- Арт-буки и раскрытие своего творческого потенциала
- Идеи для тематических страничек:
- 1. Ведение художественного дневника
- Читайте также
- Глава 4 Психология детского художественного творчества
- Сила художественного приема
- Из дневника Франклина
- ГЛАВА 4 ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА
- Ведение дневника
- Из моего дневника
- Из моего дневника
- Из моего дневника
- Из моего дневника:
- Из моего дневника
- Из дневника
- Из дневника
- Глава 20 ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
Арт-буки и раскрытие своего творческого потенциала
Арт-бук (art book) или арт-журнал (art journal) — это творческие тетради, ежедневники и альбомы, которые стремительно набирают популярность по всему миру. Что же это такое, и как они могут помочь в раскрытие своего внутреннего Я, творческого потенциала и избавиться от страхов и комплексов?
Страничка арт-бука, автор Mae Chevrette. «Жизнь начинается там, где заканчивается зона комфорта»
В детстве любой творчество доставляло радость, а мыслей: «достаточно ли у меня для этого таланта?», «что подумают о моей работе другие?», «какой в ней практический смысл?», — просто не возникало. Все мы рисовали, делали аппликации, лепили и сочиняли истории. И хотя большинство так и не стало писателями и художниками, это не значит, что творческое начало, которое было в детстве, просто исчезло без следа с течением времени. Оно все еще внутри нас, помогая находить нестандартные выходы из сложных ситуаций, увлекаться различными хобби, ходить в кино и театр, любоваться природой или творчески решать задачи, возникающие в работе и бизнесе.
Личная коллекция арт-буков и блокнотов
Однако именно эта креативная сторона человеческой личности во взрослом возрасте часто оказывается подавленной. Мы теряем способность получать чистое удовольствие от творческого процесса, отдаваясь целиком увлекательному процессу самовыражения. Мы стесняемся того, что не очень хорошо умеем писать или рисовать, боимся, что тратим драгоценное время на деятельность, которая вряд ли принесет материальную выгоду, или ждем, что творческий порыв будет осмеян или не понят окружающими. Тем ни менее, многие испытывают внутреннюю потребность в творчестве, которая, оказываясь подавленной, негативно сказывается на всех сторонах нашей жизни, ведь творчество — это не только музыка или живопись, но и умение находить нестандартные решения любых задач, создавать нечто новое в различных сферах деятельности и глубокое внутреннее удовлетворение.
Именно в таких ситуациях, для преодоления застарелых страхов и комплексов, могут помочь арт-буки и креативные дневники. В их ведении нет никаких строгих правил и канонов, вы делаете их исключительно для своего удовольствия, а значит, их нельзя сделать «плохо» или » неправильно«. Вы можете хранить их в ящике стола, никому не показывая, а можете делиться своими визуальными образами с близкими людьми или участниками тематических сообществ в Интернете, получая советы и поддержку единомышленников. Попробовать вести дневник может и должен каждый!
Арт-бук, автор Oliver Jeffers
Многие известные психологи и авторы популярных книг о природе творчества, например Джулия Кэмерон (автор книг о развитии креативности «Путь художника» и «Золотая жила») или Грег МакКеон (автор книги «Эссециализм. Путь к простоте»), единогласны в одном: ведение дневника в течение получаса каждый день будет чрезвычайно полезной практикой самопознания и поиска душевной гармонии для людей всех возрастов и профессий.
В безумном темпе современной жизни всем нам надо найти время, чтобы привести мысли в порядок, задуматься в спокойной обстановке о своих истинных планах и целях, помечтать или подвести итоги прошедшего дня. Если вас хоть раз посещало чувство, что в ворохе повседневных дел и забот, вы перестаете ясно видеть цель своих действий, или любимое дело вдруг перестало доставлять радость, значит, самое время притормозить, выразив все свои мысли и переживания на листе бумаги. Постараться вернуться в ту точку, в которой и было утеряно творческое удовольствие от того, что вы делаете. Свободная форма арт-бука поможет сделать это ежедневное занятие более комфортным и свободным, к тому же, многим из нас гораздо проще разобраться в себе с помощью ярких красок, зрительных образов коллажей или тактильного сочетания различных материалов, чем с помощью слов. Особенно это касается людей с визуальным типом восприятия окружающего мира, ведь они думают «картинками», а не словами или звуками.
Варианты возможных материалов для арт-бука
Арт-бук — это не школьная тетрадь по чистописанию, тут никто не будет ставить оценки или расчерчивать вам поля. Вы можете записывать свои мысли и впечатления от домашних дел или путешествий, сохранять на память яркие эмоции в виде фотографий или вырезок из журналов, визуализировать любые пришедшие в голову идеи, даже если они кажутся слишком смелыми или сумасшедшими.
Совет: вы можете посвятить целый блокнот какой-то отдельной теме: эмоции, увлечению, цвету, любимому фильму, книге, члену семьи или поездке, создав, так называемый travel-book (книгу-путешествие).
Странички дневника Анны Русоковой, известной в Интернете как Moleska
Памятка: мимолетные идеи и зарисовки, небрежно сделанные в виде эскизов, часто становятся в последствие полноценными проектами. Ведь, когда они визуализированы, вы всегда сможете вернуться к своим записям и вспомнить о них.
Отличие арт-бука от обычного дневника в том, что в нем наряду с привычными записями свободно соседствуют ваши рисунки и памятные предметы: фото, билетик из кинотеатра, запущенный цветок из поездки, журнальная вырезка или красивая этикетка — главное, чтобы эти части аппликации вызывали у вас определенные эмоции и мысли, создавая некий образы. Страничка арт-бука может рождаться спонтанно, например, во время путешествия, или представлять собой продуманную композицию. Для арт-бука подойдет любой блокнот, ежедневник и даже старая книга, главное, чтобы он вам нравился и был удобен.
Идеи для тематических страничек:
- список вдохновляющих вас идей и личных целей
- коллаж с фотографиями и воспоминаниями из детства
- список мест, которые хотелось бы посетить больше всего
- зарисовка с натуры вашего рабочего места
- абстрактная цветная композиция, нарисованная пальцами, испачканными в гуашью или акрилом
- интересно оформленный рецепт
- любимые цитаты из фильмов и книг
Многие известные люди не только ведут подобного рода творческие записи, но и издают их в виде книг. А те, кто хоть раз видел репродукции дневников Леонардо да Винчи или Ван Гога, наверняка помнят, как органично зарисовки соседствуют в них с записями, чертежами, схемами и списками необходимых покупок. Стоит воспользоваться опытом признанных гениев, не правда ли? Ведь даже они, не надеясь на свою память, регулярно делали записи и зарисовки всего, что волновало их ум, часто возвращаясь к своим записям спустя много лет.
Странички из дневников Леонардо да Винчи, которые он, как известно писал зеркально наоборот. В них нашлось место и анатомическим зарисовкам, и схемам фантастических летательных аппарато, и инженерным вычислениям
Итак, если вы вдохновились идеей вести творческий дневник, визуализируя в нем различными способами свои идеи, мысли и впечатления, мы предлагаем вам наш цикл статей, которые помогут освоить полезные художественные и психологические техники, сделать ведение дневника каждодневной привычкой, познакомят с приемами арт-терапии и вернут детскую радость творчества.
Странички дневника, посвящённого путешествию в Норвегию, с фотографиями и элементами гербария, автор Ann Moss
Источник
1. Ведение художественного дневника
1. Ведение художественного дневника
Вдохновение не появляется как молния, у него не энергетическая, не подвижная природа, оно не дается с помощью усилия. Оно прибывает медленно, тихо и непрерывно. Мы должны ежедневно давать ему маленький шанс появиться, питать его уединением и небольшой праздностью.
Рисование вернуло меня к жизни.
Когда восемь лет назад развалился мой второй брак, я почувствовала себя так, словно вся моя жизнь подошла к концу. Дети выросли и покинули дом. Меня окружали напоминания о прошлом. Хотелось чего-то нового, требующего затрат энергии иного рода. Я решила переехать на Манхэттен.
Я рассчитывала, что переезд подарит освобождение, но стало еще хуже. Я вдруг ощутила, будто меня сносит течением. Перестав быть женой и матерью маленьких детей, я не знала, как вести себя в новом статусе. Даже простые решения давались мне с трудом. Меня парализовал страх из-за покупки двух больших кондиционеров для новой квартиры. Что если я ошиблась в расчетах и они не поместятся в окно? Что если не смогу вернуть их и потеряю деньги? Отныне все решения я принимала сама и до смерти боялась сделать неверный выбор. Я оказалась в тупике.
Трудности все прибывали: борьба с толчеей в метро, бесконечное ожидание автобусов, а вдобавок я столкнулась с правилами пользования городскими прачечными. Однажды утром я постирала белье дома и обнаружила, что у обеих стиральных машин не работает режим сушки. «Нет проблем», — подумала я и отправилась в ближайшую прачечную. Только я загрузила сырое белье в свободную сушилку, ко мне подлетела менеджер: «Нет-нет, это только для клиентов, которые у нас стирают». Я была ошарашена. К чему строгость и непреклонность в такой простой вещи, как стирка? Вокруг было полно свободных машин. Кроме того, я не собиралась сушить белье бесплатно.
Не понимая логики, я собрала мокрые вещи и вернулась домой. Несколько минут спустя, развешивая тяжелые простыни по квартире, я поражалась тому, сколько во мне ярости. Раньше я могла сдерживать эмоции целый день, теперь же я перенесла их в свой художественный дневник.
Я нарисовала запретные сушилки, выставленные на улице. Потом окружила их сырым бельем, которое вынуждена была развешивать по всей квартире. Я не знала, что рисовать дальше, и добавила несколько деревьев, которые увидела за окном. Упавшую каплю красной краски я превратила в большую птицу и обнаружила, что она смеется над моими неприятностями. Тогда на картинке появилась я, прогоняющая птицу прочь. С каждой нарисованной деталью злость понемногу убывала. Взглянув на пригорок, на котором сидела птица, я «нашла» семена, и из-под моей кисти появился контур в форме эмбриона. Я вдруг ощутила надежду. День не был потерян. В конце концов я не стала заложницей своих чувств.
Процесс творчества — основное средство познания от колыбели до зрелости. Дети по наитию используют метод проб и ошибок, чтобы познакомиться с окружающим миром. Став взрослыми (а то и раньше), мы перестаем воспринимать ошибки как источник ясности или способ совершить открытие. Рисковать и принимать решения становится трудно из-за того, что мы слишком много думаем или слишком сильно стараемся. Препятствия возникают по причине избытка всевозможных вариантов. Логика предлагает рассортировать их, но одна лишь мысль об этом парализует волю. Что действительно нужно, так это избавиться от внутреннего хаоса, убрать все, что мешает сделать первый шаг.
Изображение моей злости из-за прачечной
Как вернуть непосредственность и ослабить хватку внутреннего критика, который обездвиживает нас? Как освободить разум и приступить к действиям, которые приведут к творческим решениям? Творческое сознание сродни мышцам, его нужно держать в тонусе и тренировать. Так как рисование — невербальный процесс, оно по природе своей является простым и гибким инструментом. Откажитесь от установки создать законченную картину или добиться идеального результата — и у вас получится то, что я называю спонтанным рисованием. Это способ импровизировать и играть — два жизненно важных условия развития человека.
Спонтанное рисование, описанное в этой книге, начинается с точек и штрихов и превращается в игру, когда вы видите знакомые предметы в изображенных вами формах. Другими словами, мы рисуем, чтобы научиться действовать через язык зрительных образов и лучше понять свои мыслительные процессы.
Рисование, отражающее воображение, поднимает на поверхность мысли, чувства и поведенческие реакции, которые изо дня в день создают блоки внутри нас. Переводя их в картинки на бумаге, мы рассказываем историю, которая меняет нас, и одновременно запечатлеваем свой путь. Преображение происходит, когда мы рисуем, изображая точки, формы и линии, а затем принимаем любой результат.
Я соединила спонтанный подход к рисованию с практикой ведения художественного дневника. Привычка вести дневник одинаково присуща королям, президентам, писателям, путешественникам и рок-звездам. Писать в дневнике значит не просто фиксировать события, это помогает нам размышлять над своими чувствами и воспоминаниями. Дневник помогает хозяину в обретении новых идей, и эта его способность особенно важна.
Но что если слова — не ваш конек? Или ваш рабочий день наполнен занятиями, связанными с языком — когда вы много пишете, читаете и говорите? Художники — от Леонардо да Винчи до Марка Шагала — использовали скетчбуки, чтобы играть с идеями. Фрида Кало вела дневник, напоминающий по духу импровизации из этой книги. Она заносила в него самые сокровенные мысли и чувства — словами и картинками. Скетчбуки режиссера Тима Бёртона — более современный пример создания рисунков ради игры, изобретательства и преображения.
Важная особенность дневника заключается в том, что он доступен и мобилен, поэтому вы можете обращаться к нему в любое время, в любом месте и, желательно, регулярно — именно так трансформация происходит наилучшим образом. Наподобие «утренних страниц», которые Джулия Кэмерон рекомендует в своей книге «Путь художника»[2], практика ежедневного рисования открывает способность к внутреннему диалогу, необходимому для размышлений. С помощью рисования развитие происходит не через труд и усидчивость, а почти наперекор им. Привыкая играть с бумагой и красками, мы добираемся до сложных материй, с которыми нельзя разобраться только с помощью раздумий и анализа. Каждая страница дневника становится площадкой не только для творческого поиска, но для внутреннего освобождения и поиска решений. Писатель Генри Миллер обнаружил, что рисование открыло в нем еще один голос, и было время, когда этот метод помог ему справиться с бессонницей.
Еще одно особенное качество художественного дневника — его необратимость. Нельзя спрятать то, что уже сделано, нельзя ничего удалить, и советую никогда не рисовать поверх того, что не нравится. Ведь мы получаем визуальную запись произошедшего — как мы зашли в тупик и как из него вышли. Всегда можно вернуться назад и поразмыслить.
Как пользоваться этой книгой и оптимизировать работу
Книга построена так, чтобы решить две задачи. Первая — научить вас рисованию на уровне, достаточном для достижения комфорта в обращении с материалами. Это значит познакомиться с кистями и красками, что и станет началом экспериментов. Как в любом другом занятии, степень мастерства будет расти во время практических занятий. Но это не значит, что наша цель — овладение техникой рисования акварелью.
Вторая задача — научиться видеть и передавать внутренние образы, не оценивая себя. Чтобы добиться этого, следует помнить несколько основных принципов.
Рисование «без ошибок»
Первое правило, которое стоит принять во внимание, я называю безошибочным рисованием, — все, что выходит из-под кисти, хорошо. Работая в этой технике, мы переворачиваем понятие ошибки с ног на голову. То, что когда-то воспринималось как ошибка, теперь считается прихотью кисти — это попытка увидеть след, оставленный на бумаге, с другой точки зрения.
Самокритика — неважно, касается она идей или качества исполнения — убийца творчества. Изменения не случаются на ровном месте. Им необходимо получить от вас разрешение попрыгать, упасть, испачкаться, а потом «продолжить банкет». Я покажу, как внутренний критик приходит под разными личинами, давая нам шанс попробовать, погрузиться в занятие, а потом заставляя все бросить.
Процесс важнее результата
Кроме того что в рисовании не бывает ошибок, ведение художественного дневника требует забыть о результате. Очень важно деликатно относиться к своим стараниям во время занятия, ценность которого не зависит от высокого качества результата. Ценность в том, чтобы оказаться внутри самого процесса, экспериментируя как можно чаще.
Оценка непосредственно творческого процесса важна, потому что помогает увидеть, как мы в каждую конкретную минуту:
• понимаем, что останавливает нас, мешает сделать следующий шаг;
• находим варианты и становимся более гибкими;
• оживаем вместе с воображением.
Все необходимое есть внутри вас
Единственное, что понадобится, — это краски и бумага. Для спонтанного рисования в дневнике не нужно художественного образования, специальных уроков, практики рисования с натуры. Все необходимые образы рождаются в замысловатой человеческой психике без нашего участия (эту тему мы обсудим позже, в главе 9). Начиная с рождения мы впитываем зрительные образы окружающего мира и набираем багаж разнообразного опыта и чувственных воспоминаний, которыми он сопровождается. В повседневности большинство людей едва касаются этих богатств. Эта книга подскажет, как раскопать несметные сокровища и воспользоваться ими. Когда мы разрешаем себе рисовать интуитивно, не ради результата, мы совершаем целое путешествие посредством только лишь воображения и находим путь в личную «библиотеку». Это мощное и исцеляющее средство.
Наработайте собственный опыт
У каждого, кто приходит на занятия, есть определенный опыт. Кто-то не рисовал со школы, а кто-то художник или преподаватель изобразительного искусства. Эта книга подразумевает переход от простого к сложному, и если определенная глава или упражнение особенно вдохновят вас, начинайте с них. Создавайте свой собственный опыт.
Каждый человек уникален, но есть качества, которые уравнивают всех, независимо от того, кто и когда начал вести дневник. Если вы купили эту книгу, значит, скорее всего, стремитесь к раскрепощенности и спонтанности. Вам нужен инструмент, который будет с вами на протяжении жизни и поможет двигаться вперед. Вот почему я разработала этот подход и надеюсь, вы обнаружите, что за ним стоит философия, которая гораздо важнее штрихов, оставленных на бумаге.
ПРАКТИКА ВЛИЯЕТ НА КОРУ МОЗГА
Исследования показывают, что практика влияет на наш мозг. Когда мы делаем что-то снова и снова, нейроны, отвечающие за это действие, многократно раздражаются. При этом они растут и расширяются, образуя связи. Эти связи, или синапсы, превращают отдельные нейроны в высокоактивную сеть. Возможно не только появление новых связей, но и исчезновение тех, что редко используются<3>. Приятно осознавать, что на самом деле мы не рабы своих привычек.
Практикуясь в художественном дневнике, вы не только улучшаете навыки рисования кистью, учитесь рисковать, верить в свои идеи и даже шалить. Современная наука доказывает, что это, помимо прочего, увеличивает количество серого вещества. Исследователь Богдан Драгански и его коллеги из университета Регенсбурга в Германии провели эксперимент, впервые доказавший, что приобретение новых навыков меняет анатомическую структуру мозга<4>. Для этого исследования Драгански выбрал навык, который любому человеку легко приобрести и трудно потерять, — жонглирование шариками. Испытуемых трижды подвергали сканированию, чтобы увидеть перемены в их мозговой ткани. Первое сканирование сделали в начале трехмесячного эксперимента. Второе — после того, как испытуемые научились удерживать три шарика в воздухе как минимум шестьдесят секунд. Последнюю компьютерную томографию провели через три месяца после того, как новоявленные жонглеры, по инструкции ученых, бросили это занятие.
Результаты удивили. Второе сканирование показало значительное увеличение плотности серого вещества, найденное совсем не в той зоне, в какой ожидали увидеть исследователи. Вместо того чтобы развиться в области, связанной с моторикой, изменения произошли в зоне V7, связанной с наблюдением за движением. Но и это открытие имело смысл для ученых, так как жонглер должен предвидеть, куда переместится шарик после того, как покинет руку.
Третья томография, сделанная после трех месяцев без жонглирования, показала уменьшение количества серого вещества. Команда Драгански посчитала это доказательством гибкости мозга. Нарастание и убывание серого вещества указывало на то, как эффективно мозг избавляется от ненужных нейронов, сохраняя тем самым место для освоения новых задач.
«Приобретение любого нового навыка становится испытанием для вашего мозга», — утверждает доктор Арне Мэй, член команды Драгански<5>. Любого рода импровизация, вроде техники ведения художественного дневника, воспринимается как свежая задача, ведь мозгу приходится искать новые решения и создавать связи между идеями.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 4 Психология детского художественного творчества
Глава 4 Психология детского художественного творчества Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как и читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусств и ремесел. Д. Дидро 4.1. Детское творчество и искусство Художественное творчество
Сила художественного приема
Сила художественного приема Твои слова — как острия кинжалов И режут слух[39]. Вильям Шекспир В словаре Бартлетта «Знакомые цитаты» Черчиллю отведено больше места, чем кому-либо из авторов XX века.Джон Кеннеди как-то сказал: «Черчилль мобилизовал английский язык и бросил
Из дневника Франклина
Из дневника Франклина Июль 1726-го, 20-летний молодой человек сидит в каюте медленного парохода, плывущего в Америку, и пишет в своем путевом дневнике:«До этого я никогда не составлял плана своей жизни, а потому она представляла собой разнообразную смесь различных сцен.
ГЛАВА 4 ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА
ГЛАВА 4 ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА Во время первой встречи с новым пациентом я часто задаю ему вопрос, не имеющий отношения к делу: «Какой цвет вам нравится: красный, синий или черный?» А затем вручаю изумленному пациенту чистый блокнот в обложке того самого цвета, который он
Ведение дневника
Ведение дневника Ведение дневника имеет особое значение. Вы можете вести общий дневник, куда будете записывать все важные события дня, или несколько тематических дневников – к примеру, дневник здоровья, деловой дневник, дневник интересных наблюдений.Я рекомендую
Из моего дневника
Из моего дневника 6.4.2008С благоговением.С нежностью складываю я ваше высохшее белье,которое все еще висит на веревке.Новорожденные. Новопреставившиеся. Новоявленные.В каждой мысли о вас бесконечность моей любви.Эта любовь заставляет меня танцевать.Этот танец зовется
Из моего дневника
Из моего дневника 18.4.2008Что означает быть живым?Слушать, воспринимать — с одной стороны.Был активным, энергичным и громко заявлять о себе.Потеть, смеяться, заниматься спортом —это другое.И есть и третья сторона: петь, музицировать, страстноУвлекаться.ДУХ-ТЕЛО-СЕРДЦЕ.Не
Из моего дневника
Из моего дневника 28.4.2008Мне кажется, что боль, которую испытываешь, потеряв близкого человека, равна сумме всех болей, которые ты причинил этому человеку в течение жизни. И много времени пройдет, пока эта боль притупится.Из-за отсутствия возможности сказать: «Прости
Из моего дневника:
Из моего дневника: 16.4.2008Странный сегодня день. Случилось нечто невероятное. Не знаю почему, но у меня возникло чувство, что ваши души сейчас в стадии перехода на новую ступень.Ваши фотографии представляются мне нереальными. Я пытаюсь за знакомыми образами разглядеть ваши
Из моего дневника
Из моего дневника 17.6.2008Хели, мне когда-нибудь понадобится новый мужчина. Понятия не имею, каким образом все может произойти. Ты мой муж, мой духовный партнер, мое все!Можешь ли ты прислать мне своего земного представителя? На короткое время?Я никогда не прекращу любить
Из дневника
Из дневника 19.6.2008Ночное обращение к тебе с просьбой. После того, как мне приснился сон. О связи с кем-то. Сон был абсолютно прозрачен. В мою жизнь входит другой мужчина. Хели, я принимаю этот сон в качестве разрешения мне вступать в новые отношения.И, конечно, Фини, если у меня
Из дневника
Из дневника 27.08.2008ХЕЛИ ЭБЕРХАРТ. Не знаешь ли ты случаем, куда задевалась аккумуляторная дрель?! Она мне нужна. И немедленно. Я научусь наконец быть дровосеком. И разжигать костер! И повешу крючки в спальне! Эта мысль меня очень радует. При этом я повяжу голову старым,
Глава 20 ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
Глава 20 ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ Традиционное ведение дневника представляет собой сугубо линейную систему, при которой пассивно фиксируются события жизни, соотнесенные со шкалой времени. В настоящей главе вы ознакомитесь с новым и революционным
Источник