Дистанционное управление для вихря своими руками

Дистанционное управление мотором «Вихрь»

Спроектированный автором привод дистанционного управления мотором «Вихрь» установлен на лодке «Прогресс». В конструкции привода использован обычный, работающий только на растяжение трос, заключенный в боуденовскую оболочку

Для передачи можно применить всего один трос с возвратной пружиной на моторе. Усилие этой пружины должно преодолевать силу трения троса в оболочке и сопротивление переключению реверса или закрытию дроссельной заслонки. Если для надежности сделать пружину много сильнее, то придется на рукоятке у водителя предусматривать трещотку или фрикционный тормоз с регулировкой силы трения. В описываемой конструкции принята двухпроводная система без возвратных пружин как более надежная.

Для управления газом и реверсом требуются две отдельные рукоятки и две пары тросов, однако за счет некоторого усложнения доработки самого мотора оказалось возможным объединить две проводки в одну, что в итоге уменьшает стоимость системы управления и упрощает вождение катера. При этом управление газом-реверсом осуществляется одной рукояткой — сектором газа, которая при начальном движении вперед на 23° от нейтрального положения включает передний ход на малом газу, а при дальнейшем отклонении — увеличивает газ переднего хода. При движении рукоятки назад от нейтрального положения включается соответственно задний ход и далее увеличивается газ заднего хода. Движение сектора передается на мотор двумя тросами, которые вначале проходят по кокпиту свободно, а затем от предпоследнего шпангоута до мотора заключены в боуденовские оболочки, что позволяет мотору поворачиваться и откидываться без нарушения связи.

Предлагаемая доработка мотора позволяет переключать реверс и управлять газом при помощи одной рукоятки, поворачивать мотор штурвалом, давать газ ручкой румпеля при заводке мотора (только в положении реверса на холостом ходу), отключать дистанционное управление и переходить на ручное (это может потребоваться в аварийном случае или при перестановке мотора на лодку, не оборудованную дистанционной проводкой), давать задний ход с переднего сиденья.

Попутно устраняются два конструктивных дефекта мотора «Вихрь» — отсутствие фиксации кнопки реверса и слабость защелки заднего хода. Первый дефект зачастую приводит к такой неприятной ситуации; водитель, устанавливая холостой ход, вытаскивает кнопку «на глаз» и заводит мотор при фактически включенном переднем ходе, а в результате рывка годки теряет равновесие и падает в воду. Нашим куйбышевским спасателям не раз приходилось ловить пустую «Казанку» с работающим «Вихрем» и вытаскивать из воды незадачливого водителя.

Из-за второго дефекта водителю при заднем ходе приходится упираться рукой в кожух мотора, удерживая его от откидывания. Конструктивно защелка не равнопрочна — массивные щечки держатся на двух винтах-осях, которые ломаются после первого же наезда на препятствие; кроме того, сила сцепления защелки с транцем недостаточна для заднего хода и совершенно не нужна для переднего.

Конструкция привода

Тросы от сектора газа передают вращение на ролик 1 и через ось на барабан 2, который связан тягой 3 с качалкой на приводе воздушной заслонки карбюратора, а качалкой 4 — с вертикальной тягой реверса, идущей через дейдвуд в редуктор.

Барабан 2, закрепленный на оси винтом, имеет внизу два кулачка отключения газа и два резьбовых отверстия — внутреннее и наружное, — в которые заворачивается стопорный винт 8. По бокам барабана профрезерован фигурный паз, в который входит ведущий палец качалки 4.

Трехрогая качалка 4 вращается на горизонтальной оси. Левый рог сцеплен с барабаном; к среднему рогу присоединена тяга 5, а правый рог при помощи поводка 6 передает движение вертикальной тяге реверса. На нижнем конце вертикального стержня привода воздушной заслонки 7 монтируются рычаг 8 и механизм сцепления, состоящий из пружины, втулки 10 и упора 9. Втулка 10 имеет вертикальный ход 4 мм; в нижнем положении она сцепляется с приклепанным к стержню воздушной заслонки упором 9 и при помощи верхних выступов, входящих в пазы втулки рычага 8, соединяет его с приводом управления карбюратора. В верхнем положении втулка 10 выходит из зацепления с упором 9 и позволяет рычагу В свободно вращаться на оси. Втулку 10 поднимает рычажок, который поворачивает набегающий на нее кулачок барабана 2.

Читайте также:  Дизайн стен декор своими руками

На правый конец штока 11 наворачивается кнопка ручного управления реверсом (используется старая). Левый конец штока имеет три канавки, в которые входит фиксирующая пружина. В утолщении на середине штока просверлено отверстие для тяги 5 и профрезерован уступ для принудительного поворота качалки 12, которая передает движение на тягу 13.

Защелка 14 может поворачиваться на цапфах втулки 15, которая надевается на ось поворота мотора 17 и сцепляется с тягой 13 при помощи болта и втулки 16. При опускании тяги вниз защелка упирается выступами в дно кронштейна подвески мотора и поднимается вверх, отцепляясь от транца лодки. При подъеме втулки вверх защелка опускается вниз под действием собственного веса. От проворота на вертикальной оси защелка удерживается: в опущенном положении — зацеплением за планку транца, в поднятом — упором в края кронштейна подвески мотора.

Работа привода

При установке барабана 2 на нейтраль тяга 3 находится в «мертвом» положении; при повороте барабана в ту или другую сторону тяга движется только вправо и увеличивает газ. Первоначальное движение барабана от нейтрального положения (по 41°) используется для включения переднего и заднего хода с помощью качалки 4; тяга 3 при этом поворачивает привод воздушной заслонки только на ⅛ хода, что обеспечивает включение кулачков реверса на малом газу.

Дальнейшее вращение барабана увеличивает газ переднего и заднего хода.

В нейтральном положении кулачок барабана рассоединяет сцепление (9, 10) рычага 8 с приводом заслонки карбюратора, позволяя поворачивать его ручкой румпеля, что нужно при заводке мотора. Барабан, вращаясь, переключает реверс, передает движение качалкой 4 и тягой 5 штоку 11, который через качалку 12 и тягу 13 опускает защелку 14 на переднем ходу, освобождая мотор для откидывания, и поднимает ее, сцепляя с транцем в нейтральном положении, а также на заднем ходу. Для откидывания мотора на стоянке необходимо установить рукоятку в положение «передний ход» или поднять защелку рукой.

Переключать реверс кнопкой на моторе нельзя, так как ведущий палец качалки на моторе упирается в паз барабана 5. Чтобы отключить дистанционное управление, надо вывернуть стопорный винт и повернуть барабан против часовой стрелки на 106° (сектор газа поставить на защелку в крайнее заднее положение); при этом ведущий палец выйдет из паза барабана, а его второй кулачок отключит привод заслонки, позволяя проворачивать ее ручкой румпеля.

Включение дистанционного управления производится в обратном порядке; при этом нужно не забыть вытянуть кнопку реверса на задний ход.

Рукоятка сектора газа (см. ее эскиз) с помощью четырех винтов и оси соединяется с роликом 7, который вращается в кронштейнах 4 и 5. Для фиксации ролика в нем просверлены два отверстия, в которые входит подпружиненный шарик 6. Крепление троса в ролике осуществлено с помощью запрессованного на конец троса шарика 17, который входит в вырез и удерживается в нем двумя шплинтами. В зависимости от расположения в лодке сектор газа может быть установлен в четырех различных положениях; для этого в ролике сделаны четыре выреза под шарик, три из которых в каждом конкретном случае делать не обязательно.

Натяжение тросов производится ввертыванием боуденодержателей 12, которые после окончательной регулировки фиксируются.

Управление поворотом мотора осуществляется штурвалом с тросовой проводкой. Штурвал можно использовать от легковой автомашины или сделать самому. Не обязательно делать его круглым, так как максимальный поворот составляет ±135°. Наклон оси штурвала к горизонтали выбирается в пределах 20—30°.

Тросовая проводка, поддерживаемая шестью самоориентирующимися роликами, подсоединяется к мотору при помощи двух талрепов.

Для обеих проводок лучше всего использовать стальной оцинкованный трос «КСАН-2,5» диаметром 2,5 мм, но можно применить и обычный стальной трос. Название троса «КСАН» расшифровывается так; канат стальной, авиационный, нераскручивающийся. Преимущество его заключаемся в том, что неопаянные концы троса на отдельные пряди не распускаются.

При установке передних и задних роликов в корпус необходимо иметь в виду, что трос должен подходить перпендикулярно оси катушки штурвала, а с задних роликов должен сходить по оси откидывания мотора, что обеспечит неизменность длины троса при наклоне мотора.

Читайте также:  Варианты полок для ванной своими руками

В прошлом 1967 г., часть лодок «Прогресс» была выпущена с дистанционным управлением описанной конструкции. При этом предполагалось, что завод — изготовитель «Вихря» одновременно будет производить доработку выпускаемых моторов под установку этого управления. Однако завод предложил новую конструкцию дистанционного управления, более сложную по устройству, но зато имеющую то преимущество, что доработка мотора становится несколько проще.

Начиная со второго квартала 1968 г. каждая лодка «Прогресс» оборудуется новым дистанционным управлением, а все моторы, выпущенные после 1 января 1968 г., уже подготовлены для его установки.

В новой конструкции управление газом и реверсом раздельное. Сектор газа имеет две рукоятки с фрикционным тормозом и блокировкой, благодаря которой передний или задний ход можно включить только на малом газу, а полный газ можно дать только при включенном переднем ходе.

Источник

Самодельное дистанционное управление лодочным мотором

Простой однорукояточный привод дистанционного управления

Системы дистанционного управления лодочными моторами обычно довольно сложны конструктивно и потому изготовление их отнимает много времени. Управление производится, как правило, двумя рукоятками («газ» и «реверс»), что затрудняет управление лодкой, особенно при буксировке лыжника. Варианты с однорукояточным приводом, описанные в статьях Л. П. Зимакова в № 15 и 33 сборника «Катера и яхты», предусматривают необходимость сложных переделок в самом моторе.

При разработке предлагаемого варианта самодельного дистанционного управления лодочным мотором я задался целью, с одной стороны, максимально упростить процесс управления лодкой, а с другой — свести к минимуму необходимые доработки в моторе и обеспечить возможность изготовления системы в домашних условиях (одновременно с необходимыми блокировками, гарантирующими, например, невозможность полного открытия дросселя при выключенном реверсе).

Система дистанционного управления выполнена однотросовой, поэтому пришлось установить возвратные пружины для обеспечения «сброса» газа и выключения муфты редуктора. Наличие пружин значительно упрощает привод, но, безусловно, снижает его надежность, в связи с чем необходимо вынести кнопку «стоп» на пульт управления.

Зная по опыту долголетней эксплуатации «Вихря» на сравнительно легкой (120 кг) лодке, что включение заднего хода требуется чрезвычайно редко, я отказался от выноса включения реверса на пульт управления. Это также упростило конструкцию привода. При необходимости задний ход включается непосредственно рукояткой реверса на моторе.

Таким образом, привод обеспечивает включение переднего хода и нейтрали и управление газом, причем все эти операции производятся одной рукояткой.

Доработка мотора (в данном случае «Вихря») заключается в следующем.

Для управления дроссельной заслонкой карбюратора на вертикальном валике привода необходимо установить рычаг 60 мм с зажимом для тросика на конце.

Оболочка троса закрепляется стальным или латунным хомутиком к приливу поддона мотора в существующее отверстие.

На поддон устанавливается упор из дюралюминия или стали толщиной 3-4 мм так, чтобы ползун переключения реверса упирался в него передней частью в положении «нейтраль». Этот упор нужно сделать откидывающимся для возможности включения заднего хода.

В отверстии для крепления горизонтальной тяги реверса закрепляется конец пружины; второй ее конец крепится в отверстии передней части поддона. Пружина должна прижимать ползун к упору с усилием 3-5 кг и развивать усилие 10 кг при полностью включенном переднем ходе (крайнее заднее положение ползуна).

Боуденовская оболочка крепится в поддоне. Трос протягивается через блочок, расположенный на задней части поддона, и крепится к ползуну реверса с помощью вилки из листовой стали и короткого пальца, входящего в горизонтальную часть прорези ползуна.

Подготовка моторов других марок совершенно аналогична, кроме переключения реверса. На «Нептуне», «Москве», «Ветерке» и т. п. передний ход включается движением рычага вперед и поэтому ролика на тросе, изменяющего направление движения, не требуется.

Собственно привод дистанционного управления чрезвычайно прост по конструкции и в изготовлении.

Рис. 1. Общий вид дистанционного управления


увеличить, 682х1198, 95,6 КБ
1 — щека передняя; 2 — щека задняя; 3 — серьга; 4 — упор оболочки троса
переключения реверса; 5 — упор оболочки троса газа; 6 — тяга троса
переключения реверса; 7 — втулка; 8 — шайба; 5 — распорная втулка;
10 — палец переключения реверса; 11 — ручка; 12 — рычаг; 13 — шайба;
14 — палец газа; 15 — шайба текстолитовая; 16 — пружина; 17 — тяга троса газа.

Читайте также:  Зеркала с поворотами своими руками

Открытый коробчатый корпус (рис. 1) состоит из двух щек (1 и 2) с фигурными вырезами, соединенных при помощи втулок 9 винтами М4. Через фигурные вырезы в щеках пропущены пальцы 10 и 14, на концах которых закреплены винтами серьга 3 с одной стороны и рычаг 12 — с другой. К концу пальца 14 крепится трос газа, а к концу пальца 10 при помощи тяг 17 и 6 — трос реверса. На рычаге 12 крепится ручка, например от тяги реверса моторов «Вихрь» или «Нептун».

Чтобы трос газа не отходил назад, на пальце 14 между щетками помещается фрикционное устройство, состоящее из двух текстолитовых шайб 15 и пружины 16. Жесткость пружины 16 подбирается таким образом, чтобы возвратная пружина газа, установленная на моторе, не могла бы сдвинуть рукоятку привода, стоящую в положении «полный газ». Пружина имеет 12 витков намотанных с шагом 3 мм из проволоки ОВС Ø1,2.

На одной из щек крепятся поворотные упоры 4 и 5 оболочек троса реверса и газа. Узлы для регулировки слабины оболочки можно установить на любом конце — либо в поддоне, либо на упоре в приводе.

Рис. 2. Детали самодельного дистанционного управления


увеличить, 1280х2244, 300 КБ
1 — щека передняя и задняя (пунктир), дюралюминий δ=4; 2 — серьга, дюралюминий δ=4;
3 — упор оболочки троса, сталь или латунь, 2 шт.; 4 — тяга троса, сталь или латунь, 2 шт.;
5 — втулка, латунь; 6 — шайба, латунь; 7 — распорная втулка, дюралюминий или латунь, 4 шт.;
8 — палец переключения реверса, латунь; 9 — палец газа, латунь; 10 — рычаг, дюралюминий δ=4;
11 — шайба, латунь, 4 шт.; 12 — шайба, текстолит, 2 шт.

Фигурные пазы должны быть изготовлены одновременно в обеих щеках. Для этого вырезанные заготовки скрепляются винтами, пропущенными через отверстия Ø4,2 по углам.

Лучше всего при обработке пазов придерживаться следующей технологии. Вначале просверлите отверстия Ø6 в щеках с координатами 30—30 и нижних концах рычага и серьги. Затем скрепите серьгу и рычаг со щекой болтом М6, так чтобы стороны рычага и серьги были параллельны короткой стороне щеки, и высверлите отверстие во всех этих деталях с координатами 30—70.

Теперь нужно снять серьгу и, пользуясь рычагом как кондуктором, засверлить два оставшихся отверстия в щеках. Затем, сняв рычаг, можно увеличить отверстия в щеках до Ø8,2 и прорезать пазы либо пальцевой фрезой на фрезерном станке, либо выпиливая лобзиком после засверливания отверстий.

Разъединив щеки, тщательно зачистите внутренние поверхности пазов, притупите острые углы и кромки. Ширина паза 8,2 не является точной величиной. Паз может быть и пошире; главное — чтобы пальцы 10 и 14 (рис. 1) после сборки перемещались по пазам без заеданий.

Рис. 3. Схема работы дистанционного управления


А — ось пальца газа; Б — ось пальца переключения реверса.

Смазав все детали маслом, собирайте привод. Работает он следующим образом (рис. 3). В начальном положении (рукоятка вертикально вверх) заведенный мотор работает на холостом ходу на минимальных оборотах. Отклонив рукоятку на себя до упора, можно увеличить число оборотов или, не включая реверса, приоткрыть заслонку карбюратора для запуска мотора. При повороте рукоятки вперед рычаг вращается вокруг оси А и перемещает ползун реверса в положение «передний ход». Самопроизвольное выключение муфты невозможно, так как в крайнем положении ось пальца 10 (см. рис. 1) оказывается ниже оси А, и пружина возврата ползуна на моторе «запирает» рукоятку.

При дальнейшем движении рукоятки рычаг поворачивается уже вокруг оси Б. При этом перемещается трос газа. Фрикцион, шайбы которого прижаты к внутренней поверхности щек, препятствует самопроизвольному возвращению рычага. При возврате рукоятки в исходное положение последовательно убавляется газ и выключается муфта.

Привод устанавливается на левом комингсе кокпита лодки около места водителя.

Самодельное дистанционное управление лодочным мотором оказалось достаточно надежным и удобным в работе. Четкое включение мотора происходит «автоматически» независимо от квалификации водителя.

В. А. Щеголев, «Катера и яхты», 1973 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Оцените статью