Добро гитара своими руками

Добро

Г итара Добро или гитара резонатор имеет металлический резонирующий конус вместо звуковых отверстий, он производит отличный металлический тон, который можно увидеть в музыке кантри. Некоторые гитары добро имеют гриф с квадратным поперечным сечением (квадратные грифы) и очень большие лады, на них играют с плоским инструментом в руке, стеклянной или металлической пластинкой, и они часто называются скользящие гитары.
Д обро — струнный щипковый музыкальный инструмент. Несмотря на то, что добро выглядит как гитара, имеет 6 струн, как гитара, и убирается в футляр, как гитара, — это не гитара. Отличает его ряд существенных качеств, и прежде всего наличие специального резонатора, который усиливает звук и сообщает ему своеобразный тембр.
Этот акустический резонатор был придуман и сделан Джоном Допера в 20-е годы с целью усилить звук гитары в оркестре. Изобретение его стояло в одном ряду с огромным количеством экспериментов, приведших впоследствии к появлению электрогитары. Опередив на несколько лет идею электрического усиления звука, Дж. Допера вместе с братом основал фирму «DOBRO» (DOpera BROthers) и стал выпускать резонаторные гитары, которые получили название добро. Продукция фирмы пользовалась успехом. Музыканты того времени с удовольствием покупали новинку, поскольку она действительно решала проблему с громкостью. Гитара стала более слышимой в оркестрах.
Вдохновленный успехом, Дж. Допера устанавливал свои резонаторы практически на все известные инструменты, даже на скрипку. Кроме того, он не обошёл своим вниманием модную в то время в США гавайскую гитару. Это было наиболее удачное сочетание, поэтому именно этому варианту суждена была долгая жизнь. Ибо, как ни остроумна была его конструкция, но конкурировать с электрогитарой она была не в состоянии. Зато в сочетании со слайдовой техникой игры она рождала новый инструмент. Именно в таком виде он получил мировую известность.

Устройство и звучание

Резонатор Дж. Допера работает по принципу диффузора громкоговорителя. Колебания струн передаются на алюминиевый конус-диффузор, который находится внутри корпуса добро. Сверху конус прикрыт крышкой с отверстиями, по своим очертаниям напоминающей вентиляторную решетку.
Конуса бывают двух типов. Более простой-конус типа national имеет в сечении усечённый конус, поднимающийся к центру. Производит громкий и резкий звук при этом довольно быстро затухающий. Такой тип резонатора наиболее популярен среди блюзовых и рок-музыкантов. Конус типа dobro имеет в сечении «W» и паукообразный мост с опорой по периметру, на котором установлена подставка для струн. Производит звук более мягкий и протяжный. Популярен у фолк-музыкантов, хотя такое разделение достаточно условно. И тот и другой вариант могут иметь как деревянный так и металлический корпус. Кроме того, и тот и другой могут иметь как обычный гитарный гриф, так и специальный «слайдовый»-квадратный в поперечном сечении, с высоко поднятыми струнами.

Строй

При игре на добро в стилях кантри и блюграсс, чаще всего используется открытый строй Open G (high): G-B-D-G-B-D, начиная с 6-й струны. Этот строй хорошо подходит как для аккомпанемента, так и для импровизации.
Также используется строй Open D: D-A-D-F#-A-D, начиная с 6-й струны, звучание добро в строе Open D часто можно услышать в записях Jerry Douglas.
Для игры слайдом на добро с обычным гитарным грифом в «обычной» позиции используются настройки Open G (low) Этот строй использует А.Я.Розенбаум (D-G-D-G-B-D, начиная с 6-й струны) и уже упомянутый ранее Open D: D-A-D-F#-A-D, начиная с 6-й струны. Строй Open G (high) отличается от Open G (low) только настройкой басовых струн. В Open G (high) Две самые толстые струны (6-я и 5-я) настраиваются на ноты G и B, а в Open G (low) – D и G, что обеспечивает характерное для блюза и регтайма чередование басовых нот и более удобно при сольной игре в «обычной» позиции.
Также для игры слайдом на добро с обычным гитарным грифом используют строй Open E: E-B-E-G#-B-E, начиная с 6-й струны, и Open A: E-A-E-A-C#-E, начиная с 6-й струны. Очевидно, что по интервальному соотношению Open E и Open A полностью аналогичны строям Open D и Open G, но настраиваются на 1 тон выше. Конечно, можно использовать и стандартный гитарный строй, но в стилях кантри и блюз открытый строй звучит гораздо естественней. Д обро — 6-струнная гитара, изобретенная в 20-е годы 20 века в США братьями Допера (Dopyera, Dopera), выходцами из Чехии. Называется она так в результате сокращения двух слов Dopera Brothers в одно — DOBRО. Гитару «добро» (иногда ее называют National Guitar) от других акустических гитар отличает наличие металлического резонатора, встроенного в деревянный корпус. Этот резонатор, внешне похожий на мембрану патефона (если кто помнит!), придает гитаре «добро» необыкновенный по красоте звук. Играют на гитаре «добро» с помощью специального металлического валика — слайдера, который скользит по струнам, создавая звуки, похожие на звуки гавайской гитары. Собственно «добро» и является такой вот гавайской гитарой, к которой братья Допера приделали свой знаменитый металлический резонатор. Струны у гитары «добро» настраивают по-разному:

Читайте также:  Как сделать фундаментный блок своими руками

— как у обычной 6-струнной гитары (E B G D A E),
— по строю E-dur (E B G# E B E), либо D-dur (на тон ниже),
— по традиционному слайдовому строю G-dur (D B G D B G).

Источник

Гитары >Сам себе мастер: самодельная гитара Pizza Dobro

В прошлом месяце Эдди Ван Хален отдал свою знаменитую самодельную гитару Franskestrat в Смитсоновский музей, а Blak Beauty Лес Пола продается на аукционе за $335,500.

Обе гитары считаются легендарными — на них создавалась гениальная музыка. И обе гитары выглядят так, будто их чем-то сильно били, пилили, отрывали части и вообще всячески издевались. А все потому, что для великих музыкантов гитара — это инструмент, который можно переделывать и усовершенствовать. Ведь музыкант всегда находится в процессе поиска своего звука.

Я, как подобает крутым музыкантам, тоже переделал, усовершенствовал и испортил страшное количество старых гитар. Больше, чем у многих вообще есть. Свои творения я использовал на концертах, для записи. Они же вдохновляли меня на создание новых инструментов.

Одна из моих гитар называется Pizza Dobro.

Гитара Pizza Dobro сделана из разных частей и штуковин, которые я собрал за многие годы, включая сковороду для пиццы:

· Корпус взят из Teisco ET-200 шестидесятых годов. Обожаю эту форму!

· Укороченный гриф принадлежал поломанной детской гитаре First Act.

· Гитара Pizza Dobro так называется, потому что я вмонтировал в нее, вы не поверите, сковороду для пиццы.

Получилась такая странная версия инструмента добро. Я просто взял и вырезал в середине корпуса отверстие и вставил сковороду. Задняя крышка сделана из крышки обычной коробочки для сигарет. И у меня нет беспокойств, что корпус может прогнуться — он сделан из промышленного ДСП.

· Бридж я сделал из железной ручки от чего-то, а большой болт, который я купил на блошином рынке, служит струнодержателем.

· Звукосниматель — старый сингл фирмы C.B.Gitty, прямо по верху от него идет шнур к гнезду.

Гитара настроена на сумасшедший строй A, D, A, F#, A. Внешне гитара похожа на банджо. Она звучит довольно мягко, я считаю, этот инструмент прекрасно подходит для блюза.

Я читал кое-какие обсуждения о ней, мне советовали увеличить длину грифа и поставить более качественные звукосниматели, но в этом-то все и дело! Гитара не идеальная, все в ней старое и не предназначено специально для гитары. Струнодержатель — просто болт! Какой смысл ставить сюда дорогие детали? Даже расстояние между струнами не идеальное. И все же гитара мне нравится! Я ей горжусь. Да, я разрушил винтажный корпус. Ну и что? На Ebay таких корпусов еще завались. А такой гитары, как у меня — нет нигде. И стоила она мне всего $50.

Моя Pizza Dobro — гитара со своим характером, уникальный инструмент. Возможно, кому-то он покажется смешным, но я буду ее хранить. Возможно, мои внуки даже будут драться за нее при разделе имущества, после моей смерти. Шучу.

Никогда не рассматривала варианты самодельных гитар. Усовершенствование каких-то отдельных элементов еще понятно. Но, полностью гитару. Хотя и не люблю это слово, но это КРУТО. Интересно, как появилась идея применения сковороды для пиццы.

Самодельная гитара — это круто. У меня её точно не будет, руки не из того места растут. Но людей делающих «свои» инструменты я уважаю.

Гитаристы удивительные люди! Мне понравилась Ваша гитара с вкусным названием «Pizza Dobro». Звучит интересно.

Крутая самодельная гитара!

Моя мечта — самодельная электрогитара! Сейчас собираю материал, чертежи для этого. Скоро начну, потом результат вам пришлю.

Всё замечательно. Только у Вас бридж из болта, а струнодержатель из какой-то ручки, а не наоборот )))

Теперь точно у меня появится самодельная Добро. Вы меня вдохновили! Вот достойное занятие вечерами деду с двумя внуками… Спасибо, Автор!

Источник

Добро гитара своими руками

Резонаторная гитара появилась из модификации обычной фолк-гитары для усиления звучания гитары в небольших сельских оркестрах. Родина ее конечно США, южные штаты — там, где сильны традиции фолк-музыки. Гитара эта сразу полюбилась блюзменам, особенно часто на ней играют именно слайдом. Можно увидеть резонаторную гитару у многих рок-звезд первой величины: у Дилана, Марка Нопфлера, Эрика Клептона, Питера Таушенда. Металлический резонаторный диск, или несколько дисков вставляются в отверстия в деревянной передней деки, обычно ставится специальный струнодержатель как на джазовых гитарах (арктопах) или банджо. Он тоже металлический в отличии от деревянной подставки как обычно. Иногда верхняя дека делается целиком из металла — тонколистовой меди, латуни или стали. Сейчас купить хорошую резонаторную гитару не просто в нашей стране. Их не заказывают сетевики потому как они мало известны у музыкантов и считается, что они подходят только под блюз (что не совсем так). Встречаются дорогие и некачественные китайские поделки, которые тихо и невнятно звучат, имеют дефекты в строении грифа. Поэтому лучше изготовить резонаторную гитару самому.

Читайте также:  Как расписать камни для сада своими руками

Самое сложное — изготовить сам резонаторный диск. Понадобятся ножницы по металлу, дрель, лобзик, небольшие болты с гайками. Материал для диска нужно тщательно подобрать. Заготовка из листа меди, латуни или стали не должна быть слишком толстой или тонкой. С толстой будет сложнее работать, тонкая не выдержит натяжение струн на прикрепленном к ней струнодержателе. Гитару советую использовать дешевую советскую из фанеры (как не странно — но они довольно звонкие и имеют неплохие басы), в случае ошибки в расчетах и изготовлении — потери не будут затратны и можно всегда достать другую. В передней деке сверлится круглое отверстие под размеры резонатора, оставляются обязательно края — чтобы на них закрепить резонатор при помощи болтов и гаек. Шурупы не годятся! Толщина краев от одного миллиметра фанеры. Конструкция должна выдерживать натяжение металлических струн толщиной № 10-12. Лучше струнодержатель сразу прикрепить к резонатору (измерив предварительно параметры крепления прежнего — чтобы не «уползла» мензура гитары). В резонаторном диске можно сделать произвольно отверстия любой формы и щели для лучшей циркуляции звуковой волны. Но не увлекайтесь. После монтажа резонатора со струнодержателем проверьте крепления, натяните струны и попробуйте поиграть. Высота струн над грифом зависит от струнодержателя и высоты подставки. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ: РАБОТАЙТЕ В ТОЛСТЫХ РУКАВИЦАХ, ОЧКАХ, ОБРАБАТЫВАЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРИКРЕПЛЯЙТЕ К СТОЛУ ПРИ ПОМОЩИ ТИСКОВ И ЗАЖИМОВ, ПРИ МЕХАНИЧЕСКОЙ РАСПИЛКЕ МЕТАЛЛА ЛОБЗИКОМ ТРЕБУЕТСЯ СМАЗАТЬ КРАЯ РАСПИЛА МАШИННЫМ МАСЛОМ В КАЧЕСТВЕ ЗАЩИТЫ ОТ ИЗЛИШНЕГО ТРЕНИЯ, ИСКР, МЕЛКИХ ЗАУСЕНЦЕВ.

Желаю удачи! В случае успеха вы становитесь обладателем аналога инструмента, цена которого 15-20 т.р.

Источник

Резонаторные гитары, Dobro и National, «spider» и «biscuit»

Поиски громких гитар начались задолго до того, как Les Paul, Leo Fender и множество других новаторов придумали работоспособные электрогитары и усилители. Поскольку относительно тихие гитары XIX века с их небольшим корпусом обслуживали лишь небольшие гостиные в противовес большим общественным местам, им нужно было стать громче, чтобы сопровождать такие инструменты как скрипка, фортепиано или духовые.

Это привело к тому, что гитара превратилась из изысканного, деликатного инструмента, все еще привязанного к «европейской модели», в ещё одну стереотипно «американскую» вещь — большую и громкую. Когда XX век набирал обороты, несколько американских производителей начали фундаментально менять гитару, чтобы удовлетворить потребности игроков, которые хотели, чтобы их услышали на эстраде, в баре или на оживлённом тротуаре в центре города.

В этой «гонке вооружений» увеличения громкости и презентабельности производители гитар начали создавать всё большие и большие инструменты и экспериментировать с различными концепциями конструкции, такими как новые системы пружин и механическое усиление. Из всех этих инноваций резонаторная гитара выделяется своим решением использования алюминиевого конуса (или конусов).

За последние два десятилетия такой резонатор пережил возрождение: инструменты стали более доступными благодаря массовому производству и в то же время более инновационными, поскольку мелкие производители продолжают совершенствовать основную концепцию, которой почти 100 лет.

Видео: «Black Raven.mpg», Андрей Шепелёв (b. 1958), лидер группы «ГрАссМейстер».

История

Всё началось в конце 1920-х годов, когда американский гитарист George Beauchamp (1899 — 1941) поручил словацкому мастеру по имени John Dopyera (1893 — 1988) создать достаточно громкую гитару, чтобы на ней можно было играть мелодические партии на эстраде.

Как изобретатель, у которого уже было несколько патентов, Dopyera придумал способ сделать гитару громче, используя три очень тонких алюминиевых конуса, реагирующих на колебания струн, с Т-образным бриджем. Конусы работают почти так же, как диффузоры колонок в вашем домашнем стерео или гитарном усилителе.

Читайте также:  Как правильно утеплить холодную крышу своими руками

В 1927 году успех этого инструмента привел братьев Dopyera, Beauchamp и группу инвесторов к созданию «National String Instrument Corporation» в Лос-Анджелесе.

Эти первые трёхконусные инструменты назывались «tricone» и сразу же завоевали популярность в то время у гавайских гитаристов, таких как Sol Hoopii (1902 — 1953). Звук этих гитар был прозрачным, со сложными обертонами, реверберацией и большим сустейном. Инструменты пользовались популярностью у таких разных игроков, как например, Tampa Red (1903 — 1981) или Oscar Alemán (1909 — 1980), который считался главным конкурентом Джанго Рейнхардта, пока не вернулся в свою родную Аргентину, спасаясь от нацистов.

В ответ на Великую депрессию появился менее сложный проект National Guitars, который был более экономически эффективным для производства. Эти более доступные гитары использовали один большой конус, который назывался «biscuit». Резонаторы с одним конусом или «бисквит-стайл» стали популярным дизайном в среде кантри-, фолк-, блюз- и госпел-музыкантов, которые нашли способы извлечь выгоду из сильной атаки инструмента, идеально подходящей для таких стилей, как пьемонтский блюз и рэгтайм.

Список исполнителей, которые использовали такие инструменты, большой: это Rosetta Tharpe (1915 — 1973), Blind Boy Fuller(1907 — 1941), Bukka White (1906 — 1977), Son House (1902 — 1988), Bennie Nawahi (1899 — 1985), Scrapper Blackwell (1903 — 1962) и другие.

Разработка одноконусных инструментов вызвала много внутренних трений в National Guitars, и братья Dopyera ушли, чтобы создать новую компанию «Dobro». Название отсылало к фамилии братьев, и одновременно — к слову «хороший» на словацком языке.

Системы Dobro и National объединяют одну и ту же основную идею — использование металлического резонатора, но с одним важным отличием. Новый дизайн Dobro использовал конус, обращенный наружу, от гитары, что потребовало «паукообразного» бриджа. Всё это производит более слащавый звук и более длительный сустейн, чем резонатор «biscuit», но не настолько богатый, как «tricone». Эти инструменты обрели популярность сначала в кантри, а затем у музыкантов блюграсс.

Подъём электрогитары и начало Второй мировой войны фактически положили конец производству резонаторных гитар, хотя они оставались популярными среди артистов, которые продолжали сочинять музыку на них, пока интерес к их уникальному звучанию снова не начал расти в 1980-х годах.

В наши дни

Поскольку резонаторная гитара является нишевым инструментом в мире акустических гитар, многие современные производители, как правило, являются узко специализированными и делают исключительно этот тип инструмента.

Очарование винтажных инструментов неоспоримо, а классические Dobros и Nationals относительно доступны. Но в большинстве случаев современные резонаторные гитары более «играбельны» и звучат даже лучше, чем старинные, вследствие развития технологий производства, не упоминая уже разрушительные последствия времени.

National Guitars , основанная в 1989 году и базирующаяся в San Luis Obispo, штат Калифорния, является лидером, интегрируя современные технологии производства, такие как ЧПУ, со значительным количеством ручной работы. Компания не только воссоздала многие из самых привлекательных винтажных моделей, но и улучшила удобство использования резонатора, предложив уникальную отделку и украшения, которые помогли переосмыслить, каким может быть инструмент.

А недавно, приобретя популярный бренд Scheerhorn, National теперь предлагает и модели типа добро. Цены на эти гитары американского производства начинаются с 3100 долларов США и легко увеличиваются при различных вариантах отделки, материала корпуса и электроники.

Гитаристы часто жаждут уникальных инструментов, что заставляет некоторых из них обращаться к мелким производителям за нестандартными изделиями. Можно найти высококачественные резонаторные гитары от John Morton , Mule , Ron Phillips и Trussart , а также других американских производителей. Аналогичным образом, некоторые мелкие производители концентрируются на гитарах в стиле добро, например, Beard .

Исполнители, желающие потратить менее 1000 долларов на новую или подержанную резонаторную гитару, могут выбирать из множества вариантов типа «spider» и «biscuit». Здесь доминируют инструменты, сделанные в Китае и продаваемые в США под знакомыми брендами. В этом ценовом диапазоне работают некоторые производители с историческими корнями, такие как Dobro , Regal и Gretsch , а также другие компании — Dean , Recording King и Washburn — у которых не было резонаторов в то время, но которые сейчас предлагают аппетитный «шведский стол» на выбор по ценам, недоступным для гитар американского производства. Другие относительные новички, такие как Republic и Royall , создают уникальные модели, отвечающие современной эстетике, например, в стиле стимпанк.

Большинство конструкций резонаторных гитар подпадают под два традиционных варианта: стиль «biscuit» из стали, латуни или дерева, смоделированный по образцу National, или деревянная гитара типа Dobro.

Источник

Оцените статью