- DIY-акустика: первый раз в первый класс
- Начало
- Точка сборки
- И снова в бой
- Как сделать самому классную портативную акустику?
- Содержание
- Выбор концепции и дизайна акустики
- Выбор типа корпуса
- Подбор динамиков и акустического оформления
- Подбор усилителя
- Подбор источника сигнала
- Выбор аккумулятора
- Сборка изделия
- Заключение
DIY-акустика: первый раз в первый класс
Изготовление DIY акустики — дело сложное и многомудрое, собирался и раскачивался я очень долго, несколько раз советовался на stereo, а после некоторых ответов желание что либо делать чуть ли не отпадало напрочь, тогда я решил все делать по-тихому, по-своему, вняв нужным советам и отбросив, по моему мнению, ненужные. В общем, «чтоб худого про царя не болтал народ зазря, действуй строго по закону, то бишь действуй втихаря».
Начало
Сначала нужно подобрать дерево. С этим была целая эпопея — найти нужный массив, найти фирму-продавца, найти мастерскую, где фрезой нарежут и сточат углы (т.к. вручную такое сделать малореально). В конце концов была найдена и мастерская, и массив. Причем массив стоял за стремянкой на фоне светлых обоев, в заводском полиэтилене, и увидел я его там почти случайно. Мастерская с вменяемым ценником нашлась в 15-ти минутах езды от дома, так что отвозим, пилим, привозим:
И начнем, пожалуй. Для начала древесину надо немного пошкурить и 2-3 раза смочить водой, со шлифовкой после высыхания, т.к. дерево имеет свойство вспучиваться, тем более после окраски морилкой на водной основе; мочим-сушим шкурим, и так несколько раз:
А потом кидаем в машину и увозим за город доделывать ))
Точка сборки
А вот тут пошла основная «жатва», перчатки надеты, рюмка коньяка для смелости опрокинута, вперед:
Прицеливаемся. И тут же получаем нагоняй от Игоря Анатольевича: «Тигран, ;№%%%»*. %_&!! динамики заподлицо, не позорь мои седины!» (Вот даже прицелиться нормально не дают))):
Естественно, заподлицо! Такое заподлицо как я не может не заподлицо, «работа такая» (с):
Заподлицо ))
Теперь колеровка, красим разными сочетаниями морилки слива и эбен, 2-3 слоя. Состав и пропорции секретны ))
В итоге получаем вот такой цвет, эбен+слива, получается «невъе*****ая слива» ;)))))
Красотища! Можно не лакировать. Но надо. Но не хочется. Но надо. А еще надо выбрать, чем. Делаем образцы: террасное масло, лак быстросохнущий яхтный алкидно-уретановый Kudo, лак специальный алкидно-уретановый Teknos Helo 40, и т.д., и т.п.:
Выбираем глянцевый Kudo и полуглянцевый Teknos: 3-4 слоя Kudo, потом слой Teknos, потом еще 3 слоя Kudo.
Но до того у меня закончилась морилка, пришлось мешать снова, и, похоже, я перемудрил с эбеном, пришлось мудрить и выправлять цвет, но мне так даже больше понравилось:
Зюганов внимательно следит за ситуацией
«Если можешь беги, рассекая круги
Только чувствуй себя обреченной
Стоит солнцу зайти, вот и я
Стану вмиг фиолетово-черным
Получается как-то вот так, какторастически:
Лакируем-лакируем, нанюхиваемся краски-лака-растворителя, и идем гулять и за вдохновением, «отечество нам — Царское село»:
Екатерининский дворец
Нижняя купель
Не Джеймса Камеронова галерея
И снова в бой
И прессуем. аккордеонами )) Да, у меня их 3. Один трофейный, итальянский, «Barcarole». Дед с войны привез:
А еще гитара и пианино ))
А теперь дас ист шайзе шпилен фантастиш полировайтунг голен заден глянцише сверкайтунг:
Урааа! Ноги с Алиэкспресса приехали!
Кому Cold Ray занидорагааа?
Сборка и склейка, «еще 10 000 ведер и золотой ключик наш!»:
BDSM — это красиво!
Упаковка, транспортировка, подготовка к окончательной сборке, и, естественно, обмывка:
Абрау-Дюрсо без Авраама Руссо «. слащавый он какой-то. Одним словом — румын. Он же болгарин? Да? Да какая разница?»
Одна из них вверх ногами, потому что окончательно герметизируются щели (которые при такой форме неизбежны) остатками звукоизоляции и клеем «Момент» Столяр Экспресс»
Приехали конденсаторы Jantzen Cross-Cap, к бою! ))
Вооружаемся паяльником, припоем ПОЦ-61, включаем «Служебный роман», к месту начавшийся по ТВ, и капитаном Смоллеттом:
Выпаиваем нахрен всю эту JBL-овскую порнографию (на левом кроссе она еще, зараза, оказалась приклеена):
И впаиваем «мою прэээээлесь» (с):
Кто сказал что нельзя впихнуть невпихуемое? ))
Все, готово: Прокопья Людмиллна довольна ))
Всем спасибо, все свободны! 🙂
ПыСы: образцы звука (писал на «домофон»))):
Источник
Как сделать самому классную портативную акустику?
А зачем делать самому? Все же продаётся! — Спросите Вы меня.
Во-первых, это реализация своего творческого потенциала. Сделать собственный проект это занимательно, интересно и позволяет унять желание сделать что-то своими руками.
Во-вторых, крупноблочный DIY проект это не очень сложно, но позволяет получить изделие с уникальными характеристиками и авторским дизайном.
И, наконец, DIY проект портативной акустики может стать необычным, но полезным подарком.
Я сделал более двух десятков различных типов колонок, хочу поделится своим опытом.
Содержание
Пройдемся по каждому этапу изготовления DIY портативной акустики.
Выбор концепции и дизайна акустики
Сначала надо определится с размерным классом будущего изделия. Условно разделим портативную акустику на три класса: микро, мини и макси.
Микро — портативная акустика ближнего поля, формата небольшого радиоприемника. Такую даже можно сделать моно, все равно размер не даст получить нормальный стереозвук.
Мини — типовой формат, китайские покупные колонки как раз такого размера. Там обычно пара динамиков и пассивный излучатель.
И, наконец-то, макси формат. Размер на грани портативного. Для вечеринок большой компанией. Формат аудио чаще всего 2.1 (стерео с отдельным низкочастотным каналом).
Дизайн вещь индивидуальная! Тут есть место полету фантазии. Совет: необходим эскиз/чертеж/трехмерная модель будущего изделия, что бы прикинуть компоновку узлов и не ошибиться в размерах.
Выбор типа корпуса
Пожалуй, самая видовая и занимательная часть акустики — это корпус.
Рассмотрим несколько «рецептов» изготовления корпуса для DIY портативной акустики.
- Фанера
- Готовые «доноры»
- Корпуса для РЭА
- Профили
- 3D печать и формовка
Фанера
Самый простой в обработке и легкодоступный материал — фанера. Как вариант: деревянный массив, ДСП или МДФ.
Минусы — это тяжесть и дополнительные работы по влагостойкости.
Кроме фанеры можно использовать текстолит (клеить эпоксидкой) и картон. Последний неплохо пропитать горячим лаком.
Вот мои поделки — под ретро радио из стеклотектолита и вариант корпуса из пропитанной картонной трубы:
Готовые «доноры»
Донором для портативной акустики может служить:
- Чемоданы
- Ящики для инструмента
- Канистры
- Аптечки
- Кашпо
- Кейсы от коньяка
- И экзотические варианты, например, патронный ящик от пулемёта.
Рассмотрим как реализовывали это различные авторы:
Корпуса для РЭА
Можно использовать корпуса для РЭА. Это удобно: широкий выбор размеров, доступность. Корпуса чаще всего герметичные (с резиновым уплотнением).
Корпуса для РЭА есть пластиковые (чаще), алюминиевые (дороже) и комбинированные.
Пластиковые корпуса очень легко обрабатывать «на коленке». Нужен гравер, перьевое сверло, напильник.
При приложении рук получается вполне нарядно:
С алюминием, конечно, чуть сложнее, но не забываем при обработке добавлять смазку, хотя бы банальный WD-40.
Из алюминиевых корпусов мне очень понравился такой с торцевыми пластиковыми крышками (я купил):
Профили
В строительных супермаркетах сейчас продают много различных замкнутых профилей, как пластиковых для вентиляции и канализации, так и алюминиевых. Из них коже можно сделать корпус колонки, главное придумать и обыграть как сделать герметичные торцы.
Пластиковые корпуса нужно усиливать ребрами жесткости.
Вот мой мой пример корпуса из профиля:
3D печать и формовка
Повальное распространение 3D принтеров, печатающих пластиком, серьезно упростило жизнь самодельщикам. Теперь небольшие корпуса или элементы конструктива можно печатать из пластика. Без проблем можно реализовать сложные формы, вроде, лабиринтов.
Формовка — подразумевает собой классический приём: каркас, стеклоткань и эпоксидная смола. На финише шпатлёвка, шлифовка и окраска. Таким образом можно получить корпус весьма замысловатой формы.
Подбор динамиков и акустического оформления
Помните про размерный класс? Так вот, и динамики можно соотнести так же.
- Микро — размер 3″ Там уже может быть использованы и две полосы, а так же сабвуферный басовый канал.
Для размера «мини» и «макси» желательно измерить параметры Тиля — Смолла для точного расчета объема и выбора акустического оформления. Я использую ПО bassbox 6 pro. Это позволит получить максимальную отдачу динамика на низких частотах.
Основные акустические оформления для портативной акустики:
- Закрытый ящик. Самый простой вариант, меньше риск ошибиться.
- Фазоинвертор. Тяжело настраивать без параметров динамика. В маленьких корпусах тяжело реализуем.
- Пассивный излучатель. Самый распространенный в портативных решениях вариант. Площадь излучателя должна быть больше или примерно равна площади динамика, а настройку рабочей частоты можно подкорректировать добавочной массой.
Но все это тема сложная и требующая отдельной статьи. Для портативной акустики можно опираться на данные производителя и от них выбирать объем оформления. А тип оформления рекомендую использовать пассивный излучатель, на нем сейчас 99% такой акустики и сделано.
Пожелания к динамикам для портативной акустики:
- Желательно неодимовый магнит (мощнее, компактнее, эффективнее)
- Желательно диффузор с защитой от влажности (пластик, полимер)
- Резиновый широкий подвес (прочнее, долговечнее, больше ход динамика, глубже бас)
- Лучше брать динамики 4 Ом, чем 8, так как усилитель выдаст на такую нагрузку больше мощности
Для защиты от внешних воздействий рекомендуется использовать защитные сетки (грили). Продаются они на Алиэкспресс любых размеров, состоят из пластикового фланца и мелкоячеистой металлической сетки.
Подборка предпочтительных моделей динамиков приведена в конце статьи.
Подбор усилителя
Основные пожелания к усилителю мощности в портативную акустику:
- Высокий КПД, малое потребление от батареи (а это class D)
- Компактный размер
- Однополярное питание под аккумуляторы
- Запас по искажениям и мощности
- Способность работать в замкнутом пространстве без массивных радиаторов
Не малое значение в выборе имеет напряжение аккумулятора модели, от него и смотрим усилитель с максимальной эффективностью. В компактном устройстве надо стремится к максимальной отдаче и энергоэффективности.
Соответственно для размерных классов напряжения для питания усилителя:
Подборка предпочтительных моделей плат усилителей приведена в конце статьи.
Подбор источника сигнала
Тут нужно отталкиваться от своих предпочтений и что будет наиболее востребовано.
Просто линейный вход на усилитель, если нужно проводное подключение. Если источником будет только смартфон/планшет по Bluetooth или WiFi, то плата приемника беспроводного сигнала.
Если нужна универсальность (Bluetooth/FM радио/USB/карта SD и пульт ДУ) — то лучше выбрать mp3-модуль с нужным функционалом и подходящего размера.
Есть еще интересный современный вариант источника от Arylic — Up2Stream Mini V3 плата с поддержкой стриминговых сервисов и интернет радио. Входы: WiFi, Bluetooth 5.0 и линейный вход. Питание 5 В, размеры 55х45х12 мм. Управляется с мобильного приложения.
Рекомендую для крупных проектов использовать толковый MP3/FLAC-модуль TDM 157. Я делал на него подробный обзор.
Подборка остальных предпочтительных mp3-модулей приведена в конце статьи.
Выбор аккумулятора
Для носимой техники предпочтительнее литиевые аккумуляторы, чаще всего в форм-факторе цилиндров или плоских пакетов.
У многих есть в использовании аккумуляторы популярного формата 18650, можно их и применить.
Помимо аккумуляторов нужна плата зарядки, защиты и балансировки и желательно кейс (холдер) или рамки для набора нужной батареи.
Для крупных колонок зарядное устройство можно разместить внутри, а для зарядки использовать сетевой кабель.
Для морозостойкого исполнения бумбокса можно применить аккумуляторы формата LiFePO4.
Сборка изделия
Советы для финальной сборки портативной акустики:
- Корпус акустики должен быть герметичен, щелей и лишних отверстий быть не должно.
- В большом корпусе лучше разделить левый канал от правого перегородкой.
- Динамики нужно стараться поставить дальше друг от друга.
- Разборная конструкция практичнее склеенной.
- Ручка или петелька для переноски добавят удобства использования.
- Пайка проводов лучше чем скрутка, разъемы практичнее.
И еще важный момент, для развязки земляной петли (фона) при питании от одного аккумулятора и источника и усилителя, нужно запитать источник сигнала через преобразователь B1212. Это компактный DC-DC преобразователь 12 В, с гальванической развязкой и выходной мощностью 1 Вт. Фона гарантированно не будет.
Можно добавить «красоты» изделию:
- Часы
- Кнопку с подсветкой
- Кольцевую RGB подсветку
- Светодиодный фонарик
- Стрелочный или цифровой индикатор уровня
Для наглядности и контроля батареи рекомендую поставить индикатор заряда аккумуляторов:
Если что-то не вместилось при компоновке, всегда можно навесить доп. оборудование в отдельном кейсе снаружи конструкции:
Заключение
Нельзя объять необъятное ©
В комментариях предлагайте свои идеи и делитесь своими конструкциями портативных колонок.
Спасибо за внимание. Творческих успехов и удачных конструкций!
Источник