Дневник успехов первоклассника
Ведение “Дневника успехов первоклассника” направленно на создание условий для формирования оценочных умений у первоклассников.
К факторам, влияющим на становление оценочной деятельности первоклассника, относятся оценка учителя, оценка одноклассников, мнение родителей, собственный жизненный опыт, присвоение навыков учебной деятельности.
В качестве основных этапов формирования оценочных умений выделены:
На первом этапе выявляются “стартовые” возможности обучающихся через мониторинг психолого-педагогического сопровождения первоклассников в условиях внедрения ФГОС.
Второй, подготовительный этап заключается в приобретении обучающимися умений учиться и навыков учебного сотрудничества. Труд ребенка направлен на освоение отношений: умений договориться, обменяться опытом, понимать друг друга и оценивать себя, почувствовать себя школьником.
Третий этап является основным. Результат работы на третьем этапе заключается в овладении обучающимися следующими оценочными умениями: самостоятельно определять критерии; оценивать отдельные этапы и всю работу в целом; оценивать друг друга; использовать ретроспективную оценку для оценки работы группы; принимать оценку родителей.
Четвертый заключительный этап необходим для закрепления полученных умений пользоваться разными видами оценки. Цель: присвоение каждым учеником способа работы с заданными эталонами оценки, выработка собственных эталонов.
Этапы формирования оценочных умений
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Время реализации |
I. Диагностический. |
Цель: Определение стартовых возможностей обучающихся.
— создает информационный банк данных на каждого ученика по итогам педагогической и психологической диагностики.
Цель: Овладение содержанием урока “Введение в школьную жизнь” через “Дневник достижений первоклассника”.
— дает образцы и критерии оценки работы;
— обучает разным видам оценивания: знаки, баллы, шкалы, суждения, знаки отличия.
— овладение системой условных знаков оценивания;
— знакомство с предметом и критериями оценивания (“что оценивать?”);
— знакомство с видами оценивания (“как оценивать?”);
— формирование у обучающихся умений самооценивания.
Цель: развитие умения оценивать свою и чужую работу по заданным критериям по окончанию работы и свою работу до её выполнения.
— проверяет работы, исправляет ошибки, ставит оценочные шкалы и предоставляет право на оценку самому ученику;
— организует оценивание работы самим учеником сразу после выполнения задания по заранее выбранным критериям;
— организует оценивание работы родителем;
— дает готовые критерии для оценивания или совместно разрабатывает с учащимися;
— использует алгоритмы, памятки, схемы.
— знакомит свведением “накопительной системы оценивания” “Портфолио”.
— изучает пооперационный способ оценивания с помощью “Листа достижений”;
— осуществляет оценивание индивидуальной, парной, групповой работы по содержанию или по виду деятельности.
3 четверть
Цель: присвоение каждым обучающимся способа работы с данными эталонами оценки или выработка собственных критериев.
— содействует повышению уровня самостоятельности в учебной деятельности и развивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;
— вводит понятие “пятибалльная система оценивания”;
— формирует прогностическую и рефлексивную оценку.
— производит соотнесение допущенных ошибок с образцом и планирует работу по их исправлению;
— оценивает свою работу по критериям, данным учителем или самостоятельно выделенным, с учетом изучаемого материала.
— пользуется различными видами оценки.
Необходимыми условиями развития действия оценки учебной деятельности являются:
— постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности; не учитель оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а с самого начала обучения перед ребенком ставят как особую задачу оценку результатов своей деятельности;
— предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности;
— организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;
— формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности; оценка становится необходимой для того, чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать;
— формирование у обучающегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;
— организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребенка (по методике А.Г. Поварницына, 2001).
Перечисленные условия организации действия оценки должны быть конкретизированы для различных учебных предметов. В начале освоения нового учебного содержания критерии оценки должны быть представлены в развернутом и максимально дифференцированном виде, а по мере усвоения обобщены.
Структура действия оценки включает следующие компоненты: объект оценки, критерий оценки, сравнение объекта оценки с критерием оценки, отображение в знаково-символической форме результата оценивания. Оценка выполняет функцию предоставления сведений обучающемуся об успешности его учебной деятельности. Формирование оценки в учебной деятельности основано на анализе обучающимся собственной деятельности, что наилучшим образом может быть организовано в учебном сотрудничестве со сверстниками (по методике Г.А. Цукермана, Л.В. Берцфаи, А.В. Захаровой).
Оценка формируется на операциональной основе контроля учебной деятельности. Прогностическая оценка направлена на выявление возможностей реализации деятельности. Она обеспечивает условия адекватного целеобразования.
Ретроспективная оценка направлена на анализ предполагаемых неудач и внесение соответствующих коррективов в деятельность.
Оценка как компонент учебной деятельности может быть характеризована такими свойствами, как адекватность, надежность, полнота (А.В. Захарова, Л.В. Берцфаи). Выделяют шесть уровней сформированности действия оценки как компонента учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
Уровни развития оценки
Уровни | Показатели | Поведенческие индикаторы | |
1. Отсутствие |
Оценки.
пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия — ни самостоятельно,
ни по просьбе учителя.
на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.
Компоненты формирования оценочных умений первоклассника
Результатом ведения “Дневника успехов первоклассника” является сформированность оценочных умений у обучающихся, в качестве основных компонентов оценки и её степени можно выделить: мотивационный, содержательный, деятельностный компоненты.
Компонент | Критерии и показатели | Методики |
1. Мотива- ционный | Отношение к осуществлению оценочной деятельности: |
а) отношение первоклассников к учебной деятельности;
б) уровень самооценки младших школьников;
в) уровень тревожности.
А.И. Липкиной “Три оценки” и задачи Пиаже,
“Выбери нужное лицо”
Р.С. Немова
тельный
а) знание об оценочных шкалах;
б) развитость и сформированность познавательных способностей (умения целеполагания, планирования, выполнения, контроля и оценки);
в) знание пооперационного состава действий изученного материала.
Э. Ф. Замбацявичене, и методика Е. В. Заика – Г.В. Репкиной “Оценка уровня сформированности учебной деятельности”,
лист достижений по каждой теме.
стный
а) совершенствование познавательной сферы;
б) формирование навыка оценочной деятельности;
в) самостоятельное выполнение оценочной деятельности.
экспертная оценка процедуры итогов контрольных работ.
В рамках концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова показано значение оценки — ее мотивационный смысл, влияние на успешность становления и осуществления учебной деятельности, формирование самооценки учащегося. Учебное действие оценки становится основой для развития самооценки ребенка в том случае, если он усваивает способы оценки (А.В. Захарова, А.И. Липкина, Е.И. Савонько, Ш.А. Амонашвили).
Оформление “Дневника успехов первоклассника”. (Приложение)
3 этап. Основной (взаимооценка, оценка родителей).
4 этап. Заключительный. (взаимооценка, оценка родителей, учителя).
Формирование оценочных умений у первоклассников в условиях .
Положение об оценивании по ФГОС
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.- 3-е изд. –М. :Просвещение, 2011. – 152 с. : ил. – ISBN 978-5-09-025478-6.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. В 3 ч. Ч. 1 / [М.Ю.Демидова, С.И.Иванов, О.А. Карабанрова и др.] ; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 215с. – (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-024003-1.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. В 3 ч. Ч. 2 / [Л.Л.Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.]; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2011.-240 с.- (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-024722-1.
Источник