- Женский журнал
- красота, здоровье, уход за собой, воспитание детей
- Зачем нужны самодельные игрушки?
- Чем хороши самодельные игрушки?
- Как заинтересовать ребенка изготовлением игрушек?
- 1 – 2 года: знакомство с материалами, формами, цветом
- Бабочка из прищепки
- 2 – 3 года: развитие воображения
- Идеи самодельных игрушек в 2 – 3 года
- Шашлычки из пластилина
- Игрушечная рыбалка
- 3 – 4 года: полет фантазии
- Коробочка со сказкой «Красная Шапочка»
- Музыкальный инструмент «Шум дождя»
- Консультация для педагогов «Изготовление игр своими руками как средство развития ребенка»
Женский журнал
красота,
здоровье,
уход за собой,
воспитание детей
Зачем нужны самодельные игрушки?
Зачем делать игрушки своими руками, как заинтересовать малыша процессом, какие игрушки можно сделать вместе с ребенком.
В наши дни, когда в магазинах такое разнообразие отличных игрушек на любой вкус и бюджет, кажется бессмысленным делать их самим своими руками. Конечно, проще всего купить малышу очередной фабричный шедевр, но его польза для развития ребенка будет куда меньшей, чем у самодельной игрушки. По мнению психологов, совместное творчество необыкновенно сближает родителей и детей, а малыш учится фантазировать и воплощать свой замысел, познает свойства разных материалов. У ребенка развивается мелкая моторика рук, совершенствуется координация движений, повышается усидчивость и внимание к мелким деталям.
Чем хороши самодельные игрушки?
- Такая игрушка полностью оригинальна, не похожа на те, что продаются в магазине;
- Ее можно создавать, а не просто играть готовым изделием: придумывать детали, модифицировать во время игры;
- Сделать игрушку можно из самых простых материалов, которые найдутся дома;
- Ее можно адаптировать к интересам малыша (изучение цветов или букв, страсть к динозаврам);
- Самодельная игрушка учитывает все пожелания ребенка (цвет, размер, форма);
- «Рукотворная» продукция многофункциональна, ее можно использовать для разных игр;
- Для каждой игрушки легко изготовить пару или целый игровой набор;
- Дети больше ценят такие игрушки и бережнее с ними обращаются;
- Они обходятся очень дешево;
- Создавать такие игрушки можно всей семьей.
Как заинтересовать ребенка изготовлением игрушек?
- Для ребенка очень важно, чтобы выполняемые действия были ему по силам, а с получившейся игрушкой можно было бы действительно играть;
- Соблюдая принцип «пошагового обучения», нужно переходить от легких задач к более сложным;
- Не старайтесь все делать за ребенка, приходите ему на помощь только при необходимости;
- Сложно представить себе творческий процесс без мусора и беспорядка: не ругайте детей за испачканную одежду или мебель;
- Поддерживайте интерес ребенка во время работы, поощряйте его действия. Можно посоветоваться или попросить о помощи, чтобы ребенок чувствовал себя полноправным участником процесса;
- Сделанную игрушку не оставляйте без внимания: активно используйте ее для игр, показывайте гостям.
1 – 2 года: знакомство с материалами, формами, цветом
Ваш малыш уже подрос, и ему нужны более сложные и разнообразные занятия. Он уже одинаково владеет обеими руками и может совершать манипуляции с двумя предметами. Юный экспериментатор изучает, какими свойствами обладают разные вещи: насколько они прочны, как быстро долетают до пола, тонут ли в воде. Также это возраст «обезьянничества», когда так интересно подражать взрослым.
Помните, что годовалые дети не умеют ждать, поэтому приготовьте все для совместного творчества заранее. Участие малыша пока будет сводиться к знакомству с материалами и попыткам копировать действия родителей.
Идеи самодельных игрушек для годовалого малыша:
- Маленькие овощи и фрукты, животные, листья, цветы из соленого теста;
- Игрушечные предметы быта (посуда, мебель, инструменты);
- Куклы из мягких материалов. Очень увлекательным может оказаться создание собственного кукольного театра из ненужных носков или варежек;
- Музыкальные инструменты (шейкеры из бутылки с крупой, барабан из кастрюли с ложкой).
Главный принцип остается неизменным: игрушки должны быть безопасными. Это касается выбора материалов, количества и размера деталей. Лучше всего создавать игрушки из дерева, шерстяных ниток, хлопка, а также разноцветной бумаги, картона, детских красок. Из предметов обихода можно использовать вату, прищепки, одноразовые тарелки, всевозможные крышки и пробки.
Бабочка из прищепки
Бабочка из прищепки и салфетки — очень простая игрушка, которую можно сделать даже с годовалыми малышами.
- Защипните бумажную салфетку деревянной прищепкой так, чтобы получилась бабочка;
- Нарисуйте на прищепке фломастером бабочке лицо;
- Дайте малышу порисовать на салфетке акварельными красками: они будут растекаться симпатичными разводами;
- Можно сделать бабочке усики из скрученной салфетки или тонкой полоски бумажки.
2 – 3 года: развитие воображения
В этом возрасте малыши начинают придумывать игры с реалистичными сюжетами. В них участвуют куклы, животные, а также игрушечный транспорт, домики, кукольная мебель, конструкторы, посуда и прочее.
Ребенку будет очень интересно построить вместе с вами из подручных материалов домик для куклы, парковку для машины, магазин или замок принцессы. Малыш уже многое может делать сам: вырезать из картона или бумаги простые фигуры, приклеивать, раскрашивать, немного лепить из пластилина, а главное — активно предлагать идеи. Дети 2 – 3 лет полны любопытства и искренне радуются совместному творчеству.
Идеи самодельных игрушек в 2 – 3 года
Шашлычки из пластилина
Вам понадобятся: пластилин, деревянные шпажки, миска, поднос.
- Скатайте несколько шариков из пластилина — ребенок может сделать это самостоятельно;
- Затем осторожно нанизывайте шары на шпажки — не слишком далеко от центра, чтобы они не упали. Если шарик держится плохо, просто прижмите его к шпажке;
- Когда все будет готово, пусть ребенок разложит шпажки на подносе и подсчитает количество получившихся «шашлычков».
Игрушечная рыбалка
Вам понадобятся: разноцветный картон или плотная цветная бумага, маркер, ножницы, скрепки, магнит, палка для удилища, веревка.
- Нарисуйте рыбу-трафарет. Пусть хвост будет достаточно большим, чтобы вы смогли написать на нем букву/цифру. Вырежьте ее и используйте для обводки остальных рыбок;
- Обведите рыбок (от 5 и больше) на картоне и вырежьте их. Нарисуйте им на хвостах буквы/цифры;
- Вставьте рыбкам глаза из металла и проверьте, чтобы магнит хорошо их притягивал;
- Удилище можно сделать из палочек для еды, линейки или затупленной вязальной спицы;
- Привяжите к удилищу веревку или ленту с сильным магнитом на конце — игрушка готова!
3 – 4 года: полет фантазии
К 3 – 4 годам главным занятием ребенка становятся ролевые игры: они помогают заново проживать и осмыслять реальные события, примерять на себя разные роли, справляться с различными страхами и тревогами.
Детская фантазия способна сделать любой предмет магическим. Веточка становится волшебной палочкой, листики — деньгами, а то, чего не хватает для игры, можно просто нарисовать и слепить. Именно в этом возрасте дети охотнее всего мастерят самодельные игрушки и предпочитают создавать реквизит для ролевых игр.
Вот что можно сделать вместе с трехлетним ребенком:
- Продуктовый магазин;
- Самолет;
- Пожарную станцию;
- Игрушечную библиотеку;
- Химическую лабораторию (с пищевыми красителями, шампунем и содой);
- Компьютер из картонной коробки.
Отличная идея игрушки для этого возраста — тематическая (сказочная) коробка из картона. Она представляет собой декорации и набор маленьких игрушек для разыгрывания определенного сюжета, будь то любимый мультфильм или сказка.
Коробочка со сказкой «Красная Шапочка»
- Возьмите старую коробку из-под обуви и отрежьте две стенки, чтобы одна сторона была похожа на сцену;
- Разрисуйте коробку изнутри так, чтобы получились декорации: лес, небо, солнце;
- Затем добавьте несколько деревьев. Их можно сделать из кусочков скрученной коричневой бумаги и зеленой салфетки;
- Из бумажных квадратов, прямоугольников и больших треугольников предложите ребенку сложить и приклеить к стенкам коробки домики для бабушки и внучки;
- Смело добавляйте детали на ваше усмотрение: ватные облака, цветочки из губки, траву из смятой салфетки и прочее;
- Подберите нужные пальчиковые игрушки (бабушка, внучка, Волк, охотники) и начинайте спектакль!
Музыкальный инструмент «Шум дождя»
Сделайте своими руками «шум дождя» из подручных средств — ребенок будет в восторге от этого фантастического инструмента.
Вам понадобится трубка любого размера из очень толстого и плотного картона или мягкого пластика. Кроме этого, приготовьте молоток, маленькие гвоздики, простую бумагу (примерно 2 листа А4), прозрачный и разноцветный скотч, картон и другие материалы для декорирования. Внутрь трубки нужно будет поместить крупу, горох или мелкую фасоль.
Вам понадобится трубка любого размера из очень толстого и плотного картона или мягкого пластика. Кроме этого, приготовьте молоток, маленькие гвоздики, простую бумагу (примерно 2 листа А4), прозрачный и разноцветный скотч, картон и другие материалы для декорирования. Внутрь трубки нужно будет поместить крупу, горох или мелкую фасоль.
- Вбейте в трубку мелкие гвозди примерно через каждые 3 см. Под присмотром это может попробовать сделать и четырехлетний ребенок. Чем больше вы вобьете гвоздей, тем дольше будет звучать «шум дождя»;
- Затем наполните трубку крупой и закройте ее с обоих концов картонными кружками, прилепив их на скотч;
- Смажьте простую бумагу клеем и оберните ею трубку целиком;
- Теперь переходим к декорированию. Пусть малыш наклеит на трубку кусочки разноцветной бумаги, всевозможные перья и бусины;
- А теперь опробуйте изделие и послушайте, как восхитительно звучит ваш инструмент, напоминая звук мелкого дождя.
Создание самодельных игрушек вместе с ребенком может быть очень увлекательным и полезным. Если вы искренне заинтересуетесь совместным творчеством, то, скорее всего, увлечете им и малыша и в процессе еще больше сблизитесь с ним. Попробуйте — это занятие доставит огромное удовольствие обоим!
Источник
Консультация для педагогов «Изготовление игр своими руками как средство развития ребенка»
Елена Жаркова
Консультация для педагогов «Изготовление игр своими руками как средство развития ребенка»
«Мы изготовили игры сами«
Сегодня в магазинах представлено огромное количество самых разнообразных игр, созданных для детей. И, выбирая игры для детей, трудно не запутаться, не растеряться. Кроме того, часто бывают случаи, когда купленная игра не вызывает у малыша интереса, или в нее неудобно играть, или же качество игры оставляет желать лучшего. Анализируя игры, которые имеются в нашей группе, я поняла, что не все из них используются так часто, как хотелось бы.
Мы задумались над тем, чем пополнить центр дидактических игр и как разнообразить игровую среду группы. Изучив материалы по данной теме мы пришли к выводу, что самым лучшим вариантом станет создание игр своими руками, причем, совместно с детьми. Такое занятие, безусловно, станет весьма полезным для малышей, а педагогам поможет решить сразу большое количество задач. Более того, создание собственной «авторской» игры способствует реализации принципа индивидуализации образовательной среды (по ФГОС ДО, так как каждый ребенок может проявить себя в этом интересном деле и внести свой вклад в пополнение игровых центров. Малыши учатся ценить свой и чужой труд, оказывать друг другу посильную помощь, и, конечно, играть вместе и по правилам. Кроме того, создание собственных игр с участием родителей должно положительным образом сказаться на детско-родительских отношениях и на взаимодействии семьи и ДОУ.
Сначала мы переработали большое количество информации из всемирной паутины, запаслись идеями, материалами и приступили к делу. Опыт участия в Городской экспериментальной площадке на базе д\с №7 по теме «Создание в ДОУ предметно-развивающей среды, ориентированной на ребенка» позволил шире посмотреть на проблему создания игр своими руками и подтолкнул к этому. Некоторые идеи я почерпнула из этого опыта, кое-что было дополнено, изготовлено по-своему. Поскольку я постоянно работаю с детьми старшего дошкольного возраста, да к тому же в группе для детей с нарушением речи, эта специфика была отражена в наших игр. В сборе материалов нам активно помогали родители.
В нашей группе были игры — соединялки, распечатанные из интернет-источников. Ребята с удовольствием в них играли. Я предложила пофантазировать и попробовать каждому изготовить подобную игру-соединялку самостоятельно. Ребята придумали игры и правила;
— сами нарисовали их, исходя из правил, потом игры мы заламинировали;
— дети поиграли в группе друг с другом, с родителями и воспитателями.
Получились яркие, практичные и интересные игры!
А потом мы с удовольствием подарили несколько игр ребятам из параллельной группы и научили их играть!
Задачи, решаемые в ходе изготовленияигр — соединялок и в процессе игры с ними:
-развитие мышления;
-развития навыка печатания букв, простых слов;
-развитие навыка чтения;
-развитие творческих способностей;
-развитие мелкой и тонкой моторики;
-воспитание навыка аккуратного выполнения работы;
-развитие умения задавать вопросы и отвечать на них;
— развитие связной речи;
— индивидуализация образовательного пространства ДОУ.
В индивидуальных тетрадях по подготовке к обучению грамоте были задания на составление слов по первым буквам названий предметов. Ребята всегда с интересом и успешно справлялись с ними. И пришла в голову идея создать целую подборку подобных заданий. Мы вырезали картинки и придумали слова, которые хотели составить, наклеили картинки в нужной последовательности. На этом можно было остановиться, но захотелось сделать игру более удобной и практичной. Карточки заламинировали, собрали на ленту, а на свободном месте карточки стало возможно писать фломастером, потом стирать. Таким образом, игра получилась полезной и практичной и пользуется у ребят большим успехом. В нее можно
— развивает навык звукового анализа простых слов, навык печатания букв;
— навык чтения простых слов;
-фонематический слух и фонематическое восприятие.
И, безусловно, помогает ребенку почувствовать себя успешным в таком непростом деле как обучение грамоте.
Следующую игра, которую я представлю, мы назвали «Чепуха, чепуха». Эта игра представляет собой тетрадь или блокнот на спирали, листы которой разрезаны на несколько полос. На каждой странице пишется предложение, причем каждое слово из предложения на отдельной полоске. Перекидывая полоски, можно составлять новые предложения из слов.Порой получаются самые невероятные сочетания: Дочка грызет мышку, дед ловит кость и т. д. Это доставляет ребятам массу положительных эмоций, кроме того они осваивают навык написания и чтения слов и предложений.
Еще одна игра, которую под силу создать каждому, это всем известные разрезные картинки. Такая игра хорошо стимулирует развитие творческих способностей, мелкой моторики, а также мышления детей, она проста в изготовлении, но не всегда просто сложить картинку. Вариантом данной игры могут служить рисунки или картинки, наклеенные на пластиковые карточки или широкие медицинские шпатели. В нашем варианте использованы красивые салфетки, поэтому карточки ребята предварительно покрасили белой акриловой краской, чтобы буквы и цифра на карточках не просвечивали. Можно распечатать рисунок на белом самоклеющейся бумаге или пленке. Ищем подходящую коробочку и наслаждаемся игрой.
Подбирая материал для отработки звукопроизношения, а также для развития навыка звукового анализа слов, мы создали игру «Ходилки по буквам». Эта игра представляет собой поле, по периметру которого наклеены буквы, в центре находится емкость с бусинами (можно использовать фасоль, горох или даже мелкие леденцы, если играете дома). Необходимо смастерить несколько маленьких стаканчиков, каждый должен чем-то отличаться. Стрелками отмечено направление движения. Бросая кубик, перемещаете свой стаканчик. Встав на букву,выполняете задание: например, придумать слово, в котором есть звук, обозначаемый данной буквой. Можно усложнить задание и дополнить игру вторым кубиком с указанием места этого звука в слове.Например: придумай слово, в котором звук О стоит в середине слова. Выполнив задание, ребенок получает бусину. В конце игры считаем количество бусин или собираем бусы. Буквы на поле можно заменить карточками со слогами или картинками для автоматизации или дифференциации звуков в слове.
Эта игра очень нравится детям и помогает педагогу разнообразить занятия или с пользой организовать детский досуг.
В работе по исправлению нарушений речи ребенка уделяется большое внимание такому направлению как развитие связной речи. Для этой цели нам служит игра «Телевизор». Представляет он собой коробку, ко дну которой прикреплен экран, в прорези вставляется бумажная лента с картинками, отображающими последовательно разворачивающийся сюжет. Сначала мы использовали для создания «киноленты» истории в картинках советского художника Николая Радлова. Ребенок рассказывает историю или стихотворение, опираясь на картинки, а впоследствии учится сам изготавливать подобные «киноленты». Такая игра стимулирует развитие связной речи, фантазию, развитие творческих способностей, словотворчество, а также положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка и развивает его индивидуальность.
Один из воспитанников принес в сад морские камешки, мелкие и гладкие. Мы сначала использовали их в создании различных макетов (морское дно, горы, затем стали строить башни – у кого выше, а потом придумали нарисовать на них рисунки и напечатать буквы. Получилось пособие для различных игр!Игры и упражнения с камешками: «Четвертый — лишний», «Звуковое лото», «Найди и назови…», «Что пропало», «Путаница», игры на автоматизацию и дифференциацию звуков и еще много – много других!
Задачи, которые решались в процессе изготовлениякамешков с рисунками:
— развитие фантазии, творческих способностей; развитие мелкой и тонкой моторики рук; воспитание аккуратности в работе; обогащение тактильных ощущений; развитие умения использовать различные технические приемы рисования; развитие умения выполнять коллективную работу, оценивать результаты труда; развитие фонематического слуха и восприятия.
Любимая игра, которую мы с ребятами изготовили быстро, и с удовольствием в нее играем – «Погремушки». Задача – найти парные контейнеры, издающие одинаковый звук. Наполнитель – песок, манка, бусины, монетки, гречка и другие. На контейнеры мы наклеили изображения животных, а на парные можно наклеить любые одинаковые картинки, или закрепить изолентой. Такая забава хорошо развивает физиологический слух, помогая ребятам научиться внимательно вслушиваться.
В коррекционной работе с детьми мы всегда большое значение уделяли развитию мелкой моторики рук. Поэтому и сами стали создавать игры, направленные на это. Например, «Искалка» — игра, помогающая развивать мелкую моторику, а также внимание, память, зрительное восприятие. Искалка — небольшой мешочек (можно смастерить его в виде животного, цветка, предмета) с окошечком из плотной пленки, заполненный крупой (нитками и тд., в которую добавлены мелкие предметы. Пересыпая наполнитель внутри игрушки, малыш находит эти предметы в окошечке. Можно дополнить игру заламинированой карточкой, на которую наклеен или пришит второй комплект предметов искалки. Находя такой же, ребенок обводит его на карточке фломастером, потом следы от фломастера легко стираются, и играть можно сначала. При изготовлении этой игры ребенок может помогать выбирать предметы, складывать их внутрь мешочка или даже выбирать образ будущей игрушки.
Еще одна игра, которую мы с ребятами изготовили уже давно, это «Черепашьи бега». К длинной нитке прикреплена самодельная черепашка (можно смастерить любую игрушку, с другого конца нитка привязана к палочке или карандашу.Задача: наматывая нить на карандаш, помочь своей черепашке добежать до финиша первой. Игра интересна, помогает научиться переживать поражение, тренировать мелкую моторику, может стать любимой семейной забавой, где каждый создаст свой персонаж.
Одна из воспитанниц принесла в группу кинестетический песок – вещество, напоминающее на ощупь мелкий нежный песочек. Эта забава продается и стоит очень дорого, а я, поискав информацию, нашла рецепт самодельного песочка, в составе которого только картофельный крахмал, немного воды и детский крем или масло. Если подкрасить воду пищевым красителем, играть станет веселее! Соединив все компоненты, мы получили нежную сыпучую субстанцию, напоминающую тот самый песочек. С помощью формочек можно играть, закапывать и искать мелкие игрушки, а если смесь подсохнет, добавить немного воды. После игры останется лишь сполоснуть руки. Кроме прочих достоинств я оценила также экономичность этой забавы.
Таким образом, мы поняли, что не каждая магазинная игра принесет Вашим детям пользу и доставит радость, но игра, созданная своими руками да еще совместно с ребенком, уж точно не будет пылиться на полке!
Желаю всем творческих успехов и отличного настроения.
Источник