Дизельный турботаймер своими руками

Турботаймер для дизеля: применять или нет?

Многие должны были заметить, что в последнее время на дорогах все больше стало появляться автомобилей, которые работают на дизельном топливе.

Причина тому проста – более оптимальное использование топлива, ведь его расход, чаще всего, у дизельного двигателя заметно меньше, чем у бензинового.

Но практика показывает, что дизельные двигатели обычно уступают в мощности своим бензиновым аналогам. Именно поэтому начал набирать популярность турботаймер на дизель – довольно простое устройство, которое помогает продолжать двигателю работать даже на холостых оборотах.

Но нужен ли он вообще? С этим мы попытаемся разобраться в нашей статье.

Когда устанавливают турботаймер

Из того, что водитель реально видит, в салоне находится всего лишь небольшая часть устройства, которую можно увидеть на фото турботаймера на дизель.

Начнем с того, что турботаймер можно устанавливать не только на дизельный двигатель, но и на бензиновый. Единственным условием является наличие турбонаддува, без которого это устройство просто не будет работать.

Во время движения на высоких оборотах турбонагнетатель начинает нагреваться, причем довольно сильно, что вполне нормально.

Проблема заключается в другом – в том, что после относительно быстрой остановки, если заглушить двигатель, турбина тоже будет остывать, весьма быстро, к слову.

Практика показывает, что ничего хорошего в этом процессе нет. Почему? Все довольно просто – в пробках и подобных ситуациях нередко водители глушат двигатель, ведь давать ему прожигать топливо в часовой пробке не очень разумно.

Но ведь точно не можете знать, когда пробка начнет свое движение, хоть и минимальное, а потому в любой момент может понадобится включить двигатель и начать движение.

Если ехать на высоких оборотах, нагреть все узлы турбины, после этого довольно быстро остановиться, а потом через минуту-другую, например, опять начать движение – произойдет огромная нагрузка на турбины.

Решить эту проблему может установка турботаймера на дизель, который в этом случае нужен только для того, чтоб турбины не остывали при коротких остановках двигателя.

Логика работы

Турботаймер позволяет продолжить работу двигателя на холостых оборотах после того, как ключ был вытащен из замка зажигания. Устройство применяется в ДВС, оснащенных турбонаддувом. Используется в качестве топлива бензин или дизель – значения не имеет. При больших нагрузках, продолжительной работе на высоких оборотах турбокомпрессор сильно нагревается. В процессе работы для охлаждения используется моторное масло, а в некоторых турбинах и ОЖ. После остановки двигателя циркуляция масла прекращается. Поэтому при слишком высокой температуре в каналах происходит подгорание масла, что ведет к образованию нагара. При возобновлении работы турбины подгоревшее масло будет исполнять роль абразива, стачивая поверхности трущихся деталей. К тому же отложения уменьшают сечение масляных каналов, ухудшая тем самым подачу смазки. Логика работы турботаймера в том, чтобы дать двигателю после остановки поработать еще несколько минут, дабы охладить турбину. При этом вы можете спокойно закрыть машину и уйти по делам. Двигатель заглохнет по истечении запрограммированного срока.

Целесообразность установки

Турботаймер чаще всего устанавливается на дизель лишь ввиду более частого использования турбокомпрессоров в паре с . В каких случаях желательна установка данного аксессуара:

Но даже в таком случае против установки турботаймера можно выдвинуть веские аргументы:

  • дизель или бензиновый мотор используется для размеренной городской езды с нечастыми нагрузками. Даже если периодически вам приходится активно педалировать, то спокойной езды в режиме до 2000 ты/оборотов даже за 1 минуту до остановки достаточно для охлаждения турбокомпрессора современного авто. Будет нелишним напомнить о высоких требованиях к моторному маслу, которое следует заливать в турбированные моторы;
  • на авто установлена сигнализация с функцией турботаймера. В таком случае установка отдельного дейвайс будет пустой тратой денег. Функционал сигнализации можно посмотреть на официальном сайте охранной системы.

Установка своими руками

Учтите, что установить турботаймер на автомобиль, оборудованный штатной сигнализацией, с контролем над основными узлами по CAN-шине, а также доукомплектованый современным охранным комплексом, будет крайне трудной задачей. Вам потребуются навыки чтения электрических схем, а также понимания логики работы основных электронных систем авто.

При неквалифицированном подключении своими руками существует большой риск конфликта между системами, что чревато появлением различных «глюков», загоранием Check engine и ослаблением уровня защиты вашего авто от угона.

Для конструкции устройства не важно, устанавливается турботаймер на дизель или на бензиновые мотор. Разница в подключении будет касаться во многом только питания сервисных функций устройства. Логика подключения будет отличаться в зависимости от конкретной модели авто и турботаймера. При покупке устройства от именитых производителей (HKS, Apexi, Greddy, TT, Blitz, TTX) вы в большинстве случаев получаете:

  • блок управления;
  • модуль с экраном для демонстрации отчета времени и других сервисных функций;
  • провода и разъемы для подключения;
  • инструкцию.
Читайте также:  Земля для рассады своими руками для перцев

Монтаж

Чтобы установить комплект на свое авто, вам потребуются:

  • пассатижи, которыми можно перекусить провод и обжать клеммы;
  • клеммы «папа-мама». Также вам потребуется клемма под болт для «массы», если таковая не предусмотрена в комплекте;
  • термоусадка для надежной изоляции мест соединения;
  • хомуты для фиксации проводов;
  • отвертки и прочие необходимые для сборки/разборки салона инструменты.

Установка своими руками начинается с обесточивания бортовой сети (скиньте минусовую клемму АКБ). Вам необходимо снять салонный пластик, перекрывающий доступ к контактной группе замка зажигания. Чтобы установить турботаймера на дизель/бензин, вам нужно «врезаться» в провода, идущие от замка зажигания. Модуль, с которым в комплекте зачастую идет двухсторонний скотч, можно закрепить в удобном для вас месте около приборки. Такой же метод подойдет для крепления блока управления, который можно расположить внутри приборной панели. При возможности блок и провода лучше дополнительно закрепить стяжкам, чтобы избежать в дальнейшем посторонних шумов при проезде неровностей.

Когда стоит ставить турботаймер

Поскольку стоимость труботаймера на дизель обычно находиться в пределах 5 тыс. рублей, то логично, что многим водителям стоит присмотреться к этому прибору.

Но когда же его именно стоит ставить на свой автомобиль? Прежде всего мы бы вам рекомендовали устанавливать турботаймер, если вам часто приходиться ездить по плохим дорогам или вообще бездорожью, ведь обычно это происходит именно на довольно больших оборотах, хоть и не большой скорости.

Более того, даже водители, которые часто ездят на шоссе могут воспользоваться таким устройством. Чтобы понять, нужен ли турботаймер на дизель, вам достаточно просто в течении нескольких дней обращать внимание на обороты, с которыми вам часто приходиться ездить.

В условиях трассы также довольно непростая ситуация, ведь там нередко приходиться обгонять других участников дорожного движения.

Еще это касается водителей, которые на светофоре любят довольно быстро стартовать, что на низких оборотах просто невозможно – им тоже турботаймер явно лишним не будет.


Какие амортизаторы лучше: обзор лучших моделей и рекомендации по их применению (115 фото)

Какой аккумулятор лучше для автомобиля — рекомендации как и какой АКБ выбрать для своего авто (135 фото)

Автомобильная антенна для радио — рейтинг лучших устройств и идеи как сделать антенну своими руками (125 фото)

При желании есть такой вариант, как сигнализация с турботаймером для дизеля, которая обойдется вам довольно дорого, но только из-за того, что это комплект, а хорошая сигнализация дешево не стоит, ведь не просто так на самых дешевых автомобилях ее нету.

Варианты установки турботаймера

В том случае, если вы все-таки не желаете исполнять роль турботаймера и сидеть по несколько минут с включенным двигателем, ожидая понижения температуры, то можно обратиться в соответствующие инстанции и заказать установку этого устройства на автомобиль. В настоящий момент существует два способа монтажа турботаймера. К ним относят установку в качестве отдельного блока, а также совместно с автомобильной сигнализацией. Современный рынок настолько развит и многообразен, что способен предложить и такой гаджет, как сигнализация с турботаймером для дизеля. В обоих случаях устройство располагается под панелью приборов и скрыто от посторонних глаз, так что общий интерьер салона не нарушается.

Читайте также:  Как правильно покрасить крыло автомобиля своими руками

Источник

Турботаймер на дизель своими руками (схема) ?

Прежде чем начать нашу статью о турботаймере для дизельного двигателя, хотелось бы ввести в курс тех, кто еще не знает зачем и в каких случаях применяется турботаймер дизеля.
В форсированных (турбированных) дизельных двигателях при тяжелых условиях эксплуатации, при перегрузках, таких например как:
— движение по трассе с повышенными оборотами двигателя (особенно на пониженных передачах при обгонах);
— преодолевание бездорожья с постоянно завышенными оборотами и повышенной мощностью,
перегревается нагнетающая воздух в систему питания турбина.

Для того чтобы равномерно вместе со всем двигателем охладить турбину, необходимо при остановке машины, дать ей поработать на холостых оборотах. Работа турбины на холостом ходу понизит температуру турбины. Проходящий через турбину воздух поглотит часть тепла из турбины, тем самым охладит ее. Принцип турботаймера как раз и основан на том, чтобы в течении определенного времени, после остановки, не глушить двигатель, а давать ему поработать на холостых оборотах.
Если заглушить двигатель сразу, после значительной нагрузки, то нагревшиеся элементы турбины (лопасти, выпускной коллектор, подшипники), при перегреве могут изменить геометрию своих изначально заложенных конструктором форм. В итоге, турбина выйдет из строя. Фактически перегрев турбины аналогичен перегреву двигателя.
Теперь когда мы разобрались для чего нужен турботаймер для дизеля, попробуем найти возможные альтернативы решения. В принципе вы сами можете быть турботаймером, для этого необходимо просто не глушить двигатель сразу после того, как вы остановились, а дать ему поработать на холостых оборотах. В наш век электроники это конечно не самый удобный вариант, поэтому есть вариант установить сигнализацию с функцией турботаймера. Большинство сигнализаций в настоящее время обладают такой опцией. Но если и этот вариант не для вас, тогда можно реализовать небольшую схемку которая и будет задерживать выключение двигателя.

Турботаймера для дизеля. Принципиальная схема и принцип ее работы

Схема реализована на одном транзисторе. Был выбран транзистор КТ 816Б, думаю подойдет любой из этой серии. Турботаймер работает по следующему алгоритму. Транзистор VT1 при работающем двигателе закрыт подачей положительного потенциала от замка зажигания на минусовой вывод конденсатора, а также на базу транзистора через сопротивление R1.
После выключения зажигания, пропадает соответственно и положительный потенциал. Начинает протекать ток в цепочках R2-R1-С1. Этого тока хватает чтобы открыть транзистор. При этом проходящий через транзистор ток (эмиттер — коллектор) питает обмотку реле, которое сразу же включается. То есть при пропадании питания с замка зажигания включается реле.
Транзистор будет открыт до тех пор, пока не зарядится конденсатор. После того, как зарядится конденсатор, тока через сопротивление R1, будет недостаточно чтобы открыть транзистор. Соответственно пропадет ток коллектор — эмиттер и реле Р1 разомкнется. То есть реле будет работать пока заряжается конденсатор. При номиналах указанных на схеме время задержки выключения двигателя составит порядка 50 секунд. Увеличивая емкость конденсатора С1 можно увеличить и время задержки, уменьшая, уменьшить. Время также можно увеличить за счет увеличения номинала резистора R2. Увеличивать сопротивление можно примерно до 15 — 20 К, дальнейшее увеличение настолько ослабит ток на конденсаторе, что закроет транзистор.
Особенностью схемы является тот факт, что при повторно заведенном двигателе в течении 1 — 2 минут конденсатор еще не успеет разрядится через сопротивление R1, соответственно реле повторно не включиться. Если можно так сказать, возвращение работоспособности схемы происходит по истечении примерно 10 минут после того, как завели двигатель.

Принципиальная схема турботаймера для дизельного двигателя.

Транзистор применяемый в схеме турботаймера

Теперь немного хотелось бы рассказать о режимах, снятых при тестировании данной схемы турботаймера для дизельного двигателя. Они будут представлены в виде таблиц.

Таблица 1. Ток питания турботаймера при различных режимах работы

№ п/п Время работы турботаймера Потребляемый ток турботаймера
1 с 1 по 50 секунду
(до момента выключения реле)
уменьшение с 140 до 40 мА
2 после 5 минут
(потребление в режиме ожидания)
7 мА

При падении тока до 40 мА обмотке реле не хватит силы магнитного поля, чтобы удерживать контакты реле и оно размыкается. Также из таблицы видно, что ток в режиме ожидания составит порядка 7 мА, что не скажется на разрядке вашего аккумулятора.

Читайте также:  Ip домофон своим руками

Таблица 2 Время задержки реле при различном времени с момента последней остановки до пуска дизеля.

№ п/п Работа двигателя Время задержки реле (сек)
1 Двигатель заглушен после длительного пробега 47
2 двигатель заглушен через 5 минут
(с времени пуска)
27
3 двигатель заглушен через 10 минут
(с времени пуска)
40

Из таблицы видно, что время восстановления работоспособности схемы составляет порядка 10 минут.

Предупреждения о безопасности при установке и подключении схемы турботаймера для дизеля. Все работы по установке проводить со скинутой минусовой клеммой аккумулятора. После установки схемы турботаймера, необходимо внимательно проверить все соединения и правильность их подключения.

В некоторых случаях при установке турботаймера на автомобиль наблюдалось следующее явление. Из-за скачка напряжения, то есть при его падении за счет отключения генератора, примерно с напряжения 14 на 12 вольт, транзистор вновь открывался и реле соответственно включалось. В итоге, двигатель успевал подхватывать и вновь пытался завестись. Можно сказать наблюдался эффект импульсного прерывания остановки двигателя и последующего его запуска. После установки стабилизирующей микросхемы на эмиттер транзистора, посредством питания через микросхему КРЕН. Схема стала работать устойчиво. Схема подключения микросхемы КРЕН приведена в другой нашей статье «Стабилизатор напряжения в машине на микросхеме».

Турботаймер на микроконтроллере

Весьма удивительно было заметить в 2019 году, что интерес к турботаймерам не пропал. Если первая часть, то есть то что было выше писалась еще на заре интернета, и примерно с такими же знаниями в электронике, то все что ниже уже вполне актуально и весьма высокотехнологично. Ведь освоение микроконтроллеров может значительно расширить возможности, сэкономить на размерах и массе, а также на энергопотреблении. Итак, турботаймер на микроконтроллере. Самый простой микроконтроллер в состоянии справиться с этой задачей, да еще и обеспечивать индикацию оставшегося времени. Взгляните вначале на принципиальную схему непосредственно таймера.

Пару LM7805 одна из которых обеспечивает питание, вторая логическую единицу, то есть входной сигнал. У турботаймера вход на 3 ножку и 3 выхода с 5, 6, 7 ножки. 5 ножка это управляющий сигнал, если надо, то можно использовать ключ-транзистор и силовое реле, и 6 и 7 ножки это ножки для индикации оставшегося времени. Можно просто заменить светодиодами, если нет индикатора или не ставить вовсе.
Само собой важно будет залить микроконтроллер, то есть запрограммировать его небольшим и несложным СКЕТЧЕМ. О программировании я уже долго распылялся на этом сайте, поэтому заливаем и все! Теперь про принципиальную схему подключения сего турбодевайса к проводке в машине. Опять смотрим схему.

Здесь принципиально важно было сделать своеобразное самоподхватывание таймера, как это бывает с реле. Ведь напряжение питания от замка зажигания З.З. приходит и на питание и на управляющий вход. А вот после отключения замка зажигания, питание берется уже через силовое реле, а на входе сигнал логической 1 пропадает, что и является критерием начала отсчета, который в итоге отключит напряжение питания силового реле и в итоге обесточит себя сам. В этом есть некий плюс, так как таймер не будет потреблять ничего в режиме покоя!
Итак, небольшое видео по работе таймера.

Пару слов о недостатках. Так как таймер был «выношен» и «рожден» в домашних условиях, и на машину не ставился, то сразу можно сказать, что из видимого и описанного тут не предусмотрено отключение таймера. То есть если хотите ездить без таймера, то необходимо будет установить дополнительный выключатель, а так таймер всегда будет срабатывать.
Из плюсов это то, что таймер в конце цикла своего отключении и отсчета, проверяет нет ли сейчас логической единицы на входе. Если она есть, то силовое реле не выключатся. Эта функция может быть полезна, если водитель остановился меньше чем на 2 минуты, но выключил зажигание, а потом решил продолжить движение. Достаточно будет вновь включить зажигание и поехать, таймер не отключит реле по итогу отсчета.

Источник

Оцените статью