожалению все равно надо делать некоторые злоебучие вещи. Можно воспльзоваться готовыми древними решениями, например нашей микрухой ГГ1 или 4046. Не помню, работают ли они на таких низких частотах. Хотя если фронты почистить, может что и получится.

Источник

Оцените статью