Дневник наблюдений за погодой своими руками

Дневник наблюдений за природой

В советских школах ученикам младших классов нужно было вести «Дневник наблюдений за природой». Это, после прописей, была самая первая ТПО (тетрадь с печатной основой) тех времен. Сегодня во многих школах учителя не придают большого значения ведению таких дневников. И это плохо. Ведь наблюдать за природой очень интересно.

Для учеников ведение такого дневника — это своеобразный проект, даже, можно сказать, целая научная работа. Ведение записей не предполагает помощь родителей, маленький человек все делает сам. И это здорово!

Ведение Дневника наблюдений организует ученика, заставляет его обратить внимание на природу, взглянуть по-новому на приметы погоды, учит определять температуру по термометру, узнавать какой сегодня ветер и что несут в себе облака. Изучая приметы погоды и заполняя дневник, ребенок будет понимать, что происходит с растениями и животными при сменах времен года и изменениях погодных условий. Все эти наблюдения и записи научат маленького человека организованности, помогут сопоставлять факты и выводить закономерности. Это важно и познавательно!

ЧТО ТАКОЕ ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

Итак, Дневник наблюдений — это тетрадь, где школьник будет записывать свои наблюдения за природой, делиться своими впечатлениями, делать опыты, выводы и зарисовки.

Я предлагаю не пользоваться готовыми печатными Дневниками наблюдений, а завести свой дневник. В этом случае маленькому исследователю не придется слепо следовать отпечатанным указаниям, и он не будет ограничен выделенным на страницах местом.

Свой дневник ребенок должен заполнять сам и сам решать, сколько места он потратит на запись, рисунок или вывод. Это творческий труд.

Лучше всего, по-моему, использовать для дневника альбом для рисования или большой блокнот с плотными листами. Это позволит наклеить на страницы листья разных деревьев, нарисовать картинку или даже написать маленький отчет.

Можно начать вести такой дневник с начала календарного года (1 января) или с начала учебного года (1 сентября). Здесь нет большой разницы. Часто начало учебного года больше организует ученика.

Начинаем вести дневник наблюдений. Что писать в дневник?

Собирать сведения про погоду — интересное и увлекательное дело, которое помогает глубже проникать в тайны природы. Для этого я предлагаю школьнику вести свой дневник наблюдений. С чего же начать?

  1. Обложка.
    Чтобы тетрадка не потерялась и не запачкалась (а пользоваться ей нужно будет почти каждый день и иногда на природе), поместим дневник в подходящую обложку и напишем большими буквами «ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ». Можно указать свою фамилию (если хочется) и обязательно год, ведь в следующем году погода будет другая 🙂
    Для ребенка будет занимательно через несколько лет открыть тетрадку и посмотреть, что было в этот день, какая стояла погода.
  2. Первая страница
    Самую первую страницу дневника можно оставить под рисунок или попросить ребенка написать на ней (как в настоящем личном дневнике) для чего он и что туда будет записываться.
  3. Наблюдения
    Со следующей страницы начинаются наблюдения. Ставим число, месяц, год (если дневник начат с сентября) как в ежедневнике. Размечать каждую страничку сразу не стоит, ведь не известно сколько будет надписей в определенный день. Все зависит от настроения. Иногда будет всего лишь пару строк, а в другой день и двух страниц будет мало.

Итак поставили число — рядом записываем какая в этот день погода. Тут пригодятся условные обозначения. Ребенок может придумать их сам или воспользоваться уже готовыми.

Температура воздуха, направление ветра и его скорость, осадки, роса, изморозь, иней, туман, виды облаков и т.д. Все это маленький исследователь может изучать и записывать постепенно, знакомясь с явлениями погоды.

  • Рисунок или рассказ
    Мало просто одних условных значков. Иногда такое настроение, что хочется его выразить в рисунке, рассказе или даже стихотворении. И не нужно себя останавливать. Хочется — вперед к творчеству!
    Распустились головки одуванчиков — нарисуем их во всей красе. Опали листья с деревьев — соберем, высушим и вклеим их в дневник. Гуляли по лесу — запишем, что видели и слышали.
  • Задания для Дневника наблюдений

    Кроме всего вышеперечисленного, я хочу предложить еще задания, с которыми будет интереснее и веселее заполнять тетрадь. Эти вопросы разграничены по месяцам, но выполнить их можно в любой подходящий день. Ведь природа порой преподносит сюрпризы. Так снег может выпасть только в январе, или отлет птиц начнется раньше срока.

    ЗАДАНИЕ НА СЕНТЯБРЬ

    Собери опавшие осенние листья клена, осины, липы, дуба, березы и рябины. Высуши и вклей в дневник.
    Запиши, когда забагрянили осиновые листья. Наблюдай за образованием птичьих стай, — запиши день отлета птиц на зимовку.
    Отметь день, когда созрели плоды боярышника, облепихи, клюквы и других растений. Запиши как меняется поведение птиц и зверей в дни непогоды.
    Запиши день, когда увидел первый лед на лужах.

    ЗАДАНИЕ НА ОКТЯБРЬ

    Отметь начало массовою отлета птиц; какой формы стаи гусей, диких уток, журавлей и других птиц?
    Когда созрели плоды рябины? Отметь в дневнике дни с первыми заморозками.
    Когда появились наши зимние гости — снегири и свиристели?

    ЗАДАНИЕ НА НОЯБРЬ

    Запиши все ли растения сбросили листья к зиме. Зарисуй веточки нескольких деревьев. Отметь когда озеро, пруд или река покрылись льдом.
    Подготовь зимние кормушки для пернатых друзей. Отметь какие птицы прилетают к кормушке.

    ЗАДАНИЕ НА ДЕКАБРЬ

    Запиши какое чаще всего небо, какими оно покрыто облаками. Отличается ли зимнее небо от осеннего?
    Поймай на рукавичку или рукав пальто снежинку. Рассмотри ее. Зарисуй снежинку в тетради. Посмотри как лежит снег возле дома, в поле, на дороге. Где его больше? Зарисуй.

    ЗАДАНИЕ НА ЯНВАРЬ

    Отметь дни с самыми сильными морозами. Не забывай подкармливать птиц — следи, чтобы в кормушках вовремя появлялся корм для пернатых друзей.

    ЗАДАНИЕ НА ФЕВРАЛЬ

    Отметь самые холодные дни и дни оттепелей. Запиши как ведут себя птицы и звери в разную погоду. Какие птицы чаще прилетают к твоей кормушке? В какое время дня их больше всего?

    ЗАДАНИЕ НА МАРТ

    Записывай в свой дневник когда начался ледоход, сколько дней он длился. Голоса каких перелетных птиц ты слышал? Какие насекомые проснулись первыми? Когда зацвела ива и черемуха? Как ведут себя скворцы возле домика, который ты для них смастерил?

    Сделай наблюдение — повесь термометр на солнечном месте и запиши его показатели. Перевесь термометр в тень и через некоторое время также запиши какую он показал температуру. Сравни показатели, сделай вывод.

    ЗАДАНИЕ НА АПРЕЛЬ

    Запиши когда зацвели подснежники. Укажи их правильное название.
    Если знаешь, напиши когда зацвели: мать-и-мачеха, гусиный лук, медуница, ветреница.
    Отметь когда растаял последний снег на поле и в лесу.
    Отметь месяц в котором было много ручейков.

    ЗАДАНИЕ НА МАЙ

    Когда была первая гроза? Когда листья на берёзе развернулись? Когда впервые встретил майских жуков? Когда в первый раз куковала кукушка? Когда услышал первое кваканье лягушки?

    Напиши, что ты видел во время прогулки по лесу или парку.

    ЗАДАНИЕ НА ИЮНЬ

    Понаблюдай за цветами. Когда они раскрывают свои венчики? Ты помнишь, что делают эти цветы в определенное время? Например, тюльпан открывается в 6 утра и засыпает в 5 дня. А как ведут себя другие цветы?
    Отметь день, когда можно было купаться в пруду или на озере, реке.
    Отметь день, когда расцвел шиповник — это начало лета!

    ЗАДАНИЕ НА ИЮЛЬ

    Был ли ты в поле, на лугу, в лесу, на речке или озере? Запиши, что видел и какие знакомые растения встретил. Опиши 1-2 незнакомых тебе растения. Сфотографируй их или зарисуй. Дома выясни как они называются.

    Собери во время цветения немного чабреца, ромашки, душицы. Чай с ними зимой очень вкусен.

    ЗАДАНИЕ НА АВГУСТ

    Лето такое щедрое на разные события, невозможно за всем уследить. Но не печалься: лучше иметь меньше записей в дневнике, но, чтобы они были более детальные. Проследи за появлением плодов и семян у растений. Отметь период массового вылета мух жигалок и слепней. Не пропусти прощальных трелей соловья и последнего кукования кукушки.

    В конце года можно пролистать дневник и составить табличку, из которой станет ясно сколько дней в году была хорошая или плохая погода.

    Сегодня в продаже имеются большие плакаты наблюдений за погодой на каждый месяц. Такой календарь погоды можно закрепить на стенд в классе и отмечать погоду там каждый день. А в конце года вместе со всем классом проанализировать, что получилось.

    Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

    Источник

    Дневник наблюдений за погодой

    Валентина Коробкова
    Дневник наблюдений за погодой

    Дневник наблюдений за погодой.

    Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. Ежедневно на прогулке мы с детьми наблюдаем за погодой, или предлагаем самостоятельно понаблюдатьи в конце рассказать о ней: Какая сегодня погода? Что про нее можно сказать? Какое небо? Что на нем есть? Есть ли ветер? Как вы его обнаружили? Сегодня холоднее или теплее, чем вчера (другой день недели? Учим детей замечать изменения в погоде и планировать, чем они будут заниматься в зависимости от погоды. После прогулки дежурные отмечают погоду на календаре группы и в «Дневнике наблюдений за погодой». У нас дневник оформлен в форме таблицы на каждый месяц года. В клетке дня недели ребенок рисует значок, соответствующий погодным явлениям (образы солнца, дождя, снега, др.)

    Заполнив дневник за двенадцать месяцев, мы с детьми проследили изменения погоды по сезонам и в течение прошедшего года.

    На основе приобретенных знаний у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить. Ребятам нравится вести «Дневник наблюдений за погодой» и мы будем продолжать эту работу.

    «Сегодня на улице…» Наблюдение за погодой во второй младшей группе В октябре, начав заниматься со своими малышами, я поняла, насколько трудно даются им беседы о погоде, и решила организовать для них простой.

    Дневник учебно-исследовательской практики — краткое описание Дата Содержание деятельности Анализ 7 сентября 2015г. Понедельник Составление плана практики План практики включает в себя знакомство с.

    Летний дневник 2. Здравствуйте,уважаемые коллеги. Продолжаем наш летний дневник. Эту неделю мы решили посвятить насекомым. Начали мы со всеми любимой «Мухи-цокотухи».

    Летний дневник 3 Мы продолжаем нашу летопись. Спасибо за голоса и добрые слова!Температура воздуха+35,поэтому эту неделю посвящаем воде и всему,что с ней.

    Летний дневник нашей группы Наступило лето!Но,к сожалению,оно очень короткое в наших краях. Решили мы запечатлеть каждый день в летнем дневнике. В нем мы будем описывать.

    Мастер-класс «Календарь наблюдений за погодой» Сегодня я хотела бы поделиться идеей создания календаря наблюдений за погодой. Изюминка этого календаря состоит в том. что им могут пользоваться.

    Методическая разработка «Система непрерывных наблюдений за погодой в течение одного времени года (весны)» Серия наблюдений за погодой Цель: способствовать формированию начал экологической культуры, интереса к явлениям природы, стремлению наблюдать,.

    Наблюдение за дождливой погодой Цель – формирование представлений об особенности поздней осени (дождливая погода) Ход наблюдения. К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет.

    План-конспект целевой прогулки в старшей группе «Наблюдение за погодой весной» ЦЕЛЬ: 1. Развивать наблюдательность, учить видеть красоту весенней природы; 2. Побуждать самих детей к составлению речевых логических задач.

    Источник

    Наблюдения за состоянием погоды и изготовление оригинального дневника наблюдений

    Наталья Плахтеева
    Наблюдения за состоянием погоды и изготовление оригинального дневника наблюдений

    Публикация будет интересна воспитателям и родителям детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

    Взрослые могут ненавязчиво, в увлекательной и игровой форме расширять кругозор детей, учить их быть внимательными, научить анализировать происходящие процессы в природе, фиксировать их в дневнике наблюдений, делать соответствующие выводы и интересно проводить время летних каникул.

    Материал является продолжением темы предыдущей публикации, которая была посвящена наблюдениям за небом, морем и ветром.

    Зачем вести дневник наблюдений за природой?

    У многих дневник наблюдений за природой ассоциируется с чем-то серым, скучным и добровольно-принудительным и, к сожалению, иногда это редко помогает привить ребёнку любовь к природе. Таблички, шаблоны, списки – всё это не даёт простора фантазии и делает процесс затянутым и неинтересным.

    Так для чего он всё-таки нужен дневник наблюдений?

    Само по себе наблюдение за природой – процесс занятный и полезный. Он не только помогает научиться анализировать, сравнивать и систематизировать информацию, но и развивает внимательность к деталям и чувство прекрасного. Другой вопрос – как интересно и познавательно организовать это наблюдение и сделать оригинальный дневник наблюдений? Расскажу, как это было организовано во время нашего летнего отдыха.

    Часть первая

    Важной составной частью по организации наших наблюдений за состоянием погоды во время летнего отдыха на море является изготовление метеоплощадки прямо на морском берегу.

    Детская метеоплощадка — это комплекс различных приборов, измеряющих погодные условия и для изучения состояния погоды и наблюдений за природными явлениями, а также для умения предсказывать её изменения. Во время нашего кратковременного пребывания на базе отдыха, мы использовали простейшее оборудование для метеоплощадки.

    Некоторое время назад я уже рассказывала, как во время летнего отдыха мы с детьми сделали метеоплощадку и солнечные часы

    Затем, когда дети разъехались по домам, я перед нашим отъездом собрала составные части и, сложив всё в пакет, спрятала в лесу неподалёку от игровой детской площадки на территории базы.

    На следующий год я планировала провести там для детей квест по поиску клада. А в качестве клада и были бы составные части метеоплощадки с солнечными часами.

    Так сложились обстоятельства, что в прошлом году мне не удалось этого сделать. Зато в этом году получилось! Сначала я показала детям ту свою публикацию об изготовлении метеоплощадки

    Затем я рассказала, что спрятала её составные части на территории базы, и дала подсказки, где находится этот клад.

    Заранее я прошла по этой тропе и убедилась, что она безопасна для прохождения по ней детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Во второй половине дня мы с детьми собрались, и они без труда определили на местности, куда надо идти и где искать спрятанный клад

    Так как дети уже знали из моей публикации, как собрать и расположить все составные части метеоплощадки, то на следующее утро на морском берегу мы быстро сделали метеоплощадку и установили солнечные часы

    Ежедневно во время утреннего отдыха на берегу моря мы сверяли время безопасного пребывания на пляже с солнечными часами, а также проводили наблюдения за небом и облаками, давали относительную оценку силы ветра и определяли направление ветра с помощью розы ветров и флюгера. Данные записывали.

    А в конце отдыха, пусть даже и кратковременного, мы анализировали результаты и делали выводы:

    — какая погода была в течение этого периода;

    — как она менялась;

    — сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых;

    — какого направления был ветер;

    — какое было состояние моря.

    Часть третья

    Уже дома мы занялись изготовлением дневника наблюдений

    Нам понадобились:

    — кусок обоев (использовали обратную сторону);

    — распечатанные на принтере таблицы с результатами ежедневных наблюдений;

    — кружочки, вырезанные дыроколом из цветной бумаги;

    Вывод

    Систематическое использование наблюдений в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать её особенности, и приводит к развитию наблюдательности.

    Заключение

    Вот так, проявив фантазию и, естественно, имея желание сделать время детских каникул разнообразным и познавательным, можно организовать интересные наблюдения за состоянием погоды даже во время летнего семейного отдыха на море.

    «Из дневника бабушки». Продолжение У Машеньки высокие лейкоциты в крови, лейкоцитоз. Марину с Машей положили на гематологическое отделение в больницу. Надо срочно оформлять.

    Наблюдения за гиацинтом. Организация наблюдений в уголке природы Хочу рассказать об организации наблюдений с детей за гиацинтом. Кашпо с луковицей гиацинта осталось стоять в уголке природы с весны,.

    «У природы нет плохой погоды…» Фотозарисовка о капризах весенней погоды В последнее время природа преподносит нам очень много сюрпризов, особенно в погоде. В наших краях, в средней полосе весна наступила рано,.

    Композиция с использованием оригинального природного материала. Мастер-класс Хурма – это плод дерева, относящегося к семейству эбеновых. Плод хурмы большой по размеру, сочный, имеет сладкий вкус, его кожица ярко.

    Конспект прогулки в младшей группе «Наблюдение за состоянием погоды» Наблюдение за состоянием погоды Цель: учить определять время года по характерным признакам. Ход наблюдения Предложить детям посмотреть,.

    Конспект прогулки «Наблюдение за состоянием деревьев и кустарников зимой» Цель прогулки: упражнять детей в определении деревьев по силуэтам; формировать представления о том,что жизнь зимой продолжается; закрепить.

    Методика проведения наблюдений на прогулке. Наблюдения за насекомыми в осенний период Цели: — проследить с детьми сезонные изменения в жизни насекомых в осенний период; — формировать у детей умение наблюдать характерные.

    Наблюдения за птицами на прогулке. Истории из жизни птиц весной из каждодневных наблюдений (фотоотчёт) Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.

    Сценарий экологического оригинального дефиле «Экологическая мода» Цель: активизировать, объединить творческие проявления ребят и их родителей, вызвать инициативу, эмоциональный подъем и просто доставить.

    Советы родителям по организации наблюдений за состоянием неба, моря и ветра во время летнего отдыха Материал может быть интересен воспитателям и родителям детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: продолжать знакомство.

    Источник

    Читайте также:  Делаем эва коврики своими руками
    Оцените статью