Домашний авиатренажер своими руками

Можно ли самому сделать полноценный авиатренажёр?

Nikit

Новичок

Задался идеей соорудить реальный авиатренажёр в домашних условиях. Имеется гараж большого объёма, т.е. влезет полноценная кабина (предполагается вырезка из фюзеляжа гражданского самолёта Ту, ИЛ) а так же в гараж войдёт всё гидравлическое оборудование и ПК.
Предполагаемые основные этапы выполнения работ:
1. найти и договориться с кладбищем самолётов которые смогли бы продать каркас кабины с основными внутренними элементами управления и креслами пилотов.
2. найти программиста(ов) который бы оптимизировал какую ни будь игровую АВИА программу под текущие задачи: пока только взлёт, посадка и руление.
3. приобрести гидравлические цилиндры (6 шт.) для крепления с кабиной 3-х точках, рукава высокого давления, насосы, гидравлическое масло. (см.примерное фото крепления гидропривода с кабиной)

4. подобрать и приобрести промышленные контроллеры для органов управления и исполнительных механизмов гидропривода, для последующей привязки с ПК.
5. произвести работы по программированию контроллеров и увязки с ПО.
6. сделать металлоконструкции, провести сварочные работы, покраска.
7. купить: ПК, ЖК мониторы разных размеров и прочие аксессуары.
8. все пустые отверстия в нутрии кабины закрыть «эмитаторами приборов», т.е. на пластике напечатать и вставить.
9. привлечь для отладки тренажёра в качестве эксперта летчика который управлял данным типом воздушного судна, а лучше 2-х лётчиков.

Для меня трудности будут только по этапу 1 и 2.
Прошу Высказывать Ваши замечания, может кто то уже делал такие вещи? Буду рад любой информации: чертежи, литература, ПО и т.д.

Источник

Строительство кокпита самолета своими руками

Полёт на своем авиатренажере – удовольствие, которое многие пользователи авиасимуляторов считают вне своих сил. Среди основных причин – стоимость и необходимость больших временных затрат. Но есть и решение: в настоящее время на рынке имеется достаточное количество устройств «plug-and-play» и различных продуктов, которые могут помочь построить авиатренажер любых размеров. Вашему вниманию перевод статьи строителя авиационных тренажеров Хермана Ленферика об опыте самостоятельной постройки, где с одной стороны можно найти информацию об опыте создания тренажеров разной сложности, а с другой – ссылки на интересные ресурсы.

1. Концепция проекта

2. Компоненты авиатренажера (вторая статья)

  • Компоненты авиатренажера
  • На старт!
  • Полезные ресурсы

С чего начать работу над проектом

С самого начала появления на рынке симулятора игры Microsoft Flight Simulator в 1982 году пользователи по всему миру начали создавать закрытые кокпиты, имитирующие кабины настоящих самолетов. Кокпиты становились сложнее и совершеннее с появлением новых версий популярного симулятора. В настоящее время в мире существует развитый рынок узлов и запчастей для самых разных авиатренажеров, а также группы и сообщества их строителей.

Подходы к строительству могут быть разными

Кокпит Lentosimulaattori на основе Cessna172

Подходы к созданию проектов кокпитов отличаются друг от друга в зависимости от их назначения и задумки. Некоторые энтузиасты стремятся к полному подобию тренажера и кабины самолета, как вариант, часто в качестве основы используется настоящая кабина. Вот примеры такого подхода: Project 727, F15 sim, Bell 206B, Lentosimulaattori.

Другие строители фокусируются на схожести внутреннего пространства кабины: Ian, ConnieSim, CessnaSim, 777 Blog, Hoddo, 747-400.

Некоторые создают кокпиты самолетов по оригинальным чертежам и из таких же материалов: SimHardware.

Многие строители делают тренажеры в развлекательных целях, и степени подобия не придается большой важности, лишь бы напоминало чем-то кабину: Beech 1900D, GLAHBC.

Тренажеры на подвижной платформе составляют отдельную группу тренажеров из-за особенностей внешнего вида: JimsPage.

Наконец, отдельная группа энтузиастов делает упор на простоту проекта: они просто приобретают по отдельности узлы и компонуют их вместе. А вот и примеры: B767 Cockpit, тренажер Фрэнка Бонда.

Выбор компоновки тренажера

В начале любого проекта необходимо составить план работ. В строительстве кокпита таким планом является выбор компоновки с указанием будущих устройств и блоков тренажера. Как всегда правильного ответа по поводу состава компоновки нет. В общих чертах состав зависит от ваших амбиций, технических знаний и их доступности, бюджета и свободного времени.
Обычно одного компьютера достаточно, но в комплексных тренажерах часто используются несколько, связанных друг с другом. Игра Microsoft Flight Simulator поставляется с открытым кодом с возможностью тонкой пользовательской настройки, как модели воздушного судна, так и внешних декораций полета. Наиболее продвинутые приложения позволяют настраивать летные характеристики вашего воздушного судна и даже создавать свою модель самолета. Также есть возможность создавать свою приборную панель и настраивать звуковые эффекты в кабине. Вообщем, что душа просит…

Самым важным компонентом авиасимулятора является приложение, позволяющее игре обмениваться данными с узлами управления для управления кокпитом и моделью судна в игре. До появления игры Flight Simulator X, основным способом такого обмена было приложение FSUIPC. После выхода обновления появилось приложение с официальной техподдержкой – SimConnect. Оно и решает вопрос обмена данными с игрой. Поэтому вовсе не обязательно писать свое собственное программное обеспечение для этих целей, достаточно использовать то, что есть. Если тренажер сделан на базе контроллера, поддерживаемого MFS, или на основе заводских комплектующих, то часто можно ограничиться редактированием конфигурационных файлов. Также можно воспользоваться программами – эмуляторами: Key2Mouse, Autohotkey. Эти программы позволяют переназначать команды с мышки, клавиатуры, а также с джойстика или контроллера на другие устройства.

В зависимости от ваших условий оборудование тренажера может состоять их разных переключателей, сигнальных лампочек, моторов для аналоговых приборов и даже целых летных компьютеров. С развитием проекта могут появляться новые устройства.

Одно из важных устройств интерфейса – эмулятор клавиатуры. Большинство команд MFS можно задать путем простого нажатия клавиши или их комбинации. Эмулятор клавиатуры позволяет легко и просто связать переключатели и тумблеры с набором команд на клавиатуре без применения специальных технических знаний. Примеры таких устройств можно найти здесь: KE72 Encoder Module, TCP-S2.

Также нужно будет использовать плату контроллеров для связи узлов управления с MFS. Например, с помощью такой платы можно задействовать сервомоторы и приводы приборов, также переключать тумблеры и включать лампочки. А вот и примеры таких плат: IO-Cards, Remote Mount Kits, SIM-board, M-Joy16. Обычно все подобные устройства поставляются с программным обеспечением, так что необходимости в программировании нет. Для таких сложных устройств, как бортовые компьютеры, более практичным является применение устройств ввода с вычислительными функциями. Для этого часто используются микроконтроллеры. Они организуют функцию ввода – вывода информации с устройства, не допуская перегрузки при простоте программирования основного компьютера. Примеры микроконтроллеров: BASIC Stamp. Для снижения стоимости и упрощения интерфейса многие используют вместо микроконтроллеров стандартные компьютеры и обычное программное обеспечение.

Читайте также:  Как раскроить брюки женские своими руками

Чаще всего для строительства тренажера используют дерево, оргстекло и пластик (полиэстер и плексиглас). Система визуализации может состоять из нескольких мониторов или проектора. Кто-то ставит в тренажер настоящие приборы, другие изобретают свои. Что касается цифровых приборов (экранов), то существует целый спектр коммерческих, условно – бесплатных и бесплатных программ, которые могут взять на себя эту функцию. Узлы управления, такие как штурвалы, педали и ручки управления двигателями могут быть изготовлены самостоятельно или куплены у поставщика. Круг дополнительных устройств тренажера широк и может удовлетворить любые прихоти.

Пять вопросов для выбора типа авиатренажера

После того, как вы разобрались с компоновкой тренажера, пришло время сделать обзор Интернета в поисках подходящих технических решений. Для этого можно воспользоваться разделом «Полезные ресурсы». Вложение времени на этом этапе окупит себя: чем тщательнее сделан обзор, тем больше шансов найти оптимальное решение, конструирование также поощряется.

Для того чтобы определиться с типом тренажера задайте себе пять вопросов:

  1. Какими навыками вы обладаете, и какой навык хотите развить?
    Можно использовать готовые компоненты тренажера, а можно разрабатывать их с нуля. Если используешь компоненты конкретного самолета, то в итоге он и получится. А если разрабатываешь что-то сам, то выбор узлов для копирования увеличивается и можно выбирать. Можно прокачать некоторые навыки программирования и улучшить уровень реализма модели воздушного судна. Творчество может быть во всем, вопрос в бюджете и во времени реализации проекта.
  2. Какой лимит времени?
    Через какой промежуток времени вы хотите облетать первую версию вашего летного тренажера? Для собственного удовлетворения и повышения мотивации лучше идти небольшими шагами и иметь возможность летать на каждом из них в любой момент времени.
  3. Жилищный вопрос.
    Кто-то строит тренажер в углу комнаты и вынужден делить жизненное пространство своего хобби с членами своей семьи. Другие имеют для строительства целую мастерскую. Доступное пространство поможет определиться с размерами тренажера, который можно построить и это будет влиять на другие факторы.
  4. Уровень ваших амбиций
    Какого уровня реализма вы хотите достичь? Какой бюджет? Сколько компьютеров будет задействовано?
  5. На каких воздушных судах вы собираетесь летать?
    Кто-то выбирает популярные самолеты большой и малой авиации. В таких случаях обычно есть в продаже готовые компоненты, а в MFS присутствуют модели этих воздушных судов. Если человек решил все делать самостоятельно, то выбор воздушного судна у него шире, но в любом случае лучше просмотреть список самолетов из популярных авиасимуляторов.

Подготовительная часть

Чем выше качество чертежей, тем лучше

Если проект заточен под конкретный самолет, то в первую очередь следует найти по нему техническую документацию, в том числе чертежи, и сделать фотографии кабины. Помочь могут следующие ресурсы: Ebay, Avsoft, eFlightManuals, EsscoAircraft, FlightManualsOnCD.

Также стоит просмотреть сообщества кокпитостроителей по конкретному самолету: A340 project (раздел файлы), B767 dimensions, B777 dimensions и 47 Simulator (раздел «картинки и файлы»).

В строительстве могут понадобиться программы для проектирования, бесплатные можно найти на FreeByte.

Приборная панель – лицо проекта, и оно должно быть красивым

В приборной панели установлены переключатели и приборы, и она всегда находится на виду.

При разработке приборной панели, в первую очередь следует определиться с планировкой панели. Если в планах кокпит настоящего самолета, то лучше всего найти оригинальные чертежи с техническими документами и узнать форму панели, места расположения на ней приборов, переключателей и их типы. Не стоит экономить здесь время: панель находится на переднем плане.

Техническая документация может дать некоторую информацию о схеме панели, однако, не всегда можно найти информацию о реальных её размерах. Как выход – поискать в дополнительных ресурсах Интернета, например, на Varxec и Pietila, либо задать вопрос продавцу компонентов приборной панели на Ebay, а размеры самой панели определить пересчетом.

Также можно купить готовые эскизы панелей в натуральную величину. Их можно найти у таких поставщиков, как Hispapanels, Flightdeck Solutions, Engravity.

Надписи на панель следует наносить с помощью специального оборудования, которое не всегда есть под рукой, в таком случае следует вместо гравировки панелей использовать самоклеющиеся наклейки. Например, надписи, сделанные 3M ScotchMark. Другой способ в использовании надписей напечатанных на бумаге, размещенных между двумя листами оргстекла.

Область, которая требует особого внимания – подсветка панели. Принцип такой, что надпись загорается, когда включается освещение панели. Это нельзя воспроизвести без применения профессионального оборудования и материалов. Однако, есть хорошие альтернативные подходы: F16Simulator, Biggles, Hans Krohn, и xFlight/F16.

Конструкция корпуса на любой вкус

Вариантов строительства кабины тренажера множество, а общее правило звучит так: чем больше корпус закрыт, тем выше уровень реализма. К другим важным критериям относятся: транспортирования без риска поломки, размеры с которыми тренажер может пройти через дверные проемы, удобство в эксплуатации и простота модернизации (поскольку может появиться желания сделать лучше). Если в конечном итоге вы намереваетесь установить всё на подвижную платформу, то ваша задача сделать каркас достаточно прочным.

Любые доступные материалы могут быть использованы для достижения нужных эффектов. Это может быть ДСП различной плотности, круглые гвозди в месте заклепок и многослойная разноцветная краска для создания эффекта потертости.

Также можно покупать детали настоящих самолетов. В этом могут помочь такие ресурсы как: BoneYard2U, Desert Air Spares, Scroggins Aviation, Warbird Parts, and Konfederate Klassiks.

Источник

Как мы строили авиатренажер: бесценный опыт

Чуть менее года назад я включился в процесс строительства устройства, которое находится где-то между авиасимулятором и профессиональным авиатренажером. Это был не первый опыт — в 2009 году мы уже решали такую задачу, поэтому приступая к реализации весьма амбициозной мечты мы постарались не наступить на все возможные грабли. Тут я опишу предысторию с «первым блином», и как она повлияла на второй. Если будет интересно, напишу подробно про наш второй тренажер.

Пост в «DIY» потому, что ни у кого из нас раньше не было опыта строительства самолётов или профессиональных тренажеров. Более того, как выяснилось позднее, подходы при конструировании низкобюджетного авиатренажера кардинально отличаются от подходов в профессиональной области. В общем, и первый и второй тренажер был построен любителями, правда, с техническим бэкграундом.

Осторожно, много картинок, вызывающих нервный тик у любителей авиации и инженеров.
Итак…

Предыстория

В июле 2009 года один из моих знакомых позвонил и сказал, что мол в Москве некий бизнесмен строит для себя тренажер самолёта Boeing 737-800, и что у него не все получается, и, дескать, не хотел ли бы я поучаствовать в проекте. Я захотел, приехал к этому бизнесмену, обалдел, и сразу включился в работу.

Надо сказать, что в результате тренажер построился, пожалуй, максимально дорого и с максимальным количеством граблей. Это было связано и с отсутствием опыта у нас, в очень значительной степени — с крайней малоразвитостью рынка низкобюджетных авиатренажеров и их компонентов, и, самое главное — мы не планировали. Это была чистая лабораторщина, наколенщина и экспромт: мы были крайне ограничены во времени.

Читайте также:  Как сделать блокнот своими руками без сшивания

В результате, худо-бедно наша штуковина ожила, показалась на МАКСе, и мы стали катать на ней всех желающих.

Вскоре после завершения постройки Боинга я ушел из компании, и вернулся к ней летом 2012 года. Меня позвали назад, поскольку тот чудный бизнесмен решился на постройку второго тренажера. На этот раз им стал Airbus A320.

В этот раз мы решили подойти к вопросу более проактивно: было принято совместное решение потратить время и силы для планирования. Кроме этого, я настоял на том, чтобы вначале появлялись бумаги и картинки, и лишь потом происходили закупки многочисленных компонентов.

Конечно, одной из главных задач была сократить совокупную стоимость владения, а для этого нам нужно было проанализировать и обдумать грабли, на которые мы наступили с Боингом.

Грабли

Для начала я решил проанализировать грабли. В конечном итоге, эти самые грабли на этапе проектирования и конструирования приводили к неожиданным простоям тренажера, что выливалось в весьма ощутимые финансовые и имиджевые потери для компании. Нужно было не пробакланить их по второму кругу.

Отсутствие ИТ-инфраструктуры

По сути, когда появлялся на свет Боинг, предполагалось, что «все заработает само». Поставщиков было всего три: кабина со всей электроникой, подвижная платформа и видеосистема. Софт (Project Magenta если кому-то что-то это говорит) был поставлен поставщиком кабины, соответственно и инфраструктура была «дана нам свыше». Как показала эксплуатация, нужно было по крайней мере правильно раскидать компоненты по компьютерам, но даже этого не было сделано.

В дальнейшем постоянные изменения (о которых я расскажу отдельно) привели к тому, что система зажила своей собственной жизнью. Каждый раз когда происходил какой-то сбой или отказ, приходилось распутывать узел из множества компонентов, чтобы в конечном итоге обнаружить, что один из них перестает работать, если лог-файл достиг определенного размера.
Ни о каком сколько-нибудь регулярном резервном копировании, контроле версий компонентов и речи не шло.

Что касается производительности, то по мере установки новых сценариев, производительность симулятора падала весьма существенно, что в результате потребовало замены MSFS на X-Plane. Почему именно такой выборы был сделан — я не знаю, я не принимал в нем участия, однако факт остается фактом.

Даже после замены монолитного MSFS на масштабируемый X-Plane, производительность графической подсистемы не была просчитана, в результате чего аппаратное обеспечение этих серверов дважды подвергалось апгрейду.

Из этого дизастера я сделал вывод, что просто необходимо нарисовать архитектуру всего тренажера, расписать какой компонент будет работать на каком компьютере, предусмотреть возможные расширения, расписать требования к производительности железа, оценить загрузку сети и сделать небольшой запас на дальнейшее развитие. В конечном итоге, целью существования тренажера является не постоянная отработка новых технологий, а улыбки на лицах клиентов.

Постоянные изменения и мультивендорность

О, это просто праздник.
Пока в качестве симулятора использовался MSFS, все было более или менее стабильно: поставил кривой сценарий — получи сходу отвал симулятора. Просто и без изысков.

Когда перешли на X-Plane и масштабировали систему установкой четырех экземпляров (один считает динамику, и каждый рисует свою картинку на свой проектор) выяснилось, что распространить один и тот-же сценарий на четыре экземпляра без ошибок гораздо сложнее. Особенно если учесть, что один из них работает под Виндой, а три — под Линуксом. Начались ошибки и проблемы, вылетания сценариев на одном из проекторов (самое неприятное). В какой-то момент контроль над сценариями был полностью утерян, и было принято волевое решение полностью синхронизировать все инсталляции с какой-то одной. Это позволило почти полностью избавиться от проблем с визуалкой, но корень проблемы остался — у нас четыре разные инсталляции симуляторов, три из которых формируют изображение на одном экране.

Иногда железо (контроллеры) выходили из строя. Вместо того чтобы смириться и покупать то-же самое, покупались контроллеры других производителей. В результате через три года в Боинге стояло оборудование аж 5 вендоров, и у каждого из них свой интерфейсный софт со своими особенностями. Конечно, это работает вместе, но в случае каких-то неизведанных проблем, диагностика превращается в сущий ад.

Опять-таки новые контроллеры — это новые кабели на борту, и в какой-то момент мы пришли к осознанию, что мы уже не знаем, что это за провод, куда он идет и для чего он нужен. Пришлось остановить работу тренажера на несколько дней, и сделать почти полный re-wiring.

Из этих граблей я сделал вывод, что тренажер должен строиться если и не на века, то по крайней мере на годы. Нужно заранее оценить направления возможного развития, зафиксировать их и строить систему исходя из этих направлений. Если в какой-то момент возникнет желание улучшить что-то в другом направлении — ну что-ж, от чего-то придется отказаться в пользу эксплуатационной надежности.

Эксплуатация

Эксплуатация тренажера не была похожа на таковую вообще.

Инструкций по эксплуатации не было, ограничений на изменения не было, плана резервного копирования, планового техобслуживания, да и много чего еще не было.

Разные руки лезли в один и тот-же тренажер, меняли настройки, наскоро проверяли и уходили, а на следующее утро тренажер не заводился.

Лампы в проекторах перегорали в самый неподходящий момент, а запасные были в магазине где-нибудь в Видном, и в пятницу вечером наш курьер несся через всю Москву дабы купить последнюю в Москве (кроме шуток) лампу.

Масло в цилиндрах приводов подвижной платформы незаметно вытекало, и мы обнаружили что оно течет только когда на полу образовалась лужа. И, конечно, масла этой марки было не купить.

Обобщая: тренажер работал, а не эксплуатировался. Ломается — чиним. Не ломается — летаем.

В новом проекте было очень важно предусмотреть и описать процесс эксплуатации: какой ЗИП в каком объеме нам нужен, как часто мы делаем диагностику, что делаем если сломается то-то и то-то, какие обновления мы устанавливаем и как, как мы их тестируем, как часто мы делаем бэкапы и т.д. Забегая вперед скажу, что такой подход здорово помог. Оказалось, что если договориться хотя бы о регулярных бэкапах и не вносить изменения когда попало, то система живет гораздо дольше и лучше.

Электрические проблемы

Казалось бы, в таком технически сложном устройстве электрические проблемы не должны занимать много места.
Ан-нет! Когда я только приобщился к Боингу, обнаружились спонтанные отключения контроллеров, которые мы долго не могли диагностировать. В какой-то момент я догадался померить разность потенциалов между «землей» USB контроллеров и компьютера, в который этот разъем был включен: там было много, слишком много как для контроллеров, так и для USB-хабов на материнских платах компьютеров. Оказалось, что каким-то неведомым образом наши поставщики умудрились развязать «земли» кабины и стойки с компьютерами. Сделали энергоснабжение из одной точки, с правильной разводкой «земли» и нейтрали — количество отваливаний резко сократилось.
В другой раз у нас вышибло одну из фаз, и вскрытие показало, что балансировки нагрузки нету. После этого я проанализировал схему электроснабжения всех компонентов тренажера и переделал ее, проблема ушла.

Читайте также:  Как сделать уют своими руками кухню

Выводом стала необходимость схемы электроснабжения с расчетом и балансировкой нагрузок, распределением их по бесперебойникам, и, конечно, с защитой как от КЗ, так и от поражения током. Сначала — на бумаге, с проверками «а что будет если этот проводок оторвется», с расчетом сечений проводов, номиналов автоматов и тому подобных электротехнических вещей. И лишь после того, как схема не изменялась — закупка компонентов и сборка электрического щита.

Мы никогда точно не считали, сколько в кабине лампочек и кнопочек, но количество контроллеров ввода-вывода переваливает за полтора десятка. И каждый из них заканчивается USB, а он должен включиться в компьютер.
Я уже написал про проблемы с отсутствием общей «земли», ее мы успешно решили, но когда на три разных компьютера идет три пучка кабелей — проблем не обойти.
Мы перепробовали несколько разных USB-удлиннителей, пробовали ставить хабы разных производителей, пробовали собирать все устройства на один компьютер, в общем, много чего пробовали, но проблема с «отваливанием» USB-устройства в самый неподходящий момент хоть и редка, но остается и по сей день.

Очевидным выводом был отказ от использования USB, однако как я уже сказал, в наш просвещенный век рынок малобюджетных тренажеров (т.е. тех, которые могут позволить себе частные лица, стоимостью до $50k) крайне малоразвит, и там царит USB. Более того, никто из поставщиков компонентов не держит в голове, что кабина может двигаться — почти все (за исключением единиц) таких вот тренажеров — неподвижны. Мы же строили тренажер на подвижной платформе, а отсюда возникала и необходимость длинных кабелей, и проблемы с вибрацией.

Ну что-ж, раз так, то никуда от него не деться, а значит нужно делать кабели максимально короткими, не тащить USB через удлинители на 10 метров, а ставить компьютеры на борту. Забегая вперед: это означало, что на борту должны стоять бездисковые компьютеры. Это отдельная прекрасная задача, о которой я расскажу в одной из следующих частей.

Механические проблемы

Подвижность + люди в кабине = разнообразные проблемы с механикой.
От вибрации раскручиваются резьбовые соединения, выпадают саморезы, со временем начинает рассыпаться пластик.
Клиенты наши — не профессиональные пилоты, а обычные люди, иногда даже не очень и увлеченные авиацией. Они не знают, что можно делать, а чего делать нельзя.
Обычный среднестатистический мужчина в самом расцвете сил может по незнанию оторвать рукоятку от настоящего авиационного прибора, и даже не заметить этого. Впрочем, по рассказам наших друзей-инженеров из «взрослых» тренажерных центров, настоящие пилоты иногда делают то-же самое.

В новом тренажере мы победили эти грабли процентов на 95%: все кабели должны быть зафиксированы, все резьбовые соединения — законтрены. Никаких саморезов. Стяжки, стяжки, стяжки. Оставшиеся 5 процентов — это по-прежнему наши клиенты. Увы, тут — только ласковым, но настойчивым словом. Это я отношу к организационным выводам.

Выводы

Планировать, проектировать, писать, думать, анализировать.
«С листа» можно, наверное, за пару вечеров смастерить самокат, но мясорубку — уже нет. А авиатренажер — и подавно.
Анализ прошлых неудач сыграл важную, если не решающую роль. Именно благодаря систематизации «выученных уроков» стала очевидной необходимость сначала думать и рисовать, а потом — делать.

Конечно, избежав части старых граблей, мы нашли новые, но полугодовой опыт показал, что эксплуатационная надежность нового тренажера гораздо выше. Гораздо меньше вынужденных простоев, сбоев и отказов. Гораздо больше счастливых клиентов, а ведь именно в этом и цель.

В следующих постах я опишу процесс постройки A320 в подробностях.

Апдейт

Я нашел фотографии с постройки Боинга, выкладываю.

Основание кабины со штурвалами. Первоначально использовались компьютерные БП, что оказалось большим злом. Сейчас MeanWell

Прибыла подвижная платформа из Италии. Масса самой подвижной платформы — около 800 кг, шкаф управления — еще 800.

У нас была возможность использовать погрузчик (с Аирбасом — уже нет, не было места). Слева — первая версия стойки с серверами. Справа — металлоконструкции, на которые будет натянут проекционный экран.

Сборка кокпита. MIP (Main instrument panel) уже почти собрана.

Кокпит с основанием и рамой.

Вид сквозь окна на открытую потолочную панель. Впоследствии стало понятно, что избранный способ прокладки кабелей был неверным.

Наши канадские специалисты настраивают интерфейсный софт — прослойку между FSUIPC и контроллерами. Каждая кнопка-тумблер-лампа-индикатор «привязываются» к переменной FSUIPC. Один раз мы эту конфигурацию потеряли — было весело.

Начало сборки основания, по которому будет ездить трап.

Кабина, платформа, шкаф управления платформой. «Сердце» шкафа управления — ПЛК Siemens. Драйверы приводов — Baumuller. Драйверы вместе с двигателями заслуживают отдельной статьи. К примеру, драйвер внутри считает температуру обмоток двигателя в зависимости от нагрузки на мотор. Кроме этого есть несколько температурных датчиков в обмотке, которые, конечно, тоже подключены к контроллеру. Что, впрочем, не мешает ему выдать аварийный сигнал и остановить всю подвижность, если расчетная температура выскочила за допустимый предел. А расчет ведется на основе уникальных параметров двигателя, которые снимаются в процессе тестирования на заводе. Когда мы столкнулись с этой трудностью (с расчетной температурой), пришлось выходить на связь с заводом.

Шкаф управления платформой и стойка с серверами, какими они были 4 года назад.

А теперь — ррраз, и мы погрузчиком водрузили кабину на платформу.

Блок РУДов (рукоятки управления двигателями, Throttle Quadrant по-английски). Собственно, причина моего появления в проекте. Оно не работало совсем. Блок сделан из настоящего блока с Боинга 737-300 немецким умельцем. К сожалению, умелец выкинул большую часть кондовой боинговской механики, и заменил ее смешными тягами, и, местами, (без шуток) крышкой от зажигалки. А винтовой клеммник решил залить припоем. Используемые контроллеры — Phidgets. Всего их на один этот блок — 6 штук.

Если я правильно помню, тут мы пытаемся разобраться, как распределяется питание (их там два — 12 и 5) внутри блока. Это питание используется для привода моторов (от стеклоочистителей), которые эмулируют работу автомата тяги, когда ручки ездят «сами по себе».

Вид в основание кабины. Обратите внимание на количество USB-удлинителей. Это были первые, после них были еще, и еще, и еще. Кабели не закреплены, это было одной из причин выхода из строя удлинителей.

Натянули проекционный экран и сводим изображение. В качестве делителя изображения использовался TrippleHead2Go, в качестве софта для искривления изображения под цилиндрический экран — Sol7.

Один из рабочих моментов. Если не изменяет память, мы ругались на тему как правильно заставить РУДы двигаться.

Обкатка.

Финальный вид кокпита в 2009 году.

Вид снаружи во время работы подвижной платформы.

Update #2

Прямо сейчас Боинг из этого поста выглядит так:

и еще так

и так:

Все это называется словоми «капитальный ремонт».

Если у кого-то есть время и чешутся руки поковырять наш пыльный тренажер завтра и в пятницу, напишите мне в личку.

Источник

Оцените статью