- Самодельная дисковая пилорама с двигателем: технология сборки, схема, видео
- Устройство, необходимое оборудование и материалы
- Руководство по изготовлению пилорамы своими руками
- Как сделать самостоятельно дисковую пилораму в домашних условиях?
- Типы пилорам
- С чего начать изготовление?
- Направляющие
- Инструментальная рамка
- Фиксатор материала
- Пильная головка
- Проектирование установки
- Рельсовый путь
- Инструментальная рамка
- Изготовление и сборка узлов
- Монтаж рельсового пути
- Окончательная сборка
- Испытание и запуск в эксплуатацию
Самодельная дисковая пилорама с двигателем: технология сборки, схема, видео
При выборе варианта изготовления самодельной пилорамы многие владельцы частных лесопилок сравнивают дисковые и ленточные модели, отдавая предпочтение первым при наличии качественного пильного круга с большим диаметром и достаточно мощного электродвигателя. Универсального руководства по сборке таких конструкций не существует, но с рядом рекомендаций и учитываемыми факторами стоит ознакомиться заранее. Правильные представления помогают создать видео инструкции и готовые чертежи, но в целом этот вариант считается сложным в реализации.
В каких случаях стоит сделать дисковую пилораму своими руками
При всех преимуществах распила древесины вращающимся кругом (гладкость поверхности, высокая скорость работ, ведение пилы в обоих направлениях, экономия на расходниках) такое исполнение чаще встречается в промышленных моделях, чем в самоделках. Это объясняется следующими факторами:
1. Значительным энергопотреблением из-за большой площади трения диска. Для получения оптимальной мощности привода в кВт рекомендуется диаметр распиливаемого кругляка в дециметрах умножить на 1,7. Становится понятно, что нужными характеристиками в итоге обладают трехфазные электрические моторы, стоящие дорого. Бензиновые двигатели при всей своей мощности и практичности выдают недостаточную частоту оборотов для обеспечения вращения толстого диска с диаметром от 500 мм, а другие использовать на пилораме не имеет смысла.
2. Высокими рисками биения круга, сводящимися к минимуму только в результате заводских испытаний.
3. Серьезными требованиями к режущему узлу. Ручного движения дисковой пилы недостаточно для обеспечения нужной точности расшивки, а сделанные самостоятельно каретки практически всегда имеют перекос в 1-2 мм, что в свою очередь приводит к отклонению круга на 5-6 мм и возникновению на лесопилке опасных ситуаций.
4. Отсутствии простых конструктивных решений, направленных на перемещение каретки по вертикали (приходится либо поднимать бревно самому, что не всегда возможно, либо покупать дополнительные приспособления, что отрицательно сказывается на смете).
Исходя из вышеизложенного сделать самодельную дисковую пилораму целесообразно лишь при выполнении одного из перечисленных ниже условий или их сочетании:
- доступности кругляка в большом количестве и дальнем расположении лесопилки. Затраты на оплату ее услуг и транспортировку зачатую превышают вложения в самоделку, последние становятся окупаемыми при распиле леса на продажу.
- наличии оборудования для переработки опилок, образуемых при работе с дисковыми пилами в большом количестве.
- ведении деревянного строительства своими силами в условиях ограниченного бюджета.
- планировании выполнения распиловки древесины по вызову. Пилораму достаточно просто сделать мобильной, количество отходов особой роли не играет, а качество поверхности досок – наоборот.
- наличии в свободном доступе в хозяйстве мощного двигателя (в идеале – электрического, а не бензинового мотора) и других материалов.
- достаточных навыках для сборки угловой пилорамы.
- проверке производительности и особенностей какого-либо планового проекта.
Устройство, необходимое оборудование и материалы
Стандартная схема любой дисковой пилорамы включает устойчивый и жесткий корпус, удерживающий и объединяющий остальные узлы, двигатель, режущий узел с горизонтальным или вертикальным расположением круга, линию закрепления и подачи бревна, пульт управления или другие элементы пуска и защиты привода. При выборе материала для рамы предпочтение отдается металлу, хотя при отсутствии средств ее можно сделать из дерева, при составлении плана и расчета расстояния между отдельными элементами учитываются требования безопасности, удобства ТО и удаления отходов. При соединении соседних частей корпуса пилорамы рекомендуется совмещать сварку и метизы, мобильные разновидности нужно сделать разборными.
Основным режущим элементом в таких устройствах является зубчатый диск, изготавливаемый из качественной стали и рассчитанный на длительную службу. Мнение, что его можно сделать из металлической пластины ошибочно, это же относится к советам о закрепленных вручную зубах или вырезанного с помощью болгарки профиля. Единственно верным решением будет покупка нового или использование старого круга от дисковой пилы после заточки на специальном станке. Рекомендуемый минимум его диаметра составляет 500 мм (при это часть занимает посадочное отверстие, модели с 800 мм расходниками расшивают бревно с сечением до 35 см, не более), чем выше будет его качество, тем меньше древесины уйдет в расход (даже при использовании специализированных дисков эта величина достигает 2-5 %, у обычных разновидностей потери составляют 8-10 %). Устанавливать на самоделках огромные круги также не рекомендуется из-за соображений безопасности, даже при условии достаточно мощного мотора они начинают биться, оптимальным диапазоном считается 600-800 мм.
При выборе между электрическим и бензиновым двигателем предпочтение однозначно отдается первому варианту. Лучшие результаты достигаются при установке на пилораму мощного трехфазного мотора с возможностью регулировки оборотов и защитой от перегрева. Наличие какого-либо передаточного узла обязательно, соответственно следует позаботиться о ремнях и шкивах или их аналогах. Ввод в схему бензинового двигателя возможен только при его совмещении с повышающим редуктором. При усложнении конструкции (автоматическом движении каретки или установки привода на линию подачи, вводе дополнительной пилы) число моторов увеличивается, их мощность и характеристики рассчитываются отдельно в зависимости от выполняемой задачи.
При выборе ориентации режущего диска учитывается, что при вертикальной направленности уменьшается количество отходов и в 2-3 раза сокращается энергопотребление двигателя (круг меньше цепляется за древесину), но увеличивается травмоопасность и усложняется блок подачи. Обеспечить установленную для дисковых разновидностей точность распила в пределах 6 мм в кустарных условиях почти невозможно, по этой причине большинство собранных своими руками конструкций имеют горизонтальную ориентацию режущего узла. При наличии соответствующих навыков и средств стоит сделать самодельную угловую дисковую пилораму, с двумя отдельными электродвигателями, работающими одновременно.
В зависимости от выбранной линии и способа подачи выделяют группы с неподвижным режущим узлом с направляемым кругляком или перемещаемой вдоль бревна кареткой. В простейшем исполнении пилорама делается в виде устойчивого стола с закрепленным снизу приводом и выступающим диском, но производительности такого устройства для расшивки бревен будет недостаточно, они используются лишь при работе с досками и плоскими заготовками. В случае самоделок для первичной переработки леса свои плюсы и минусы имеют оба варианта, схема с неподвижным бревном и перемещаемой вручную кареткой является самой распространенной.
Руководство по изготовлению пилорамы своими руками
При сборке самодельного устройства рекомендуется придерживаться следующей общей инструкции:
1. Из швеллера с высотой от 50 мм изготавливается каркас рамы, в нужных местах закладываются отверстия для крепления остальных узлов. Соединения сваривают и усиливают болтами.
2. В нижней части корпуса размещаются фиксаторы и подъемники бревна.
3. В верхней части рамы на роликах устанавливается перемещаемая каретка с режущим узлом, принимаются меры по обеспечению бесперебойного питания привода без риска повреждения проводов.
4. Окончательно собирается режущий узел, включающий вал, ременную или цепную передачу и максимально удаленный от зоны распила электродвигатель, насадку диску выполняются после наладки их работы и устранении биений.
5. Перед вводом в эксплуатацию конструкцию несколько раз проверяются на холостом ходу, на первых пробах используют сухие и ровные бревна.
Возможные ошибки и рекомендации
Для обеспечения надежной и безопасной эксплуатации и продления срока службы самодельной пилорамы рекомендуется:
- Организовывать распил кругляка по направлению схождения волокон (от комля к верхушке). Мощности двигателя самоделок как правило недостаточно для обратного пуска пилы, игнорирование этого требования приводит к увязыванию или повреждению диска.
- Защищать вращающиеся части кожухом и закрывать участок оператора листом металла.
- Размещать электродвигатель вдали от зоны непосредственного распила, это, вкупе с требованиями безопасности является причиной ввода в схему ременной или цепной передачи.
- Продумать способ удаления отходов. При изготовлении самоделок для стационарных лесопилок целесообразно купить стружкосборник или соответствующие емкости и скребки.
- Вынести отдельно на раму пульт управления.
- Принять меры по устранению вибраций, проверять надежность соединений и швов.
Источник
Как сделать самостоятельно дисковую пилораму в домашних условиях?
Дисковая пилорама, изготовленная своими руками, поможет домашнему мастеру из подходящих заготовок произвести необходимое количество пиломатериалов. У жителей, проживающих за пределами городов, имеются возможности использовать бревна деревьев из близлежащих лесов. На строительных базах предлагают хвойные породы, а в лесах можно найти ценную древесину, которая подойдет для изготовления оригинальных предметов мебели.
Домашняя установка для выпиливания досок и бруса поможет реализовать самые необычные идеи. Сделать ее для дома сумеет любой мастер, который постоянно пользуется инструментом. Остается только выбрать оптимальную схему будущего устройства, подобрать нужные комплектующие, а затем приступить к изготовлению собственной пилорамы.
Типы пилорам
Перед пилорамой ставят основную задачу: выполнять распиловку сырья на подходящие брусья и доски. Сам процесс можно реализовать разными конструкциями установок:
- Рамная, в ней на специальное раме устанавливаются плоские пильные полотна. Они совершают возвратно-поступательные движения. Распиливаемый материал подается на специальных тележках. Изменяя расположение пильных полотен, добиваются получения пиломатериала нужного формата.
- Ленточная использует пильное плотно, изготовленное в виде замкнутой ленты. Оно совершает только поступательное движение, получаемое от роликов. Материал подается в зону распила. Остается только выставить инструмент в нужном положении. На современных устройствах можно задать программу, по которой будет выполняться распил.
- Цепная – в подобной установке используются специальные шины, в них работу выполняет цепь с зубьями. Конструктивно подобные пилорамы относят к наиболее простым. Нужно только иметь направляющие для перемещения инструмента или распиливаемого материала.
- Дисковые имеют в качестве основного рабочего устройства диск с зубьями. При вращении каждый зуб вырезает только небольшую часть материала. Максимальный размер пропила зависит от диаметра режущего приспособления. Иногда для расширения возможностей оборудования устанавливают не один, а два и более дисков. Изготовление подобной пилорамы привлекает тем, что можно применить инструмент, который несложно приобрести.
С чего начать изготовление?
У любого мастера возникает вопрос, как сделать устройство, чтобы оно обладало определенными способностями. Нужно разработать схему установки. Она должна включать ряд основных узлов:
- направляющие для перемещения инструментальной рамки (рельсовый путь);
- сама рамка, на которой крепится инструмент;
- фиксатор для заготовки (бревна);
- вспомогательные приспособления для фиксации и перемещения инструмента по рамке.
Общий вид конструкции простейшей дисковой пилорамы: 1 – направляющие; 2 – инструментальная рамка; 3 – пильный диск; 4 – клиноременный редуктор.
Направляющие
Назначение этого узла: обеспечивать прямолинейное перемещение инструмента относительно закреплённой заготовки. Можно использовать рельсы. Они выпускаются элементами длиной до 30…40 м.
При проектировании малогабаритной пилорамы, способной выполнять распил бревен до 8 м, можно использовать прямоугольные профильные трубы. Они гораздо легче стандартных рельсов, их значительно проще сваривать с дополнительными опорными фрагментами.
Чтобы рамка могла перекатываться по направляющим, нужны колеса. Они будут перекатываться по импровизированным рельсам. На катках нужны реборды, их назначение удерживать направление без смещения.
Инструментальная рамка
Узел обеспечивает горизонтальное и вертикальное перемещение пильной головки. Угловая дисковая пилорама имеет возможность поворачиваться под углом 90 ⁰.
- Механизм вертикального перемещения.
- Механизм горизонтального перемещения.
- Измерительные устройства, позволяющие смещать инструмент на заданное расстояние в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
- Пильная головка.
- Механизм поворота пильной головки. Она может фиксироваться в двух положениях.
Конструкция собрана на металлокаркасе из профильных прямоугольных труб. Перемещение элементов происходит по телескопическим направляющим. Неконтролируемые смещения не допускаются.
Фиксатор материала
Требование жесткости СПИД (станок-приспособление-инструмент-деталь) определяют необходимость фиксации заготовки перед началом выполнения работы. Специальные фиксаторы располагают между основными направляющими, по которым перемещается инструментальная рамка.
Пильная головка
Конструкция пильной головки включает:
- электродвигатель;
- вал, на котором монтируется инструмент;
- пильный диск.
Установка пильной головки на раме при пилении древесины:
Конструкция предусматривает возможность установки диска так, чтобы вал не выступал за пределы пиления. Вал устанавливается в подшипниках, исключается смещение при нагружениях.
Включение и выключение электродвигателя выполняется с помощью пульта управления.
Проектирование установки
Для изготовления пилорамы нужно разработать компоновочную схему. В ней выполняется определение положения узлов. Рассматриваются их взаимодействие.
Нужны расчеты по определению мощности двигателя. Для диска диаметром 400 мм и более потребуется 5 кВт. При меньшем значении производительность пиления окажется невысокой.
Конечно, для самодельной установки полный комплект чертежей не нужен, но основные эскизы потребуются. Пользуясь ими, мастер прорабатывает особенности взаимных перемещений подвижных элементов.
Общий вид дисковой пилорамы. Видны основные элементы конструкции – рельсовый путь, инструментальная рамка, пильная головка:
Рельсовый путь
В качестве рельсов будут использовать профильные трубы 40·60 мм. Между ними предусматривается расстояние 900 мм. С учетом захвата и установки вспомогательных элементов максимальный размер обрабатываемого бревна окажется равным 600 мм.
Длина хода по рельсам составит 9 м. Пилорама сможет распиливать бревна длиной около 8 м. Гарантированное расстояние между рельсами обеспечат поперечные трубы размером 60·80 мм. Предусматривается болтовое крепление между деталями направляющего рельсового пути.
Инструментальная рамка
Универсальная угловая пильная головка будет размещаться на раме. Ее изготавливают из трубы 40·40 мм. Конструкция должна быть достаточно жесткой, поэтому образующий квадрат, внутри которого будут организованы поперечное и вертикальное перемещение сваривается из труб. Дополнительно углы усиливаются косынками.
Механизмы перемещения инструмента внутри рамки ориентированы на использование моторов-редукторов с цепным приводом. Управление будет со вспомогательного пульта управления.
Контроль положения выполняется по линейкам. Их устанавливают на раме.
Изготовление и сборка узлов
После проработки конструкции составляются спецификации. Они нужны для того, чтобы знать, сколько и каких деталей присутствует в пилораме. Начинается работа по заготовке комплектующих деталей и узлов.
Монтаж рельсового пути
Монтировать рельсовый путь нужно на подходящее основание. Нужно создать прочную подушку. Большинство мастеров останавливают выбор на гравийно-песчаном основании.
- Нужно удалить почву на глубину до 20 см.
- Насыпать песок слоем 100 мм.
- Полить водой и утрамбовать.
- Засыпать щебень с небольшой горкой.
- Сверху присыпать песком.
Остается поливать и трамбовать основу будущего пути. Желательно использовать вибрационную машину для трамбовки. Ее воздействие ощущается на глубине до 30 см.
- производится разметка расположения обоих рельсов;
- выполняется сборка рельсового пути;
- для фиксации его по месту забиваются костыли;
- к костылям привариваются трубы;
- по собранному пути производят пробный прокат инструментальной рамки;
- уточняются недостатки и устраняются.
Окончательная сборка
По мере изготовления и приобретения необходимых деталей и оборудования пилорама приобретает задуманный вид. Настанет день, когда все узлы окажутся на своем месте.
- После установки всех деталей на свое место производится прокатывание рамки по рельсам. Включаются и выключаются двигатели пильной головки.
- Имитируется производственный процесс.
- Проверяется работоспособность.
- Оценивается удобство управления.
- Нужно проверить, насколько быстро можно выключить пильный диск. Аварийная остановка может потребоваться в процессе работы.
- Анализируется работа устройств фиксации бревна на рельсовом пути.
Если в будущем будет работать наемный работник, то разрабатывается инструкция по эксплуатации. Разрабатываются правила техники безопасности.
Видео: самодельная дисковая пилорама – устройство станка.
Испытание и запуск в эксплуатацию
Завершение основных работ по изготовлению дисковой пилорамы – это производственные испытания. Здесь устанавливаются основные показатели оборудования. Попутно могут намечаться пути совершенствования, к которым, возможно, потребуется перейти позже.
Проводится испытания по продольному пилению, когда диск пилы установлен горизонтально.
Проверка работы при горизонтальном пилении заготовки:
В конце пути оценивается сложность поворота пильной головки вокруг своей оси.
Проверка удобства переведения пильной головки из горизонтального в вертикальное положение:
Приборы контроля за перемещением пильной головки внутри инструментальной рамки:
Уточняется порядок выставления размеров при производстве работ.
На этом закачиваются испытания пилорамы. Для удобства эксплуатации при любой погоде на ней монтируется навес. Заготовки и пиломатериалы желательно хранить под навесом или в помещении, куда не попадают атмосферные осадки.
Пилорама готова. Можно начинать ее активную эксплуатацию.
Источник