Как делали долы на пуукко?
Джентельмены, есть сомнения по поводу технологии изготовления долов на старых пуукко.
Гипотетически, их сначала ковали, а потом дошлифовывали. Но рисунок долов точёный, а как и чем — никогда на старопикчах не видел, равно как и не видел обычных «строгалок» для долов среди инструмента ножеделов финских.
Откуда вопрос — а как-же их таки делали. если операция была настолько несложной, что значительное количество моделй идут с долами.
Думаю. если бы хоть какая-то сложность была, то финка с долом была бы «чем-то статусным», «более ценным чем обычно», а этого и близко нет — самые рядовые ножи идут с долом.
Вот, прилепилась картинка.
Дол такой-же формы, получается если делать его например толстым болгарочным кругом, у которого зализаны края, но йойъ — откуда у них бы взялись такие круги? Тут нужно помнить, что искусственные абразивы с суперпрочными связками дело очень недавнее, а где постоянно брать быстро изнашивающиеся камни небольшой толщины в финской деревушке? Загадка.
Так что если кому попадались картинки/видяшки/ets — велкам к пояснению явления.
Сам ничего не нашел.
А японцы долы как делали? Финны не могли так же?
А японцы долы как делали? Финны не могли так же?
ПээСом еще вопрос закину: а не пробовал ли кто делать пуукко со стилистическими поясами? Т.е. полный традиционный комплект — украшеный пояс/нож/ножны.
долы могли штамповаться потом дослесаривали. это так, версия для тех, кому приятно осознавать что долы прокованы) я больше склоняюсь к тому что долы точили с нуля, слесарка там не простая, геометрия ромбом который даже на тупье присутствует- абразива не жалели, значит был таки доступ.
Думаю. если бы хоть какая-то сложность была, то финка с долом была бы «чем-то статусным», «более ценным чем обычно», а этого и близко нет — самые рядовые ножи идут с долом.
я больше склоняюсь к тому что долы точили с нуля, слесарка там не простая, геометрия ромбом который даже на тупье присутствует- абразива не жалели, значит был таки доступ.
финские ножны старого образца как на фото хрен просто так сделаешь- вкладыш
ножны как раз таки рядовые, делали их дофига и даже сейчас такой нож не редкость и стоит не так уж дорого.
клинки как ножны могли делать на производстве а не точить в кустарных условиях. дальше кустари и фирмы покупали и одевали все это дело на свой вкус. как и сейчас есть несколько производителей которые покупают клины лаури и канканпаа и делают к ним рукояти, при этом на клинках гравируют свое клеймо.
также естетсвенно не исключаю что крупные производители делали клины сами, как например клины L&K несколько отличаются геометрией от ярви- у них часто долы уходят практически в кончик.
в те времена существовало только два способа- ковано-штампованные долы(с помощью пуансона по форме дола, к примеру) и струганные. По характеру геометрии долов (геометрия, точность)- всеж скорее струганные. То, что струги не попадаются на глаза, говорит только об их второстепенности, как инструмента. Кроме того, долы не являются неотъемлимой частью финок. Кустари делали без долов, долы появились только с появлением мелкосерийных артелей.
Ва, вот не могу найти источник, где я читал про это, но точно помню, что долы на финках появились гораздо позже, чем сами финки.
upd
кстати, долы на картинке могли быть сформированы еще одним способом- на круглом точильном камне, вернее на его угле. можно использовать , как версию- достоверность неизвестна.
конечно позже, ярви например в конце 19-начале 20го века без долов делали(те ножи что с берестяными рукоятями).
насчет струганных долов- на них следы есть от камня, когда болгаркой режешь- то же самое получается. во-первых это риски во-вторых они как-бы буграми идут. вполне могли стругать какие-то мастера, делающие особо дорогие ножики, а на серийке стругать- хз, както накладно..
кстати, долы на картинке могли быть сформированы еще одним способом- на круглом точильном камне, вернее на его угле.
Va-78 ты вставил фото одно. Этот дол делался слесаркой — очевидно.
Где фото рядовых ножиков?
дол на картинке из первого поста сделан на углу точильного камня диаметром примерно 250мм.
ну вот 😊)коллективный разум справился с очередной загадкой века 😊)
Э-ээ. -вон оно чё Михалыч!(С)
А такой метод я чесгря и не пробовал никогда, беру паузу на эксперименты.
Картинка с большим правленым кругом была, т.е. правили стопудово — могли конечно и уголок подправлять.
В описании тульского оружейного, в главе о про-ве тесаков так-же говориться о «точнении» долов. Т.е. на период технология годится.
К вопросу о проковке долов- их могли зубилом(либо похожим инструментом)намечать грубо на голомени, затем отслесаривать на угле точильного камня, причем,скорее всего, так и делали.
Фото из сети,скорее всего рускнайф.
Va, если затеяли эту интересную тему, не подскажете(уверен,что Вы обладаете столь глубокими познаниями), чем защищали клин при нанесении таких надписей на спусках и доле,удивляет такая ювелирная технология, да еще по тем временам.
Х.З. не обращал внимание поскольку к травленке равнодушен, но самое простое, что было наверняка доступно — воскъ.
Азоткой травил через царапки в воске — нормально получается, но процарапывая иголкой чуть приподнимаются края, куда потом лишнее затекает, а если ножиком из иглы именно «прорезать» — чики-пики.
уверен,что Вы обладаете столь глубокими познаниями
Азоткой травил через царапки в воске — нормально получается
как процарапаешь такие буквы и будут, что электрохимия что химия- без разницы. я брызгаю аэрозольной эмалью и когда она не до конца высохла(малость липкая) процарапать надписи иглой, я иглу чуть притупляю чтобы слишком тонкие надписи не были. буковки в миллиметр- полтора высотой вполне реально делать, маркировки видел на моих клинах? вот так и сделано. травлю электричеством
Вставлю и я, свои 5копеек..По долам нафинках?Согласен с Ку,возможен и такой вариант!Но.Коллеги?Дед мой,вернее, родной брат моего деда (по отцу),был кузнецом,говаривают неплохим..кинжалы ковал.шашки . Очень много лет,я ещё был очень маленький,валялся у нас под навесом(типа мастерская)камень точильный,вырезанный и обточенный из какойто породы,песчанника..отец точил варварским способом на нем ножи..Камень хороший.и зерно мелкое..Старики его добывали где то в горах Приэльбрусья. Так вот,хорошо помню его,(да и сейчас наверняка. валяется осколок от него..) Камень был плоский!!наверное сантиметра полтора и диаметром 50-60 сантиметров..Мне он тогда казался огромным!Зачем?Для чего он нужен был деду?Ведь у него были и большие ,толстые камни,и кинжалы на них точить легче,понятное дело..а я помню хорошо затрещину деда,когда попытался заточить гвоздик(наверное ножик хотел себе сделать)с боковой стороны камня..Нельзя точить на боковой повехности!!Дед так говорил..А если помните,двигателем служил второй чел,который крутил ручку..Вот и подумал я сейчас,а не для выведения дол,после проковки,служил этот плоский камень?Дед умер,когда мне было 7 лет . и спросить(уточнить) теперь уже не у кого..По травлению?До наших дней.дошло много рецептов старины.Одним из них,и самый распостраненный был пчелинный воск,рс добавлением (камеди)тобишь ,почти канифоль..из этого «сплава» делали карандашики с палец толщиной..И нагрев клинок проходили им по клинку,затем снова подогревали ,чтобы пленка стала более равномерной и тонкой..И Банзай!!Царапай иглой.заливай соленной водой и на тебе щастье!!Пробовал и Я этот вариант,он работает и результат не плохой,ну для такой «тонкости» травления как на фото. Края ,после иглы не задираются,»рез» получается ровный..Только нужно поймать эту пропорцию,Воск-канифоль..Был и асфальтовый лак.и козий жир(внутренний)Но если AndYur ,для Вас не принципиально.есть более лучшие варианты предохранения клинка..Могу расписать если интересно..С ув Муса!P/S/ Простите за многобукоф. понесло Остапа!!
Ну,не удержусь,покажу Вам,что творит МЭТР травления -Андрей Корешков. Без его разрешения правда,но один фрагмент.
да, кстати не знаете чем он все это рисует? 😊
То,что Вы видите на фото.это фрагмент картины на клинке..Размер всей картинки -зажигалка Крикэт..Андрей-единственный в мире МАСТЕР,Художник,который делает это. Будучи у меня в гостях,Он показывал мне мастер класс,учил,что ,как и чем..Пока мои результаты намного скромней..Я могу вытравить рамку 1х1мм,и разбить её на 4 клетки,травлением. А Сэнсей делает 9.
да, кстати не знаете чем он все это рисует?
Могу расписать если интересно..есть более лучшие варианты предохранения клинка..
Андрей-единственный в мире МАСТЕР,Художник,который делает это.
Конечно знаю!!Кисточкой,и под микроскопом!!Технология не моя,поэтому без разрешения Сэнсея,(сами понимаете)Я не могу поделиться с Вами..Даст добро,я напишу про худ.травление в отдельной теме..Добро?
восторги должны опираться на объективность — либо не один, либо нахрен никому не нужно.
кисточкой и под микроскопом- это я и предпологал, больше интересует мастика которой он все это рисует но если секрет- так секрет, я все понимаю)
хорошо, бум ждать 😊 на руснайфе видел туториал с уткой, там какая-то белая краска была вроде.
Va-78
восторги должны опираться на объективность — либо не один, либо нахрен никому не нужно.
Работы Андрея мне посчастливелось видеть, и действительно они вызывают УВАЖЕНИЕ и ВОСХИЩЕНИЕ своей красотой, тонкостью линий, продуманностью сюжета и сложностью ,виртуозностью исполнения. А кстати, часто встречаю Ваши посты на форуме,( к сожалению не знаю имени ) иногда читаю довольно таки резкие и категоричные высказывания ,но Ваших работ я еще не видел! Очень хотелось бы посмотреть. Будте так добры, киньте пожалуйста пару ссылок! Удачной охоты! С уважением! 😛
В журнале «клинок» N17 2007 г. представлен процесс изготовления пчака, дол формируется зубилом и выравнивается абразивом. Смею предположить, что финны поступали так же.
Уважаемый,давно слежу за Вашими выпадами на форуме. и вот хочу спросить у Вас?(думаю многих коллег ,так-же мучает этот вопрос и любопытство)А ВЫ САМИ,ЧТО НИТЬ УМЕЕТЕ ДЕЛАТЬ РУКАМИ?
[QUOTE].действительно для меня КУМИРЫ!
и действительно они вызывают УВАЖЕНИЕ и ВОСХИЩЕНИЕ своей красотой, тонкостью линий, продуманностью сюжета и сложностью ,виртуозностью исполнения.
Андрей- единственный в мире МАСТЕР,Художник,который делает это.
На руснайфе я спрашивал в АХО про травление , когда один пользователь(не помню кто) близкий Корешкову показывал его работы.
Он мне дал ответ на счет маски-краски.
Это автомобильная эмаль термоотверждаемая МЛ 1111, были еще номера, что то типа 117, 192, но я не помню точно.
Она долго сохраняет относительную подвижность, из-за этого не дает возможность подползания под рисунок.
Купил,ее ныне не больно то и продают, пробую.
Например, делал ей дамаскаж на своем, Аля Цитадель. правда там ХЖ.
НО я заметил одну нехорошую вещь при травлении электролизом, греется поверхность металла, из-за этого маска становиться не стойкой, начинается вымывание.
И такой результат у меня выходил на всех масках. увы.
Хотя, например обычный битумный лак очень удобен при травлении.
Пока дальше экспериментирую.
Собираюсь вот еще кислоты приобресть, благо такая возможность появилась.
ЗЫ Очень жду тему от Мусы.
Тем более, что я имею некоторую подготовку в отношении обычной графики, так что думаю, по металлу тоже пойдет.
Интересна технология ковки долов на финках. Полагаю сперва пластина через прожимки тук-тук, потом протягиваем в длину, спуски аккуратно, острие.
При протяжке канава соответственно принимает свою нормальную форму дола, а клинок свою оригинальную форму ивового листа.
Или по другому как?
Но есть недосягаемые,неповторимые,рожденные раз в тысячелетие .
Второго Леонардо да Винчи не будет и никто его не заменит,
второго Пикассо,второго Теслы и т.д.
Интересна технология ковки долов на финках. Полагаю сперва пластина через прожимки тук-тук, потом протягиваем в длину, спуски аккуратно, острие.
При протяжке канава соответственно принимает свою нормальную форму дола, а клинок свою оригинальную форму ивового листа.
Или по другому как?
Вот сейчас Паша напомнил картинку, опираясь на которыю говорил о кованых долах — где-то ее себе припасал, да не найти ничего в бардаке. )
Т.е. сначала поковка в штамп, потом слесарка/закалка. Это уже промышленный вариант конечно — так и немцы по периоду работали. и англичане.
Слева-направо: 1-ое и 2-ое фото. Стоп. Походу дальше в прессформу отправка.
А третье фото уже оттуда. Ковки ручной нет. Не вижу.
вот финик на конец 40-х и обещаные следы штампа в долах.
Ага.
В рукапашку с долами никто заморачиваться на ножах-финках не будет кроме нас 😊
ну у нас на то и ручная работа, мыж не на поток делаем. показаный мной образчик не самого высокого качества, есть у меня несколько L&K вот там долы очень даже неплохие для серийки.судя по обилию таких-же финок у простого люда в этой теме
http://rusknife.com/index.php/. о-определи-нож/
думаю что стоили они не сильно дорого, а для небольшой цены такое качество- вполне и вполне.
В рукапашку с долами никто заморачиваться на ножах-финках не будет кроме нас
Borz87
ну у нас на то и ручная работа, мыж не на поток делаем.
Почему на !углеродке их так упорно давали раньше
Va-78
восторги должны опираться на объективность — либо не один, либо нахрен никому не нужно.
Va-78
Не путайте «прямо» и «грубо». Я имею мерзкую привычку читать, то что отписывают визави — и читать, не как долбаный текст в порножурнале, а шевеля мозгами над «сказаным».
Между «единственный» и «единственный из мне известных» — бездна.
Видимо хотелось «как лучше «,а получилось «как всегда «, то есть ГРУБО! И простите в Ваших ссылках я не увидел (не прочитал!) ничего созданного лично Вами! Видимо старею, так как уже не понимаю то, что хотят сказать молодые. Эх! Годы, годы. С уважением! 😛
работая в сов.геологии под рукой был костер,геологический молоток,зубило,ковал на обухе топора,после зубила ровнял куском образива. получалось как на ваших фотках и много времени не занимало.
финик на конец 40-х и обещаные следы штампа в долах.
Это вызофф? 😀
Нож это инструмент и оружием может стать коса.
Короткоклинковое оружие начинается с кинжала и разновидностей где травмобезопасная рукоять стоит на первом месте.
ет, даже учитывая, что Финляндии как гос. образованию чуть больше 200 лет и долы присутствуют на большинстве ножей.
На традиционном якутском ноже-быхах долы тоже есть, хотя о практическом назначении непонятно.
о серийности. я изготавливал до 5шт в день(клинков с долами) много?МАЛО? Именно так делаю долы на нашем севере да и фины тоже. на заводе это можно депать 10ом способов,что тут обсуждать? А о КОРЕШКОВЕ, не надо в суе..
о серийности. я изготавливал до 5шт в день(клинков с долами) много?МАЛО? Именно так делаю долы на нашем севере да и фины тоже.
P.s. Я ведь предупреждал-промолчи, сойдешь за умного!
Ну и понятие клинковое короткое оружие: следуя твоей логике получается что нож имеющий травмобезопасную рукоять при наличии развитого подпальцевого упора и клинком в 40см = инструмент тирэ нож.
Да такой инструмент тут в стране это холодняк конкретный который инструментом назвать у криминалиста язык не повернётся.
Значит это оружие короткоклинковое — штык-нож или нож боевой что и разделяет понятие инструмент.
Теперь вернёмся к финкам — долы про которые и была изначально начата тема это цитата из моего поста:
Практического смысла в долах на финках нет другое дело в короткоклинковом оружии.
Почему тогда мой пост процитирован?
Представленный в первом посте образец-традиционный для провинции похьянмаа, самой воинственной кстати. Подобные ножи производятся х.з. сколько сотен лет, даже учитывая, что Финляндии как гос. образованию чуть больше 200 лет и долы присутствуют на большинстве ножей. На традиционном якутском ноже-быхах долы тоже есть, хотя о практическом назначении непонятно. да, чуть не забыл, нож это и есть КОРОТКОКЛИНКОВОЕ оружие!
Konrad Bussov
А по поводу оружия-инструмента: «все есть яд и все есть лекарство, тем или иным его делает применение и доза.»(Ауреол Филлипп Бомбаст Теофраст фон Гогенгейм(Парацельс))
на заводе это можно депать 10ом способов,что тут обсуждать?
Достаточно было просто сказать: простите, был неправ. Умишком скуден-с.
Повнимательней! Особенно с незнакомыми людьми. А то может так случится, что после того, как познакомишься и узнаешь какой замечательный человек
, будет очень стыдно за свое специфическое чувство юмора.
ЗЫ. ТС, извини за флуд — не сдержался (превращают мастерскую в . )
А меня на Клинке спрашивали,почему давно на ганзу не захожу. не мастера,графоманы через одного.. Почитал,проникся и еще долго заходить не буду.
ЗЫ. ТС, извини за флуд — не сдержался (превращают мастерскую в . )
Va, есть ещё такая технология-на-коленке — тонко обточенным бруском, вручную, по прокованной или даже намеченной ковкой канавке. Не так уж это и долго, кстати. Границы дола смазываются, конечно — но этой беде помогает шлифовка по плоскости. Могли и так делать в деревенских кузницах; тогда не боялись много работать руками, да и ритм жизни совсем иной был, времени не жалали на вещь. Ну а в артелях, конечно, точили.
Долы на финке есть не более чем понты, конечно. Но понты сами по себе вещь архиважная для многих — хороший пуукко сам по себе понты, согласны?
А по травлению — едва ли не самое доступное это лак на основе канифоли. Покрыл-процарапал-протравил-смыл.
понты сами по себе вещь архиважная для многих — хороший пуукко сам по себе понты, согласны?
тонко обточенным бруском, вручную, по прокованной или даже просто намеченной ковкой канавке
герр Шухер, за ругательства мерзкие направляйтесь в каземат тёмный. на 2 недели.
дабы срамные слова, более не писали. ибо сил моих нет больше безобразие это терпеть.
Konrad Bussov, воздержитесь от общения в этой теме. или тоже в каземат заточу.
для общего блага.
ведь алмазных карандашей у них точно не было, а просто закаленой железкой камень драть — ух как морочливо.
может он на этом камне и клин драл и долы
Не могу ответить на вопрос ТС , но думаю что камрад Sissi из ветки » финки » ( надеюсь не ошибся в написании ) сможет внести ясность. Кстати, спасибо Сержанту за вмешательство, ибо уже достали срачи в мастерской!
Сисси бы мог, но к Ганзе он охладел, ветку свою забросил, увы.
Сисси модером в аналогичной ветке на руснафе.
Добро пожаловать туда.
ЗЫ ВА на счет Сисси в курсе.
Прошерстил кучи данных по долам на финках. Не знаю что скажет Сисси его мнение тоже интересно но клинки с ручным доводом долов попались в единичных ножах один другого корявей и страшней.
Следует предварительный вывод что по доброй воле дол не делался ковкой вручную с последующим доведением до приемливых результатов а если и был то превышал себя в плавующих размерах и такие финки не дожили до наших дней ибо количество их было ограниченно.
Подтвердить и то не могу так что можно смело говорить что фигню написал.
Хотя с музея немного есть
Электроточило позволило делать на ножах (хозяйственном инструменте блин!) долы.
Ура. Нашёл кованые долы
Но это по времени не то годов 50 вроде
Поковки на коленках «Все кузнецы раньше. «
Не, Владимир, что-то не то нашел. Какие то бяки-закорюки. Пашин(Borz) клинок со следами пробоя зубилом лучше обьясняет. Долы же для форсу, а на этих фото- нет его. 😊 Либо нам необходимо разграничить поточное производство и трудяг-одиночек, по времени и технологии. Шухер, рад что Вы с нами!
Сразу могу сказать — не будет клиночник в хозяйство долы на клинке мять. Единичные работы (если это деталь костюма) с возможностью пользования электроинструментом то да несомненно но вручную партию в три-пять ножей. стимул должон быть 😊
Сегодня весь день маялся/проверял — нет, не оно. Камень, его грань, стесывается настолько быстро, что невозможно сделать даже с одной стороны дол.
Болгарочный, который куда тверже — режет, но на натуральном камне долов не наточишься.
Т.е. все-таки должны были быть тонкие специальные камни под это дело, думаю оч.небольших диаметров. Послежу еще за фотоматериалом — авось что-то да всплывет.
Ув.Va-78, нет ли у Вас фото интересного стенда в бОльшем формате?
Даже по этой фотке, просто взглянув и на этот маленький формат, многое стало ясно. Отпали многие вопросы которые долгое время не находили ответа. Весьма интересно рассмотреть поближе. С Вашего разрешения сохраню фоту у себя.
Va-78
ведь алмазных карандашей у них точно не было, а просто закаленой железкой камень драть — ух как морочливо.
skidive
нет ли у Вас фото интересного стенда в бОльшем формате?
Хотел-бы высказать свое мение на предмет того,как могли они делаться.
_________________________________________________________________________
Не секрет,что финки имели широкое распространение -далеко за пределами мест изготовления.
Ручного изготовления .
Их было сделано столько,что кроме местного рынка ими было заполонено все вокруг,да ещё они и поставлялись на продажу в огромных количествах в сопредельные страны,в т.ч. в Россию,и продавались там-не за фантастические деньги,а наоборот-имели нормальную цену,что и способствовало продажамих на этом рынке.
Как можно было завоевать российский рынок по столь нестандартным для поставки на него предметам производства?
Во первых-это низкая цена продукта.
Во вторых-это правильная система продаж.
В третьих-это интерес к ним со стороны покупателей.
Но все это должно быть на фоне низкой себестоимости производства товара(финок),которая обусловлена определенной технологичностью.
________________________________________________________________________
Тут надо плясать от самой технологии подходящей для производства,но при этом-дешевой технологии и реальной для постоянно повторяющихся одинаково канавок(низкая себестоимость заготовки изначальной для производства ножа кустарем).
Берем вариант выпиливания канавки с помощью абразивных инстументов-он не подходит-потому что надо иметь либо большое количество разных для образования канавки брусков(если только ими пилить)-но такого-скорее всего-не было-потому как эта операция занимала-бы в процессе изготовления-очень значительную часть времени,и была-бы одной из основных,причем-давала-бы кадый раз-неповторяющиеся одинаково результаты.А имеем в наличиии-мало упоминаний об этом,как сказал ТС.
Берем вариант ковки канавок-он тоже не подходит-потому как это довольно сложная кузнечная операция,в варианте качественного повторения-тем более,при этом канавка на черновой заготовке-не будет обеспечивать гарантии того,что канавка на готовом клинке окажется красивой и однотипной.Значит-такая технология тоже не походит.Хотя не исключено при этом ,что определенное количество клинков таким образом-изготавливалась.
Какой может быть ещё технология изготовления на заготовках канавок качественных?
Фрезерных станков,заточных-у них не было- у кустарей.
Какая ещё операция гарантирует все необходимые для повторения единообразного канавки,доступная кустарным способом изготовления?
Значит-это рубка канавки обычным зубильцем(спецзубильце по форме канавки-как инструмент предварительного удаления мяса мягкого ещё металла)-для последующего-самим мастером по ровной уже поверхности готовой почти начистовую (форма клинка при этом-готова обязательно)для прорубания канавки,с последующим доведением её до красивого и товарного вида с помощью абразивных инструментов. Для изготовления достаточно ровной канавки таким способом необходима ещё какая-то направляющая поверхность.
Т.е-практически готовый к закалке клинок зажимался в обычных тисках,имея при этом перпендикулярную клинку плоскость,которая обеспечивала правильное направление его рубки зубилом,потом-дорабатывали чем-то типа шабера ,потом дорабатывалось брусками(камнями).
Барм
Увы.
Это единственное фото.
Его на руснайфе Сиси выкладыва.
Барм
На руснайфе я спрашивал в АХО про травление , когда один пользователь(не помню кто) близкий Корешкову показывал его работы.
Он мне дал ответ на счет маски-краски.
Это автомобильная эмаль термоотверждаемая МЛ 1111, были еще номера, что то типа 117, 192, но я не помню точно.
Она долго сохраняет относительную подвижность, из-за этого не дает возможность подползания под рисунок.
Купил,ее ныне не больно то и продают, пробую.
Например, делал ей дамаскаж на своем, Аля Цитадель. правда там ХЖ.
НО я заметил одну нехорошую вещь при травлении электролизом, греется поверхность металла, из-за этого маска становиться не стойкой, начинается вымывание.
И такой результат у меня выходил на всех масках. увы.
Блин, как жаль что такое маленькое разрешение фото. Оно многого стоит.Вот как раз на этой фотографии со стенда и отчётливо прослеживается ВЕСЬ процесс изготовления этой серии пуукко, в т.ч. и дол. Вверху с левого края начиная, полоска металла, затем отковано в пресс-матрице (сразу с долами), затем слесарка, затем оттягивался хвостовик, затем закалка и доводка клина. Потом изготовление поэтапное оковки, сбор рукоядки, и на нижнем ряду процесс изготовления ножен. Там же отчётливо видно, пусть и маленькое разрешение, что используется пресс-матрица.
Гусев
Извините за офф, сегодня разбирали этот вопрос с Андреем.Вымывание происходит не нагревания поверхноси металла, а из-за того, что травление идет равномерно во все стороны и когда вы углубились в металл, канавки начинают травиться не только вглубь,но и в бок.С увеличением глубины травления увеличивается сложность выдержать рисунок.А электротравление достаточно мощное и его трудно контролировать.
Немного увеличил, но рассмотреть можно. Мне кажется, что 2-я заготовка клина — что-то типа штамповки
а как делали долы на мечах. вероятно технология получения долов от туда идет.
«Немного увеличил, но рассмотреть можно. Мне кажется, что 2-я заготовка клина — что-то типа штамповки. «
Вопрос в том-к какому сроку(веку,годам) относится эта музэйная экспозиция,что на фото выше?
Отсюда надо уже плясать-раз говорим о том,что долы там (когда?)штампованы или нет?
TRYP
а как делали долы на мечах. вероятно технология получения долов от туда идет.
Опять же от века зависит.
Приветствую уважаемое сообщество! Возможно, я смогу вам немного помочь с интересующим вас вопросом . Привожу перевод текста с финского ножевого форума www.puukoseura.fi . Перевёл маненько коряво, лень было заморачиваться, но суть понятна. Оригинал тут: http://www.puukkoseura.fi/doc/. m#_Toc255852427 А именно глава: Veriuran synty , то есть, появление этих самых долов. У финнов они называются так же как и у нас : кровяные канавки, или кровостоки. Но пусть расскажут сами финны:
» Кровосточные канавки (долы) -это предмет, о котором до сих пор говорят среди ножелюбов. Сужествует байка (легенда), что один финский злодей, пырнувший финкой соотечественника, получил в суде более суровое наказание, т.к. на орудии преступления не было этих самых долов. Историй (баек) множество.
Как бы то ни было, появление долов на финках, связано только с улучшением их внешнего вида, и имеет чисто декоративное значение.
Известно, что в 1905 году в мастерской Иисакки Ярвенпяя (Iisakki Jarvenpää 😛 пытались сделать долы при помощи ручных наждачных брусков, но в те времена это не удалось. Первые шлифовальные круги, толщиной около 5мм привезли военные (пехотинцы), обучавшиеся военному делу в Германии. Во всяком случае, в 1920 году у всех финок Каухавы были долы.
Вместе с этим облегчением клинков, появилось и стало использоваться и травление на них имён мастеров, в тех местах, которые не повреждались при заточке, т.е. сохранялись всегда. Одним из таких «писарей» был Elli Lindholm, который делал надписи металлическим стержнем по покрытым пчелиным воском клинкам и затем вытравливал их в кислоте. Он занимался этим делом более 50-ти лет. Его персональный, с характерным обратным уклоном почерк украшает тысячи финок. Он умер в возрасте 100 лет, в начале нового тысячелетия.
Ещё до появления узких канавок, в Каухаве начали делать, так называемые, «голодные клинки». На клинке вручную выбирали камнем паз на треть ширины клинка. Как видно из названия, дело это было трудным и долгим, и работник мало чего зарабатывал. Полировка этого паза тоже была трудным делом.»
Источник