Дистанция для нептуна 23 своими руками

Установка дистанционного управления на моторы «Нептун»

Конструкция выпускаемого в настоящее время лодочного мотора «Нептун-23», а при некоторой доработке и «Нептунов» всех предыдущих моделей, позволяет установить на них любой тип дистанционного управления из выпускаемых в стране.

Перед установкой дистанционного управления на любой мотор необходимо произвести проверку регулировки системы переключения реверса. Для этого шток 11 (рис. 1) переключения реверса устанавливаем в среднее (нейтральное) положение; при этом шарик фиксатора в кронштейне реверса 10 должен войти в канавку на штоке, а с наружной стороны поддона на штоке должны быть видны две кольцевые канавки. Затем отсоединяем серьгу от рычага 15 и, немного отклоняя его вправо и влево от вертикали, находим нейтральное положение кулачка в реверс-редукторе. В этом положении чувствуется фиксация рычага 15. После этого серьгу подводим к рычагу 15, не перемещая шток 11. Если регулировка правильна, то отверстие в серьге должно совместиться с отверстием в рычаге и их можно соединить между собой. Если отверстия не совпадают, то отпускаем контргайку 13 на резьбовом конце ушка 12 и вращением штока вправо или влево добиваемся совмещения отверстий. После чего контргайка вновь затягивается и серьга соединяется с рычагом.

Винт фиксатора штока должен быть затянут настолько, чтобы обеспечить свободное, без заеданий перемещение и одновременно четкую фиксацию его положений — передний, холостой и задний ход.

Рис. 1. Подсоединение дистанционного управления з-да «.Прогресс» для моторов «Вихрь»;
а — управление реверсом; б — управление газом.

1 — колпачок; 2 — кронштейн; 3 — винт М6; 4 — наконечник; 5 — трос переключения реверса; 6 — качалка; 7 — кронштейн; 8 — передняя ручка мотора; 9 — винт фиксатора; 10 — кронштейн реверса; 11 — шток переключения реверса; 12 — ушко; 13 — контргайка; 14 — серьга; 15 — рычаг; 16 — палец; 17 — возвратная пружина; 18 — рычаг; 19 — трос газа; 20 — упор оболочки; 21 — обочочка троса газа.

Для установки на «Нептуне» выпуска до 1 января 1974 г. комплекта дистанционного управления для мотора «Вихрь», которым комплектуются такие мотолодки, как «Прогресс», «Казанка-МД» и «Обь», необходимо, как уже говорилось, произвести некоторую доработку мотора: изготовить кронштейн 2 (рис. 1), просверлить в переднем поддоне отверстие «Б» и нарезать в нем резьбу М8, просверлить в заднем поддоне отверстие «Д» диаметром 5,5 мм, изготовить и закрепить на вертикальном валике управления газом рычаг 18 с отверстием «В» диаметром 3 мм. На моторе «Нептун-23», выпускаемом с 1974 года, все это уже предусмотрено.

Для установки управления реверсом на передней ручке поддона 8 устанавливаем и крепим кронштейн 7 в сборе с качалкой 6 и тросами 5. Затем со штока 11, установленного в положение «холостой ход», надо свернуть пластмассовый колпачок 1. Наконечник 4 прямоугольным отверстием надевается на конец качалки 6, а на резьбовую часть штока 11 наворачивается кронштейн 2 до соприкосновения с наконечником 4, при этом длинный конец качалки должен быть перпендикулярен продольной оси мотора. Далее, винтом 3 надо соединить пластмассовый наконечник управления с кронштейном 2, а на свободную резьбовую часть штока навернуть колпачок 1 до упора.

Для установки системы управления газом нужно в отверстие «Б» переднего поддона ввернуть на всю длину резьбы упор 20. С конца рычага 18 вертикального валика необходимо снять ось (она предназначена для фиксации наконечника дистанционного управления типа «Москва»), а в отверстие «В» на рычаге 18 вставить конец возвратной пружины 17. На другой конец пружины следует надеть палец 16 и, растянув ее, вставить палец в отверстие «Д» заднего поддона и закрепить гайкой. После этого наконечники троса 19 и оболочки газа 21 закрепляем соответственно в отверстиях конца рычага 18 и упора 20.

Читайте также:  Зуб сшить своими руками

Дальнейшую регулировку дистанционного управления и натяжение оболочек и тросов надо производить в соответствии с описанием и инструкцией по эксплуатации дистанционного управления.

Рис. 2. Подсоединение дистанционного управления Ржевского завода АТЭ-3 для моторов Москва»: а — управление реверсом; б — управление газом — I вариант; в — управление газом — II вариант; г — доработка наконечника троса переключения реверса (поз. 5).

1 — трос реверса; 2 — сухарь; 3 — кронштейн реверса; 4 — гнездо фиксатора штока; 5 — наконечник троса переключения реверса; 6 — серьга; 7 — рычаг; 8 — рычаг газа; 9 — защелка; 10 — наконечник; 11 — держатель троса; 12 — винт М6; 13 — зажим; 14 — сухарь; 15 — винт М4; 16 — трос газа; 17 — винт крепления румпеля.

Перед подсоединением дистанционного управления, предназначенного для моторов «Москва», необходимо произвести доработку наконечника 5 согласно чертежу (рис. 2) с целью обеспечения полного хода рычага 7 от положения «передний ход» до положения «задний ход» и приобрести или изготовить еще один сухарь 2.

Для присоединения системы управления реверсом нужно с кронштейна 3 снять шток переключения реверса вместе с резьбовым ушком (отсоединив ушко от серьги 6) и фиксатор, состоящий из винта, пружины и шарика. В отверстие кронштейна вместо штока следует вставить трос реверса 1 и закрепить сухарями 2. Наконечник 5 соединить с серьгой 6, выдержав размер «А» при постановке рукоятки реверса дистанционного управления в положение «нейтраль» и рычага 7 мотора в положение «холостой ход». Размер «А» обеспечивается перемещением сухарей 2 в ту или иную сторону по резьбовой части троса реверса.

При подсоединении системы управления газом необходимо корпус держателя троса 11 закрепить в отверстии «Б» поддона. Ручки управления газом и на моторе и на дистанционной системе надо поставить в положение «стоп» (при этом дроссельная заслонка карбюратора должна быть полностью закрыта). Далее капроновый шарик (сухарь) 14 с тросом 16 вставляется в корпус 11 и закрепляется зажимом 13 и винтами 15, а наконечник 10 с защелкой 9 фиксируется на рычаге газа 8.

При наличии резьбового отверстия в детали 17 (на моторах последних выпусков) корпус держателя троса может крепиться на этом отверстии. При этом крепежный винт 12 необходимо подрезать до размера «В».

Дальнейшую регулировку следует производить в соответствии с инструкцией по монтажу и эксплуатации дистанционного управления подвесными лодочными моторами типа «Москва».

Описанные выше способы подключения ДУ к моторам «Нептун» рекомендованы заводом — изготовителем моторов. Однако многих водномоторников не устраивал метод подключения ДУ реверсом от моторов «Москва». Вот например, что писал горьковчанин Л.Д. Подпрятов: «ДУ Ржевского завода быстросъемное, и это удобно: подвесные моторы в большинстве случаев после поездки снимают с лодки. Кроме того, при регулировке мотора удобнее, если переключать реверс можно штатным переключателем мотора. Прежние рекомендации исключают эти удобства — ДУ отсоединяется долго, а толкатель переключения реверса удаляется совсем». Л.Д. Подпрятов предложил рычаг переключения реверса 4 (см. рис.3) удлинить и сделать в нём два отверстия — нижнее для штатного переключателя и верхнее для дистанционного, на поддоне установить планку 3 для крепления зажима оболочки ДУ. Для вывода оболочки ДУ на поддоне и в кожухе сделать пропилы. Дистанционное управление при такой доработке не нуждается в изменении, монтируется и демонтируется по инструкции ДУ; сохраняется штатный шток переключения реверса.

Читайте также:  Как сделать телескопическую штангу своими руками

Желающим сделать управление реверсом мотора по методу Л.Д. Подпрятова следует обратить внимание на то, что нижнее отверстие в рычаге 4 должно быть не круглым, а овальным для фиксации на оси. Поэтому сняв штатный рычаг, следует снять размеры отверстия в нём и выполнить аналогичное отверстие во вновь изготавливаемом рычаге 4. (примечание автора сайта)

Рис. 3. Дистанционное управление реверсом мотора «Нептун-23»:

1 — трос реверса с держателем и зажимом сухарём; 2 — винт с гайкой М6; 3 — планка, сталь; 4 — рычаг переключения реверса, сталь; 5 — шток реверса мотора; 6 — шплинт; 7 — ось, сталь.

Есть, однако, ещё одно решение задачи подсоединения ДУ моторов «Москва» (как, впрочем, и МДУ Калужского турбинного завода, выпускавшееся позднее и имеющее аналогичные наконечники тросов). Соавторы идеи, проверенной на практике — автор сайта и его отец, Гусаков Г.И. Впрочем, решение настолько очевидно, что вскоре в «Катерах и Яхтах» появилась заметка В.В. Казанцева из г. Куйбышева с аналогичным предложением. Вместо штатного рычага реверса 16.04.000.07 нужно изготовить П — образный рычаг (см. рис) и установить его вместо штатного. Левое плечо рычага сцепляется со штоком переключения мотора, а правое — с тросом ДУ реверсом. Эта простая доработка позволила сохранить систему переключения мотора с фиксацией и облегчает подсоединение и отсоединение ДУ при навеске и снятии мотора с транца. Для крепления оболочки ДУ на передней части поддона в удобном месте сверлится отверстие и нарезается резьба М6.

Модернизированная конструкция рычага переключения реверса мотора «Нептун-23».
1 — штатный рычаг; 2 — модернизированный рычаг.

Рекомендуется изготовить рычаг из нержавеющей стали толщиной 4 мм, так как рычаг из обычной углеродистой стали будет интенсивно ржаветь, особенно при эксплуатации мотора в морских условиях, а титановый рычаг будет вызывать коррозию сопряжённых с ним деталей. Кроме того, титановый рычаг будет недостаточно жёстким.

Источник

Дистанционное управление для мотора «Нептун»

С появлением в магазинах морских товаров широкого ассортимента моторно-лодочных комплектующих заграничного производства открываются новые возможности для доработки под собственные запросы не только импортной техники, но также (возможно, даже в большей степени) и отечественной. На этот раз наш читатель из Санкт-Петербурга Ю. Савенков рассказывает, как можно заменить «родное» штуртросовое дистанционное управление мотора «Нептун» на более надежную импортную с минимальными трудозатратами.

Улучшенное рулевое управление для «Нептуна»

Предыстория вопроса: когда мы с приятелем этой весной поставили на наш годовалый «Нептун 25» опционный электростартер, как-то само собой родилась идея оборудовать его полным комплектом дистанционного управления. Лодка «МКМ» (описание лодки см. на этой странице) досталась нам в «голом» виде. Естественно, в первую очередь возник вопрос о рулевом управлении.


Рулевая машинка встает на приборной панели «МКМ» без проблем, единственно не очень удобно горизонтальное положение штурвала.

Поскольку мы с приятелем в этой области профаны, стали изучать вопрос по книгам и интернету. Установка классического рулевого с барабанами, тросами, роликами и т. д. показалась нам очень муторным делом. Изучив принцип работы «фирменного» рулевого, решили остановиться на нем. В магазине приобрели регулируемую транцевую опору троса, универсальную тягу («кочергу») и крепежный кронштейн мотора.

Читайте также:  Бойлы робин ред своими руками


Так выглядит «магазинный» комплект рулевой машинки с тросом. Не забудьте замерить необходимую для вашей лодки длину троса.

Поначалу рассчитывали закрепить держатель троса (трубу) с помощью опоры на транце внутри лодки — сбоку от мотора. Но, когда проложили рулевой трос, выяснилось, что из-за его жесткости это сделать не удается. Поскольку трубка для установки кабеля на «Нептуне» отсутствует, решили, как и на иностранных моторах, закрепить ее каким-либо образом на самом моторе.

Прежде всего необходимо было предусмотреть возможность откидки мотора. «Ямаховский» кронштейн встал на «Нептун» как родной. Закрепить трубу удалось лишь в одном месте — поверх струбцин. При этом нужно было обеспечить закручивание их винтов. Путем различных прикидок нашли место на струбцинах, а закрепить решили так: нашли походящую трубу с внутренним диаметром, равным наружному диаметру фирменной трубы. Идеально подошла хромированная штанга от старого портативного фотоувеличителя типа «Зенит» (если кто помнит — в чемоданчике). От нее отрезали два куска и к ним приварили отрезки уголка размерами примерно 30×30. Длину этих отрезков определили, исходя из того, что труба, в которую будет вставлен рулевой трос, затем зажатый с двух сторон гайками (латунной и пластмассовой), не должна люфтить. В струбцинах и уголках просверлили отверстия по месту, и трубу закрепили на струбцинах болтами М6 через стальные пластины внутри (см. фото). Кстати сказать, труба и так оказалась закреплена практически намертво и вдобавок превратилась в «ручку», удобную для переноски мотора.


Так выглядит сборка со стороны мотора. Трубчатая опора троса крепится к струбцине.


Стандартный комплект транцевой опоры троса. На самом деле потребуется только труба с резьбой.


Рулевая тяга нужна с собственным комплектом крепежа — это ответственная деталь

Рулевая тяга («кочерга») при откидке мотора стала работать как торсион. Поэтому контргайку с нее пришлось снять, но, как показала дальнейшая эксплуатация, это ни на что не повлияло. Но возникла другая проблема: мотор не откидывался до защелкивания упора. Шаровый шарнир на рулевой тяге упирался в трубу, не хватало совсем чуть-чуть.


Рулевой механизм не мешает нормальной откидке мотора.

Тогда мы взяли шаровый палец и на токарном станке подрезали его посадочный торец на 3-4 мм. И после этого все заработало как надо: струбцины крутятся, рулевое работает, мотор откидывается. А что еще надо?

Теперь цена вопроса: из транцевой опоры использовали только одну трубу, комплект стоит 30 евро, вроде дороговато. Поэтому есть смысл изготовить ее самому, узнав размеры и резьбу. Тяга — вещь удобная, материал — нержавейка, считаю, ее приобретение стоит того. А кронштейн от «Yamaha», как уже сказано, прямо как для «Нептуна» и создан.

Про рулевой механизм (марки G10) и трос не говорю, тут дело вкуса и возможностей. Хотя этот редуктор нам очень понравился — ни люфтов, ни обратного усилия на ходу. Вот вроде и все.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Оцените статью