Беспроводное управление лебедкой
Ставь лайк! Делись с друзьями, потому что дальше будет интереснее! Понравилась статья? Ставь палец вверх и будешь видеть наши новости чаще!
На днях в Мастер Кит пришло письмо от одного из клиентов. В письме автор поделился своим решением по вопросу беспроводного управления автомобильной электрической лебедкой. Нам эта тема показалась интересной, и мы, с разрешения автора, решили его опубликовать на нашем сайте. Читайте:
На днях устанавливали электрическую лебедку на внедорожник. В целях экономии автомобильная лебедка была приобретена б/у, и на цену в значительной степени повлиял потерянный проводной пульт управления. В процессе монтажа было решено сделать беспроводное управление с помощью карманного передатчика. Для реализации идеи был выбран комплект MP325M от компании Мастер Кит.
Беспроводной набор MP325M представляет собой двухканальный беспроводной приемник и компактный передатчик диапазона 433 МГц. Приемник поставляется без корпуса. На борту установлены два реле с током включения 10А. Рабочего тока реле вполне достаточно для управления соленоидами лебедки. Пульт имеет пластиковый корпус с двумя кнопками и световой индикацией нажатия. Дальность работы в прямой видимости достигает 100 метров.
Схема управления получилась несложной, ее можно увидеть на эскизе ниже.
Сам приемник был размещен под приборной панелью. Для исключения ложного срабатывания от передатчика, приемник включается отдельной кнопкой.
Если необходимо поменять местами кнопки управления, просто поменяйте местами полярность подключения двигателя.
Думаю, что я не первый, кто решил данную задачу подобным способом. Но описания об этом на глаза мне не попалось, вот и решил поделиться опытом и описать, как я это сделал.
Надеюсь, данная информация будет интересна и полезна. Возможно, кто-то захочет повторить и улучшить данное управление.
Делись с друзьями, подписывайся на наш канал Мастер Кит DIY и жми лайк, чтобы не пропустить новые публикации.
Источник
Пульт ДУ для автомобильной лебедки
Два, пожалуй, самых отличительных атрибута внедорожника — это грязевые колеса и лебедка. И в случае колес, будь то злые «сильвера» или болотные «боггеры», их установка лишь отодвигает глубже в лес тот момент, когда нужно идти за трактором. А вот установки лебедки — это, своего рода некая гарантия возврата домой.
Есть люди, которые на внедорожник ее ставят потому, что «круто», есть те, кто используют ее пару раз на рыбалке. Но есть еще две категории людей, которые используют её постоянно — спортсмены и покатушечники. Я, наверное, отнесу себя к последней категории — в спорте участвую не на результат, а для удовольствия и стараюсь не пропускать выезды по выходным.
Собственно, в электрической лебедка все прекрасно, кроме ее «интерфейса»: в стоке это блок соленоидов с разъёмом для подключения проводного пульта длинной метр-два.
Проводной пульт — очень большое неудобство. Если его не подключил заранее, то при засаживании машины в грязищу нужно достать пульт из багажника/рундука, открыть капот, подключить пульт, вывести кабель так, чтобы его не заломило капотом, закрыть капот. Делать это стоя, порой, по колено в жиже мало приятного. Так же, если при езде оставлять пульт под дворниками во время езды — он то и дело норовит оттуда улететь или остаться вместе с ветками. Протягивать его в салон через стекло тоже накладно.
После моего прошлого обзора на самодельную автомобильную зарядку для ноута мне написала некто Яна из Банггуда и предложила что-нибудь на обзор. Я до этого никогда еще на заказ не писал, но увидев в списке то самое беспроводное управление лебедкой уже не смог отказаться 🙂
Пришла посылка за 16 дней изрядно побитая почтой, но хорошая упаковка даже такой, казалось бы неприхотливой штуки, несомненно, порадовала.
Пенка намотана в два оборота вокруг коробки
Внутри картонной коробки набор находится в пакете из пупырки.
Я думаю, деформировать такую капусту будет весьма проблематично
Набор для установки состоит из пульта, приёмника и инструкции.
На пульте и приёмнике имеются наклейки с указанием диапазона рабочей частоты и модели.
На пульте есть две кнопки — смотка и размотка, выключатель питания и индикатор работы. Питается сие чудо от одной 12В батарейки — весьма неудобный формат, но других я не видел. Батарейка, кстати, идет в комплекте, что является несомненным плюсом.
На тыльной стороне платы пульта нет абсолютно ничего интересного, кроме печатной антенны, ее транзистора и щепотки smd рассыпухи.
На лицевой стороне из выдающегося есть кварц на 433 МГц и кодер PT2262. Данный кодер способен в зависимости от заданной входной комбинации выдавать 531441 код уже амплитудно модулированным радиосигналом на выходе пина VT (Valid Transmission). Его (сигнал) остается только немного усилить транзистором и подать на антенну.
Как-то давно мне товарищ-походник подарил такой же с виду пульт от лебедки, который он нашел в лесу. После долгих раскопок радиохлама я его нашел и решил сравнить со своим.
Литье корпуса почти идентичное. Разница только в том, что на старом нет крышки для замены батарейки, нужно разбирать полностью. Еще присутствует некая наклейка, может в цифрах зашифрована та самая комбинация.
Спереди без отличий.
По внутренностям с первого взгляда понятно, что все сходства на корпусе и закончились — печатки и комплектующие разные. На старом пульте кодер выполнен в планарном корпусе, и это уже HS1527. Код формируется на входе четырьмя пинами, а на выходе доступно 20 бит информации (1 048 576 вариантов смодулированного сигнала).
Спереди в целом все то же, только транзистор в выводном корпусе — видимо, у кого-то были их огромные запасы.
Дальше — интересней. Приемный блок никак не хотел разбираться, как бы я не пытался его деформировать. К его чести он оказался герметично спаян, причем, даже там, где выходят провода. Безусловно, это плюс в эксплуатации, но нам-то нужно разобрать 🙂
Вооружившись феном от паяльной станции и скальпелем я начал планомерно прогревать торцы коробочки до размягчения пластика и по мягкому разрезать.
Получилось не очень аккуратно, но и не слишком деструктивно.
Как видно, тут все немного сложнее, чем в пульте, но это только на вид. Схему можно условно разделать на три части:
— приемная часть реализована на микросхеме SYN470R. Кварц на плате задает частоту, на которой будет работать приемник в его рабочем диапазоне (315-433 МГц)
Наш кварц, судя по формуле из даташита, задает частоту 433.920 МГц.
— Выход приемника заведен на дешифрующую часть схемы собранную на LX2272-L4 она же PT2272. Это декодер той самой нашей микросхемы PT2264 из пульта. Собственно, они и сделаны друг для друга и используются, как правило парой. Эта микросхема дешифрует полученный сигнал и выставляет единицу на одном из 4 выходных пинов. Таким образом можно коммутировать напрямую 4 нагрузки или до 16 при помощи простого дешифратора.
— третья часть — силовая. Тут находятся реле, чтобы коммутировать мощную нагрузку. Для автомобильного применения, судя по их маркировке, они могут коммутировать аж 20 Ампер. Провода, конечно, на такое не рассчитаны, но у нас и токи в соленоиде в пару Ампер всего.
Теперь о неприятном — плата не отмыта от флюса, пайка сносная — ничего нигде не торчит и потенциально не закоротит от вибрации в моторном отсеке. Один фильтрующий питание конденсатор китайцы зажали, на его место можно впаять 25В 47 мкФ или больше — сколько влезет по размеру.
Антенна. Она в этом приемнике выполнена, как не сложно догадаться, проводом (синим). Так как наш приемник работает на частоте 433.92 МГц (длина волны 0,691 метра), то оптимальная антенна — «четвертушка» (длинна антенны — четверть длинны волны) должна быть 0.173 метра или 17.5 см. По факту наш синий провод имеет длину
19,5см и согласована на прием на частоте
385 МГц. Можно исправить ножницами, а можно и забить. Потому что все это игрушка, а не радиоаппаратура.
Дабы проверить насколько теория расходится с практикой измеряю на какой частоте по факту работает пульт:
На спектра видно, что центральная частота у сигнала стоит на
434МГц. Можно было бы указать точнее, но она по неподдающимся закономерностям гуляет аж до 10КГц. Приемник засоряет эфир в обе сторона аж 150 КГц от центальной частоты, и ко всему дает очень много гармоник. Этим, в какой-то степени компенсируется возможное непопадание приемника на точную частоту пульта.
Так как вся подноготная этих поделок уже перетёрта, то можно приступать к монтажу непосредственно в машину.
У меня блок соленоидов закреплен под капотом возле аккумулятора — это и достаточно высоко (не каждый раз мокнет в луже) и длину проводов можно сократить, ведь на токах 400-700А на каждом сантиметре уже будет чувствоваться падение напряжения, а соответственно и мощности.
В подсоединении нет абсолютно ничего сложного, все делается согласно инструкции:
Черный — масса (-)
Красный — плюс (+)
Желтый — намотка
Белый — размотка
Синий — болтается
Я для теста просто подоткнул все проводки под клеммы. Все заработало.
Затем уже капитально притянул все болтиками и засунул приемник во внутрь коробки с соленоидами. Антенна осталась болтаться вниз. Это, конечно, не лучший вариант. По уму нужно было ее отрезать, напаять 10 см коаксиала, а к нему уже подсоединить хоть какую-то антенну-пружинку на нужную частоту резонанса, но было лень, и на 10-20 метрах оно будет работать и на гвоздь вбитый в корпус приемника 🙂
Одна неприятность возникла с клеммами приемника, которые идут на контакты намотки-размотки на соленоиде. Они оказались под болт М5, а у меня на соленоиде болты М3. Клемм, чтобы переобжать в гараже не было, поэтому я немного сжал по бокам клемму, чтобы она была похоже на овал. Так ее и притянул.
После сборки корпуса даже не видно, что что-то изменилось 🙂
Я вот, только подумал — а не повредит ли приемнику появившееся напряжение на желтом или белом проводе, если использовать проводной пульт. Скорее всего — ничего. 12В пойдет на висящий в воздухе внутри реле контакт. Даже если зажать, например, размотку на проводном и ДУ пульте, то тоже ничего плохого не случится — в схеме падения напряжения почти нет и разности потенциалов по 12В или земле внутри блока ДУ не должно быть.
А вот если на проводном нажать намотку — а на ДУ размотку — уже нужно думать. Лебедке ничего не грозит — логика соленоида не позволит произойти нехорошему, а ДУ может и пострадать.
Хотя, я ни об одном таком случае не слышал.
Стоит отметить несколько нюансов работы, характерных, пожалуй, для всех подобных устройств:
— Задержка включения. После нажатия/отпускания кнопки на пульте ДУ реле на приемнике отрабатывает спустя 0,5-1С. Стоит это учесть при работе с такой опасной вещью как лебедка — можно замотать конец троса в клюз и долго доставать его оттуда. Я уж молчу про конечности.
— Так как система работает в LPD диапазоне, то она будет давиться радиостанциями включенными на передачу в смежной частоте (или их гармониками). Например наша джиперская частота — 433,200 запросто переезжает пятью ваттами передатчик лебедки на расстоянии в пару метров (а то и больше). Пока вы говорите лебедка не мотает. Как выход — передвинуться по частоте на радиостанции.
В дополнение сняли небольшое видео:
В целом — я набором очень доволен, ведь это:
— Быстрая работа
— Нет болтающихся проводов пульта
— Свободные руки
— Чистые ноги 🙂
К покупке крайне рекомендую всем владельцам лебедок.
Просьба об ошибках, неточностях и предложениях сообщать в личные сообщения.
Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
Источник